СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике, 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике для 7 класса рассчитана на два часа в неделю. Составлена на основе авторской программы Перышкина А.В.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике, 7 класс»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ребрихинская средняя общеобразовательная школа»

Ребрихинского района Алтайского края


«РАССМОТРЕНО»

Руководитель школьного МО


_______/___________________/

ФИО

Протокол № ___

от «__»________20__г.


«СОГЛАСОВАНО»

Председатель методического

совета МБОУ «Ребрихинская СОШ»

_______ /________________/

ФИО

Протокол № ___

от «__»________20__г.



«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ

«Ребрихинская СОШ»

______/___________________/

ФИО

Приказ №___

от «__»_________20___г.











Рабочая программа

учебного предмета «Физика» для 7 класса

основного общего образования


на 2015 - 2016 учебный год













Разработана Пасановой С.В.,

учителем физики







с. Ребриха

2015 год









Пояснительная записка


Нормативные документы и материалы, на основе которых составлена Рабочая программа:

- Феде­ральный закон № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Россий­ской Федерации»;

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России № 1089 от 05.03.2004 г.;

- Основная образовательная программа основного общего образования школы, утвержденная приказом № 214 от 26.12.2014г.;

- годовой календарный учебный график школы на 2015-2016 учебный год;

- учеб­ный план школы на 2015-2016 учебный год;

- Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки России № 1067 от 19.12.2012г.;

авторская рабочая программа по учебному предмету для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 класс/ Сост.В.А.Коровин, В.А.Орлов. М.: Дрофа, 2011 г. Авторы программы Е.М.Гутник, А.В.Перышкин …. (с библиографическими данными);

- Положение о Рабочей программе школы, утвержденное приказом № 7 от 19.01.2015 года;

оценочные и методические материалы авторского УМК … (перечислить материалы).

Авторская программа изучения физики в 7 классе рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), в соответствии с календарным учебным графиком школы на 2014-2015 учебный год данная программа рассчитана на 68 часов. При этом сокращение часов произведено за счёт часов резерва.

УМК по физике авторов Е.М.Гутник, А.В.Перышкина является УМК для общеобразовательных учреждений и предназначен для учащихся 7 класса данного типа школ и соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта по физике.

Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения физике как построение логически последовательного курса изучения физики, создающе­го целостное непротиворечивое представление об окружающем мире на основе современных научных знаний.
В содержании рабочей программы  предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний о строении вещества и основных механических явлениях, физиче­ских величинах, характеризующих эти явления, основных законах, их применении в технике и повседневной жизни, методах научного познания природы;

  • Овладение способами деятельности по применению полученных знаний для объясне­ния физических явлений и процессов, принципов действия технических устройств; решения задач, а также по применению естественнонаучных мето­дов познания, в том числе в экспериментальной деятельности;

  • Освоение ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой.

В процессе обучения предполагается активное использование медиаресурсов и информационных технологий (CD «Живая физика», «Открытая физика») мультимедиапроекты (презентации).

Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:

  • Традиционное обучение;

  • Личностно-ориентированное обучение;

  • Дифференцированное обучение;

Проблемное обучение.

Традиционными формами проведения занятий являются: беседа, рассказ, объяснение нового материала. Основная форма деятельности учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.

Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.

Изменения, внесенные в учебную программу и их обоснование.

  1. Сокращение часов с 70 до 68 произведено за счёт часов резерва.

  2. Оставшиеся два часа, выделенные на резервное время, использованы для организации уроков повторения.

В качестве основных методов проверки теоретических знаний, при обучении по данной программе, используется устный опрос, контрольные работы. Для оценивания практических навыков используется лабораторная работа. Результаты работы учащихся оцениваются в соответствии с Уставом школы по 5-балльной системе.

В помощь учителю автором программы рекомендовано издание Е. М Гутник, Е.В. Рыбаковой «Физика 7:Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Перышкина «Физика 7 класс», содержащее тексты контрольных работ.

































