СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 10 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа по физике для средней общеобразовательной школы 10 класса составлена на основе:

Федерального компонента государственного стандарта образования, утвержденного приказом Минобразования России от

5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;

Программы, выбранные общеобразовательным учреждением: Программа для общеобразовательных школ Физика 10-11 кл., автор Г.Я.Мякишев (базовый уровень

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 10 класс»

Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения

Новотарманской средней общеобразовательной школы Тюменского муниципального района

«Салаирская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании ШМО естественно-математического цикла

Руководитель

_____________Г. В. Кононова

Протокол № ______

«___»____________ 2016г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________ Р. Х. Валитова

«___» ________________ 2016г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_____________ Г.Р. Шарапова

«___»______________ 2016г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





Предмет

ФИЗИКА

Учебный год

2016-2017

Класс

10

Количество часов в год

68

Количество часов в неделю

2





Учитель:______________ Шарапова Г.Р.


Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по физике для средней общеобразовательной школы 10 класса составлена на основе:

1. Федерального компонента государственного стандарта образования, утвержденного приказом Минобразования России от

5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;

2. Программа по физике для получения основного (общего) (среднего (полного) общего) образования (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. № 03-1263);

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 459 от 21.04.2016 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 253»

4. Учебного плана филиала МАОУ Новотарманской СОШ «Салаирская СОШ», утвержденного приказом директора филиала МАОУ Новотарманской СОШ «Салаирская СОШ» Шараповой Г.Р. № 141 от 03.06.2016 г. и согласованного Председателем Управляющего совета МАОУ Новотарманской СОШ Размановой М.В. протокол №10 от 27.05.2016 г.

5. Программы, выбранные общеобразовательным учреждением: Программа для общеобразовательных школ Физика 10-11 кл., автор Г.Я.Мякишев (базовый уровень)

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

-освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

-овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

-воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

-использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общая характеристика предмета, его место в системе наук.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Физика изучает наиболее общие свойства и законы движения материи, она играет ведущую роль в современном естествознании. Это обусловлено тем, что физические законы, теории и методы исследования имеют решающее значение для всех естественных наук. Физика – научная основа современной техники. Электротехника, автоматика, электроника, космонавтика и многие другие отрасли техники развивались из соответствующих разделов физики. Дальнейшее развитие науки и техники приведет к еще большему проникновению достижений физики в различные области техники.

Изучая физику, учащиеся знакомятся с целым рядом явлений природы и их научным объяснением; у них формируется убеждение в материальности мира, в отсутствии всякого рода сверхъестественных сил, в неограниченных возможностях познания человеком окружающего мира. Знакомясь с историей развития физики и техники, учащиеся начинают понимать, как человек, опираясь на научные знания, преобразует окружающую действительность, увеличивая свою власть над природой.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, колебания и волны, квантовая физика.

Овладение основными физическими понятиями и законами на базовом

уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни, для изучения химии, биологии, географии, технологии, ОБЖ.


Место учебного предмета в образовании

Базисном учебном плане предусмотрено 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Методические особенности изучения предмета:

Особенностью преподавания физики является то, что преподавание учебного предмета «Физика» в основной и средней школе продолжает осуществляться по образовательным стандартам (2004 г.), направленным на реализацию принципа личностно-ориентированного образования.

В процессе изучения физики у обучающихся должно формироваться научное мировоззрение, развиваться логическое мышление, интеллектуальные способности, познавательный интерес. Таким образом, для решения этой задачи в процессе изучения физики основное внимание следует уделять освоению методов научного познания окружающего мира, убежденности в его познаваемости и формированию такого ключевого понятия как единая физическая картина мира, что достигается с помощью внутрипредметных и межпредметных связей на основе фундаментальных законов физики.

Курс физики 10 класса состоит из двух частей: молекулярной физики и электродинамики.

Изучение молекулярной физики основывается на применении дедуктивного метода изучения.

Структура электродинамики обеспечивает лучшее формирование электромагнитного поля; изучение магнитного поля приближено во времени к изучению электрического поля.

Главные линии программы:

  • молекулярно-кинетическая теория строения вещества;

  • законы термодинамика;

  • электронная теория проводимости;

  • теория электромагнитного поля Максвелла.

Формы организации обучения:

индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.

