СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине "Химия"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» разработана в соответствии с рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным и базисным учебным планом и типовой программой по предмету «Химия»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине "Химия"»

  1. Областное государственное бюджетное профессиональное

  2. образовательное учреждение

  3. «Радищевский технологический техникум»

  4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  5. УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  6. Химия

  7. 35.01.23 Хозяйка(ин) усадьбы.

  8. р.п. Радищево

  9. 2016 г.

  10. Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» разработана в соответствии с рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным и базисным учебным планом и типовой программой по предмету «Химия»

  11. 35.01.23 Хозяйка усадьбы.


    РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДАЮ

    методической комиссией (МК) Зам. директора по


    Протокол заседания МК

    №_______ от «__»________20___г.


    учебной работе

    ___________ О.В. Муратова

    «___»__________20___ г.

    Председатель МК_____Бодрова М.В..





Разработчик:

  1. Кузнецова Ирина Вячеславовна преподаватель химии







СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



4


  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины


14

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


15






































1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

_______________________ Химия_______________________________


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО

35.01.23 Хозяйка усадьбы.

Программа учебной дисциплины может быть использована

в изучении данного предмета по профессиям «Автомеханик», «Хозяйка усадьбы».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

  • Характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

  • Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорость химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

  • Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

  • Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернет); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атома, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

  • Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

  • Основные теории химии: химической связи электролитической диссоциации, строение органических соединений;

  • Важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислота; щелочи, аммиак, минеральные удобрение, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 153 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 103 часа;

самостоятельной работы обучающегося 50 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

153

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

103

в том числе:


лабораторные занятия

7

практические занятия

3

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)


в том числе:

50

Итоговая аттестация в форме экзамена




2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины _______Химия_______________________________


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.


Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Общая и неорганическая химия.

Уметь: объяснить природу химических вещей, определить их; объяснить зависимость свойств и веществ от их состава и строения, давать характеристику химическим элементам по положению в периодической системе и строению атома; характеризовать порядок заполнения электронами подуровней в атомах химических элементов, записывать их; объяснять действие каждого фактора, влияющего на скорость реакции, на примерах.

Знать: основные законы и теории химии; особенности строения атомов, валентные возможности атомов элементов второго малого периода, факторы, влияющие на скорость реакции; сущность и механизм катализа.


2

Тема 1

Строение вещества, энергетика химических реакций.

Содержание учебного материала

16

2

1.Строение атома.

2.Периодических закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева химическая связь и строение молекул.

3.Энергитические эффекты химических реакций.

4.Скорость химических реакций, обратимость, равновесие.

5. Окислительно- восстановительные реакции.

4

4


2

2

2


Лабораторная работа№1: Определение характера среды раствора с помощью индикатора.

Лабораторная работа №2: Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.

1

1



Самостоятельная работа обучающихся:

Сообщение на тему: «Внутренняя энергия».

Реферат на тему: «Дмитрий Иванович Менделеев и его Система элементов». Реферат на тему: «Изучение химического равновесия и принципа Ле Шателье с использованием компьютера».

Сообщение на тему: « Влияние температуры на скорость химических реакций».

8

2

2

2


2


2


Тема 2

Химия металлов неметаллов.

Неорганическая химия

Содержание учебного материала:

уметь: определить принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений, давать характеристику химической связи элементов металлов по положению в периодической системе и строению атомов; доказать химические свойства металлов; объяснять изменения физических и химических свойств металлов в периоде и в группах; составлять схемы, конспекты, делать выводы; записывать уравнения реакции, подтверждение основные способы получения металлов; самостоятельно углубить и систематизировать свои знания по данной теме; самостоятельно закреплять практические навыки в решении основных типов расчетных задач.

знать: строение, важнейшие свойства, способы получения, применение металлов и неметаллов.


1.Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов.

2.Металлы Электрический ряд напряжений. Общие способы получения металлов.

3.Неметаллы. Свойства. Применение.

4. Контрольная работа №1 по теме « Металлы, Неметаллы».

9

2














2

2

2

2


Практическое занятие №1: Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы» .

1

3



2

2


Самостоятельная работа обучающихся:

Сообщение на тему: « Особенности реакций в неорганической химии».

