СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по чтению для 3 класса для детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья для 3 класса. Данная программа включает в себя: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по чтению для 3 класса для детей с ОВЗ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алябьевская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрена на заседании

методического совета школы

Протокол от «30»августа 2017 г.

№ 1

_________А.А. Ярусова



УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

от «30» августа 2017 г.

№ 255

_________И.В. Боровинская





РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЧТЕНИЕ»

обучающегося 3 класса

на 2017/2018 учебный год

для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы с умственной отсталостью.




Составила:

Учитель начальных классов

Вавилкина Екатерина Сергеевна






п. Алябьевский, 2017 г.

Содержание



1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………………………1

    1. Нормативная база…………………………………………………………………………………………………………..1

    2. Психолого – педагогическая характеристика…………………………………………………………………………….2

    3. Цели и задачи……………………………………………………………………………………………………………….3

    4. Общая характеристика учебного предмета……………………………………………………………………………….4

  1. Содержательный раздел

    1. Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы………………………………………...5

    2. Планируемые результаты учебного предмета……………………………………………………………………………7

    3. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов…………………………………………….10

  2. Организационный раздел

    1. Учебный план……………………………………………………………………………………………………………..11

    2. Тематическое планирование……………………………………………………………………………………………..11

    3. Система условий реализации, адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью……………………………………………………………………………………………………………….12

  3. Приложение

    1. Календарно-тематическое планирование………………………………………………...……………………………..13

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по данному предмету сформирована и реализуется на основе федерального государственного образовательного Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (Приказ № 1599 от 19.12.2014). Заключения территориальной ПМПК и специальной образовательной Программы под редакцией В.В. Воронковой по чтению, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. - М., 2013г.


1.1. Нормативно-правовая база для разработки программы

Федерального уровня:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вместе с СанПин 2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…) (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528).

Регионального уровня:

- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.08.2015 года №10-Исх-8193 «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году»;

- приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.08.2015г. №1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»

Уровень общеобразовательной организации:

- Устав МБОУ «Алябьевская средняя общеобразовательная школа»;

- Локальные нормативные акты, регламентирующие образовательные отношения.

1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического по­ражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.

Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ни­ями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, на­ли­чи­ем отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой по­с­ту­па­тельный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.

Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (сла­бостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием ус­ло­в­ных связей, тугоподвижностью нервных про­цессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза.

На­ру­ше­ние объема и те­мпа во­с­п­ри­я­тия, не­до­статочная его диф­фе­ре­н­ци­ровка, не могут не ока­зы­вать от­ри­ца­тель­ного влияния на весь ход развития ре­бенка с умственной отсталостью (интеллектуаль­ны­ми нарушениями).

Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интелле­к­туальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, ос­но­ву которого составляют такие операции, как анализ, си­нтез, сравнение, обо­б­щение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей обладают целым ря­дом сво­е­об­ра­з­ных черт, про­яв­ля­ю­щи­хся в трудностях установления отношений между ча­с­тя­ми предмета, вы­де­ле­нии его существенных признаков и дифференциации их от не­су­ще­с­т­ве­н­ных, нахо­ж­дении и сравнении предметов по признакам схо­дства и отличия и т. д.

