СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине "Химия" профессии "Сварщик"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена студентам СУЗов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине "Химия" профессии "Сварщик"»





ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж»

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

ОУД.07 Химия



УТВЕРЖДАЮ:


Зам директора по УМР


____________ АС. Шелякин


«___» ______________ 20__ г.





Рабочая программа учебной дисциплины


ОУД.07 ХИМИЯ


Версия 1.0

Дата введения: 01.09.2017 г.





СОГЛАСОВАНО:


Председатель П(Ц)К


___________ М.А. Мордасова


«___» ______________ 20__ г.




Муравленко, 2017 СОДЕРЖАНИЕ




стр.

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

6

4

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

15

7

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

22

8

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

24

9

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

25

10

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

27





1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС) на базе основного общего образования.

Программа разработана для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)), укрупненной группы профессий 15.00.00 Машиностроение на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Химия», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).

Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;

  • характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

  • объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования.

2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Химия — это наука о веществах, их составе и строении, свойствах и превращениях, значении химических веществ, материалов и процессов в практической деятельности человека.

Содержание общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» направлено на усвоение студентами основных понятий, законов и теорий химии; овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций.

В процессе изучения химии у студентов развиваются познавательные интересы и интеллектуальные способности, потребности в самостоятельные приобретения знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными проблемами, воспитывается бережное отношения к природе, понимание здорового образа жизни, необходимости предупреждения явлений, наносящих вред здоровью и окружающей среде. Они осваивают приемы грамотного, безопасного использования химических веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве.

При структурировании содержания общеобразовательной учебной дисциплины для профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППРКС на базе основного общего образования, учитывалась объективная реальность — небольшой объем часов, отпущенных на изучение химии и стремление максимально соответствовать идеям развивающего обучения. Поэтому теоретические вопросы максимально смещены к началу изучения дисциплины, с тем, чтобы последующий фактический материал рассматривался на основе изученных теорий.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, изучение географии осуществляется на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом профиля профессионального образования, специфики осваиваемых ППКРС.

Это выражается в количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, объеме и содержании практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

В процессе изучения химии теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными опытами и практическими занятиями. Значительное место отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у студентов специальные предметные умения: работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учить безопасному и экологически грамотному обращению с веществами, материалами и процессами в быту и на производстве.

Для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, овладевающих ППКРС и технического и естественно-научного профилей профессионального образования, представлен примерный перечень рефератов (докладов), индивидуальных проектов.

В процессе изучения химии важно формировать информационную компетентность студентов. Поэтому при организации самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание студентов на поиске информации в средствах массмедиа, Интернете, учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППКРС с получением среднего общего образования.



3 МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Учебная дисциплина «Химия» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППКРС на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Химия» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана.


4 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;

  • готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;

  • умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

метапредметных:

  • использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипо­тез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

  • использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

предметных:

  • сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

  • владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

  • владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

  • сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

  • владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

  • сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.


5 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Раздел 1 Общая и неорганическая химия

Тема 1.1 Основные понятия и законы химии

Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия из него.

Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.


Тема 1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

Периодический закон Д.И.Менделеева. Открытие Д.И.Менделеевым Периодиче­ского закона. Периодический закон в формулировке Д. И. Менделеева.

Периодическая таблица химических элементов — графическое отображение перио­дического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

Строение атома и Периодический закон Д.И.Менделеева. Атом — сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали. Электронные конфигурации атомов хи­мических элементов.

Современная формулировка Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для раз­вития науки и понимания химической картины мира.


Лабораторная работа № 1 Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.


Тема 1.3 Строение вещества

Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате про­цесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восста­новления. Ионная связь как связь между катионами и анионами за счет электроста­тического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (об­менный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кри­сталлические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристалли­ческими решетками.

Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.

Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообраз­ное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.

Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперси­онная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.


Лабораторная работа № 2 Приготовление суспензии карбоната кальция в воде.

Лабораторная работа № 3 Получение эмульсии моторного масла.

Лабораторная работа № 4 Ознакомление со свойствами дисперсных систем.


Тема 1.4 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.

