МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Крым «Крымский многопрофильный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________ Е.Г. Мажорова
«____» ___________ 2017 г.
рАБОЧАЯ ПРОГРАММа
учебной дисциплины
ЕН.01 Математика
по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки
43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»
Симферополь, 2017
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании.
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Крымский многопрофильный колледж»
Разработчик:
Романова Наталья Леонидовна – преподаватель высшей категории
Программа учебной дисциплины «Математика» рекомендована цикловой комиссией экономических дисциплин и информационных технологий Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Крымский многопрофильный колледж», протокол № 1 от «29» августа 2017 г.
Председатель цикловой комиссии экономических дисциплин и информационных технологий
_________ А.А. Лавриченко
Утверждена методическим советом Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Крымский многопрофильный колледж», протокол № 1 от «30» августа 2017 г.
Председатель __________________ О.Н. Сухановская
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИКА»
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 10 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 11 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МАТЕМАТИКА»
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
применять математические знания и умения при решении задач профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
значение математики в профессиональной деятельности и при освоении основной профессиональной программы;
основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
основы теории вероятностей и математической статистики.
Освоение учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общих компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 108 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 72 часов;
самостоятельная работа обучающегося – 36 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
практические занятия | 40 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 |
В том числе: Исследовательская работа: «Применение метода минимальной стоимости и метода Вогеля при решении транспортной задачи» Индивидуальные задания: Решение задач на использование производной при исследовании предельных величин Решение задач на вычисление объема продукции, произведённой за промежуток времени. Нахождение локальных и глобальных экстремумов функции двух переменных Решение задач на вычисление неопределенных интегралов Индивидуальное проектное задание: «Применение теории вероятностей в повседневной жизни» Внеаудиторная самостоятельная работа: «Математическая статистика и ее роль в различных сферах деятельности» | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Математика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Основные математические методы решения прикладных задач | Содержание учебного материала | 26 | 2 |
Лекция №1. Линейное программирование 1. Введение в линейное программирование 2. Формулировка задачи линейного программирования 3. Решение задачи линейного программирования | 2 | |
Лекция №2. Анализ чувствительности 1. Воздействие изменений в обеспечении лимитирующим ресурсом на решение задачи линейного программирования 2. Воздействие на оптимальное решение изменений в обеспечении не лимитирующими ресурсами 3. Воздействие на оптимальное решение изменений в коэффициентах целевой функции | 2 | |
Лекция №3. Симплекс-метод решения задачи линейного программирования с множеством переменных 1. Постановка задачи 2. Примеры решения задач 3. Анализ чувствительности | 2 | |
Лекция №4. Транспортная задача и алгоритм ее решения 1. Транспортная задача 2. Алгоритм решения транспортной задачи 3. Поиск начального распределения ресурсов | 2 | |
Лекция №5. Проверка на оптимальность при решении транспортной задачи 1. Проверка на оптимальность 2. Поиск оптимального решения 3. Анализ чувствительности 4. Модификации транспортной задачи | 2 | |
Практические занятия: ПЗ №1. Постановка задач линейного программирования ПЗ №2. Решение задач линейного программирования графическим методом ПЗ №3. Решение задач линейного программирования симплекс-методом ПЗ №4. Выполнение упражнений на алгоритмы решения транспортной задачи ПЗ №5. Применение прикладного программного обеспечения для решения задач линейного программирования | 2 2 2 2 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Применение метода минимальной стоимости и метода Вогеля при решении транспортной задачи | 6 | |
Тема 2. Использование методов математического анализа при решении прикладных задач | Содержание учебного материала | 48 | 2 |
Лекция №6. Основные теоремы дифференциального исчисления 1. Определение производной функции, ее смысл 2. Правила вычисления производных простейших элементарных функций 3. Дифференциал | 2 | |
Лекция №7. Исследование функции одной переменной методами дифференциального исчисления 1. Исследование функций на экстремум 2. Исследование функции на монотонность 3. Исследование функции на выпуклость и вогнутость графика 4. Комплексная схема исследования функции | 2 | |
Лекция №8. Дифференцирование функций нескольких переменных 1. Понятие функции нескольких переменных 2. Частные производные и полный дифференциал 3. Элементы теории экстремума функции двух переменных 4. Условный экстремум. Метод множителей Лагранжа | 2 | |
Лекция №9. Первообразная функции и неопределенный интеграл 1. Понятие первообразной и неопределенного интеграла 2. Свойства неопределенного интеграла 3. Таблица неопределенных интегралов | 2 | |
Лекция №10 Методы вычисления неопределенных интегралов 1. Метод непосредственного интегрирования 2. Метод замены переменной 3. Интегрирование по частям | 2 | |
Лекция №11. Определенный интеграл 1. Понятие определенного интеграла и его свойства 2. Вычисление определенных интегралов 3. Приложения определенных интегралов | 2 | |
