Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алябьевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено методическим объединением учителей начальных классов Протокол № 5 от «11» июня 2015 г. ______________О.А.Балесная | «Согласовано» зам. директора по УВР _____________В.А. Ерёмина «30» августа 2015г. | «Утверждаю» Директор школы _______И.В. Боровинская Приказ № 270 от 31 августа 2015 г. |
Адаптированная основная общеобразовательная программа
для детей с умственной отсталостью
по чтению
для 1 класса
на 2015-2016 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
Вавилкина Екатерина Сергеевна
с.п. Алябьевский
2015 -2016 уч.г.
Пояснительная записка
Учебные планы для обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам составлен на основании следующих нормативных документов:
Требований ФГОС общего образования, основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алябьевская средняя общеобразовательная школа».
Настоящая рабочая программа по чтению в 1 классе по адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ (8 вид) в условиях общеобразовательного класса составлена на основе:
1. Рабочая программа по Чтению для 1 класса составлена в соответствии с авторской программой В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина. Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2013.
2. Годового учебного календарного графика на 2015-2016 учебный год.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы нуждаются в постоянном и последовательном приобщении к осознанной трудовой деятельности. Учебный материал в программе распределен с учетом возрастных и психофизических особенностей детей с ОВЗ. Рабочая программа рассчитана на 1 учебный год-132, 4 часов в неделю.
Рабочая программа соответствует содержанию авторской программы по Чтению В.В. Воронковой, но распределение часов по темам выполнено с учетом психофизических возможностей обучающихся.
Для реализации программного содержания используется:
В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина. Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2013.
Цель программы обучения:
:
Овладение грамотой – первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы первоначальные навыки чтения и письма. Обучение ведется звуковым аналитико – синтетическим методом. Материал, с которым работают первоклассники – это звуки и буквы, слоги и слова, простейшие типы предложений, короткие тексты. В этот период у детей формируется звуко – буквенный анализ и синтез, как основа овладения чтением и письмом.
Оценка личностных результатов
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:
самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:
сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,
ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности. Данного опыта работы в школе пока нет.
Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценкаличностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
ОЦЕНКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
№п/п | Тема | Дата |
I четверть. |
1. | Первый день в школе. Знакомство со школой, классом, привитие навыков учебной деятельности. | 04.09 | |
2. | Класс. Ориентировка учащихся в ближайшем окружении. | 07.09 | |
3. | Семья. Понятие «слово», условно-графическая запись слов. | 09.09 | |
4. | Учебные вещи. Работа над словом. | 10.09 | |
5. | Предложение. Составление и анализ предложений. | 11.09 | |
6. | Утро школьника. Составление и анализ предложений. | 14.09 | |
7. | Дифференциация сходных по звучанию слов. | 16.09 | |
8. | Понятие «слог». | 17.09 | |
9. | Огород. | 18.09 | |
10. | Деление слов на слоги. | 21.09 | |
11. | Составление слов из отдельных слогов. | 23.09 | |
12. | Понятие «звук». | 24.09 | |
13. | Выделение из слова звука «а» в начале слова. | 25.09 | |
14. | Выделение из слова звука «у» в начале слова. Разучивание стихотворения с голоса учителя. | 28.09 | |
15. | Выделение звука «м» в начале слова. | 30.09 | |
16. | Составление рассказа «За малиной». | 01.10 | |
17. | Работа по содержанию и рассказывание сказки «Колобок». | 02.10 | |
18. | Работа по содержанию и рассказывание сказки «Репка». | 05.10 | |
19. | Беседа «Окружающий меня мир». | 07.10 | |
20. | Звук и буква Аа. Практическое знакомство с гласным звуком. | 08.10 | |
21. | Звук и буква Уу. Дифференциация букв Аа-Уу. | 09.10 | |
22. | Образование слов ау – уа, чтение слов. | 12.10 | | |
23. | Звук и буква Мм. Образование и чтение обратных слогов ам – ум. | 14.10 | | |
24. | Образование и чтение прямых открытых слогов ма – му. | 15.10 | | |
25. | Сравнительный звуко – буквенный анализ слогов ам – ма, ум – му. | 16.10 | | |
