СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по БЖ для студентов СПО по спеиальности : Технология продукции общественного питания.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для обучения студентов по Безопасности жизнедеятельности студентов СПО 3.4 курсов по специальности : *Технология продукции общественного питания*.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по БЖ для студентов СПО по спеиальности : Технология продукции общественного питания.»

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Безопасность жизнедеятельности
















2016г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 19.02.10Технология продукции общественного питания.


Организация-разработчик:

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Миасский машиностроительный колледж»


ОДОБРЕНА


Цикловой комиссией

____________________________


Председатель ЦК

__________ /М.О.Гордеева/


Протокол № ___

от «___»__________2016г.


Составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 19.02.02


Зам. директора по УВР

_____________/Н.И. Буяндуков/



«___»__________2016г.




Разработчик:

И.Г.Агарков

преподаватель, ГБОУ СПО (ССУЗ) «Миасский машиностроительный колледж»




Рецензенты:

________________

___________________________________




________________

___________________________________





СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

15

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

18



  1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Безопасность жизнедеятельности


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников при наличии среднего (полного) общего образования.

Опыт работы не требуется.


    1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Данная учебная дисциплина относится к профессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

- применять первичные средства пожаротушения;

- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

- владеть способами бесконфликтного общения саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

- оказывать первую помощь пострадавшим.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму, как серьезной угрозе национальной безопасности России;

- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

- основы военной службы и обороны государства

- задачи и основные мероприятия гражданской обороны,

- способы защиты населения от оружия массового поражения;

- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах,

- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на нее в добровольном порядке;

- основные виды вооружения, военной техники и специального вооружения (оснащения) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

- область применения получаемых знаний при исполнении обязанностей военной службы;

- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 126 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 84 часов;

самостоятельной работы обучающегося 42 часа.



2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

126

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

84

в том числе:


лабораторные работы

---

практические занятия

48

контрольные работы

2

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

42

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

Выполнение рефератов, презентаций, составление докладов, сообщений, подготовка выступлений

42

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1


Обеспечение безопасности жизнедеятельности


32





Введение

Содержание учебного материала.

2


1

Основные цели и задачи учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД).

Основные понятия и определения: среда обитания, БЖД, природные и техногенные факторы окружающей среды, производственная среда, опасные зоны, рабочее место, экологическая безопасность.


1

2

Комплексный характер дисциплины, ее гуманистическая направленность; взаимосвязь с другими учебными дисциплинами: гуманитарными, социально- экономическими, естественно-научными и обще-профессиональными дисциплинами.

Роль дисциплины в процессе освоения основной профессиональной деятельности.

1

Лабораторные работы

---


Практические занятия

---


Контрольные работы

---


Тема 1.1


Научно-технический прогресс и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека

Содержание учебного материала.

6


1

Современное состояние и негативные факторы среды обитания человека.

Принципы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания.

Аксиомы о потенциальной опасности окружающей человека среды.

Системы организма человека, предназначенные для восприятия факторов внешней среды.

1

2

Классификация основных форм деятельности человека.: физический и умственный труд.

1

3

Влияние воздушной среды рабочей зоны на организм человека; мероприятия и средства оздоровления воздушной среды и нормализации микроклимата.

1

4

Охрана окружающей среды от негативных факторов техносферы.

Ответственность за загрязнение окружающей природной среды.

Экспертиза и контроль экологичности и безопасности промышленных объектов.

1

5

Классификация опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ).

Воздействие ОВПФ на здоровье человека.

Методы и средства защиты от ОВПФ.

1

6

Общие санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам. Эргономика и техническая эстетика.

1

7

Обеспечение пожарной безопасности.

Пожароопасные объекты. Требования пожарной безопасности при проектировании промышленных предприятий.

Правила безопасного поведения при пожарах.

1

8

Правовые, организационные и экономические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности:

- нормативная база БЖД;

- экономические аспекты обеспечения БЖД;

- международное сотрудничество в области БЖД.

1

9

Обеспечение комфортных и безопасных условий труда пользователей ПЭВМ.

1

Лабораторные работы

---


Практические занятия

14


1

Проведение экологической оценки технологических процессов.


2

Выбор методов и средств защиты от ОВПФ в зависимости от профессиональной деятельности.

3

Определение ПДВ вредных веществ в атмосферу.

4

Расчет доз облучения.

5

Противопожарный режим на предприятии.

6

Классификация средств тушения пожаров.

7

Санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам.

Контрольные работы

---

Самостоятельная работа обучающихся

1 Изучение лекционного материала по конспектам, учебной и дополнительной литературе.

2 Подготовка сообщений, презентаций (по выбору).

Примерная тематика:

1 Системы организма человека, предназначенные для восприятия факторов внешней среды.

2 Негативные факторы среды обитания человека.

3 Охрана окружающей среды от негативных факторов техносферы.

4 Воздействие ОВПФ на здоровье человека.

5 Средства защиты от ОВПФ.

6 Контроль экологичности и безопасности промышленных объектов на региональном уровне.

