МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Основное образовательное учреждение с. Жадовка»
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по ВР
__________ Очкина И.А.
«__»__________ 20 г
|
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ СОШ
________ Барменкова Л.Л.
«__»____________20 г |
Рабочая программа по дополнительному образованию
«Юный патриот»
(Физическое развитие)
4-9 классы
Руководитель кружка учитель физической культуры Луцкий Александр Иванович
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.
В связи с этим на базе школы создается военно-патриотический кружок «Юный патриот», в котором учащиеся приобретут нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.
Участниками военно-патриотического кружка «Юный патриот» являются дети и подростки 10-16 лет, объединенные в учебные группы по направлениям деятельности.
Кружковцы имеют среднюю физическую подготовленность. Многие из них посещают разные спортивные секции. В основном участники кружка раньше не имели опыта в туристической деятельности. Поэтому учащиеся 4-9-х классов проявили огромный интерес в посещении этого кружка.
В своей деятельности члены военно-патриотического кружка «Юный патриот» руководствуются нормативно-правовыми документами:
1. Конституцией и законами Российской Федерации;
2. Законом «Об образовании»;
3. Конвенцией ООН «О правах ребенка»;
4. Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Конечный результат деятельности военно-патриотического объединения – сформированный опыт служения Отечеству, основанный на чувстве Родины, проявлениях деятельной любви к ней и готовности в случае необходимости беззаветно ее созидать и защищать.
Помимо общих целей и задач программа преследует следующие конкретные цели и задачи:
- изучить основы ведения боевых действий и обязанности солдата в бою, уметь выполнять действия солдата в различных видах боя;
- изучить боевые свойства и материальную часть стрелкового оружия, правила его сбережения и хранения, меры безопасности при обращении с оружием и проведении стрельб;
- получить знания о действиях при выполнении приемов и правил стрельбы из автомата и метании ручных гранат и практически выполнить стрельбу из автомата боевыми патронами;
- уметь ориентироваться на местности различными способами и определять расстояния;
- твердо знать порядок и правила оказания первой медицинской помощи, уметь правильно оказать первую помощь себе и товарищу;
- знать обязанности солдата перед построением и в строю, уметь четко и правильно выполнять строевые приемы и действия, как без оружия, так и с оружием;
- освоить и совершенствовать дисциплины общей и специальной физической подготовки.
-воспитывать у молодых людей патриотизм, гражданское сознание, верность Отечеству, готовность к выполнению конституционных обязанностей, чувство любви к Родине;
- воспитывать уважительное отношение к героической истории нашего государства, его вооруженным силам;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни и активном отдыхе;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающей действительности;
-воспитывать дисциплинированность, силу воли, умение концентрироваться на выполнение поставленной цели.
Структура программы
Программа ориентирована на 4 – 9 классы включительно.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование разделов |
количество
часов |
1 | Физическая подготовка | 15 |
2 | Строевая подготовка | 14 |
3 | Военно-медицинская подготовка | 5 |
4 | Итого: | 34 |
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1. Гимнастика.
Разучивание и тренировка в выполнении 1-го комплекса вольных упражнений, положений наскока и соскока со снаряда и действий у снарядов, упражнений на гимнастической скамейке, стенке, тренажерах, с тяжестями. Разучивание и тренировка в выполнении упражнений: на перекладине – подтягивание; на брусьях – сгибание и разгибание рук в упоре; в прыжках – прыжок ноги врозь через козла в длину; тренировка в выполнении упражнений с тяжестями и в лазанье по канату (шесту). Совершенствование ранее изученных упражнений на перекладине, брусьях, с тяжестями и в лазание.
Тема 2. Преодоление препятствий.
Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий по элементам. Изучение техники метания гранат с места и в движении. Тренировка в метании гранат на точность и дальность.
Разучивание приемов и действий при выполнении общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий. Изучение техники метания гранат стоя с места, в движении, с колена и лежа. Тренировка в метании гранат на точность и дальность.
