ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по элективному курсу «Уравнения и неравенства с параметрами» для 11 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе авторской программы А. Х. Шахмейстера (СПб: Петроглиф, 2014г.), Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Катуаровской СОШ.
Общая характеристика учебного курса
Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры школьника, но их решение вызывает у них значительные затруднения. Это связано с тем, что каждое уравнение или неравенство с параметром представляет собой целый класс обычных уравнений и неравенств, для каждого из которых должно быть получено решение. Такие задачи постоянно предлагаются на итоговых и на вступительных экзаменах в вузы.
В средней школе недостаточно рассматриваются уравнения с параметрами. Но с
понятием параметра ( не употребляя этот термин) учащиеся встречаются начиная с 7 класса, когда изучают линейное уравнение вида ах=b, и в 8 классе при изучении квадратичного уравнения ax²+bx+c=0.
Рассматриваемый материал не входит в базовый уровень, но он часто встречается
на выпускных экзаменах по математике. Решение уравнений и неравенств с параметрами можно считать деятельностью близкой к исследовательской.. Это обусловлено тем, что выбор метода решения, процесс решения, запись ответа предполагают определенный уровень сформированности умений наблюдать, сравнивать, анализировать, выдвигать и проверять гипотезу, обобщать полученные результаты. При решении их используются не только типовые алгоритмы, но и нестандартные методы , упрощающие решение. В связи с этим, на первых порах при работе над этой темой ученика предлагаются простые решаемые по алгоритму задачи, с последующим усложнением задач.
Курс построен как углубленное изучение вопроса и является развитием системы ранее приобретенных знаний. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающей научно- теоретическое и алгоритмическое мышление и направлено на развитие самостоятельной исследовательской деятельности.
Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности повышенный.
Цели и задачи учебного курса
Изучение элективного курса направлено на достижение следующих целей:
углубить и расширить знания методов и приемов к решению задач с параметрами;
продолжить работу по интеллектуальному развитию учащихся, формированию определенного уровня абстрактного и логического мышления;
сформировать у учащихся представление о задачах с параметрами как о задачах исследовательского характера, показать их многообразие;
перспективные возможности успешного усвоения курса математики в высших учебных заведениях.
Достижение поставленных целей возможно через решение задач с параметрами, что позволяет поставить следующие основные задачи:
обеспечение прочного и осознанного овладения учащимися системой математических знаний и умений при решении задач с параметрами;
формирование интеллектуальных умений и навыков самостоятельной математической деятельности;
обеспечение математической подготовки для сдачи экзамена и изучения содержания математического образования в технических вузах.
Место предмета в учебном плане
Учебный план МОУ Катуаровской СОШ предусматривает в 11 классе изучение элективного курса «Уравнения и неравенства с параметрами» в объеме 34 часов в год, по 1 часу в неделю 34 учебные недели.
Общее количество учебных часов
№ п/п | Раздел программы | Всего часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Линейные уравнения с параметрами, их системы | 9 |
3 | Линейные неравенства с параметрами, их системы | 3 |
4 | Квадратные уравнения и неравенства | 11 |
5 | Аналитические и геометрические приемы решения задач с параметрами | 10 |
| Всего | 34 |
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к уровню подготовки выпускников средней школы
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
определение уравнения содержащего параметр;
принципы решения уравнений и неравенств, содержащих параметр;
аналитические и графические методы решения задач с параметрами;
уметь:
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение - 1ч.
Понятие уравнения с параметрами.
Линейные уравнения, их системы -9ч.
Решение линейных уравнений с параметрами. Решение уравнений, приводимых к линейным. Решение систем линейных уравнений (с двумя переменными) с параметрами.
Линейные неравенства и их системы с параметрами-3ч.
Решение линейных неравенств с параметрами. Решение линейных неравенств с параметрами с помощью графической интерпретации. Решение систем линейных неравенств с одной переменной, содержащих параметры.
Квадратные уравнения и неравенства -11ч.
Решение квадратных уравнений с параметрами. Использование теоремы Виета при решении квадратных уравнений с параметрами. Решение уравнений с параметрами, приводимых к квадратным. Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра. Решение квадратных неравенств. Решение неравенств методом интервалов. Нахождение заданного количества решений уравнения или неравенства.
Аналитические и геометрические приемы решения задач с параметрами-10ч. Графический метод решения задач с параметрами. Применение понятия «пучок прямых на плоскости. Фазовая плоскость. Использование симметрии аналитических выражений. Решение относительно параметра. Область определения помогает решать задачи с параметром. Использование метода оценок и экстремальных свойств функции. Равносильность при решении задач с параметрами. Решение различных видов уравнений и неравенств с параметрами.
