Единственным возможным способом достижения основных целей долгосрочного социально-экономического развития России - обеспечение высокого уровня благосостояния населения и закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров - является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.
В этих условиях каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, активным инициатором и производителем этих изменений, «инновационным человеком».
Несмотря на то, что ядро экономического образования образует формирование знаний и компетенций, которые позволяют понимать экономические взаимосвязи, экономическое образование также ставит перед собой цель развивать личность и, прежде всего, способствовать достижению тех компетенций обучающихся, которые соответствуют требованиям инновационной экономики, а именно:
Кроме того, вопросы, связанные с введением в школьную программу экономических знаний еще очень важны и тем, что позволяют школьникам, подготовится к жизнедеятельности в высококонкурентной экономической среде. Лежащее в основе данной учебной программы «Экономика» понимание экономики делает акцент на близких к реальности, проблемно-ориентированных и дидактически хорошо проработанных знаниях, которые соответствуют трем принципам: устойчивое развитие, системность и ориентированность на предпринимательство. Занятие, построенное в соответствии с этими тремя принципами, делает акцент на ответственность экономических субъектов / граждан за благосостояние общества, а также на значение основных гуманистических и демократических ценностей
Развернутое определение целей и задач долгосрочного развития, стратегию их достижения см. в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Учебная программа основного общего образования в 5-9 классах образовательных организаций «Экономика» основана на системно-деятельностном подходе, что определяет необходимость организации совместной (или индивидуальной) учебно-познавательной и/или учебно-практической деятельности учащихся, направленной на достижение определенного результата
Требования к предметным результатам определяют «ядро содержания», то есть накопительное системное знание, получаемое в ходе обучения. Требования к метапредметным результатам определяют - «ядро деятельности» ученика - проектные и исследовательские действия, которыми он должен овладеть за период обучения.
Использование принципов уровневой дифференциации в формулировке ожидаемых результатов определяет наличие как базового обязательного уровня знаний и сформированное проектных действий у каждого обучающегося, так и повышенного уровня знаний и проектной компетентности у мотивированных к обучению учеников.
Содержание программы предмета «Экономика» направлено на формирование у школьников следующих компетенций:
Образовательный процесс в границах предмета и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся позицию законопослушного социально активного гражданина России через:
Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Младший подросток пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения. Психофизиологические особенности возраста таковы, что происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие, активное развитие головного мозга, неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость, неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность, развитие словесно- логического мышления, умения рассуждать. Познавательная деятельность по-прежнему является ведущей.
Психофизиологические особенности возраста таковы, что происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие, активное развитие головного мозга, неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость, неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность, развитие словесно- логического мышления, умения рассуждать. Кроме того, познавательная деятельность по-прежнему является ведущей, появляется новый вид учебного мотива — мотив самообразования, представленный в активном интересе к дополнительным источникам знаний, на первое место выходит потребность понимания смысла учения «для себя». Появляются следующие центральные личностные образования: произвольная саморегуляция поведения и деятельности, появление рефлексии, анализа и умения строить внутренний план действий, ориентация на группу сверстников. Любознательность отражает увеличивающийся интерес школьника к окружающему миру. Подросток ощущает свои возросшие возможности, что имеет существенное значение для «подпитки» чувства взрослости.В это время школьные интересы уступают свое место в неучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы. Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы «НЕ»:НЕ хотят учиться так, как могут; НЕ хотят слушать никаких советов; НЕ убирают за собой; НЕ делают домашние дела; Не приходят вовремя. В это время они бросаются в активное узнавание различных аспектов жизни, иногда представляющих даже реальную угрозу, а также в активное опробование своих новых ролей. Им не нужны ничьи советы, ведь им необходимы собственные ошибки. Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости. С одной стороны, для этого сложного периода показательные негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов. Возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.
Учебный предмет «Экономика» вводится в учебный план в случае, если обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательной организации, и изучается в рамках части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса в объеме 1 час в неделю (35 часов в год).
