ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физической культуре для 3 классов разработана на основании авторской программы по физическому воспитанию ((В. Н. Белов, В. С. Кувшинов, В. М. Мозговой)) для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под редакцией В. В. Воронковой, М.: Просвещение, 2013 г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, федерального базисного учебного плана (приказ №29/2065-п от 10.04.2002 г.).
Срок реализации - 1 год (0,25 часа в неделю, 9 часов в год).
Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.
Задачи физического воспитания:
· коррекция и компенсация нарушений физического развития;
· развитие двигательных возможностей в процессе обучения;
· формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
· развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;
· укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, способствует социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям заложены следующие принципы:
· индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
· коррекционная направленность обучения;
· оптимистическая перспектива;
· комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.
На уроках физического воспитания учитываются особые потребности ребенка; причины, вызвавшие умственную отсталость; уровень развития двигательных возможностей; характер двигательных нарушений.
Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.
В программу включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные игры.
Раздел «Легкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей двигательных качеств.
Уроки лыжной подготовки как обязательные занятия проводятся с 3 класса при температуре не ниже 12°С. При проведении уроков по лыжной подготовке особое внимание должно быть уделено соблюдению техники безопасности и охране здоровья школьников.
Одним из ведущих требований к проведению уроков физкультуры в начальных классах является широкое использование дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся. Все занятия по физкультуре проводятся в спортивном зале, на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований. Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.
Оценка по предмету «Физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения учащимися двигательными умениями (качество) и результатом, строго индивидуально.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 КЛАСС
Основы знаний. Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке. Подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание. Название снарядов и гимнастических элементов, понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках. Значение утренней зарядки. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.
Гимнастика. Основная стойка.
Строевые упражнения. Повороты на месте (направо, налево) под счет. Размыкание и смыкание приставными шагами. Выполнение команд: «Шире шаг!», «Реже шаг!»
Общеразвивающие упражнения без предметов. Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук. Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки. Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами. Комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами. Комплексы упражнений со скакалками. Комплексы с набивными мячами.
Элементы акробатических упражнений. Перекаты в группировке. Из положения лежа на спине «мостик». 2—3 кувырка вперед (строго индивидуально).
Лазанье. Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз разноименным и одноименным способами, в сторону приставными шагами, по наклонной гимнастической скамейке (угол 20° — 30°) с опорой на стопы и кисти рук. Пролезание сквозь гимнастические обручи.
Висы. Вис на гимнастической стенке на согнутых руках. Упор на гимнастическом бревне и на скамейке, гимнастическом козле.
Равновесие. Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через предмет, по рейке гимнастической скамейки, с доставанием предметов с пола в положении приседа. Стойка на одной ноге, другая в сторону, вперед, назад с различными положениями рук
Опорные прыжки. Подготовка к выполнению опорных прыжков. Прыжок боком через гимнастическую скамейку с опорой на руки. Прыжок в глубину из положения приседа.
Ходьба. Ходьба в различном темпе, с выполнениями упражнений для рук. Ходьба с контролем и без контроля зрения.
Бег. Понятие высокий старт. Медленный бег до 3 мин (сильные дети). Бег в чередовании с ходьбой до 100 м. Челночный бег (3×5 м). Бег на скорость до 40 м. Понятие эстафетный бег (встречная эстафета).
Прыжки. Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед, до 15 м. Прыжки в длину (место отталкивания не обозначено) способом согнув Ознакомление с прыжком с разбега способом перешагивание.
Метание. Метание малого мяча левой, правой рукой на дальность в горизонтальную и вертикальную цель (баскетбольный щит с учетом дальности отскока на расстоянии 4—8 м) с места.
Лыжная подготовка. Построение в одну шеренгу с лыжами и на лыжах. Выполнение команд: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». Передвижение скользящим шагом по учебной лыжне. Подъем ступающим шагом на склон, спуск с горки в основной стойке. Передвижение на лыжах (до 800 м за урок).
Коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений). Перестроение из круга в квадрат по ориентирам. Ходьба до различных ориентиров. Повороты направо, налево без контроля зрения. Принятие исходных положений рук с закрытыми глазами по команде учителя. Ходьба вперед по гимнастической скамейке с различными положениями рук, ног (одна нога идет по скамейке, другая — по полу). Прыжок в высоту до определенного ориентира. Дозирование силы удара мячом об пол с таким условием, чтобы он отскочил на заданную высоту: до колен, до пояса, до плеч. Ходьба на месте под счет учителя от 15 до 10 с, затем выполнение данной ходьбы с определением времени.
Подвижные игры. «Два сигнала», «Запрещенное движение».
Игры с элементами общеразвивающих упражнений. «Шишки, желуди, орехи», «Самые сильные», «Мяч — соседу».
Игры с бегом и прыжками. «Пятнашки маршем», «Прыжки по полоскам», «Точный прыжок», «К своим флажкам».
Игры с бросанием, ловлей и метанием. «Зоркий глаз», «Попади в цель», «Мяч — среднему», «Гонка мячей по кругу».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС (0,25 ч в неделю, 9 ч в год)
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Основы знаний. Гимнастика. Строевые упражнения. | 1 |
2 | Общеразвивающие упражнения. Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами. Элементы акробатических упражнений. | 1 |
3 | Лазанья, висы, равновесие. Опорные прыжки, ходьба. | 1 |
4 | Бег, прыжки. Метание. | 2 |
5 | Лыжная подготовка. | 1 |
6 | Коррекционные упражнения. | 1 |
7 | Подвижные игры с элементами общеразвивающих упражнений. | 1 |
8 | Подвижные игры с бегом и прыжками, с бросанием, ловлей и метанием. | 1 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Основные требования к умениям учащихся 3 класса:
Уметь:
Выполнять простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений;
Подготавливать спортивную форму к занятиям, переодеваться;
Правильно выполнять основные движения в ходьбе, беге, прыжках;
Лазать по гимнастической лестнице, гимнастической стенке;
Метать на дальность и на меткость;
Выполнять высокий старт.
Знать:
Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке;
Название снарядов и гимнастических элементов;
Иметь понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках;
Значение утренней зарядки;
Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.
Учебно-методическое обеспечение
1) Авторская программа по физическому воспитанию (В. Н. Белов, В. С. Кувшинов, В. М. Мозговой) для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под редакцией В. В. Воронковой, М.: Просвещение, 2013 г., допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации.