СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективному курсу "Комплексный анализ текста"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  по элективному курсу "Комплексный аналмз текста" состоит из трех пунктов: 1) планируемые результаты освоения учебного матермала; 2) содержание учебного курса; 3) календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу "Комплексный анализ текста"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1»


Рассмотрено:

руководитель МО

учителей русского языка и литературы

__________ / Гаджиева В. И. /

подпись ФИО

Протокол № __

от «__» 2016_г.

Согласовано:

заместитель директора

по УВР


________/Середина И. А./

подпись ФИО


«____» ___________2016г.

Утверждаю:

директор

МКОУ«Богучарская СОШ №1»

______/Богданова Е. П/

подпись ФИО


Приказ от «_» ___2016г. № _







Рабочая программа


по элективному курсу «Комплексный анализ текста»


на 2016 – 2017 учебный год














Класс _8 «А»_


Учитель Гусакова В. В.
















Планируемые результаты освоения обучающимися элективного курса «Комплексный анализ текста».

Личностными результатами освоения являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

-владение разными видами чтения;

-адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

-овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

-способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-владение различными видами монолога и диалога;

-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

-способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

-способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков

в повседневной жизни; способность использовать родной язык

как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.



Предметными результатами освоения учениками являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Ученик научится;

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему  вопросов, рассматриваемую на уроке;

  • составлять  возможный план решения  вопросов  совместно с учителем;

  • учитывать правило в планировании и контроля решения;

  •  работать   в соответствии с заявленным планом;

  • корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

  • выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

  • устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять текст;

  • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать  разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;

  • находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться  справочной и энциклопедической литературой.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;

  • владеть монологической и диалогической формами речи;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • строить понятные для партнера (собеседника) высказывания;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

  • участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;

  • готовить самостоятельно проекты;

  • создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

Предметные результаты

Ученик научится:

  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • задавать самостоятельно  вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

  • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;  пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

Ученик получит возможность научиться:

  • составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;

  • сравнивать  произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам,  определять отличительные особенности;

  • сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения; 

  • готовить рассказ по картине на основе выделения объектов картины.



Содержание элективного предмета «Комплексный анализ текста»

Раздел 1. Комплексное повторение.- 2ч.

Комплексное повторение. Анализ текста (Фонетика. Лексика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация.)

Раздел 2. Текст как речевое произведение.-5ч.

Текст как речевое произведение. Типы проблем в тексте. Типы информации в тексте. Ключевые слова текста. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

Раздел 3. Строение текста.- 3ч.

Строение текста. Название текста. Зачин (первое предложение). Микротема текста. Средства связи между предложениями текста (лексические и грамматические).

Раздел 4.Стиль текста.-5ч

Стили речи. Научный стиль. Основные признаки научного стиля речи. Основные признаки публицистического стиля речи. Жанры публицистического стиля речи. Официально-деловой стиль речи. Жанры официально-делового стиля речи. Разговорный стиль речи. Средства эмоциональной выразительности в разговорном стиле. Общая характеристика художественного стиля.

Раздел 5.Функционально-смысловые типы речи.-4ч.

Функционально-смысловые типы речи. Рассуждение в публицистическом стиле. Повествование в публицистическом стиле. Рассуждение с описанием.

Раздел 6. Языковая компетенция учащихся-.6 ч.

Языковая компетенция. Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Основные понятия морфемики и словообразования. Основные понятия морфологии и орфографии. Основные понятия синтаксиса и пунктуации.

Раздел 7. Средства выразительности в художественном и публицистическом тексте.-4ч.

Средства выразительности в художественном тексте: фонетические, лексические, грамматические, интонационные. Средства выразительности в публицистическом стиле: фонетические, лексические, грамматические, интонационные. Стилистические возможности языковых средств. Тропы, стилистические фигуры. Ритм (стиха и прозы), рифма, интонация.

Раздел 8. Комплексный анализ текстов.-1ч.

Комплексный анализ прозаического и лирического произведения.

Раздел 9. Основные виды переработки текста.-3ч.

Основные виды переработки текста (редактирование, сокращение, план, тезисы, выписки). Конспект, тематический конспект, реферат.

Раздел.10 . Оценка текста..- 2ч.

Оценка текста. Рецензия.

Тематическое планирование

п/п

Название раздела

Кол – во часов

1

Комплексное повторение

2

2

Текст как речевое произведение

5

3

Строение текста.

3

4

Стиль текста

5

5

Функционально-смысловые типы речи.


4

6

Языковая компетенция

6

7

Средства выразительности в художественном и публицистическом тексте

4

8

Комплексный анализ текстов.

1

9

Основные виды переработки текста

3

10

Оценка текста

2

11

Итого

35



Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата по плану

Дата факт

Темы уроков

1

07.09


Комплексное повторение. Анализ текста.

2

14.09


Комплексное повторение. Анализ текста (Фонетика. Лексика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация).

3

21.09


Текст как речевое произведение. Типы проблем в тексте.

4

28.09


Типы информации в тексте

5

05.10


Ключевые слова текста.

6

12.10


Способы передачи чужой речи.

7

19.10


Прямая и косвенная речь.

8

26.10


Строение текста. Название текста. Зачин (первое предложение).

9

09.11


Микротема текста.

10

16.11


Средства связи между предложениями текста (лексические и грамматические).

11

23.11


Стили речи. Научный стиль речи. Основные признаки научного стиля речи.

12

30.11


Основные признаки публицистического стиля речи. Жанры публицистического стиля речи.

13

07.12


Официально-деловой стиль речи. Жанры официально-делового стиля.

14

14.12


Разговорный стиль речи. Средства эмоциональной выразительности в разговорном стиле.

15

21.12


Общая характеристика художественного стиля

16

28.12


Функционально-смысловые типы речи.

17

11.01


Рассуждение в публицистическом стиле.

18

18.01


Повествование в публицистическом стиле.

19

25.01


Рассуждение с описанием.

20

01.02


Языковая компетенция

21

08.02


Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии

22

15.02


Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии

23

22.02


Основные понятия морфемики и словообразования

24

01.03


Основные понятия морфологии и орфографии.

25

08.03


Основные понятия синтаксиса и пунктуации

26

18.03


Средства выразительности в художественном тексте: фонетические, лексические, грамматические, интонационные.

27

22.03


Средства выразительности в публицистическом тексте: фонетические, лексические, грамматические, интонационные

28

05.04


Стилистические возможности языковых средств

29

12.04


Ритм (стиха и прозы), рифма, интонация.

30

19.04


Комплексный анализ прозаического и лирического произведения

31

26.04


Основные виды переработки текста

32-33

03.05 10.05


Конспект, тематический конспект, реферат.


34

17.05


Оценка текста.


35

24.05


Рецензия.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!