| ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» |
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) |
ОУД.07 Химия |
| УТВЕРЖДАЮ: |
| Зам директора по УМР |
| ____________ АС. Шелякин |
| «___» ______________ 20__ г. |
Рабочая программа учебной дисциплины
ОУД.07 ХИМИЯ
Версия 1.0
Дата введения: 01.09.2017 г.
| СОГЛАСОВАНО: |
| Председатель П(Ц)К |
| ___________ М.А. Мордасова |
| «___» ______________ 20__ г. |
Муравленко, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
| | стр. |
1 | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 |
2 | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3 | МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ | 6 |
4 | РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
5 | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
6 | ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | 15 |
7 | ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ | 22 |
8 | УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 24 |
9 | РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА | 25 |
10 | ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ | 27 |
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС) на базе основного общего образования.
Программа разработана для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)), укрупненной группы профессий 15.00.00 Машиностроение на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Химия», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).
Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования.
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Химия — это наука о веществах, их составе и строении, свойствах и превращениях, значении химических веществ, материалов и процессов в практической деятельности человека.
Содержание общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» направлено на усвоение студентами основных понятий, законов и теорий химии; овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций.
В процессе изучения химии у студентов развиваются познавательные интересы и интеллектуальные способности, потребности в самостоятельные приобретения знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными проблемами, воспитывается бережное отношения к природе, понимание здорового образа жизни, необходимости предупреждения явлений, наносящих вред здоровью и окружающей среде. Они осваивают приемы грамотного, безопасного использования химических веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве.
При структурировании содержания общеобразовательной учебной дисциплины для профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППРКС на базе основного общего образования, учитывалась объективная реальность — небольшой объем часов, отпущенных на изучение химии и стремление максимально соответствовать идеям развивающего обучения. Поэтому теоретические вопросы максимально смещены к началу изучения дисциплины, с тем, чтобы последующий фактический материал рассматривался на основе изученных теорий.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, изучение географии осуществляется на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом профиля профессионального образования, специфики осваиваемых ППКРС.
Это выражается в количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, объеме и содержании практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
В процессе изучения химии теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными опытами и практическими занятиями. Значительное место отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у студентов специальные предметные умения: работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учить безопасному и экологически грамотному обращению с веществами, материалами и процессами в быту и на производстве.
Для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, овладевающих ППКРС и технического и естественно-научного профилей профессионального образования, представлен примерный перечень рефератов (докладов), индивидуальных проектов.
В процессе изучения химии важно формировать информационную компетентность студентов. Поэтому при организации самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание студентов на поиске информации в средствах массмедиа, Интернете, учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППКРС с получением среднего общего образования.
3 МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Химия» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППКРС на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Химия» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана.
4 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
метапредметных:
использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
предметных:
сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
5 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1 Общая и неорганическая химия
Тема 1.1 Основные понятия и законы химии
Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.
Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия из него.
Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.
Тема 1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома
Периодический закон Д.И.Менделеева. Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д. И. Менделеева.
Периодическая таблица химических элементов — графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).
Строение атома и Периодический закон Д.И.Менделеева. Атом — сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Современная формулировка Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Лабораторная работа № 1 Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.
Тема 1.3 Строение вещества
Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.
Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.
Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.
Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.
Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.
Лабораторная работа № 2 Приготовление суспензии карбоната кальция в воде.
Лабораторная работа № 3 Получение эмульсии моторного масла.
Лабораторная работа № 4 Ознакомление со свойствами дисперсных систем.
Тема 1.4 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.
Массовая доля растворенного вещества.
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектроиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.
Лабораторная работа № 5 Приготовление ненасыщенного раствора.
Лабораторная работа № 6 Приготовление насыщенного раствора.
Лабораторная работа № 7 Приготовление раствора заданной концентрации.
Тема 1.5 Классификация неорганических соединений и их свойства
Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.
Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.
Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и основные. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей.
Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.
Лабораторная работа № 8 Испытание растворов кислот индикаторами.
Лабораторная работа № 9 Взаимодействие металлов с кислотами.