Массовая доля растворенного вещества.

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектроиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень элек­тролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения тео­рии электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.


Лабораторная работа № 5 Приготовление ненасыщенного раствора.

Лабораторная работа № 6 Приготовление насыщенного раствора.

Лабораторная работа № 7 Приготовление раствора заданной концентрации.


Тема 1.5 Классификация неорганических соединений и их свойства

Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по раз­личным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.

Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по раз­личным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитиче­ской диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и основные. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей.

Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисле­ния образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.


Лабораторная работа № 8 Испытание растворов кислот индикаторами.

Лабораторная работа № 9 Взаимодействие металлов с кислотами.

Лабораторная работа № 10 Взаимодействие кислот с оксидами металлов.

Лабораторная работа № 11 Взаимодействие кислот с основаниями.

Лабораторная работа № 12 Взаимодействие кислот с солями.

Лабораторная работа № 13 Испытание растворов щелочей индикаторами.

Лабораторная работа № 14 Взаимодействие щелочей с солями.


Тема 1.6 Химические реакции

Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, за­мещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для со­ставления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависи­мость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использо­вания катализаторов.

Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химиче­ское равновесие и способы его смещения.



Лабораторная работа № 15 Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.

Лабораторная работа № 16 Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды.

Лабораторная работа № 17 Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы.

Лабораторная работа № 18 Зависимость скорости взаимодействия оксида меди (II) с серной кислотой от температуры.

Лабораторная работа № 19 Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.


Тема 1.7 Металлы и неметаллы

Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства ме­таллов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.

Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы — простые вещества. Зави­симость свойств галогенов от их положения в периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.


Лабораторная работа № 20 Закалка и отпуск стали.

Практическое занятие № 1 Получение, собирание и распознавание газов.


Раздел 2 Органическая химия

Тема 2.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Предмет органической химии. Понятие об органическом веществе и органиче­ской химии. Краткий очерк истории развития органической химии. Витализм и его крушение. Особенности строения органических соединений. Круговорот углерода в природе.

Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Предпосылки создания теории строения. Основные положения теории строения А. М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Понятие об изомерии. Способы отобра­жения строения молекулы (формулы, модели). Значение теории А. М. Бутлерова для развития органической химии и химических прогнозов.

Строение атома углерода. Электронное облако и орбиталь, s- и р-орбитали. Элек­тронные и электронно-графические формулы атома углерода в основном и возбуж­денном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее классификация по способу перекрывания орбиталей (ст- и п-связи). Понятие гибридизации. Различные типы гибридизации и форма атомных орбиталей, взаимное отталкивание гибридных орби- талей и их расположение в пространстве в соответствии с минимумом энергии. Гео­метрия молекул веществ, образованных атомами углерода в различных состояниях гибридизации.

Классификация органических соединений. Классификация органических веществ в зависимости от строения углеродной цепи. Понятие функциональной группы. Клас­сификация органических веществ по типу функциональной группы.

Основы номенклатуры органических веществ. Тривиальные названия. Рацио­нальная номенклатура как предшественница номенклатуры IUPAC. Номенклатура IUPAC: принципы образования названий, старшинство функциональных групп, их обозначение в префиксах и суффиксах названий органических веществ.

Типы химических связей в органических соединениях и способы их разрыва. Классификация ковалентных связей по электроотрицательности связанных атомов, способу перекрывания орбиталей, кратности, механизму образования. Связь природы химической связи с типом кристаллической решетки вещества и его физическими свойствами. Разрыв химической связи как процесс, обратный ее образованию. Го- молитический и гетеролитический разрывы связей, их сопоставление с обменным и донорно-акцепторным механизмами их образования. Понятие свободного радикала, нуклеофильной и электрофильной частицы.

Классификация реакций в органической химии. Понятие о типах и механизмах реакций в органической химии. Субстрат и реагент. Классификация реакций по изменению в структуре субстрата (присоединение, отщепление, замещение, изо­меризация) и типу реагента (радикальные, нуклеофильные, электрофильные). Реакции присоединения (Ам, АЕ), элиминирования (Е), замещения (SR, SN, SE), изомеризации. Разновидности реакций каждого типа: гидрирование и дегидриро­вание, галогенирование и дегалогенирование, гидратация и дегидратация, гидро- галогенирование и дегидрогалогенирование, полимеризация и поликонденсация, перегруппировка. Особенности окислительно-восстановительных реакций в орга­нической химии.