Раздел | № урока | Тема урока | Цель урока | Задачи урока | Вид урока | Домашнее задание | Оборудование | МПС | Повторение | Дата |
Что изучает экономика (4ч) | 1 | Потребности, их многообразие и неограниченность | Изучить определение потребностей и многообразие их видов | Изучение понятия потребностей и их видов Развитие навыков сравнения Воспитание чувства солидарности к окружающим | Вводный | Урок 1 стр.4-6 зад.№6-8 стр.10-12 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | литература | - | 02.09 |
2 | Блага как средство удовлетворения потребностей | Научить различать потребности и блага, их удовлетворяющие | Изучения понятия блага и его видов Развитие познавательной активности путем выделения главного Формирование навыков сравнения | комбинированный | Урок 2 стр.17-19 МПП стр. 22 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | литература | Потребности, виды потребностей | 09.09 |
3 | Экономические ресурсы, их ограниченность. | Научить определять и объяснять проблему ограниченности ресурсов | Изучение основных видов ресурсов Развитие памяти путем использования ранее полученных знаний Формирование навыков устной речи | Комбинированный | Урок 3 стр 24-26, МПП стр.31 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Литература, природоведение | Потребности, благо | 16.09 |
4 | Выбор как основная экономическая проблема. | Выявить, почему проблема выбора является основной экономической проблемой | Определение сути и необходимости выбора Проверка знаний по теме «Что изучает экономика» Формирование навыков работы с раздаточным материалом | Повторительно-обобщающий | Урок 4 стр.32-33, Проверь себя стр.37-38 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Литература, природоведение | Потребности, благо, ресурсы, выбор, экономика | 23.09 |
Труд (5ч) | 5 | Труд. Разделение труда и специализация. | Изучить понятия труд и его составляющие | Определить понятие труд и его составляющие Развитие мышления учеников на примере использования творческих заданий Формирование навыков работы в группах | Вводный | Урок 2.1 стр.40-41, МПП стр.44 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Литература, история | Потребности, благо, ресурсы, выбор, экономика | 30.09 |
6 | Труд. Разделение труда и специализация. | Выявить необходимость разделения труда для увеличения производительности | Определить понятие специализации Развитие мышления учеников на примере использования творческих заданий Формирование навыков работы в группах | Комбинированный | Урок 2.1 стр.40-41, №4,5 стр. 43 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | История | Потребности, благо, ресурсы, выбор, экономика, труд | 07.10 |
Труд (5ч) | 7 | Производительность труда | Изучить понятие производительности труда и научить производить простейшие расчеты производительности труда | Определить производительность труда и его факторы Научить решать задачи на определение производительности Формировать навыки письменной речи | комбинированный | Урок 2.2 стр.45-46,№2(3,4) МПП стр. 49 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Математика | Труд, орудия и предмет труда, продукт труда, специализация, разделение труда | 14.10 |
8 | Профессия. Квалификация | Научить ориентироваться в мире профессий. Выявить от чего зависит квалификация работника. | Определить понятие профессии и квалификации Научить навыком сравнения изучаемых понятий Способствовать формированию навыков устной речи | комбинированный | Урок 2.3 стр.50-51, №8 стр.55, МПП стр.56 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | История | Труд, производительность труда | 21.10 |
9 | Заработная плата | изучить определение заработной платы и ее виды | Определить понятие заработной платы Выявить от чего зависит заработная плата Проверка знаний по теме «Труд» | Повторительно-обобщающий | Урок 2.4 стр.56-57, №5 стр.59Проверь себя стр.60-61 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | литература | Труд, производительность труда, профессия квалификация | 28.10 |
Товары и услуги (4ч) | 10 | Сущность товаров и услуг. | Изучить понятия товар и услуга, выявляя их отличия | Определение значения понятий товар и услуга Формировать умения сравнения товара и услуги Развитие навыков работы с раздаточным материалом Развитие критического мышления | Комбинированы й | Урок 3.1 стр.6364, МПП стр.69 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Технология | Труд, профессия квалификация, зарплата | 11.11 |
11 | Роль товаров и услуг | Изучить определения товаров и услуг как экономических благ | Приводить различные примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг Развитие навыков сравнения Развитие навыков работы в группах | Комбинированный | Урок 3.2 стр.70, МПП стр. 76, зад.6 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Технология | Зарплата, товар, услуга, потребности | 18.11 |
12, 13 | Коммунальные услуги. Жилищные услуги | Формирование основных знаний в области коммунальных и жилищных услуг | Выявить отличия коммунальных и жилищных услуг и приводить их примеры Развитие навыков сравнения. Развитие навыков работы в группах Формирование навыков взаимооценки учащимися | Комбинированный | Урок 3.3 стр 77-78, задание №2 стр.79-80. МПП стр.82, ПП стр.82 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Обществознание. | Зарплата, товар, услуга | 25.11 02.12 |
Обмен (4ч) | 14 | Экономическая сущность обмена | Изучить понятие «обмен» и предпосылки его появления | Изучение предпосылок возникновения и сущности обмена Определение натурального и товарного хозяйства Воспитание в учениках уверенности в своих силах путем использования ролевых ситуаций | Вводный | Урок 4.1 стр.84-85, МПП стр.88 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Природоведение | Труд, профессия квалификация, товар, услуга | 09.12 |
15 | Необходимость и добровольность взаимовыгодного обмена | Выявить причины необходимости и взаимовыгодности обмена | Научить рассчитывать пропорции обмена товарами при условии соблюдения основ эквивалентности обмена. Развивать в учениках мотивацию к обучению путем использования заданий с элементами сказок Способствовать развитию творчества | Комбинированный | Урок 4.2 стр. 90 № 2 стр. 91-92МПП(2) стр. 93 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Математика | Обмен, натуральное хозяйство, товарное хозяйство | 16.12 |
| 16,17 | Торговля как форма обмена | Выявить преимущества торговли по отношению к бартерному обмену | Определить понятие торговля, деньги, купец Раскрыть особенности торговли по сравнению с бартером Развивать логическое мышление путем использования проблемных заданий | Повторительно-обобщающий | Урок 4.3-4.4 стр.94-96, МПП (1) стр.99, Урок 4.5№3 стр.103, ПП стр.107-108. | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Литература, история | Обмен, натуральное и товарное хозяйство, бартер, выгода | 23.12, 13.01 |
Рынок и конкуренция (5ч) | 18 | Потребитель и его экономические интересы | изучить понятие «Потребитель» и выявить его основные экономические интересы | Раскрыть особенности понятия потребитель и выявить его экономические интересы Развивать элементы воображения путем использования заданий из сказок | Вводный | Урок 5.1 стр. 111-112, №9 ст.116 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Литература, история | Обмен, бартер, выгода, деньги, торговля | 20.01 |
19 | Производитель и его экономические интересы | Изучить понятие «Производитель» и выявить его основные экономические интересы | Раскрыть особенности понятия производитель и обозначить его экономические интересы Развивать логическое мышление путем использования проблемных заданий | комбинированный | Урок 5.1стр. 111-112, МПП ст.116 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Литература, история | Потребитель, основные интересы потребителя | 27.01 |
20 | Рынок и условия его существования | Определить понятие рынок и изучить условия его существования | Изучение понятий рынок, цена, спрос, предложение Выявление особенностей взаимодействия экономических интересов продавца и покупателя на рынке Формирование у учеников умение выделять главный материал | комбинированный | Урок 5.2 стр.117-118, №3, МПП стр.122 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | История | Потребитель, основные интересы потребителя, производитель | 03.02 |
Рынок и конкуренция (5ч) | 21 | Конкуренция | Выявить положительные и отрицательные результаты конкуренции. | Изучение понятия «конкуренция» и ее видов. Установление причинно-следственных связей между продавцами, покупателями, конкуренцией и ценой товара | Комбинированный | Урок 5.3 ст.123124,№9 ст. 128-129 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | История, обществознание. | Рынок, цена, спрос, предложение | 10.02 |
22 | Рынок продавца и рынок покупателя | Выявить, кто и почему выигрывает на рынках продавца и покупателя | Описать причины различий между рынком продавца и покупателя Развивать критическое мышление при работе с данными понятиями Обобщить знания по теме «Рынок и конкуренция» | Повторительно-обобщающий | Урок 5.4 ст.131-132, №6 ст.135 ПП ст.136-138 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Литература, история | Потребитель, производитель, рынок, цена, конкуренция | 17.02 |
Экономика семьи. Семейный бюджет (9ч) | 23 | Семья как потребитель товаров и услуг на рынке | Изучить понятие «семья», выявить основные потребности семьи. | Определение понятия семьи как потребителя товаров и услуг. Воспитывать уважение к членам семьи Развивать логическое мышление путем использования проблемных заданий Формирование у учеников умение выделять главный материал | Вводный | Урок 6.1 140-141, №3 ст.141-143МПП 144 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Литература , история | Потребитель, рынок, цена, спрос, предложение | 03.03 |
24 | Семья как потребитель услуг ЖКХ | Изучение основных видов коммунальных и жилищных услуг. | Раскрыть особенности коммунальных и жилищных услуг. Развивать критическое мышление при работе с данными понятиями | Комбинированный | Урок 6.2стр.145-146, №4,5 стр.149-151 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Закон о защите прав потребителей | Семья, потребитель, услуги | 10.03 |
25 | Расходы семьи на услуги ЖКХ | Изучить основные расходы семьи на оплату коммунальных нужд и жилищных услуг | Изучить основные направления расходов и долю расходов семьи на оплату коммунальных нужд и жилищных услуг. Развивать способность решения задач на определение расходов семьи | Комбинированный | Урок 6.3 стр.153-154, №4(3)МПП стр.158 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Математика | Семья, основные права потребителя | 17.03 |
| 26 | Доходы семьи | Изучить основные источники дохода семьи | Изучить основные источники доходов семьи. Приводить примеры источников доходов своей семьи | Комбинированный | Урок 6.4 стр 158-160,№6(3) стр.165МПП(2) | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Математика | Расходы семьи. | 24.03 |
| 27,28 | Семейный бюджет | Выявить необходимость планирования доходов и расходов семьи | Научиться составлять семейный бюджет Развивать способность решения задач на определение дохода и расходов семьи | Комбинированный | Урок 6.5 стр.166-167, №4 ст.169,№5(3) ст.171 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Математика | Семья, семейные доходы и расходы | 07.04 14.04 |
