РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасность жизнедеятельности
2016г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 19.02.10Технология продукции общественного питания.
Организация-разработчик:
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Миасский машиностроительный колледж»
ОДОБРЕНА Цикловой комиссией ____________________________ Председатель ЦК __________ /М.О.Гордеева/ Протокол № ___ от «___»__________2016г. | Составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 19.02.02 Зам. директора по УВР _____________/Н.И. Буяндуков/ «___»__________2016г. |
Разработчик: | И.Г.Агарков | преподаватель, ГБОУ СПО (ССУЗ) «Миасский машиностроительный колледж» |
| | |
Рецензенты: | ________________ | ___________________________________ |
| | |
| ________________ | ___________________________________ |
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 |
- условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
| 15 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 18 |
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасность жизнедеятельности
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников при наличии среднего (полного) общего образования.
Опыт работы не требуется.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Данная учебная дисциплина относится к профессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму, как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны,
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах,
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на нее в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального вооружения (оснащения) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения получаемых знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 126 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 84 часов;
самостоятельной работы обучающегося 42 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 126 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 84 |
в том числе: | |
лабораторные работы | --- |
практические занятия | 48 |
контрольные работы | 2 |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 42 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
Выполнение рефератов, презентаций, составление докладов, сообщений, подготовка выступлений | 42 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Обеспечение безопасности жизнедеятельности | | 32 | |
Введение | Содержание учебного материала. | 2 | |
1 | Основные цели и задачи учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Основные понятия и определения: среда обитания, БЖД, природные и техногенные факторы окружающей среды, производственная среда, опасные зоны, рабочее место, экологическая безопасность. | | 1 |
2 | Комплексный характер дисциплины, ее гуманистическая направленность; взаимосвязь с другими учебными дисциплинами: гуманитарными, социально- экономическими, естественно-научными и обще-профессиональными дисциплинами. Роль дисциплины в процессе освоения основной профессиональной деятельности. | 1 |
Лабораторные работы | --- | |
Практические занятия | --- | |
Контрольные работы | --- | |
Тема 1.1 Научно-технический прогресс и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека | Содержание учебного материала. | 6 | |
1 | Современное состояние и негативные факторы среды обитания человека. Принципы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания. Аксиомы о потенциальной опасности окружающей человека среды. Системы организма человека, предназначенные для восприятия факторов внешней среды. | 1 |
2 | Классификация основных форм деятельности человека.: физический и умственный труд. | 1 |
3 | Влияние воздушной среды рабочей зоны на организм человека; мероприятия и средства оздоровления воздушной среды и нормализации микроклимата. | 1 |
4 | Охрана окружающей среды от негативных факторов техносферы. Ответственность за загрязнение окружающей природной среды. Экспертиза и контроль экологичности и безопасности промышленных объектов. | 1 |
5 | Классификация опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ). Воздействие ОВПФ на здоровье человека. Методы и средства защиты от ОВПФ. | 1 |
6 | Общие санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам. Эргономика и техническая эстетика. | 1 |
7 | Обеспечение пожарной безопасности. Пожароопасные объекты. Требования пожарной безопасности при проектировании промышленных предприятий. Правила безопасного поведения при пожарах. | 1 |
8 | Правовые, организационные и экономические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности: - нормативная база БЖД; - экономические аспекты обеспечения БЖД; - международное сотрудничество в области БЖД. | 1 |
9 | Обеспечение комфортных и безопасных условий труда пользователей ПЭВМ. | 1 |
Лабораторные работы | --- | |
Практические занятия | 14 | |
1 | Проведение экологической оценки технологических процессов. | |
2 | Выбор методов и средств защиты от ОВПФ в зависимости от профессиональной деятельности. |
3 | Определение ПДВ вредных веществ в атмосферу. |
4 | Расчет доз облучения. |
5 | Противопожарный режим на предприятии. |
6 | Классификация средств тушения пожаров. |
7 | Санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам. |
Контрольные работы | --- |