7 Эргономика и техническая эстетика.

8 Обеспечение комфортных и безопасных условий труда пользователей ПЭВМ.

3 Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя; оформление практических работ.

10

Раздел 2


Первая

(доврачебная) медицинская помощь


20


Тема 2.1


Оказание первой медицинской помощи пострадавшим

Содержание учебного материала

5

1

ПМП при ранениях. Клиническая смерть.

2

2

Помощь при разных видах травм:

- ушибах, вывихах, переломах конечностей, синдромах сдавливания;

- перегреваниях, переохлаждениях организма, обморожениях, ожогах.

2


Лабораторные работы

---


Практические занятия

8


1

Первая медицинская помощь при кровотечениях.


2

Способы наложения стерильной повязки при различных травмах.

3

Первая медицинская помощь при переломах.

4

Первая медицинская помощь при клинической смерти.

Контрольная работа

«Правовые, организационные способы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности населения».

1



Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем).

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы. Подготовка к контрольной работе.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка реферата по теме «Первичные реанимационные меры для спасения пострадавших».

6

Раздел 3

Чрезвычайные ситуации военного времени


20



Тема 3.1

Организация защиты от оружия массового поражения

Содержание учебного материала

6

1

Единая государственная система предупреждения ЧС. Организация гражданской обороны: назначение и задачи гражданской обороны, формирование ГО, режимы функционирования ГО, руководство ГО.


1

2

Характеристика оружия массового поражения: ядерное, химическое, бактериологическое и его поражающие факторы

2

Лабораторные работы

---


Практические занятия

8


1

Поражающие факторы оружия массового поражения.


2

Определение границ и структуры зон поражения в результате применения ОМП.

3

Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге биологического поражения.

4

Порядок использования приборов радиационной и химической разведки и контроля.

Контрольные работы

---

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Классификация ЧС мирного и военного времени. ФЗ № 68 от 21.12.94. «О защите населения и территорий от ЧС».

  2. Назначение и задачи гражданской обороны

3. Приборы радиационного, химического наблюдения и разведки.

6

Раздел 4

Основы военной службы.


22


Тема 4.1


Вооруженные силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества

Содержание учебного материала

4

1

Национальная безопасность РФ. Основы обороны государства. История и предназначение Вооруженных Сил. Вооружение и боевая техника Российской армии и флота.

2

2

Вооруженные Силы Российской Федерации на современном этапе.

- Состав и организационная структура Вооруженных Сил РФ.

- Виды Вооруженных Сил РФ и рода войск.

- Система руководства и управления Вооруженными Силами РФ.

2

3

Воинская обязанность и комплектование Вооруженных Сил РФ личным составом.

Порядок прохождения военной службы.

2

4

Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

2

Лабораторные работы

---


Практические занятия

6


1

Структура Вооруженных Сил РФ и порядок прохождения военной службы.


2

Строевые приемы и движения.

3

Разборка и сборка автомата.

Контрольные работы

---

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем).

Подготовка к практическим работам.


Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Подготовка реферата по теме «Состав и вооружение Вооруженных Сил Российской Федерации»;

2. Подготовка презентаций, сообщений на тему «Основы строевой подготовки»;

3. Подготовка презентаций, сообщений на тему «Основы огневой подготовки».

6

Тема 4.2

Основы военно-патриотического воспитания

Содержание учебного материала

2

1


Боевые традиции Вооруженных Сил России. Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. Дружба, войсковое товарищество – основы боевой готовности частей и подразделений.

Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

2


Лабораторные работы

---


Практические занятия

---


Контрольные работы

---


Самостоятельная работа обучающихся

1. Подготовка презентаций, сообщений на тему: «Боевые традиции и символы Вооруженных Сил Российской Федерации».

2. Работа с информационными источниками: «Положение о Боевом знамени Вооруженных Сил Российской Федерации».

4


Раздел 5


Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях


32



Тема 5.1


Чрезвычайные ситуации мирного времени

Содержание учебного материала.

9

1

Понятия и общая классификация чрезвычайных ситуаций мирного времени (ЧС). Характерные признаки ЧС: по природе возникновения, по масштабам распространения последствий, по причине возникновения.

1

2

Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения:

- общая характеристика и классификация;

- причины ЧП на объектах экономики;

- действия населения при техногенных ЧС.

1

3

Защита и жизнеобеспечение населения в условиях чрезвычайной ситуации. Принципы и основные способы защиты.

Классификация защитных мероприятий от негативных факторов ЧС.

Средства коллективной и индивидуальной защиты (СКЗ, СИЗ)

1

4

Основные требования беспечения электробезопасности на предприятиях.

Воздействие электрического тока на организм человека.

Условия поражения электрическим током. Помощь при электротравмах.

1

5

Технические способы и средства электробезопасности.

Классификация средств индивидуальной электрозащиты (СИЭЗ).

1

6

Терроризм - серъезная угроза национальной безопасности России. Цели, причины, способствующие осуществлению террористической деятельности: масштабы, способы и средства.

