Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Нижегородский автомеханический техникум»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 ТЕОРИЯ АЛГОРИТМОВ
Специальность 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»
Нижний Новгород
2016 г.
ОДОБРЕНА ПЦК математических и естественнонаучных дисциплин Протокол №______от «___»________2016г. Председатель ПЦК __________Т.И. Кабалина | Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах». Заместитель директора по УР _____________Е.В. Путюнина |
Разработчик: _________________ У.А.Никифорова, преподаватель ГБПОУ «НАМТ» Рецензент: _________________ Г.Н. Атмайкина, преподаватель ГБПОУ «НАМТ» |
Содержание
1 Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
2 Структура и содержание учебной дисциплины | 5 |
3 Условия реализации программы учебной дисциплины | 9 |
4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 11 |
1 Паспорт программы учебной дисциплины
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 «Теория алгоритмов» является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах».
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
разрабатывать алгоритмы для конкретных задач;
определять сложность работы алгоритмов;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные модели алгоритмов;
методы построения алгоритмов;
методы вычисления сложности работы алгоритмов.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 64 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 32 часа.
2 Структура и содержание учебной дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 96 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 64 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 14 |
практические занятия | 6 |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 32 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Теория алгоритмов»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 | Основные модели алгоритмов | 84 | |
Тема 1.1 Общие сведения об алгоритмах | Содержание учебного материала | 6 |
Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Формы представления алгоритмов: словесная, формульно-словесная, графическая. | 4 | 1-2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений (презентаций) на темы: Эволюция языков программирования Классификация и характеристики современных языков программирования | 2 | |
Тема 1.2 Основные алгоритмические структуры | Содержание учебного материала | |
Линейные алгоритмы. Запись линейного алгоритма. Свойства и характеристики. Решение алгоритмов линейной структуры. Разветвляющиеся алгоритмы. Команда ветвления. Команда выбора. Решение разветвляющихся алгоритмов. Циклические алгоритмы. Циклы с предусловием. Циклы с постусловием. Параметрические циклы. Решение циклических алгоритмов с предусловием и постусловием. Решение алгоритмов с параметрическим циклом. Сложные циклы. | 32 | 2-3 |
Практические занятия №1. Решение линейных и разветвляющихся алгоритмов. №2. Решение циклических алгоритмов с предусловием и постусловием. №3. Решение алгоритмов с параметрическим циклом. | 6 | |
Лабораторные работы №1. «Разработка и построение блок-схем алгоритмов разветвляющейся структуры». №2. «Разработка и построение блок-схем алгоритмов с использованием циклов с предусловием». №2. «Разработка и построение блок-схем алгоритмов с использованием циклов с постусловием». №4. «Разработка и построение блок-схем алгоритмов с использованием цикла с параметром». №5. «Разработка и построение блок-схем алгоритмов с использованием одномерных массивов». №6. «Разработка и построение блок-схем алгоритмов с использованием двумерных массивов». №7. «Разработка и построение блок-схем алгоритмов с использованием двумерных массивов». | 14 | |
Самостоятельная работа обучающихся Заполнить хронологическую таблицу фундаментальных достижений в области Теории алгоритмов Подготовка рефератов на тему: Применение алгоритмов в повседневной жизни. Модели вычислений. Тезис Чѐрча-Тьюринга и алгоритмически неразрешимые проблемы. Современное состояние теории алгоритмов. Классы сложности. Решение задач: Решение вариативных задач с линейным типом алгоритма. Решение вариативных задач с использованием ветвления. Решение вариативных задач циклической структуры. Маршрутный алгоритм. Геометрическая задача о лабиринте. Алгоритмы составления расписаний. Задача упаковки. | 26 | |
Раздел 2 | Алгоритмы и структуры данных | 12 | |
Тема 2.1 Методы построения алгоритмов | Содержание учебного материала | 8 |
Примеры известных алгоритмов. Методы сортировки: выбором, вставкой, слиянием, обменом. Сортировка Шелла, быстрая сортировка (Хоара). Турнирная сортировка. Пирамидальная сортировка. Методы поиска: последовательный, бинарный, фиббоначчиев, интерполяционный, по бинарному дереву, по бору, поиск хешированием. Итеративные и рекурсивные алгоритмы. Теория графов. Алгоритмы на графах. Эвристические алгоритмы: волновой, двулучевой, четырехлучевой, маршрутный. Моделирование с использованием генераторов случайных чисел. Машина Тьюринга. Устройство машины Тьюринга. Машина Поста. Устройство машины Поста. | | 1-2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов на тему: Составление кроссвордов на тему: Построение дерева решений Метод динамического программирования Алгоритм Флойда Алгоритм Йена Алгоритм Беллмана-Форда Выполнение тестирования | 4 | |
Всего: | 96 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3 Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал).
ноутбук (ПК), мультимедийный проектор, экран (телевизор)
операционная система Windows XP;
программа-эмулятор машины Поста;
программа-эмулятор машины Тьюринга.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Андреева Е. В., Босова Л. Л., Фалина И. Н. Математические основы информатики.: Учебное пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 328 с.
Теория алгоритмов: учебник / Д.Ш. Матрос, Г.Б. Поднебесова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 202 с. : ил. – (Педагогическое образование).
Тихомирова А.Н. Теория алгоритмов: Учебное пособие. М.: МИФИ, 2010. – 176 с.
Тихомирова А.Н. Практикум по теории алгоритмов: Учебное пособие. М.: МИФИ, 2011. – 176 с.
Голицына О.Л. Основы алгоритмизации и программирования. Издательство: М: ФОРУМ 2011.
Дополнительные источники:
Левитин А.В. Алгоритмы. Введение в разработку и анализ. М.: Издателький дом «Вильямс"», 2009.
Верещагин Н.К., Шень А. Лекции по математической логике и теории алгоритмов. Ч. 3. Вычислимые функции. – 3-е изд., стереотип. М.: МЦНМО, 2010. – 192 с.
Крупский В.Н., Плиско В.Е. Теория алгоритмов: учебное пособие для студентов вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.
Максимова Л.Л. Задачи по теории множеств, математической логике и теории алгоритмов. М.: Наука, 2012.
Интернет–ресурсы:
http://www.lessons-tva.info
http://www.programmer-lib.ru
http://www.kufas.ru
http://kodny.narod.ru
http://kpolyakov.spb.ru
4 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
разрабатывать алгоритмы для конкретных задач; определять сложность работы алгоритмов. | Индивидуальный: контроль выполнения практических работ, контроль выполнения индивидуальных заданий. |
Знания: | |
основные модели алгоритмов; методы построения алгоритмов; методы вычисления сложности работы алгоритмов. | Комбинированный: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, тестировании, контроль выполнения индивидуальных заданий, тестирование. |
5