Методы обучения:

  1. По источнику знаний:

    • практические методы: опыты, упражнения и др.;

    • наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;

    • словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;

    • работа с книгой: чтение, конспектирование;

    • видеометоды: просмотр, обучение через Интернет, контроль.

  2. По типу познавательной деятельности :

    • объяснительно-иллюстративные методы;

    • репродуктивные;

    • методы проблемного изложения;

    • частично поисковые методы;

    • исследовательские.

  3. По дидактическим целям :

    • методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);

    • методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).


Содержание обучения.

В программе по физике: предусмотрено проведение 5-х лабораторных работ:

  1. Лабораторная работа № 1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»

  2. Лабораторная работа № 2 «Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии»

  3. Лабораторная работа № 3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака»

  4. Лабораторная работа № 4 «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников»

  5. Лабораторная работа № 5 «Определение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника тока»

Рабочей программой предусмотрено проведение 5-х контрольных работ по темам:

  1. Контрольная работа по теме «Кинематика»

  2. Контрольная работа по теме «Динамика. Силы в природе»

  3. Контрольная работа по теме «Законы сохранения в механике»

  4. Контрольная работа по теме «Основы молекулярно-кинетической теории идеального газа»

  5. Контрольная работа «Термодинамика»


Данная программа предусматривает также проведение 3-х самостоятельных работ по темам:

  1. Зачет «Жидкие и твёрдые тела»

  2. Зачет № 2 «Электростатика»

  3. Зачет № 3«Электрический ток в различных средах»


Введение. Физика и методы научного познания (1ч)

Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика (22 ч)

Кинематика. Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея... Движение точки и тела. Положение точки в пространстве. Механическое движение, виды движения, его характеристики. Способы описания движения. Перемещение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Мгновенная скорость. Сложение скоростей. Ускорение.

Скорость при движении с постоянным ускорением. Свободное падение тел.

Равномерное движение точки по окружности.

Динамика. Законы динамики. Предсказательная сила законов классической механики. Инерциальная система отсчёта. I закон Ньютона. Сила. II закон Ньютона. III закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Закон всемирного тяготения.

Сила в природе. Всемирное тяготение Сила тяжести и вес тела. Невесомость. Деформации и сила упругости. Закон Гука. Сила трения. Сила трения.

Закон сохранения энергии в механике. Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Мощность. Энергия. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии.

Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.

Молекулярная физика. Термодинамика (21 ч)

Основные положения МКТ. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Броуновское движение. Молекулы. Строение вещества. Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ.

Температура. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества Тепловое равновесие.

Уравнение состояния идеального газа. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева- Клайперона. Газовые законы. Насыщенный пар. Кипение. Критическая температура кипения. Влажность воздуха. Строение и свойства жидкостей и твердых тел. Строение и свойства кристаллических и аморфных тел.

Термодинамика. Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. I закон термодинамики. Адиабатный процесс. II закон термодинамики. Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.

Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.

Электродинамика (21 ч)

Электростатика. Элементарный электрический заряд.. Электризация тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Электроемкость. Конденсатор.

Постоянный электрический ток. Электрический ток. Условия, необходимые для существования электрического тока.

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Электрический ток в различных средах. Электрическая проводимость металлов. Зависимость сопротивления от температуры. Электрический ток в полупроводниках. Полупроводниковые приборы. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток.

Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.

Обобщающее повторение ( 3ч )




















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

-смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

-смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

-смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

-вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

-описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

-отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

-приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

-воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

рационального природопользования и защиты окружающей среды.











Результаты освоения курса физики1

Личностные результаты:

        • в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;

        • в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

        • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.


Метапредметные результаты:

      • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;

      • использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

      • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

      • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;

      • использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

Предметные результаты (на базовом уровне):

        1. в познавательной сфере:

              • давать определения изученным понятиям;

              • называть основные положения изученных теорий и гипотез;

              • описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики;

              • классифицировать изученные объекты и явления;

              • делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты;

              • структурировать изученный материал;

              • интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;

              • применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

        2. в ценностно-ориентационной сфере – анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;

        3. в трудовой сфере – проводить физический эксперимент;

        4. в сфере физической культуры – оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.