29 | Рациональное ведение домашнего хозяйства | Изучить сущность рационального ведения домашнего хозяйства | Изучить принципы рационального ведения домашнего хозяйства Способствовать формированию умения выхода из дефицитного бюджета Развивать способности правильно высказывать свою точку зрения | Комбинированный | Урок 6.6 стр.176-177 №5 ст.182 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | История, обществознание | Семья, семейный бюджет | 21.04 |
30,31 | Потребитель. Защита прав потребителя | Изучение основных прав и обязанностей потребителя товаров и услуг. | Определить основные права потребителя Раскрыть особенности поведения потребителя при нарушении его прав Развивать умения отстаивать свою точку зрения | Комбинированный | Урок 6.7 стр. 185-187, МПП и ПС стр 191-192 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | История, обществознание | Потребитель, экономические интересы потребителя | 28.04 05.05 |
| | Тема урока | Цель и задачи урока | Вид урока | Оборудование | Дом. задание | Дата |
Проектная деятельность учащихся | 32 | Актуализация и проблематизация. Концептуализация и целеполагание | Анализирование учебной ситуации, выявление и формирование проблемы проекта Определение цели и задачи проекта. Разработка характеристики проектного результата/продукта (гипотеза и исследование) | Вводный Комбинированный | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | | 12.05 |
33 | Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов Презентация полученного проектного продукта | Выполнение учебного проекта. Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов Представление результата выполненного проекта | Комбинированный | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | | 19.05 |
34 | Оценка и рефлексия проектных действий. | Оценка качества проектного продукта по разработанным критериям и проектных действий участников проекта. | Обобщающий | Мультимедийный проектор | | 26.05 |
Итого | 34 |
Раздел | № урока | Тема урока | Цель урока | Задачи урока | Вид урока | Домашнее задание | Оборудование | МПС | Повторение | Дата |
Что изучает экономика (4ч) | 1 | Потребности, их многообразие и неограниченность | Изучить определение потребностей и многообразие их видов | Изучение понятия потребностей и их видов Развитие навыков сравнения Воспитание чувства солидарности к окружающим | Вводный | Урок 1 стр.4-6 зад.№6-8 стр.10-12 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | литература | - | 02.09 |
2 | Блага как средство удовлетворения потребностей | Научить различать потребности и блага, их удовлетворяющие | Изучения понятия блага и его видов Развитие познавательной активности путем выделения главного Формирование навыков сравнения | комбинированный | Урок 2 стр.17-19 МПП стр. 22 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | литература | Потребности, виды потребностей | 09.09 |
3 | Экономические ресурсы, их ограниченность. | Научить определять и объяснять проблему ограниченности ресурсов | Изучение основных видов ресурсов Развитие памяти путем использования ранее полученных знаний Формирование навыков устной речи | Комбинированный | Урок 3 стр 24-26, МПП стр.31 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Литература, природоведение | Потребности, благо | 16.09 |
4 | Выбор как основная экономическая проблема. | Выявить, почему проблема выбора является основной экономической проблемой | Определение сути и необходимости выбора Проверка знаний по теме «Что изучает экономика» Формирование навыков работы с раздаточным материалом | Повторительно-обобщающий | Урок 4 стр.32-33, Проверь себя стр.37-38 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Литература, природоведение | Потребности, благо, ресурсы, выбор, экономика | 23.09 |
Труд (5ч) | 5 | Труд. Разделение труда и специализация. | Изучить понятия труд и его составляющие | Определить понятие труд и его составляющие Развитие мышления учеников на примере использования творческих заданий Формирование навыков работы в группах | Вводный | Урок 2.1 стр.40-41, МПП стр.44 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Литература, история | Потребности, благо, ресурсы, выбор, экономика | 30.09 |
6 | Труд. Разделение труда и специализация. | Выявить необходимость разделения труда для увеличения производительности | Определить понятие специализации Развитие мышления учеников на примере использования творческих заданий Формирование навыков работы в группах | Комбинированный | Урок 2.1 стр.40-41, №4,5 стр. 43 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | История | Потребности, благо, ресурсы, выбор, экономика, труд | 07.10 |
Труд (5ч) | 7 | Производительность труда | Изучить понятие производительности труда и научить производить простейшие расчеты производительности труда | Определить производительность труда и его факторы Научить решать задачи на определение производительности Формировать навыки письменной речи | комбинированный | Урок 2.2 стр.45-46,№2(3,4) МПП стр. 49 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Математика | Труд, орудия и предмет труда, продукт труда, специализация, разделение труда | 14.10 |
8 | Профессия. Квалификация | Научить ориентироваться в мире профессий. Выявить от чего зависит квалификация работника. | Определить понятие профессии и квалификации Научить навыком сравнения изучаемых понятий Способствовать формированию навыков устной речи | комбинированный | Урок 2.3 стр.50-51, №8 стр.55, МПП стр.56 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | История | Труд, производительность труда | 21.10 |
9 | Заработная плата | изучить определение заработной платы и ее виды | Определить понятие заработной платы Выявить от чего зависит заработная плата Проверка знаний по теме «Труд» | Повторительно-обобщающий | Урок 2.4 стр.56-57, №5 стр.59Проверь себя стр.60-61 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | литература | Труд, производительность труда, профессия квалификация | 28.10 |
