СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 10-11 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для учащихся 10 -11 класса. Разработанав соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 10-11 класс»

ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО

решением методического Заместитель директора по УВР

объединения учителей естествознания МКОУ Верх - Ичинской СОШ

_______Л.В.Кун

Протокол от «___» ________2013г.

№____ «____»__________2013г.






Рабочая программа


предмета «Физика»


для среднего общего образования по физике (базовый уровень)
























Составитель:

Бурматова З.А.

2013 год













Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному курсу «Физика» для третей ступени образования составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089), на основе Примерной программы среднего общего образования по физике (базовый уровень).

В соответствии с образовательной программой МКОУ Верх-Ичинской СОШ рабочая программа рассчитана на овладение содержанием предмета на базовом уровне, рассчитана на 140 часов, реализуемых по 2 часа в неделю. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования третей ступени общего образования и примерной программе по учебному курсу физики. Рабочая программа составлена в преемственности с программой для второй ступени образования.

Количество часов, отведенных на контрольные работы - 6 час.

Количество лабораторных работ – 23, оценочных – 12.

Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


Цели и задачи рабочей программы поставлены с учетом целей и задач, образовательной программы школы.



Резервные часы по программе распределены следующим образом:


10 класс: 3 часа на тему «Механика».

11 класс: 8 часов на тему «Электродинамика», 3 часа на тему «Квантовая физика и элементы астрофизики ».







Для достижения поставленных целей и задач используется основная форма организации учебного процесса – урок.


Урок

Организационные

формы

Принципы

Типы

  • индивидуальная

  • коллективная

  • фронтальная

  • научность

  • доступность

  • наглядность

  • посильность

  • проблемность


  • изучения нового материала

  • закрепление

  • повторение

  • комбинированный

  • проверка и коррекция знаний



При планировании урока подбираются различные методы в зависимости от темы, цели, индивидуальных особенностей учащихся.


Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности


По источнику передачи и восприятия учебной информации

По степени самостоятельности мышления обучающихся

По характеру управления учебной работой

  • коммуникативные:

беседа

объяснение

инструктаж

  • наглядные:

иллюстрация

демонстрация

  • практические:

упражнения

  • репродуктивные

  • продуктивные:

проблемные;

проблемно- поисковые;

эвристические

  • учебная работа под руководством учителя

  • самостоятельная работа учащихся:

работа с книгой;

работа по плану;

выполнение письменных заданий



Методы контроля и самоконтроля в обучении


Методы устного контроля и самоконтроля

Методы письменного контроля и самоконтроля

  • индивидуальный опрос

  • фронтальный опрос

  • устный самоконтроль

  • контрольные работы

  • самостоятельные работы

  • тестовые работы

  • физические диктанты















Оценка качества образования производится по пятибалльной системе.

Критерии оценки знаний и умений по физике

  1. Содержание и объём материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявить полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять её на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

  2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по физике является письменная контрольная работа, тест и устный ответ.

  3. Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит необходимые теоретические факты и обоснованные выводы.

Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.

  1. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе.

  2. Итоговая отметка выставляется по состоянию знаний на конец этапа обучения с учётом текущих отметок.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5» ставится, если:

* в логических рассуждениях и обосновании решения нет ошибок и недочётов;

* в решении нет физических и вычислительных ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

* работа выполнена полностью, но обоснование шагов решения недостаточны, если умения обосновать не являлось объектом проверки;

* допущена одна ошибка или два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках, если эти виды работ не явились специальным объектом проверки.

Отметка «3» ставится, если:

* допущены более одной или более двух – трёх недочётов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

* допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у учащихся знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Оценка устных ответов

Отметка «5» ставится, если:

* полно раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой и учебником;

* изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя физическую терминологию и символику;

* правильно выполнил рисунок, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

* отвечал самостоятельно без наводящих вопросов;

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправлены по замечанию учителя.

Отметка «4» ставится, если:

* в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие физическое содержание ответа;

* допущены один – два недочёта при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится, если:

* неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

* имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании физической терминологии, чертежах, выкладках;

* ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня.

