СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине "Биология"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 1 курса средних профессиональных образовательных учреждений по дисциплине "Биология".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине "Биология"»

Министерство образования Московской области


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Сергиево-Посадский аграрный колледж»
(ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский аграрный колледж»)









РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

учебной дисциплины

«БИОЛОГИЯ»


сПециальность:

36.02.01 ВЕТЕРИНАРИЯ








Преподаватель: Малышева Ольга Михайловна











г. Сергиев Посад

2016г.

Министерство образования Московской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Московской области

«Сергиево-Посадский аграрный колледж»

(ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский аграрный колледж»)


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной (учебно-производственной) работе

_____/Е.Н.Лиховидова/

«___»________ 20___ г.


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной (учебно-производственной)

работе

_________/_____________/

«___»__________ 20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной (учебно-производственной)

работе

_________/_____________/

«___»__________ 20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной (учебно-производственной)

работе

_________/_____________/

«___»__________ 20___ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

учебной Дисциплины


Преподаватель Малышева Ольга Михайловна

Специальность: 36.02.01 Ветеринария

Группы 11-В, 12-В, 13-В, 14-В I курс


Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии математических и естественно-научных дисциплин


Протокол от «____»__________ 20 ___ г. № ______

Председатель предметной (цикловой) комиссии ____________/Ткаченко А.А./


Протокол от «____»__________ 20 ___ г. № ______

Председатель предметной (цикловой) комиссии ____________/_____________/


Протокол от «____»__________ 20 ___ г. № ______

Председатель предметной (цикловой) комиссии ____________/_____________/


Протокол от «____»__________ 20 ___ г. № ______

Председатель предметной (цикловой) комиссии ____________/_____________/





Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).


Программа разработана для студентов, обучающихся по специальности среднего профессионального образования (СПО) 36.02.01 Ветеринария.


Организация разработчик примерной программы ФГАУ «Федеральный институт развития образования».


Разработчики примерной программы: Резанов А.Г., зам. зав. кафедрой по научной работе Московского государственного педагогического университета, доктор биологических наук, профессор;

Резанова Е.А., преподаватель биолгии высшей квалификационной категории ГБОУ «Гимназия 1527»;

Фадеева Е.О., доцент кафедры физической географии и геоэкологии географического факультета Московского государственного педагогического университета, кандидат биологических наук, доцент.


Рецензенты примерной программы:

Суматохин С.В., зав. кафедрой биологии, экологии и методики обучения биологии ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор;

Черкалина И.А., преподаватель биологии ГАПОУ «Московский образовательный комплекс им. В.Талалихина» г. Москвы.


Разработчик рабочей программы: Малышева О.М., преподаватель ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский аграрный колледж».


Рецензент рабочей программы: Максимова Л.Г., преподаватель ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский аграрный колледж».


Рецензент рабочей программы: Рузаева В.К., учитель биологии и химии Муниципального бюджетного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №19 ( МБОУ СОШ №19)

СОДЕРЖАНИЕ


1. Паспорт программы учебной дисциплины «Биология»………………………………5

2. Структура и содержание учебной дисциплины……………………………………….8

3. Условия реализации учебной дисциплины……………………………………………14

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины…………………….17


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»


1.1. Область применения программы

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Биология — система наук, изучающая все аспекты жизни, на всех уровнях организации живого, начиная с молекулярного и заканчивая биосферным. Объектами изучения биологии являются живые организмы, их строение и жизнедеятельность, их многообразие, происхождение, эволюция и распределение живых организмов на Земле.

Общая биология изучает законы исторического и индивидуального развития организмов, общие законы жизни и те особенности, которые характерны для всех видов живых существ на планете, а также их взаимодействие с окружающей средой.

Биология, таким образом, является одной из основополагающих наук о жизни, а владение биологическими знаниями — одним из необходимых условий сохранения жизни на планете.

Основу содержания учебной дисциплины «Биология» составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).

Содержание учебной дисциплины направлено на подготовку обучающихся к решению важнейших задач, стоящих перед биологической наукой, — по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и здоровья людей.

При отборе содержания учебной дисциплины «Биология» использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.

Содержание учебной дисциплины предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, включающих умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать полученные сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.

В программе учтены особенности содержания обучения по специальности 36.02.01 Ветеринария.



1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к профильным общеобразовательным дисциплинам.