Лабораторная работа № 10 Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
Лабораторная работа № 11 Взаимодействие кислот с основаниями.
Лабораторная работа № 12 Взаимодействие кислот с солями.
Лабораторная работа № 13 Испытание растворов щелочей индикаторами.
Лабораторная работа № 14 Взаимодействие щелочей с солями.
Тема 1.6 Химические реакции
Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.
Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.
Лабораторная работа № 15 Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.
Лабораторная работа № 16 Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды.
Лабораторная работа № 17 Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы.
Лабораторная работа № 18 Зависимость скорости взаимодействия оксида меди (II) с серной кислотой от температуры.
Лабораторная работа № 19 Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.
Тема 1.7 Металлы и неметаллы
Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.
Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.
Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы — простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.
Лабораторная работа № 20 Закалка и отпуск стали.
Практическое занятие № 1 Получение, собирание и распознавание газов.
Раздел 2 Органическая химия
Тема 2.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений
Предмет органической химии. Понятие об органическом веществе и органической химии. Краткий очерк истории развития органической химии. Витализм и его крушение. Особенности строения органических соединений. Круговорот углерода в природе.
Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Предпосылки создания теории строения. Основные положения теории строения А. М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Понятие об изомерии. Способы отображения строения молекулы (формулы, модели). Значение теории А. М. Бутлерова для развития органической химии и химических прогнозов.
Строение атома углерода. Электронное облако и орбиталь, s- и р-орбитали. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в основном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее классификация по способу перекрывания орбиталей (ст- и п-связи). Понятие гибридизации. Различные типы гибридизации и форма атомных орбиталей, взаимное отталкивание гибридных орби- талей и их расположение в пространстве в соответствии с минимумом энергии. Геометрия молекул веществ, образованных атомами углерода в различных состояниях гибридизации.
Классификация органических соединений. Классификация органических веществ в зависимости от строения углеродной цепи. Понятие функциональной группы. Классификация органических веществ по типу функциональной группы.
Основы номенклатуры органических веществ. Тривиальные названия. Рациональная номенклатура как предшественница номенклатуры IUPAC. Номенклатура IUPAC: принципы образования названий, старшинство функциональных групп, их обозначение в префиксах и суффиксах названий органических веществ.
Типы химических связей в органических соединениях и способы их разрыва. Классификация ковалентных связей по электроотрицательности связанных атомов, способу перекрывания орбиталей, кратности, механизму образования. Связь природы химической связи с типом кристаллической решетки вещества и его физическими свойствами. Разрыв химической связи как процесс, обратный ее образованию. Го- молитический и гетеролитический разрывы связей, их сопоставление с обменным и донорно-акцепторным механизмами их образования. Понятие свободного радикала, нуклеофильной и электрофильной частицы.
Классификация реакций в органической химии. Понятие о типах и механизмах реакций в органической химии. Субстрат и реагент. Классификация реакций по изменению в структуре субстрата (присоединение, отщепление, замещение, изомеризация) и типу реагента (радикальные, нуклеофильные, электрофильные). Реакции присоединения (Ам, АЕ), элиминирования (Е), замещения (SR, SN, SE), изомеризации. Разновидности реакций каждого типа: гидрирование и дегидрирование, галогенирование и дегалогенирование, гидратация и дегидратация, гидро- галогенирование и дегидрогалогенирование, полимеризация и поликонденсация, перегруппировка. Особенности окислительно-восстановительных реакций в органической химии.
Современные представления о химическом строении органических веществ.
Основные направления развития теории строения А. М. Бутлерова. Изомерия органических веществ и ее виды. Структурная изомерия: межклассовая, углеродного скелета, положения кратной связи и функциональной группы. Пространственная изомерия: геометрическая и оптическая. Понятие асимметрического центра. Биологическое значение оптической изомерии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Электронные эффекты атомов и атомных групп в органических молекулах. Индукционный эффект, положительный и отрицательный, его особенности. Мезомерный эффект (эффект сопряжения), его особенности.
Лабораторная работа № 21 Изготовление моделей молекул органических веществ.
Тема 2.2 Углеводороды и их природные источники
Гомологический ряд алканов. Понятие об углеводородах. Особенности строения предельных углеводородов. Алканы как представители предельных углеводородов.
