Муниципальное образовательное учреждение
Новоникулинская средняя общеобразовательная школа
МО «Цильнинский район» Ульяновской области
Рабочая программа
по биологии в 10 классе
Составитель:
Зотова Галина Михайловна,
учитель биологии
1 квалификационной категории
Село Новое Никулино
Рабочая программа по курсу биологии для 10 класса
(2 часа в неделю, 70 часов за год)
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии в 10 классе составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б. Агафоновой, В.И. Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138с), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Рабочая программа составлена также на основе Рабочих программ по биологии (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, В.В. Пасечника, И.Н. Пономарёвой) / авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – 464 с. – (Образовательный стандарт).
На изучение биологии на базовом уровне отводится в 10 классе - 35 часов в год, 1 час в неделю, один час в неделю добавлен за счет школьного компонента. Данная программа рассчитана на 70 часов в год, из расчета - 2 часа в неделю, из них: для проведения зачётных работ - 6 часов, практических работ - 6 часов, лабораторных работ – 1 час.
В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы:
Раздел 1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле добавлено 3 часа;
Раздел 2. Учение о клетке добавлено 7 часов;
Раздел 3. Размножение и развитие организмов добавлено 7 часов;
Раздел 4. Основы генетики и селекции добавлено 18 часов
Увеличение количества часов осуществлялось за счет распределения предусмотренного авторской программой резервного времени.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):
освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред.от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
Санитарно-эпидемилогические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ от 09.03.2004 № 1312).
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089). Стандарт основного общего образования по биологии.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный го утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2010 г.
Областной закон «Об образовании в Ульяновской области».
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2012.- год.
3. Содержание учебного курса по биологии 10 класса
Введение. Биология как наука. Методы научного познания.
Объект изучения биологии – живая природа. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Демонстрации
Методы познания живой природы
Раздел 1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.
Тема 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи
Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Организм – единое целое. Многообразие организмов. Сущность жизни. Царства живой природы; естественная классификация живых организмов. Отличие живых систем от неживых. Многообразие живых систем – предпосылка и условие сохранения жизни на Земле.
Тема 2. Возникновение жизни на Земле
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
История представлений о возникновении жизни на Земле (в древности, средние века, XIX век). Предпосылки возникновения жизни на Земле: эволюция химических элементов в космическом пространстве; образование планетных систем; первичная атмосфера Земли. Возраст Земли. Условия среды на древней Земле.
Современные представления о возникновении жизни на Земле: предбиологическая эволюция (образование протобиополимеров; эволюция протобионтов); Биологическая эволюция.
Демонстрации Биологические системы.Уровни организации живой природы Многообразие организмов.
Раздел 2. Учение о клетке.
Тема 3. Химическая организация клетки.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Элементный состав клетки. Макро – и микроэлементы их роль в образовании органических и неорганических молекул. Неорганические вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержании гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Органические вещества. Биологические полимеры – белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии.
Тема 4. Метаболизм – основа существования живых организмов.
Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка. Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. Пластический обмен как совокупность реакций биологического синтеза. Энергетический обмен – катаболизм; его этапы. Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Хемосинтез.
Тема 5. Строение и функции клеток.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Жизненный цикл клетки. Деление клетки: митоз. Особенности строения растительной клетки. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Демонстрации
Строение молекулы белка.Строение молекулы ДНК. Строение молекулы РНК
Характеристика гена. Удвоение молекулы ДНК. Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Фотосинтез.Строение клетки.Строение клеток прокариот.Строение клеток эукариот.Хромосомы. Деление клетки (митоз). Строение вируса.
Практические и лабораторные работы:
Лабораторная работа №1 «Особенности строения растительной и животной клеток».
Раздел 3. Размножение и развитие организмов.
Тема 6. Размножение организмов.
