6
Государственное Профессиональное образовательное учреждение Ярославской области
Пошехонский АГРАРНО-ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ колледж
Утверждаю
Зам. директора по УР
__________Е.П. Новикова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.07 ИНФОРМАТИКА И ИКТ
2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (с изменениями на 23 июня 2015 года) и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессиональных образовательных организаций (протокол № 24/1 от 27 марта 2008 г. ФГУ «ФИРО»), реализующих образовательную программу подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.09 «Ихтиология и рыбоводство» по укрупненной группе специальностей 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.
Организация-разработчик: ГПОУ ЯО Пошехонский аграрно-политехнический колледж
Разработчик:
Чёботова С.А. преподаватель информатики 1 кв. категории
Рекомендована цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин протокол № ____ от ___________20____г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 14 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 17 |
1. паспорт РаБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАТИКА И ИКТ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО) 35.02.09 «Ихтиология и рыбоводство» по укрупненной группе специальностей 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым дисциплинам
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать и понимать:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать получение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации).
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 111 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 74 часов;
самостоятельной работы обучающегося 37 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 111 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 74 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 0 |
практические занятия | 48 |
контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 37 |
в том числе: | |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 37 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика и ИКТ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение. Роль современной информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. | Введение. Роль современной информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. | 1 | |
Раздел 1. Информационная деятельность человека | | 14 | |
Тема 1.1. Информационное общество. Профессиональная информационная деятельность человека. | Основные этапы становления информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. Этические и правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. | 1 2 | 1 |
Практические занятия Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с ними. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности (специального ПО, порталов, юридических баз данных) Правовые нормы информационной деятельности. Стоимостные характеристики информационной деятельности. Лицензионное программное обеспечение. Открытые лицензии. Обзор профессионального образования в социально-экономической деятельности, его лицензионное использование и регламенты обновления. Портал государственных услуг. | 1 1 1 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 1 Подготовка к контролю знаний Выполнение индивидуальных творческих заданий: | 7 | |
Раздел 2. Информация и информационные процессы | | 23 | |
Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. | Информация и информационные процессы. Классификация информационных процессов. Подходы к понятию информации и измерению информации. Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией меду элементами, сигналы. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. | 2 | 2 |
Практические занятия Двоичное представление информации. | 2 | |
Тема 2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации. | Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации. Передача информации в социальных, биологических и технических системах. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информационной среды. Защита информации. | 1 | 1 |
Поиск и систематизация информации. Хранение информации: выбор способа хранения информации. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. Использование основных методов информатики и средств икт при анализе процессов в обществе, природе и технике. | 1 |
Практические занятия Информационные модели и системы. Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования. Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Файл как единица хранения информации на компьютере. Атрибуты файла и его объем. Учет объемов файлов при их хранении, передаче. Запись информации на компакт – диски различных видов. | 2 2 2 2 | |
Тема 2.3. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности. | Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности. | 1 | |
1 |
Практические занятия АСУ различного назначения, примеры их использования. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике в социально-экономической сфере деятельности. | |
1 |
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 2 Подготовка к контролю знаний Выполнение индивидуальных творческих заданий: | 7 | |
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий | | 21 | |
Тема 3.1. Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. | Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. | 2 | 1 |
Практические занятия Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка. Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности. | 2 2 | |
Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. | Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска. | 2 | 1 |
Практические занятия Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое пространство в локальной сети. Защита информации, антивирусная защита. | 1 1 | |
Тема 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. | Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. | 2 | 1 |
Практические занятия Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.
