Приложение 1
УТВЕРЖДЕНА приказом по МОБУ СОШ с. Авдон от __________________ № ________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ __БИОЛОГИЯ________________________
ДЛЯ ______5________ КЛАССОВ
количество часов в неделю___1__, в год__34___
Составитель:
Валитова Флюра Назиповна
ФИО педагога
учитель биологии
предмет
высшей категории
квалификационной категории
с. Авдон – 2017
Рабочая программа по предмету «Биология» в 5 классе разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, основной образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ с.Кармасан муниципального района Уфимский район РБ, утвержденный приказом №107 от 12.05.2015 года, приказа по школе от 2017 №___-ОД «Об утверждении учебных планов на 2017-2018 учебный год»
Рабочая программа разработана с учетом Закона РФ «Об образовании»;
ФГОС (базовый уровни); требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; программы формирования универсальных учебных действий; основной образовательной программы основного общего образования;
Примерной программы по биологии (базовый уровень); требований к оснащению учебного процесса по биологии; Федеральным перечнем учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе на основе рабочей программы ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Вентана-Граф 2012
Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова Биология: 5–9 классы : программа. — М. : Вентана-Граф, 2012. — 304 с. и обеспечена учебником И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова Биология : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией профессора И.Н. Пономаревой. — М. : Вентана-Граф, 2012. — 128 с.
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 34 (1ч в неделю) в 5 классе, 31 (1ч в неделю) в 6 классе, по 68 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.
1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Биология 5 класс.
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Взаимосвязь результатов освоения предмета «Биология» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития средствами предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Биология 5 класс» являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника
Метапредметными результатами изучения курса «Биология 5 класс» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
– осознание роли жизни;
– рассмотрение биологических процессов в развитии;
– использование биологических знаний в быту;
– объяснять мир с точки зрения биологии
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология 5 класс» являются следующие умения:
осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
2. Содержание учебного курса «Биология, 5 класс»
(34 часов, 1-час в неделю. Из них 1 час- резервное время).
Биология – наука о живом мире (8 ч)
Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.
Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.
Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.
Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях
Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы.
Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р. Гук, А. ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.
Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.
Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки
Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы.
Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
Экскурсия «Живая и неживая природа»
Лабораторная работа № 1. «Изучение устройства увеличительных приборов»
Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений»
Практическая работа №1: обнаружение воды, органических и неорганических веществ клетки, обнаружение белка, углеводов, жира.
Личностные УУД:
Ответственное отношение к обучению; познавательные интересы и мотивы к обучению;
навыки поведения в природе, осознания ценности живых объектов;осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;основы экологической культуры
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.Выдвигать версии решения
проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных
и искать самостоятельно средствадостижения цели.
Составлять (индивидуальноили в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверятьсвои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты
и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания)
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. - Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Многообразие живых организмов (11 ч)
Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.
Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах. Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в
атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.
Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.
Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.
Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза). Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека
Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха.
Значение живых организмов в природе и жизни человека. Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Лабораторная работа № 3. «Знакомство с внешним строением побегов растения».
Лабораторная работа № 4. «Наблюдение за передвижением животных».
Практическая работа №1 «Уход за комнатными растениями»
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решенияпроблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенныхи искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать,классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины исследствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (наоснове отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.Создавать схематические модели с выделением существенныххарактеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложныхи т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации.Уметь определять возможные источники необходимых сведений,производить поиск информации,анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с
другом и т.д.)
Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)
Среды жизни планеты Земля. Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни
Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов
Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений
Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ
Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны
Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды
Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенныхи искать самостоятельно средствадостижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать,классифицировать и обобщать фактыи явления. Выявлять причины иследствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на.Основе дихотомического деления (наоснове отрицания).Строить логическое рассуждение, включающее установлениепричинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенныххарактеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложныхи т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).Вычитывать все уровни текстовой информации.Уметь определять возможныеисточники необходимых сведений,производить поиск информации,анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовыватьучебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Человек на планете Земля (6 ч)
Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни
Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы
Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ
Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях
Итоговая контрольная работа (1 ч)
Контроль и систематизация знаний по материалам курса биологии 5 класса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Обсуждение заданий на лето.
