СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективному курсу «Уравнения и неравенства с параметрами» для 11 класса

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по элективному курсу «Уравнения и неравенства с параметрами» для 11 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе авторской программы А. Х. Шахмейстера (СПб: Петроглиф, 2014г.), Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Катуаровской СОШ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу «Уравнения и неравенства с параметрами» для 11 класса»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по элективному курсу «Уравнения и неравенства с параметрами» для 11 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе авторской программы А. Х. Шахмейстера (СПб: Петроглиф, 2014г.), Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Катуаровской СОШ.


Общая характеристика учебного курса

Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры школьника, но их решение вызывает у них значительные затруднения. Это связано с тем, что каждое уравнение или неравенство с параметром представляет собой целый класс обычных уравнений и неравенств, для каждого из которых должно быть получено решение. Такие задачи постоянно предлагаются на итоговых и на вступительных экзаменах в вузы.

В средней школе недостаточно рассматриваются уравнения с параметрами. Но с

понятием параметра ( не употребляя этот термин) учащиеся встречаются начиная с 7 класса, когда изучают линейное уравнение вида ах=b, и в 8 классе при изучении квадратичного уравнения ax²+bx+c=0.

Рассматриваемый материал не входит в базовый уровень, но он часто встречается

на выпускных экзаменах по математике. Решение уравнений и неравенств с параметрами можно считать деятельностью близкой к исследовательской.. Это обусловлено тем, что выбор метода решения, процесс решения, запись ответа предполагают определенный уровень сформированности умений наблюдать, сравнивать, анализировать, выдвигать и проверять гипотезу, обобщать полученные результаты. При решении их используются не только типовые алгоритмы, но и нестандартные методы , упрощающие решение. В связи с этим, на первых порах при работе над этой темой ученика предлагаются простые решаемые по алгоритму задачи, с последующим усложнением задач.

Курс построен как углубленное изучение вопроса и является развитием системы ранее приобретенных знаний. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающей научно- теоретическое и алгоритмическое мышление и направлено на развитие самостоятельной исследовательской деятельности.

Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности повышенный.


Цели и задачи учебного курса

Изучение элективного курса направлено на достижение следующих целей:

  • углубить и расширить знания методов и приемов к решению задач с параметрами;

  • продолжить работу по интеллектуальному развитию учащихся, формированию определенного уровня абстрактного и логического мышления;

  • сформировать у учащихся представление о задачах с параметрами как о задачах исследовательского характера, показать их многообразие;

  • перспективные возможности успешного усвоения курса математики в высших учебных заведениях.

Достижение поставленных целей возможно через решение задач с параметрами, что позволяет поставить следующие основные задачи:

  • обеспечение прочного и осознанного овладения учащимися системой математических знаний и умений при решении задач с параметрами;

  • формирование интеллектуальных умений и навыков самостоятельной математической деятельности;

  • обеспечение математической подготовки для сдачи экзамена и изучения содержания математического образования в технических вузах.


Место предмета в учебном плане

Учебный план МОУ Катуаровской СОШ предусматривает в 11 классе изучение элективного курса «Уравнения и неравенства с параметрами» в объеме 34 часов в год, по 1 часу в неделю 34 учебные недели.


Общее количество учебных часов


п/п

Раздел программы

Всего часов

1

Введение

1

2

Линейные уравнения с параметрами, их системы

9

3

Линейные неравенства с параметрами, их системы

3

4

Квадратные уравнения и неравенства

11

5

Аналитические и геометрические приемы решения задач с параметрами

10


Всего

34





1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Требования к уровню подготовки выпускников средней школы

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

  • определение уравнения содержащего параметр;

  • принципы решения уравнений и неравенств, содержащих параметр;

  • аналитические и графические методы решения задач с параметрами;

уметь:

  • решать линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметрами;

  • применять аппарат алгебры и математического анализа для решения прикладных задач.


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


Введение - 1ч.

Понятие уравнения с параметрами.

Линейные уравнения, их системы -9ч.

Решение линейных уравнений с параметрами. Решение уравнений, приводимых к линейным. Решение систем линейных уравнений (с двумя переменными) с параметрами.

Линейные неравенства и их системы с параметрами-3ч.

Решение линейных неравенств с параметрами. Решение линейных неравенств с параметрами с помощью графической интерпретации. Решение систем линейных неравенств с одной переменной, содержащих параметры.

Квадратные уравнения и неравенства -11ч.

