Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алябьевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании методического совета школы Протокол от «30»августа 2017 г. № 1 _________А.А. Ярусова | УТВЕРЖДЕНА приказом директора от «30» августа 2017 г. № 255 _________И.В. Боровинская |
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЧТЕНИЕ»
обучающегося 3 класса
на 2017/2018 учебный год
для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы с умственной отсталостью.
Составила:
Учитель начальных классов
Вавилкина Екатерина Сергеевна
п. Алябьевский, 2017 г.
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………………………1
Нормативная база…………………………………………………………………………………………………………..1
Психолого – педагогическая характеристика…………………………………………………………………………….2
Цели и задачи……………………………………………………………………………………………………………….3
Общая характеристика учебного предмета……………………………………………………………………………….4
Содержательный раздел
Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы………………………………………...5
Планируемые результаты учебного предмета……………………………………………………………………………7
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов…………………………………………….10
Организационный раздел
Учебный план……………………………………………………………………………………………………………..11
Тематическое планирование……………………………………………………………………………………………..11
Система условий реализации, адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью……………………………………………………………………………………………………………….12
Приложение
Календарно-тематическое планирование………………………………………………...……………………………..13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по данному предмету сформирована и реализуется на основе федерального государственного образовательного Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (Приказ № 1599 от 19.12.2014). Заключения территориальной ПМПК и специальной образовательной Программы под редакцией В.В. Воронковой по чтению, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. - М., 2013г.
1.1. Нормативно-правовая база для разработки программы
Федерального уровня:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вместе с СанПин 2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…) (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528).
Регионального уровня:
- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.08.2015 года №10-Исх-8193 «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году»;
- приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.08.2015г. №1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»
Уровень общеобразовательной организации:
- Устав МБОУ «Алябьевская средняя общеобразовательная школа»;
- Локальные нормативные акты, регламентирующие образовательные отношения.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза.
Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.
Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Представлениям и воображению детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности. У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи. Моторная сфера детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости.
В классе 1 обучающийся. Согласно заключению, территориальной ПМПК имеет умственную отсталость. Обучение организовано очное, согласно рекомендациям, территориальной ПМПК№ 29 от 11.09.2015 годаи ИПРА № 102.16.86 от 2017 года.
1.3. Цели и задачи.
Основная цель:
научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно
воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Задачи:
Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
Учить самостоятельно работать с книгой.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Общая характеристика учебного предмета
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется учебникдля 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида «Книга для чтения». Авторы -составители: С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева Лунева. Санкт Петербург: филиал издательства «Просвещение», 2011.
В начальных классах проводится объяснительное чтение, представленное через систему заданий, в процессе которых у обучающихся развивается техника чтения, умения анализировать произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий.Доступность анализа обеспечивается за счётгруппировки материала.
За основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, который позволяет опираться на жизненный опыт обучающихся.
Для чтения в 3 классе подбираются произведенияустногонародного творчества, классиков русской и зарубежной литературы. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Это произведения о картинах родной природы, о настоящем и прошлом нашей Родины, рассказы о жизни, труде наших современников, о делах школьников. В процессе обучения у обучающихся совершенствуется техника чтения, постепенно формируется умение самостоятельно разбираться в содержании прочитанного. Ведется систематическая работа по обучению чтению про себя, формируется орфоэпическое выразительное чтение с переходом на чтение целыми словами, последовательно увеличивая объем читаемого текста.Большое внимание на уроках чтения уделяетсяразвитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащениеи уточнение словарного запаса, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. Проводится работа поразвитиюумения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения.С этой целью в 3 классе в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Содержательный раздел.
Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы.
Рабочая программа в соответствии с Региональным базисным учебным планом для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида рассчитана на 5 часов в неделю и составляет 170 часов в год.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);
Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно – проверочный урок);
Комбинированный урок;
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно – обобщающий урок).
Методы:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
Наглядные – наблюдение, демонстрация;
Практические – упражнения;
Методы изложения новых знаний;
Методы повторения, закрепления знаний;
Методы применения знаний;
Методы контроля.
