2015 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Приказа Минобрнауки России от 12.05.2014 N 495 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по ППССЗ( программе подготовки специалистов среднего звена) 21.02.14 Маркшейдерское дело,
Гнатюк М.В. преподаватель ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Протокол №___, от «____»_____________ 2015 г.
.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Приказа Минобрнауки России от 12.05.2014 N 495 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по ППССЗ( программе подготовки специалистов среднего звена) 21.02.14 Маркшейдерское дело,
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
Наименование разделов и тем | № урока | Тема урока, содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия | Объем часов | Тип и форма урока | Вид контроля | Домашнее задание | Уровень освоения |
Раздел 1. Правовое регулирование производственных (экономических) отношений |
Тема.1.1 Правовое регулирование производственных (экономических) отношений | 1-2 | Понятие и виды экономических отношений. Предпринимательская деятельность и наемный труд. Признаки предпринимательской деятельности: самостоятельность, направленность на систематическое получение прибыли, рисковый характер. Значение государственной регистрации. Экономические отношения как предмет правового регулирования. Значение предпринимательской деятельности. Частноправовое регулирование предпринимательской деятельности (ПД), публично-правовое регулирование ПД. Лицензирование, антимонопольное регулирование, стандартизация, сертификация. | 1 | Изучение нового материала | Тематический, устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | Знать основные понятия темы, заполните таблицу: «Признаки предпринимательской деятельности», заполните таблицу: «Принципы предпринимательского права» | 1 |
Раздел 2. Правовое регулирование предпринимательской деятельности |
Тема 2.1 Субъекты предпринимательской деятельности и основы их имущественного правового статуса | 1-2 | Субъекты предпринимательской деятельности и основы их имущественного правового статуса Субъекты предпринимательской деятельности. Право собственности. Формы собственности. Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления | 1 | Изучение нового материала | Тематический, устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | Знать основные понятия темы, заполните таблицу: «Признаки субъектов предпринимательской деятельности», «Правовой статус предпринимателя» | 2 |
Тема 2.2 Граждане (физические лица) как субъекты предпринимательской деятельности | 3-4 | Правовой статус индивидуального предпринимателя. Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя. Утрата статуса индивидуального предпринимателя. Последствия незаконного предпринимательства. | 1 | Комбинированный урок | Тематический, устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | Знать основные понятия темы, в соответствии с ГК РФ ответьте на следующие вопросы… | 2 |
Тема 2.3 .Юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности | 3-4 | Юридические лица как субъекты предпринимательской Деятельности Общественные потребности, обусловившие появление юридического лица. Понятие и признаки юридического лица. Правоспособность юридического лица и его органы. Виды юридического лица. Функции юридического лица | 1 | Комбинированный урок | Тематический, устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | Знать основные понятия темы, решить задачи | 2 |
Тема 2.4 Создание, реорганизация и ликвидация юридического лица | 5-6 | Создание, реорганизация и ликвидация юридического лица Государственная регистрация и государственный реестр юридического лица. Порядок и способы создания юридического лица. Понятие и формы реорганизации юридического лица. Правопреемство при реорганизации. Понятие и основание ликвидации юридического лица. Порядок ликвидации | 1 | Комбинированный урок | Тематический устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | Знать основные понятия темы, заполните таблицу: «Реорганизация юридического лица», заполните таблицу: «Ликвидация юридического лица», подготовьте сообщения по данной тематике | 2 |
Тема 2.5 Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности | 5-6 | Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской Деятельности Понятие несостоятельности (банкротства). Признаки банкротства. Порядок рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде. Процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. | 1 | Изучение нового материала | Тематический устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | Знать основные понятия темы, заполните таблицу: «Признаки банкротства», заполните таблицу- характеристику: «Участники банкротства», заполните таблицу- характеристику: «Процедура банкротства» | 2 |
Практическая работа № 1 | 7-8 9-10 | Определение правомочий собственника. Составление искового заявление в арбитражный суд. | 4 | | Защита практической работы | | 3 |
Раздел 3. Правовое регулирование договорных отношений | |
Тема 3.1 Гражданско-правовой договор. Общие положения | 11-12 | Гражданско-правовой договор. Общие положения Понятие гражданско-правового договора. Содержание договора. Форма договора: понятие и виды. Устная форма и конклюдентные действия. Простая и письменная форма. Нотариальная форма. Государственная регистрация сделок (договоров). Виды договоров (сделок). Заключение договора. Акцепт и оферта. Изменение и рассмотрение договора. | 1 | Закрепление знаний | Тематический устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | Знать основные понятия темы, решить задачи, подготовьте сообщения на любую выбранную тему | 2 |