Из всех видов мышления (наглядно-дей­с­т­венного, наглядно-образного и сло­весно-ло­гического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью (ин­те­л­ле­к­туальными на­ру­ше­ниями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это вы­ра­жа­ет­ся в слабости обобщения, труд­но­с­тях понимания смысла явления или факта. Обу­ча­ю­щи­м­ся присуща сни­же­н­ная активность мыслительных про­це­с­сов и слабая регулирующая роль мы­ш­ления: зачастую, они начинают вы­по­л­нять работу, не до­слушав инструкции, не поняв це­ли задания, не имея внут­ре­н­него плана действия. Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала нера­з­рывно свя­заны с особеннос­тями их памяти. Запоми­нание, сохранение и во­с­произведение по­лу­че­нной информации обучающимися с умственной отста­лостью (ин­те­л­ле­к­туальными на­ру­ше­ниями) также отличается целым рядом спе­ци­фических особенностей: они луч­ше за­по­ми­нают внешние, иногда слу­чай­ные, зрительно воспринимаемые при­знаки, при этом, труд­нее осознаются и запоминаются внутренние ло­ги­че­с­кие связи; позже, чем у нормаль­ных свер­стников, формируется про­из­воль­ное запоминание, которое требует мно­го­к­ратных по­вторений. Особенности познавательной деятельности школьников с умственной от­сталостью (ин­те­л­ле­к­туальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое от­личается сужением объе­ма, малой устойчивостью, трудностями его распределения, за­ме­д­ле­н­нос­тью переключения. В значительной степени нарушено произвольное вни­ма­ние, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление тру­дностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в про­це­с­се обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо од­ном объекте или виде деятельности. Представле­ниям и во­об­ра­жению детей с умственной отсталостью (инте­л­ле­к­туальными на­ру­ше­ни­ями) свой­ственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление об­ра­зов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного ма­те­риала. Во­об­ра­же­ние как один из наиболее сложных процессов отли­чается значительной не­с­фо­р­ми­ро­ва­н­нос­тью, что выражается в его примитивности, не­точности и схематичности. У школьников с умственной отсталостью (ин­те­л­ле­к­туальными нарушениями) от­ме­ча­ются недостатки в раз­ви­тии речевой деятельности, физиологической осно­вой которых яв­ляется на­рушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фо­не­ти­че­с­кой, лексической, грам­ма­тической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи. Моторная сфера детей с умственной отсталостью (инте­л­ле­к­ту­аль­ны­ми на­ру­ше­ниями), как пра­вило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие труд­но­сти обучающиеся испытывают при выполнении заданий, свя­за­н­ных с точной ко­ор­ди­на­ци­ей мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на ов­ла­де­нии письмом и некоторыми трудовыми опе­рациями. Проведение специальных упра­ж­не­ний, включенных как в со­держание коррекционных занятий, так и используемых на от­дель­ных уроках, способствует раз­ви­тию координации и точности движений пальцев рук и ки­сти, а также позволяет под­го­то­вить обучающихся к овладению учебными и трудовыми дей­ствиями, тре­бу­ю­щими определенной моторной ловкости.

В классе 1 обучающийся. Согласно заключению, территориальной ПМПК имеет умственную отсталость. Обучение организовано очное, согласно рекомендациям, территориальной ПМПК№ 29 от 11.09.2015 годаи ИПРА № 102.16.86 от 2017 года.



1.3. Цели и задачи.

Основная цель:

  • научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно

  • воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.

Задачи:

  • Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.

  • Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.

  • Учить самостоятельно работать с книгой.

  • Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

  • Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.



    1. Общая характеристика учебного предмета


Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется учебникдля 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида «Книга для чтения». Авторы -составители: С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева Лунева. Санкт Петербург: филиал издательства «Просвещение», 2011.

В начальных классах проводится объяснительное чтение, представленное через систему заданий, в процессе которых у обучающихся развивается техника чтения, умения анализировать произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий.Доступность анализа обеспечивается за счётгруппировки материала.

За основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, который позволяет опираться на жизненный опыт обучающихся.

Для чтения в 3 классе подбираются произведенияустногонародного творчества, классиков русской и зарубежной литературы. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

Это произведения о картинах родной природы, о настоящем и прошлом нашей Родины, рассказы о жизни, труде наших современников, о делах школьников. В процессе обучения у обучающихся совершенствуется техника чтения, постепенно формируется умение самостоятельно разбираться в содержании прочитанного. Ведется систематическая работа по обучению чтению про себя, формируется орфоэпическое выразительное чтение с переходом на чтение целыми словами, последовательно увеличивая объем читаемого текста.Большое внимание на уроках чтения уделяетсяразвитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащениеи уточнение словарного запаса, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. Проводится работа поразвитиюумения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения.С этой целью в 3 классе в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.