Современные представления о химическом строении органических веществ.

Основные направления развития теории строения А. М. Бутлерова. Изомерия орга­нических веществ и ее виды. Структурная изомерия: межклассовая, углеродного скелета, положения кратной связи и функциональной группы. Пространственная изомерия: геометрическая и оптическая. Понятие асимметрического центра. Био­логическое значение оптической изомерии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Электронные эффекты атомов и атомных групп в органи­ческих молекулах. Индукционный эффект, положительный и отрицательный, его особенности. Мезомерный эффект (эффект сопряжения), его особенности.


Лабораторная работа № 21 Изготовление моделей молекул органических веществ.


Тема 2.2 Углеводороды и их природные источники

Гомологический ряд алканов. Понятие об углеводородах. Особенности строения предельных углеводородов. Алканы как представители предельных углеводородов.

Электронное и пространственное строение молекулы метана и других алканов. Го­мологический ряд и изомерия парафинов. Нормальное и разветвленное строение углеродной цепи. Номенклатура алканов и алкильных заместителей. Физические свойства алканов. Алканы в природе.

Химические свойства алканов. Реакции SR-типа: галогенирование (работы Н. Н. Семенова), нитрование по Коновалову. Механизм реакции хлорирования алка- нов. Реакции дегидрирования, горения, каталитического окисления алканов. Кре­кинг алканов, различные виды крекинга, применение в промышленности. Пиролиз и конверсия метана, изомеризация алканов.

Применение и способы получения алканов. Области применения алканов. Про­мышленные способы получения алканов: получение из природных источников, крекинг парафинов, получение синтетического бензина, газификация угля, гидри­рование алканов. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декар- боксилирование, гидролиз карбида алюминия.

Циклоалканы. Гомологический ряд и номенклатура циклоалканов, их общая формула. Понятие о напряжении цикла. Изомерия циклоалканов: межклассовая, углеродного скелета, геометрическая. Получение и физические свойства циклоалканов. Химические свойства циклоалканов. Специфика свойств циклоалканов с малым размером цикла. Реакции присоединения и радикального замещения.


Лабораторная работа № 22,23 Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки.

Лабораторная работа № 24,25 Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.


Тема 2.3 Кислородсодержащие органические соединения

Гомологический ряд алкенов. Электронное и пространственное строение молекулы этилена и алкенов. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Изомерия этиле­новых углеводородов: межклассовая, углеродного скелета, положения кратной связи, геометрическая. Особенности номенклатуры этиленовых углеводородов, названия важнейших радикалов. Физические свойства алкенов.

Химические свойства алкенов. Электрофильный характер реакций, склонность к реакциям присоединения, окисления, полимеризации. Правило Марковникова и его электронное обоснование. Реакции галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации, гидрирования. Механизм АЕ-реакций. Понятие о реакциях полимериза­ции. Горение алкенов. Реакции окисления в мягких и жестких условиях. Реакция Вагнера и ее значение для обнаружения непредельных углеводородов, получения гликолей.

Применение и способы получения алкенов. Использование высокой реакционной способности алкенов в химической промышленности. Применение этилена и про­пилена. Промышленные способы получения алкенов. Реакции дегидрирования и крекинга алкенов. Лабораторные способы получения алкенов.

Алкадиены. Понятие и классификация диеновых углеводородов по взаимному рас­положению кратных связей в молекуле. Особенности электронного и пространствен­ного строения сопряженных диенов. Понятие о п-электронной системе. Номенклатура диеновых углеводородов. Особенности химических свойств сопряженных диенов как следствие их электронного строения. Реакции 1,4-присоединения. Полимеризация диенов. Способы получения диеновых углеводородов: работы С.В.Лебедева, деги­дрирование алканов.

