СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Комплексный анализ неадаптированных оригинальных текстов"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса: Комплексный анализ неадаптированных оригинальных текстов. С помощью данного курса реализуются задачи формирования в первую очередь умений учащихся самостоятельно добывать знания, работая с историческим источником. На первый план ставятся проблемы работы с текстом как первоисточником знания.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Комплексный анализ неадаптированных оригинальных текстов"»

Пояснительная записка


Курс ориентирован на развивающую и сопроводительную роль, его задача составить предметный блок с курсом истории, выводящий изучение истории, да и всего гуманитарного профиля, на качественно новый, более высокий уровень. 
С его помощью реализуются задачи формирования в первую очередь умений учащихся самостоятельно добывать знания, работая с историческим источником. На первый план ставятся проблемы работы с текстом как первоисточником знания. В контексте общих представлений об историческом процессе ученик получает возможность совершить обратный путь - от частного к общему, от детали к целому. Он всецело погружается в исследовательскую среду, осваивая операции классификатора, интерпретатора, аналитика. Методика изучения текста, его включения в контекст имеющегося знания, выявления степени достоверности – это как раз те навыки, которые чрезвычайно трудно выработать на традиционных уроках истории. Программа, таким образом, носит как рецептурный характер, так и выступает в роли лоцманской карты, позволяющей осваивать практические пути познания.

Принципиальная новизна для учащихся курса коренится не в понятийном аппарате, что делает его более привлекательным для изучения, а в самом характере материала. Представляя собой заготовку к знаниям, практический материал в виде источника приобретает характер новизны, необработанностью своей содержательной части, а также индивидуальностью формы. Поиск обобщенного знания путем синтеза конкретной информации, пульс живой, хотя и ставшей прошлым, жизни, заключенной в источнике, творческое начало самого характера учебной деятельности - все это создает напряжение мотивирующего потенциала программы. Существенно меняется соотношение теоретических и практических форм получения знаний. Система практикумов призвана ввести учащегося в лабораторию историка-исследователя. Включаясь в процесс исследования исторического источника, молодой человек выходит на уровень самостоятельных открытий, сделанных на основе усвоенных приемов и алгоритмов исследовательской деятельности.


Задачи курса:

  • освоение источниковедческих форм и основ приемов работы с источником;

  • реализация творческого потенциала личности учащихся в рамках активных форм обучения;

  • ориентация учащегося на выбор исторической науки как направления продолжения образования, формы будущей профессиональной деятельности.


  • Учащийся должен знать:

  • основные виды классификации исторических источников;

  • основные подходы к изучению исторических источников, приемы и методы их анализа;

  • специфические формы источников и особенности их написания.


Учащийся может научится:

  • сделать оценку внешней формы, объема и содержательной массы исторического источника;

  • провести его идентификацию по времени, типу классификации;

  • сделать анализ содержания источника;

  • привязать источник к определенным историческим событиям и явлениям, определить, как и чем он их дополняет;

  • сопоставить различные виды исторических источников, сделать выводы;

  • рассмотреть источник в контексте базовых знаний;

  • грамотно прокомментировать результаты своего исследования;

  • правильно оформлять библиографические описания источников в списке литературы и источников.

Предлагаемая программа элективного курса «Особенности исторического пути развития России: опыт анализа исторических источников » рассчитана на 56 часов. Предполагаемый возраст обучающихся 14-16 лет


Содержание программы


Введение (3 ч.)


Проблемы источниковедения при изучении истории России

Источниковедение как специальная историческая дисциплина. Источниковедение истории России: ожидания и особенности. Исторический источник - основа исторического знания. Откуда берутся и как находят исторические источники. 
Исторический источник как предмет изучения. Сущность исторического источника. Информация - содержание исторического источника. Классификация исторических источников: по форме, по типу, по виду. Принципы объективизма и историзма при оценке источников. Источник - объект исследовательской деятельности.

Основные этапы работы с историческим источником.

Источниковедческий анализ и его этапы: определение внешних особенностей памятника, установление его подлинности, прочтение текста источника; установление времени, места, авторства, поиск обстоятельств и мотивов происхождения текста; истолкование текста, определение его достоверности, полноты, научной значимости. Историческая критика источника. Интерпретация (истолкование) источника.