26. | Звук и буква Оо. Образование и чтение слогов ом – мо. Слоги ам – ма, ум – му, ом – мо, словома – ма. | 19.10 | | |
27. | Звук и буква Сс. Образование и чтение слогов ас, ос, ус, са, со, су. Сравнение слогов. | 21.10 | |
28. | Звук и буква Хх. Образование и чтение слогов. | 22.10 | |
29. | Чтение слогов, слов, предложений с ранее изученными буквами. | 23.10 | |
30. | Составление и чтение слогов и слов. Закрепление ранее изученных звуков и букв. Чтение слогов, слов, предложений. | 26.10 | |
II четверть. |
31. | Повторение ранее изученных звуков и букв. Чтение слогов, слов, предложений. | 05.11 | |
32. | Звук и буква Шш. Образование и чтение слогов, слов и предложений со звуком ш. | 06.11 | |
33. | Дифференциация звуков с – ш. Чтение слогов, слов. | 09.11 | |
34. | Образование и чтение слогов, слов, предложений. | 11.11 | |
35. | Звук и буква Лл. Образование и чтение слогов, слов и предложений. | 12.11 | |
36. | Образование и чтение трёхбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом), предложений. | 13.11 | |
37. | Закрепление ранее изученных звуков и букв. Чтение слогов, слов. | 16.11 | |
38. | Чтение предложений, коротких текстов. | 18.11 | |
39. | Звук и буква ы. Образование и чтение слогов, слов. | 19.11 | |
40. | Звук и буква Нн. Образование и чтение слогов, слов. | 20.11 | |
41. | Чтение слогов, слов, предложений, коротких рассказов. | 23.11 | |
42. | Чтение открытых и закрытых слоговых структур. | 25.11 | |
43. | Чтение слогов, слов, предложений с ранее изученными звуками. | 26.11 | |
44. | Звук и буква Рр. Образование и чтение слогов, слов. Работа с текстом. | 27.11 | |
45. | Образование и чтение открытых и закрытых слоговых структур. Составление и чтение слов. | 30.11 | |
46. | Образование и чтение слов. Чтение предложений, текста. | 02.12 | |
47. | Дифференциация звуков л – р. Чтение слогов, слов, предложений, текста. | 03.12 | |
48. | Закрепление ранее изученных звуков и букв. Чтение слогов, слов, предложений. | 04.12 | |
49. | Звук и буква Кк. Образование и чтение слов. Чтение предложений. | 07.12 | |
50. | Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Чтение слов, предложений. | 09.12 | |
51. | Звук и буква Пп. Составление и чтение слогов, слов. | 10.12 | |
52. | Образование и чтение слов. Работа над текстом. | 11.12 | |
53. | Чтение трёхбуквенных слов. | 14.12 | |
54. | Составление и чтение слов их двух слогов. Чтение предложений. | 16.12 | |
55. | Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение слов, предложений, текста. | 17.12 | |
56. | Звук и буква Тт. Чтение слогов, слов, предложений, текста. | 18.12 | |
57. | Составление и чтение слов из двух слоговых структур. Работа с текстом. | 21.12 | |
58. | Составление и чтение слов из двух, трёх слоговых структур. Чтение текста. | 23.12 | |
59. | Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение слогов, слов. | 24.12 | |
60. | Составление и чтение слов из двух, трёх слоговых структур. Чтение предложений. Чтение текстов. | 25.12 | |
61. | Разучивание наизусть стихотворения со слов учителя. | 28.12 | |
62. | Прослушивание и работа по содержанию сказки «Теремок». | 30.12 |
|
III четверть. |
63. | Повторение ранее изученных звуков и букв. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. | 11.01 | |
64. | Звук и буква Ии. Чтение предложений, текста, где и – отдельное слово. | 13.01 | |
65. | Чтение слов, где и составляет один слог. Чтение текста. | 14.01 | |
66. | Звук и буква Ии. Чтение слов, предложений. Слоги, слова с твердыми и мягкими согласными. | 15.01 | |
67. | Чтение слов, предложений со слогом – ши. | 18.01 | |
68. | Звук и буква Зз. Чтение слогов. Образование и чтение слов. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. | 20.01 | |
69. | Дифференциация звуков з – с при чтении слогов, слов, предложений. Чтение слов со звуками з – с. | 21.12 | |
70. | Закрепление пройденных звуков и букв. Работа над текстом. | 22.01 | |
71. | Звук и буква Вв. Образование и чтение слогов, слов, предложений. | 25.01 | |
72. | Составление и чтение трёхбуквенных слов. слов из двух и трёх слоговых структур. | 27.01 | |
73. | Звук и буква Жж. Чтение слогов, составление и чтение слов и коротких текстов. | 28.01 | |
74. | Образование и чтение слов. Чтение текста. | 29.01 | |
75. | Составление и чтение слов, предложений со слогом – жи. | 01.02 | |
76. | Дифференциация звуков ж – ш и слогов жи-ши. Чтение слогов, слов, предложений. | 03.02 | |
77. | Чтение слогов, слов, предложений с ранее изученными звуками и буквами. | 04.02 | |
78. | Звук и буква Бб. Образование и чтение трёхбуквенных слов. | 05.02 | |
79. | Чтение слогов и слов со звуком б в твердом и мягком варианте. Чтение текста анализ текста. | 08.02 | |