тематический план (68 часов)


Тема

Количество часов

ВВЕДЕНИЕ. Основные особенности физического метода исследования

1

МЕХАНИКА

22

Кинематика

7

Динамика и силы в природе

8

Законы сохранения в механике. Статика

7

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА

21

Основы МКТ

9

Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела

4

Термодинамика

8

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

21

Электростатика

8

Постоянный электрический ток

7

Электрический ток в различных средах

6

ПОВТОРЕНИЕ

3

ИТОГО

68








Календарно-тематическое планирование предмета ФИЗИКА на 2015 – 2016 учебный год.

п/п


Дата

Тема урока


Элементы содержания

Основные требования к уровню подготовки выпускников.

Вид деятельности

(на уровне учебных действий)

Проведение опытов (эксперимента, демонстрации)

Подготовка

к ГИА

Д.з.


план

факт

ВВЕДЕНИЕ. Физика и методы научного познания.



1

7.09


Физика и методы научного познания.


Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

знать/понимать:

- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие

-вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики

-отличать гипотезы от научных теорий.

понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

Объяснять цепочку : эксперимент→физическая гипотеза-модель→физическая теория→критериальный эксперимент




введение

МЕХАНИКА (22 ч)

Кинематика (7 ч)

2

8.09


Основные понятия кинематики

Механическое движение и его виды.

знать/понимать: смысл физических величин: скорость, ускорение.

Уметь:

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств

-приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики.

-делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов.














Рассчитывать тормозной путь. Характеризовать основные физические величины кинематики.




Механическое движение и его виды


§ 3-5

3

14.09


Скорость. Равномерное прямолинейное движение

Прямолинейное равноускоренное движение.

Измерять и вычислять физические величины (время, расстояние, скорость, ускорение).

-характеризовать вид движения. -анализировать графики равномерного прямолинейного движения.

Прямолинейное и криволинейное движение



Скорость

Ускорение

Равномерное движение


§ 9, 10

4

15.09


Относительность механического движения. Принцип относительности в механике

Принцип относительности Галилея



Решать простейшие задачи на определение скорости, ускорения, пути и перемещения при равноускоренном движении, скорости и ускорения при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Изображать на

Характеризовать относительность механического движения, принцип относительности в механике.

Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности



Относительность механического движения.

§ 11,12,

30

5

21.09


Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения

Прямолинейное равноускоренное движение.

Читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени, при равномерном и равноускоренном движениях. Рассчитывать тормозной путь

Запись равномерного и равноускоренного движения. Решение задач на применение формул, строить графики движения, графики скорости, ускорения.



Прямолинейное равноускоренное движение


§ 13-16

6

22.09


Свободное падение тел – частный случай равноускоренного прямолинейного движения


Объяснять свободное падение тел. Иметь представление о траектория, закономерностях движения тел при свободном падении

Падение тел в воздухе и безвоздушном пространстве (трубки Ньютона)



Свободное падение (ускорение свободного падения)

§ 17, 18

7

28.09


Равномерное движение материальной точки по окружности

Равномерное движение точки по окружности.


-применять понятия и формулы равномерного движения по окружности.

Направление скорости при движении тела по окружности.



Движение по окружности с постоянной по модулю

скоростью. Центростремительное ускорение.

§ 19-21

8

29.09


Контрольная работа №1

«Кинематика»

Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея.

-применять понятия и формулы равномерного и равноускоренного движение тела при решении задач



§ 3-21

Динамика и силы в природе (8 ч)



9

5.10


Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение

Законы динамики




Всемирное тяготение.

знать/понимать

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила.

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения.

Уметь:

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики

- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли.

- делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов

- описывать и объяснять физические явления и свойства тел.


Применять законы ньютона при решение качественных задач.

Проведение опытов законов классической механики: Сравнение массы тел.

Второй закон Ньютона

Третий закон Ньютона


Проявление инерции.


Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

Второй закон Ньютона

Третий закон Ньютона

§ 22,24-28

10

6.10


Решение задач на законы Ньютона

Отработать навыки на применение законов Ньютона, применение формул при расчетных задач.

11

12.10


Силы в механике.

Гравитационные силы

Предсказательная сила законов классической механике.

Определять на графике R, рассчитывать используя знания геометрии.




Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники

Земли

§ 31-34

12

13.10


Сила тяжести и вес

Предсказательная сила законов классической механики

Определять силу тяжести и вес тела, расчётное и графически.


 Проведение опытов законов классической механики:

Вес тела при ускоренном подъеме и падении тела.