Сообщение на тему : « Коррозия металлов, способы замедления».

Раздел 2.

Органическая химия.


уметь: называть вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений; выполнить химический эксперимент; записывать уравнения реакций; самостоятельно систематизировать свои знания.

знать: строение органических соединений их основные химические понятия; важнейшие вещества органической химии, их получение, применение.



Тема 1.

Классификация и теория строение органических соединений.

Содержание учебного материала

7

2

1.Химические свойства основных классов органической химии.

2.Теория строения. Радикалы. Гомологический ряд, гомологи.

3.Классификация и номенклатура органических соединений.

2

2

2


Практическое занятие №2 Изготовление моделей молекул органических соединений.

1


Самостоятельная работа обучающихся:

Сообщение на тему: «Основы органической химии».

Сообщение на тему: «Химия высокомолекулярных соединений».

Сообщение на тему: « Современное состояние и развитие органической химии».

Сообщение на тему: «Круговорот углерода в природе».

Реферат на тему : «А.М.Бутлеров. Его основные учения».


2

2

2

2

2

Тема 2.

Углеводороды.





1.Алканы. Строение. Свойства. Применение.

2.Алкены Строение. Получение. Свойства

3.Диены. Строение. Свойства. Применение.

4.Алкины. Строение. Свойства. Применение.

5.Арены. Строение. Свойства. Применение.

6. Природные источники углеводородов; нефть и природный газ.

7.Состав свойства нефти.

8.Фракций нефти.

9. Контрольная работа №2 по теме «Углеводороды».

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Практическое занятие №3: Знакомство с образцом природных углеводородов и их продуктами.

Лабораторная работа №3: Качественные реакции на углеводороды.

1


1

Самостоятельная работа:

Сообщение на тему: «Особенности построение название алканов».

Сообщение на тему «Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия».

Сообщение на тему: «Применение метана на основе его свойства».

Сообщение на тему: «Источники и получение метана».


2

2

2

2

Тема 3.

Кислородосодержащие и азотосодержащие соединения.

1.Общая характеристика спиртов. Свойства. Применение.

2. Фенол. Свойства. Применение.

3. Альдегиды. Свойства. Применение.

4.Одноосновные карбоновые кислоты. Свойства. Применение.

5.Сложные эфиры. Свойства. Применение.

6.Жиры. Свойства. Применение.

7.Углеводы. Свойства. Применение.

8. Азотосодержащие соединения: общая характеристика, химические свойства, применение.

9.Амины. Свойства. Применение.

10.Аминокислоты. Свойства. Применение.

11.Белки. Свойства. Применение.

12.Белки – как компонент пищи.

4

2

2

2

2

2

2


4

2

2

2

2


2

Лабораторная работа№4: Качественные реакций на кислородосодержащие, азотосодержащие.

1


Лабораторная работа №5: Денатурация белков.

2

2

Самостоятельная работа:

Сообщение на тему: «Пищевые, космические, биологические, медицинские золи и гели».

Сообщение на тему: «Отношение различных карбоновых кислот к воде».

Сообщение на тему: «Растворимость жиров в органических растворителях».

Сообщение на тему: «Синтетические моющие средства».

Сообщение на тему: «Роль углеводов в жизни человека».

Сообщение на тему : «Значение жиров для жизни человека».


2

2

2

2

2

2


Тема 4.

Полимеры.

1.Понятия о полимерах. Пластмассы, каучуки.

2.Волокна. Свойства. Применение.

3.Искусственные полимеры классификация по структуре (линейные, разветвленные, пространственные).


4

2

2

2

Лабораторная работа №6: Распознавание волокон по отношению к нагреванию, химическим реактивам.

Лабораторная работа № 7: Распознавание пластмасс.


1


1


Самостоятельная работа:

Сообщение на тему: «Ацетатное вискозное волокно и ткани из них».

Сообщение на тему: «Синтетические каучуки».


2

2

Тема 5

Химия в повседневной жизни.

Уметь: распознавать лекарства, ферменты и др.химические вещества.

Знать: промышленные получение химических веществ. Содержание учебного материала.

  1. Химия и здоровье.

  2. Лекарства, ферменты.