1.3. Цели учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Рабочая программа «Биология» направлена на достижение следующих целей:

1. Получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;

2. Овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

4. Воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

5. Использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.

Освоение учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:



1. Личностных:

- сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;

- понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

- способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

- способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

- готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;


- обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

- способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

- готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;



2. Метапредметных:

- осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

- повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

- способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

- умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;


- способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

- способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);



3. Предметных:

- сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

- владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

- сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;


- сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 72 часа;

самостоятельной работы обучающегося - 36 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:


практические работы

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

в том числе:


индивидуальное проектное задание


тематика внеаудиторной самостоятельной работы

36

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Инструктаж по технике безопасности.

Объект изучения биологии — живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессио-нального образования.

2

1

Раздел 1. Учение о клетке

14


Тема 1.1. Химическая организация клетки.

Клетка. Краткая история изучения клетки. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

2

1


Тема 1.2. Строение и функции клетки.

Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

2

Тема 1.3. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

2

Тема 1.4. Жизненный цикл клетки.

Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.

Митоз. Цитокинез.

2


Практические работы

2

2

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.


Самостоятельная работа

4

2

Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов по практическим работам. Составление письменного отчета по теме:

● Методы борьбы с вирусными заболеваниями (СПИД и др.)

Подготовка реферата (доклада) по теме:

● Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

14


Тема 2.1. Размножение организмов.

Организм — единое целое. Многообразие организмов. Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

2

1

Тема 2.2 Индивидуальное развитие организма.

Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития.

Органогенез. Постэмбриональное развитие. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов.

2

Тема 2.3. Индивидуальное развитие человека.

Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

2


Практические работы

2

2

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.


Самостоятельная работа

6

2

Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов по практическим работам. Подготовка рефератов (докладов) или презентаций на выбор студента по тематике:

● Органогенез. Постэмбриональное развитие.

● Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

● Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.

Раздел 3. Основы генетики и селекции.

22


Тема 3.1. Основы учения о наследственности и изменчивости.

Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

2

1

Законы генетики, установленные Г.Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Взаимодействие генов.

2

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

2

Тема 3.2. Закономерности изменчивости.

Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость.

2

Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.

2

Тема 3.2. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Генетика — теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений — начальные этапы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

2

Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

2


Практические работы

2

2

Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

Решение генетических задач.

Анализ фенотипической изменчивости.

Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.


Самостоятельная работа

6

2

Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов по практическим работам. Составление письменного отчета по теме:

● Взаимодействие генов; сцепленное с полом наследование.

Подготовка рефератов (докладов) или презентаций на выбор студента по тематике:

● Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.

● Драматические страницы в истории развития генетики.

Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на земле. Эволюционное учение.

22


Тема 4.1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

2

1

Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.

2

Тема 4.2. История развития эволюционных идей.

Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.

2

Эволюционное учение Ч.Дарвина.

2

Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира.

2

Тема 4.3. Микроэволюция и макроэволюция.

Концепция вида, его критерии. Популяция — структурная единица вида и эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен).

2

Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

2


Практические работы

2

2

Описание особей одного вида по морфологическому критерию.

Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной).

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.


Самостоятельная работа

6

2

Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов по практическим работам. Подготовка реферата (доклада) или презентации на выбор студента по теме:

● Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения.

Подготовка рефератов (докладов) по тематике:

● История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.

● «Система природы» К.Линнея и её значение для развития биологии.

● Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

Раздел 5. Происхождение человека.

8


Тема 5.1. Антропогенез.

Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.

2

1

Тема 5.2. Человеческие расы.

Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.

2


Практические работы

2

2

Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.


Самостоятельная работа

2

2


Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов по практическим работам. Подготовка рефератов (докладов) или презентация на выбор студента по теме:

● Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.

Раздел 6. Основы экологии.

22


Тема 6.1. Экология наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем.

2

1

Пищевые цепи. Взаимодействия в экосистеме. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества — агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

2

Тема 6.2. Биосфера глобальная экосистема.

Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.

2

Тема 6.3. Биосфера и человек.

Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии.

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

2


Практические работы

2

2

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).

Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач.


Самостоятельная работа

10

2

Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов по практическим работам. Подготовка рефератов (докладов) или презентация на выбор студента по теме: ● Рациональное использование и охрана не возобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах).

Подготовка рефератов (докладов) по тематике:

● Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме — биосфере.

● Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.

● Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.

● Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.

● Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.

● Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.

Раздел 7. Бионика.

2


Тема 7.1. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.

Рассмотрение бионикой особенностей морфо-физиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

2

1

Дифференцированный зачет

2



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Освоение программы учебной дисциплины «Биология» требует наличие учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в сеть Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя, оснащенное мультимедийным оборудованием;

- комплект учебно-наглядных пособий по «Биологии»;

- лабораторное оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.

С помощью мультимедийного оборудования участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по биологии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Биология» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по биологии, имеющимся в свободном доступе в системе Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.).






3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники (ОИ):


№ п/п

Наименование

Автор (ы)

Издательство, год издания

ОИ1

Биология

Андреева Н.Д.

М.: Дрофа, 2012

ОИ2

Общая биология

Беляев Д.К. Бородин П.М. Воронцов Н.Н.

М.: Просвещение, 2013

ОИ3

Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень.

Каменский А.А

Криксунов Е.А.

Пасечник В.В.

М.: Дрофа, 2016

ОИ4

Общая биология: учебное пособие (СПО)

Колесников С.И.

М.: КНОРУС, 2015

ОИ5

Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей

Константинов В.М.

Рязанов А.Г. Фадеева Е.О.

М.: Издательский центр «Академия», 2015

ОИ6

Биология

Константинов В.М.

Рязанов А.Г. Фадеева Е.О.

М.: Издательский центр «Академия», 2013

ОИ7

Биология с основами экологии

Лукаткин А.С. Ручин А.Б. Силаева Т.Б.

М.: Планета, 2014

ОИ8

Биология. Общая биология

Сивоглазов В.И. Агафонова И.Б. Захарова Е.Т.

М.: Дрофа, 2014


Дополнительные источники (ДИ):


№ п/п

Наименование

Автор (ы)

Издательство, год издания

ДИ1

Биология

Беляев Д.К. Дымшиц Г.М. Кузнецова Л.Н.

М.: Просвещение, 2014

ДИ2

Происхождение видов

Дарвин Ч.

М.: 2006

ДИ3

Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах

Ионцева А.Ю.

М.: Планета, 2014

ДИ4

Биология

Мамонтов С.Г. Захаров В.Б. Козлова Т.А.

М.: Высшая школа, 2014

ДИ5

Философия экологии

Кобылянский В.А.

М.: 2010

ДИ6

Биология: карманный справочник

Никитинская Т.В.

М.: 2015

ДИ7

История антропологических учений

Орлова Э.А.

М.: 2010

ДИ8

Естествознание

Петелин А.Л.

Гаева Т.Н.

Бреннер А.Л.

М.: 2015

ДИ9

Биология

Рохлов В.С. Никишова Е.А.

М.: Национальное образование, 2014

ДИ10

Биология

Чебашев Н.В. Гринева Г.Г. Гузикова Г.С.

М.: Академия, 2011



Интернет-ресурсы (И-Р):


И-Р 1 Мир биолога. Режим доступа: http://mirbiologa.ru

И-Р 2 Вся биология. Режим доступа: http://sbio.info

И-Р 3 Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии.

Режим доступа: http://www.window.edu.ru

И-Р 4 Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии. Режим доступа: http://www.5ballov.ru/test

И-Р 5 Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты. Режим доступа: http://www.biology.ru

И-Р 6 Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов. Режим доступа: http://www.informika.ru

И-Р 7 Биология. Энциклопедия Кольера. Режим доступа: http://enc-dic.com/colier/Biologija-1123

И-Р 8 Биология. Режим доступа: http://compulenta.computerra.ru

И-Р 9 База знаний по биологии. Режим доступа: http://humbio.ru

И-Р 10 Биология. Режим доступа: http://www.biology.ru

И-Р 11 Биология в вопросах и ответах. Режим доступа: www.schoolcity.by

И-Р 12 Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек». Режим доступа: www.bril2002.narod.ru


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:


объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов

Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа.

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию

Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа.

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности

Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа.

сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа

Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа.

анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде

Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа.

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.

Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа.

Знания:


основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности

Внеаудиторная самостоятельная работа

строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем

Внеаудиторная самостоятельная работа

сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере

Внеаудиторная самостоятельная работа

вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки

Внеаудиторная самостоятельная работа

биологическую терминологию и символику

Внеаудиторная самостоятельная работа



Преподаватель О.М.Малышева