СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине "Теория алгоритмов" для специальности 09.02.03 "Программирование в компьютерных системах"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по дисциплине "Теория алгоритмов" для специальности 09.02.03 "Программирование в компьютерных системах"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине "Теория алгоритмов" для специальности 09.02.03 "Программирование в компьютерных системах"»

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Нижегородский автомеханический техникум»











рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.08 ТЕОРИЯ АЛГОРИТМОВ


Специальность 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»



























Нижний Новгород

2016 г.


ОДОБРЕНА

ПЦК математических и

естественнонаучных дисциплин

Протокол №______от «___»________2016г.






Председатель ПЦК

__________Т.И. Кабалина


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах».


Заместитель директора по УР

_____________Е.В. Путюнина








Разработчик: _________________ У.А.Никифорова, преподаватель ГБПОУ «НАМТ»




Рецензент: _________________ Г.Н. Атмайкина, преподаватель ГБПОУ «НАМТ»

















Содержание



1 Паспорт рабочей программы учебной дисциплины


4

2 Структура и содержание учебной дисциплины

5

3 Условия реализации программы учебной дисциплины

9

4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

11



1 Паспорт программы учебной дисциплины


1.1 Область применения программы


Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 «Теория алгоритмов» является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах».


1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:


общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла.


1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • разрабатывать алгоритмы для конкретных задач;

  • определять сложность работы алгоритмов;


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные модели алгоритмов;

  • методы построения алгоритмов;

  • методы вычисления сложности работы алгоритмов.


1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:


максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 64 часа;

  • самостоятельной работы обучающегося - 32 часа.

2 Структура и содержание учебной дисциплины


2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:


лабораторные занятия

14

практические занятия

6

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Теория алгоритмов»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Основные модели алгоритмов

84


Тема 1.1 Общие сведения об алгоритмах

Содержание учебного материала

6

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов.

Формы представления алгоритмов: словесная, формульно-словесная, графическая.

4

1-2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений (презентаций) на темы:

  • Эволюция языков программирования

  • Классификация и характеристики современных языков программирования

2


Тема 1.2 Основные алгоритмические структуры

Содержание учебного материала


Линейные алгоритмы. Запись линейного алгоритма. Свойства и характеристики.

Решение алгоритмов линейной структуры.

Разветвляющиеся алгоритмы. Команда ветвления. Команда выбора.

Решение разветвляющихся алгоритмов.

Циклические алгоритмы. Циклы с предусловием.

Циклы с постусловием. Параметрические циклы.

Решение циклических алгоритмов с предусловием и постусловием.

Решение алгоритмов с параметрическим циклом.

Сложные циклы.

32

2-3

Практические занятия

№1. Решение линейных и разветвляющихся алгоритмов.

№2. Решение циклических алгоритмов с предусловием и постусловием.

№3. Решение алгоритмов с параметрическим циклом.

6


Лабораторные работы

№1. «Разработка и построение блок-схем алгоритмов разветвляющейся структуры».

№2. «Разработка и построение блок-схем алгоритмов с использованием циклов с предусловием».

№2. «Разработка и построение блок-схем алгоритмов с использованием циклов с постусловием».

№4. «Разработка и построение блок-схем алгоритмов с использованием цикла с параметром».

№5. «Разработка и построение блок-схем алгоритмов с использованием одномерных массивов».

№6. «Разработка и построение блок-схем алгоритмов с использованием двумерных массивов».

№7. «Разработка и построение блок-схем алгоритмов с использованием двумерных массивов».

14


Самостоятельная работа обучающихся

Заполнить хронологическую таблицу фундаментальных достижений в области Теории алгоритмов

Подготовка рефератов на тему:

  • Применение алгоритмов в повседневной жизни.

  • Модели вычислений.

  • Тезис Чѐрча-Тьюринга и алгоритмически неразрешимые проблемы.

  • Современное состояние теории алгоритмов.

  • Классы сложности.