Тренировки в выполнении общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий и метании гранаты Ф-1 на дальность.
Тема 3. Ускоренное передвижение.
Начальное обучение технике бега. Техника бега на короткие дистанции, старт, финиш. Техника бега на средние и длинные дистанции.
Техника бега по пересеченной местности.
Тренировка в беге на короткие (100 м) и средние (1 км) дистанции.
Тема 4. Комплексные занятия.
Общая физическая подготовка: выполнение силовых упражнений на гимнастических снарядах – подтягивание, подъем переворотом, поднимание ног к перекладине, сгибание и разгибание рук упоре на брусьях; в прыжках – прыжок через козла в длину; на силовых тренажерах; с тяжестями; в лазанье. Тренировка в беге на 100 м и 1 км.
Проверка по упражнениям физической подготовки: марш-бросок на 5 км или лыжный марш на 5 км; метание гранат Ф-1 на дальность; передвижение на поле боя.
Общая физическая подготовка: выполнение упражнений на гимнастических снарядах, с тяжестями, тренировка в беге на короткие и средние дистанции.
Игровые упражнения, способствующие развитию БЫСТРОТЫ
Игровые упражнения, способствующие развитию СИЛЫ
Игровые упражнения, способствующие развитию ЛОВКОСТИ
Игровые упражнения, способствующие развитию ГИБКОСТИ
СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1. Строевые приемы и движение без оружия.
Занятие 1. Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю.
Занятие 2. Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправится»,
«Отставить», «Головные уборы – снять (надеть)».
Занятия 3 - 4. Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой и походный шаг.
Занятия 5 - 6. Повороты в движении.
Занятие 7. Отдание воинской чести на месте и в движении.
Занятие 8. Выход военнослужащего из строя и подход к начальнику. Возвращение в строй.
Занятие 9-14. Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия.
ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА
Оказание первой медицинской помощи.
Занятие 1. Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений. Использование табельных и подручных средств для остановки кровотечения. Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, верхние и нижние конечности.
Занятие 2. Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, живот, верхние и нижние конечности. Первая медицинская помощь при переломах костей, вывихах и ушибах. Использование подручных материалов на поле боя дли иммобилизации переломов костей.
Занятие 3. Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и отморожениях. Ожоги, причины возникновения, признаки и классификация. Отморожения, переохлаждения, ознобления и замерзание: причины, признаки, классификация.
Занятие 4. Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе. Оказание первой медицинской помощи при отравлении техническими жидкостями и поражении электрическим током. Меры безопасности при работе с ядовитыми жидкостями и электрическим током.
Занятие 5. Первая помощь при радиационных поражениях, поражениях отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами.
Календарно – тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Часы |
|
1 | Гимнастика.
Организация кружка. Ознакомление членов ВПК с планом работы. Инструктаж по ТБ. |
1 |
|
2 | Разучивание и тренировка в выполнении 1-го комплекса вольных упражнений, положений наскока и соскока со снаряда и действий у снарядов, упражнений на гимнастической скамейке, стенке, тренажерах, с тяжестями. | 1 |
|
3 | Разучивание и тренировка в выполнении упражнений: на перекладине – подтягивание; на брусьях – сгибание и разгибание рук в упоре; | 1 |
|
4 | Разучивание и тренировка в выполнении упражнений: в прыжках – прыжок ноги врозь через козла в длину; тренировка в выполнении упражнений с тяжестями и в лазанье по канату (шесту). | 1 |
|
5 | Совершенствование ранее изученных упражнений на перекладине, брусьях, с тяжестями и в лазание. | 1 |
|
6 | Преодоление препятствий.
Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий по элементам. Изучение техники метания гранат с места и в движении. Тренировка в метании гранат на точность и дальность. |
1 |
|
7 | Разучивание приемов и действий при выполнении общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий. Изучение техники метания гранат стоя с места, в движении, с колена и лежа. Тренировка в метании гранат на точность и дальность | 1 |
|
8 | Тренировки в выполнении общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий и метании гранаты Ф-1 на дальность. | 1 |
|
9 | Ускоренное передвижение. Начальное обучение технике бега. Техника бега на короткие дистанции, старт, финиш. Техника бега на средние и длинные дистанции |
1 |
|
10 - 11 | Техника бега по пересеченной местности.