  3. Витамины, гормоны, минеральные воды.

  4. Проблемы связанные с применением лекарственных препаратов.

  5. Химические загрязнения окружающей среды и его последствия.

10


2

2

2

2

2

2



2

2


Самостоятельная работа:

Сообщение на тему: « Химическая природа средств гигиены и косметики».

Сообщение на тему: « Разработка экологических мероприятий окружающей среды».

Экзамен


Всего:

103




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
























3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Химии; лаборатории.

Оборудование учебного кабинета: Рабочие место преподавателя, посадочных мест по количеству учащихся, сменные стенды, комплект лабораторной посуды.

Технические средства обучения: проектор; персональный компьютер с установленной на него обучающей программой «Уроки химии».

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

Лабораторные столы на13 посадочных мест с комплектом химической посуды, аптечка, огнетушитель.

Список реактивов и технических средств обучения по предмету «Химия»

Коллекции:

1.«Нефть и продукты ее переработки» 3шт

2. «Алюминий» 5шт

3. «Металлы» 3 шт

4. «Волокна» 3 шт

5. «Минералы и горные породы» 3шт

6. «Чугун и сталь» 1 шт

Модели:

1.Модель « Кристаллическая решетка графита»

2. Модель «Кристаллическая решетка магния»

Наборы химических реактивов:

Индикаторная бумага 10шт

« Образование неорганических веществ» 6шт

«Металлы, оксиды» 2 шт

Приборы ,наборы посуды:

  1. Аппарат Киппа

  2. Штатив лабораторный 8шт

  3. Набор деталей к установке для перегонки веществ

Комплект для лабораторных и практических работ по химии.

1.Горючее сухое 1 пластинка

2. Ерш для мытья посуды

3. Спиртовки 10шт

4.Пробирки 60 шт

5.Колбы 30 шт

6 .Цилиндры 7 шт

7. Наборы НПР-М 12 шт

Реактивы:

  1. Соляная кислота 2шт

  2. Серная кислота 1шт

  3. Азотная кислота 1шт

  4. Водный раствор аммиака 1шт

  5. Ванадиевый ангидрид 2шт

  6. Оксид марганца в наборах

  7. Оксид железа в наборах

  8. Оксид магния в наборах

  9. Глет свинцовый 2шт

  10. Серный цвет 1 шт

  11. Натрий кремнекислый

  12. Барий перекись

  13. Алюминий азотнокислый

  14. Железо металлическое в наборах

  15. Цинковая пыль в наборах

  16. Оксид меди в наборах

  17. Кобальт сернокислый

  18. Литий хлористый

  19. Алюминий гранулированный в наборах

  20. Алюминий хлористый 2шт

  21. Барий хлористый

  22. Калий сернокислый

  23. Гидроксид натрия

  24. Гидроксид кальция

  25. Калийная соль

  26. Сера

  27. Натриевая селитра

  28. Кислота борная

  29. Натрий углекислый

  30. Натрий бромистый

  31. Натрий хлористый

  32. Суперфосфат простой

  33. Мрамор электродный

  34. Известь строительная


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

а) Основная литература для обучающихся


1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г.. Химия в тестах, задачах и упражнениях М :Издательский центр «Академия» ,2012.

2. Рудзитис Г.Е. Химия. Основы общей химии. 11 класс: М: Просвещение, 2011.

3. Рудзитис Г.Е. Химия. Органическая химия. 10 класс: М: Просвещение, 2011.

4. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии:

М: Издательский центр «Академия», 2011.

б) Дополнительная литература:


1. Химическая энциклопедия. Научно-справочное издание по химии и химической технологии. Компьютерная программа – М.: РМГ «Мультимедия», 2004.

2. Р. Г. Справочник по хи-мии. – СПб.: Проспект, 2011. Блинов Л. Н., Перфилова И. Л., Юмашева Л. В., Чувиляев

3. Злотников Э.Г. Краткий справочник по химии. – СПб.: Питер, 2008.

4. Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии. – М.: КолосС, 2008.

5. Краткий справочник физико-химических величин/ Под ред. ред. А.А. Равделя и А.П. Пономаревой. – СПб.: Иван Федоров, 2003.

6. Лурье Ю.Ю. Справочник по аналитической химии. – М.: Химия, 1979.