  1. Содержательный раздел.

    1. Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы.


Рабочая программа в соответствии с Региональным базисным учебным планом для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида рассчитана на 5 часов в неделю и составляет 170 часов в год.

Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);

  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);

  • Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно – проверочный урок);

  • Комбинированный урок;

  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно – обобщающий урок).


Методы:

  • Словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

  • Наглядные – наблюдение, демонстрация;

  • Практические – упражнения;

  • Методы изложения новых знаний;

  • Методы повторения, закрепления знаний;

  • Методы применения знаний;

  • Методы контроля.



Техника чтения

  • Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми сло­вами после работы над ним под руководством учителя. Сло­говое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.

  • Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.

  • Чтение про себя простых по содержанию текстов.



Понимание читаемого

  • Ответы на вопросы, о ком или, о чем говорится в прочи­танном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.

  • Подведение учащихся к выводам из прочитанного, срав­нение прочитанного с опытом детей и с содержанием дру­гого знакомого текста.

  • Деление текста на части с помощью учителя и коллек­тивное придумывание заголовков к выделенным частям; со­ставление картинного плана; рисование словарных картин.



Развитие устной речи



  • Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.

  • Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.

  • Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, поме­щенным в книге для чтения.

  • Разучивание в течение года небольших по объему сти­хотворений, чтение их перед классом.



Внеклассное чтение



  • Подготовка учеников к формированию читательской са­мостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.

  • Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций


«Здравствуй, школа! – 10 ч.

Небольшие рассказы и стихотворения русских авторов о школе, жизни детей и взрослых, о нравственных и этических нормах поведения.

«Осень наступила…» - 15 ч.

Небольшие рассказы и стихотворения русских авторов о природе родного края осенью, о жизни детей и взрослых. Загадки, поговорки об осени.

«Учимся трудится» - 15 ч.

Небольшие рассказы и стихотворения русских авторов о жизни детей и взрослых, о труде, о школе, о нравственных и этических нормах поведения.

«Ребятам о зверятах» - 18 ч.

Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о животных, о нравственных и этических нормах поведения.

«Чудесный мир сказок» - 14 ч.

Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе, о жизни детей и взрослых, о труде и праздниках зимой. Загадки и поговорки о зиме.

«Зимушка-зима» - 27ч.

Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе, о жизни детей и взрослых, о труде, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи, содержащие практические советы на темы, связанные с трудом, школой, семьей, природой.

«Так нельзя, а так можно» - 15 ч.

Произведения устного народного творчества: сказки о животных.

«Весна в окно стучится» - 23 ч.

Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе весной, о жизни детей и взрослых, о труде, о нравственных и этических нормах поведения. Загадки, поговорки, игровые песни о весне.

«Веселые истории» - 9 ч.

Небольшие весёлые рассказы и стихотворения, игровые песни.

«Родина любимая» - 10 ч.

Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о родине, о подвигах детей и взрослых, о труде, о нравственных и этических нормах.

«Здравствуй, лето!» - 14 ч.

Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе, о жизни детей и взрослых, о труде летом. Загадки и поговорки о лете.



    1. Планируемые результаты учебного предмета.


Личностные универсальные учебные действия у обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к уроку литературного чтения;

- эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;

-способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;

-первоначальные представления о нравственных понятиях(доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отражённых в литературныхтекстах;

-восприятие семейных традиций, в том числе семейногочтения;

-чувство любви к природе родного края;

-основы для развития творческого воображения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-интереса к чтению;

- мотивации обращения к книге;

-основы для эмоционального переживания художественного текста;

-способности выражать свои эмоции в выразительномчтении;

-понимания смысла нравственного урока произведения;

- способности испытывать высшие нравственные чувства–гордость, стыд, вина;