 Источниковедение Древней и Московской Руси (13 ч.)

Предки восточных славян в трудах античных авторов, византийских, западноевропейских и восточных источниках.

Упоминание расселения венедов и восточных славян в "Естественной истории" Плиния Старшего. "Роксоланы, сарматы, венеды ..." - у Птолемея Клавдия и Тацита.
Славяне выходят на историческую арену. О народоправстве у славян в трудах Прокопия Кесарийского. Единство антов и склавинов. Константин Багрянородный о полюдье. "История" Льва Диакона: записки очевидца о Святославе. "Хроники" Иордана: войны готов со славянами.

"Бертинские анналы". Сведения о Руси эпохи Владимира Святославича.
Географические труды арабских авторов о расселении славян. Описание руссов в «Хазарии» Ибн-Фадлана. Описание похода руссов 913-914 годов на Каспий у ал-Масуди. Упоминание о племени  "волыняне" (дулебы).

Летописи и летописание. Методы исследования летописей

Летописи и летописцы. Летописание как часть культурно-исторического процесса. Датировка летописей. Летописный извод. Достоверность летописных сведений. Летописи и художественное творчество.

Общегосударственное летописание. "Повесть временных лет". Областное летописание. Личность летописца. 

История создания "Повести временных лет". Три редакции "Повести...". Нестор - первый русский писатель и летописец ("Чтения о Борисе и Глебе", "Житие Феодосия Печерского"). Сильвестр - придворный летописец Мономашичей. "Киевские" и  "новгородские"  пристрастия  "Повести...".Начальный свод. "Откуда есть пошла русская земля" - исходная проблема летописи. Легенда о призвании варягов. Проблема названия "Русь". Фольклорные элементы  "Повести..." - легенды о Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди; о вещем Олеге, богатыре-Кожемяке и т.д.

Патриархальность идеи княжеской власти. Завоевание Киева Олегом. Княжения и князья - основа определения этапов становления Руси. Нравственность и патриотизм - основы оценки княжеской доблести. Христианство как эталон жизненных и политических ценностей.  
Договоры, правовые акты в контексте летописи. "Поучение" Владимира Мономаха. Роль вставных новелл в контексте летописных записей (о Борисе и Глебе, об ослеплении князя Василько). Идея единства Руси - сквозная линия "Повести временных лет".
Законодательные акты (X-XV вв.)

Правовые акты: публично-правовые и частно-правовые. "Русская Правда" и ее состав. Авторство "Русской Правды". Понятия древнерусского права: вира, реза, купа, ряд и др. "Устав" Владимира Мономаха. Судные и уставные грамоты.

Актовые материалы
Классификация актов: международные договоры, церковные и гражданские акты, хозяйственные договоры. Договоры. Уставы. Жалованные грамоты. Грамоты полюбовные, деловые, оброчные.

Литературные и публицистические памятники (X-XV вв.


Своеобразие жанра древнерусской литературы: слово, сказание, послание, поучение, моление, житие. "Слово о законе и благодати" Илариона - первый литературно-философский трактат. От "Слова о полку Игореве" до "Слова о Мамаевом побоище" - эволюция историко-патриотической линии в древнерусской литературе.
Источниковедческое богатство "Слова (моления) Даниила Заточника". Публицистический пафос "Поучения Владимира Мономаха". Жития святых. "Киево-Печерский патерик". "Повесть о белом клобуке"

Источниковедение России XV-XVII веков (12 ч.)

Развитие летописной традиции:взлет и падение летописания

Своеобразие московского летописания: государственничество и политизированность. Утрата объективности и обеднение содержания. Отражение в летописях политической и идеологической борьбы. От "Московского летописца" к общерусскому летописанию. 

"Никоновская летопись". Лицевой свод XVI века. Феномен редактирования: кто редактор - Иван Грозный или Иван Висковатый? Пристрастные летописи Смутного времени.
Законодательные акты XVI-XVII веков

Законодательные своды: Судебник 1497 года и Судебник 1550 года. Сложность состава Судебников. Оправдание ожидания при изучении Судебников.

