СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 10-11 класс на 2015 учебный год

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания».       Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.       Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.       Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механики, молекулярной физики, электродинамики, электромагнитных колебаний и волн, квантовой физики.       Особенностью предмета «физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 10-11 класс на 2015 учебный год»

I.Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) по математике утвержденного приказом № 1089Минобразования РФ от 05.03. 2004 г.,

- авторской программы общеобразовательных учреждений по физике для 10-11 «Физика 10-11 классы», авторы В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова, Москва, «Просвещение», 2010 год.

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике вносит вклад в политехническую подготовку путем ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами работы приборов, технических устройств, технологических установок.

Целями изучения физики в средней (полной) школе являются:

  • на ценностном уровне:

формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, личностную значимость физического знания независимо от его профессиональной деятельности, а также ценность: научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;

  • на метапредметном уровне:

овладение учащимися универсальными учебными действиями как совокупностью способов действия, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (включая и организацию этого процесса), к эффективному решению различного рода жизненных задач;

  • на предметном уровне:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В задачи обучения физике входит:

— развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

— овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

— усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании, диалектического, характера физических явлений и законов;

— формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.


II. Общая характеристика учебного предмета «Физика 10-11»

      Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания».
      Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
      Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
      Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механики, молекулярной физики, электродинамики, электромагнитных колебаний и волн, квантовой физики.
      Особенностью предмета «физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

III. Описание места учебного предмета «Физика 10-11»

в учебном плане

      Данная программа рассчитана на 136 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования, в том числе в 10—11 классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

IV. Содержание учебного предмета «Физика 10-11»

1. Введение. Основные особенности
физического метода исследования (1 ч)

      Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент — гипотеза — модель — (выводы-следствия с учетом границ модели) — критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближенный характер физических законов. Научное мировоззрение

2. Механика (22 ч)

      Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости.
      Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Центростремительное ускорение.
      Кинематика твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.
      Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса.. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.
      Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес.. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.
      Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
      Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.
            Фронтальные лабораторные работы
      1. Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.
      2. Изучение закона сохранения механической энергии.

3. Молекулярная физика. Термодинамика (21 ч)

      Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.
      Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.
      Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева — Клапейрона. Газовые законы.
      Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель.

Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела.. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела.

      Фронтальные лабораторные работы
      3. Опытная проверка закона Гей-Люссака.
4. Электродинамика (32 ч)

      Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.
      Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
      Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, рп-переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.
      Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
      Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле.
      Фронтальные лабораторные работы
     4. Изучение последовательного и параллельного соединений проводников.
     5. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
     6. Наблюдение действия магнитного поля на ток.
     7. Изучение явления электромагнитной индукции.

5. Колебания и волны (10 ч)

      Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник.
      Электрические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток.

      Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.
Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.
      Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение.
      Фронтальная лабораторная работа
     8. Определение ускорения свободного падения с помощью маятника.

6. Оптика (10 ч)

      Световые лучи. Закон преломления света. Призма. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.
      Фронтальные лабораторные работы
      9. Измерение показателя преломления стекла.
      10. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.
      11. Измерение длины световой волны.
      12. Наблюдение интерференции и дифракции света.
      13. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

7. Основы специальной теории относительности (3 ч)

      Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.

8. Квантовая физика (13 ч)

      Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.
      Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.
      Физика атомного ядра. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц.
      Фронтальная лабораторная работа
      14. Изучение треков заряженных частиц.

9. Строение и эволюция Вселенной (10 ч)

      Строение Солнечной системы. Система Земля—Луна. Солнце — ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

10. Значение физики для понимания мира
и развития производительных сил (1 ч)

      Единая физическая картина мира. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая революция. Физика и культура.
      Фронтальная лабораторная работа
      15. Моделирование траекторий космических аппаратов с помощью компьютера.

Обобщающее повторение — 13 ч
Лабораторный практикум — 0 ч


V. Примерное тематическое планирование


п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа по классам

10 11

1

Введение. Основные особенности физического метода исследования

1

1


2

Механика

22

22


2.1

Кинематика


7


2.2

Динамика и силы в природе


8


2.3

Законы сохранения в механике. Статика.


7


3

Молекулярная физика. Термодинамика

21

21


3.1

Основы МКТ


9


3.2

Взаимные превращения


4


3.3

Термодинамика




4

Электродинамика

32

22

10

4.1

Электростатика


8


4.2

Постоянный электрический ток


7


4.3

Электрический ток в различных средах


7


5

Колебания и волны

10


10

6

Оптика

10


10

7

Основы специальной теории относительности

3


3

8

Квантовая физика

13


13

8.1

Световые кванты



3

8.2

Атомная физика



3

8.3

Физика атомного ядра. Элементарные частицы.



7

9

Строение и эволюция Вселенной

10


10

10

Значение физики для понимания мира и развития производительных сил

1


1

11

Обобщающее повторение

13

2

11


Итого

136

68

68


VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательной деятельности учебного предмета «Физика 10-11»

Печатные пособия

  1. Программы общеобразовательных учреждений «Физика 10-11 классы», Москва, «Просвещение», 2010 г.

  2. Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Москва, «Просвещение», 2014.

  3. Физика. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Москва, «Просвещение», 2014.

  4. Физика. Задачник.10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учеб. заведений, А.П. Рымкевич, Москва, «Дрофа», 2014.

  5. Сборник задач по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, Г.Н. Степанова, Москва, «Просвещение», 2013

  6. Контрольные работы по физике 10-11 классы, А.Е.Марон, Е.А. Марон. Книга для учителя. Москва, «Просвещение», 2010.

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы о выдающихся физиках, по истории развития физики, физических идей и методов.

Технические средства обучения:

  1. Компьютер.

  2. Мультимедиапроектор.

  3. Экран (навесной).

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

  1. Электронные сборники для подготовки к ЕГЭ.

  2. Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для органи­зации фронтальной и индивидуальной работы.

  3. Презентации по основным темам курса.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.fipi.ru - Федеральный институт педагогических измерений

  2. http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал

  3. http://rechuege.ru/- образовательный портал для подготовки к экзаменам.

  4. http://www.physics.ru/courses/op25part2/design/index.htm- Открытая физика

  5. http://1september.ru/- Газета «1 сентября»: материалы по физике

  6. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

  7. http://www.fizika.ru - Физика.ру

Цифровые образовательные ресурсы из Единой коллекции ЦОР

  1. http://school-collection.edu.ru/

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Комплект чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник (30°, 60°, 90°), угольник (45°, 90°), циркуль.

Физический кабинет оснащён полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем оборудования для основной и средней школы.

Система демонстрационных опытов по физике предполагает использование как стрелочных электроизмерительных приборов, так и цифровых средств измерений.

Лабораторное оборудование хранится в шкафах в специально отведённой лаборантской комнате. Демонстрационное оборудование хранится в шкафах в специально отведённой лаборантской комнате.

Кабинет физики снабжён электричеством и водой в соответствии с правилами техники безопасности.

В кабинете физики имеется:

  • противопожарный инвентарь;

  • аптечка с набором перевязочных средств и медикаментов;

  • инструкция по правилам безопасности для обучающихся;

  • журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.

  • кабинет физики оснащён комплектом тематических стендов по всем разделам школьного курса физики.

Согласовано Согласовано

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического объединения _____________ Мартыненко Л.Н.

учителей математики СОШ №2 подпись ФИО

от «31» августа 2015 года №1 «31» августа 2015года

_____________ Марченко Т.Г.

подпись

руководителя МО




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!