Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Орска»
Утверждена ______________________ директор МОАУ «СОШ № 52 г. Орска» В.А.Чурсина «___» ____________ 20__г. |
Рабочая программа
по физической культуре
Уровень образования: среднее общее образование
Срок реализации программы: 2 года
Количество учебных часов: 204
г. Орск
2017 г.
Содержание программы
Стр.
1.Пояснительная записка 3
2.Общая характеристика учебного предмета 3-4
3.Место учебного предмета в учебном плане 4
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета 4
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета. 5
6.Содержание среднего общего образования по учебному предмету 5-6
7.Планируемые результаты освоения учебного предмета 7-9
8.Тематическое планирование 9
9.Календарно-тематическое планирование 9
10.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
учебного предмета 9-12
11.Литература 13
Приложение 1.Календарно-тематическое планирование по предмету
«Физическая культура». 10 класс. 102часа
1.Пояснительная записка
1.1.Данная рабочая программа по физической культуре для 10-11 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта по учебному предмету «Физическая культура», на основе примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ и реализуется на основе следующей нормативно-правовой базы:
Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012г, вступившего в силу с 01.09.2013года;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
Приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Концепция современного урока в МОАУ «СОШ № 52 г. Орска»
Положение о рабочей программе в МОАУ «СОШ № 52 г. Орска»
Учебный план МОАУ «СОШ № 52 г. Орска».
Изучение физической культуры на базовом уровне среднего (полного) общего
образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
- воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
- овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
- освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
- приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
2.Общая характеристика учебного курса
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных знаний.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:
- Требованиям к результатам освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте среднего (полного) общего образования;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
- Закона «Об образовании»;
- Федерального закона «О физической культуре и спорте»;
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.;
- Примерной программы основного общего образования;
- Приказа Минобрнауки от 30.08.2010г. № 889;
- Приказа Минобрнауки РФ от 03.06.2008 N 164.
3.Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану школы на обязательное изучение всех учебных тем программы по физической культуре в 10-11-м классе отводится 204ч. (ежегодно 102 часа, из расчета 3 часа в неделю).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Физическое воспитание в основной школе должно обеспечить физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся, формирование и развитие установок активного, здорового образа жизни.
Освоение учебного предмета «Физическая культура направлено на развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
В процессе освоения предмета «Физическая культура» на уровне основного общего образования формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической культурой с учётом индивидуальных особенностей и способностей, формируются умения применять средства физической культуры для организации учебной и досуговой деятельности.
С целью формирования у учащихся ключевых компетенций, в процессе освоения предмета «Физическая культура» используются знания из других учебных предметов: «Биология», «Математика», «Физика», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности», Иностранный язык», «Музыка» и др.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение учащимися 10-11 классов определенных личностных, мета предметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- владение способами организации и проведения разно образных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
-владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Метапредметные результаты:
- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием;
-владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздорови тельной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.
Предметные результаты:
Способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы в соответствии с их функциональной направленностью, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения физической подготовленности;
- способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
- умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических (кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения.
6.Содержание учебного предмета
Содержание программного материала на базовом уровне составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Оно способствует освоению базовых основ физической культуры, объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без этого невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем.
В то же время в рамках изучения предмета необходимо учитывать индивидуальные способности детей, региональные, национальные и местные особенности работы школы.
Настоящая рабочая программа состоит из четырёх разделов, которые описывают содержание форм физической культуры в 10 – 11 классах, составляющих целостную систему физического воспитания в общеобразовательной школе
1.Физическая культура и основы здорового образа жизни.
Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции.
ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, ТУРИЗМА, ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ.
Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности: гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью; сеансы аутотренинга, релаксации и самомассажа, банные процедуры.
Особенности соревновательной деятельности в массовых видах спорта; индивидуальная подготовка и требования безопасности.
2.Физкультурно-оздоровительная деятельность
(с учетом медицинских показаний, уровня физического развития, физической подготовленности и климатических условий региона).
Оздоровительные системы физического воспитания.
Ритмическая гимнастика: индивидуально подобранные композиции из упражнений, выполняемых с разной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью.