7. Бердоносов С.С., Бердоносов С.П. Справочник по общей химии. Справочное учеб-ное пособие. – М.: АСТ, 2002.

8. М. А. Рябов, Е. Ю. Невская, Е. А. Сорокина, Т. Ф. Шешко. Сборник основных фор-мул по химии. – М.: АСТ, 2009.

9. Травень В.Ф. Органическая химия. В 2-х томах: Учебник для вузов. – М.: Ака-демкнига, 2008.

в) Программное и коммуникационное обеспечение:





Программное обеспечение курса

  1. Операционная система Windows XP.

  1. Комплект Microsoft Office.

  2. Интернет браузер.

  3. Мультимедиа проигрыватель.

  4. Программа для просмотра и редактирования изображений.

  5. Программа для распознавания изображений.

Современные информационные ресурсы :



1. Портал фундаментального химического образования ChemNet. Химическая информационная сеть: Наука, образование, технологии

http://www.chemnet.ru

2. Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»

http://him.1september.ru             

3. Единая коллекция ЦОР: Предметная коллекция «Химия»

http://school-collection.edu.ru/collection/chemistry

4. Естественнонаучные эксперименты: химия. Коллекция Российского общеобразовательного портала

http://experiment.edu.ru

5. АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой

http://www.alhimik.ru

6.Всероссийская олимпиада школьников по химии

http://chem.rusolymp.ru

7. Органическая химия: электронный учебник для средней школы

http://www.chemistry.ssu.samara.ru

8. Основы химии: электронный учебник

http://www.hemi.nsu.ru

9. Открытый колледж: Химия

http://www.chemistry.ru

10. Дистанционная олимпиада по химии: телекоммуникационный образовательный проект

http://www.edu.yar.ru/russian/projects/predmets/chemistry

11. Дистанционные эвристические олимпиады по химии

http://www.eidos.ru/olymp/chemistry

12. Занимательная химия

http://home.uic.tula.ru/~zanchem

13. КонТрен – Химия для всех: учебно-информационный сайт

http://kontren.narod.ru

14. Онлайн-справочник химических элементов WebElements

http://webelements.narod.ru

15. Популярная библиотека химических элементов

http://n-t.ru/ri/ps

16. Сайт Alhimikov.net: учебные и справочные материалы по химии

http://www.alhimikov.net

17. Сайт Chemworld.Narod.Ru -Мир химии

http://chemworld.narod.ru

18. Сайт «Виртуальная химическая школа»

http://maratakm.narod.ru

19. Сайт «Мир химии»

http://chemistry.narod.ru

20. ХиМиК.ру: сайт о химии

http://www.xumuk.ru

21. Химия: Материалы «Википедии» – свободной энциклопедии

http://ru.wikipedia.org/wiki/Химия

22. Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии

http://school-sector.relarn.ru/nsm

23. Химия и жизнь – XXI век: научно-популярный журнал

http://www.hij.ru

24. Химоза: сообщество учителей химии на портале «Сеть творческих учителей»

http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4605&tmpl=com

25. Энциклопедия «Природа науки»: Химия

http://elementy.ru/chemistry

 





















4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

перечисляются все знания и умения, указанные в п.4. паспорта программы


Освоенные умения: определять принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений.

Контрольная работа 1, экспертное наблюдение за ходом выполнения практического задания в рамках практических занятий №1,2,3 внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.

Освоенные умения: объяснять зависимость веществ от их состава и строения.


Экспертное наблюдение за ходом выполнения практического задания в рамках лабораторной работы №1,2,3внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.

Освоенные умения: выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших веществ


Экспертное наблюдение за ходом выполнения практического задания в рамках лабораторных работ №4,5,6 внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.

Освоенные умения: самостоятельно проводить поиск химической информации с помощью различных источников знания.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся, лабораторная работа №7

Усвоенные знания: важнейшие химические понятия.

Освоенные умения: рассказывать и описывать их.

Контрольная работа № 2 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.

Усвоенные знания: определения важнейших законов химии, теории химии.


Усвоенные знания: определения важнейших веществ и материалов, их сравнения.

Контрольная работа № 2


Экзамен