Экскурсия «Многообразие живого мира». Задание на лето (1 ч)
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенныхи искать самостоятельно средствадостижения цели. Составлять (индивидуальноили в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверятьсвои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать,классифицировать и обобщать фактыи явления. Выявлять причины исследствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию наоснове дихотомического деления (на
основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.Уметь определять возможные
источники необходимых сведений,производить поиск информации,анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовыватьучебное взаимодействие в группе(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг сдругом и т.д.)
Приложение 2
3. Тематическое планирование курса биологии в 5 классах (34 часов)
№ раздела п/п | Количество часов на раздел | Название раздела | Количество часов |
на теоретические занятия | на практические занятия |
1 | 8 | Биология-наука о живом мире | 8 | 0 |
2 | 11 | Многообразие живых организмов | 11 | 0 |
3 | 8 | Жизнь организмов на планете Земля | 8 | 0 |
4 | 6 | Человек на планете Земля | 3 | 0 |
5 | 1 | Повторение(резерв) | 1 | 0 |
Итого | 34 | | 34 | 0 |
4. Календарно-тематическое планирование
Раздел 1. Биология-наука о живом мире. (8ч)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Примечание | Дата: План | Факт |
1 | Наука о живой природе | 1 | | | |
2 | Свойства живого. | 1 | | | |
3 | Методы изучении природы | 1 | | | |
4 | Увеличительные приборы. | 1 | Л.Р. №1 Изучение устройства увеличительных приборов | | |
5 | Строение клетки. Ткани. | 1 | Л.Р №2 Знакомство с клетками растений | | |
6 | Химический состав клетки | 1 | | | |
7 | Процессы жизнедеятельности клетки | 1 | | | |
8 | Великие естество испытатели. Обобщение систематизации знаний по теме 1. | 1 | | | |
Раздел 2. Многообразие живых организмов. (11 ч)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Примечание | Дата План |
Факт |
1 | Царства живой природы | 1 | | | |
2 | Бактерии: строение и жизнедеятельность | 1 | | | |
3 | Значение бактерии в природе и для человека | 1 | | | |
4 | Растения | 1 | | | |
5 | Л.Р №3 Знакомство с внешним строением растения | 1 | Л.Р №3 Знакомство с внешним строением растения | | |
6 | Животные | 1 | | | |
7 | Л.Р №4 Наблюдение за передвижением животных | 1 | Л.Р №4 Наблюдение за передвижением животных | | |
8 | Грибы. | 1 | | | |
9 | Многообразие и значение грибов | 1 | | | |
10 | Лишайники | 1 | | | |
11 | Значение живых организмов в природе и в жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2. | 1 | | | |
Раздел 3. Жизнь организмов на планете Земля (7ч)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Примечание | Дата План | Факт |
1 | Среды жизни и планета Земля | 1 | | | |
2 | Экологические факторы среды | 1 | | | |
3 | Приспособление организмов к жизни в природе | 1 | | | |
4 | Природные сообщества | 1 | | | |
5 | Природные зоны России | 1 | | | |
6 | Жизнь организмов на разных материках | 1 | | | |
7 | Жизнь организмов в морях и океанах. Обобщение и систематизация знаний по теме 3. | 1 | | | |
Раздел 4. Человек на планете Земля (6ч)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Примечание | Дата План |
Факт |
1 | Как появился человек на Земле. | 1 | | | |
2 | Как человек изменял природу | 1 | | | |
3 | Важность охраны живого мира планеты | 1 | | | |
4 | Сохраним богатство живого мира. Обобщение и систематизация знаний по теме 4. | 1 | | | |
5 | Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса. Обсуждение заданий на лето. | 1 | | | |
6 | Экскурсия: «Весенние явления в природе» | 1 | | | |
Приложение 3
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания школьного методического объединения учителей русского языка и литературы __________№ Руководитель ШМО ____________Сафина Г.А |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МОБУ СОШ с. Авдон ____________Кульбаева З.А. ______ |