Невесомость.


§ 35


13

19.10


Силы упругости – силы электромагнитной природы

Предсказательная сила законов классической механики

Объяснять природу силы упругости. Характеризовать направление силы упругости.

Проведение опытов законов классической механики:

Зависимость силы упругости от величины деформации.


§ 36, 37

14

20.10


Лабораторная работа № 1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упру гости и тяжести»

Предсказательная сила законов классической механики

Изучить движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести. Делать выводы.

Проведение опытов законов классической механики.




Инстр.к лаб.раб.

15

26.10


Силы трения

Предсказательная сила законов классической механики

Характеризовать роль сил трения. Решать задачи на применение формул. Составление обобщающей таблицы.

Силы трения покоя, скольжения и качения


§ 38-40

16

27.10


Контрольная работа №2 «Динамика. Силы в природе»

Законы динамики Всемирное тяготение.

Предсказательная сила законов классической механики


воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию.

Выполнение разно уровневой контрольной работы



§ 36-38

Законы сохранения в механике. Статика (7 ч)




17

09.11


Анализ контрольной работы.

Закон сохранения импульса

Границы применимости закона. Импульс, импульс тела и силы, закон сохранения импульса

знать/понимать: смысл физических величин:

- импульс, работа, механическая энергия.

смысл физических законов сохранения импульса.

Уметь:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств.

- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств

-делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов.


Составить опорный конспект

Проведение опытов:

Закона сохранения импульса.




Закон сохранения импульса

Импульс тела.

Импульс системы тел.

§ 41,42

18

10.11


Реактивное движение

Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.


Объяснять принцип реактивного движения. Приводить примеры. Решать задачи на применение закона сохранения импульса.

Проведение опытов: Реактивное движение сохранения импульса.




§ 43,44

19

16.11


Работа силы (механическая работа)

Границы применимости классической механики

знать/понимать:


Характеризовать работу сил. Решать задачи на применение законов сохранения энергии.

Изменение энергии тела при совершении работы.



Работа силы.

Работа как мера изменения энергии.

Кинетическая энергия

Потенциальная энергия

§ 45-47

20

17.11


Теоремы об изменении кинетической и потенциальной энергии

Закон сохранения энергии в механике. Границы применимости закона.

Переход потенциальной энергии тела в кинетическую

§ 48

21

23.11


Закон сохранения энергии в механике

Закон сохранения энергии в механике



Закон сохранения механической энергии

§ 52,53

22

24.11


Лабораторная работа № 2 «Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии»

Закон сохранения энергии в механике.




Проведение опытов

Сохранения механической энергии.




Инстр.

23

30.11


Контрольная работа№ 3 «Законы сохранения в механике»

Основы динамики. Законы сохранения в механике.


воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию.




§ 1-53


МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА (21 ч)



Основы молекулярно-кинетической теории (9)




24

01.12


Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование


Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства.

знать/понимать: смысл физических величин: вещество.

- смысл физических законов термодинамики.

- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь описывать и объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел.

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
-делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов.
- приводить примеры практического использования физических знаний термодинамики.

- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;



Составить опорный конспект по основным положениям МКТ.

Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества

 Опыты, доказывающие основные положения МКТ.

Механическую модель броуновского движения.


Экспериментальные доказательства атомистической теории.

Взаимодействие частиц вещества


Броуновское движение


Диффузия

§ 57,58

25

7.12


Решение задач на характеристики молекул и их систем

Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества.

Строение и свойства жидкостей и твердых тел.


Повторить понятия : количество вещества ( используя знания химии), характеризовать строение молекул газообразных, жидких и твердых тел.







26

8.12


Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа

Идеальный газ, как пример физической модели. Основное уравнение МКТ


Характеризовать понятия идеальный газ. Решать задачи (качественные) на применение основного уравнения МКТ идеального газа).

.



Тепловое движение атомов и молекул вещества


§ 63-65

27

14.12


Температура

Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества


Повторение: строение вещества, молекулы, движение молекул, связь меду скоростью движения молекул и температурой тел.

Взаимосвязь между температурой, давлением и объемом для данной массы газа




Модель идеального газа

Модели строения газов, жидкостей и твердых тел

Кроссворд

§ 66-68

28

15.12


Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клапейрона)

Модель идеального газа. Давление газа

Читать графики процессов.



