СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработк рабочей программы по биологии в соответствии с ФГОС 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ФГОС»



Приложение 1

УТВЕРЖДЕНА

приказом по МОБУ СОШ с. Авдон

от __________________ № ________










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ПРЕДМЕТУ __БИОЛОГИЯ________________________


ДЛЯ ______5________ КЛАССОВ


количество часов в неделю___1__, в год__34___




Составитель:


Валитова Флюра Назиповна

ФИО педагога


учитель биологии

предмет


высшей категории

квалификационной категории

с. Авдон – 2017

Рабочая программа по предмету «Биология» в 5 классе разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, основной образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ с.Кармасан муниципального района Уфимский район РБ, утвержденный приказом №107 от 12.05.2015 года, приказа по школе от 2017 №­___-ОД «Об утверждении учебных планов на 2017-2018 учебный год»


Рабочая программа разработана с учетом Закона РФ «Об образовании»;

ФГОС (базовый уровни); требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; программы формирования универсальных учебных действий; основной образовательной программы основного общего образования;

Примерной программы по биологии (базовый уровень); требований к оснащению учебного процесса по биологии; Федеральным перечнем учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе на основе рабочей программы ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Вентана-Граф 2012

Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова Биология: 5–9 классы : программа. — М. : Вентана-Граф, 2012. — 304 с. и обеспечена учебником И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова Биология : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией профессора И.Н. Пономаревой. — М. : Вентана-Граф, 2012. — 128 с.

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 34 (1ч в неделю) в 5 классе, 31 (1ч в неделю) в 6 классе, по 68 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.

















1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Биология 5 класс.

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Взаимосвязь результатов освоения предмета «Биология» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития средствами предмета.

Личностными результатами изучения предмета «Биология 5 класс» являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника

Метапредметными результатами изучения курса «Биология 5 класс» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

– осознание роли жизни;

– рассмотрение биологических процессов в развитии;

– использование биологических знаний в быту;

– объяснять мир с точки зрения биологии

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология 5 класс» являются следующие умения:

осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;




2. Содержание учебного курса «Биология, 5 класс»

(34 часов, 1-час в неделю. Из них 1 час- резервное время).


Биология – наука о живом мире (8 ч)

Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.

Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.

Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы.

Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р. Гук, А. ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.

Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки

Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы.

Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.


Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Экскурсия «Живая и неживая природа»

Лабораторная работа № 1. «Изучение устройства увеличительных приборов»

Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений»

Практическая работа №1: обнаружение воды, органических и неорганических веществ клетки, обнаружение белка, углеводов, жира.


Личностные УУД:

Ответственное отношение к обучению; познавательные интересы и мотивы к обучению;

навыки поведения в природе, осознания ценности живых объектов;осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;основы экологической культуры


Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.Выдвигать версии решения

проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных

и искать самостоятельно средствадостижения цели.

Составлять (индивидуальноили в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверятьсвои действия с целью и,  при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


Познавательные УУД:

- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты

и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания) 

- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. - Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой  (таблицу в текст и пр.).

- Вычитывать все уровни текстовой информации.

- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.





Многообразие живых организмов (11 ч)


Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.

Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах. Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в

атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.

Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.

Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.

Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза). Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека

Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха.

Значение живых организмов в природе и жизни человека. Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Лабораторная работа № 3. «Знакомство с внешним строением побегов растения».

Лабораторная работа № 4. «Наблюдение за передвижением животных».

Практическая работа №1 «Уход за комнатными растениями»


Регулятивные УУД:

 Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

 Выдвигать версии решенияпроблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенныхи искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

-  В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать,классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины исследствия простых явлений.

 Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе  дихотомического деления (наоснове отрицания).

 Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.Создавать схематические модели с выделением существенныххарактеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложныхи т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).  Вычитывать все уровни текстовой информации.Уметь определять возможные источники необходимых сведений,производить поиск информации,анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие  в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с

другом и т.д.)



Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)


Среды жизни планеты Земля. Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни

Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов

Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений

Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны

Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды

Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент


Регулятивные УУД:

 Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенныхи искать самостоятельно средствадостижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять

свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

 В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

 Анализировать, сравнивать,классифицировать и обобщать фактыи явления. Выявлять причины иследствия простых явлений.

 Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на.Основе дихотомического деления (наоснове отрицания).Строить логическое рассуждение, включающее установлениепричинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенныххарактеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложныхи т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).Вычитывать все уровни текстовой информации.Уметь определять возможныеисточники необходимых сведений,производить поиск информации,анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовыватьучебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)


Человек на планете Земля (6 ч)


Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни

Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ

Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях

Итоговая контрольная работа (1 ч)

Контроль и систематизация знаний по материалам курса биологии 5 класса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Обсуждение заданий на лето.

Экскурсия «Многообразие живого мира». Задание на лето (1 ч)


Регулятивные УУД:


 Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять  цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенныхи искать самостоятельно средствадостижения цели.  Составлять (индивидуальноили в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверятьсвои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

 Анализировать, сравнивать,классифицировать и обобщать фактыи явления. Выявлять причины исследствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию наоснове дихотомического деления (на

основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление

причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

 Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.Уметь определять возможные

источники необходимых сведений,производить поиск информации,анализировать и оценивать ее  достоверность.



Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовыватьучебное взаимодействие в группе(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг сдругом и т.д.)








Приложение 2

3. Тематическое планирование курса биологии в 5 классах (34 часов)


№ раздела п/п

Количество часов на раздел

Название раздела

Количество часов

на теоретические занятия

на практические занятия

1

8

Биология-наука о живом мире

8

0

2

11

Многообразие живых организмов

11

0

3

8

Жизнь организмов на планете Земля

8

0

4

6

Человек на планете Земля

3

0

5

1

Повторение(резерв)

1

0

Итого

34


34

0




















4. Календарно-тематическое планирование


Раздел 1. Биология-наука о живом мире. (8ч)

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

Дата:

План


Факт

1

Наука о живой природе

1




2

Свойства живого.

1




3

Методы изучении природы

1




4

Увеличительные приборы.

1

Л.Р. №1 Изучение устройства увеличительных приборов



5

Строение клетки. Ткани.

1

Л.Р №2 Знакомство с клетками растений



6

Химический состав клетки

1




7

Процессы жизнедеятельности клетки

1




8

Великие естество испытатели. Обобщение систематизации знаний по теме 1.

1





Раздел 2. Многообразие живых организмов. (11 ч)



Тема урока

Кол-во часов

Примечание

Дата

План



Факт

1

Царства живой природы

1




2

Бактерии: строение и жизнедеятельность

1




3

Значение бактерии в природе и для человека

1




4

Растения

1




5

Л.Р №3 Знакомство с внешним строением растения

1

Л.Р №3 Знакомство с внешним строением растения



6

Животные

1




7

Л.Р №4 Наблюдение за передвижением животных

1

Л.Р №4 Наблюдение за передвижением животных



8

Грибы.

1




9

Многообразие и значение грибов

1




10

Лишайники

1




11

Значение живых организмов в природе и в жизни человека.

Обобщение и систематизация знаний по теме 2.

1




Раздел 3. Жизнь организмов на планете Земля (7ч)




Тема урока

Кол-во часов

Примечание

Дата

План


Факт

1

Среды жизни и планета Земля

1




2

Экологические факторы среды

1




3

Приспособление организмов к жизни в природе

1




4

Природные сообщества

1




5

Природные зоны России

1




6

Жизнь организмов на разных материках

1




7

Жизнь организмов в морях и океанах.

Обобщение и систематизация знаний по теме 3.

1




Раздел 4. Человек на планете Земля (6ч)

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

Дата

План



Факт

1

Как появился человек на Земле.

1




2

Как человек изменял природу

1




3

Важность охраны живого мира планеты

1




4

Сохраним богатство живого мира.

Обобщение и систематизация знаний по теме 4.

1




5

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса.

Обсуждение заданий на лето.

1




6

Экскурсия: «Весенние явления в природе»

1






Приложение 3









СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания школьного методического объединения учителей русского языка и литературы

__________№

Руководитель ШМО

­­____________Сафина Г.А



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МОБУ СОШ с. Авдон

____________Кульбаева З.А.

______