Основные понятия химии высокомолекулярных соединений (на примере про­дуктов полимеризации алкенов, алкадиенов и их галогенпроизводных). Мономер, полимер, реакция полимеризации, степень полимеризации, структурное звено. Типы полимерных цепей: линейные, разветвленные, сшитые. Понятие о стереорегулярных полимерах. Полимеры термопластичные и термореактивные. Представление о пластмассах и эластомерах. Полиэтилен высокого и низкого давления, его свойства и применение. Катализаторы Циглера — Натта. Полипропилен, его применение и свойства. Галогенсодержащие полимеры: тефлон, поливинилхлорид. Каучуки нату­ральный и синтетические. Сополимеры (бутадиенстирольный каучук). Вулканизация каучука, резина и эбонит.


Лабораторная работа № 26 Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II).

Лабораторная работа № 27 Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот.

Лабораторная работа № 28 Качественная реакция на крахмал.


Тема 2.4 Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

Гомологический ряд алкинов. Электронное и пространственное строение ацетилена и других алкинов. Гомологический ряд и общая формула алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Изомерия межклассовая, углеродного скелета, поло­жения кратной связи.

Химические свойства и применение алкинов. Особенности реакций присоединения по тройной углерод-углеродной связи. Реакция Кучерова. Правило Марковникова применительно к ацетиленам. Подвижность атома водорода (кислотные свойства алкинов). Окисление алкинов. Реакция Зелинского. Применение ацетиленовых углеводородов. Поливинилацетат.

Получение алкинов. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным мето­дом.


Лабораторная работа № 29 Растворение белков в воде.

Лабораторная работа № 30 Обнаружение белков в молоке и мясном бульоне.

Практическое занятие № 2 Распознавание пластмасс и волокон.

6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» в пределах освоения ППКРС на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка студентов составляет: 171 час, из них аудиторная (обязательная) нагрузка студентов, включая лабораторные работы 114 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов 57 часов.


6.1 Распределение разделов по часам


Вид учебной работы

Количество часов

Аудиторные занятия. Содержание обучения

114

Раздел 1 Общая и неорганическая химия

78

Тема 1.1 Основные понятия и законы

4

Тема 1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

8

Тема 1.3 Строение вещества

12

Тема 1.4 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

10

Тема 1.5 Классификация неорганических соединений и их свойства

16

Тема 1.6 Химические реакции

20

Тема 1.7 Металлы и неметаллы

8

Раздел 2 Органическая химия

34

Тема 2.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

4

Тема 2.2 Углеводороды и их природные источники

12

Тема 2.3 Кислородсодержащие органические соединения

10

Тема 2.4 Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

8

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2

ИТОГО:

114

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

57

Составление опорного конспекта

12

Подготовка сообщения

14

Подготовка презентации

16

Решение задач

10

Подготовка реферата

5

ВСЕГО:

171

6.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Раздел 1 Общая и неорганическая химия


114

Тема 1.1 Основные понятия и законы химии

Содержание учебного материала:

6

1

Основные понятия химии.

2

2

Основные законы химии.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия


Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

2

1

Составить опорный конспект на тему: «Валентность. Уравнения химических реакций».

2

Тема 1.2 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

Содержание учебного материала:

12

1

Периодический закон Д.И. Менделеева.

2

2

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

2

3

Строение атома.

2

Лабораторные работы:

2

1

Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов

2

Практические занятия

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

4

2

Подготовить сообщение на тему «Открытие периодической таблицы Д.И. Менделеева».

2

3

Подготовить презентацию на тему «Значение Периодической системы Д.И. Менделеева».

2

Тема 1.3 Строение вещества

Содержание учебного материала:

18

1

Ионная химическая связь

2

2

Ковалентная химическая связь

2

3

Металлическая связь

2

Лабораторные работы:

6

2

Приготовление суспензии карбоната кальция в воде.

2

3

Получение эмульсии моторного масла.

2

4

Ознакомление со свойствами дисперсных систем.

2

Практические занятия


Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

6

4

Составить опорный конспект на тему «Дисперсные системы».

2

5

Составить опорный конспект на тему «Чистые вещества и смеси».

2

6

Подготовить сообщение на тему «Агрегатные состояния веществ».