Решение квадратных уравнений с параметрами. Использование теоремы Виета при решении квадратных уравнений с параметрами. Решение уравнений с параметрами, приводимых  к квадратным. Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра. Решение квадратных неравенств. Решение неравенств методом интервалов. Нахождение заданного количества решений уравнения или неравенства.

Аналитические и геометрические приемы решения задач с параметрами-10ч. Графический метод решения задач с параметрами. Применение понятия «пучок прямых на плоскости. Фазовая плоскость. Использование симметрии аналитических выражений. Решение относительно параметра. Область определения помогает решать задачи  с параметром. Использование метода оценок и экстремальных свойств функции. Равносильность при решении задач с параметрами. Решение различных видов уравнений и неравенств с параметрами.


3.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

материала элективного курса по алгебре в 11 классе

по теме «Уравнения и неравенства с параметрами»

на 34 часа ( 1 недельный час по учебному плану)





п/п

уро-

ка в раз-деле



Тема урока

Сроки проведения



Использование

ИКТ


по плану


по факту

Введение - 1ч.

1

1

Понятие уравнения с параметрами

1.09.17



Линейные уравнения, их системы -9ч.

2

1

Решение линейных уравнений с параметрами

8.09.17


Презентация«Уравнения с параметрами»

3

2

Решение линейных уравнений с параметрами. Практикум

15.09.17



4

3

Решение линейных уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий (ограничений) к корням уравнений

22.09.17



5

4

Решение уравнений, приводимых к линейным

29.09.17



6

5

Примеры исследований линейных уравнений с параметрами

6.10.17



7

6

Системы линейных уравнений (с двумя переменными) с параметрами

13.10.17.


Презентация«Системы линейных уравнений с параметрами»

8

7

Решение систем линейных уравнений (с двумя переменными) с параметрами

20.10.17



9

8

Решение линейных уравнений и систем линейных уравнений, содержащих параметры

27.10.17



10

9

Обобщение и систематизация знаний по теме «Линейные уравнения и системы линейных уравнений с параметрами»

10.11.17



Линейные неравенства и их системы с параметрами – 3ч.

11

1

Решение линейных неравенств с параметрами

17.11.17


Презентация «Линейные неравенства с параметрами»

12

2

Решение линейных неравенств с параметрами с помощью графической интерпретации

24.11.17.



13

3

Решение систем линейных неравенств с одной переменной, содержащих параметры

1.12.17




Квадратные уравнения и неравенства -11ч.

14

1

Решение квадратных уравнений с параметрами

8.12.17.


Презентация «Квадратные уравнения с параметрами»

15

2

Использование теоремы Виета при решении квадратных уравнений с параметрами

15.12.17.



16

3

Решение уравнений с параметрами, приводимых 
к квадратным

22.12.17



17

4

График квадратного трехчлена

29.12.17.


Презентация «График квадратного трехчлена»

18

5

Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра.

12.01.18.



19

6

Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра. Практикум (примеры исследования)

19.01.18.



20

7

Взаимное расположение корней двух квадратных уравнений

26.01.18.



21

8

Решение квадратных неравенств

2.02.18.


Презентация «Решение квадратных неравенств»

22

9

Решение неравенств методом интервалов

9.02.18.




23

10

Нахождение заданного количества решений уравнения или неравенства

16.02.18.



24

11

Обобщение и систематизация знаний по теме «Квадратные уравнения и неравенства с параметрами»

2.03.18



Аналитические и геометрические приемы решения задач с параметрами-10ч.

25

1

Графический метод решения задач с параметрами

16.03.18.


Видеоурок «Графический метод решения задач с параметрами»

26

2

Графический метод решения задач с параметрами. Практикум

23.03.18



27

3

Применение понятия «пучок прямых» на плоскости

6.04.18.


Презентация «Пучок прямых»

28

4

Фазовая плоскость

13.04.18.



29

5

Использование симметрии аналитических выражений

20.04.18.



30

6

Решение относительно параметра

27.04.18



31

7

Область определения помогает решать задачи 
с параметром

4.05.18.



32

8

Использование метода оценок и экстремальных свойств функции

11.05.18.


Презентация «Использование метода оценок и экстремальных свойств функции»

33

9

Равносильность при решении задач с параметрами

18.05.18.



34

10

Решение различных видов уравнений и неравенств с параметрами

25.05.18







Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол от «______»_______ 20_____г. № ______

Руководитель ШМО

_______________/_____________________/

подпись расшифровка


Согласовано

заместитель директора по УВР

_______________/___________________/

«______»_______ 20_____г.




19