Самостоятельная работа обучающихся 1 Изучение лекционного материала по конспектам, учебной и дополнительной литературе. 2 Подготовка сообщений, презентаций (по выбору). Примерная тематика: 1 Системы организма человека, предназначенные для восприятия факторов внешней среды. 2 Негативные факторы среды обитания человека. 3 Охрана окружающей среды от негативных факторов техносферы. 4 Воздействие ОВПФ на здоровье человека. 5 Средства защиты от ОВПФ. 6 Контроль экологичности и безопасности промышленных объектов на региональном уровне. 7 Эргономика и техническая эстетика. 8 Обеспечение комфортных и безопасных условий труда пользователей ПЭВМ. 3 Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя; оформление практических работ. | 10 |
Раздел 2 Первая (доврачебная) медицинская помощь | | 20 |
Тема 2.1 Оказание первой медицинской помощи пострадавшим | Содержание учебного материала | 5 |
1 | ПМП при ранениях. Клиническая смерть. | 2 |
2 | Помощь при разных видах травм: - ушибах, вывихах, переломах конечностей, синдромах сдавливания; - перегреваниях, переохлаждениях организма, обморожениях, ожогах. | 2 |
Лабораторные работы | --- | |
Практические занятия | 8 | |
1 | Первая медицинская помощь при кровотечениях. | |
2 | Способы наложения стерильной повязки при различных травмах. |
3 | Первая медицинская помощь при переломах. |
4 | Первая медицинская помощь при клинической смерти. |
Контрольная работа «Правовые, организационные способы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности населения». | 1 |
| |
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем). Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы. Подготовка к контрольной работе. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Подготовка реферата по теме «Первичные реанимационные меры для спасения пострадавших». | 6 |
Раздел 3 Чрезвычайные ситуации военного времени | | 20 | |
Тема 3.1 Организация защиты от оружия массового поражения | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Единая государственная система предупреждения ЧС. Организация гражданской обороны: назначение и задачи гражданской обороны, формирование ГО, режимы функционирования ГО, руководство ГО. | | 1 |
2 | Характеристика оружия массового поражения: ядерное, химическое, бактериологическое и его поражающие факторы | 2 |
Лабораторные работы | --- | |
Практические занятия | 8 | |
1 | Поражающие факторы оружия массового поражения. | |
2 | Определение границ и структуры зон поражения в результате применения ОМП. |
3 | Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге биологического поражения. |
4 | Порядок использования приборов радиационной и химической разведки и контроля. |
Контрольные работы | --- |
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Классификация ЧС мирного и военного времени. ФЗ № 68 от 21.12.94. «О защите населения и территорий от ЧС». Назначение и задачи гражданской обороны 3. Приборы радиационного, химического наблюдения и разведки. | 6 |
Раздел 4 Основы военной службы. | | 22 |
Тема 4.1 Вооруженные силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Национальная безопасность РФ. Основы обороны государства. История и предназначение Вооруженных Сил. Вооружение и боевая техника Российской армии и флота. | 2 |
2 | Вооруженные Силы Российской Федерации на современном этапе. - Состав и организационная структура Вооруженных Сил РФ. - Виды Вооруженных Сил РФ и рода войск. - Система руководства и управления Вооруженными Силами РФ. | 2 |
3 | Воинская обязанность и комплектование Вооруженных Сил РФ личным составом. Порядок прохождения военной службы. | 2 |
4 | Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. | 2 |
Лабораторные работы | --- | |
Практические занятия | 6 | |
1 | Структура Вооруженных Сил РФ и порядок прохождения военной службы. | |
2 | Строевые приемы и движения. |
3 | Разборка и сборка автомата. |
Контрольные работы | --- |
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем). Подготовка к практическим работам. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Подготовка реферата по теме «Состав и вооружение Вооруженных Сил Российской Федерации»; 2. Подготовка презентаций, сообщений на тему «Основы строевой подготовки»; 3. Подготовка презентаций, сообщений на тему «Основы огневой подготовки». | 6 |
Тема 4.2 Основы военно-патриотического воспитания | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Боевые традиции Вооруженных Сил России. Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. Дружба, войсковое товарищество – основы боевой готовности частей и подразделений. Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. | 2 |
Лабораторные работы | --- | |
Практические занятия | --- | |
Контрольные работы | --- | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Подготовка презентаций, сообщений на тему: «Боевые традиции и символы Вооруженных Сил Российской Федерации». 2. Работа с информационными источниками: «Положение о Боевом знамени Вооруженных Сил Российской Федерации». | 4 | |
Раздел 5 Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях | | 32 | |
Тема 5.1 Чрезвычайные ситуации мирного времени | Содержание учебного материала. | 9 |
1 | Понятия и общая классификация чрезвычайных ситуаций мирного времени (ЧС). Характерные признаки ЧС: по природе возникновения, по масштабам распространения последствий, по причине возникновения. | 1 |
2 | Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения: - общая характеристика и классификация; - причины ЧП на объектах экономики; - действия населения при техногенных ЧС. | 1 |
3 | Защита и жизнеобеспечение населения в условиях чрезвычайной ситуации. Принципы и основные способы защиты. Классификация защитных мероприятий от негативных факторов ЧС. Средства коллективной и индивидуальной защиты (СКЗ, СИЗ) | 1 |
4 | Основные требования беспечения электробезопасности на предприятиях. Воздействие электрического тока на организм человека. Условия поражения электрическим током. Помощь при электротравмах. | 1 |
5 | Технические способы и средства электробезопасности. Классификация средств индивидуальной электрозащиты (СИЭЗ). | 1 |
6 | Терроризм - серъезная угроза национальной безопасности России. Цели, причины, способствующие осуществлению террористической деятельности: масштабы, способы и средства. Мировое сообщество и проблемы борбы с терроризмом. Основные положения ФЗ РФ «О борьбе с терроризмом». Виды наказания за участие в террористической деятельности. | 1 |
7 | Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций. Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики. Анализ факторов, влияющих на устойчивость функционирования промышленного объекта. Пути и способы повышения устойчивости работы объектов экономики и технических систем. Этапы оценки устойчивости промышленных объектов. | 1 |
Лабораторные работы | --- | |
Практические занятия | 12 | |
1 | Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | |
2 | Действия населения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях мирного времени. |
3 | Правила поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, связанных с терроризмом. |
4 | Оценка устойчивости объекта экономики в условиях чрезвычайных ситуаций. |
5 | Определение зон заражения в результате аварий на промышленном объекте. |
6 | Технические способы и средства электробезопасности. |
Контрольная работа «Основные способы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности населения». | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1 Подготовка к контрольной работе. 2 Изучение лекционного материала по конспектам, учебной и дополнительной литературе. 3 Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. 4 Оформление практических работ. 5 Подготовка сообщений и презентаций (по выбору). Примерная тематика: 1Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения. 2 Характеристика средств коллективной и индивидуальной защиты (СКЗ, СИЗ, СИЭЗ). 3 Терроризм - серьезная угроза национальной безопасности России. | 10 |
Примерная тематика курсовой работы (проекта) | - |
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) | - |
Всего | 126 |
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация примерной программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасности жизнедеятельности» и «Охраны труда», мастерских не предусмотрено, лабораторий не предусмотрено
Оборудование учебного кабинета:
-рабочие места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-методической документации;
-нормативно-правовые документы.
- комплект плакатов,
- комплект средств защиты
Технические средства обучения:
специализированный программно-аппаратный комплекс педагога:
- персональный компьютер или мобильный компьютер (ноутбук);
- интерактивное оборудование (интерактивная доска, проектор мультимедийный, визуализатор цифровой);
- копировально-множительная техника.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Гайсумов, А.С. Безопасность жизнедеятельности / А.С. Гайсумов, М.Г. Папичев, Е.П. Хроменкова. – Ростов на/Д: Феникс, 2011. – 320 с. – (Среднее профессиональное образование).
Гопицын, А.Н. Безопасность жизнедеятельности / А.Н. Гопицын А.Н. – М.: Онинс, 2010. –192 с. – (Учебники для СПО).
Косолапова, Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – М.: Кронус, 2010. – 192 с. – (Среднее профессиональное образование).
Микрюков, В.Ю. Безопасность жизнедеятельности / В.Ю. Микрюков – М.: Кронус, 2010. – 288 с. – (Среднее профессиональное образование).
Дополнительные источники:
1. Туревский И.С. Охрана труда учебное пособие для СПО.- М.: ФОРУМ, 2009.- 240 с.
2. Недоступов Ю.К. Охрана труда в образовательных учреждениях. Сборник законодательных и нормативных, правовых актов по охране труда. УПЦ «Талант»-2009. - с.208
3. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. – М.: Академия, 2010. – 320 с.
Интернет-ресурсы:
http://mchsrf.ru/ МЧС России
http://www.mchsmedia.ru/ МЧС МЕDИА
http://0bj.ru/ Основы безопасности жизнедеятельности, гражданская оборона, первая помощь
http://eidos.ru/olymp/obg/ Олимпиада по ОБЖ
http://www.infoznak.ru/ знаки и таблички по технике безопасности и охране труда, плакаты по электробезопасности, знаки пожарной безопасности, журналы, уголки, плакаты по охране труда, перекидные устройства (Санкт-Петербург)
http://kuhta.clan.su/ ОБЖ в школе
http://novtex.ru/bjd/ Журнал "Безопасность жизнедеятельности"
http://www.obzh.ru/ Обж.ру - образовательный портал
http://ohrana-bgd.narod.ru/ Охрана труда и БЖД
http://otipb.ucoz.ru/ Справочник Охрана труда и пожарная безопасность
http://www.school-obz.org/ ОБЖ. Информационно-методическое издание для преподавателей
Аудиовизуальные средства:
Видеофильм «Первая медицинская помощь».
Видеофильм «Борьба с пожаром».
Видеофильм «Защита населения от ОМП».
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Обучающийся должен уметь: | Текущий контроль: - проверка и оценка решений индивидуальных задач, - тестирование по темам дисциплины. Промежуточный контроль: - оценка выполнения практических работ, - проверка и оценка выполнения индивидуальных творческих заданий, - оценка контрольной работы Итоговый контроль: - дифференцированный зачет |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обучающийся должен знать: |
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; |
|
|
|
|
|
|
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; |
|
|
8