Рабочая программа составлена на основе авторской программы Т.Г.Кучиной «Современный отечественный литературный процесс» // Элективные курсы – М.: Дрофа, 2007.
Освоение современной литературы связано с необходимостью формирования навыков/культуры информационного обеспечения учебной работы. Динамичность развития современной литературы и оперативность литературной критики требуют овладения приемами быстрого поиска информации, в том числе получения ее «online» из интернетовских литературных сайтов
Основные формы организации учебных занятий – семинары и практические занятия. Перед изучением каждого произведения учащимся предлагается система вопросов, направленных на корректировку рецепции и развитие литературоведческой наблюдательности.
По итогам изучения темы даются вопросы для повторения и задания для самостоятельной работы. Вопросы и задания дифференцированы по уровням сложности. От первых к последним урокам уровень сложности повышается (от вопросов репродуктивного характера к исследовательским заданиям).
Для выполнения контрольных заданий в конце каждой главы приводится аннотированный список литературы (в том числе указываются адреса литературных интернетовских сайтов).
Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные к уроку сообщения/ доклады и письменные работы. Ученик выполняет одно из заданий «Творческого практикума» (сочинение, рецензия, эссе).
Оценка выставляется с учетом точности понимания проблематики произведения, выбора адекватного пути его аналитического прочтения, оптимального соотношения научной объективности и личностной оценки, правильности речевого оформления.
№ п/п | Дата, план/факт | Тема, тип урока, форма проведения | Элемент содержания | Требования к уровню достижений |
Иметь представление | Знать | Уметь, иметь опыт, применять на практике |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | | Литературная ситуация конца 1980 – 1990 гг. Место литературы в художественной культуре. Проблемная лекция Проблемное изложение | Место литературы конца 1980-1990 годов в художественной культуре. | Иметь представление о месте литературы конца 1980-1990 годов в художественной культуре. | Знать о месте литературы конца 1980-1990 годов в художественной культуре. | Уметь находить черты литературной ситуации конца 1980-1990 годов в произведениях писателей конца ХХ- начала ХХI века |
2 | | Понятие о постмодернизме, постреализме, постпостмодернизме, неосентиментализме, неонатурализме. Проблемная лекция Проблемное изложение | Понятие о постмодернизме, постреализме, постпостмодернизме, неосентиментализме, неонатурализме. | Иметь представление о постмодернизме, постреализме, постпостмодернизме, неосентиментализме, неонатурализме. | Знать отличительные признаки постмодернизма, постпостмодернизма, неосентиментализма, неонатурализма | Уметь находить черты литературного течения в произведениях разных писателей |
3 | | Венедикт Ерофеев. «Москва – Петушки». Автор и герой; речевой портрет героя. Проблемная лекция Проблемное изложение | Венедикт Ерофеев. «Москва – Петушки». Автор и герой; речевой портрет героя. | Иметь представление об особенностях прозы Венедикта Ерофеева | Знать о жизни и творчестве писателя | Уметь анализировать прозаическое произведение |
4 | | Венедикт Ерофеев. «Москва – Петушки». Понятие интертекстуальности, основные источники реминисценций и аллюзий в поэме. Проблемная лекция Аналитическая беседа | Понятие интертекстуальности, основные источники реминисценций и аллюзий в поэме. | Иметь представление об интертекстуальности, основных источниках ременисценций и аллюзий в поэме | Знать о жизни и творчестве писателя | Уметь анализировать прозаическое произведение |
5 | | Венедикт Ерофеев. «Москва – Петушки». Сюжет поэмы: ассоциативно-лирический способ связи фрагментов, значимость лейтмотивной организации повествования. Проблемная лекция Аналитическая беседа | Венедикт Ерофеев. «Москва – Петушки». Сюжет поэмы: ассоциативно-лирический способ связи фрагментов, значимость лейтмотивной организации повествования. | Иметь представление об ассоциативно-лирический способ связи фрагментов, значимость лейтмотивной организации повествования | Знать о жизни и творчестве писателя | Уметь анализировать прозаическое произведение |