Практические занятия: ПЗ №6. Решение задач на нахождение производной ПЗ №7. Выполнение упражнений на вычисление производных сложных функций ПЗ №8. Решение задач на использование производной при вычислении пределов ПЗ №9. Выполнение упражнений на вычисление производных функций двух переменных ПЗ №10. Нахождение экстремумов функции двух переменных ПЗ №11. Выполнение упражнений на вычисление неопределенных интегралов методом непосредственного интегрирования и замены переменной ПЗ №12. Решение задач на нахождение интеграла методом интегрирования по частям ПЗ №13. Решение задач на нахождение интегралов от рациональных функций ПЗ №14. Выполнение упражнений на вычисление определенных интегралов ПЗ №15. Решение задач на приложение определенного интеграла | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач на использование производной при исследовании предельных величин Решение задач на вычисление объема продукции, произведённой за промежуток времени. Нахождение локальных и глобальных экстремумов функции двух переменных Решение задач на вычисление неопределенных интегралов | 4 4 4 4 | |
Тема 3. Основы теории вероятностей и математической статистики | Содержание учебного материала | 34 | 2 |
Лекция №12. Основные понятия и определения теории вероятностей 1. Основные понятия теории вероятностей 2. Основные теоремы теории вероятностей 3. Формула полной вероятности 4. Случайные величины. Закон распределения вероятностей | 2 | |
Лекция №13. Числовые характеристики случайной величины 1. Математическое ожидание 2. Дисперсия и среднее квадратическое отклонение 3. Мода и медиана случайной величины | 2 | |
Лекция №14. Математическая статистика. Основные понятия 1. Основные понятия математической статистики 2. Статистическое распределение выборки 3. Эмпирическая функция распределения. Полигон и гистограмма | 2 | |
Лекция №15. Методы расчета сводных характеристик выборки 1. Метод произведений вычисления выборочных средней и дисперсии 2. Метод сумм вычисления выборочных средней и дисперсии 3. Асимметрия и эксцесс эмпирического распределения | 2 | |
Лекция №16. Элементы теории корреляции 1. Линейная корреляция 2. Криволинейная корреляция 3. Ранговая корреляция | 2 | |
Практические занятия: ПЗ №16. Решение задач комбинаторики. ПЗ №17. Вычисление вероятностей случайных событий ПЗ №18. Решение задач на вычисление числовых характеристик случайной величины ПЗ №19. Построение эмпирических функций распределения ПЗ №20. Решение задач на расчет сводных характеристик выборки | 2 2 2 2 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Индивидуальное проектное задание: «Применение теории вероятностей в повседневной жизни» Внеаудиторная самостоятельная работа: «Математическая статистика и ее роль в различных сферах деятельности» | 10 4 | |
Всего | 108 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
репродуктивный (выполнение деятельности под руководством);
продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Математика».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине.
Технические средства обучения:
компьютер;
интерактивная доска;
калькуляторы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Математика для экономистов: учебник для СПО/ М.А. Попов, В.Н. Сотников; под ред. А.М. Попова. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 564 с. – Серия: Профессиональное образование
Математика. Практикум: учебное пособиедля СПО/ под общ. ред. О.В. Татарникова. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 285 с. – Серия: Профессиональное образование
Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ И.Д. Пехлецкий. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 320 с.
Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.П. Григорьев, Т.Н. Сабурова. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 368 с.
Уксунов С.Н., Фетисов Ю.М. Математика: учебное пособие. – Старый Оскол: ТНТ, 2016. – 352 с.
Дополнительные источники:
Кастрица О.А. Высшая математика: примеры, задачи, упражнения: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 254 с.
Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 573 с.
Высшая математика для экономистов: Учебник для вузов/ Н.Ш. Кремер, Б.А. Путко, И.М. Тришин, М.Н. Фридман; Под редакцией проф. Н.Ш. Кремера. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 471 с.
Москинова Г.И. Дискретная математика. Математика для менеджера в примерах и упражнениях: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 240 с.: ил.
Высшая математика для экономистов: Учебник для вузов/ Н.Ш. Кремер, Б.А. Путко, И.М. Тришин, М.Н. Фридман; Под ред.проф. Н.Ш. Кремера. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 471 с.
Колесников А.Н. Краткий курс математики для экономистов: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 208 с.
Интернет - ресурсы:
http://siblec.ru - Справочник по Высшей математике
http://matclub.ru - Высшая математика, лекции, курсовые, примеры решения задач, интегралы и производные, дифференцирование, производная и первообразная, ТФКП, электронные учебники
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
применять математические знания и умения при решении задач профессиональной деятельности. | оценка выполнения практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы |
Знания: | |
значение математики в профессиональной деятельности и при освоении основной профессиональной программы; | оценка выполнения практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы; проверочные работы по темам |
основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; | тестирование по темам, проверка конспектов лекций, выполнения аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, практической работы |
основы теории вероятностей и математической статистики. | различные формы опроса на аудиторных занятиях; проверка конспектов лекций, выполнения аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, практической работы |