СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективному курсу «Основы картографии и ГИС-технологий в процессе составления географических карт» 10-11 кл.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс «Основы картографии и ГИС-технологий в процессе составления географических карт» относится к одним из фундаментальных географических дисциплин в системе подготовки учеников. Картографические знания и  умения, основы владения ГИС-технологиями помогают в освоении других географических дисциплин с учетом современной школьной программы по географии, способствуют общему развитию кругозора учеников и играют роль в выборе профессиональной деятельности. Программой курса предусмотрено изучение основ картографии, в первую очередь, проектирования и составления общегеографических и тематических карт,  а также основ геоинформационных технологий.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу «Основы картографии и ГИС-технологий в процессе составления географических карт» 10-11 кл.»

Рабочая программа элективного курса по географии «Основы картографии и ГИС-технологий в процессе составления географических карт» (10-11 кл.)

  1. Вводная часть. Курс «Основы картографии и ГИС-технологий в процессе составления географических карт» относится к одним из фундаментальных географических дисциплин в системе подготовки учеников. Картографические знания и умения, основы владения ГИС-технологиями помогают в освоении других географических дисциплин с учетом современной школьной программы по географии, способствуют общему развитию кругозора учеников и играют роль в выборе профессиональной деятельности. Программой курса предусмотрено изучение основ картографии, в первую очередь, проектирования и составления общегеографических и тематических карт, а также основ геоинформационных технологий. Общее количество часов на дисциплину – 36.

  2. Цель курса «Основы картографии и ГИС-технологий в процессе составления географических карт» – научить учеников грамотно анализировать и понимать карты; научить учеников составлять несложные картографические произведения, на основе различных источников; дать основы ГИС-проектирования при создании географических карт.

Основные задачи курса «Основы картографии и ГИС-технологий в процессе составления географических карт»:

  • раскрытие сущности и свойств географической карты;

  • ознакомление учеников с различными картографическими произведениями, видами и типами карт;

  • изучение приемов составления карт разными способами картографического изображения;

  • ознакомление с видами съемок местности.

  1. Требования к уровню освоения содержания курса.

Учащиеся должны знать:

  • язык карты;

  • основные картографические произведения, их свойства и особенности;

  • основные картографические проекции;

  • картографические методы для изучения природных и социально- экономических явлений;

Учащиеся должны уметь:

  • читать и анализировать картографические произведения;

  • составлять несложные картографические произведения;

  • определять расстояния и площади объектов на картах;

  • работать с основными измерительными приборами, первоначального дешифрирования космо- и аэрофотоснимков;

  • применять разные способы изображения для оформления карт;

  • работать в ГИС- программах (Arc View, Arc GIS, Erdas Imagine)

  1. Содержание курса.

Содержание курса делится на четыре основных раздела:

Раздел 1. Предмет и структура картографии (10 ч);

Раздел 2. Общегеографические карты (5ч);

Раздел 3. Геоинформационное картографирование (8 ч);

Раздел 4. Создание карт с помощью ГИС-программ (13 ч)

Раздел 1. 1. Предмет и структура картографии (1 ч)

Понятие «картография». Картография в системе наук. Географическая карта: термин и определение. Элементы географической карты. Классификация карт по масштабу, по территориальному охвату, по картографируемому пространству, по содержанию. Классификация тематических карт.

2. Математическая основа карт (4 ч).

Геодезическая основа. Переход от физической поверхности Земли к ее изображению на плоскости. Масштабы карт. Искажения на картах. Картографические проекции. Классификации проекций: цилиндрические, конические, азимутальные, поликонические, условные. Распознавание проекций. Выбор проекций с учетом назначения карты, географических особенностей территории.

3. Язык карты (3 ч).

Условные знаки как элементы языка карты. Площадные, линейные, внемасштабные условные знаки. Различия в построении знаков, связанные с назначением, типом и характером использования карты. Способ изолиний. Способ ареалов для показа области распространения явления, точечный способ для показа площадей. Локализованные диаграммы картограммы, картодиаграммы. Картографическая топонимика, формы передачи иноязычных названий на картах.

4. Генерализация объектов на географической карте (2 ч)

Сущность и факторы генерализации. Виды генерализации. Цензы и нормы отбора. Геометрическая точность картографической генерализация объектов.

Раздел 2. 5.Общегеографические карты (3 ч)

Содержание крупно- и среднемасштабных общегеографических карт. Виды карт по основным признакам: содержанию, масштабу, охвату территории, назначению, способу применения. Деление карт на топографические, обзорные. Изображение водных объектов, растительности и грунтов. Способы изображения рельефа. Сущность способа горизонталей, изображение с их помощью элементов и форм рельефа. Практические задачи, решаемые по карте с горизонталями. Гипсометрический способ, пластические способы, перспективное изображение, способ светотени. Изображение социально-экономических элементов: населенных пунктов, объектов экономики и культуры, путей сообщения, средств связи и политико-административного деления. Обзорные общегеографические карты. Сущность, элементы содержания, особенности применения.