Электронное и пространственное строение молекулы метана и других алканов. Гомологический ряд и изомерия парафинов. Нормальное и разветвленное строение углеродной цепи. Номенклатура алканов и алкильных заместителей. Физические свойства алканов. Алканы в природе.
Химические свойства алканов. Реакции SR-типа: галогенирование (работы Н. Н. Семенова), нитрование по Коновалову. Механизм реакции хлорирования алка- нов. Реакции дегидрирования, горения, каталитического окисления алканов. Крекинг алканов, различные виды крекинга, применение в промышленности. Пиролиз и конверсия метана, изомеризация алканов.
Применение и способы получения алканов. Области применения алканов. Промышленные способы получения алканов: получение из природных источников, крекинг парафинов, получение синтетического бензина, газификация угля, гидрирование алканов. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декар- боксилирование, гидролиз карбида алюминия.
Циклоалканы. Гомологический ряд и номенклатура циклоалканов, их общая формула. Понятие о напряжении цикла. Изомерия циклоалканов: межклассовая, углеродного скелета, геометрическая. Получение и физические свойства циклоалканов. Химические свойства циклоалканов. Специфика свойств циклоалканов с малым размером цикла. Реакции присоединения и радикального замещения.
Лабораторная работа № 22,23 Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки.
Лабораторная работа № 24,25 Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.
Тема 2.3 Кислородсодержащие органические соединения
Гомологический ряд алкенов. Электронное и пространственное строение молекулы этилена и алкенов. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Изомерия этиленовых углеводородов: межклассовая, углеродного скелета, положения кратной связи, геометрическая. Особенности номенклатуры этиленовых углеводородов, названия важнейших радикалов. Физические свойства алкенов.
Химические свойства алкенов. Электрофильный характер реакций, склонность к реакциям присоединения, окисления, полимеризации. Правило Марковникова и его электронное обоснование. Реакции галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации, гидрирования. Механизм АЕ-реакций. Понятие о реакциях полимеризации. Горение алкенов. Реакции окисления в мягких и жестких условиях. Реакция Вагнера и ее значение для обнаружения непредельных углеводородов, получения гликолей.
Применение и способы получения алкенов. Использование высокой реакционной способности алкенов в химической промышленности. Применение этилена и пропилена. Промышленные способы получения алкенов. Реакции дегидрирования и крекинга алкенов. Лабораторные способы получения алкенов.
Алкадиены. Понятие и классификация диеновых углеводородов по взаимному расположению кратных связей в молекуле. Особенности электронного и пространственного строения сопряженных диенов. Понятие о п-электронной системе. Номенклатура диеновых углеводородов. Особенности химических свойств сопряженных диенов как следствие их электронного строения. Реакции 1,4-присоединения. Полимеризация диенов. Способы получения диеновых углеводородов: работы С.В.Лебедева, дегидрирование алканов.
Основные понятия химии высокомолекулярных соединений (на примере продуктов полимеризации алкенов, алкадиенов и их галогенпроизводных). Мономер, полимер, реакция полимеризации, степень полимеризации, структурное звено. Типы полимерных цепей: линейные, разветвленные, сшитые. Понятие о стереорегулярных полимерах. Полимеры термопластичные и термореактивные. Представление о пластмассах и эластомерах. Полиэтилен высокого и низкого давления, его свойства и применение. Катализаторы Циглера — Натта. Полипропилен, его применение и свойства. Галогенсодержащие полимеры: тефлон, поливинилхлорид. Каучуки натуральный и синтетические. Сополимеры (бутадиенстирольный каучук). Вулканизация каучука, резина и эбонит.
Лабораторная работа № 26 Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II).
Лабораторная работа № 27 Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот.
Лабораторная работа № 28 Качественная реакция на крахмал.
Тема 2.4 Азотсодержащие органические соединения. Полимеры
Гомологический ряд алкинов. Электронное и пространственное строение ацетилена и других алкинов. Гомологический ряд и общая формула алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Изомерия межклассовая, углеродного скелета, положения кратной связи.
