Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 35 г. Иваново
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол № ____ от ______2013 Председатель МО __________ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _____________ | УТВЕРЖДАЮ Директор школы № 35 __________ Приказ №_____от________2013 |
Рабочая программа
«РАЗ - СТУПЕНЬКА, ДВА - СТУПЕНЬКА»
(социально-педагогическая адаптация детей к условиям школьной жизни)
Уровень изучения - общеобразовательный
Составитель программы
Учитель начальных
классов: С.Г. Соболева
г. Иваново
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа обучения математике имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…», предлагаемой Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной для дошкольной подготовки.
Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточным объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и стремление думать, стремление узнать что-то новое.
Поэтому основными задачами математического развития дошкольников являются:
Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
Увеличение объема внимания и памяти.
Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир.
Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума.
Работа по данной программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.
Содержание используемой государственной программы курса развития математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…» рассчитано на 2 года обучения. Составителем модифицированной программы материал творчески переработан и сокращен до 1-го года подготовительных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Модифицированная программа курса развития математических представлений учитывает возрастные и психологические особенности детей 5,5 – 6,5 лет, предусматривает 1 занятия в неделю продолжительностью 20 минут, всего 30 занятия за год.
Программа курса отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.
Реализация содержания настоящей модифицированной программы развития математических представлений и подготовки к школе возможна на основании учебно-методического комплекта авторов Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька…» (тетради на печатной основе, ч. 1-2), ориентированного на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике.
Подготовка детей к школе не должна сводиться к обучению их счету, письму, чтению. Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, у которых меньший объем знаний, навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнавать что - то новое.
Поэтому главной целью дошкольной подготовки должно стать всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления и др., при этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес.
Итак, основными задачами программы являются:
- формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
- развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления);
- формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
- увеличение объема памяти и внимания;
- формирование умения планировать свои действия;
- воспитывать интерес к процессу обучения.
Учебный материал вводится последовательно: от развития более простых умений детей к более сложным умениям.
В рамках одного занятия детям предлагается широкий спектр различных заданий и упражнений. Предполагается групповое, парное и самостоятельное выполнение устных заданий и заданий в учебной тетради.
Задания занятий дефференцированы с учетом индивидуальных особенностей ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом.
Для решения этой задачи в материал занятий включен материал разной степени сложности - от необходимого минимума до возможного максимума.
Возрастные особенности детей 5- 6 лет требуют использования игровой формы деятельности. Поэтому детям предлагается большое количество игровых ситуаций, игровых упражнений, на уроках используются сказочные герои, сюрпризы.
Для того, чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, на занятиях проводятся физкультминутки.
Для работы с детьми используются тетради на печатной основе и тетради в крупную клетку, которые помогают организовать проверку учителем детей и самопроверку детьми выполненных ими заданий.
Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного сравнения.
Формирование навыков самооценки способствует подведение итогов занятий. В течение 2 – З минут урока внимание детей акцентируется на основных идеях занятия.
Здесь же дети могут высказать свое отношение к занятиям, к тому, что им понравилось, а что вызвало трудность.
Необходимым условием занятий с детьми является атмосфера доброжелательности, веры в силы ребенка, индивидуальный подход.
Уровень усвоения материала, достижения детей отслеживается два раза в год. Результаты работ детей доводятся до сведений родителей.
Тематический план
обучения по курсу «Раз – ступенька, два – ступенька…»
Наименование разделов, тем | Количество часов |
Общие понятия | 10 |
Числа и операции над ними | 13 |
Пространственно-временные представления | 3 |
Геометрические фигуры и величины | 6 |
Итого: | 32 |
Содержание программы курса
«Раз – ступенька, два - ступенька…»»
(развитие математических представлений)
Общие понятия (10 часов)
Свойство предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – неравно, больше на… - меньше на …).Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формированиеобщих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.Начальные представления о величинах: длина, масса.
Числа и операции над ними (13 часов)
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка. Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе.Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.Число 0 и его свойства.Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
Пространственно – временные представления (3 часа)
Примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу.Ориентировка на листе бумаги в клетку.