-умения оценивать поведение героев произведенияс точки зрения морали и этики под руководством учителя;

-стремления к взаимопониманию детей и взрослых;

-позитивной самооценки;

-ориентации на здоровый образ жизни;

-стремления к успешности в учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

-осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

-принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;

-принимать позиции слушателя, читателя в соответствиис учебной задачей.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать цель и смысл выполняемых заданий;

-понимать важность планирования своей деятельности;

-выполнять учебные действия на основе алгоритмадействий;

-осуществлять первоначальный контроль своих действий;

-участвовать в оценке результатов деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

-ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;

-понимать фактическое содержание текста;

-выделять события, видеть их последовательность впроизведении;

-выделять в тексте основные части;

-выполнять несложные логические действия (сравнение,сопоставление);

-работать с учебником, ориентироваться в нём с помощьюзначков;

-пользоваться словарными пояснениями учебника.

Обучающийся получит возможность научиться:

-выделять и формулировать познавательную цель;

-структурировать знания;

-группировать тексты по заданному основанию;

-различать малые фольклорные жанры: пословицы,

загадки, скороговорки, считалки;

-работать с информацией, осуществлять поиск информации в учебных текстах.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

-использовать доступные речевые средства для передачисвоего впечатления;

-воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;

-понимать содержание вопросов и высказываний учителяи сверстников;

-принимать участие в обсуждении содержания прочитанного.

Обучающийся получит возможность научиться:

-задавать вопросы и отвечать на вопросы по текступроизведения;

-проявлять интерес к общению на уроке;

-уважать мнение собеседников;

-преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;

-следить за действиями других участников в процессеколлективной деятельности;

-входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.

Предметные результаты:

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

-читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словамивслух и про себя (в индивидуальном темпе);

-читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору;

-понимать содержание прочитанного;

-пересказывать содержание произведений, прочитанныхв классе, по вопросам учителя;

-эмоционально реагировать на события произведения прислушании и чтении;

-находить и придумывать рифмы;

-определять персонажей (действующих лиц) и героев(главных действующих лиц);

-отличать монолог от диалога;

-уметь работать со всеми элементами книги (обложка,содержание, форзац);

-отвечать на вопросы по содержанию текста;

-пересказывать небольшие по объему тексты;

- оценивать литературного героя произведения по его поступкам.

Обучающийся получит возможность научиться:

-выделять смысловые части текста, сопоставлять ихсодержание;

-определять главную мысль литературного произведения;

-соотносить иллюстративный материал и основноесодержание литературного произведения;

-строить высказывание по образцу;

-формулировать несложные выводы;

-читать тексты, понимать фактическое содержаниетекста, выделять в них основные части;

-находить в тексте по подсказке учителя простыесредстваизображения и выражения чувств героя;

-осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

-понимать изобразительную природу художественноготекста, «рисующие» слова, «картинный» план.


    1. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов


Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путём специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объёма (на конец года): 3 класс – 25-30 слов.

3 класс.

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной – двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз; в 4 классе – логических ударений; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он; читает по слогам, затрудняясь читать целиком даже легкие слова; допускает одну-две ошибки при чтении и соблюдении смысловых пауз; допускает неточности в ответах на вопросы при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении стихотворения наизусть одну-две самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: читает в основном целыми словами, трудные слова по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении и соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в 4 – классе – логических ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Оценка «2» ставится ученику, если он: читает в основном по слогам, даже легкие слова; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен читать наизусть.

Оценка «1» ставится ученику, если он; затрудняется в чтении текста по слогам; допускает при чтении большое количество ошибок, искажающих смысл прочитанного; не отвечает на вопросы и не может передать содержание прочитанного; не знает наизусть стихотворения.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.

Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока.


  1. Организационный раздел.

    1. Учебный план.


Тема раздела учебника

Количество часов

Контрольных работ

1

«Здравствуй, школа!