  • Волновой алгоритм. Двулучевой алгоритм. Четырехлучевой алгоритм.

Решение задач:

  • Решение вариативных задач с линейным типом алгоритма.

  • Решение вариативных задач с использованием ветвления.

  • Решение вариативных задач циклической структуры.

  • Маршрутный алгоритм.

  • Геометрическая задача о лабиринте.

  • Алгоритмы составления расписаний.

  • Задача упаковки.

26


Раздел 2

Алгоритмы и структуры данных

12


Тема 2.1 Методы построения алгоритмов

Содержание учебного материала

8

Примеры известных алгоритмов.

Методы сортировки: выбором, вставкой, слиянием, обменом. Сортировка Шелла, быстрая сортировка (Хоара). Турнирная сортировка. Пирамидальная сортировка.

Методы поиска: последовательный, бинарный, фиббоначчиев, интерполяционный, по бинарному дереву, по бору, поиск хешированием.

Итеративные и рекурсивные алгоритмы.

Теория графов. Алгоритмы на графах.

Эвристические алгоритмы: волновой, двулучевой, четырехлучевой, маршрутный.

Моделирование с использованием генераторов случайных чисел.

Машина Тьюринга. Устройство машины Тьюринга. Машина Поста. Устройство машины Поста.


1-2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов на тему:

  • Алгоритмы поиска словесной информации

  • Метод Крускала

  • Метод Прима

  • Метод Дейкстры

  • Метод ветвей и границ

Составление кроссвордов на тему:

  • Построение дерева решений

  • Метод динамического программирования

  • Алгоритм Флойда

  • Алгоритм Йена

  • Алгоритм Беллмана-Форда

Выполнение тестирования

4


Всего:

96



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3 Условия реализации программы учебной дисциплины


3.1 Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению


Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал).

    • Технические средства обучения:

  • ноутбук (ПК), мультимедийный проектор, экран (телевизор)

    • Программные средства:

  • операционная система Windows XP;

  • программа-эмулятор машины Поста;

  • программа-эмулятор машины Тьюринга.


3.2 Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:


  1. Андреева Е. В., Босова Л. Л., Фалина И. Н. Математические основы информатики.: Учебное пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 328 с.

  2. Теория алгоритмов: учебник / Д.Ш. Матрос, Г.Б. Поднебесова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 202 с. : ил. – (Педагогическое образование).

  3. Тихомирова А.Н. Теория алгоритмов: Учебное пособие. М.: МИФИ, 2010. – 176 с.

  4. Тихомирова А.Н. Практикум по теории алгоритмов: Учебное пособие. М.: МИФИ, 2011. – 176 с.

  5. Голицына О.Л. Основы алгоритмизации и программирования. Издательство: М: ФОРУМ 2011.


Дополнительные источники:


  1. Левитин А.В. Алгоритмы. Введение в разработку и анализ. М.: Издателький дом «Вильямс"», 2009.

  2. Верещагин Н.К., Шень А. Лекции по математической логике и теории алгоритмов. Ч. 3. Вычислимые функции. – 3-е изд., стереотип. М.: МЦНМО, 2010. – 192 с.

  3. Крупский В.Н., Плиско В.Е. Теория алгоритмов: учебное пособие для студентов вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.

  4. Максимова Л.Л. Задачи по теории множеств, математической логике и теории алгоритмов. М.: Наука, 2012.


Интернет–ресурсы:


  1. http://www.lessons-tva.info

  2. http://www.programmer-lib.ru

  3. http://www.kufas.ru

  4. http://kodny.narod.ru

  5. http://kpolyakov.spb.ru



4 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


  • разрабатывать алгоритмы для конкретных задач;

  • определять сложность работы алгоритмов.

Индивидуальный: контроль выполнения практических работ, контроль выполнения индивидуальных заданий.

Знания:


  • основные модели алгоритмов;

  • методы построения алгоритмов;

  • методы вычисления сложности работы алгоритмов.

Комбинированный: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, тестировании, контроль выполнения индивидуальных заданий, тестирование.



5