Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1» |
Рассмотрено: руководитель МО учителей русского языка и литературы __________ / Гаджиева В. И. / подпись ФИО Протокол № __ от «__» 2016_г. | Согласовано: заместитель директора по УВР ________/Середина И. А./ подпись ФИО «____» ___________2016г. | Утверждаю: директор МКОУ«Богучарская СОШ №1» ______/Богданова Е. П/ подпись ФИО Приказ от «_» ___2016г. № _ |
Рабочая программа по элективному курсу «Комплексный анализ текста» на 2016 – 2017 учебный год |
| Класс _8 «А»_ Учитель Гусакова В. В. |
| |
Планируемые результаты освоения обучающимися элективного курса «Комплексный анализ текста».
Личностными результатами освоения являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
-владение разными видами чтения;
-адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
-овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
-способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-владение различными видами монолога и диалога;
-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
-способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
-способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков
в повседневной жизни; способность использовать родной язык
как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения учениками являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Ученик научится;
самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
учитывать правило в планировании и контроля решения;
работать в соответствии с заявленным планом;
корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять текст;
самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
Ученик получит возможность научиться:
использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;
находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;
преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться справочной и энциклопедической литературой.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
строить понятные для партнера (собеседника) высказывания;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;
готовить самостоятельно проекты;
создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.
Предметные результаты
Ученик научится:
использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения;
устанавливать причинно-следственные связи;
задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
Ученик получит возможность научиться:
составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;
сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;
сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
готовить рассказ по картине на основе выделения объектов картины.
Содержание элективного предмета «Комплексный анализ текста»
Раздел 1. Комплексное повторение.- 2ч.
Комплексное повторение. Анализ текста (Фонетика. Лексика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация.)
Раздел 2. Текст как речевое произведение.-5ч.
Текст как речевое произведение. Типы проблем в тексте. Типы информации в тексте. Ключевые слова текста. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.
Раздел 3. Строение текста.- 3ч.
Строение текста. Название текста. Зачин (первое предложение). Микротема текста. Средства связи между предложениями текста (лексические и грамматические).
Раздел 4.Стиль текста.-5ч
Стили речи. Научный стиль. Основные признаки научного стиля речи. Основные признаки публицистического стиля речи. Жанры публицистического стиля речи. Официально-деловой стиль речи. Жанры официально-делового стиля речи. Разговорный стиль речи. Средства эмоциональной выразительности в разговорном стиле. Общая характеристика художественного стиля.
Раздел 5.Функционально-смысловые типы речи.-4ч.
Функционально-смысловые типы речи. Рассуждение в публицистическом стиле. Повествование в публицистическом стиле. Рассуждение с описанием.
Раздел 6. Языковая компетенция учащихся-.6 ч.
Языковая компетенция. Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Основные понятия морфемики и словообразования. Основные понятия морфологии и орфографии. Основные понятия синтаксиса и пунктуации.
Раздел 7. Средства выразительности в художественном и публицистическом тексте.-4ч.
Средства выразительности в художественном тексте: фонетические, лексические, грамматические, интонационные. Средства выразительности в публицистическом стиле: фонетические, лексические, грамматические, интонационные. Стилистические возможности языковых средств. Тропы, стилистические фигуры. Ритм (стиха и прозы), рифма, интонация.
Раздел 8. Комплексный анализ текстов.-1ч.
Комплексный анализ прозаического и лирического произведения.
Раздел 9. Основные виды переработки текста.-3ч.
Основные виды переработки текста (редактирование, сокращение, план, тезисы, выписки). Конспект, тематический конспект, реферат.
Раздел.10 . Оценка текста..- 2ч.
Оценка текста. Рецензия.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Кол – во часов |
1 | Комплексное повторение | 2 |
2 | Текст как речевое произведение | 5 |
3 | Строение текста. | 3 |
4 | Стиль текста | 5 |
5 | Функционально-смысловые типы речи. | 4 |
6 | Языковая компетенция | 6 |
7 | Средства выразительности в художественном и публицистическом тексте | 4 |
8 | Комплексный анализ текстов. | 1 |
9 | Основные виды переработки текста | 3 |
10 | Оценка текста | 2 |
11 | Итого | 35 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата по плану | Дата факт | Темы уроков |
1 | 07.09 | | Комплексное повторение. Анализ текста. |
2 | 14.09 | | Комплексное повторение. Анализ текста (Фонетика. Лексика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация). |
3 | 21.09 | | Текст как речевое произведение. Типы проблем в тексте. |
4 | 28.09 | | Типы информации в тексте |
5 | 05.10 | | Ключевые слова текста. |
6 | 12.10 | | Способы передачи чужой речи. |
7 | 19.10 | | Прямая и косвенная речь. |
8 | 26.10 | | Строение текста. Название текста. Зачин (первое предложение). |
9 | 09.11 | | Микротема текста. |
10 | 16.11 | | Средства связи между предложениями текста (лексические и грамматические). |
11 | 23.11 | | Стили речи. Научный стиль речи. Основные признаки научного стиля речи. |
12 | 30.11 | | Основные признаки публицистического стиля речи. Жанры публицистического стиля речи. |
13 | 07.12 | | Официально-деловой стиль речи. Жанры официально-делового стиля. |
14 | 14.12 | | Разговорный стиль речи. Средства эмоциональной выразительности в разговорном стиле. |
15 | 21.12 | | Общая характеристика художественного стиля |
16 | 28.12 | | Функционально-смысловые типы речи. |
17 | 11.01 | | Рассуждение в публицистическом стиле. |
18 | 18.01 | | Повествование в публицистическом стиле. |
19 | 25.01 | | Рассуждение с описанием. |
20 | 01.02 | | Языковая компетенция |
21 | 08.02 | | Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии |
22 | 15.02 | | Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии |
23 | 22.02 | | Основные понятия морфемики и словообразования |
24 | 01.03 | | Основные понятия морфологии и орфографии. |
25 | 08.03 | | Основные понятия синтаксиса и пунктуации |
26 | 18.03 | | Средства выразительности в художественном тексте: фонетические, лексические, грамматические, интонационные. |
27 | 22.03 | | Средства выразительности в публицистическом тексте: фонетические, лексические, грамматические, интонационные |
28 | 05.04 | | Стилистические возможности языковых средств |
29 | 12.04 | | Ритм (стиха и прозы), рифма, интонация. |
30 | 19.04 | | Комплексный анализ прозаического и лирического произведения |
31 | 26.04 | | Основные виды переработки текста |
32-33 | 03.05 10.05 | | Конспект, тематический конспект, реферат. |
34 | 17.05 | | Оценка текста. |
35 | 24.05 | | Рецензия. |