Химические свойства и применение алкинов. Особенности реакций присоединения по тройной углерод-углеродной связи. Реакция Кучерова. Правило Марковникова применительно к ацетиленам. Подвижность атома водорода (кислотные свойства алкинов). Окисление алкинов. Реакция Зелинского. Применение ацетиленовых углеводородов. Поливинилацетат.
Получение алкинов. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным методом.
Лабораторная работа № 29 Растворение белков в воде.
Лабораторная работа № 30 Обнаружение белков в молоке и мясном бульоне.
Практическое занятие № 2 Распознавание пластмасс и волокон.
6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» в пределах освоения ППКРС на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка студентов составляет: 171 час, из них аудиторная (обязательная) нагрузка студентов, включая лабораторные работы 114 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов 57 часов.
6.1 Распределение разделов по часам
Вид учебной работы | Количество часов |
Аудиторные занятия. Содержание обучения | 114 |
Раздел 1 Общая и неорганическая химия | 78 |
Тема 1.1 Основные понятия и законы | 4 |
Тема 1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома | 8 |
Тема 1.3 Строение вещества | 12 |
Тема 1.4 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | 10 |
Тема 1.5 Классификация неорганических соединений и их свойства | 16 |
Тема 1.6 Химические реакции | 20 |
Тема 1.7 Металлы и неметаллы | 8 |
Раздел 2 Органическая химия | 34 |
Тема 2.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | 4 |
Тема 2.2 Углеводороды и их природные источники | 12 |
Тема 2.3 Кислородсодержащие органические соединения | 10 |
Тема 2.4 Азотсодержащие органические соединения. Полимеры | 8 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 |
ИТОГО: | 114 |
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов | 57 |
Составление опорного конспекта | 12 |
Подготовка сообщения | 14 |
Подготовка презентации | 16 |
Решение задач | 10 |
Подготовка реферата | 5 |
ВСЕГО: | 171 |
6.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов | Объем часов |
Раздел 1 Общая и неорганическая химия | | 114 |
Тема 1.1 Основные понятия и законы химии | Содержание учебного материала: | 6 |
1 | Основные понятия химии. | 2 |
2 | Основные законы химии. | 2 |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа: | 2 |
1 | Составить опорный конспект на тему: «Валентность. Уравнения химических реакций». | 2 |
Тема 1.2 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома | Содержание учебного материала: | 12 |
1 | Периодический закон Д.И. Менделеева. | 2 |
2 | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. | 2 |
3 | Строение атома. | 2 |
Лабораторные работы: | 2 |
1 | Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов | 2 |
Практические занятия | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа: | 4 |
2 | Подготовить сообщение на тему «Открытие периодической таблицы Д.И. Менделеева». | 2 |
3 | Подготовить презентацию на тему «Значение Периодической системы Д.И. Менделеева». | 2 |
Тема 1.3 Строение вещества | Содержание учебного материала: | 18 |
1 | Ионная химическая связь | 2 |
2 | Ковалентная химическая связь | 2 |
3 | Металлическая связь | 2 |
Лабораторные работы: | 6 |
2 | Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. | 2 |
3 | Получение эмульсии моторного масла. | 2 |
4 | Ознакомление со свойствами дисперсных систем. | 2 |
Практические занятия | |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа: | 6 |
4 | Составить опорный конспект на тему «Дисперсные системы». | 2 |
5 | Составить опорный конспект на тему «Чистые вещества и смеси». | 2 |
6 | Подготовить сообщение на тему «Агрегатные состояния веществ». | 2 |
Тема 1.4 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | Содержание учебного материала: | 16 |
1 | Вода как растворитель. | 2 |
2 | Электролитическая диссоциация. | 2 |
Лабораторные работы: | 6 |
5 | Приготовление ненасыщенного раствора. | 2 |
6 | Приготовление насыщенного раствора. | 2 |
7 | Приготовление раствора заданной концентрации. | 2 |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа: | 6 |
7 | Подготовить презентацию на тему «Виды воды». | 2 |
8 | Подготовить сообщение на тему «Иониты». | 2 |
9 | Подготовить презентацию на тему «Жесткость воды и способы ее устранения». | 2 |
Тема 1.5 Классификация неорганических соединений и их свойства | Содержание учебного материала: | 22 |
1 | Основные классы неорганических веществ. | 2 |
Лабораторные работы: | 14 |
8 | Испытание растворов кислот индикаторами. | 2 |
9 | Взаимодействие металлов с кислотами. | 2 |
10 | Взаимодействие кислот с оксидами металлов. | 2 |
11 | Взаимодействие кислот с основаниями. | 2 |
12 | Взаимодействие кислот с солями. | 2 |
13 | Испытание растворов щелочей индикаторами. | 2 |
14 | Взаимодействие щелочей с солями. | 2 |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа: | 6 |