2

Тема 1.4 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

Содержание учебного материала:

16

1

Вода как растворитель.

2

2

Электролитическая диссоциация.

2

Лабораторные работы:

6

5

Приготовление ненасыщенного раствора.

2

6

Приготовление насыщенного раствора.

2

7

Приготовление раствора заданной концентрации.

2

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

6

7

Подготовить презентацию на тему «Виды воды».

2

8

Подготовить сообщение на тему «Иониты».

2

9

Подготовить презентацию на тему «Жесткость воды и способы ее устранения».

2

Тема 1.5 Классификация неорганических соединений и их свойства

Содержание учебного материала:

22

1

Основные классы неорганических веществ.

2

Лабораторные работы:

14

8

Испытание растворов кислот индикаторами.

2

9

Взаимодействие металлов с кислотами.

2

10

Взаимодействие кислот с оксидами металлов.

2

11

Взаимодействие кислот с основаниями.

2

12

Взаимодействие кислот с солями.

2

13

Испытание растворов щелочей индикаторами.

2

14

Взаимодействие щелочей с солями.

2

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

6

10

Подготовить презентацию на тему «Неорганические вещества в быту и промышленности».

2

11

Подготовить опорный конспект на тему «Кислотная, щелочная, нейтральная среда растворов».

2

12

Решение задач по теме «Взаимодействие металлов и неметаллов».

2

Тема 1.6 Химические реакции

Содержание учебного материала:

26

1

Классификация химических реакций.

2

2

Реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

2

3

Гомогенные и гетерогенные реакции.

2

4

Окислительно-восстановительные реакции.

2

5

Скорость химических реакций.

2

Лабораторные работы:

12

15

Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.

2

16

Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды.

2

17

Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы.

2

18

Зависимость скорости взаимодействия оксида меди (II) с серной кислотой от температуры.

2

19

Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.

2

Практические занятия

-

Контрольные работы


Самостоятельная работа:

6

13

Подготовить сообщение на тему «Тепловой эффект химических реакций».

2

14

Решить задачи на тему «Расчет скорости химических реакций».

2

15

Подготовить презентацию на тему «Химическое равновесие и способы его смещения».

2

Тема 1.7 Металлы и неметаллы

Содержание учебного материала:

14

1

Металлы и их свойства.

2

2

Неметаллы, их положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.

2

Лабораторные работы:

2

20

Закалка и отпуск стали.

2

Практические занятия:

-

1

Получение, собирание и распознавание газов.


Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

6

16

Решить задачи по теме «Оксиды металлов».

2

17

Подготовить сообщение на тему «Условия, необходимые для горения металлов».

2

18

Подготовить презентацию на тему «Коррозия металлов».

2

Раздел 2 Органическая химия


57

Тема 2.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Содержание учебного материала:

8

1

Предмет органической химии. Теория А.М. Бутлерова. Электронная природа химических связей.

2

Лабораторные работы:

2

21

Изготовление моделей молекул органических веществ.

2

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

4

19

Решить задачи по теме «Валентность химических элементов».

2

20

Подготовить сообщение на тему «Изомеры и изомерия».

2

Тема 2.2 Углеводороды и их природные источники

Содержание учебного материала:

18

1

Алканы, получение, свойства и применение.

2

2

Алкены. Диены и каучуки.

2

Практические занятия

-

Лабораторные работы:

8

22,23

Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки.

4

24,25

Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.

4

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

6

21

Подготовить опорный конспект на тему «Бензол и его свойства».

2

22

Подготовить презентацию на тему «Нефть и продукты ее переработки».

2

23

Подготовить сообщение на тему «Каучуки».

2

Тема 2.3 Кислородсодержащие органические соединения

Содержание учебного материала:

18

1

Спирты. Одноатомные и многоатомные спирты.

2

2

Альдегиды. Карбоновые кислоты.

2

Лабораторные работы

8

26

Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II)

2

27

Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот

2

28

Качественная реакция на крахмал

2

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

6

24

Решить задач по теме «Спирты»

2

25

Составить опорный конспект на тему «Химические свойства карбоновых кислот»

2

26

Подготовить презентацию на тему «Классификация жиров»

2

Тема 2.4 Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

Содержание учебного материала:

13

1

Белки. Свойства белков

2

Лабораторные работы:

4

29

Растворение белков в воде.