Отметка «2» ставится, если:

* не раскрыто основное содержание учебного материала;

* допущены ошибки в определении понятий, при использовании физической терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов.

Отметка «1» ставится, если:

* обнаружил полное непонимание изучаемого материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Для реализации программы используется учебники включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе (приказ от 19 декабря 2012г.№ 1067).

Физика.10 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. / Г..Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский./ - 20-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2011. – 366с;

Физика.11 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. / Г..Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М.Чаругин./ - 21-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2012. -399с.


Итог реализации программы осуществляется в форме контрольной работы, ЕГЭ. Формы промежуточного контроля в форме контрольных работ, зачета или тестирования.

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Распределение содержания учебного курса «Физика» на 3 ступени образования по классам обучения (10-11 кл)


Разделы и темы

Количество часов



10 класс

11 класс

1. Физика и методы научного познания (4)

4


1. Механика (32+3)

27

8

2.Молекулярная физика (27)

27


3. Электродинамика (35+8)

14

29

4.Квантовая физика и элементы астрофизики (28+3)


31

Итого

72

68














































Литература

1. Физика. 7 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. / А.В. Перышкин / - 11-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2007. – 191с.

2. Физика. 8 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. / А.В. Перышкин / - 8-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2006. – 191с.

3. Физика.9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. / А.В. Перышкин, Е.М.Гутник / - 11-е изд. Стереотип, – М.: Дрофа, 2006. – 191с.

4. Контрольные и проверочные работы по физике. 7 – 11кл.: Метод. Пособие / О. Ф. Кабардин,

С. И. Кабардина, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 1997. – 192с.: ил.

5. Сборник вопросов и задач по физике: Учеб. пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.

/ В. И. Лукашик/ - 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 191с.

6. Физика: сборник задач: для выпускников и абитуриентов /В.С.Бабаев./ - М.: Эксмо, 2007. – 224с.

7. Научно-методический журнал “Физика в школе”







































Основное содержание (140 час)

Физика и методы научного познания (4 час)

Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.


Механика (35 час)

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Демонстрации

Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

Падение тел в воздухе и в вакууме.

Явление инерции.

Сравнение масс взаимодействующих тел.

Второй закон Ньютона.

Измерение сил.

Сложение сил.

Зависимость силы упругости от деформации.

Силы трения.

Условия равновесия тел.

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы

Исследование движения тела под действием постоянной силы.

Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.

Исследование упругого и неупругого столкновений тел.

Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.

Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела

Измерения ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника


Молекулярная физика (27 час)

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.



Демонстрации

Механическая модель броуновского движения.

Кипение воды при пониженном давлении.

Устройство психрометра и гигрометра.

Явление поверхностного натяжения жидкости.

Кристаллические и аморфные тела.

Объемные модели строения кристаллов.

Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы

Опытная проверка закона Гей-Ллюсака

Измерение влажности воздуха.

Измерение удельной теплоты плавления льда.

Измерение поверхностного натяжения жидкости.


Электродинамика (43час)

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.

Законы распространения света. Оптические приборы.

Демонстрации

Электрометр.

Проводники в электрическом поле.

Диэлектрики в электрическом поле.

Энергия заряженного конденсатора.

Электроизмерительные приборы.

Магнитное взаимодействие токов.

Магнитная запись звука.

Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

Свободные электромагнитные колебания.

Осциллограмма переменного тока.

Генератор переменного тока.

Излучение и прием электромагнитных волн.

Отражение и преломление электромагнитных волн.

Интерференция света.

Дифракция света.

Получение спектра с помощью призмы.

Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

Поляризация света.

Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.

Оптические приборы

Лабораторные работы

Изучение последовательного и параллельного соединений проводников

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Измерение показателя преломления стекла.

Наблюдение действия магнитного поля на ток.

Изучения явления электромагнитной индукции.

Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.

Измерение длины световой волны.

Наблюдения интерференции и дифракции света.

Измерение электрического сопротивления с помощью омметра.

Измерение элементарного заряда.

Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.


Квантовая физика и элементы астрофизики (31час)

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

Лабораторные работы

Наблюдение сплошного и линейчатого спектров


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!