Бесполое размножение. Его формы. Вегетативное размножение. Половое размножение и его формы. Гаметогенез. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Тема 7. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное развитие животных. Онтогенез. Органогенез. Постэмбриональное развитие животных. Формы постэмбрионального развития. Непрямое развитие: полный и неполный метаморфоз. Прямое развитие. Онтогенез высших растений. Общие закономерности онтогенеза. Биогенетический закон.
Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Демонстрации
Способы бесполого размножения. Половые клетки. Деление клетки (мейоз).
Оплодотворение у растений и животных. Индивидуальное развитие организма
Раздел 4. Основы генетики и селекции.
Тема 8. Основные понятия генетики
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. История развития генетики: дата зарождения генетики; работы Г Менделя. Понятия генетики: ген, генотип, гомо- и гетерозиготные признаки, фенотип.
Тема 9. Закономерности наследования признаков (5 часов)
Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя – закон независимого комбинирования. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.Группы сцепления генов. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме. Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование) и неаллельных (комплементарность, полимерия, эпистаз) генов в определении признаков.
Тема 10. Закономерности изменчивости.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая модификационная изменчивость. Построение вариационной кривой.
Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Тема 11. Основы селекции. Биотехнология.
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития с/х производства, медицинской и других отраслей промышленности.
Демонстрации
Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Решение генетических задач на моногибридное скрещивание.. Дигибридное скрещивание. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование. Наследование, сцепленное с полом. Мутации. Модификационная изменчивость. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Искусственный отбор.Гибридизация. Исследования в области биотехнологии
Практические и лабораторные работы:
Практическая работа №1 «Решение генетических задач»
Практическая работа №2 «Решение генетических задач на сцепленное наследование»», Практическая работа №3 «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследования»», Практическая работа №4 «Решение генетических задач на взаимодействия генов», Практическая работа №5-6 «Решение генетических задач»
Итоговая контрольная работа.
4. Структура курса
Раздел, тема курса | Количество часов |
В программе | В рабочей программе | Разница |
Раздел 1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле | 3 | 6 | + 3 |
Раздел 2. Учение о клетке | 13 | 20 | + 7 |
Раздел 3. Размножение и развитие организмов | 6 | 13 | + 7 |
Раздел 4. Основы генетики и селекции | 9 | 27 | + 18 |
Обобщающее повторение | 4 | 4 | -- |
Всего | 35 | 70 | 35 |
5. Годовой календарный график текущего контроля
Раздел, тема курса | Кол. часов | Лабора-торная работа | Практи-ческая работа | Зачеты |
Раздел 1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле | 3 | - | - | - |
Раздел 2. Учение о клетке | 20 | 1 | - | 2 |
Раздел 3. Размножение и развитие организмов | 13 | - | - | 2 |
Раздел 4. Основы генетики и селекции | 27 | - | 6 | 1 |
Обобщающее повторение | 4 | | | 1 |
6. Перечень практических работ
№ | Тема |
1 | «Решение генетических задач» |
2 | «Решение генетических задач на сцепленное наследование» |
3 | «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследования» |
4 | «Решение генетических задач на взаимодействия генов» |
5 | «Решение генетических задач» |
6 | «Решение генетических задач» |
7. Лабораторные работы
№ | Тема |
1 | «Особенности строения растительной и животной клетки" |
8. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Рабочая программа предполагает возможность реализации в педагогическом процессе актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют задачи обучения биологии:
- приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды; воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности;
- овладение рядом общих учебных умений, навыков и обобщенных способов учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, к которым относятся:
использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.);
определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;
умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи;
• определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
• сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложениям, основаниям, критериям;
• умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;
исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике; использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ;
творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
использование для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности;
соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
• оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Требование к уровню подготовки
В результате изучения биологии 10 класса на базовом уровне ученик должен
знать /понимать
основные положения биологических теорий (клеточная); основные функции ядра, оболочки, цитоплазмы, митохондрий, хлоропластов, рибосом, хромосом,
сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; особенности строения клеток прокариот и эукариот, сущность энергетического обмена веществ и превращения энергии, пластического обмена (фотосинтеза, биосинтеза белков); матричный и ферментативный характер реакций обмена веществ; значение деления клеток, мейоза и оплодотворения в осуществлении преемственности между поколениями; закономерности индивидуального развития;
роль основных неорганических и органических веществ, липидов, АТФ, биополимеров, генов в клетке, принцип удвоения ДНК;
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций;
применять знания о клетке, размножении, онтогенезе, закономерностях наследования, селекции для обоснования мероприятий по охране природы, оценки последствий деятельности человека на природу;
сравнивать растительную и животную клетку, разные типы деления клеток; методы селекции растений и животных, мутации и модификации, сорта растений и породы животных;
выявлять основные компоненты клетки;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно),
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих), процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
обосновывать вред курения, употребления алкоголя и наркотических веществ с позиции генетики и селекции;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни,
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Критерии и нормы устного ответа по биологии
Оценка «5» ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка «4» ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
Полностью не усвоил материал.
Оценка выполнения практических работ по биологии:
Оценка «5» ставится, если ученик:
Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.
Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).
Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:
Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.
Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка «3» ставится, если ученик:
Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);
Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.
Учебно – методический комплекс
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6 – 11 классы. М.:Дрофа,2010.
Сивоглазов В.И. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11кл.
Общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова,
Е.Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова. – М.:
Дрофа, 2010;
Рабочая тетрадь. 10-11 класс. И.Б. Агафнова, В.И.Сивоглазов, Я.В. Котелевская
Поурочные разработки к учебнику «Сивоглазов В.И. Общая биология. Базовый уровень»
Дополнительная литература
И.Р. Мухамеджанов. Тесты, зачеты, блицопросы по биологии. М.: ВАКО.2010;
Контрольно – измерительные материалы. М.: ВАКО;
Е.В. Спирина. Учебно- методическое пособие. Трудные задания Части С ЕГЭ по биологии. Г. Ульяновск ИПКПРО 2014 г.;
А.А.Кириленко, С.И. Колесников. Биология. Подготовка к ЕГЭ – 2015. Книга 2. Ростов-на-Дону 2014г.
ФИПИ. Типовые экзаменационные варианты. Биология 2015.
Интернет ресурсы.
Календарно-тематическое планирование
по биологии 10 класса
№ п/п | Тема урока Тип урока | Количес-тво ча-сов | Дата | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающегося | Оборудование | Домашнее задание |
план | факт |
Раздел 1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на земле. 6 часов. |
1. | Предмет и задачи общей биологии | 1 | | | Ключевые понятия Система биологических наук Факты Объект изучения биологии - живая природа. Методы познания живой природы: описательный, исторический, метод моделирования. Этапы познания: сбор фактов, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, доказательства теории. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественнонаучной картины мира. | Уметь называть: естественные науки, составляющие биологию; *вклад ученых (основные открытия) в развитие биологии на разных этапах ее становления; *методы исследований живой природы. Объяснять: *роль биологии в формировании научного мировоззрения; *роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественнонаучной картины мира. | Текст учебника стр. 7-9. Фотографии, ксерокопии обложек научно-популярных книг, портреты ученых. | Введение |
2 | Уровни организации живой материи. | 1 | | | Ключевые понятия Жизнь Факты Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Принцип Иерархический (многоуровненвый) принцип построения живой природы. | Уметь Перечислять: *уровни организации живой материи; * Характеризовать проявление свойств живого на различных уровнях организации. * Выделять основные признаки понятия «биологическая система». | Таблицы по общей биологии: «Уровни организации живой природы» «Схема строения клетки», «Популяции», «Биоценоз дубравы», «Биосфера»; научно-популярные книги и журналы, фотографии и картины биогеоценозов. | П 1.1. |
3 | Критерии живых систем | 1 | | | Ключевые понятия Жизнь Факты Отличительные признаки живой природы: уровневая организация, эволюция. Явления Свойства живого. Дискретность и целостность. Наследственность и изменчивость.Открытость Ритмичность. Адаптация. Процессы Метаболизм. Саморегуля-ция. Размножение. Раздражимость и движение. | Уметь давать определение понятию жизнь. * Перечислять основные свойства живого. * Характеризовать проявление свойств живого на различных уровнях организации. * Выделять основные признаки понятия «биологическая система». * Аргументировать свою точку зрения, на существование множества определений понятия «жизнь». | Таблицы по общей биологии и таблицы, относя-щиеся к предшест-вующим биологи-ческим курсам с изображением роста, развития, размножения растений, грибов, животных; таблицы, демонстрирующие проявление других критериев живого. Рис.1.2, 1.3 учебника. | П 1.2. |
4 | История представлений о возникновении жизни на Земле. | 1 | | | Ключевые понятия Материализм Идеализм Креационизм Факты Происхождение жизни на Земле – вечная и глобальная научная проблема. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Теории, гипотезы Самозарождение жизни, стационарное состояние, теория вечности жизни (панспермии) Принцип Всё живое – из неживого. Всё живое из яйца. | Обосновывать принцип «всё живое из яйца». Описывать - опыты Пастера, доказывающие невозможность самопроизвольного зарождения жизни в современных условиях. - сущность теории вечности жизни. Анализировать и оценивать - содержание научной и религиозной точек зрения по вопросу происхождения жизни, - различные гипотезы вечности жизни, - материалистические гипотезы происхождения жизни. Развёрнуто обосновывать суждения по проблеме происхождения. | Таблицы по общей биологии; таблицы, иллюстрирующие эволюцию химических элементов в космическом пространстве, научно-популярная литература по проблеме «Возникновение жизни»; портреты ученых, работавших по решению данной проблемы. | П 2.1. |
5 | Современные представления о возникновении жизни | 1 | | | Ключевые понятия Абиогенез Биогенез Коацерваты Факты Возможные источники энергии для первичной химической эволюции. Условия среды, необходимые для синтеза органических веществ. Процессы Синтез биогенных элементов в результате ядерных реакций. Образование газов первичной атмосферы Земли. Теории Теории абиогенеза и биогенеза, биохимической эволюции. | Уметь: - давать определения ключевым понятиям. - находить и систематизировать информацию по проблеме происхождения жизни. Анализировать и оценивать работы С.Миллера и А.И. Опарина по разрешению проблемы происхождения жизни на Земле. Объяснять: вклад эволюционной теории в формирование современной естественнонаучной картины мира. | Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение веществ, входящих в состав клеток. Таблицы, иллюстрирующие гипотезы возникновения эукариот, многоклеточности. Текст учебника § 2.3; § 2.4, § 2.5. | П 2.2.-2.4. |
6 | Начальные этапы биологической эволюции | 1 | | | П 2.5. |
7 | Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки | 1 | | | Ключевые понятия Теория Цитология. Гидрофильные соединения Гидрофобные соединения Органогены Микроэлементы Макроэлементы Ультрамикроэлементы Объекты Клетки эукариот и прокариот. Вирусы. Факты Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Этапы создания клеточной теории: сбор фактов, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, доказательства теории. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Вода, особенности строения и свойства: растворимость, высокая теплоемкость, теплопроводность, высокая интенсивность испарения. Роль неорганических веществ в клетке и в организме человека. . | Уметь: Давать определение ключевым понятиям. Называть и описывать этапы создания клеточной теории. Называть: *положения современной клеточной теории; *вклад ученых в создание клеточной теории. Перечислять биоэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Приводить примеры биохимических эндемий. Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль клеточной теории в формировании естественнонаучной картины мира, единство живой и неживой природы. Приводить доказательства к положениям клеточной теории. Характеризовать биологическое значение химических элементов; минеральных веществ и воды в жизни клетки и организма человека. Прогнозировать последствия для организма недостатка этих элементов: минеральных веществ и воды | Текст учебника §5.5. Клеточная теория строения организмов. Таблица «Содержание химических элементов в клетке». | П 3.1. |
8 | Органические вещества клетки. Белки: строении, функции | 1 | | | Ключевые понятия Органические вещества Биополимеры Полипептиды Объекты Белки. Пространственная структура: первичная, вторичная, третичная, четвертичная. Факты Химический состав клетки. Белки. Роль белков в клетке: структурная, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая, белки-ферменты, белки-гормоны. Специфичность белковых молекул. Практическое использование денатурации. Процессы Денатурация и ренатурация. Причины денатурации. | Уметь: Давать определение ключевым понятиям. Называть: *элементарный состав и мономеры белков; *функции белков. Описывать проявление функций белков. Перечислять причины денатурации белков. Объяснять механизм образования белков. Характеризовать биологическую роль белков в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов. Находить информацию о белках в различных источниках и критически оценивать ее. Объяснять, опираясь на знания специфичности белковых молекул, трудности при пересадке органов и тканей. | Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение молекул белков, строение и функцию ферментов; таблицы с изображением гемоглобина, органелл — ресничек, жгутиков. Мультимедийный диск, компьютер, видеопроектор. | П 3.2.1. |
9 | Углеводы: функции, особенности организации моно- и дисахаридов. | 1 | | | Ключевые понятия Органические вещества Биополимеры Низкомолекулярные вещества Объекты Липиды, липоиды, углеводы. Факты Химический состав клетки. Жиры. Классификация жиров: нейтральные жиры, воски, жироподобные вещества. Углеводы. Классификация углеводов: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Роль липидов, липоидов в клетке: источник энергии, источник метаболической воды, защитная функция. Роль углеводов в клетке: источник энергии, резерв питательных веществ и энергии, структурная и защитная функции. | Уметь: Давать определение ключевым понятиям. Описывать элементарный состав углеводов и липидов. Приводить примеры углеводов и липидов различных групп. Характеризовать биологическую роль липидов и углеводов в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов. Находить информацию о липидах и углеводах в различных источниках и критически оценивать ее. Прогнозировать последствия для организма недостатка углеводов и липидов. | Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение и функции углеводов, строение жиров; таблицы, относящиеся к разделу «Растения», иллюстрирующие местоположение углеводов в растениях. | П 3.2.2. |
10 | Жиры - основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Липиды | 1 | | | Ключевые понятия Жиры, липоиды Объекты Липиды живых организмов. Строение и функции молекул: структурная, энергетическая, функция запасания питательных веществ, терморегуляция, истоник эндогенной воды, регуляторная. Факты Содержание в клетке. Виды липидов: фосфолипиды, гликолипиды, липопротеиды, половые гормоны человека и животных | Давать понятия ключевым понятиям. Описывать химический состав Характеризовать строение жиров Устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке | | П 3.2.3. |
11 | ДНК – носитель наследственной информации. | 1 | | | Ключевые понятия Биополимеры Объекты Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Факты Химический состав клетки. Открытие Иоганном Фридрихом Мишером нуклеиновых кислот. Описание структуры ДНК Уотсоном и Криком, Чаргаффом. ДНК - носитель наследственной информации (хранение наследственной информации, передача информации следующему поколению; передача генетической информации из ядра в цитоплазму). Виды РНК: транспортная, рибосомальная, информационная (матричная). Процесс Удвоение молекулы ДНК. Закономерности, теории Принцип комплементарности. Правило Чаргаффа. | Уметь: Давать определение ключевым понятиям. Называть: *типы нуклеиновых кислот; *функции нуклеиновых кислот. Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК. Находить информацию о нуклеиновых кислотах в различных источниках и критически оценивать ее. Прогнозировать последствия для организма недостатка или изменения структуры нуклеиновых кислот. | Таблицы, иллюстрирующие строение ДНК, рибонуклеиновых кислот; таблицы с изображением генетического кода в последовательности нуклеотидов ДНК и и-РНК. Пространственная модель ДНК. | П 3.2.4. |