Техника чтения
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Понимание читаемого
Ответы на вопросы, о ком или, о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.
Развитие устной речи
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.
Внеклассное чтение
Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций
«Здравствуй, школа! – 10 ч.
Небольшие рассказы и стихотворения русских авторов о школе, жизни детей и взрослых, о нравственных и этических нормах поведения.
«Осень наступила…» - 15 ч.
Небольшие рассказы и стихотворения русских авторов о природе родного края осенью, о жизни детей и взрослых. Загадки, поговорки об осени.
«Учимся трудится» - 15 ч.
Небольшие рассказы и стихотворения русских авторов о жизни детей и взрослых, о труде, о школе, о нравственных и этических нормах поведения.
«Ребятам о зверятах» - 18 ч.
Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о животных, о нравственных и этических нормах поведения.
«Чудесный мир сказок» - 14 ч.
Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе, о жизни детей и взрослых, о труде и праздниках зимой. Загадки и поговорки о зиме.
«Зимушка-зима» - 27ч.
Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе, о жизни детей и взрослых, о труде, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи, содержащие практические советы на темы, связанные с трудом, школой, семьей, природой.
«Так нельзя, а так можно» - 15 ч.
Произведения устного народного творчества: сказки о животных.
«Весна в окно стучится» - 23 ч.
Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе весной, о жизни детей и взрослых, о труде, о нравственных и этических нормах поведения. Загадки, поговорки, игровые песни о весне.
«Веселые истории» - 9 ч.
Небольшие весёлые рассказы и стихотворения, игровые песни.
«Родина любимая» - 10 ч.
Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о родине, о подвигах детей и взрослых, о труде, о нравственных и этических нормах.
«Здравствуй, лето!» - 14 ч.
Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе, о жизни детей и взрослых, о труде летом. Загадки и поговорки о лете.
Планируемые результаты учебного предмета.
Личностные универсальные учебные действия у обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к уроку литературного чтения;
- эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;
-способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;
-первоначальные представления о нравственных понятиях(доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отражённых в литературныхтекстах;
-восприятие семейных традиций, в том числе семейногочтения;
-чувство любви к природе родного края;
-основы для развития творческого воображения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-интереса к чтению;
- мотивации обращения к книге;
-основы для эмоционального переживания художественного текста;
-способности выражать свои эмоции в выразительномчтении;
-понимания смысла нравственного урока произведения;
- способности испытывать высшие нравственные чувства–гордость, стыд, вина;
-умения оценивать поведение героев произведенияс точки зрения морали и этики под руководством учителя;
-стремления к взаимопониманию детей и взрослых;
-позитивной самооценки;
-ориентации на здоровый образ жизни;
-стремления к успешности в учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
-принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;
-принимать позиции слушателя, читателя в соответствиис учебной задачей.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать цель и смысл выполняемых заданий;
-понимать важность планирования своей деятельности;
-выполнять учебные действия на основе алгоритмадействий;
-осуществлять первоначальный контроль своих действий;
-участвовать в оценке результатов деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
-понимать фактическое содержание текста;
-выделять события, видеть их последовательность впроизведении;
-выделять в тексте основные части;
-выполнять несложные логические действия (сравнение,сопоставление);
-работать с учебником, ориентироваться в нём с помощьюзначков;
-пользоваться словарными пояснениями учебника.
Обучающийся получит возможность научиться:
-выделять и формулировать познавательную цель;
-структурировать знания;
-группировать тексты по заданному основанию;
-различать малые фольклорные жанры: пословицы,
загадки, скороговорки, считалки;
-работать с информацией, осуществлять поиск информации в учебных текстах.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-использовать доступные речевые средства для передачисвоего впечатления;
-воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;
-понимать содержание вопросов и высказываний учителяи сверстников;
-принимать участие в обсуждении содержания прочитанного.