10

-

2

«Осень наступила…»

15

-

3

«Учимся трудится»

15

-

4

«Ребятам о зверятах»

18

1

5

«Чудесный мир сказок»

14

-

6

«Зимушка-зима»

27

-

7

«Так нельзя, а так можно»

15

1

8

«Весна в окно стучится»

23

-

9

«Веселые истории»

9

1

10

«Родина любимая»

10

-

11

«Здравствуй, лето!»

14

1


Итого

170

4


    1. Тематическое планирование.


Тематическое содержание

Характеристика основных видов деятельности

1

«Здравствуй, школа!

Небольшие рассказы и стихотворения русских авторов о школе, жизни детей и взрослых, о нравственных и этических нормах поведения

2

«Осень наступила…»

Небольшие рассказы и стихотворения русских авторов о природе родного края осенью, о жизни детей и взрослых. Загадки, поговорки об осени.

3

«Учимся трудится»

Небольшие рассказы и стихотворения русских авторов о жизни детей и взрослых, о труде, о школе, о нравственных и этических нормах поведения.

4

«Ребятам о зверятах»

Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о животных, о нравственных и этических нормах поведения.

5

«Чудесный мир сказок»

Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе, о жизни детей и взрослых, о труде и праздниках зимой. Загадки и поговорки о зиме.

6

«Зимушка-зима»

Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе, о жизни детей и взрослых, о труде, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи, содержащие практические советы на темы, связанные с трудом, школой, семьей, природой

7

«Так нельзя, а так можно»

Произведения устного народного творчества: сказки о животных.

8

«Весна в окно стучится»

Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе весной, о жизни детей и взрослых, о труде, о нравственных и этических нормах поведения. Загадки, поговорки, игровые песни о весне.

9

«Веселые истории»

Небольшие весёлые рассказы и стихотворения, игровые песни.

10

«Родина любимая»

Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о родине, о подвигах детей и взрослых, о труде, о нравственных и этических нормах

11

«Здравствуй, лето!»

Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе, о жизни детей и взрослых, о труде летом. Загадки и поговорки о лете.


    1. Система условий реализации, адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью.


Материально-технические условия:

Материально-техническое обеспечение – это общие характеристики инфраструктуры организации, включая параметры информационно-образовательной среды.

Материально-технические условия реализации АООП должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения АООП.

Материально-техническая база реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.

Структура требований к материально-техническим условиям включает требования к:

  • организации пространства, в котором осуществляется реализация АООП;

  • организации временного режима обучения;

  • техническим средствам обучения;

  • специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения.

Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к организациям, в области:

  • соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательной деятельности;

  • обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;

  • соблюдения пожарной и электробезопасности;

  • соблюдения требований охраны труда;

  • соблюдения своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и др.


Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.

Учебно-методический комплект для учителя:

А.К. Аксенова Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. 1999 Владос. Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы» 2010 Москва «Просвещение»; С.Д.Забрамная «Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе» 1993 Педагогика- Пресс Москва;

С.Ю.ИльинаЛ.В.Матвеева- Лунева Чтение. (2 части) Учебник для 3 класса. 2013 Просвещение Санкт- Петербург.


Учебно-методический комплект для обучающегося:

С.Ю.ИльинаЛ.В.Матвеева- Лунева Чтение. (2 части) Учебник для 3 класса. 2013 Просвещение Санкт- Петербург.


  1. Приложение.

    1. Календарно - тематическое планирование уроков чтения

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт


Здравствуй, школа!

10



1.

Сентябрь. М. Садовский

1



2.

Веселая улица. По В. Воскобойникову

1



3.

Первое сентября. В. Берестов.

1



4.

Завтра в школу. По В. Драгунскому

1



5.

Пятерки. По Э. Шину

1



6.

Котенок хочет в школу. В. Берестов

1



7.

Кто лучшим будет. В. Бирюков

1



8.

Обида. По В. Хомченко

1



9.

Наша учительница. А. Аксенова

1



10.