12 | РНК: строение, и функции. Генетический код | 1 | | | Ключевые понятия Антикодон Генетический код Кодон Объекты Молекулы РНК Факт Функции РНК: хранение наследственной информации, участие в реакциях матричного синтеза белка, перенос аминокислот, образование рибосом | Давать определение ключевым понятиям Называть виды РНК Устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул РНК в клетке Характеризовать свойства генетическогокода | | П 3.2.4. стр. 109-113 |
13 | Зачет № 1 по теме «Химическая организация живого вещества» | 1 | | | Повторить термины |
14 | Анаболизм. | 1 | | | Ключевые понятия Метаболизм Ассимиляция Объекты Автотрофные и гетеротрофные организмы. Факты Организм - открытая энергетическая система. Источники энергии. Типы питания: автотрофное, гетеротрофное, мик- сотрофное. Особенности обмена веществ у животных. | Уметь: Давать определение ключевым понятиям. Описывать типы питания живых организмов. Приводить примеры гетеротрофных организмов. | Таблицы по общей биологии; Мультимедийный диск, компьютер, видеопроектор. | П 4.1. |
15 | Энергетический обмен – катаболизм. | 1 | | | Ключевые понятия Метаболизм Диссимиляция Брожение Гпиколиз Объекты Анаэробные и аэробные организмы. Факты Обмен веществ и превращение энергии - свойство живых организмов. Организм - открытая энергетическая система. Этапы энергетического обмена. Локализация реакций энергетического обмена Эффективность энергетического процесса аэробов. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий. Процесс Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен: подготовительный этап, бескислородный этап, кислородный этап. | Уметь: Давать определение ключевым понятиям. Объяснять роль АТФ в обмене веществ в клетке. Называть этапы энергетического обмена. Характеризовать: *сущность и значение обмена веществ; *этапы энергетического обмена в клетке на примере расщепления глюкозы. | Таблица «Обмен веществ и энергии в клетке». Мультимедийный диск, компьютер, видеопроектор. | П 2 |
16 | Автотрофный тип обмена веществ. | 1 | | | Ключевые понятия Метаболизм Объекты Автотрофные и гетеротрофные организмы. Факты Источники энергии реак- ций световой и темновой фаз. Типы питания: автотрофное,гетеротро-фное, миксотрофное. Особенности обмена в-в у растений, бактерий. Процесс Фотосинтез: световая и темновая фазы. | Уметь: Давать определение ключевым понятиям. Описывать типы питания живых организмов. Приводить примеры автотрофных организмов. Характеризовать сущность фотосинтеза. Доказывать, что организм растения - открытая энергетическая система. | Таблица «Фотосинтез». Мультимедийный диск, компьютер, видеопроектор. | П 4.3. |
17 | Строение и функции прокариотической клетки. | 1 | | | Ключевые понятия Прокариоты Эукариоты Объекты Органоиды прокариотической клетки: клеточная стенка, мембрана, нук-леоид, кольцевая ДНК (плазмида), рибосома. Факты Доядерные клетки (прокариоты). Разнообразие прокариот. Форма клеток бактерий: палочковидные, сферические, спиралевидные, в форме запятой. Распространение и значение бактерий в природе. Процесс Спорообразование. | Уметь: Давать определение ключевым понятиям. Называть: *части и органоиды прока-риотической клетки; *экологическую роль бактерий. Описывать влияние болезнетворных микроорганизмов на состояние макроорганизма. Выделять различия в строении клеток эукариот и прокариот. Раскрывать сущность процесса спорообразования у бактерий. Использовать приобретенные знания о вирусах в повседневной жизни для профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. | Таблицы: «Бактерии», «Строение клетки». Мультимедийный диск, компьютер, видеопроектор. | П 5.1. |