Мировое сообщество и проблемы борбы с терроризмом. Основные положения ФЗ РФ «О борьбе с терроризмом». Виды наказания за участие в террористической деятельности.

1

7

Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций. Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики. Анализ факторов, влияющих на устойчивость функционирования промышленного объекта.

Пути и способы повышения устойчивости работы объектов экономики и технических систем.

Этапы оценки устойчивости промышленных объектов.

1

Лабораторные работы

---


Практические занятия

12


1

Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера.


2

Действия населения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях мирного времени.

3

Правила поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, связанных с терроризмом.

4

Оценка устойчивости объекта экономики в условиях чрезвычайных ситуаций.

5

Определение зон заражения в результате аварий на промышленном объекте.

6

Технические способы и средства электробезопасности.

Контрольная работа

«Основные способы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности населения».

1

Самостоятельная работа обучающихся:

1 Подготовка к контрольной работе.

2 Изучение лекционного материала по конспектам, учебной и дополнительной литературе.

3 Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.

4 Оформление практических работ.

5 Подготовка сообщений и презентаций (по выбору).

Примерная тематика:

1Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения.

2 Характеристика средств коллективной и индивидуальной защиты (СКЗ, СИЗ, СИЭЗ).

3 Терроризм - серьезная угроза национальной безопасности России.

10

Примерная тематика курсовой работы (проекта)

-

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)

-

Всего

126


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация примерной программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасности жизнедеятельности» и «Охраны труда», мастерских не предусмотрено, лабораторий не предусмотрено


Оборудование учебного кабинета:

-рабочие места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя;

-комплект учебно-методической документации;

-нормативно-правовые документы.

- комплект плакатов,

- комплект средств защиты


Технические средства обучения:

специализированный программно-аппаратный комплекс педагога:

- персональный компьютер или мобильный компьютер (ноутбук);

- интерактивное оборудование (интерактивная доска, проектор мультимедийный, визуализатор цифровой);

- копировально-множительная техника.


Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Гайсумов, А.С. Безопасность жизнедеятельности / А.С. Гайсумов, М.Г. Папичев, Е.П. Хроменкова. – Ростов на/Д: Феникс, 2011. – 320 с. – (Среднее профессиональное образование).

  2. Гопицын, А.Н. Безопасность жизнедеятельности / А.Н. Гопицын А.Н. – М.: Онинс, 2010. –192 с. – (Учебники для СПО).

  3. Косолапова, Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – М.: Кронус, 2010. – 192 с. – (Среднее профессиональное образование).

  4. Микрюков, В.Ю. Безопасность жизнедеятельности / В.Ю. Микрюков – М.: Кронус, 2010. – 288 с. – (Среднее профессиональное образование).


Дополнительные источники:

1. Туревский И.С. Охрана труда учебное пособие для СПО.- М.: ФОРУМ, 2009.- 240 с.

2. Недоступов Ю.К. Охрана труда в образовательных учреждениях. Сборник законодательных и нормативных, правовых актов по охране труда. УПЦ «Талант»-2009. - с.208

3. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. – М.: Академия, 2010. – 320 с.


Интернет-ресурсы:

        1. http://mchsrf.ru/ МЧС России

        2. http://www.mchsmedia.ru/ МЧС МЕDИА

        3. http://0bj.ru/ Основы безопасности жизнедеятельности, гражданская оборона, первая помощь

        4. http://eidos.ru/olymp/obg/ Олимпиада по ОБЖ

        5. http://www.infoznak.ru/ знаки и таблички по технике безопасности и охране труда, плакаты по электробезопасности, знаки пожарной безопасности, журналы, уголки, плакаты по охране труда, перекидные устройства (Санкт-Петербург)

        6. http://kuhta.clan.su/ ОБЖ в школе

        7. http://novtex.ru/bjd/ Журнал "Безопасность жизнедеятельности"

        8. http://www.obzh.ru/ Обж.ру - образовательный портал

        9. http://ohrana-bgd.narod.ru/ Охрана труда и БЖД

        10. http://otipb.ucoz.ru/ Справочник Охрана труда и пожарная безопасность

        11. http://www.school-obz.org/ ОБЖ. Информационно-методическое издание для преподавателей


Аудиовизуальные средства:

  1. Видеофильм «Первая медицинская помощь».

  2. Видеофильм «Борьба с пожаром».

  3. Видеофильм «Защита населения от ОМП».

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

Обучающийся должен уметь:

Текущий контроль:

- проверка и оценка решений индивидуальных задач,

- тестирование по темам дисциплины.


Промежуточный контроль:

- оценка выполнения практических работ,

- проверка и оценка выполнения индивидуальных творческих заданий,

- оценка контрольной работы


Итоговый контроль:

- дифференцированный зачет


  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

  • применять первичные средства пожаротушения;

  • ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

  • применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

  • владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

  • оказывать первую помощь пострадавшим.


Обучающийся должен знать:

  • принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

  • основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

  • основы военной службы и обороны государства;

  • задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

  • способы защиты населения от оружия массового поражения;

  • меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

  • организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

  • основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

  • область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

  • порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.



8