2

30

Обнаружение белков в молоке и мясном бульоне.

2

Практические занятия:

2

2

Распознавание пластмасс и волокон.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

5

27

Подготовить реферат на тему: «Волокна и их классификация».

2

28

Подготовить реферат на тему: «Аминокислоты и их свойства»

2

29

Подготовить реферат на тему: «Пластмассы».

1

Дифференцированный зачёт

2

Всего:

171

7 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ


Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Основные понятия и законы химии

Умение давать определение и оперировать следующими химическими понятиями: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология.

Формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

Установка причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений. Установка эволюционной сущности менделеевской и современной формулировок периодического закона Д. И. Менделеева. Объяснение физического смысла символики периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установка причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах.

Характеристика элементов малых и больших периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева.

Строение вещества

Установка зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии.

Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток.

Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

Формулировка основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений.

Классификация неорганических соединений и их свойства

Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики.

Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул.

Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций.

Химические реакции

Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу продуктов и реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе, наличию катализатора, изменению степеней окисления элементов, образующих вещества.

Металлы и неметаллы

Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших металлов и их соединений.

Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших неметаллов и их соединений.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Формулировка основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств основных классов органических соединений.

Углеводороды и их природные источники

Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших классов углеводородов (алканов, циклоалканов, алкенов, алкинов, аренов) и их наиболее значимых в народнохозяйственном плане представителей.

Кислородсодержащие органические соединения

Характеристика важнейших представителей других классов органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, альдегидов (формальдегидов и ацетальдегида), кетонов (ацетона), карбоновых кислот (уксусной кислоты, для естественно-научного профиля представителей других классов кислот), моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы).

Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

Характеристика анилина, аминокислот, белков, искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмасс.


8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Освоение программы учебной дисциплины «Химия» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих СПО на базе основного общего образования, кабинета химии с лабораторией и лаборантской комнатой, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности студентов.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки студентов.

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по химии, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.

В состав учебно-методического и материально-технического оснащения кабинета химии входят:

  • многофункциональный комплекс преподавателя;

  • натуральные объекты, модели, приборы и наборы для постановки демонстрационного и ученического эксперимента;

  • печатные и экранно-звуковые средства обучения;

  • средства новых информационных технологий;

  • реактивы;

  • перечни основной и дополнительной учебной литературы;

  • вспомогательное оборудование и инструкции;

  • библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники и учебно-методические комплекты (УМК), рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППКРС СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен химической энциклопедией, справочниками, книгами для чтения по химии.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Химия» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по химии, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).



9 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Для студентов

  1. Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  2. Габриелян О.С, Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. и др. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей социально- экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  5. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  6. Габриелян О.С, Лысова Г.Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  7. Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  8. Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  9. Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  10. Ерохин Ю.М, Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического про­филя. Электронный учебно-методический комплекс. — М., 2014.

  11. Сладков С. А, Остроумов И.Г., Габриелян О.С, Лукьянова Н.Н. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронное приложение (электронное учебное издание) для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Для преподавателей

  1. Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего об­разования».

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изме­нений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 "Об утвержде­нии федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».

  4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получе­ния среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

  5. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия: книга для преподавателя: учеб. -метод. пособие. — М., 2012.

  6. Габриелян О.С. и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля (электронное приложение).

Интернет- ресурсы

  1. Олимпиада «Покори Воробьевы горы» - Режим доступа: www.pvg.mk.ru.

  2. Образовательный сайт для школьников «Химия» - Режим доступа: www.hemi.wallst.ru

  3. Образовательный сайт для школьников – Режим доступа: www.alhimikov.net.

10 ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ


Номер изменения

Номера листов

Основание для внесения изменений

Подпись

Расшифровка

подписи

Дата

Дата

введения

изменения

замененных

новых

аннулированных





































































































Версия: 1.0

Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки. Дата и время распечатки: 31.08.2017, 15:59

Стр. 27 из 27



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!