Тематический план

рабочей программы учебного предмета, курса

Номер раздела

Наименование раздела

Продолжитель­ность изучения раздела в часах

Введение

4

Первоначальные сведения о строении вещества

5

Взаимодействие тел

21

Давление твердых тел, жидкостей и газов

23

Работа и мощность. Энергия

13

Повторение

2


Итого

68

Содержание рабочей программы


7 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

1. Введение (4 ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа

1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.

2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа

  1. Измерение размеров малых тел.

  2. Взаимодействие тел (21 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возни­кающая при деформации. Вес тела. Связь между си­лой тяжести и массой.

Упругая деформация. Закон Гука.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.

Центр тяжести тела.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Фронтальные лабораторные работы

3. Изучение зависимости пути от времени при
прямолинейном равномерном движении. Измерение
скорости.

  1. Измерение массы тела на рычажных весах.

  2. Измерение объема твердого тела.

  3. Измерение плотности твердого тела.


  1. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружи­ны.

  2. Исследование зависимости силы трения сколь­жения от силы нормального давления.

  3. Определение центра тяжести плоской пластины.

4. Давление твердых тел,
жидкостей и газов
(23 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-ки нетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Баро- метр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы

10. Измерение давления твердого тела на опору.

11.Измерение выталкивающей силы, действую
щей на погруженное в жидкость тело.

12. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

5.Работа и мощность. Энергия (13 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

«Золотое правило» механики. КПД механизма.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

Фронтальные лабораторные работы

13.Выяснение условия равновесия рычага.

14.Измерение КПД при подъеме тела по наклон
ной плоскости.

6.Работа Резервное время (2 ч) отводится на уроки повторения.





Календарно-тематический план

по предмету «физика», 7 класс, 2 часа в неделю


Тема урока (содержание, включая темы к/р, л/р, п/р и других видов работ)

Формы и методы обучения на уроке, обеспечивающие качество бразования согласно ФК ГОС

Требования к уровню подготовки учащихся на уроке (знать/уметь)

Ресурсы урока (информацио-нные, обору-

дование)

Дата проведения


Плани-

руемая

Факти-

ческая


Раздел 1. Введение(4 часа)


1

1.1Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

Объяснительно-иллюстративная

Беседа

Б Знают основные требования, предъявляемые к учащимся при работе в кабинете физики П Умеют оказать первую доврачебную помощь пострадавшему.

Демонстрации.

Скатывание шарика по желобу, колебания матем. маятника, соприкасающегося со звучащим камертоном, нагревание спирали электрическим током, свечение нити электр. лампы, показ наборов тел и веществ

1-я неделя сентября



2

1.2Физические величины. Точность и погрешность измерений.

Объяснительно-иллюстративная

Беседа

Частично-поисковая

Б Знают и определяют место физики как науки, различают физические явления и тела, методы изучения физики. П Знают и различают основ. способы совр. физ. исследований

Приборы: линейка, мензурка, измерительный цилиндр, термометр, секундомер, вольтметр и др.

Опыты. Измерение расстояний.

1-я неделя сентября



3

1.3Лабораторная работа №1

«Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности»

Лаб. работа по инструкции

Б Знают понятие «физическая величина», умеют измерять физические величины при помощи простейших физ.-х средствП Знают, как: перевести значение ф.в. в системные единицы, используя крат. и доль. приставки, найти цену деления прибора, погрешность измерения

Приборы: мензурка, стакан с водой, колба и другие сосуды


2-я неделя сентября



4

1.4Физика и техника. Медиа-урок

Объяснительно-иллюстративная

Беседа

Частично-поисковая

Б Умеют находить цену деления любого измер.-го прибора.

П Умеют представлять результаты измерений с помощью таблиц

Приборы: Современные технические и бытовые приборы

Портреты ученых – физиков

2-я неделя сентября



Раздел 2.Первоначальные сведения о строении вещества( 5 часов)


5

2.1Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение.

Проблемно-поисковая

Эвр.я беседа

Б Знают/понимают смысл понятий: «вещество», «атом», «молекула».