Тренировка в беге на короткие (100 м) и средние (1 км) дистанции | 2 |
|
12 | Комплексные занятия. Общая физическая подготовка: выполнение силовых упражнений на гимнастических снарядах – подтягивание, подъем переворотом, поднимание ног к перекладине, сгибание и разгибание рук упоре на брусьях; |
1 |
|
13 | Общая физическая подготовка: в прыжках – прыжок через козла в длину; на силовых тренажерах; с тяжестями; в лазанье. Тренировка в беге на 100 м и 1 км. | 1 |
|
14 | Проверка по упражнениям физической подготовки: марш-бросок на 5 км. Метание гранат Ф-1 на дальность; передвижение на поле боя. | 1 |
|
15 | Общая физическая подготовка: выполнение упражнений на гимнастических снарядах, с тяжестями, тренировка в беге на короткие и средние дистанции. | 1 |
|
16 | Игровые упражнения, способствующие развитию БЫСТРОТЫ | 1 |
|
17 | Игровые упражнения, способствующие развитию СИЛЫ | 1 |
|
18 | Игровые упражнения, способствующие развитию ЛОВКОСТИ | 1 |
|
19 | Строевые приемы и движение без оружия.
Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю. |
1 |
|
20 | Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправится»,
«Отставить», «Головные уборы – снять (надеть)». | 1 |
|
21-22 | Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой и походный шаг. | 2 |
|
23 | Повороты в движении. | 1 |
|
24-25 | Отдание воинской чести на месте и в движении. | 2 |
|
26-27 | Выход военнослужащего из строя и подход к начальнику. Возвращение в строй. | 2 |
|
28 | Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия. | 1 |
|
29 | Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений. Использование табельных и подручных средств для остановки кровотечения. Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, верхние и нижние конечности. | 1 |
|
30 | Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, живот, верхние и нижние конечности. Первая медицинская помощь при переломах костей, вывихах и ушибах. Использование подручных материалов на поле боя дли иммобилизации переломов костей. | 1 |
|
31 | Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и отморожениях. Ожоги, причины возникновения, признаки и классификация. Отморожения, переохлаждения, ознобления и замерзание: причины, признаки, классификация. | 1 |
|
32 | Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе. Оказание первой медицинской помощи при отравлении техническими жидкостями и поражении электрическим током. Меры безопасности при работе с ядовитыми жидкостями и электрическим током. | 1 |
|
33 | Первая помощь при радиационных поражениях, поражениях отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами. | 1 |
|
34 | Подготовка к игре «Орлёнок». | 1 |
|
Всего: |
| 34 | |
В результате деятельности кружка ожидаются следующие результаты:
• формирование духовно-патриотических ценностей у учащихся;
• воспитание чувства верности конституционному и воинскому долгу;
• повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного развития учащихся;
• создание условий для преемственности поколений;
• оказание первой медицинской помощи:
• овладение основными туристическими навыками.
Используемая литература:
1. Байкова Л. А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике//Педагогика. 2008, № 8.
2. Барышников Е. Н., Петрова Т. И. Воспитательная работа: Новый смысл. Новая цель. Новое содержание//Современные подходы к методологии и технологии воспитания. Спб., 2007.
3 Кодыш Э.Н. соревнования туристов. Пешеходный туризм. «Физкультура и спорт», 2004 год
4. Колесникова И. А. Воспитание человеческих качеств//Педагогика. 1998, № 8.
5. Краткий справочник по педагогическим технологиям/Под редакцией Н. Е. Щурковой. М., 1997
6. Орлова Т. В. Перспективное планирование развития школы. М. 2000
7. Якиманская И. С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. М. 1996