Геометрические фигуры и величины (6 часов)
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар. Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Рабочая программа по подготовке детей к школе составлена в соответствии и на основании следующих нормативно - правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ от 06.2009 года №373);
Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7);
Учебному плану МБОУ СОШ №35 г. Иваново;
Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. (Стандарты второго поколения);
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Количество часов всего в год- 32
Количество часов в неделю- 1
Количество проверочных работ- 2
К концу обучения по программе «Раз – ступенька, два – ступенька…» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.
Обучающиеся должны иметь представление:
- об использовании числового отрезка для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц;
- об измерении длины предметов непосредственно и с помощью мерки;
- о расположении предметов в порядке увеличения и порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;
- о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, круге, прямоугольнике, многоугольнике, параллелепипеде, цилиндре, конусе, пирамиде;
- о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составления целых фигур из их частей.
Знать:
- части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;
- для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
- состав чисел первого десятка;
- знаки ,
- знаки +, -, = для записи сложения и вычитания;
- общепринятые единицы измерения величин: сантиметр, литр, килограмм.
Уметь:
- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
- объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
- находить части целого и целое по известным частям;
- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
- сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала;
- соотносить цифру с количеством предметов;
- выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
- продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности;
- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;
- непосредственно сравнивать предметы по длине, массе;
Метапредметными результатами изучения курса логического мышления с использованием математического материала «Раз - ступенька, два – ступенька» являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Учиться планировать учебную деятельность;
Высказывать свою версию;
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (тетрадь на печатной основе, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний;
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
Средством формирования этих достижений служит учебный материал и задания в тетрадях, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
Слушать и понимать речь других;
Вступать в беседу на занятии и в жизни;
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в парах и малых группах.
Приёмы и методы работы: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные, проблемные, уроки с использованием ИКТ.
Формы: игры и продуктивная деятельность, индивидуальные, групповые.
Условия реализации рабочей программы
Материально-техническое обеспечение
Организованы АРМ учителя,закуплены тетради.
Методическое и дидактическое обеспечение
ЛИТЕРАТУРА
Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп.и перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2008.
Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для дошкольников (ч. 1, 2). («Школа 2000…»).
Ковалева Е.С., Синицына Е.И. Готовим ребенка к школе. М., 2001. .
Никитин Б.П. Ступеньки творчества и развивающие игры. М., 1990.
Гатанов Ю.Б. Развиваю логику и сообразительность. Спб.,2000.
Шпарева Г.Т., Коновалова И.П. Интеллектуальные игры для детей 3- 7 лет. М., 2001.
Васильева Н.Н., Новоторцева И.П. Развивающие игры для дошкольников. Яр., 2001.
Тихомирова Л.Ф. Логика для дошкольников. Яр., 2001.
Башаева Т.В. Развитие восприятия. Дети 3- 7 лет. Яр., 2001.
Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 2003.
Осипова Е.А. Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от 3-х лет. М., 2004.
CD программы по дошкольной подготовке, интернет ресурсы.
Виды и формы контроля
Разработаны 2 теста(на конец 1 и 2 полугодия)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу «Раз ступенька, два ступенька».
№ урока | Тема урока |
1-5 | Свойства предметов. |
6-8 | Сравнение. |
9 | Сложение. |
10 | Понятия «на», «над», «под». |
11-12 | Понятия «справа», «слева». |
13 | Вычитание. |
14 | Понятия «между», «посередине». |
15 | Понятия «один», «много». Число 1. Цифра 1. |
16 | Число 2. Цифра 2. Пара |
17 | Понятия «внутри», «снаружи». |
18 | Число 3. Цифра 3. |
19 | Точка. Линия. Прямая, кривая линии. |
20-21 | Число 4. Цифра 4. Отрезок. Луч. |
22 | Число 5. Цифра 5. |
23 | Замкнутые и незамкнутые линии. |
24 | Ломаная линия. Многоугольник. |
25 | Число 6. Цифра 6. |
26-27 | Число 7. Цифра 7.Числовой отрезок. |
28 | Число 8. Цифра 8. |
29 | Число 9. Цифра 9.Понятия «впереди», «сзади». |
30 | Понятия «столько же», знаки = и =. |
31 | Число 10. Понятия «больше» и «меньше». |
32 | Повторение. |