П Знают и могут объяснить основные свойства молекул

Мультимедийная презентация. Демонстрации. Модели молекул воды и кислорода, модель хаотического движения молекул в газе, изменение объема твердого тела и жидкости при нагревании


3-я неделя сентября



6

2.2Лабор. работа №2

«Измерение размеров малых тел»

Частично-поисковая

Лаб. работа по инструкции

Б Умеют измерять размеры малых тел методом рядов (П) П Умеют различными способами измерять размеры малых тел, умеют представлять результаты измерений с помощью таблиц (Ис¦)

Приборы: линейка, горох, пшено, иголка


3-я неделя сентября



7

2.3Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

Пробл.-поисковая

Эвр.я беседа, иссл.-кая работа

Б Умеют объяснять и описывать явление диффузии

П Умеют приводить прим.практического использования диффузии

Мультимедийная презентация. Демонстрации, Изменение объема твердого тела и жидкости при нагревании


4-я неделя сентября



8

2.4Взаимное притяжение и отталкивание молекул

Пробл.-поисковая

Эвр.я беседа, иссл.-кая работа

Б Знают/понимают смысл понятия «взаимодействие», умеют приводить прим.прак. исполь.-ия взаимодействий П Умеют объяснять различие взаимодействия различных веществ различием в строении их молекул


4-я неделя сентября



9

2.5Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений. Медиа-урок

Пробл.-поисковая

Эвр.я беседа

Б Умеют описывать и объяснять различие свойств вещества в разных агрегатных состоянияхП Умеют приводить прим. практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях

Мультимедийная презентация.

5-я неделя сентября –

1 -я неделя октября



Раздел 3.Взаимодействие тел(21 час)


10

3.1Механическое движение. Равномерное движение.

Информационно-развивающая

Объяснение, демонстрации

Б Знают/понимают смысл понятий: «путь», «траектория», «относительность движения» П Умеют определять вид траектории и пройденный путь в различных системах отсчета

Демонстрации. Равномерное и неравномерное движение шарика по желобу. Относительность механического движения с использованием заводного автомобиля. Траектория движения мела по доске, движение шарика по горизонтальной поверхности.


5-я неделя сентября –

1 -я неделя октября



11

3.2 Скорость. Лабораторная работа №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном движении. Измерение скорости

Информ.-развивающая

Беседа, раб. с уч.

Лаб. работа по инструкции

Б Знают/понимают смысл понятия «скорость»; умеют описывать равномерное прямолинейное движение П Умеют графически изображать скорость, знают формулу  вычисления скорости при прямолинейном равномерном движении

Мультимедийная презентация.

2-я неделя

октября



12

3.3Расчет пути и времени движения. Решение задач.

Продуктивная

Решение задач, вариат.упр.-ия

Б Умеют решать задачи на расчет скорости, пути и времени движения Умеют измерять путь при прям. Движении. П Умеют решать зад.повыш. сложти на расчет скорости, пути и времени движения . Умеют изучать зависимость пути от времени при прямолинейном движении. Производить измерение скорости», умеют представлять результаты измерений с помощью таблиц (Ис)

Мультимедийная презентация.

2-я неделя

Октября



13

3.4 Инерция. Решение задач


Частично-поисковая


Б Знают/понимают смысл величины «масса», а также понятия «взаимодействие», умеют описывать и объяснять явление инерции, различать инерцию и инертность, знают как зависит скорость тела от его массы.

П Умеют описывать поведение тела при воздействии на него др. тел; объяснять спос. умень.я и увел. инертности тел и их прак. применение

Мультимедийная презентация. Демонстрации. Движение тележки по гладкой поверхности и поверхности с песком. Насаживание молотка на рукоятку


3-я неделя

октября



14

3.5 Взаимодействие тел.

Проблемно-поисковая Эвристическая беседа, демонстрации Продуктивная


Б Умеют решать качественные и количественные задачи по данной теме. П Умеют решать кач.-ые и кол. задачи пов. сложности по данной теме.


3-я неделя

Октября



15

3.6 Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов.