Аэробика: индивидуально подобранные композиции из дыхательных, силовых и скоростно-силовых упражнений, комплексы упражнений на растяжение и напряжение мышц.
Атлетическая гимнастика: индивидуально подобранные комплексы упражнений с дополнительным отягощением локального и избирательного воздействия на основные мышечные группы.
Индивидуально-ориентированные здоровьесберегающие технологии: гимнастика при умственной и физической деятельности; комплексы упражнений адаптивной физической культуры; оздоровительные ходьба и бег.
3.Спортивно-оздоровительная деятельность
Подготовка к соревновательной деятельности; совершенствование техники упражнений в индивидуально подобранных акробатических и гимнастических комбинациях (на спортивных снарядах); в беге на короткие, средние и длинные дистанции; прыжках в длину и высоту с разбега; передвижениях на лыжах; плавании; совершенствование технических приемов и командно-тактических действий в спортивных играх (баскетболе, волейболе, футболе, мини-футболе); ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДАХ СПОРТА.
4.Прикладная физическая подготовка.
Приемы защиты и самообороны из атлетических единоборств. Страховка. Полосы препятствий. Кросс по пересеченной местности с элементами спортивного ориентирования; передвижение различными способами с грузом на плечах по возвышающейся над землей опоре; ПЛАВАНИЕ НА ГРУДИ, СПИНЕ, БОКУ С ГРУЗОМ В РУКЕ.
7. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения учебного предмета «Физическая культура» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
определять влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
знать способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
знать правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями общей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
характеризовать индивидуальные особенности физического и психического развития;
характеризовать основные формы организации занятий физической культурой, определять их целевое назначение и знать особенности проведения;
составлять и выполнять индивидуально ориентированные комплексы оздоровительной и адаптивной физической культуры;
выполнять комплексы упражнений традиционных и современных оздоровительных систем физического воспитания;
выполнять технические действия и тактические приемы базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
практически использовать приемы самомассажа и релаксации;
практически использовать приемы защиты и самообороны;
составлять и проводить комплексы физических упражнений различной направленности;
определять уровни индивидуального физического развития и развития физических качеств;
проводить мероприятия по профилактике травматизма во время занятий физическими упражнениями;
владеть техникой выполнения тестовых испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
самостоятельно организовывать и осуществлять физкультурную деятельность для проведения индивидуального, коллективного и семейного досуга;
выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые вступительными экзаменами в профильные учреждения профессионального образования;
проводить мероприятия по коррекции индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств по результатам мониторинга;
выполнять технические приемы и тактические действия национальных видов спорта;
выполнять нормативные требования испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);