§ 70

29

21.12


Газовые законы

Уравнение состояния идеального газа.

Газовые законы. Границы применимости законов.

Объяснять газовые законы и границы их применимости.

Изотермический процесс

Изобарный процесс.

Изохорный процесс


Уравнение p = nkT.


Уравнение Менделеева – Клапейрона



§ 71

30

22.12


Решение задач на уравнение Менделеева-Клапейрона и газовые законы

Уравнение Менделеева-Клайперона. Газовые законы. Границы применимости законов.

Работа с учебником.

Решение задач на применение формул



Упр.13

В.1-13

Инст.

31

11.01


Лабораторная работа № 3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака»

Закон Гей-Люссака




32

12.01


Контрольная работа №4 «Молекулярная физика»

Основы молекулярно-кинетической теории идеального газа





§ 57-71

Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела (4)




33

18.01


Реальный газ. Воздух. Пар

Строение и свойства жидкостей и твердых тел.


Насыщенный пар

Кипение,

критическая температура. Влажность воздуха.

уметь описывать и объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел.

- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;


Составить опорный конспект.

Свойства насыщенных паров.

Кипение воды при пониженном давлении.

Устройство принцип действия психрометра.

Конденсационный гигрометр, волосной гигрометр


Насыщенные и ненасыщенные пары

Влажность воздуха


Связь между давлением и средней кинетической энергией

теплового движения молекул идеального газа

Изопроцессы: изотермический, изохорный, изобарный,

адиабатный процессы

§ 72-74

34

19.01


Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости

Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости

Характеризовать жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости

Модели кристаллических решеток.

рост кристаллов.


конспект

35

25.01


Твёрдое состояние вещества

Кристаллические и аморфные тела и их свойства.


Характеризовать твёрдое состояние вещества.


§ 75,76

36

26.01


Зачёт № 1 «Жидкие и твёрдые тела», коррекция


Контрольный тест


§ 72-76


Термодинамика (8)



37

01.02


Термодинамика как фундаментальная физическая теория

Законы термодинамики.


Внутренняя энергия.

знать/понимать: смысл физических величин внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты

-смысл физических законов термодинамики.

- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Уметь:

- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

- рационального природопользования и охраны окружающей среды;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.






знать/понимать: смысл физических величин: внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества

Сравнение удельной теплоемкости двух различных жидкостей.

при сжатии.

Тепловое равновесие

Теплопередача

Уравнение теплового баланса

конспект

38

02.02


Работа в термодинамике

Геометрическое истолкование работы.

Работа в термодинамике.

знать/понимать: смысл физических величин количество теплоты

-смысл физических законов термодинамики

Объяснение процессов работы в термодинамике, приводить примеры.

Изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и совершении работы.



Изменение агрегатных состояний вещества: плавление и

кристаллизация Внутренняя энергия

Работа в термодинамике

§ 78

39

8.02


Решение задач на расчёт работы термодинамической системы

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Законы термодинамики.

Решать задачи по теме.


Абсолютная температура

Связь температуры газа со средней кинетической энергией его

частиц


40

9.02


Теплопередача. Количество теплоты

Принцип действия тепловых двигателей.

Работа с учебником. Решение задач на применение формул



Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества


Первый закон термодинамики


§ 79

41

15.02


Первый закон (начало) термодинамики

I закон термодинамики. Границы применимости закона.


Рассмотреть первый закон термодинамики, выделять границы применимости. Объяснение процессов, опираясь на первый закон термодинамики.


§ 80,81

42

16.02


Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики

Порядок и хаос.

II закон термодинамики. Необратимость процессов в природе

Рассмотреть второй закон термодинамики, выделять границы применимости. Объяснение процессов, опираясь на второй закон термодинамики

Изменение температуры воздуха при адиабатном расширении и сжатии.





§ 82,83

43

22.02


Тепловые двигатели и охрана окружающей среды

Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей.

- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Называть устройство и принцип действия паровой турбины, ее применение.

Рассчитывать КПД двигателей.

Принцип действия тепловой машины.





Второй закон термодинамики


Проблемы энергетики и охрана окружающей среды

КПД тепловой машины

Принципы действия тепловых машин.

§ 84

44

23.02


Контрольная работа №5 «Термодинамика»

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Законы термодинамики

Выполнение разно уровневой контрольной работы


§ 78-84

ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (21 ч)



Электростатика (8)



45

01.03


Введение в электродинамику. Электростатика Электродинамика как фундаментальная физическая теория

Элементарный электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Границы применимости закона.

знать/понимать: смысл физических величин

-элементарный электрический заряд;

смысл физических законов- электрического заряда

- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Уметь:

- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

-Оценивать и анализировать информацию по теме «Электростатика» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.



Составить опорный конспект, выделять основные понятия .

Электризация тел трением.



Электризация тел

Взаимодействие зарядов. Два вида заряда

Закон сохранения электрического заряда


§ 85-88

46

02.03


Закон Кулона

Закон Кулона. Границы применимости закона.

Объяснять действие заряженных частиц, опираясь на знания закона Кулона

Взаимодействие зарядов



Закон Кулона.

Действие электрического поля на электрические заряды

§ 89,90

47

8.03


Электрическое поле. НапряженностьИдея близкодействия

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля.

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля.

Устройство и принцип действия электрометра. Электрическое поле двух заряженных шариков. Электрическое поле двух заряженных пластин


Принцип суперпозиции электрических полей


§ 91-94

48

9.03


Решение задач на расчёт напряжённости электрического поля и принцип суперпозиции

Закон Кулона.

Решение задач на применение формул.




Упр.17

В.1,5

49

15.03


Проводники и диэлектрики в электрическом поле

Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.

Приводить примеры веществ, являющихся проводниками и диэлектриками. Поле как вид материи.

Проводники в электрическом поле.

Диэлектрики в электрическом поле.




Проводники в электрическом поле

Диэлектрики в электрическом поле


§ 95-97

50

16.03


Энергетические характеристики электростатического поля

Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов.


Давать энергетическую характеристику электростатического поля.




Потенциальность электростатического поля

Потенциал электрического поля. Разность потенциалов

§ 98-100

51

22.03


Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора

Электроемкость. Конденсатор.

Энергия заряженного конденсатора.

.

Объяснять принцип работы конденсатора. Характеризовать изменение энергии заряженного конденсатора. Решение задач на применение формул

Устройство конденсатора постоянной и переменной емкости.

Зависимость электроемкости плоского конденсатора от площади пластин


Электрическая емкость. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора

§ 101-103

52

23.03


Зачёт № 2 «Электростатика», коррекция

Основные понятия и законы электростатики

Контрольный тест


§ 85-103

Постоянный электрический ток (7)



53

5.04


Стационарное электрическое поле

Электрический ток. Условия, необходимые для существования электрического тока. Сила тока.

знать/понимать: смысл физических величин

-элементарный электрический заряд;

смысл физических законов- электрического заряда

- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Уметь:

- приводить примеры практического использования физических знаний: электродинамики в энергетике.

- оценивать и анализировать информацию по теме «Законы постоянного тока» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;


Выделять условия необходимые для существования электрического тока.

Механическая модель для демонстрации условия существования электрического тока.




Постоянный электрический ток. Сила тока

Постоянный электрический ток. Напряжение

конспект

54

6.04


Схемы электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи

Закон Ома для участка цепи Границы применимости закона. Сопротивление.

Параллельное и последовательное соединения проводников

Составлять схемы электрических цепей.

Решать задачи на применение закона Ома.

Закон Ома для участка цепи.




Закон Ома для участка цепи


Электрическое сопротивление


55

12.04


Решение задач на расчёт электрических цепей


Электрический ток.

Закон Ома для участка цепи.

Параллельное и последовательное соединения проводников


Решение задач на применение формул.

Распределение токов и напряжений при последовательном и параллельном соединении проводников.





Параллельное и последовательное соединение проводников

Смешанное соединение проводников


56

13.04


Лабораторная работа № 4 «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников»


Закон Ома для полной цепи. Электродвижущая сила.

Пользоваться миллиамперметром, омметром или авометром, выпрямителем электрического тока.

Развитие умений и навыков работы с физическими приборами. Применять теорию на практике.



Инстр.

57

19.04


Работа и мощность постоянного тока

Электрический ток.

Работа и мощность постоянного тока.

Решение задач на применение формул ( Рымкевич).

Зависимость накала нити лампочка от напряжения и силы тока в ней.



Работа электрического тока. Закон Джоуля – Ленца.

