МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»
ГО ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ
ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАНБАРАНОВСКОГО»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора Директор колледжа
по учебной работе
__________ О.В. Рыженко ________ И.Е. Доронина
«_____» __________ 2016 г. «_____» _________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК
по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
2016 г.
Программа учебной дисциплины ОДБ 01.Русский язык разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 17 июля 2015 г. № 325, и рекомендована приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ № 408 от 18.08.2015г.)
Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий колледж технологий и дизайна» Государственной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила ТуганБарановского»
Разработчик:
Прохорова В.Г., преподаватель ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», специалист квалификационной категории «специалист высшей категории», преподаватель-методист.
Рецензенты:
Моргун А.Г., преподаватель ГПОУ «Донецкий промышленно-экономический колледж», специалист высшей квалификационной категории.
2.Батурина Е.С., преподаватель ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», специалист высшей квалификационной категории.
Одобрена и рекомендована
с целью практического применения
цикловой комиссией
естественно-математических дисциплин
протокол № 1 от « 30» августа 2016 г.
Председатель ЦК__________ Бурдина Т.М.
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель ЦК _______________________
Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.01Русский язык предназначена для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена.
При освоении специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта изучается как базовая учебная дисциплина в объеме 140 часов.
Цели обучения
Курс русского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Обучение родному языку рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития студента. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника специалиста практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей студента, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми учебными дисциплинами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Данная рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей.
Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям студентов.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи студентов; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Программа курса состоит из шести разделов: «Язык и речь. Функциональные стили речи»; «Лексика и фразеология»; «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография»; «Морфемика, словообразование, орфография»; «Морфология и орфография»; «Синтаксис и пунктуация».
Русский язык принадлежит к числу тех учебных дисциплин, где вопрос об осуществлении межпредметных связей особенно важен, которые отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами.
Коммуникативно-речевой межпредметный материал русского языка проявляется в общности правописных навыков и речевых умений. Это общность орфографических, орфоэпических, семантических и стилистических умений, и работа над связной речью учащихся. Например:
в русском языке: план (простой и сложный), текст, стиль, описание, повествование, рассуждение, конспект, тезис;
в географии: описание географических объектов, составление характеристик отдельных компонентов природы и т.д.;
в химии: объяснение химических явлений, протекающих в природе, лаборатории, производстве и в повседневной жизни;
в математике: несложные доказательства с опорой на известные определения и теоремы и т.д.;
в биологии: характеристики органов, тканей и систем органов и т.д.;
в литературе: рассуждение о поступках героев и т.д.;
в изобразительном искусстве: устное описание содержания и художественных средств произведений живописи и т.д.
В каждом из разделов рабочей программы часть учебного материала – это повторение изученного в школе, а также новые сведения о языке и культуре речи.
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3. Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4. Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) ; 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Учебная дисциплина ОДБ.01 Русский язык рассчитана на 80 часов (практика). В начале учебного года студенты пишут проверочный диктант (вводный контроль знаний), в конце первого и второго семестров студенты сдают экзамен.
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальности СПО. Рабочая программа составлена на основе государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 17 июля 2015 г. № 325 и программы среднего общего образования «Русский язык : 10-11 кл. : программа для общеобразоват. организаций с обуч. на рус. яз. Базовый уровень / Сост. Симонова И.В., Мельникова Л.В., Бескоровайная Л.П., Созанская Е.Н. – 2-е изд., доп. и испр. – Донецк: Истоки, 2016. – 30 с.»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Русский язык» относится к циклу «Общеобразовательная подготовка».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
З.1. Связь языка и истории, культуры русского и других народов.
З.2. Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи.
З.3. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.
З.4.Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
З.5.Нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
У.1. Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
У.2. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
У.3. Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
У.4. Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.
У.5. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
У.6. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.
У.7. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.
У.8. Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
У.9. Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.