Соборное Уложение 1649 года. Содержание глав, возникновение юридического языка. Крепостное право по версии Соборного Уложения. Обогащение форм и содержания локальных законодательных актов.

Актовые материалы XVI-XVII веков

Усложнение состава и назначения актовых материалов. Отражение в актах наката крепостнических отношений. Грамоты: порядные, ссудные, данные, служилой кабалы. Складные и поручные записи. Духовные грамоты.Ханские ярлыки и кормления.

Делопроизводственные материалы (XVI-XVII вв.)

Делопроизводство. Столбцы. Царские указы. Приговоры. Приказы. Разрядные книги. Писцовое делопроизводство. Судебные дела. "Расспросные" и "пыточные речи". 

Литературные и публицистические памятники (XVI-XVII вв.)

Возрастание исторической ценности и содержательной наполненности памятников литературы и публицистики. Отступление от старых канонов и создание канонов новых. "Сказание о князьях Владимирских". Запальчивая субъективность источников.
"Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским". Стилистическая изощренность и идеологическая запальчивость.

"Домострой" Сильвестра - перенос политических страстей в бытовую среду. Иван Пересветов или Иван Грозный?

Разноголосица Смутного времени: "Сказание Авраамия Палицына", "Иное сказание!". "Сочинение о России в царствование Алексея Михайловича" Г. Катошихина - взгляд на Россию первого русского политического эмигранта.

"Житие протопопа Аввакума" - гениальный памятник предстоящей великой русской литературы.

Источниковедение России XVIII - XIX века(15 ч.)

Законодательные акты. Делопроизводство.

Система государственных и местных учреждений Российской империи в XVIII –ХIХ вв. Переход законодательства от приказной бюрократии к канцелярской.

Основные разновидности делопроизводственных материалов. Замена столбцового делопроизводства протокольным. Особенности оформления документов. Тщательная фиксация деталей. Законодательное оформление абсолютизма и крепостного права. Сложность классификации законодательных актов: манифесты, указы, регламенты, наставления, инструкции, наказы. Путаница нормативных и применительных актов. 
"Табель о рангах" 1722 года. Печатание актов и их сопровождение. "Генеральный регламент" 1720 года. "Жалованные грамоты..." "Манифест о вольности дворянства" 1762 года.
Комплексный метод изучения делопроизводственных материалов. Приёмы поиска, источниковедческого анализа и использования массовой документации.

Политические сочинения и публицистика

Увеличение роли и места политических сочинений и публицистики как исторических источников. Информационное богатство и идейное разнообразие политической и публицистической литературы. Особенности политических сочинений и публицистики. Методические приёмы их анализа. "Книга о скудности и богатстве" И.Т. Посошкова как образец политической публицистики. Основные идеи и содержание сочинений Ф. Прокоповича, М.В. Ломоносова, В.И. Татищева
Дискуссия о роли абсолютизма в России. "Наказ Екатерины II" - образец риторики просвещенного абсолютизма. "О повреждении нравов в России" князя М.М. Мещерякова - критика абсолютизма умным консерватором.

Либеральная критичность публицистики Н.Н. Новикова. "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева - радикальный антикрепостнический памфлет.
Идеи Н.М. Карамзина, М.М. Сперанского, П.Я. Чаадаева и славянофилов. Документы декабристских организаций.

Периодическая печать

Возникновение и общественно - политические условия развития российской периодики и ее место в системе источников. "Ведомости" 1702 года - первенец российской печати. Типы изданий и принципы классификации периодических изданий. Внутренняя структура и основные жанры газет и журналов. Методика источниковедческой критики периодики. Два подхода к работе с периодикой: 1) всестороннее изучение органа печати как целостного источника (как темы); 2) поиск и изучение в данном органе отдельных текстов - источников по теме, которая сама по себе не является темой этого органа.

Газета, журнал. "Санкт-Петербургские ведомости" 1728-1917 годов - тип официального издания. "Труды вольного экономического общества" - образец общественного частного издания. "Уединенный пошехонец" (1786 год, Ярославль) - первый провинциальный журнал.

Цензура. Значение архивных фондов цензурных учреждений, редакций и издательств. 