80. | Дифференциация звуков б – п. Чтение слогов, слов, предложений. | 10.02 | |
81. | Звук и буква Гг. Образование и чтение слов из двух, трёх слоговых структур. | 11.02 | |
82. | Чтение слов и работа над текстом. | 12.02 | |
83. | Дифференциация звуков г – к. Чтение слогов, слов, предложений, текста. | 15.02 | |
84. | Звук и буква Дд. Чтение слогов, слов, текста. Работа над текстом. | 17.02 | |
85. | Дифференциация звуков д –т. Чтение слогов, слов, предложений. | 18.02 | |
86. | Звук и буква й. чтение слогов, слов, предложений. | 19.02 | |
87. | Чтение трёхбуквенных слов и слов, состоящих из двух слоговых структур. Работа над текстом. | 29.02 | |
88. | Чтение трёхбуквенных слов и слов, состоящих из двух, трёх слоговых структур. | 02.03 | |
89. | Дифференциация звуков й–и при чтении слов, текстов. Чтение и анализ текстов | 03.03 | |
90. | Буква ь – показатель мягкости согласных на конце слова. Чтение слов, текста. | 04.03 | |
91. | Чтение слов с мягким знаком на конце. Чтение слов с мягким знаком в середине слова. | 07.03 | |
92. | Чтение слов со стечением двух согласных в начале слова. | 09.03 | |
93. | Составление и чтение предложений со словами со стечением двух согласных в начале слова. | 10.03 | |
94. | Слова со стечением двух согласных на конце слова, чтение предложений с этими словами. | 11.03 | |
95. | Чтение слов, предложений с мягким знаком. | 14.03 | |
96. | Чтение слогов, слов, предложений с ранее изученными звуками и буквами. | 16.03 | |
97. | Разучивание наизусть стихотворения со слов учителя. | 17.03 | |
98. | Прослушивание и анализ сказки «Петушок и бобовое зернышко». | 18.03 | |
IV четверть. | |
99. | Повторение пройденного. Чтение слогов, слов, предложений, текстами с ранее пройденными звуками. | 28.03 | |
100. | Звук и буква Ее. Образование и чтение слов, предложений. | 30.03 | |
101. | Ее – показатель мягкости согласного. Чтение слогов, слов, текста. | 31.03 | |
102. | Составление и чтение слов. Чтение и анализ текста. | 01.04 | |
103. | Звук и буква Ёё. Образование и чтение слов, предложений. | 04.04 | |
104. | Ёё – показатель мягкости согласного. Чтение слов, текста. | 06.04 | |
105. | Дифференциация звуков о–ё при чтении слов, текстов. | 07.04 | |
106. | Звук и буква Яя в начале слова и после гласных, на конце слова. Чтение слов, предложений. | 08.04 | |
107. | Яя - показатель мягкости согласного. Чтение слов, предложений. | 11.04 | |
108. | Составление и чтение слов. Чтение и анализ текста. | 13.04 | |
109. | Звук и буква Юю в начале слова и после гласных, на конце слова. Чтение слов, предложений. | 14.04 | |
110. | Юю - показатель мягкости согласного. Чтение слов, предложений. | 15.04 | |
111. | Дифференциация звуков у–ю при чтении слов, текстов. | 18.04 | |
112. | Звук и буква Цц. Выделение звука. Чтение слов, текста. | 20.04 | |
113. | Слоги цы, ца, цо. Чтение слов, текста. | 21.04 | |
114. | Звук и буква Чч. Слоги и слова со звуком ч. | 22.04 | |
115. | Составление и чтение слов, предложений с буквой ч. | 25.04 | |
116. | Дифференциация звуков ц–ч при чтении слов, текстов. | 27.04 | |
117. | Чтение слов со слогами ча – чу. | 28.04 | |
118. | Чтение сказки «Курочка Ряба». | 29.04 | |
119. | Звук и буква Щщ. Выделение звука. Чтение слов, текста. | 05.05 | |
120. | Слоги ща – щу. Составление и чтение слов, текста. | 06.05 | |
121. | Дифференциация слогов ча – ща, чу – щу. Составление и чтение слов. | 11.05 | |
122. | Составление и чтение слов со звуками ц, ч, щ. Чтение предложений. | 12.05 | |
123. | Звук и буква Фф. Чтение слогов, слов, текста. | 13.05 | |
124. | Дифференциация звуков в–ф при чтении слов, предложений. | 16.05 | |
125. | Интегрированный урок с физической культурой | 17.05 | |
126. | Звук и буква Ээ. Чтение слов, текста. | 18.05 | |
127. | Чтение слов, предложений. | 19.05 | |
128. | Буква – ъ. Образование и чтение слов, предложений. | 20.05 | |
129. | Чтение слов с разделительным мягким знаком. Работа над текстом. | 20.05 | |
130. | «Светофор». | 23.05 | |
131. | Интегрированный урок с ИЗО | 24.05 | |
132. | Урок – праздник «Прощай, Букварь!» | 25.05 | |
Список литературы
1. В.Г. Перова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. М.: « Просвещение »,1983г.
2. [email protected]. Журнал «Начальная школа», «Здоровье школьника».
3. Pro.Школу. ru.интернет - портал,
4. http://www.yandex.ru/,
5. http://www.breasting.ru/,
6. http://raduga.rkc-74.ru/,
| | | |
| Заучивание наизусть стихотворения«Мячик». | | |
| «Когда это бывает?» | | |
| Чтение текстов «Чиж», «Котята». | | |
| Чтение текста «Верный друг». Составление рассказа по иллюстрациям. | | |
| Чтение стихотворения «Что мы сажаем…» | | |
| | | |