10 | Подготовить презентацию на тему «Неорганические вещества в быту и промышленности». | 2 |
11 | Подготовить опорный конспект на тему «Кислотная, щелочная, нейтральная среда растворов». | 2 |
12 | Решение задач по теме «Взаимодействие металлов и неметаллов». | 2 |
Тема 1.6 Химические реакции | Содержание учебного материала: | 26 |
1 | Классификация химических реакций. | 2 |
2 | Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. | 2 |
3 | Гомогенные и гетерогенные реакции. | 2 |
4 | Окислительно-восстановительные реакции. | 2 |
5 | Скорость химических реакций. | 2 |
Лабораторные работы: | 12 |
15 | Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. | 2 |
16 | Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. | 2 |
17 | Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. | 2 |
18 | Зависимость скорости взаимодействия оксида меди (II) с серной кислотой от температуры. | 2 |
19 | Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. | 2 |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | |
Самостоятельная работа: | 6 |
13 | Подготовить сообщение на тему «Тепловой эффект химических реакций». | 2 |
14 | Решить задачи на тему «Расчет скорости химических реакций». | 2 |
15 | Подготовить презентацию на тему «Химическое равновесие и способы его смещения». | 2 |
Тема 1.7 Металлы и неметаллы | Содержание учебного материала: | 14 |
1 | Металлы и их свойства. | 2 |
2 | Неметаллы, их положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. | 2 |
Лабораторные работы: | 2 |
20 | Закалка и отпуск стали. | 2 |
Практические занятия: | - |
1 | Получение, собирание и распознавание газов. | |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа: | 6 |
16 | Решить задачи по теме «Оксиды металлов». | 2 |
17 | Подготовить сообщение на тему «Условия, необходимые для горения металлов». | 2 |
18 | Подготовить презентацию на тему «Коррозия металлов». | 2 |
Раздел 2 Органическая химия | | 57 |
Тема 2.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | Содержание учебного материала: | 8 |
1 | Предмет органической химии. Теория А.М. Бутлерова. Электронная природа химических связей. | 2 |
Лабораторные работы: | 2 |
21 | Изготовление моделей молекул органических веществ. | 2 |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа: | 4 |
19 | Решить задачи по теме «Валентность химических элементов». | 2 |
20 | Подготовить сообщение на тему «Изомеры и изомерия». | 2 |
Тема 2.2 Углеводороды и их природные источники | Содержание учебного материала: | 18 |
1 | Алканы, получение, свойства и применение. | 2 |
2 | Алкены. Диены и каучуки. | 2 |
Практические занятия | - |
Лабораторные работы: | 8 |
22,23 | Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. | 4 |
24,25 | Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины. | 4 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа: | 6 |
21 | Подготовить опорный конспект на тему «Бензол и его свойства». | 2 |
22 | Подготовить презентацию на тему «Нефть и продукты ее переработки». | 2 |
23 | Подготовить сообщение на тему «Каучуки». | 2 |
Тема 2.3 Кислородсодержащие органические соединения | Содержание учебного материала: | 18 |
1 | Спирты. Одноатомные и многоатомные спирты. | 2 |
2 | Альдегиды. Карбоновые кислоты. | 2 |
Лабораторные работы | 8 |
26 | Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II) | 2 |
27 | Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот | 2 |
28 | Качественная реакция на крахмал | 2 |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа: | 6 |
24 | Решить задач по теме «Спирты» | 2 |
25 | Составить опорный конспект на тему «Химические свойства карбоновых кислот» | 2 |
26 | Подготовить презентацию на тему «Классификация жиров» | 2 |
Тема 2.4 Азотсодержащие органические соединения. Полимеры | Содержание учебного материала: | 13 |
1 | Белки. Свойства белков | 2 |
Лабораторные работы: | 4 |
29 | Растворение белков в воде. | 2 |
30 | Обнаружение белков в молоке и мясном бульоне. | 2 |
Практические занятия: | 2 |
2 | Распознавание пластмасс и волокон. | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа: | 5 |
27 | Подготовить реферат на тему: «Волокна и их классификация». | 2 |
28 | Подготовить реферат на тему: «Аминокислоты и их свойства» | 2 |
29 | Подготовить реферат на тему: «Пластмассы». | 1 |
Дифференцированный зачёт | 2 |
Всего: | 171 |
7 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ |
Основные понятия и законы химии | Умение давать определение и оперировать следующими химическими понятиями: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология. Формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ. |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома | Установка причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений. Установка эволюционной сущности менделеевской и современной формулировок периодического закона Д. И. Менделеева. Объяснение физического смысла символики периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установка причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах. Характеристика элементов малых и больших периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева. |
