Министерство образования Московской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Сергиево-Посадский аграрный колледж»
(ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский аграрный колледж»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
учебной дисциплины
«БИОЛОГИЯ»
сПециальность:
36.02.01 ВЕТЕРИНАРИЯ
Преподаватель: Малышева Ольга Михайловна
г. Сергиев Посад
2016г.
Министерство образования Московской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Московской области
«Сергиево-Посадский аграрный колледж»
(ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский аграрный колледж»)
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной (учебно-производственной) работе _____/Е.Н.Лиховидова/ «___»________ 20___ г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной (учебно-производственной) работе _________/_____________/ «___»__________ 20___ г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной (учебно-производственной) работе _________/_____________/ «___»__________ 20___ г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной (учебно-производственной) работе _________/_____________/ «___»__________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
учебной Дисциплины
Преподаватель Малышева Ольга Михайловна
Специальность: 36.02.01 Ветеринария
Группы 11-В, 12-В, 13-В, 14-В I курс
Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии математических и естественно-научных дисциплин
Протокол от «____»__________ 20 ___ г. № ______
Председатель предметной (цикловой) комиссии ____________/Ткаченко А.А./
Протокол от «____»__________ 20 ___ г. № ______
Председатель предметной (цикловой) комиссии ____________/_____________/
Протокол от «____»__________ 20 ___ г. № ______
Председатель предметной (цикловой) комиссии ____________/_____________/
Протокол от «____»__________ 20 ___ г. № ______
Председатель предметной (цикловой) комиссии ____________/_____________/
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).
Программа разработана для студентов, обучающихся по специальности среднего профессионального образования (СПО) 36.02.01 Ветеринария.
Организация разработчик примерной программы ФГАУ «Федеральный институт развития образования».
Разработчики примерной программы: Резанов А.Г., зам. зав. кафедрой по научной работе Московского государственного педагогического университета, доктор биологических наук, профессор;
Резанова Е.А., преподаватель биолгии высшей квалификационной категории ГБОУ «Гимназия 1527»;
Фадеева Е.О., доцент кафедры физической географии и геоэкологии географического факультета Московского государственного педагогического университета, кандидат биологических наук, доцент.
Рецензенты примерной программы:
Суматохин С.В., зав. кафедрой биологии, экологии и методики обучения биологии ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор;
Черкалина И.А., преподаватель биологии ГАПОУ «Московский образовательный комплекс им. В.Талалихина» г. Москвы.
Разработчик рабочей программы: Малышева О.М., преподаватель ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский аграрный колледж».
Рецензент рабочей программы: Максимова Л.Г., преподаватель ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский аграрный колледж».
Рецензент рабочей программы: Рузаева В.К., учитель биологии и химии Муниципального бюджетного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №19 ( МБОУ СОШ №19)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины «Биология»………………………………5
2. Структура и содержание учебной дисциплины……………………………………….8
3. Условия реализации учебной дисциплины……………………………………………14
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины…………………….17
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Биология — система наук, изучающая все аспекты жизни, на всех уровнях организации живого, начиная с молекулярного и заканчивая биосферным. Объектами изучения биологии являются живые организмы, их строение и жизнедеятельность, их многообразие, происхождение, эволюция и распределение живых организмов на Земле.
Общая биология изучает законы исторического и индивидуального развития организмов, общие законы жизни и те особенности, которые характерны для всех видов живых существ на планете, а также их взаимодействие с окружающей средой.
Биология, таким образом, является одной из основополагающих наук о жизни, а владение биологическими знаниями — одним из необходимых условий сохранения жизни на планете.
Основу содержания учебной дисциплины «Биология» составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).
Содержание учебной дисциплины направлено на подготовку обучающихся к решению важнейших задач, стоящих перед биологической наукой, — по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и здоровья людей.
При отборе содержания учебной дисциплины «Биология» использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.
Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.
Содержание учебной дисциплины предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, включающих умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать полученные сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.
В программе учтены особенности содержания обучения по специальности 36.02.01 Ветеринария.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к профильным общеобразовательным дисциплинам.
1.3. Цели учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа «Биология» направлена на достижение следующих целей:
1. Получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;
2. Овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
4. Воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
5. Использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.