У.10. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ОК. 1. осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
ОК. 2. развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
ОК. 3. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
ОК. 4. совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
ОК. 5. самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка студента 120 часов, в том числе:
-обязательная аудиторная учебная нагрузка студента 80 часов;
-самостоятельная внеаудиторная работа студента 40 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 120 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 80 |
в том числе: | |
| не предусмотрено |
| не предусмотрено |
| 9 |
Самостоятельная внеаудиторная работа студента (всего) | 40 |
в том числе: | |
| 7 |
| 8 |
| 3 |
| 2 |
| 12 |
| 4 |
| 4 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
| I СЕМЕСТР | | |
Раздел 1. Введение. Лексика. Фразеология. Лексикография | 8 | |
Тема 1.1 Введение | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
| Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения народов России. Международное значение русского языка. |
Контрольные работы | 1 | 3 |
| Входной контроль |
Тема 1.2. Лексика. Фразеология. Лексикография | Содержание учебного материала | 5 | 2,3 |
| Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение (номинативное и эмоционально окрашенное). Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление. Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи. Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова). Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины).Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы. Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов. Лексикография. Виды лингвистических словарей. |
Раздел 2. Фонетика. Графика. Орфоэпия. Морфемика и словообразование | 6 | |
Тема 2.1. Фонетика. Графика. Орфоэпия | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
| Понятие о фонетике, графике, орфоэпии. Орфоэпия и орфоэпические нормы. Звуки и буквы. Звукобуквенный анализ. Чередование звуков. Фонетический разбор. |
Тема 2.2. Морфемика и словообразование. | Содержание учебного материала | 3 | 2,3 |
| Понятие морфемы. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Основа слова. Морфемный разбор. Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования. Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор. |
Контрольные работы | 1 | 3 |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием |
Раздел 3. Морфология и орфография | 34 | |
Тема 3.1. Принципы русской орфографии | Содержание учебного материала | 4 | 2,3 |
| Принципы русской орфографии. Понятие о морфологии и орфографии. Основные принципы русской орфографии. Правописание проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова. Употребление гласных после шипящих и Ц. Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание гласных И и Ы после приставок. Правописание Ъ и Ь. Употребление строчных и прописных букв. Правила переноса. |
Тема 3.2. Имя существительное | Содержание учебного материала | 2 | 2,3 |
| Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных. Несклоняемые имена существительные. Морфологический разбор. Правописание падежных окончаний. Правописание гласных в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. |
Тема 3.3. Имя прилагательное | Содержание учебного материала | 2 | 2,3 |
| Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор. Правописание окончаний. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных. |
Тема 3.4. Имя числительное | Содержание учебного материала | 2 | 2,3 |
| Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор. Склонение имён числительных. Правописание и употребление числительных. |
Тема 3.5 Местоимение | Содержание учебного материала | 2 | 2,3 |
| Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор. Правописание местоимений. |
Тема 3.6. Глагол и его формы | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
| Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность- непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор. Причастие и деепричастие как глагольные формы. Действительные и страдательные причастия. Образование причастий. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных |
Тема 3.7. Наречие, слова категории состояния. | Содержание учебного материала | 1 | 2,3 |
| Наречие как часть речи. Морфологический разбор. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Слова категории состояния. Морфологический разбор. |
Контрольные работы | 1 | 3 |
| Тестовые контрольные задания |
Тема 3.8. Служебные части речи | Содержание учебного материала | 2 | 2,3 |
| Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи. Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов. Союз. Основные группы союзов, их правописание. Частицы, их разряды. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи. |
Тема 3.9. Междометия и звукоподражательные слова | Содержание учебного материала | 2 | 2,3 |
| Междометия и звукоподражательные слова. |
Самостоятельная работа при изучении раздела 3. | 17 | 3 |
1. Составить глоссарий по темам 3.2. – 3.9 (2 по выбору) 2. Составить опорный конспект по темам 3.2. – 3.9 (1 по выбору) 3.Составить обобщающую таблицу по теме «Самостоятельные части речи» 4.Составить обобщающую таблицу по теме «Служебные части речи» 5.Составить кроссворд и ответы к нему по темам 3.2. – 3.9 (2 по выбору) 6.Составить презентации по темам 3.2. – 3.9 (2 по выбору) |
Всего за семестр | | 48 |
Второй семестр
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 4. Из истории русского языкознания. Стилистика | 14,5 | |
Тема 4.1. Из истории русского языкознания. | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
| Общие сведения о языке. Из истории русского языкознания. |
Тема 4.2. Стилистика | Содержание учебного материала | 9 | 1,2,3 |
| Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, изобразительно-выразительные средства. Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно- художественной речи. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров |
Контрольные работы | 2 | 3 |
| Контрольное сочинение |
Самостоятельные работы | 2,5 | 3 |
1. Составить обобщающую таблицу по теме «Функциональные стили речи» 2. Составить презентацию по теме «Функциональные стили речи» |
Раздел 5. Синтаксис и пунктуация | 54,5 | |