6 | | Саша Соколов. «Школа для дураков». Структура повествующего «я» в романе. Проблемная лекция Проблемное изложение | Саша Соколов. «Школа для дураков». Структура повествующего «я» в романе. | Иметь представление о структуре повествовательного «Я» в романе Саши Соколова «Школа для дураков» | Знать о жизни и творчестве писателя | Уметь анализировать прозаическое произведение |
7 | | Саша Соколов. «Школа для дураков». Расщепленность сознания героя, двойственность отраженной в его сознании реальности. Проблемная лекция Аналитическая беседа | Расщепленность сознания героя, двойственность отраженной в его сознании реальности. | Иметь представление о том, что такое расщепленность сознания героя | Знать о жизни и творчестве писателя | Уметь анализировать прозаическое произведение |
8 | | Саша Соколов. «Школа для дураков». Пространственно-временная организация романа. Лирическая стихия повествования. Проблемная лекция Аналитическая беседа | Пространственно-временная организация романа. Лирическая стихия | Иметь представление о пространственно-временной организации романа С.Соколова «Школа для дураков» | Знать о жизни и творчестве писателя | Уметь анализировать прозаическое произведение |
9 | | Андрей Битов. «Пушкинский дом». Роман-музей. «Пушкинский дом» как автометарефлексивный текст. Проблемная лекция Проблемное изложение | Роман-музей. «Пушкинский дом» как автометарефлексивный текст. | Иметь представление о романе-музее | Знать о жизни и творчестве писателя | Уметь анализировать прозаическое произведение |
10 | | Андрей Битов. «Пушкинский дом». Обнажение цитатной природы культуры: биография героя как вариации на тему классических сюжетов. Проблемная лекция Аналитическая беседа | Обнажение цитатной природы культуры: биография героя как вариации на тему классических сюжетов. | Иметь представление о цитатной природе культуры | Знать о жизни и творчестве писателя | Уметь анализировать прозаическое произведение |
11 | | Андрей Битов. «Пушкинский дом». Проблема внутренней свободы героя. «Подлинность» и «симулятивность» реальности в «Пушкинском доме». | Проблема внутренней свободы героя. «Подлинность» и «симулятивность» реальности в «Пушкинском доме». | Иметь представление о «подлинности» и «симулятивности» реальности в «Пушкинском доме» | Знать о жизни и творчестве писателя | Уметь анализировать прозаическое произведение |
12 | | Русский концептуализм. Культурно-философские основания концептуализма. Проблемная лекция Проблемное изложение | Русский концептуализм. Культурно-философские основания концептуализма. | Иметь представление о культурно-философских основаниях концептуализма | Знать культурно-философские основания концептуализма | Уметь самостоятельно исследовать проблему, поставленную в теме, отбирать литературный материал, логически его выстраивать |
13 | | Русский концептуализм. Деконструкция идеологизированного образа реальности и «застывших», авторитетных структур сознания, закрепленных в языке. Проблемная лекция Аналитическая беседа | Русский концептуализм. Деконструкция идеологизированного образа реальности и «застывших», авторитетных структур сознания, закрепленных в языке. | Иметь представление о культурно-философских основаниях концептуализма | Знать деконструкцию идеологизированного образа реальности и «застывших», авторитетных структур сознания, закрепленных в языке. | Уметь самостоятельно исследовать проблему, поставленную в теме, отбирать литературный материал, логически его выстраивать |
14 | | Русский концептуализм. Понятие о симулякре. Деконструкция лирического «я». «Action» как форма существования концептуального текста. Дмитрий Александрович Пригов. Лев Рубинштейн. Проблемная лекция Аналитическая беседа | Русский концептуализм. Понятие о симулякре. Деконструкция лирического «я». «Action» как форма существования концептуального текста. Дмитрий Александрович Пригов. Лев Рубинштейн. | Иметь представление об «Action» как форме существования концептуального текста. | Знать понятие о симулякре, деконструкцию лирического «я». «Action» как форму существования концептуального текста. | Уметь самостоятельно исследовать проблему, поставленную в теме, отбирать литературный материал, логически его выстраивать |