Мощность электрического тока

§ 108

58

20.04


Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи

Закон Ома для полной цепи. Электродвижущая сила.

Составлять схемы цепей. Рассчитывать ЭДС цепи. Решение задач на применение формул. ( Рымкевич)

Зависимость силы тока от ЭДС и полного сопротивления цепи.


Закон Ома для полной электрической цепи

§ 109,110

59

26.04


Лабораторная работа № 5 «Определение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника тока»

Законы и понятия электродинамики.

Собирать электрические цепи. Измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

Применение теоретических знаний на практике.

.




Электродвижущая сила. Внутреннее сопротивление

источника тока

Инстр.

Электрический ток в различных средах (6 ч )



60

27.04


Вводное занятие по теме «Электрический ток в различных средах»

Электрическая проводимость металлов. Зависимость сопротивления от температуры.

уметь:

- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов, жидкостей и твердых тел;

- делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

- оценивать и анализировать информацию по теме «Электрический ток в различных средах» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

- оценивать и анализировать информацию по теме «Электрический ток в различных средах» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.


Практическое применение: электролиза в металлургии и гальванотехнике, электронно-лучевой трубки, полупроводникового диода, терморезистора, транзистора. Составление схемы (таблицы).

Зависимость сопротивление металлического проводника от температуры.

Зависимость сопротивления полупроводников от  температуры и освещенности.

Действие термистора и фоторезистора.





§ 111

61

03.05


Электрический ток в металлах

Электрический ток в полупроводниках. Полупроводниковые приборы.

Объяснение причины сопротивления проводника. Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни:




Полупроводники. Собственная и примесная проводимость

полупроводников

§ 112

62

04.05


Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках

Электрический ток в газах.

Объяснять закономерности протекания электрического тока в полупроводниках.

Односторонняя электропроводность полупроводникового диода.

Зависимость силы тока  в полупроводниковом диоде от напряжения.



§ 115,116

63

10.05


Закономерности протекания тока в вакууме

Электрический ток в вакууме.


Характеризовать

( объяснять) закономерности протекания тока в вакууме. Решение задач на применение формул.

Устройство и принцип действия электронно-лучевой трубки.



Носители свободных электрических зарядов в металлах,

жидкостях и газах


§ 120

64

11.05


Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях

Электрический ток в жидкостях Плазма.

Характеризовать (объяснять) закономерности протекания тока в проводящих жидкостях

Сравнение электропроводности воды и раствора соли или кислоты.

Электролиз сульфата меди.

Ионизация газа при его нагревании

§ 122,123

65

17.05


Контрольная работа № 6 «Основы электродинамики»

Законы и понятия электродинамики.

Контрольный тест




§ 111-123

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (3 ч)



66

18.05


Механика. Решение тестовых заданий

Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике.


знать/понимать: смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, импульс, работа, механическая энергия.

-смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса.

Решение задач на применение формул. Материалы ЕГЭ



§ 1-53

67

24.05


Молекулярная физика. Термодинамика. Решение тестовых заданий

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.


Решение задач на применение формул. Материалы ЕГЭ



§ 57-84

68

25.05


Основы электродинамики. Решение тестовых заданий

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток.


Решение задач на применение формул. Материалы ЕГЭ



§85-123









Учебно-методический комплекс

Программа, автор

Класс

Учебник, издательство, год издания, уровень

Пособие для учителя, издательство, год издания

Пособие для учащихся, издательство, год издания

Контрольно-измерительные материалы, издательство, год издания

Программа для общеобразовательных школ Физика 10-11 кл., автор Г.Я.Мякишев (базовый уровень)

М.: Дрофа, 2010.







10

Учебник для общеобразовательных учреждений «Физика 10 класс», авторы Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, М.: Просвещение, 2011 г; базовый уровень


В.А.Волков, универсальные поурочные разработки по физике,

10 класс, Москва, «ВАКО», 2009.

Сборник задач по физике. 10-11 класс, составитель А.П. Рымкевич, М.: Дрофа, 2013 г.;


Готовимся к единому государственному экзамену. Физика. Составитель А.Н.Москалев, М.: Дрофа, 2005 г.;

Тесты по физике. 10 класс, составитель Н.И.Зорин. М. «Вако»,2010;

Тематические тестовые задания. Физика.ЕГЭ, составители




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!