| 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 3 Подготовка к контролю знаний Выполнение индивидуальных творческих заданий: | 7 |
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов | | 27 | |
Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. | Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации. Текст как информационный объект. Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. | 1 | 2 |
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей). | 1 |
3. Базы данных. Системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. | 1 |
4. Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
| 2 |
Практические занятия 1. Гипертекстовое представление информации. 2. Использование систем проверки орфографии и грамматики. 3. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов. 4. Программы – переводчики. Возможности систем распознавания текста. 5. Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для решения задач. 6. Средства графического представления статистических данных (деловая графика). 7. Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ. 8. Организация баз данных. Заполнение полей баз данных. Возможности систем управления базами данных. Формирование запросов для поиска и сортировки информации в бае данных. 9. Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций. Использование презентационного оборудования. | 1 2 2 2 1 2 1 2 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 3 Подготовка к контролю знаний Выполнение индивидуальных творческих заданий: | 7 |
|
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии | |
25 | |
Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. | Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии). Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. | 2 1 1 | 2 |
Практические занятия Браузер. Примеры работы с интернет-магазином, интернет-СМИ, интернет-турагентством, интернет-библиотекой. Методы и средства создания сайта образовательной организации Пример поиска на государственных образовательных порталах. Поисковые системы. Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, базах данных, сети интернет. Создание ящика электронной почты и настойка его параметров. Формирование адресной книги. | 1 1 2 2 | |
Тема 5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях. | Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция. Социальные сети. Этические нормы коммуникаций в Интернете. Интернет – журналы и СМИ. Примеры сетевых информационных систем банковских расчетов, сетевых конференций и форумов. | 2 | 2 |
Практические занятия Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети профессиональной образовательной организации СПО. Участие в онлайн-олимпиаде, анкетировании, дистанционных курсах, интернет-олимпиаде или компьютерном тестировании. Дифференцированный зачет | 2 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 5 Подготовка к дифференцированному зачету Выполнение индивидуальных творческих заданий: | 9 | |
| Всего: | 117 | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики;
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Информационные технологии в профессиональной деятельности;
Технические средства обучения:
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов
Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2014
Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: Пособие для подготовки к ЕГЭ : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. —
М., 2013.
Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования. — М., 2014
Цветкова М. С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
Для преподавателей
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционнами законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480.
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего ипрофессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2014.
Великович Л. С., Цветкова М. С. Программирование для начинающих: учеб. издание. — М., 2011.
Залогова Л. А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л. А. Залогова —М., 2011.
Логинов М. Д., Логинова Т. А. Техническое обслуживание средств вычислительной техники: учеб. пособие. — М., 2010.
Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к ЕГЭ /под ред. М. С. Цветковой. — М., 2013.
Мельников В. П., Клейменов С. А., Петраков А. В. Информационная безопасность: учеб.пособие / под ред. С. А. Клейменова. — М., 2013.
Назаров С. В., Широков А. И. Современные операционные системы: учеб. пособие. — М.,2011.
Новожилов Е. О., Новожилов О. П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2013.
Парфилова Н.И., Пылькин А.Н., Трусов Б. Г. Программирование: Основы алгоритмизациии программирования: учебник / под ред. Б. Г. Трусова. — М., 2014.
Сулейманов Р. Р. Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс:учеб. пособие. — М.: 2012
Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2014.
Цветкова М. С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий испециальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. — М., 2014.
Шевцова А.М., Пантюхин П. Я. Введение в автоматизированное проектирование: учеб. пособие с приложением на компакт диске учебной версии системы АДЕМ. — М., 2011.
Интернет-ресурсы
www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР).
www. school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www. intuit. ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»).
www. lms. iite. unesco. org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям).
http://ru. iite. unesco. org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании).
www.megabook. ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика.Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
www. ict. edu. ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»).
www. digital-edu. ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).
www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации).
www. freeschool. altlinux. ru (портал Свободного программного обеспечения).
www. heap. altlinux. org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux).
www. books. altlinux. ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice. org: Теория и практика»).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
| тестирование, практические занятия |
| Индивидуальные задания |
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах; использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; | тестирование, практические занятия |
| Практические занятия |
| Практические занятия, проекты, ВСР |
| Практические занятия, проекты, ВСР |
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя; | Практические занятия, ВСР |
| Практические занятия, ВСР |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании; ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами; автоматизации коммуникационной деятельности; соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией; эффективной организации индивидуального информационного пространства; понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. | проект, индивидуальные задания |
Знания: | |
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий; | Работа с конспектом, ВСР |
| Работа с конспектом, практические занятия |
| Работа с конспектом |
Разработчики:
___________________ __________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)