Товары и услуги (4ч) | 10 | Сущность товаров и услуг. | Изучить понятия товар и услуга, выявляя их отличия | Определение значения понятий товар и услуга Формировать умения сравнения товара и услуги Развитие навыков работы с раздаточным материалом Развитие критического мышления | Комбинированы й | Урок 3.1 стр.6364, МПП стр.69 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Технология | Труд, профессия квалификация, зарплата | 11.11 |
11 | Роль товаров и услуг | Изучить определения товаров и услуг как экономических благ | Приводить различные примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг Развитие навыков сравнения Развитие навыков работы в группах | Комбинированный | Урок 3.2 стр.70, МПП стр. 76, зад.6 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Технология | Зарплата, товар, услуга, потребности | 18.11 |
12, 13 | Коммунальные услуги. Жилищные услуги | Формирование основных знаний в области коммунальных и жилищных услуг | Выявить отличия коммунальных и жилищных услуг и приводить их примеры Развитие навыков сравнения. Развитие навыков работы в группах Формирование навыков взаимооценки учащимися | Комбинированный | Урок 3.3 стр 77-78, задание №2 стр.79-80. МПП стр.82, ПП стр.82 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Обществознание. | Зарплата, товар, услуга | 25.11 02.12 |
Обмен (4ч) | 14 | Экономическая сущность обмена | Изучить понятие «обмен» и предпосылки его появления | Изучение предпосылок возникновения и сущности обмена Определение натурального и товарного хозяйства Воспитание в учениках уверенности в своих силах путем использования ролевых ситуаций | Вводный | Урок 4.1 стр.84-85, МПП стр.88 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Природоведение | Труд, профессия квалификация, товар, услуга | 09.12 |
15 | Необходимость и добровольность взаимовыгодного обмена | Выявить причины необходимости и взаимовыгодности обмена | Научить рассчитывать пропорции обмена товарами при условии соблюдения основ эквивалентности обмена. Развивать в учениках мотивацию к обучению путем использования заданий с элементами сказок Способствовать развитию творчества | Комбинированный | Урок 4.2 стр. 90 № 2 стр. 91-92МПП(2) стр. 93 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Математика | Обмен, натуральное хозяйство, товарное хозяйство | 16.12 |
| 16,17 | Торговля как форма обмена | Выявить преимущества торговли по отношению к бартерному обмену | Определить понятие торговля, деньги, купец Раскрыть особенности торговли по сравнению с бартером Развивать логическое мышление путем использования проблемных заданий | Повторительно-обобщающий | Урок 4.3-4.4 стр.94-96, МПП (1) стр.99, Урок 4.5№3 стр.103, ПП стр.107-108. | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Литература, история | Обмен, натуральное и товарное хозяйство, бартер, выгода | 23.12, 13.01 |
Рынок и конкуренция (5ч) | 18 | Потребитель и его экономические интересы | изучить понятие «Потребитель» и выявить его основные экономические интересы | Раскрыть особенности понятия потребитель и выявить его экономические интересы Развивать элементы воображения путем использования заданий из сказок | Вводный | Урок 5.1 стр. 111-112, №9 ст.116 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Литература, история | Обмен, бартер, выгода, деньги, торговля | 20.01 |
19 | Производитель и его экономические интересы | Изучить понятие «Производитель» и выявить его основные экономические интересы | Раскрыть особенности понятия производитель и обозначить его экономические интересы Развивать логическое мышление путем использования проблемных заданий | комбинированный | Урок 5.1стр. 111-112, МПП ст.116 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Литература, история | Потребитель, основные интересы потребителя | 27.01 |
20 | Рынок и условия его существования | Определить понятие рынок и изучить условия его существования | Изучение понятий рынок, цена, спрос, предложение Выявление особенностей взаимодействия экономических интересов продавца и покупателя на рынке Формирование у учеников умение выделять главный материал | комбинированный | Урок 5.2 стр.117-118, №3, МПП стр.122 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | История | Потребитель, основные интересы потребителя, производитель | 03.02 |
Рынок и конкуренция (5ч) | 21 | Конкуренция | Выявить положительные и отрицательные результаты конкуренции. | Изучение понятия «конкуренция» и ее видов. Установление причинно-следственных связей между продавцами, покупателями, конкуренцией и ценой товара | Комбинированный | Урок 5.3 ст.123124,№9 ст. 128-129 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | История, обществознание. | Рынок, цена, спрос, предложение | 10.02 |
22 | Рынок продавца и рынок покупателя | Выявить, кто и почему выигрывает на рынках продавца и покупателя | Описать причины различий между рынком продавца и покупателя Развивать критическое мышление при работе с данными понятиями Обобщить знания по теме «Рынок и конкуренция» | Повторительно-обобщающий | Урок 5.4 ст.131-132, №6 ст.135 ПП ст.136-138 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Литература, история | Потребитель, производитель, рынок, цена, конкуренция | 17.02 |
Экономика семьи. Семейный бюджет (9ч) | 23 | Семья как потребитель товаров и услуг на рынке | Изучить понятие «семья», выявить основные потребности семьи. | Определение понятия семьи как потребителя товаров и услуг. Воспитывать уважение к членам семьи Развивать логическое мышление путем использования проблемных заданий Формирование у учеников умение выделять главный материал | Вводный | Урок 6.1 140-141, №3 ст.141-143МПП 144 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Литература , история | Потребитель, рынок, цена, спрос, предложение | 03.03 |