осуществлять судейство в избранном виде спорта;
составлять и выполнять комплексы специальной физической подготовки.
Учебные нормативы по усвоению навыков, умений,
развитию двигательных качеств
10 класс
Контрольные упражнения и тесты | ПОКАЗАТЕЛИ |
Учащиеся
| Юноши | Девушки |
отметка
| “5”
| “4”
| “3”
| “5”
| “4”
| “3”
|
Челночный бег 4х9м (с) | 9.3 | 9.7 | 10.2 | 9.7 | 10.1 | 10.8 |
Бег 1000м (мин) | 3.35 | 4.00 | 4.30 | | | |
Бег 500м (мин) | | | | 2.10 | 2.25 | 2.40 |
Бег 100 м (с) | 14.5 | 14.9 | 15.5 | 16.5 | 17.0 | 17.8 |
Бег 2000 м (мин.) | | | | 10.20 | 11.15 | 12.10 |
Бег 3000м (мин.) | 12.40 | 13.30 | 14.30 | | | |
Прыжок в длину с разбега (см) | 440 | 400 | 340 | 360 | 340 | 300 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (раз) | 32 | 27 | 22 | 20 | 15 | 10 |
Бег на лыжах 1-3 км | Без учёта времени |
Прыжок на скакалке за 1мин. | 130 | 120 | 115 | 135 | 125 | 120 |
Метание гранаты (м). | 32 | 26 | 22 | 18 | 13 | 11 |
Учебные нормативы по усвоению навыков, умений,
развитию двигательных качеств
11 класс
Контрольные упражнения и тесты | ПОКАЗАТЕЛИ |
Учащиеся
| Юноши | Девушки |
отметка
| “5”
| “4”
| “3”
| “5”
| “4”
| “3”
|
Челночный бег 4х9м (с) | 9.2 | 9.6 | 10.1 | 9.8 | 10.2 | 11.0 |
Бег 1000м (мин) | 3.30 | 3.50 | 4.20 | | | |
Бег 500м (мин) | | | | 2.10 | 2.20 | 2.50 |
Бег 100 м (с) | 13.8 | 14.2 | 15.0 | 16.2 | 17.0 | 18.0 |
Бег 2000 м (мин.) | | | | 10.00 | 11.10 | 12.20 |
Бег 3000м (мин.) | 12.20 | 13.00 | 14.00 | | | |
Прыжок в длину с разбега (см) | 440 | 380 | 360 | 360 | 320 | 310 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (раз) | 32 | 27 | 22 | 20 | 15 | 10 |
Бег на лыжах 1-3 км | Без учёта времени |
Прыжок на скакалке за 1мин. | 140 | 130 | 110 | 160 | 150 | 130 |
Метание гранаты (м). | 38 | 32 | 27 | 21 | 17 | 13 |
Уровень физической подготовленности учащихся оценивается два раза в год (сентябрь, май) на основе методических рекомендаций Н. И. Рамазанова «Тестирование, анализ и комплексная оценка уровня физической подготовленности школьников».
8.Тематическое планирование
Примерное распределение учебного времени на различные виды
программного материала. 10-11 класс
№ п/п | Разделы программы | Учебные часы | I полугодие | II полугодие |
1. | Физическая культура и основы здорового образа жизни | 8 | 5 | 3 |
2. | Физкультурно-оздоровительная деятельность. | В процессе уроков |
3. | Спортивно-оздоровительная деятельность | 94 | 43 | 51 |
3.1 | Спортивные игры | | | |
3.1.1 | Волейбол | 12 | | 12 |
3.1.2 | Футбол | 9 | 9 | |
3.1.3 | Баскетбол | 13 | 13 | |
3.1.4 | Гимнастика с элементами акробатики | 14 | 7 | 7 |
3.2 | Лыжная подготовка | 15 | | 15 |
3.3 | Лёгкая атлетика | 29 | 14 | 15 |
3.4 | Плавание | 2 | | 2 |
4 | Прикладная физическая подготовка. | В процессе уроков |
Итого: | 102 | 48 | 54 |
9.Календарно-тематическое планирование по предмету «Физическая культура».
10 класс (Приложение 1).
10.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
предмета «Физическая культура»
Для организации учебного процесса по физической культуре в школе № 52 имеются: пришкольная спортивная площадка с футбольным полем и беговыми дорожками; оборудованная яма с песком для прыжков в длину, сектор для метаний (малого мяча и гранаты); гимнастический городок; баскетбольная и волейбольная площадки, игровой спортивный зал (12 х24 м.)
