Государственное образовательное учреждение Республики Крым «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»
РАССМОТРЕНО Руководитель МО естественно-математического цикла Протокол №___от « ___» ____________2017г
_______Е.Н.Кубовская | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
________ Е.П. Гавриленко | УТВЕРЖДЕНО Директор гимназии- интерната Приказ № от «___»_______________2017
________И.А.Зейтуллаев |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Эйдетика. Приемы развития памяти»
Разработала: Эбушеитова Эльвира Меметовна учитель математики, высшей квалификационной категории
г. Симферополь 2017 |
Пояснительная записка.
Система Эйдетики- память без границ. «Эйдос» в переводе с греческого- «образ». Эйдетизм- это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой – либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры.
В «Школе эйдетики» детей и взрослых учат мыслить образами, что позволяет удерживать в памяти нужный в жизни объем информации, обучают освобождать свою память от ненужной информации, забывать ее.
Например, дети легко, «оживляют» цифры и начинают с ними с удовольствием общаться. Двойка может быть зеленой лягушкой, а тройка – это ворона, которая летит, четверка – сломанный стул, он скрипит, и из него торчит пружина. Применяя подобные образы, дети легко запоминают большое количество цифр и с удовольствием занимаются математикой. Точно так же они способны запоминать очень длинные ряды слов, даже не связанные друг с другом по смыслу, не говоря уже о связных текстах. А также запоминание иностранных слов без зубрежки, запоминание стихов, формул, цифр, телефонных номеров, имен, лиц и другой информации. Значительно улучшается внимание, сокращается время выполнения домашнего задания.
К сожалению, в традиционной школе изучение материала опирается на механическую память и логическое мышление, которые в младшем школьном возрасте еще требуют развития и усовершенствования. Все просто не реально запомнить сразу, а ведь нужно…. Подобный процесс обучения противоречит процессу развития мозга, который заложен природой. Такое обучение часто становится причиной психологического дискомфорта и стрессов, которые негативно отражаются на учебе и самочувствии. Специалисты уверены, что методика, которая учитывает особенности ребенка- одна из основных причин высокой успеваемости в школе. Такой методикой считается эйдетика.
Система эйдетики основывается на образном мышлении ребенка и полностью соответствует особенностям развития ребенка. Она способствует гармоничному развитию обоих полушарий мозга, благодаря чему возрастают способности концентрации памяти и запоминания.
Система эйдетики развивает такие важные качества, как:
беглость – способность быстро находить решения и генерировать идеи;
гибкость – применение разнообразных подходов для решения задачи;
оригинальность - умение создавать оригинальные идеи и решения.
Основные цели методики:
развитие зрительной и тактильной памяти, образного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания;
активизация ресурсов познавательных процессов;
развитие речи;
стимулирование инициативности;
воспитание уверенности в себе, а также борьба со страхом перед неизведанным;
обнаружение и развитие способностей.
Принципы работы по системе эйдетики:
радостная, веселая атмосфера;
мобильность и доступность игрового материала;
разделение информации в соответствии с особенностями каждого ребенка.
В процессе обучения по программе ставятся следующие задачи:
раскрыть естественный потенциал творческих возможностей ребенка;
активизировать умственные процессы;
развивать все виды памяти;
сформировать стойкий интерес к обучению;
научить жить с позитивным мышлением, усилить веру ребенка в свои возможности;
способствовать развитию образной памяти( образной слуховой, зрительной, образной тактильной, образной обонятельной) и природных способностей обущающихся.
повышение скорости чтения;
«Нейробика» - зарядка для гармонизации функций правого и левого полушария головного мозга.
Продолжительность занятий:
Программа состоит из 33 занятий. Продолжительность одного занятия 45 минут. Переодичность занятия – 1 раз в неделю.
Предполагаемый результат:
Введение данной программы предполагает повышение уровня развития познавательных процессов, повышение познавательной активности учащихся.
Учебно- тематический план
№ п/п | Основное содержание | Количество часов |
всего | теория | практика | Аудиторные занятия | Внеаудиторные Занятия |
1 | Представление. Исследование познавательных процессов. | 2 | 1 | 1 | Протокол исследования . | |
2 | Зрительная память | 4 | 2 | 2 | Диалог/Тесты | |
3 | Тактильная память | 4 | 2 | 2 | Диалог/Тесты | |
4 | Как можно увидеть слово | 4 | 2 | 2 | Диалог/Тесты | |
5 | Запоминание цифр, телефонов, исторических дат | 4 | 2 | 2 | Диалог/Тесты | |
6 | Тренировка внимания | 4 | 2 | 2 | Выполнение практических заданий | |
7 | Трансформация | 4 | 2 | 2 | Выполнение практических заданий | |
8 | Как превратить слово в картинку | 4 | 2 | 2 | Выполнение практических заданий | |
9 | Закрепление полученных знаний. | 3 | 1 | 3 | Выполнение практических заданий | |
| Итого: | 33 | 16 | 17 | | |
Учебно-тематический план по темам:
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Дата | Описание примерного содержания занятий |
По плану | По факту |
Раздел |
1 | Исследование познавательных способностей. | 2 | | | Определить на сколько у каждого ребенка развита память: зрительная, тактильная, образная. |
2 | Зрительная память | 4 | | | Содержит игры по развитию фотографической памяти, фантазии и образного мышления. Каждая игра содержит оценку в баллах. Сложив их, ученик может узнать насколько хорошо развита у него зрительная память. |
3 | Тактильная память | 4 | | | Способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Это очень интересный вид памяти. Развивается способность к соощущению. Игры научат детей определять «шероховатость» голоса, вспоминать вещи, до которых они дотрагивались в течении дня, избавляться от неприятных переживаний. Дети увидят, как можно прикоснуться к облаку, печали, смеху, музыке. |
4 | Как можно увидеть слово | 4 | | | Приводится 8 методов запоминания. К каждому слову подбираются ассоциации, позволяющие запоминать слова с первого прочтения без зубрежки. |
5 | Запоминание цифр, телефонов, исторических дат | 4 | | | Игровые методы научат в абстрактных цифрах видеть животных и птиц, овощи и фрукты, находить сравнение с людьми. Способ запоминания телефонов с помощью басен и песен. |
6 | Тренировка внимания | 4 | | | Используется метод «Цицерона», метод «Ассоциаций», метод запоминания текстов. |
7 | Трансформация | 4 | | | Трансформация текстов, слов, чисел в мультимедийные сюжеты. |
8 | Запоминание иностранных слов, текстов, стихов, формул | 4 | | | Методы фонетических ассоциаций «оживления», отстраненности, беглое чтение. |
9 | Итоговые занятия | 3 | | | Проверка степени усвоения, применения в изучении школьных предметов. |
Литература:
1.Андреев О.А., Хромов Л.Н. Доминанта 2000 года. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1997.
2. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренировка внимания. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1997.
3. Бьюзен Т. Суперпамять - Пер. с англ.; Худ. обл. М. В. Драко. – 2-е изд. – Мн.: ООО “Попурри”, 2001.
4. Бузан Т. Скоростная память. – Пер. с англ., 1998.
5. Хенкок Дж. Самоучитель по развитию памяти. // М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
6. Матюгин И.Ю. Чекаберия Е.И. Запоминание цифр, телефонов, исторических дат.-М.: Эйдос, 1995.
7. Матюгин И.Ю. Чекаберия Е.И. Запоминание лиц и имен. -М.: Эйдос, 1994.