Решение задач, вариа.упр.-ения

Индив. и фронт. Работа

Б Знают/понимают смысл величины «масса», а также понятия «взаимодействие», умеют описывать и объяснять явление инерции, различать инерцию и инертность, знают как зависит скорость тела от его массы


4-я неделя

октября



16

3.7 Лабор.работа №4

«Измерение массы тела на рычажных весах»

Частично-поисковая Л. Р. по инструкции

Б Умеют измерять массу тела, выражать результаты измерений в СИ. П Умеют представлять результаты измерений с помощью таблиц.

Приборы: весы с разновесами, несколько небольших тел разной массы

4-я неделя

октября



17

3.8 Лаб. работа №5

«Измерение объема твердого тела»

Частично-поисковая

Л. Р. по ин.

Б Умеют использовать приборы для измерения объема тела прав. и неправильной формы, выражать результаты измерений в СИ. П Умеют сам.-но выбрать оборудование для измерения объема тела

Приборы: мензурка, тела неправильной формы небольшого объема, нитка

5-я неделя

Октября



18

3.9Плотность вещества

Инф.-разв.-ая Объяснение, беседа, с.р. с уу. и таб.-ми

Б Знают/понимают смысл величины «плотность». П Умеют вычислять плотность, а также объяснять свойства  вещества в зависимости от его плотности.

Мультимедийная презентация.

5-я неделя

Октября



19

3.10Лабор. работа №6«Измерение плотности твердого тела»

Частично-поисковая

Л.р.работа по ин.

Б Умеют определять плотность твердых тел, выражать результаты измерений в СИ П Умеют представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять эмп. зав.-ость плотности от объема и массы тела.

Приборы: весы с разновесами, мензурка, твердое тело, плотность которого надо определить, нитка


2-я неделя ноября



20

3.11Расчет массы и объема тела по его плотности.

Продуктивная Объяснение, беседа, с.р. с уу. и таб.-ми

Б Знают/понимают смысл величин «масса» и «объем». Умеют решать задачи на расчет массы и объема тела по его плотности П Умеют решать зад. повыш. сложности на расчет массы и объема тела .


2-я неделя ноября



21

3.12 Решение задач по теме «Взаимодействие тел». Поготовка к контр работе.

Продуктивная

Решение задач, вариативные упражнения

Б Умеют решать задачи на расчет скорости, пути и времени движения, а также массы и плотности вещества .

П Умеют решать задачи повышенной сложности на расчет скорости, пути и времени движения, а также массы и плотности вещества.


3-я неделя ноября



22

3.13 Контр. Работа №1 по теме « Мех. Движение. Масса тела. Плотность вещества»

Продуктивная

Инд.работа по текстам к.р.

Б Умеют применять полученные знания при решении задач. П Умеют применять полученные знания при решении зад.повыш.слож.


3-я неделя ноября



23

3.14 Явление тяготения. Сила тяжести. Медиа-урок.

Проблемно-поисковая

Эвр. беседа, орг.-деят.-ная игра

Б Знают/понимают смысл физической величины «сила», «деформация», виды деформаций.П Умеют изображать заданную силу на рисунке в масштабе.

Мультимедийная презентация.

4-я неделя ноября



24

3.15 Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

Информационно-развивающая

Лекция, демонстрации

Б Знают и понимают смысл понятия «сила упругости», причины ее возникновения; смысл закона Гука.

П Умеют вычислять силу упругости, понимают зависимость жесткости тела от  формы тела, его размеров, а также материала, из которого оно сделано.

Мультимедийная презентация.

1-я неделя декабря



25

3.16 Упругая деформация. Закон Гука.

Частично-поисковая


Б Знают/понимают устройство и принцип действия динамометров, а также различие между весом тела и его массой; понимают, что вес тела – величина, зависящая от характера движения тела и расположения опоры Умеют определять силу с помощью динамометра, выражать результаты измерений в СИ. П Знают/понимают, от чего зависят пределы измерения и цена деления динамометра, умеют прогнозировать увеличение или уменьшение веса тела в зависимости от заданных условий его движения и расположения

Умеют представлять результаты измерений с помощью таблиц, оценить погрешность измерений

Мультимедийная презентация.