Обучающийся получит возможность научиться:
-задавать вопросы и отвечать на вопросы по текступроизведения;
-проявлять интерес к общению на уроке;
-уважать мнение собеседников;
-преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
-следить за действиями других участников в процессеколлективной деятельности;
-входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Предметные результаты:
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
-читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словамивслух и про себя (в индивидуальном темпе);
-читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору;
-понимать содержание прочитанного;
-пересказывать содержание произведений, прочитанныхв классе, по вопросам учителя;
-эмоционально реагировать на события произведения прислушании и чтении;
-находить и придумывать рифмы;
-определять персонажей (действующих лиц) и героев(главных действующих лиц);
-отличать монолог от диалога;
-уметь работать со всеми элементами книги (обложка,содержание, форзац);
-отвечать на вопросы по содержанию текста;
-пересказывать небольшие по объему тексты;
- оценивать литературного героя произведения по его поступкам.
Обучающийся получит возможность научиться:
-выделять смысловые части текста, сопоставлять ихсодержание;
-определять главную мысль литературного произведения;
-соотносить иллюстративный материал и основноесодержание литературного произведения;
-строить высказывание по образцу;
-формулировать несложные выводы;
-читать тексты, понимать фактическое содержаниетекста, выделять в них основные части;
-находить в тексте по подсказке учителя простыесредстваизображения и выражения чувств героя;
-осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
-понимать изобразительную природу художественноготекста, «рисующие» слова, «картинный» план.
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путём специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объёма (на конец года): 3 класс – 25-30 слов.
3 класс.
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной – двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз; в 4 классе – логических ударений; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он; читает по слогам, затрудняясь читать целиком даже легкие слова; допускает одну-две ошибки при чтении и соблюдении смысловых пауз; допускает неточности в ответах на вопросы при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении стихотворения наизусть одну-две самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает в основном целыми словами, трудные слова по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении и соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в 4 – классе – логических ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает в основном по слогам, даже легкие слова; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен читать наизусть.
Оценка «1» ставится ученику, если он; затрудняется в чтении текста по слогам; допускает при чтении большое количество ошибок, искажающих смысл прочитанного; не отвечает на вопросы и не может передать содержание прочитанного; не знает наизусть стихотворения.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока.
Организационный раздел.
Учебный план.
№ | Тема раздела учебника | Количество часов | Контрольных работ |
1 | «Здравствуй, школа! | 10 | - |
2 | «Осень наступила…» | 15 | - |
3 | «Учимся трудится» | 15 | - |
4 | «Ребятам о зверятах» | 18 | 1 |
5 | «Чудесный мир сказок» | 14 | - |
6 | «Зимушка-зима» | 27 | - |
7 | «Так нельзя, а так можно» | 15 | 1 |
8 | «Весна в окно стучится» | 23 | - |
9 | «Веселые истории» | 9 | 1 |
10 | «Родина любимая» | 10 | - |
11 | «Здравствуй, лето!» | 14 | 1 |
| Итого | 170 | 4 |
Тематическое планирование.
№ | Тематическое содержание | Характеристика основных видов деятельности |
1 | «Здравствуй, школа! | Небольшие рассказы и стихотворения русских авторов о школе, жизни детей и взрослых, о нравственных и этических нормах поведения |
2 | «Осень наступила…» | Небольшие рассказы и стихотворения русских авторов о природе родного края осенью, о жизни детей и взрослых. Загадки, поговорки об осени. |
3 | «Учимся трудится» | Небольшие рассказы и стихотворения русских авторов о жизни детей и взрослых, о труде, о школе, о нравственных и этических нормах поведения. |
4 | «Ребятам о зверятах» | Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о животных, о нравственных и этических нормах поведения. |
5 | «Чудесный мир сказок» | Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе, о жизни детей и взрослых, о труде и праздниках зимой. Загадки и поговорки о зиме. |
6 | «Зимушка-зима» | Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе, о жизни детей и взрослых, о труде, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи, содержащие практические советы на темы, связанные с трудом, школой, семьей, природой |
7 | «Так нельзя, а так можно» | Произведения устного народного творчества: сказки о животных. |
8 | «Весна в окно стучится» | Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе весной, о жизни детей и взрослых, о труде, о нравственных и этических нормах поведения. Загадки, поговорки, игровые песни о весне. |
9 | «Веселые истории» | Небольшие весёлые рассказы и стихотворения, игровые песни. |
10 | «Родина любимая» | Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о родине, о подвигах детей и взрослых, о труде, о нравственных и этических нормах |
11 | «Здравствуй, лето!» | Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе, о жизни детей и взрослых, о труде летом. Загадки и поговорки о лете. |
Система условий реализации, адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью.