  1. Использование карт (6ч)

Основные способы анализа географических карт. Описания по картам. Графические приемы анализа карт. Измерение длин линий, площадей и объемов по картам. Определение прямоугольных и географических координат.

Раздел 3 7. Геоинформационное картографирование (5ч)

Понятие «географические информационные системы» (ГИС). Составные части ГИС. Организация информации в ГИС. Возможности ГИС. Электронные, интерактивные атласы и карты.

8.Методика дешифрирования (3 ч.)

Виды съемок местности: наземные (плановые, высотные, планово-высотные) и дистанционные (аэрофото, космические). Геодезические опорные сети. Современные методы наземных съемок. Создание карт по аэрофотоснимкам. Дешифрирование. аэрофотоснимков. Прямые и косвенные дешифровочные признаки основных объектов. Камеральное и полевое дешифрирование, применяемые приборы. Понятие о комбинированном и стереотопографическом методах создания карт. Фотопланы и фотокарты. Космическая съемка. Дешифрирование космических снимков.

Раздел 4. 9.Создание карт с помощью ГИС-программ (2 ч)

Основные этапы создания карт, их оформление. Современные технологии создания карт. Внедрение компьютерных технологий.

10. Знакомство с программами Arc View, Arc GIS, Erdas Imagine (5 ч).

Запуск, начальные сведения о программах. Знакомство с интерфейсом программ. ГИС-модули и их применение.

11. Применение модулей ГИС-проектирования на локальном уровне (краеведческий принцип) (6 ч).

Разбор примеров создания географических карт на конкретной местности. Проектирование топооснов на местности.





  1. Изучение курса по часам

\п

Тема

Количество

часов

1.

Раздел 1.

Предмет и структура картографии


1

2.

Математическая основа карт

4

3.

Язык карты

3

4.

Генерализация объектов на географической карте

2

5.

Раздел 2.

Общегеографические карты


3

6.

Использование карт

2

7.

Раздел 3.

Геоинформационное картографирование


5

8.

Методика дешифрирования

3

9.

Раздел 4. Создание карт с помощью ГИС-программ

2

10.

Знакомство с программами Arc View, Arc GIS, Erdas Imagine

5

11.

Применение модулей ГИС-проектирования на локальном уровне

6

Итого:

36

  1. Методические указания по изучению курса.

Основными формами занятий планируются лекции, семинары и практические ра­боты. Основной тип уроков: комбинированный. Применяемые технологии: наглядные и технические средства (общегеографические, тематические карты, геодезические приборы, программные компоненты Arc View, Arc GIS, Erdas Imagine). Усвоение учебного материала реализуется с применением основных методов обучения и их сочетания:

  • словесных (рассказ, учебная лекция, беседа),

  • наглядных (иллюстрационных и демонстрационных),

  • практических,

  • проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;

  • методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;

  • объяснительно-иллюстративного, частично - поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.



Практические задания:

  1. Построение профиля по заданной линии на карте. Определение отметок горизонталей, пересекаемых профильной линией; выбор вертикального масштаба. Графическое оформление

  2. Применение способов картограмм, картодиаграмм, значков и др. Оформление карты.

  3. Работа с аэрофото и космическими снимками. Топографическое дешифрирование аэрофотоснимка на заданном участке и составление плана этого участка

  4. Анализ и оценка общегеографических и тематических карт: их содержания, принципов и видов картографической генерализации, способов изображения.

  5. Создание карты кварталов города, ландшафтной карты, загрязнения почвенного и снежного покрова.


7. Литература по курсу.

1.Фокина Л. А. Картография с основами топографии: учебное пособие для студентов вузов М. Гуманитар. изд,2005г.

2.Картография/ Фернан Жоли ;пер.с фр. Н. М. Иосилевич.-М.: АСТ: Астрель.-2005г

3.Серапинас Б. Б. Математическая картография. Учебник для вузов/ М.: Издательский центр «Академия»,2005г

4.Берлянт А. М. Картографический метод исследования.2-е изд. М.1988г.

5.Справочник по картографии/А. М. Берлянт, А. В. Гедымин. и др. М.1988г.

6.Грюнберг Г. Ю. Картографические понятия в школьной географии. Учебное пособие М.1979.

7.Самардак А. С. Геоинформационные системы: Учебное пособие. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005.

8.Темы докладов по курсу.

1. Теоретические концепции в картографии.

2. Совместное применение различных способов изображения.

3. Изображение водных объектов, растительности и грунтов.

4. Изображение социально-экономических элементов на общегеографических картах.

5. История развития ГИС в РФ и за рубежом.