15 | | Тимур Кибиров. Поэтика палимпсеста в поэзии Т.Кибирова. Цитатность как стилеобразующий фактор поэтики. «Сентиментальность» и ирония. Проблемная лекция Аналитическая беседа | Поэтика палимпсеста в поэзии Т.Кибирова. Цитатность как стилеобразующий фактор поэтики. «Сентиментальность» и ирония. | Иметь представление о поэтике палимпсеста в поэзии Т.Кибирова | Знать о жизни и творчестве писателя | Уметь анализировать поэтическое произведение |
16 | | Татьяна Толстая. «Факир». Амбивалентность хронотопа, цикличность времени, метафорическая насыщенность предметов мира. Проблемная лекция Проблемное изложение | Амбивалентность хронотопа, цикличность времени, метафорическая насыщенность предметов мира. | Иметь представление об амбивалентности хронотопа, цикличности времени, метафорической насыщенности предметов мира | Знать о жизни и творчестве писателя | Уметь анализировать прозаическое произведение |
17 | | Татьяна Толстая. «Факир». Контраст культурных миров героев. Эмпирический мир и мир творческого воображения в рассказе. Проблемная лекция Аналитическая беседа | Контраст культурных миров героев. Эмпирический мир и мир творческого воображения в рассказе. | Иметь представление о культурных мирах героев | Знать о жизни и творчестве писателя | Уметь анализировать прозаическое произведение |
18 | | Людмила Петрушевская. «Дама с собаками». Психологический мир героев и «бытовой» фон. Проблемная лекция Проблемное изложение | Людмила Петрушевская. «Дама с собаками». Психологический мир героев и «бытовой» фон. | Иметь представление о психологическом мире героев произведений Л.Петрушевской | Знать о жизни и творчестве писателя | Уметь анализировать прозаическое произведение |
19 | | Людмила Петрушевская. «Дама с собаками». Экзистенциальная проблематика рассказа. Повествовательная перспектива. Проблемная лекция Аналитическая беседа | Экзистенциальная проблематика рассказа. Повествовательная перспектива. | Иметь представление об экзистенциальной проблематике рассказа, о повествовательной перспективе рассказа | Знать о жизни и творчестве писателя | Уметь анализировать прозаическое произведение |
20 | | Людмила Петрушевская. «Дама с собаками». Трагедия как фарс в художественном мире Л.Петрушевской. Проблемная лекция Аналитическая беседа | Трагедия как фарс в художественном мире Л.Петрушевской. | Иметь представление | Знать о жизни и творчестве писателя | Уметь анализировать прозаическое произведение |
21 | | Владимир Маканин. «Кавказский пленный». Антигероическое изображение войны в рассказе. Проблемная лекция Проблемное изложение | Владимир Маканин. «Кавказский пленный». Антигероическое изображение войны в рассказе. | Иметь представление о творчестве В. Маканина | Знать о жизни и творчестве писателя | Уметь анализировать прозаическое произведение |
22 | | Владимир Маканин. «Кавказский пленный». Мотив красоты. Проблемная лекция Аналитическая беседа | Владимир Маканин. «Кавказский пленный». Мотив красоты. | Иметь представление о творчестве В. Маканина | Знать о жизни и творчестве писателя | Уметь анализировать прозаическое произведение |
23 | | Владимир Маканин. «Кавказский пленный». Диалог с классикой (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский). Проблемная лекция Аналитическая беседа | Диалог с классикой (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский). | Иметь представление о творчестве В. Маканина | Знать о жизни и творчестве писателя | Уметь анализировать прозаическое произведение |
24 | | Сергей Довлатов. «Номенклатурные полуботинки», «Представление». Биография как литературный факт. Искусство Довлатова-рассказчика. Проблемная лекция Проблемное изложение | Биография как литературный факт. Искусство Довлатова-рассказчика. | Иметь представление о творчестве Сергея Довлатова | Знать о жизни и творчестве писателя | Уметь анализировать прозаическое произведение |
25 | | Сергей Довлатов. «Номенклатурные полуботинки», «Представление». Взаимообратимость литературы и реальности в творчестве С.Довлатова. Проблемная лекция Аналитическая беседа | Взаимообратимость литературы и реальности в творчестве С.Довлатова. | Иметь представление о творчестве Сергея Довлатова | Знать о жизни и творчестве писателя | Уметь анализировать прозаическое произведение |
26 | | Сергей Довлатов. «Номенклатурные полуботинки», «Представление». Экзистенциальные аспекты проблематики рассказов. Проблемная лекция Аналитическая беседа | Экзистенциальные аспекты проблематики рассказов Сергея Довлатова | Иметь представление об экзистенциальных аспектах проблематики рассказов Сергея Довлатова | Знать о жизни и творчестве писателя | Уметь анализировать прозаическое произведение |