24 | Семья как потребитель услуг ЖКХ | Изучение основных видов коммунальных и жилищных услуг. | Раскрыть особенности коммунальных и жилищных услуг. Развивать критическое мышление при работе с данными понятиями | Комбинированный | Урок 6.2стр.145-146, №4,5 стр.149-151 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Закон о защите прав потребителей | Семья, потребитель, услуги | 10.03 |
25 | Расходы семьи на услуги ЖКХ | Изучить основные расходы семьи на оплату коммунальных нужд и жилищных услуг | Изучить основные направления расходов и долю расходов семьи на оплату коммунальных нужд и жилищных услуг. Развивать способность решения задач на определение расходов семьи | Комбинированный | Урок 6.3 стр.153-154, №4(3)МПП стр.158 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Математика | Семья, основные права потребителя | 17.03 |
| 26 | Доходы семьи | Изучить основные источники дохода семьи | Изучить основные источники доходов семьи. Приводить примеры источников доходов своей семьи | Комбинированный | Урок 6.4 стр 158-160,№6(3) стр.165МПП(2) | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Математика | Расходы семьи. | 24.03 |
| 27,28 | Семейный бюджет | Выявить необходимость планирования доходов и расходов семьи | Изучить основные источники доходов семьи. Научиться составлять семейный бюджет Развивать способность решения задач на определение дохода и расходов семьи | Комбинированный | Урок 6.5 стр.166-167, №4 ст.169,№5(3) ст.171 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Математика | Семья, семейные доходы и расходы | 07.04 14.04 |
29 | Рациональное ведение домашнего хозяйства | Изучить сущность рационального ведения домашнего хозяйства | Изучить принципы рационального ведения домашнего хозяйства Способствовать формированию умения выхода из дефицитного бюджета Развивать способности правильно высказывать свою точку зрения | Комбинированный | Урок 6.6 стр.176-177 №5 ст.182 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | История, обществознание | Семья, семейный бюджет | 21.04 |
30,31 | Потребитель. Защита прав потребителя | Изучение основных прав и обязанностей потребителя товаров и услуг. | Определить основные права потребителя Раскрыть особенности поведения потребителя при нарушении его прав Развивать умения отстаивать свою точку зрения | Комбинированный | Урок 6.7 стр. 185-187, МПП и ПС стр 191-192 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | История, обществознание | Потребитель, экономические интересы потребителя | 28.04 05.05 |
| | Тема урока | Цель и задачи урока | Вид урока | Оборудование | Дом. задание | Дата |
Проектная деятельность учащихся | 32 | Актуализация и проблематизация. Концептуализация и целеполагание | Анализирование учебной ситуации, выявление и формирование проблемы проекта Определение цели и задачи проекта. Разработка характеристики проектного результата/продукта (гипотеза и исследование) | Вводный Комбинированный | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | | 12.05 |
33 | Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов Презентация полученного проектного продукта | Выполнение учебного проекта. Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов Представление результата выполненного проекта | Комбинированный | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | | 19.05 |
| 34 | Оценка и рефлексия проектных действий. | Оценка качества проектного продукта по разработанным критериям и проектных действий участников проекта. | Обобщающий | Мультимедийный проектор | | 26.05 |
Итого | 34 |
Раздел | № урока | Тема урока | Цель урока | Задачи урока | Вид урока | Домашнее задание | Оборудование | МПС | Повторение | Дата |
Что изучает экономика (4ч) | 1 | Потребности, их многообразие и неограниченность | Изучить определение потребностей и многообразие их видов | Изучение понятия потребностей и их видов Развитие навыков сравнения Воспитание чувства солидарности к окружающим | Вводный | Урок 1 стр.4-6 зад.№6-8 стр.10-12 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | литература | - | 01.09 |
2 | Блага как средство удовлетворения потребностей | Научить различать потребности и блага, их удовлетворяющие | Изучения понятия блага и его видов Развитие познавательной активности путем выделения главного Формирование навыков сравнения | комбинированный | Урок 2 стр.17-19 МПП стр. 22 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | литература | Потребности, виды потребностей | 08.09 |
3 | Экономические ресурсы, их ограниченность. | Научить определять и объяснять проблему ограниченности ресурсов | Изучение основных видов ресурсов Развитие памяти путем использования ранее полученных знаний Формирование навыков устной речи | Комбинированный | Урок 3 стр 24-26, МПП стр.31 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Литература, природоведение | Потребности, благо | 15.09 |
4 | Выбор как основная экономическая проблема. | Выявить, почему проблема выбора является основной экономической проблемой | Определение сути и необходимости выбора Проверка знаний по теме «Что изучает экономика» Формирование навыков работы с раздаточным материалом | Повторительно-обобщающий | Урок 4 стр.32-33, Проверь себя стр.37-38 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Литература, природоведение | Потребности, благо, ресурсы, выбор, экономика | 22.09 |