Материально-технические условия:
Материально-техническое обеспечение – это общие характеристики инфраструктуры организации, включая параметры информационно-образовательной среды.
Материально-технические условия реализации АООП должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения АООП.
Материально-техническая база реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.
Структура требований к материально-техническим условиям включает требования к:
организации пространства, в котором осуществляется реализация АООП;
организации временного режима обучения;
техническим средствам обучения;
специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения.
Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к организациям, в области:
соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательной деятельности;
обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;
соблюдения пожарной и электробезопасности;
соблюдения требований охраны труда;
соблюдения своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и др.
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Учебно-методический комплект для учителя:
А.К. Аксенова Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. 1999 Владос. Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы» 2010 Москва «Просвещение»; С.Д.Забрамная «Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе» 1993 Педагогика- Пресс Москва;
С.Ю.ИльинаЛ.В.Матвеева- Лунева Чтение. (2 части) Учебник для 3 класса. 2013 Просвещение Санкт- Петербург.
Учебно-методический комплект для обучающегося:
С.Ю.ИльинаЛ.В.Матвеева- Лунева Чтение. (2 части) Учебник для 3 класса. 2013 Просвещение Санкт- Петербург.
Приложение.
Календарно - тематическое планирование уроков чтения
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
| Здравствуй, школа! | 10 | | |
1. | Сентябрь. М. Садовский | 1 | | |
2. | Веселая улица. По В. Воскобойникову | 1 | | |
3. | Первое сентября. В. Берестов. | 1 | | |
4. | Завтра в школу. По В. Драгунскому | 1 | | |
5. | Пятерки. По Э. Шину | 1 | | |
6. | Котенок хочет в школу. В. Берестов | 1 | | |
7. | Кто лучшим будет. В. Бирюков | 1 | | |
8. | Обида. По В. Хомченко | 1 | | |
9. | Наша учительница. А. Аксенова | 1 | | |
10. | Обобщение по теме: Здравствуй школа. Школьные загадки. | 1 | | |
| Осень наступила… | 15 | | |
11. | Осень. О. Высоцкая | 1 | | |
12. | Последний лист. По Ю. Ковалю | 1 | | |
13. | Осень. Осыпается весь наш бедный сад… А. Толстой | 1 | | |
14. | Сентябрь на дворе. По Н.Сладкову | 1 | | |
15. | Воробей. В. Степанов | 1 | | |
16. | Лето на веревочке. По А. Баркову | 1 | | |
17. | Улетают, улетели…Е. Благина | 1 | | |
18. | Ворона и синица. По Э. Шиму | 1 | | |
19. | За кормом для птиц. По Л.Воронковой | 1 | | |
20. | В октябре. Г.Ладонщиков | 1 | | |
21. | Страшный невидимка. По Н.Сладкову. | 1 | | |
22. | Осень наступила. А.Плещеев | 1 | | |
23. | Сказка об осеннем ветре. По Н. Абрамцевой | 1 | | |
24. | Доскажи словечко (Осенние загадки). Н.Майданик | 1 | | |
25. | Обобщение по теме: Осень наступила… | 1 | | |
| Учимся трудиться | 15 | | |
26. | Все для всех. Ю. Тувим | 1 | | |
27. | Работа. По Д. Габе | 1 | | |
28. | Мои помощники. В. Орлов | 1 | | |
29. | Бабушка и внучка. По А. Потаповой | 1 | | |