Освоение учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
1. Личностных:
- сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;
- понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
- способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
- способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
- готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
- способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
- готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
2. Метапредметных:
- осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
- повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
- способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
- умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
- способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
- способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
3. Предметных:
- сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
- сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
- сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
практические работы | 12 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 |
в том числе: | |
индивидуальное проектное задание | |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | 36 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Инструктаж по технике безопасности. Объект изучения биологии — живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессио-нального образования. | 2 | 1 |
Раздел 1. Учение о клетке | 14 | |
Тема 1.1. Химическая организация клетки. | Клетка. Краткая история изучения клетки. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. | 2 | 1 |
Тема 1.2. Строение и функции клетки. | Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. | 2 |
Тема 1.3. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | Пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. | 2 |
Тема 1.4. Жизненный цикл клетки. | Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Митоз. Цитокинез. | 2 |
| Практические работы | 2 | 2 |
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. |
| Самостоятельная работа | 4 | 2 |
Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов по практическим работам. Составление письменного отчета по теме: ● Методы борьбы с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Подготовка реферата (доклада) по теме: ● Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение. |
Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 14 | |
Тема 2.1. Размножение организмов. | Организм — единое целое. Многообразие организмов. Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. | 2 | 1 |
Тема 2.2 Индивидуальное развитие организма. | Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. | 2 |
Тема 2.3. Индивидуальное развитие человека. | Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. | 2 |
| Практические работы | 2 | 2 |
Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. |
| Самостоятельная работа | 6 | 2 |
Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов по практическим работам. Подготовка рефератов (докладов) или презентаций на выбор студента по тематике: ● Органогенез. Постэмбриональное развитие. ● Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка. ● Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов. |
Раздел 3. Основы генетики и селекции. | 22 | |
Тема 3.1. Основы учения о наследственности и изменчивости. | Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. | 2 | 1 |
Законы генетики, установленные Г.Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Взаимодействие генов. | 2 |
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | 2 |
Тема 3.2. Закономерности изменчивости. | Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. | 2 |
Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций. | 2 |
Тема 3.2. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. | Генетика — теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений — начальные этапы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. | 2 |
Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека). | 2 |
| Практические работы | 2 | 2 |
Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач. Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм. |
| Самостоятельная работа | 6 | 2 |
Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов по практическим работам. Составление письменного отчета по теме: ● Взаимодействие генов; сцепленное с полом наследование. Подготовка рефератов (докладов) или презентаций на выбор студента по тематике: ● Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении. ● Драматические страницы в истории развития генетики. |
Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на земле. Эволюционное учение. | 22 | |
Тема 4.1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. | Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. | 2 | 1 |
Многообразие живого мира на Земле и современная его организация. | 2 |
Тема 4.2. История развития эволюционных идей. | Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. | 2 |
Эволюционное учение Ч.Дарвина. | 2 |
Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира. | 2 |
Тема 4.3. Микроэволюция и макроэволюция. | Концепция вида, его критерии. Популяция — структурная единица вида и эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен). | 2 |
Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. | 2 |
| Практические работы | 2 | 2 |
Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной). Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. |
| Самостоятельная работа | 6 | 2 |
Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов по практическим работам. Подготовка реферата (доклада) или презентации на выбор студента по теме: ● Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения. Подготовка рефератов (докладов) по тематике: ● История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина. ● «Система природы» К.Линнея и её значение для развития биологии. ● Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. |
Раздел 5. Происхождение человека. | 8 | |
Тема 5.1. Антропогенез. | Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека. | 2 | 1 |
Тема 5.2. Человеческие расы. | Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма. | 2 |
| Практические работы | 2 | 2 |
Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека. |
| Самостоятельная работа | 2 | 2 |
| Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов по практическим работам. Подготовка рефератов (докладов) или презентация на выбор студента по теме: ● Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма. |
Раздел 6. Основы экологии. | 22 | |
Тема 6.1. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. | Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. | 2 | 1 |
Пищевые цепи. Взаимодействия в экосистеме. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества — агроэкосистемы и урбоэкосистемы. | 2 |
Тема 6.2. Биосфера — глобальная экосистема. | Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. | 2 |
Тема 6.3. Биосфера и человек. | Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана. | 2 |
| Практические работы | 2 | 2 |
Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач. |
| Самостоятельная работа | 10 | 2 |
Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов по практическим работам. Подготовка рефератов (докладов) или презентация на выбор студента по теме: ● Рациональное использование и охрана не возобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах). Подготовка рефератов (докладов) по тематике: ● Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме — биосфере. ● Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости. ● Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени. ● Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах. ● Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение. ● Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения. |
Раздел 7. Бионика. | 2 | |
Тема 7.1. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. | Рассмотрение бионикой особенностей морфо-физиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. | 2 | 1 |
Дифференцированный зачет | 2 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоение программы учебной дисциплины «Биология» требует наличие учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в сеть Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оснащенное мультимедийным оборудованием;
- комплект учебно-наглядных пособий по «Биологии»;
- лабораторное оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.
С помощью мультимедийного оборудования участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по биологии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Биология» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по биологии, имеющимся в свободном доступе в системе Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники (ОИ):
№ п/п | Наименование | Автор (ы) | Издательство, год издания |
ОИ1 | Биология | Андреева Н.Д. | М.: Дрофа, 2012 |
ОИ2 | Общая биология | Беляев Д.К. Бородин П.М. Воронцов Н.Н. | М.: Просвещение, 2013 |
ОИ3 | Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень. | Каменский А.А Криксунов Е.А. Пасечник В.В. | М.: Дрофа, 2016 |
ОИ4 | Общая биология: учебное пособие (СПО) | Колесников С.И. | М.: КНОРУС, 2015 |
ОИ5 | Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей | Константинов В.М. Рязанов А.Г. Фадеева Е.О. | М.: Издательский центр «Академия», 2015 |
ОИ6 | Биология | Константинов В.М. Рязанов А.Г. Фадеева Е.О. | М.: Издательский центр «Академия», 2013 |
ОИ7 | Биология с основами экологии | Лукаткин А.С. Ручин А.Б. Силаева Т.Б. | М.: Планета, 2014 |
ОИ8 | Биология. Общая биология | Сивоглазов В.И. Агафонова И.Б. Захарова Е.Т. | М.: Дрофа, 2014 |
Дополнительные источники (ДИ):
№ п/п | Наименование | Автор (ы) | Издательство, год издания |
ДИ1 | Биология | Беляев Д.К. Дымшиц Г.М. Кузнецова Л.Н. | М.: Просвещение, 2014 |
ДИ2 | Происхождение видов | Дарвин Ч. | М.: 2006 |
ДИ3 | Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах | Ионцева А.Ю. | М.: Планета, 2014 |
ДИ4 | Биология | Мамонтов С.Г. Захаров В.Б. Козлова Т.А. | М.: Высшая школа, 2014 |
ДИ5 | Философия экологии | Кобылянский В.А. | М.: 2010 |
ДИ6 | Биология: карманный справочник | Никитинская Т.В. | М.: 2015 |
ДИ7 | История антропологических учений | Орлова Э.А. | М.: 2010 |
ДИ8 | Естествознание | Петелин А.Л. Гаева Т.Н. Бреннер А.Л. | М.: 2015 |
ДИ9 | Биология | Рохлов В.С. Никишова Е.А. | М.: Национальное образование, 2014 |
ДИ10 | Биология | Чебашев Н.В. Гринева Г.Г. Гузикова Г.С. | М.: Академия, 2011 |
Интернет-ресурсы (И-Р):
И-Р 1 Мир биолога. Режим доступа: http://mirbiologa.ru
И-Р 2 Вся биология. Режим доступа: http://sbio.info
И-Р 3 Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии.
Режим доступа: http://www.window.edu.ru
И-Р 4 Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии. Режим доступа: http://www.5ballov.ru/test
И-Р 5 Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты. Режим доступа: http://www.biology.ru
И-Р 6 Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов. Режим доступа: http://www.informika.ru
И-Р 7 Биология. Энциклопедия Кольера. Режим доступа: http://enc-dic.com/colier/Biologija-1123
И-Р 8 Биология. Режим доступа: http://compulenta.computerra.ru
И-Р 9 База знаний по биологии. Режим доступа: http://humbio.ru
И-Р 10 Биология. Режим доступа: http://www.biology.ru
И-Р 11 Биология в вопросах и ответах. Режим доступа: www.schoolcity.by
И-Р 12 Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек». Режим доступа: www.bril2002.narod.ru
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов | Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа. |
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию | Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа. |
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности | Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа. |
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа | Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа. |
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде | Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа. |
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать. | Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа. |
Знания: | |
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности | Внеаудиторная самостоятельная работа |
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем | Внеаудиторная самостоятельная работа |
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере | Внеаудиторная самостоятельная работа |
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки | Внеаудиторная самостоятельная работа |
биологическую терминологию и символику | Внеаудиторная самостоятельная работа |
Преподаватель О.М.Малышева