Обобщение по теме: Здравствуй школа. Школьные загадки.

1




Осень наступила…

15



11.

Осень. О. Высоцкая

1



12.

Последний лист. По Ю. Ковалю

1



13.

Осень. Осыпается весь наш бедный сад… А. Толстой

1



14.

Сентябрь на дворе. По Н.Сладкову

1



15.

Воробей. В. Степанов

1



16.

Лето на веревочке. По А. Баркову

1



17.

Улетают, улетели…Е. Благина

1



18.

Ворона и синица. По Э. Шиму

1



19.

За кормом для птиц. По Л.Воронковой

1



20.

В октябре. Г.Ладонщиков

1



21.

Страшный невидимка. По Н.Сладкову.

1



22.

Осень наступила. А.Плещеев

1



23.

Сказка об осеннем ветре. По Н. Абрамцевой

1



24.

Доскажи словечко (Осенние загадки). Н.Майданик

1



25.

Обобщение по теме: Осень наступила…

1




Учимся трудиться

15



26.

Все для всех. Ю. Тувим

1



27.

Работа. По Д. Габе

1



28.

Мои помощники. В. Орлов

1



29.

Бабушка и внучка. По А. Потаповой

1



30.

Повара. Б. Заходер

1



31.

Сюрприз. По М. Дружининой

1



32.

Маргаритка. О. Высоцкая

1



33.

Пуговица. По В. Хомченко

1



34.

Портниха. Г. Ладонщиков

1



35.

Пуговица. В. Осеева

1



36.

Как я помогал маме мыть пол. По В. Голявкину

1



37.

Как Алешке учиться надоело. По С. Баруздину

1



38.

Чем пахнут ремесла. Дж. Родари

1



39.

Обобщение по теме: «Учимся трудиться».

1



40.

Внеклассное чтение по теме: «Учимся трудиться».

1




Ребятам о зверятах.

18



41.

Лисята. По Е. Чарушину

1



42.

Лисица и еж. По Н. Сладкову

1



43.

Заяц. Е. Тараховская

1



44.

Еж. По М. Пришвину

1



45.

Материнская забота. По А. Баркову

1



46.

Материнская забота. По А. Баркову

1



47.

Белек. По Г. Снегиреву

1



48.

Пин и Гвин. В. Приходько

1



49.

Галка. По Б. Житкову

1



50.

Галка. По Б. Житкову

1



51.

Куриный воспитанник. По В. Гаранжину

1



52.

Добры волк. По М. Тарловскому

1



53.

Живая шляпа. По Н. Носову

1



54.

Живая шляпа. По Н. Носову

1



55.

Котята. По Н. Павловой

1



56.

Кошкин щенок. В. Берестов

1



57.

Сердитый дог Буль. По М. Пляцковскому

1



58.

Обобщение по теме: Ребятам о зверятах.

1




Чудесный мир сказок.

14



59.

Лисица и журавль (Русская народная сказка)

1



60.

Храбрый баран (Русская народная сказка)

1



61.

Лиса и тетерев (Русская народная сказка)

1



62.

Овечка и волк (Украинская народная сказка)

1



63.

Медведь и пчелы (Башкирская народная сказка)

1



64.

Тигр и лиса (Таджикская народная сказка)

1



65.

Тигр и лиса (Таджикская народная сказка)

1



66.

Лиса и куропатка (Французская народная сказка)

1



67.

Лиса и куропатка (Французская народная сказка)

1



68.

Куцый хвост (Абхазская народная сказка)

1



69.

Куцый хвост (Абхазская народная сказка)

1



70.

Глупый котенок (Удмуртская народная сказка)

1



71.

Обобщение по теме: Чудесный мир сказок.

1



72.

Внеклассное чтение

1




Зимушка-зима.

27



73.

Ой ты, зимушка-зима! (Русская народная песня)

1



74.

Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз. По В. Бианки

1



75.

Декабрь. М. Садовский

1



76.