30. | Повара. Б. Заходер | 1 | | |
31. | Сюрприз. По М. Дружининой | 1 | | |
32. | Маргаритка. О. Высоцкая | 1 | | |
33. | Пуговица. По В. Хомченко | 1 | | |
34. | Портниха. Г. Ладонщиков | 1 | | |
35. | Пуговица. В. Осеева | 1 | | |
36. | Как я помогал маме мыть пол. По В. Голявкину | 1 | | |
37. | Как Алешке учиться надоело. По С. Баруздину | 1 | | |
38. | Чем пахнут ремесла. Дж. Родари | 1 | | |
39. | Обобщение по теме: «Учимся трудиться». | 1 | | |
40. | Внеклассное чтение по теме: «Учимся трудиться». | 1 | | |
| Ребятам о зверятах. | 18 | | |
41. | Лисята. По Е. Чарушину | 1 | | |
42. | Лисица и еж. По Н. Сладкову | 1 | | |
43. | Заяц. Е. Тараховская | 1 | | |
44. | Еж. По М. Пришвину | 1 | | |
45. | Материнская забота. По А. Баркову | 1 | | |
46. | Материнская забота. По А. Баркову | 1 | | |
47. | Белек. По Г. Снегиреву | 1 | | |
48. | Пин и Гвин. В. Приходько | 1 | | |
49. | Галка. По Б. Житкову | 1 | | |
50. | Галка. По Б. Житкову | 1 | | |
51. | Куриный воспитанник. По В. Гаранжину | 1 | | |
52. | Добры волк. По М. Тарловскому | 1 | | |
53. | Живая шляпа. По Н. Носову | 1 | | |
54. | Живая шляпа. По Н. Носову | 1 | | |
55. | Котята. По Н. Павловой | 1 | | |
56. | Кошкин щенок. В. Берестов | 1 | | |
57. | Сердитый дог Буль. По М. Пляцковскому | 1 | | |
58. | Обобщение по теме: Ребятам о зверятах. | 1 | | |
| Чудесный мир сказок. | 14 | | |
59. | Лисица и журавль (Русская народная сказка) | 1 | | |
60. | Храбрый баран (Русская народная сказка) | 1 | | |
61. | Лиса и тетерев (Русская народная сказка) | 1 | | |
62. | Овечка и волк (Украинская народная сказка) | 1 | | |
63. | Медведь и пчелы (Башкирская народная сказка) | 1 | | |
64. | Тигр и лиса (Таджикская народная сказка) | 1 | | |
65. | Тигр и лиса (Таджикская народная сказка) | 1 | | |
66. | Лиса и куропатка (Французская народная сказка) | 1 | | |
67. | Лиса и куропатка (Французская народная сказка) | 1 | | |
68. | Куцый хвост (Абхазская народная сказка) | 1 | | |
69. | Куцый хвост (Абхазская народная сказка) | 1 | | |
70. | Глупый котенок (Удмуртская народная сказка) | 1 | | |
71. | Обобщение по теме: Чудесный мир сказок. | 1 | | |
72. | Внеклассное чтение | 1 | | |
| Зимушка-зима. | 27 | | |
73. | Ой ты, зимушка-зима! (Русская народная песня) | 1 | | |
74. | Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз. По В. Бианки | 1 | | |
75. | Декабрь. М. Садовский | 1 | | |
76. | Как елку наряжали. По Л. Воронковой | 1 | | |
77. | Смешинка. О. Григорьев | 1 | | |
78. | В новогоднюю ночь. С. Попов | 1 | | |
79. | Смешинка. По В. Ячменевской | 1 | | |
80. | Как Дед Мороз сделал себе помощников. По А. Усачеву | 1 | | |
81. | Как Дед Мороз сделал себе помощников. По А. Усачеву | 1 | | |
82. | Такой вот герой. По А. Потаповой | 1 | | |
83. | Зима. С. Есенин | 1 | | |
84. | Подарок. С.Суворова | 1 | | |
85. | У Ники новые лыжи. По В. Голявкину | 1 | | |
86. | С прогулки. И. Шевчук | 1 | | |
87. | Неудачная находка. ПО М. Быкову | 1 | | |
88. | Детство. И. Суриков | 1 | | |
89. | Что за зверь? По Е. Чарушину | 1 | | |
90. | Не стучать - все спят! По Э.Шиму | 1 | | |
91. | Не стучать - все спят! По Э.Шиму | 1 | | |
92. | Зайка. В. Степанов | 1 | | |
93. | Еловая каша. По н. Сладкову | 1 | | |