Основные идейные направления периодической печати. Журналы и газеты XIX вв.

Мемуары, дневники, частная переписка

Личностный, субъективный характер мемуаристики и эпистолярии как типа исторических источников. Бытовизм мемуаров, дневников, переписки. Роль авторской оценки. Личность автора как критерий доверия к его информации. Феномен утверждения: "Врет как очевидец". 

"Записки Андрея Болотова" - уникальный по пространству и достоверности источник государственной, провинциальной и частной жизни России XVIII века. "Мемуары Екатерины Великой" и "Записки" кн. Екатерины  Дашковой - два взгляда на одни и те же события.

Расцвет эпистолярного жанра. "Дневник А.В. Храповицкого" - взгляд на эпоху Екатерины IIизнутри. Дневники частных лиц.

1812 год в воспоминаниях: дневник Д,Давыдова, «Очерки Бородинского сражения» Ф.Н.Глинки, «Записки о 1812 годе» С.Н.Глинки.

Россия XIX в. глазами иностранцев. 1812 год по воспоминаниям современников – иностранцев. «Николаевская Россия» Астольфа де Кюстина.

Статистические источники.

Статистика как наука. Ее особенности. Место статистики в исторических исследованиях. Специфика метода статистических исследований. Роль статистических источников и статистических методов в историческомпознании. Организация и методика проведения статистического исследования.

Понятие о статистических таблицах. Приемы чтения и анализа статистических таблиц. Источниковедческий анализ статистических материалов.

Статистические источники периода Российской империи (XVIII – начало XX в.): материалы Генерального межевания, приложения к губернаторским отчетам, документы Центрального статистического комитета МВД, документы статистики Министерства финансов и Министерства торговли и промышленности, документы земской статистики (подворные переписи, бюджетные обследования, текущая статистика), материалы переписей (всероссийской всеобщей, промышленных, сельскохозяйственных, поземельной собственности и др.), документы предпринимательских организаций и акционерных обществ. 

Методики и приемы исследования статистических источников

Источниковедение новейшего периоде отечественной истории (11 часов)

Особенности источников новейшего времени

Государственно-территориальный подход к корпусу источников новейшего времени. Комплексы исторических источников советских республик и иных государственных образований, ранее входивших в состав СССР.

Развитие и изменение источниковой базы в связи с теми изменениями территориального и политического порядка, которые имели место на территории бывшей Российской империи.

Общая характеристика источников новейшего времени. Увеличение количества исторических источников. Традиционные виды источников.

Развитие новых видов источников. Место письменных источников в корпусе исторических источников новейшего времени. Проблема адекватности исторического источника историческому событию. Влияние идеологизации советского общества на формирование корпуса исторических источников и на их содержание.

Публикация письменных источников новейшего времени. Текущая и ретроспективная публикация.

Законодательные акты советского периода и новой России

Значение законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов для изучения общества новейшего времени. Нормативные и индивидуальные законодательные акты. Их отличия и классификация.

Декреты Советской власти как исторический источник: история создания, особенности и методика работы с ними.

Конституции РСФСР, СССР, РФ как исторические источники. Их информативные возможности, особенности работы с ними.

Законы о планах развития народного хозяйства, их роль и значение в жизни общества. Этапы их разработки и порядок утверждения. Публикации пятилетних планов и их информативные возможности.

Публикации законодательных источников.

Подзаконные акты. Административно-распорядительные документы органов государственного управления СССР - РСФСР-РФ, исполнительных комитетов местных Советов и органов местного самоуправления РФ. Их значение как исторических источников.

Массовые источники: развитие и оформление понятия

Развитие массовых источников после революции 1917 г. Причины постоянного увеличения их количества. Эволюция массовых источников в 1917 – начала 90-х гг. Основные периоды в развитии массового источниковедения: особенности и содержание. Основные этапы: 1917 – конец 20-х гг., 30-е – середина 80-х гг., середина 80-х – середина 90-х гг.

Отечественные историки о понятии «массовый источник». Б.Г. Литвак.

Основные направления в изучении массовых источников в 60-е – начале 70-х гг. Гражданское и партийное направления. Использование метода выборочной обработки массовых источников в отечественном источниковедении.