3.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
материала элективного курса по алгебре в 11 классе
по теме «Уравнения и неравенства с параметрами»
на 34 часа ( 1 недельный час по учебному плану)
№ п/п | № уро- ка в раз-деле | Тема урока | Сроки проведения | Использование ИКТ |
по плану | по факту |
Введение - 1ч. |
1 | 1 | Понятие уравнения с параметрами | 1.09.17 | | |
Линейные уравнения, их системы -9ч. |
2 | 1 | Решение линейных уравнений с параметрами | 8.09.17 | | Презентация«Уравнения с параметрами» |
3 | 2 | Решение линейных уравнений с параметрами. Практикум | 15.09.17 | | |
4 | 3 | Решение линейных уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий (ограничений) к корням уравнений | 22.09.17 | | |
5 | 4 | Решение уравнений, приводимых к линейным | 29.09.17 | | |
6 | 5 | Примеры исследований линейных уравнений с параметрами | 6.10.17 | | |
7 | 6 | Системы линейных уравнений (с двумя переменными) с параметрами | 13.10.17. | | Презентация«Системы линейных уравнений с параметрами» |
8 | 7 | Решение систем линейных уравнений (с двумя переменными) с параметрами | 20.10.17 | | |
9 | 8 | Решение линейных уравнений и систем линейных уравнений, содержащих параметры | 27.10.17 | | |
10 | 9 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Линейные уравнения и системы линейных уравнений с параметрами» | 10.11.17 | | |
Линейные неравенства и их системы с параметрами – 3ч. |
11 | 1 | Решение линейных неравенств с параметрами | 17.11.17 | | Презентация «Линейные неравенства с параметрами» |
12 | 2 | Решение линейных неравенств с параметрами с помощью графической интерпретации | 24.11.17. | | |
13 | 3 | Решение систем линейных неравенств с одной переменной, содержащих параметры | 1.12.17 | | |
Квадратные уравнения и неравенства -11ч. |
14 | 1 | Решение квадратных уравнений с параметрами | 8.12.17. | | Презентация «Квадратные уравнения с параметрами» |
15 | 2 | Использование теоремы Виета при решении квадратных уравнений с параметрами | 15.12.17. | | |
16 | 3 | Решение уравнений с параметрами, приводимых к квадратным | 22.12.17 | | |
17 | 4 | График квадратного трехчлена | 29.12.17. | | Презентация «График квадратного трехчлена» |
18 | 5 | Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра. | 12.01.18. | | |
19 | 6 | Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра. Практикум (примеры исследования) | 19.01.18. | | |
20 | 7 | Взаимное расположение корней двух квадратных уравнений | 26.01.18. | | |
21 | 8 | Решение квадратных неравенств | 2.02.18. | | Презентация «Решение квадратных неравенств» |
22 | 9 | Решение неравенств методом интервалов | 9.02.18. | | |
23 | 10 | Нахождение заданного количества решений уравнения или неравенства | 16.02.18. | | |
24 | 11 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Квадратные уравнения и неравенства с параметрами» | 2.03.18 | | |
Аналитические и геометрические приемы решения задач с параметрами-10ч. |
25 | 1 | Графический метод решения задач с параметрами | 16.03.18. | | Видеоурок «Графический метод решения задач с параметрами» |
26 | 2 | Графический метод решения задач с параметрами. Практикум | 23.03.18 | | |
27 | 3 | Применение понятия «пучок прямых» на плоскости | 6.04.18. | | Презентация «Пучок прямых» |
28 | 4 | Фазовая плоскость | 13.04.18. | | |
29 | 5 | Использование симметрии аналитических выражений | 20.04.18. | | |
30 | 6 | Решение относительно параметра | 27.04.18 | | |
31 | 7 | Область определения помогает решать задачи с параметром | 4.05.18. | | |
32 | 8 | Использование метода оценок и экстремальных свойств функции | 11.05.18. | | Презентация «Использование метода оценок и экстремальных свойств функции» |
33 | 9 | Равносильность при решении задач с параметрами | 18.05.18. | | |
34 | 10 | Решение различных видов уравнений и неравенств с параметрами | 25.05.18 | | |
Рассмотрено на заседании ШМО |
Протокол от «______»_______ 20_____г. № ______ |
Руководитель ШМО |
_______________/_____________________/ |
подпись расшифровка |
|
Согласовано |
заместитель директора по УВР |
_______________/___________________/ |
«______»_______ 20_____г. |
19