Труд (5ч) | 5 | Труд. Разделение труда и специализация. | Изучить понятия труд и его составляющие | Определить понятие труд и его составляющие Развитие мышления учеников на примере использования творческих заданий Формирование навыков работы в группах | Вводный | Урок 2.1 стр.40-41, МПП стр.44 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Литература, история | Потребности, благо, ресурсы, выбор, экономика | 29.09 |
6 | Труд. Разделение труда и специализация. | Выявить необходимость разделения труда для увеличения производительности | Определить понятие специализации Развитие мышления учеников на примере использования творческих заданий Формирование навыков работы в группах | Комбинированный | Урок 2.1 стр.40-41, №4,5 стр. 43 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | История | Потребности, благо, ресурсы, выбор, экономика, труд | 06.10 |
Труд (5ч) | 7 | Производительность труда | Изучить понятие производительности труда и научить производить простейшие расчеты производительности труда | Определить производительность труда и его факторы Научить решать задачи на определение производительности Формировать навыки письменной речи | комбинированный | Урок 2.2 стр.45-46,№2(3,4) МПП стр. 49 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Математика | Труд, орудия и предмет труда, продукт труда, специализация, разделение труда | 13.10 |
8 | Профессия. Квалификация | Научить ориентироваться в мире профессий. Выявить от чего зависит квалификация работника. | Определить понятие профессии и квалификации Научить навыком сравнения изучаемых понятий Способствовать формированию навыков устной речи | комбинированный | Урок 2.3 стр.50-51, №8 стр.55, МПП стр.56 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | История | Труд, производительность труда | 20.10 |
9 | Заработная плата | изучить определение заработной платы и ее виды | Определить понятие заработной платы Выявить от чего зависит заработная плата Проверка знаний по теме «Труд» | Повторительно-обобщающий | Урок 2.4 стр.56-57, №5 стр.59Проверь себя стр.60-61 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | литература | Труд, производительность труда, профессия квалификация | 27.10 |
Товары и услуги (4ч) | 10 | Сущность товаров и услуг. | Изучить понятия товар и услуга, выявляя их отличия | Определение значения понятий товар и услуга Формировать умения сравнения товара и услуги Развитие навыков работы с раздаточным материалом Развитие критического мышления | Комбинированы й | Урок 3.1 стр.6364, МПП стр.69 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Технология | Труд, профессия квалификация, зарплата | 10.11 |
11 | Роль товаров и услуг | Изучить определения товаров и услуг как экономических благ | Приводить различные примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг Развитие навыков сравнения Развитие навыков работы в группах | Комбинированный | Урок 3.2 стр.70, МПП стр. 76, зад.6 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Технология | Зарплата, товар, услуга, потребности | 17.11 |
12, 13 | Коммунальные услуги. Жилищные услуги | Формирование основных знаний в области коммунальных и жилищных услуг | Выявить отличия коммунальных и жилищных услуг и приводить их примеры Развитие навыков сравнения. Развитие навыков работы в группах Формирование навыков взаимооценки учащимися | Комбинированный | Урок 3.3 стр 77-78, задание №2 стр.79-80. МПП стр.82, ПП стр.82 | Рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютер, доска. | Обществознание. | Зарплата, товар, услуга | 24.11 01.12 |
Обмен (4ч) | 14 | Экономическая сущность обмена | Изучить понятие «обмен» и предпосылки его появления | Изучение предпосылок возникновения и сущности обмена Определение натурального и товарного хозяйства Воспитание в учениках уверенности в своих силах путем использования ролевых ситуаций | Вводный | Урок 4.1 стр.84-85, МПП стр.88 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Природоведение | Труд, профессия квалификация, товар, услуга | 08.12 |
15 | Необходимость и добровольность взаимовыгодного обмена | Выявить причины необходимости и взаимовыгодности обмена | Научить рассчитывать пропорции обмена товарами при условии соблюдения основ эквивалентности обмена. Развивать в учениках мотивацию к обучению путем использования заданий с элементами сказок Способствовать развитию творчества | Комбинированный | Урок 4.2 стр. 90 № 2 стр. 91-92МПП(2) стр. 93 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Математика | Обмен, натуральное хозяйство, товарное хозяйство | 15.12 |
| 16,17 | Торговля как форма обмена | Выявить преимущества торговли по отношению к бартерному обмену | Определить понятие торговля, деньги, купец Раскрыть особенности торговли по сравнению с бартером Развивать логическое мышление путем использования проблемных заданий | Повторительно-обобщающий | Урок 4.3-4.4 стр.94-96, МПП (1) стр.99, Урок 4.5№3 стр.103, ПП стр.107-108. | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Литература, история | Обмен, натуральное и товарное хозяйство, бартер, выгода | 22.12, 12.01 |
Рынок и конкуренция (5ч) | 18 | Потребитель и его экономические интересы | изучить понятие «Потребитель» и выявить его основные экономические интересы | Раскрыть особенности понятия потребитель и выявить его экономические интересы Развивать элементы воображения путем использования заданий из сказок | Вводный | Урок 5.1 стр. 111-112, №9 ст.116 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Литература, история | Обмен, бартер, выгода, деньги, торговля | 19.01 |
19 | Производитель и его экономические интересы | Изучить понятие «Производитель» и выявить его основные экономические интересы | Раскрыть особенности понятия производитель и обозначить его экономические интересы Развивать логическое мышление путем использования проблемных заданий | комбинированный | Урок 5.1стр. 111-112, МПП ст.116 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Литература, история | Потребитель, основные интересы потребителя | 26.01 |