Тема 3.2 Исполнение договорных обязательств | 11-12 | Понятие и принципы исполнения договорных обязательств. Встречное исполнение обязательств. Способы обеспечения исполнения обязательств: неустойка, залог, поручительства, банковская гарантия, задаток, удержание имущества должника. Санкция за нарушение договора. Меры защиты, меры ответственности. Виды договорной ответственности. | 1 | Закрепление знаний | Тематический устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | Знать основные понятия темы, заполнить таблицу: «Обеспечение исполнения обязательств» | 2 |
Тема 3.3 Отдельные виды гражданско-правовых договоров Самостоятельная работа (аудиторная) | 13-14 | Классификация договоров по их предмету. Договор купли-продажи. Договор поставки. Договор розничной купли-продажи. Договор аренды. Договор подряда. Договор банковского счета. | 2 | Изучение новых знаний | Тематический устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | Знать основные понятия темы. | |
Практическая работа № 2 | 15-16 17-18 | Гражданско- правовая ответственность за неисполнение договора | 4 | | Защита практических работ | | 3 |
Раздел 4. Экономические споры |
Тема 4.1 Защита гражданских прав и экономические споры. Общие положения | 19-20 | Защита гражданских прав и экономические споры. Общие положения Понятие защиты гражданских прав. Способы защиты гражданских прав. Порядок защиты гражданских прав. Право на защиту. Понятие и виды экономических споров. Юрисдикционные органы. Судебная система Российской Федерации Подведомственность и подсудность споров. Досудебный порядок урегулирования споров. | 1 | Закрепление знаний | Тематический устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | Знать основные понятия темы, составьте сравнительный анализ недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности по следующим основаниям | 2 |
Тема 4.2 Порядок рассмотрения экономических споров арбитражным судом. Исковая давность | 19-20 | Лица, участвующие в деле. Судебное представительство. Иск. Подготовка дела к слушанию и начало судебного разбирательства. Исследование доказательств и судебные прения. Судебное решение. Законная сила судебного решения. Исковая давность. | 1 | Закрепление знаний | Тематический устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | Знать основные понятия темы, решить задачу | 2 |
Практическая работа № 3 | 21-22 23-24 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | 4 | | Защита практических работ | | 3 |
Раздел 5. Трудовое право |
Тема 5.1 Общие положения Трудового кодекса Российской Федерации | 25-26 | Трудовое право как отрасль российского права. Предмет, метод трудового права. Источники трудового права. Конституционные положения, регулирующие отношения в сфере труда. Возрастные вступления в трудовые отношения. Цели, задачи и принципы создания Трудового кодекса Российской Федерации. Характеристика Трудового кодекса Российской Федерации | 1 | Изучение нового материала | Тематический устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | Знать основные понятия темы, решить задачи | 2 |
Тема 5.2 Трудовой договор. Общие положения | 25-26 | Понятие трудового договора. Содержание трудового договора. Существенные условия трудового договора. Порядок приема на работу. Документы, необходимые при приеме на работу. Понятие и значение трудовой книжки. Виды трудового договора. Испытательный срок. Лица, в отношении которых запрещено устанавливать испытательный срок. Понятие трудового договора. Содержание трудового договора. Существенные условия трудового договора. Порядок приема на работу. Документы, необходимые при приеме на работу. Понятие и значение трудовой книжки. Виды трудового договора. Испытательный срок. Лица, в отношении которых запрещено устанавливать испытательный срок. Изменение трудового договора: перевод, перемещение, перевод в связи с производственной необходимостью, изменение существенных условий трудового договора. Изменение трудового договора: перевод, перемещение, перевод в связи с производственной необходимостью, изменение существенных условий трудового договора. | 1 | Изучение нового материала | Тематический устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | Знать основные понятия темы, решить задачи , составить приказ о прекращении трудового договора по инициативе работодателя | 2 |
Практическая работа № 4 | 27-28 29-30 | Оформление документов при приеме на работу. Составление трудового договора | 4 | | Защита практической работы | | 3 |
Тема 5.3 Рабочее время, время отдыха, заработная плата (ЗП) | 31-32 | Понятие и виды рабочего времени. Нормы продолжительность рабочего времени. Сокращенная продолжительность рабочего времени. Неполное рабочее время. Ненормированный рабочий режим. Работа по совместительству. Сверхурочные работы. Понятие и виды времени отдыха. Продолжительность отпуска. Отпуск без сохранения зарплаты. Дополнительно оплачиваемый отпуск. Понятие и значение зарплаты. Системы оплату труда и стимулирующие выплаты. | 1 | Комбинированный урок | Тематический устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | Знать основные понятия темы, оформить предоставление ежегодного отпуска по образцу, заполнить грамотно записку- расчет о предоставлении отпуска работнику | 2 |
Тема 5.4 Трудовая дисциплина и ответственность сторон трудовой дисциплины | 31-32 | Дисциплина труда и трудовой порядок организации, правила внутреннего трудового распорядка, дисциплинарные взыскания, порядок применения дисциплинарных взысканий, снятие дисциплинарного взыскания,условия наступления дисциплинарной ответственности | 1 | Комбинированный урок | Тематический устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | Знать основные понятия темы, оформить приказ о наложении дисциплинарного взыскания с работника, оформить докладную записку о наложении дисциплинарного взыскания | 2 |
Раздел 6. Право социальной защиты граждан |