18 | Эукариотическая клетка. Мембранный принцип организации. | 1 | | | Ключевые понятия Эукариоты Экзоцитоз Эндоцитоз Объекты Органоиды клетки эука-риот: ЭПС (шероховатая или гранулярная; гладкая или агранулярная), клеточная мембрана, Органоиды клетки эука-риот: аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды: хлоропласты, хромопласты), рибосомы. Факты Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Процесс Пиноцитоз и фагоцитоз. Механизм и особенности. Закономерности, теории Жидкостно-мозаичная модель строения мембраны. | Уметь: Давать определение ключевым понятиям. Называть мембранные и немембранные органоиды клетки. Выделять особенности строения эукариотической клетки. Сравнивать строение растительной и животной клеток. Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в жизнедеятельности клетки. Раскрывать взаимосвязь строения и функций мембраны клетки. Различать механизм пиноцитоза и фагоцитоза. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки. Прогнозировать последствия для жизнедеятельности клетки нарушения функций ее органоидов. | Таблицы «Строение животной клетки», «Строение животной клетки». Модель-аппликация «Строение клетки». Микропрепараты, микроскопы. Мультимедийный диск, компьютер, видеопроектор. | П 5.2. |
19 | Органеллы цитоплазмы. Цитоскелет. Включения | 1 | | | Ключевые понятия Кристы, центриоль, эукариоты, эндоплазматическая сеть Объект Цитоплазма. Мембранные(ЭПС, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы) и немембранные компоненты (рибосомы, клеточный центр, цитоскелет) | Давать определение ключевым понятиям. Называть принцип структурной оргаизации клетки | | П 5.2., С 147-153 |
20 | Структуры клеточного ядра. | 1 | | | Ключевые понятия Гаплоидный набор хромосом. Гомологичные хромосомы. Диплоидный набор хромосом. Кариотип. Объекты Клеточное ядро: ядерная оболочка, ядерный сок, ядрышко, хроматин. Хромосомы. Факты Строение клетки. Четко сформированное ядро -обязательный компонент клеток эукариот. Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. | Уметь: Давать определение ключевым понятиям. Описывать строение ядра эукариотической клетки. Перечислять функции структурных компонентов ядра. Характеризовать строение и состав хроматина. Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать ее. Прогнозировать последствия для жизнедеятельности клетки утраты ядра. | Рисунки учебника 5.15, 5.16, 5.17. Таблица «Строение ядра» Мультимедийный диск, компьютер, видеопроектор. | П 5.2.2. |
21 | Жизненный цикл клетки. Деление клетки: митоз. | 1 | | | Ключевые понятия Жизненный цикл Факты Размножение - свойство организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Митоз, сущность и значение. Процесс Деление клетки - митоз. | Уметь: Давать определение ключевым понятиям. Описывать: *процесс удвоения ДНК; *последовательно фазы митоза. Объяснять: *значение процесса удвоения ДНК; *сущность и биологические значение митоза. | Модель ДНК; таблица, иллюстрирующая митоз; модель-аппликация «Деление клетки». | П 5.3. |
22 | Лабораторная работа № 1 «Особенности строения растительной и животной клетки" | 1 | | | Ключевые понятия Гаплоидный набор хромосом. Гомологичные хромосомы. Диплоидный набор хромосом. Кариотип. Объекты Клеточное ядро: ядерная оболочка, ядерный сок, ядрышко, хроматин. Хромосомы. Факты Строение клетки. Четко сформированное ядро -обязательный компонент клеток эукариот. Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. | Уметь: Давать определение ключевым понятиям. Описывать строение ядра эукариотической клетки. Перечислять функции структурных компонентов ядра. Характеризовать строение и состав хроматина. Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать ее. Прогнозировать последствия для жизнедеятельности клетки утраты ядра. | | Повто-рить термины |
23 | Клеточная теория строения организмов | 1 | | | Факт М.Шлейден и Т.Шванн-основоположники клеточной теории Роль клеточной теории в формировании современной естественно-научной картины мира Теории и гипотезы Положения клеточной теории | Отличать теорию от гипотезы Доказывать положения клеточной теории Обосновывать единство происхождения живых организмов | | |