94. | Снежок. З. Александрова | 1 | | |
95. | Коллективная печка. По С. Баруздину | 1 | | |
96. | Доскажи словечко (Зимние загадки) | 1 | | |
97. | Доскажи словечко (Зимние загадки) | 1 | | |
98. | Обобщение по теме: Зимушка - зима | 1 | | |
99. | Внеклассное чтение | 1 | | |
| Так нельзя, а так можно. | 15 | | |
100. | Снегирь и Синичка. По А. Ягафаровой | 1 | | |
101. | Птица - синица. По В. Хомченко | 1 | | |
102. | Птица - синица. По В. Хомченко | 1 | | |
103. | Дальний свет. Г Ладонщиков | 1 | | |
104. | Положили на подушку. Г. Лагздынь | 1 | | |
105. | Косточка. По Л. Толстому | 1 | | |
106. | Праздничный стол. По С. Георгиеву | 1 | | |
107. | За игрой. В. Берестов. Бревно С. Баруздин | 1 | | |
108. | Бревно. С. Баруздин | 1 | | |
109. | Как Артемка котенка спас. А. Сегудин | 1 | | |
110. | Подвиг. По В. Осеевой | 1 | | |
111. | Девочка – копуша. И. Демьянов | 1 | | |
112. | Лесные доктора. По В. Бирюкову | 1 | | |
113. | Обобщение по теме: «Так нельзя, а так можно» | 1 | | |
114. | Внеклассное чтение | 1 | | |
| Весна в окно стучится. | 23 | | |
115. | Зима недаром злится…Ф. Тютчев | 1 | | |
116. | Весенняя песня. По В. Бирюков | 1 | | |
117. | Веснянка. (Украинская народная песня) | 1 | | |
118. | Сосулька. По Э. Шиму | 1 | | |
119. | Выгляни, Солнышко…(Русская народная песня) | 1 | | |
120. | Мамин портрет. С. Вербова | 1 | | |
121. | Мамин портрет. С. Вербова | 1 | | |
122. | Разноцветный подарок. П. Синявский | 1 | | |
123. | Тихо- тихо А..Седугин | 1 | | |
124. | Лицом к весне. Р. Сеф | 1 | | |
125. | Ледоход. С. Вербова | 1 | | |
126. | Сон Медвежонка. По Р. Фархади | 1 | | |
127. | Медведь проснулся. Г. Ладонщиков | 1 | | |
128. | Заяц на дереве. По В. Бианки | 1 | | |
129. | Заяц на дереве. По В. Бианки | 1 | | |
130. | Наши гости. С. Погореловский | 1 | | |
131. | Скворушка. По Г. Скребицкому | 1 | | |
132. | Весенняя гостья. И. Белоусов | 1 | | |
133. | Пчелки на разведках. По К. Ушинскому | 1 | | |
134. | Тюльпаны. По А. Баркову | 1 | | |
135. | Доскажи словечко (весенние загадки) | 1 | | |
136. | Обобщение по теме: «Весна в окно стучится» | 1 | | |
137. | Внеклассное чтение. Произведения о изменениях природы весной. | 1 | | |
| Веселые истории. | 9 | | |
138. | Перепутаница. Р. Фархади | 1 | | |
139. | Эхо. По Г. Остеру | 1 | | |
140. | Кто кем становится. В. Шибаев | 1 | | |
141. | Волшебный баран. А. Усачев | 1 | | |
142. | Шишки. М. Пляцковский | 1 | | |
143. | Шишки. М. Пляцковский | 1 | | |
144. | Портрет. По Ю. Степанову | 1 | | |
145. | Булочная песенка. М. Бородицкий | 1 | | |
146. | Обобщение по теме: Веселые истории | 1 | | |
| Родина любимая! | 10 | | |
147. | Скворец на чужбине. Г. Ладонщиков | 1 | | |
148. | Наше Отечество. По К. Ушинскому | 1 | | |
149. | Флаг России. По Т. Кудрявцевой | 1 | | |
150. | Главный город страны. М. Ильин | 1 | | |
151. | Песня. В. Степанов | 1 | | |
152. | День Победы. А. Усачев | 1 | | |
153. | Страшный клад. По С. Баруздину | 1 | | |
154. | Страшный клад. По С. Баруздину | 1 | | |
155. | Тульские пряники. По С. Алексееву | 1 | | |
156. | Обобщение по теме: Родина любимая | 1 | | |
| Здравствуй, лето! | 14 | | |
157. | Что такое лето? А. Усачев | 1 | | |