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Необходимое количество | Примечание |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1.1. | Стандарт основного общего образования по физической культуре | Д | Стандарт по физической культуре, примерные программы, автор-ские рабочие про-граммы входят в со-став обязательного программно-методи-ческого обеспечения кабинета по физичес-кой культуре (спортивного зала) |
1.2. | Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы. | Д | |
1.3. | Рабочие программы по физической культуре | Д | |
1.4. | Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников М.Я.Виленского, В.И.Ляха | К | Учебники, рекомен-дованные Министер-ством образования и науки Российской Федерации, входят в библиотечный фонд |
1.5. | Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, олимпийскому движению. | Д | В составе библиотеч-ного фонда |
1.6 | Методические издания по физической культуре для учителей | Д | Методические посо-бия и рекомендации |
1.7 | Федеральный закон «О физической культуре и спорте» | Д | В составе библиотеч-ного фонда |
2 | Демонстрационные учебные пособия |
2.1 | Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности | Д | |
2.2. | Портреты выдающихся спортсменов. Деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения | Д | |
3 | Экранно-звуковые пособия |
3.1 | Аудиозаписи | Д | Для проведения ги-мнастических комп-лексов, проведения спортивных сорев-нований и физкуль-турных праздников |
3.2 | Диски DVD «Современные спортивно-оздоровительные системы» | Д | |
3.3 | Презентации по темам | Д | |
4 | Технические средства обучения |
4.1. | Аудиоцентр | Д | С возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD-RW, МР3 |
5 | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
5.1 | Стенка гимнастическая | Г | |
5.2 | Бревно гимнастическое напольное | Г | |
5.3 | Козел гимнастический | Г | |
5.4 | Мост гимнастический подкидной | Г | |
5.5 | Скамейка гимнастическая жесткая | Г | |
5.6 | Скамья атлетическая наклонная | Г | |
5.7 | Гантели наборные | Г | |
5.8 | Коврик гимнастический | К | |
5.9 | Маты гимнастические | Г | |
5.10 | Мяч набивной (1, 2кг) | Г | |
5.11 | Мяч малый (теннисный) | К | |
5.12 | Скакалка гимнастическая | К | |
5.13 | Палка гимнастическая | К | |
5.14 | Обруч гимнастический | Г | |
5.15 | Планка для прыжков в высоту | Д | |
5.16 | Стойка для прыжков в высоту | Д | |
5.17 | Дорожка разметочная для прыжков в длину с места | Г | |
5.18 | Рулетка измерительная (5м) | Д | |
5.19 | Номера нагрудные | Г | |
5.20 | Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой | Д | |
5.21 | Мячи баскетбольные | Г | |
5.22 | Жилетки игровые с номерами | Г | |
5.23 | Стойки волейбольные универсальные | Д | |
5.24 | Сетка волейбольная | Д | |
5.25 | Мячи волейбольные | Г | |
5.26 | Ворота для мини-футбола | Д | |
5.27 | Мячи футбольные | Г | |
5.28 | Мячи для ручного мяча | Г | |
5.29 | Компрессор для накачивания мячей | Д | |
5.30 | Аптечка медицинская | Д | |
5.31 | Доска аудиторная с магнитной поверхностью | Д | |
5.32 | Лыжи | К | |
6 | Спортивные залы (кабинеты) |
6.1 | Спортивный зал игровой | | С раздевалками для мальчиков и девочек, душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек |
6.2 | Кабинет учителя | | Включает в себя рабочий стол, стулья, книжные шкафы (полки), шкаф для одежды. |
7 | Пришкольный стадион (площадка) |
7.1 | Легкоатлетическая дорожка | Д | |
7.2 | Сектор для прыжков в длину | Д | |
7.3 | Игровое поле для футбола (мини-футбола) | Д | |
7.4 | Площадка игровая баскетбольная | Д | |
7.5 | Площадка игровая волейбольная | Д | |
7.6 | Гимнастический городок | Д | |
Примечание. Количество учебного оборудования приводится в расчете на один спортивный зал. Конкретное количество средств и объектов материально-технического оснащения указано с учетом средней наполняемости класса (26-30 учащихся). Условные обозначения: Д – демонстрационный экземпляр (1), К – комплект (из расчета на каждого учащегося), Г – комплект, необходимый для практической работы в группах из нескольких учащихся
11. Литература
1.Физическая культура: Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / В. И. Лях, А.А. Зданевич; под ред. В.И. Ляха – М.: Просвещение, 2012.
2.«Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 классы» (авторы В. И. Лях, А. А. Зданевич). –М.: Просвещение, 2007г
3.Твой олимпийский учебник. – М.: Советский спорт, 2003г.-152с.
4.Экзаменационные вопросы и ответы 9 и 11 классы. –М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА,2005г.-240с.
5.Новые формы физической культуры и спорта. В. К .Петров. – М.: Советский спорт, 2004г. – 40с.
6.Физическая культура. 10-11 классы: Тестовый контроль. Пособие для учителя /В.И. Лях. – 2012.
7.Готовимся к выполнению нормативов ГТО. 1-11 кл.:учебно-методическое пособие/ Г. И. Погадаев, - М.: Дрофа, 2016.
8. Интернет ресурсы.
19