Как елку наряжали. По Л. Воронковой

1



77.

Смешинка. О. Григорьев

1



78.

В новогоднюю ночь. С. Попов

1



79.

Смешинка. По В. Ячменевской

1



80.

Как Дед Мороз сделал себе помощников. По А. Усачеву

1



81.

Как Дед Мороз сделал себе помощников. По А. Усачеву

1



82.

Такой вот герой. По А. Потаповой

1



83.

Зима. С. Есенин

1



84.

Подарок. С.Суворова

1



85.

У Ники новые лыжи. По В. Голявкину

1



86.

С прогулки. И. Шевчук

1



87.

Неудачная находка. ПО М. Быкову

1



88.

Детство. И. Суриков

1



89.

Что за зверь? По Е. Чарушину

1



90.

Не стучать - все спят! По Э.Шиму

1



91.

Не стучать - все спят! По Э.Шиму

1



92.

Зайка. В. Степанов

1



93.

Еловая каша. По н. Сладкову

1



94.

Снежок. З. Александрова

1



95.

Коллективная печка. По С. Баруздину

1



96.

Доскажи словечко (Зимние загадки)

1



97.

Доскажи словечко (Зимние загадки)

1



98.

Обобщение по теме: Зимушка - зима

1



99.

Внеклассное чтение

1




Так нельзя, а так можно.

15



100.

Снегирь и Синичка. По А. Ягафаровой

1



101.

Птица - синица. По В. Хомченко

1



102.

Птица - синица. По В. Хомченко

1



103.

Дальний свет. Г Ладонщиков

1



104.

Положили на подушку. Г. Лагздынь

1



105.

Косточка. По Л. Толстому

1



106.

Праздничный стол. По С. Георгиеву

1



107.

За игрой. В. Берестов. Бревно С. Баруздин

1



108.

Бревно. С. Баруздин

1



109.

Как Артемка котенка спас. А. Сегудин

1



110.

Подвиг. По В. Осеевой

1



111.

Девочка – копуша. И. Демьянов

1



112.

Лесные доктора. По В. Бирюкову

1



113.

Обобщение по теме: «Так нельзя, а так можно»

1



114.

Внеклассное чтение

1




Весна в окно стучится.

23



115.

Зима недаром злится…Ф. Тютчев

1



116.

Весенняя песня. По В. Бирюков

1



117.

Веснянка. (Украинская народная песня)

1



118.

Сосулька. По Э. Шиму

1



119.

Выгляни, Солнышко…(Русская народная песня)

1



120.

Мамин портрет. С. Вербова

1



121.

Мамин портрет. С. Вербова

1



122.

Разноцветный подарок. П. Синявский

1



123.

Тихо- тихо А..Седугин

1



124.

Лицом к весне. Р. Сеф

1



125.

Ледоход. С. Вербова

1



126.

Сон Медвежонка. По Р. Фархади

1



127.

Медведь проснулся. Г. Ладонщиков

1



128.

Заяц на дереве. По В. Бианки

1



129.

Заяц на дереве. По В. Бианки

1



130.

Наши гости. С. Погореловский

1



131.

Скворушка. По Г. Скребицкому

1



132.

Весенняя гостья. И. Белоусов

1



133.

Пчелки на разведках. По К. Ушинскому

1



134.

Тюльпаны. По А. Баркову

1



135.

Доскажи словечко (весенние загадки)

1



136.

Обобщение по теме: «Весна в окно стучится»

1



137.

Внеклассное чтение. Произведения о изменениях природы весной.

1




Веселые истории.

9



138.

Перепутаница. Р. Фархади

1



139.

Эхо. По Г. Остеру

1



140.

Кто кем становится. В. Шибаев

1



141.

Волшебный баран. А. Усачев

1



142.

Шишки. М. Пляцковский

1



143.

Шишки. М. Пляцковский

1



144.

Портрет. По Ю. Степанову

1



145.