Классификация источников в отечественном источниковедении.

Классификация источников на уникальные и массовые. В.И. Стрельский.

Статистические источники советского периода (1917–1991 гг.): материалы статистики промышленности и транспорта, материалы статистики сельского хозяйства, включая выборочные обследования крестьянских хозяйств и крестьянских бюджетов, материалы статистики народонаселения (переписи 1920, 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 гг.). Материалы планирования развития народного хозяйства. Публикации статистических данных в Российской империи и Советском Союзе. 

Региональные компоненты: исторические источники по истории родного края. (2ч.)



Учебно-тематическое планирование

Наименование тем курса

Всего часов

Введение

3

Проблемы источниковедения

1

Основные этапы работы с историческим источником

2

Источниковедение Древней и Московской Руси

13

Предки восточных славян в трудах античных авторов, византийских и западноевропейских и восточных источниках

2

Летописи и летописание. Методы исследования летописей.

4

Законодательные акты (X-XV века)

2

Актовые материалы

2

Литературные и публицистические памятники (X-XV века)

3

Источниковедение России  XV-XVII веков

12

Развитие летописной традиции: взлет и падение летописания.

2

Законодательные акты XVI-XVII веков

3

Актовые материалы XVI-XVII веков

3

Делопроизводственные материалы (XVI-XVII века)

2

Литературные и публицистические памятники (XVI-XVII века)

2

Источниковедение России XVIII - XIX века

15

Законодательные акты. Делопроизводство.

4

Политические сочинения и публицистика

4

Периодическая печать

3

Мемуары, дневники, частная переписка

4

Источниковедение новейшего периоде отечественной истории

11

Особенности источников новейшего времени

3

Законодательные акты советского периода и новой России


4

Массовые источники: развитие и оформление понятия

4

Региональные компоненты: исторические источники по истории родного края. (2ч.)


2

Итого 

56



Литература

  1. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. М.: Просвещение, 1987.

  2. Хрестоматия по истории России. Т. 1. С древнейших времен до XVII в. / Сост. И.В.Бабич и др. М.: МИРОС, 1994.

  3. Хрестоматия по истории России. Т. 2. XVII - начало XVIII в. / Сост. И.В.Бабич и др. М.: МИРОС, 1995.

  4. Великая Отечественная война в письмах. М., 1982.

  5. Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова описанные самим им для своих потомков. М., 1986.

  6. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М.: Аспект-Пресс, 1998 г.

  7. Екатерина II в воспоминаниях современников (оценках историков). М.: Терра, 1998.

  8. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное и другие его сочинения. М., 1960. 

  9. Записки очевидца. М.: Современник, 1990.

  10. Изборник. М.: Художественная литература, 1969.

  11. Карамзин Н.М. О древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях. М., 1982. 

  12. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным

  13. голосованием 12 дек. 1993 г. М., 1993.

  14. Митрополит Илларион. Слово о законе и благодати // Альманах библиофила. Вып. 26. М., 1989. С.154-227.

  15. Новые Конституции стран СНГ и Балтии: Сборник документов. М.,

  16. 1997.

  17. Памятники литературы Древней Руси. М.: Художественная литература, любые выпуски.

  18. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979.

  19. Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Ч.1-2.

  20. Рассказы русских летописей XII-XIV веков. М., 2000.

  21. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву; Вольность: Ода. СПб., 1992.

  22. Россия при царевне Софье и Петре I. М.: Современник, 1990 г.

  23. Россия первой половины XIX века глазами иностранцев / Сост. Ю.А.Лимонов. Л.: Лениздат, 1991

  24. Россия XVIII века глазами иностранцев. Л., 1989.

  25. Сборник документов для практических занятий по источниковедению

  26. истории СССР. Вып. 3. М., 1982; Вып. 4. М., 1987.

  27. Симеон Полоцкий. Избранные сочинения. М.; Л., 1953.

  28. Смута в Московском государстве. М.: Современник, 1989 г.

  29. Сочинения Ивана Пересветова. М.; Л., 1956.

  30. Сперанский М.М. Проекты и записки. М.; Л., 1961.

  31. 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников. М.: Правда, 1987.

  32. .Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!