Строение вещества | Установка зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии. Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток. |
Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | Формулировка основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений. |
Классификация неорганических соединений и их свойства | Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики. Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул. Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций. |
Химические реакции | Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу продуктов и реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе, наличию катализатора, изменению степеней окисления элементов, образующих вещества. |
Металлы и неметаллы | Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших металлов и их соединений. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших неметаллов и их соединений. |
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ |
Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | Формулировка основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств основных классов органических соединений. |
Углеводороды и их природные источники | Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших классов углеводородов (алканов, циклоалканов, алкенов, алкинов, аренов) и их наиболее значимых в народнохозяйственном плане представителей. |
Кислородсодержащие органические соединения | Характеристика важнейших представителей других классов органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, альдегидов (формальдегидов и ацетальдегида), кетонов (ацетона), карбоновых кислот (уксусной кислоты, для естественно-научного профиля представителей других классов кислот), моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы). |
Азотсодержащие органические соединения. Полимеры | Характеристика анилина, аминокислот, белков, искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмасс. |
8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Освоение программы учебной дисциплины «Химия» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих СПО на базе основного общего образования, кабинета химии с лабораторией и лаборантской комнатой, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности студентов.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки студентов.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по химии, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.
В состав учебно-методического и материально-технического оснащения кабинета химии входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
натуральные объекты, модели, приборы и наборы для постановки демонстрационного и ученического эксперимента;
печатные и экранно-звуковые средства обучения;
средства новых информационных технологий;
реактивы;
перечни основной и дополнительной учебной литературы;
вспомогательное оборудование и инструкции;
библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники и учебно-методические комплекты (УМК), рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППКРС СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен химической энциклопедией, справочниками, книгами для чтения по химии.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Химия» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по химии, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).
9 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С, Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. и др. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей социально- экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С, Лысова Г.Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю.М, Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронный учебно-методический комплекс. — М., 2014.
Сладков С. А, Остроумов И.Г., Габриелян О.С, Лукьянова Н.Н. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронное приложение (электронное учебное издание) для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия: книга для преподавателя: учеб. -метод. пособие. — М., 2012.
Габриелян О.С. и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля (электронное приложение).
Интернет- ресурсы
Олимпиада «Покори Воробьевы горы» - Режим доступа: www.pvg.mk.ru.
Образовательный сайт для школьников «Химия» - Режим доступа: www.hemi.wallst.ru
Образовательный сайт для школьников – Режим доступа: www.alhimikov.net.
10 ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
Номер изменения | Номера листов | Основание для внесения изменений | Подпись | Расшифровка подписи | Дата | Дата введения изменения |
замененных | новых | аннулированных |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Версия: 1.0 | Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки. Дата и время распечатки: 31.08.2017, 15:59 | Стр. 27 из 27 |