Булочная песенка. М. Бородицкий

1



146.

Обобщение по теме: Веселые истории

1




Родина любимая!

10



147.

Скворец на чужбине. Г. Ладонщиков

1



148.

Наше Отечество. По К. Ушинскому

1



149.

Флаг России. По Т. Кудрявцевой

1



150.

Главный город страны. М. Ильин

1



151.

Песня. В. Степанов

1



152.

День Победы. А. Усачев

1



153.

Страшный клад. По С. Баруздину

1



154.

Страшный клад. По С. Баруздину

1



155.

Тульские пряники. По С. Алексееву

1



156.

Обобщение по теме: Родина любимая

1




Здравствуй, лето!

14



157.

Что такое лето? А. Усачев

1



158.

Что сказала бы мама? По Л. Воронковой

1



159.

Что сказала бы мама? По Л. Воронковой

1



160.

Земляника. М. Дружинина

1



161.

Смешинка. С. Васильева.

1



162.

Куда исчез гриб? По В. Хомченко

1



163.

Куда исчез гриб? По В. Хомченко

1



164.

Еж-спаситель. По В. Бианки

1



165.

Жарко. Р. Фархади

1



166.

Верное время. По Э. Шиму

1



167.

Верное время. По Э. Шиму

1



168.

Почему лето короткое? По В. Орлову

1



169.

Доскажи словечко. (Летние загадки) Е. Савельева

1



170.

Обобщение по теме: Здравствуй, лето!

1




Итого

170










































ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Материалы для контрольных работ: Входная контрольная работа (проверка техники чтения) Пузырь, Соломинка и Лапоть (Сказка) Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку. Лапоть говорит Пузырю: — Пузырь, давай на тебе переплывём! — Нет, Лапоть! Пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдём. Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошёл по Соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду. А Пузырь хохотал, хохотал да и лопнул. 1. О чём Лапоть попросил Пузыря? 2. Что посоветовал Пузырь? 3. И что тогда произошло? Прочитай. 4. Чему учит эта сказка? Вторая контрольная работа Про нос и язык По Е. Пермяку — Скажи, бабушка, — просит Катя, — почему у меня два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык и нос один? — А потому, внученька, чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила, меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала. — Вот, наверное, почему у человека только один нос и один язык. 1. Что ответила бабушка Кате про глаза, уши, руки, ноги? 2. А что ответила про язык и нос? 3. Почему надо больше видеть и слышать? 4. Почему надо больше делать и ходить? Третья контрольная работа Познакомился В. Лапшин Жил на свете весёлый мальчик Егорка. Был он очень маленький. Что он понимал? Совсем ничего. Однажды подошёл Егорка к зеркалу да так и застыл перед ним. Что за чудо! В зеркале он увидел мальчишку с кляксой на носу. Улыбнулся Егорка — и мальчишка улыбнулся. Ничего не ответил ему мальчишка, но смеяться перестал. Смотрит серьёзно, почти сердито. — Что ты дразнишься? Я тебя не боюсь, — сказал Егорка и сжал кулаки. Незнакомый мальчишка не стрý-сил. Тоже кулаки сжимает. Совсем рас-сер-ди л-ся Егорка, стукнул кулаком по столу. Руке стало больно, заплакал. И мальчишка в зеркале слезами об-ли-вá-ет-ся, пальцы сосёт. — Ну, не плачь, — говорит ему Егорка. — Я больше не буду. Глупый ты совсем... 1. Кого увидел Егорка в зеркале? 2. Понял ли мальчик, что в зеркале было его отражение? За кого он принял своё отражение? 3. Почему Егорка решил, что видит в зеркале другого мальчика? Четвертая контрольная работа Первая рыбка Е. Пермяк Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить... Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи. Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать: — Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ёршика? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка. 1. О чём этот рассказ? 2. Почему вся семья хвалила уху? 3. Чему радовался Юра? 4. Почему рассказ называется «Первая рыбка»?



1