20 | Рынок и условия его существования | Определить понятие рынок и изучить условия его существования | Изучение понятий рынок, цена, спрос, предложение Выявление особенностей взаимодействия экономических интересов продавца и покупателя на рынке Формирование у учеников умение выделять главный материал | комбинированный | Урок 5.2 стр.117-118, №3, МПП стр.122 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | История | Потребитель, основные интересы потребителя, производитель | 02.02 |
Рынок и конкуренция (5ч) | 21 | Конкуренция | Выявить положительные и отрицательные результаты конкуренции. | Изучение понятия «конкуренция» и ее видов. Установление причинно-следственных связей между продавцами, покупателями, конкуренцией и ценой товара | Комбинированный | Урок 5.3 ст.123124,№9 ст. 128-129 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | История, обществознание. | Рынок, цена, спрос, предложение | 09.02 |
22 | Рынок продавца и рынок покупателя | Выявить, кто и почему выигрывает на рынках продавца и покупателя | Описать причины различий между рынком продавца и покупателя Развивать критическое мышление при работе с данными понятиями Обобщить знания по теме «Рынок и конкуренция» | Повторительно-обобщающий | Урок 5.4 ст.131-132, №6 ст.135 ПП ст.136-138 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Литература, история | Потребитель, производитель, рынок, цена, конкуренция | 16.02 |
Экономика семьи. Семейный бюджет (9ч) | 23 | Семья как потребитель товаров и услуг на рынке | Изучить понятие «семья», выявить основные потребности семьи. | Определение понятия семьи как потребителя товаров и услуг. Воспитывать уважение к членам семьи Развивать логическое мышление путем использования проблемных заданий Формирование у учеников умение выделять главный материал | Вводный | Урок 6.1 140-141, №3 ст.141-143МПП 144 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Литература , история | Потребитель, рынок, цена, спрос, предложение | 02.03 |
24 | Семья как потребитель услуг ЖКХ | Изучение основных видов коммунальных и жилищных услуг. | Раскрыть особенности коммунальных и жилищных услуг. Развивать критическое мышление при работе с данными понятиями | Комбинированный | Урок 6.2стр.145-146, №4,5 стр.149-151 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Закон о защите прав потребителей | Семья, потребитель, услуги | 09.03 |
25 | Расходы семьи на услуги ЖКХ | Изучить основные расходы семьи на оплату коммунальных нужд и жилищных услуг | Изучить основные направления расходов и долю расходов семьи на оплату коммунальных нужд и жилищных услуг. Развивать способность решения задач на определение расходов семьи | Комбинированный | Урок 6.3 стр.153-154, №4(3)МПП стр.158 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Математика | Семья, основные права потребителя | 15.03 |
| 26 | Доходы семьи | Изучить основные источники дохода семьи | Изучить основные источники доходов семьи. Приводить примеры источников доходов своей семьи | Комбинированный | Урок 6.4 стр 158-160,№6(3) стр.165МПП(2) | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Математика | Расходы семьи. | 23.03 |
| 27,28 | Семейный бюджет | Выявить необходимость планирования доходов и расходов семьи | Изучить основные источники доходов семьи. Научиться составлять семейный бюджет Развивать способность решения задач на определение дохода и расходов семьи | Комбинированный | Урок 6.5 стр.166-167, №4 ст.169,№5(3) ст.171 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | Математика | Семья, семейные доходы и расходы | 06.04 13.04 |
29 | Рациональное ведение домашнего хозяйства | Изучить сущность рационального ведения домашнего хозяйства | Изучить принципы рационального ведения домашнего хозяйства Способствовать формированию умения выхода из дефицитного бюджета Развивать способности правильно высказывать свою точку зрения | Комбинированный | Урок 6.6 стр.176-177 №5 ст.182 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | История, обществознание | Семья, семейный бюджет | 20.04 |
30,31 | Потребитель. Защита прав потребителя | Изучение основных прав и обязанностей потребителя товаров и услуг. | Определить основные права потребителя Раскрыть особенности поведения потребителя при нарушении его прав Развивать умения отстаивать свою точку зрения | Комбинированный | Урок 6.7 стр. 185-187, МПП и ПС стр 191-192 | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | История, обществознание | Потребитель, экономические интересы потребителя | 27.04 04.05 |
| | Тема урока | Цель и задачи урока | Вид урока | Оборудование | Дом. задание | Дата |
Проектная деятельность учащихся | 32 | Актуализация и проблематизация. Концептуализация и целеполагание | Анализирование учебной ситуации, выявление и формирование проблемы проекта Определение цели и задачи проекта. Разработка характеристики проектного результата/продукта (гипотеза и исследование) | Вводный Комбинированный | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | | 11.05 |
33 | Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов Презентация полученного проектного продукта | Выполнение учебного проекта. Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов Представление результата выполненного проекта | Комбинированный | Рабочая тетрадь, доска, мультимедийный проектор | | 18.05 |
| 34 | Оценка и рефлексия проектных действий. | Оценка качества проектного продукта по разработанным критериям и проектных действий участников проекта. | Обобщающий | Мультимедийный проектор | | 25.05 |
Итого | 34 |