158. | Что сказала бы мама? По Л. Воронковой | 1 | | |
159. | Что сказала бы мама? По Л. Воронковой | 1 | | |
160. | Земляника. М. Дружинина | 1 | | |
161. | Смешинка. С. Васильева. | 1 | | |
162. | Куда исчез гриб? По В. Хомченко | 1 | | |
163. | Куда исчез гриб? По В. Хомченко | 1 | | |
164. | Еж-спаситель. По В. Бианки | 1 | | |
165. | Жарко. Р. Фархади | 1 | | |
166. | Верное время. По Э. Шиму | 1 | | |
167. | Верное время. По Э. Шиму | 1 | | |
168. | Почему лето короткое? По В. Орлову | 1 | | |
169. | Доскажи словечко. (Летние загадки) Е. Савельева | 1 | | |
170. | Обобщение по теме: Здравствуй, лето! | 1 | | |
| Итого | 170 | | |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Материалы для контрольных работ: Входная контрольная работа (проверка техники чтения) Пузырь, Соломинка и Лапоть (Сказка) Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку. Лапоть говорит Пузырю: — Пузырь, давай на тебе переплывём! — Нет, Лапоть! Пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдём. Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошёл по Соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду. А Пузырь хохотал, хохотал да и лопнул. 1. О чём Лапоть попросил Пузыря? 2. Что посоветовал Пузырь? 3. И что тогда произошло? Прочитай. 4. Чему учит эта сказка? Вторая контрольная работа Про нос и язык По Е. Пермяку — Скажи, бабушка, — просит Катя, — почему у меня два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык и нос один? — А потому, внученька, чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила, меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала. — Вот, наверное, почему у человека только один нос и один язык. 1. Что ответила бабушка Кате про глаза, уши, руки, ноги? 2. А что ответила про язык и нос? 3. Почему надо больше видеть и слышать? 4. Почему надо больше делать и ходить? Третья контрольная работа Познакомился В. Лапшин Жил на свете весёлый мальчик Егорка. Был он очень маленький. Что он понимал? Совсем ничего. Однажды подошёл Егорка к зеркалу да так и застыл перед ним. Что за чудо! В зеркале он увидел мальчишку с кляксой на носу. Улыбнулся Егорка — и мальчишка улыбнулся. Ничего не ответил ему мальчишка, но смеяться перестал. Смотрит серьёзно, почти сердито. — Что ты дразнишься? Я тебя не боюсь, — сказал Егорка и сжал кулаки. Незнакомый мальчишка не стрý-сил. Тоже кулаки сжимает. Совсем рас-сер-ди л-ся Егорка, стукнул кулаком по столу. Руке стало больно, заплакал. И мальчишка в зеркале слезами об-ли-вá-ет-ся, пальцы сосёт. — Ну, не плачь, — говорит ему Егорка. — Я больше не буду. Глупый ты совсем... 1. Кого увидел Егорка в зеркале? 2. Понял ли мальчик, что в зеркале было его отражение? За кого он принял своё отражение? 3. Почему Егорка решил, что видит в зеркале другого мальчика? Четвертая контрольная работа Первая рыбка Е. Пермяк Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить... Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи. Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать: — Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ёршика? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка. 1. О чём этот рассказ? 2. Почему вся семья хвалила уху? 3. Чему радовался Юра? 4. Почему рассказ называется «Первая рыбка»?
1