Тема 6.1 Право социальной защиты граждан | 33-34 | Социальное обеспечение в Российской Федерации. Понятие социальной помощи. Виды социальной помощи. Понятие пенсии. Виды пенсий | 1 | Комбинированный урок | Тематический устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | Знать основные понятия темы, составить исковое заявление об установлении факта трудовых отношений | 2 |
Раздел 7. Административные правонарушения |
Тема 7.1 Административные правонарушения | 33-34 | Понятие административного права. Понятие административной ответственности. Признаки административной ответственности. Административные правонарушения. Субъекты и объекты административного правонарушения. Понятие и виды административных наказаний. | 1 | Комбинированный урок | Тематический устный и письменный контроль, работа в рабочих тетрадях | Знать основные понятия темы, составить таблицы: «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» | 2 |
Контрольно- зачетный урок | 35-36 | . | 2 | | Итоговый контроль | | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 18 | Примерная тематика рефератов: Правовое регулирование производственных (экономических) отношений Субъекты предпринимательской деятельности и основы их имущественного правового статуса Граждане (физические лица) как субъекты предпринимательской Деятельности Юридические лица как субъекты предпринимательской Деятельности Создание, реорганизация и ликвидация юридического лица Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской Деятельности Гражданско-правовой договор. Общие положения Защита гражданских прав и экономические споры. Общие Положения Порядок рассмотрения экономических споров арбитражным судом. Исковая давность. Общие положения Трудового кодекса Российской Федерации Трудовой договор. Общие положения. Рабочее время, время отдыха, заработная плата (ЗП). Трудовая дисциплина и ответственность сторон трудовой Дисциплины. Право социальной защиты граждан Административные правонарушения | | | | | |
Обязательная учебная нагрузка | 36 | | | | | | |
Практических работ | 16 | | | | | | |
Итого: | 36 | | | | | | |
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».
- комплект учебных пособий «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»;
- комплект нормативно-правовых актов, в том числе кодексов: Гражданский кодекс РФ, Арбитражно-процессуальный кодекс РФ, Гражданско-процессуальный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Трудовой кодекс РФ;
- образцы жалоб, заявлений, договоров, претензий, актов, учредительных документов;
- рабочая тетрадь.
- компьютер с лицензионным программным обеспечением, наличием информационно-поисковой справочной системы, мультимедиапроектор или электронная доска;
- слайд-лекции.
результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
Использование на практике нормативно-правовых документов | Оценка выполнения результатов практической работы; текущий контроль выполнения домашней работы в форме тестирования; оценка выполнения контрольной работы по разделам |
Защита прав граждан и организаций в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным, арбитражно-процессуальным, трудовым законодательством | Оценка выполнения результатов практической работы; текущий контроль выполнения домашней работы в форме фронтального опроса; оценка выполнения контрольной работы по разделу |
Анализ и оценка результатов и последствий деятельности с правовой точки зрения | Оценка выполнения результатов практической работы |
Знания: | |
Основные положения Конституции Российской Федерации в области реализации прав и свобод человека и гражданина | Текущий контроль выполнения домашней работы в форме фронтального опроса |
Понятие основ правового регулирования в сфере профессиональной деятельности | Оценка выполнения результатов практической работы; текущий контроль выполнения домашней работы в форме фронтального опроса; оценка выполнения контрольной работы по разделу |
Нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности | Оценка выполнения результатов практической работы; текущий контроль выполнения домашней работы в форме тестирования; оценка выполнения контрольной работы по разделам |
Организационно-правовые формы юридических лиц | Оценка выполнения результатов практической работы; текущий контроль выполнения домашней работы в форме тестирования |
Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности | Оценка выполнения результатов практической работы; текущий контроль выполнения домашней работы в форме устного опроса |
Права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности | Оценка выполнения результатов практической работы; текущий контроль выполнения домашней работы в форме тестирования; оценка выполнения контрольной работы по разделу |
Порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения | Оценка выполнения результатов практической работы; текущий контроль выполнения домашней работы в форме тестирования |
Правила оплаты труда | Оценка выполнения результатов практической работы; текущий контроль выполнения домашней работы в форме устного опроса |
Роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения | Оценка выполнения результатов практической работы; текущий контроль выполнения домашней работы в форме тестирования |
Право социальной защиты граждан | Оценка выполнения результатов практической работы; защита эссе |
Виды административных правонарушений и понятие административной ответственности | Оценка выполнения результатов практической работы; текущий контроль выполнения домашней работы в форме устного опроса; оценка выполнения контрольной работы по разделу |
Способы защиты нарушенных прав, в том числе судебный порядок разрешения споров | Оценка выполнения результатов практической работы; текущий контроль выполнения домашней работы в форме устного опроса; оценка выполнения контрольной работы по разделу |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения профессионального модуля.