Тема 5.1. Словосочетание | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
| Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания. |
Самостоятельные работы | 1 | 3 |
| 1.Составить глоссарий по теме «Словосочетание» |
Тема 5.2. Предложение | Содержание учебного материала | 1 | 2,3 |
| Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные. |
Контрольные работы | 1 | 3 |
| Контрольный диктант |
Самостоятельные работы | 4 | 3 |
| 1.Составить реферат по теме «Сравнительная характеристика словосочетание и простое предложение» |
Тема 5.3. Простое предложение | Содержание учебного материала | 8 | 2,3 |
| Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения. |
Самостоятельные работы | 2,5 | 3 |
1.Составить глоссарий по теме «Простое предложение» 2.Составить презентацию по теме «Классификация простых предложений» |
Тема 5.4. Простое осложненное предложение | Содержание учебного материала | 10 | 2,3 |
| Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах. Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания' при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова. |
Контрольные работы | 2 | 3 |
| Контрольное изложение |
Самостоятельные работы | 1 | 3 |
Составить глоссарий по теме «Предложение с обособленными членами предложения». |
Тема 5.5. Сложное предложение | Содержание учебного материала | 5 | 2,3 |
| Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Сложные предложения с разными видами связи. Синонимия разных типов сложного предложения. |
Контрольные работы | 1 | 3 |
| Тестовые контрольные задания |
Самостоятельные работы | 1 | 3 |
1.Составить глоссарий по теме «Сложное предложение |
Тема 5.6. Предложения с чужой речью | Содержание учебного материала | 2 | 2,3 |
| Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах. Употребление знаков препинания. Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. |
Самостоятельные работы | 7 | 3 |
1.Составить опорный конспект по темам «Словосочетание», «Простое предложение», «Сложное предложение», «Предложение с обособленными членами предложения», «Прямая речь» (2 темы по выбору). 2.Составить презентацию по темам «Словосочетание», «Простое предложение», «Сложное предложение», «Предложение с обособленными членами предложения», «Прямая речь» ( 2 темы по выбору) |
Тема 5.7. Культура речи | Содержание учебного материала | 2 | 2,3 |
| Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи. Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство. Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт. |
Самостоятельные работы | 4 | 3 |
1.Составить эссе на тему «Почему нужно правильно говорить?» |
Всего за семестр | | 69 | |
Всего за год | | 120 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечение
Учебная дисциплина изучается в кабинете русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий ««Русский язык 10-11»»;
- наглядные и электронные пособия;
- методические разработки уроков и мероприятий.
Технические средства обучения:
1.Персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением.
2. Лазерный принтер.
3. Устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ.сред. проф. учебн. заведений / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева.- 8-е изд., испр. - М. : Издательский центр "Академия", 2009. - 320с.
Власенков А.И. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы: учебн. для образоват. организаций: базовый уровень/ А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 287.
Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2007.
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.
Греков В.Ф.Русский язык.Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. –М.: Просвещение, 2000.
Дейкина А.Д.Русский язык. Учебник для 10-11 классов. -М.:Вербум-М, 2009.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.
Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.
Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002.
Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.
Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
Интернет - ресурсы: Грамота.ру [Офиц. сайт] http://www.gramota.ru (Дата обращения 25.08.2016)
Учительский портал [Офиц. сайт]http://www.uchportal.ru/(Дата обращения 25.08.2016)
Педсовет. ORG 16-й Всероссийский интернет-педсовет [Офиц. сайт] http://pedsovet.org/(Дата обращения 25.08.2016)
Википедия Свободная энциклопедия [Офиц. сайт] http://ru.wikipedia.org(Дата обращения 25.08.2016)
Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов [Офиц. сайт] http://globalteka.ru(Дата обращения 25.08.2016)
Словари и энциклопедии на Академике [Офиц. сайт] http://dic.academic.ru(Дата обращения 25.08.2016)
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
Умения: | |
У.1. Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. | Оценивание отчета о внеаудиторной самостоятельной работе |
У.2. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | Оценивание решения тестовых задач |
У.3. Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка. | Оценивание письменных работ, решения тестовых задач |
У.4. Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи. | Оценивание защиты рефератов |
У.5. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях. | Оценивание отчета о внеаудиторной самостоятельной работе |
У.6. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения. | Оценивание устного и письменного монологического и диалогического высказывания |
У.7. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка. | Оценивание знаний и умений применять нормы современного русского литературного языка. |
У.8. Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | Оценивание письменной работы |
У.9. Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем. | Оценивание внеаудиторной самостоятельной работы |
У.10. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | Оценивание контрольного тестирования |
Знания: | |
З.1. Связь языка и истории, культуры русского и других народов. | Оценивание внеаудиторной самостоятельной работы |
З.2. Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи. | Оценивание внеаудиторной самостоятельной работы |
З.3. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь. | Оценивание письменных работ, решения тестовых задач |
З.4. Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | Оценивание письменных работ, решения тестовых задач |
З.5.Нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. | Оценивание знаний норм речевого поведения |