27 | | Г.Владимов. «Генерал и его армия». Традиция классического эпического повествования (Л.Толстой. «Война и мир»). Особенности решения патриотической темы. Психологизм романного повествования. Проблемная лекция Проблемное изложение | Традиция классического эпического повествования (Л.Толстой. «Война и мир»). Особенности решения патриотической темы. Психологизм романного повествования. | Иметь представление о психологизме романного повествования | Знать о жизни и творчестве писателя | Уметь анализировать прозаическое произведение |
28 | | Людмила Улицкая. «Перловый суп». Объективное и субъективное («персональное») время в рассказе. Предметный фон повествования и его значимость в раскрытии психологического облика персонажей. Двойственность повествовательной перспективы рассказа, особенности художественного языка. Проблемная лекция Проблемное изложение | Объективное и субъективное («персональное») время в рассказе. Предметный фон повествования и его значимость в раскрытии психологического облика персонажей. Двойственность повествовательной перспективы рассказа, особенности художественного языка. | Иметь представление об объективном и субъективном времени в рассказе, о предметном фоне повествования и его значимости в раскрытии психологического облика персонажей. | Знать о жизни и творчестве писателя | Уметь анализировать прозаическое произведение |
29 | | Иосиф Бродский. Пространство и время в художественном мире И.Бродского. Бытие человека как путь утрат, «реальность отсутствия». Проблемная лекция Проблемное изложение | Пространство и время в художественном мире И.Бродского. Бытие человека как путь утрат, «реальность отсутствия». | Иметь представление о пространстве и времени в художественном мире И.Бродского | Знать о жизни и творчестве писателя | Уметь анализировать поэтическое произведение |
30 | | Иосиф Бродский. Концепция поэта как «инструмента языка»: жизнь человека и жизнь слова в поэзии И.Бродского. Защита проекта Рецензирование проекта | Концепция поэта как «инструмента языка»: жизнь человека и жизнь слова в поэзии И.Бродского. | Иметь представление о жизни человека и жизни слова в поэзии И.Бродского | Знать о жизни и творчестве писателя | Уметь анализировать поэтическое произведение |
31 | | Лев Лосев. Структура лирического «я» в стихотворениях Л.Лосева. Проблемная лекция Проблемное изложение | Структура лирического «я» в стихотворениях Л.Лосева. | Иметь представление о структуре лирического «я» в стихотворениях Л.Лосева | Знать о жизни и творчестве писателя | Уметь анализировать поэтическое произведение |
32 | | Лев Лосев. Поэтика стилизации и стилевая индивидуальность. Поэтическая традиция Х1Х в. и ее преломление в творчестве Л.Лосева. Проблемная лекция Аналитическая беседа | Поэтика стилизации и стилевая индивидуальность. Поэтическая традиция Х1Х в. и ее преломление в творчестве Л.Лосева. | Иметь представление о поэтике стилизации и стилевой индивидуальности | Знать о жизни и творчестве писателя | Уметь анализировать поэтическое произведение |
33 | | Борис Акунин. «Коронация». Исторический фон и условно-литературная реальность в романе. Трансформация сюжетной схемы детектива. Проблемная лекция Проблемное изложение | Исторический фон и условно-литературная реальность в романе Бориса Акунина «Коронация» Трансформация сюжетной схемы детектива. | Иметь представление об историческом фоне и условной реальности в романе Бориса Акунина «Коронация» Иметь представление о трансформации сюжетной схемы детектива | Знать о жизни и творчестве писателя | Уметь анализировать прозаическое произведение |
34 | | Борис Акунин. «Коронация». Функции интертекстуальных отсылок (Достоевский, Гоголь, Гончаров, Тургенев и т.д.). Проблемная лекция Аналитическая беседа | Функции интертекстуальных отсылок (Достоевский, Гоголь, Гончаров, Тургенев и т.д.) в творчестве Бориса Акунина | Иметь представление о функции интертекстуальных отсылок | Знать о жизни и творчестве писателя | Уметь анализировать прозаическое произведение |
-способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
-осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
-подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
-самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.