1-я неделя декабря



26

3.17 Динамометр. Графическое изображение силы. Лабораторная работа №7«Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины»

Поисковая лаб. работа

Приборы: динамометр, шкала которого закрыта бумагой, набор грузов массой по 102 г, штатив с муфтой, лапкой и кольцом


2-я неделя декабря



27

3.18 Сложение сил, действующих по одной прямой.

Проблемно-поисковая

Эвр. беседа, орг.-деятел. игра

Б Умеют находить равнодействующую двух сил, направленных вдоль одной прямой. П Умеют находить равнодействующую двух и более сил, направленных вдоль одной прямой


2-я неделя декабря



28

3.19 Центр тяжести тела. Лаб. работа №8 «Определение центра тяжести плоской пластины»

Частично-поисковая

Л. Р. по ин.

Б Умеют использовать установки для Определение центра тяжести плоской пластины


3-я неделя декабря



29

3.20Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя.

Лабор. работа №9 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»

Информационно-развивающая

Объяснение, демонстрации Поисковая лаб. работа

Б Умеют описывать и объяснять явление трения, знают способы уменьшения и увеличения трения Б Умеют определять силу с помощью динамометра, выражать результаты измерений в СИ

П Умеют выделять и объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения Умеют представлять результаты измерений с помощью таблиц, оценить погрешность измерений


3-я неделя декабря



30

3.21 Трение в природе и технике. Подшипники

Крат к р №2 по теме «Сила . Равнод сил.»

Продуктивная

Инд. работа по карточкам

Б Умеют применять полученные знания при решении задач

П Умеют применять полученные знания при решении задач повышенной сложности


4 -я неделя декабря



Раздел 4.Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 часа)



31

4.1 Давление. Давление твёрдых тел.

Информационно-развивающая

Объяснение, беседа, демонстрации

Б Знают/понимают смысл величин «давление», «сила давления», знают/понимают, для чего и какими способами уменьшают или увеличивают давление

П Умеют предлагать способы уменьшения или увеличения давления в различных практических ситуациях Б Знают основные способы применения давления в природе и технике

П Умеют применять полученные знания для объяснения явлений в природе и технике, умеют приводить примеры

Мультимедийная презентация.

3 -я неделя января



32

4.2 Лабораторная работа №10

«Измерение давления твердого тела на опору»

Проблемно-поисковая

Эвр. беседа, орг.-деятел. игра

Б Умеют находить давление твердого тела на опору П Умеют представлять результаты измерений с помощью таблиц, оценить погрешность измерений



4 -я неделя января



33

4.3 Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений.

Инфор.развив.

Объяснение, дем., с. р. с лит.-рой

Б Умеют описывать и объяснять давление, создаваемое газами

П Знают/понимают механизм создания давления газами, применять в объяснении знания о строении вещества

Мультимедийная презентация.

4 -я неделя января



34

4.4Закон Паскаля.

Информационно-развивающая

Беседа, дем..-ии

Б Знают/понимают смысл закона Паскаля, умеют описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами П Умеют приводить прим. Исполь.-ания данного закона в технике

Мультимедийная презентация.


5 -я неделя января



35

4.5Давление в жидкости и газе. Кратковр к р №3 по теме «Давление. Закон Паскаля»

Продуктивная

Решение задач, самостоятельная работа со справочн. матер.

Б Умеют решать колич. и кач. задачи на расчет давления и силы давления тв тел, а также качественных задач на давление газов П Умеют решать колич. и качест. задачи пов. сложности на расчет давления и силы давления твердых тел, а также качест. задач на давление газов


5 -я неделя января



36

4.6 Расчет давления на дно и стенки сосуда.

Проблемно-поисковая

Иссл.-вательская работа

Б Умеют описывать и объяснять гидростатическое давление, рассчитывать давление жидкости на дно и стенки сосуда. П Знают вывод формулы для расчета давления жидкости


1-я неделя февраля



37

4.7 Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Продуктивная

Решение задач, вариат. упражнения

Б Умеют решать качественные и количественные задачи по данной теме. П Умеют решать качественные и количественные задачи повышенной сложности по данной теме.


1-я неделя февраля



38

4.8 Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Медиа-урок

Проблемно-поисковая

Иссл.-вательская работа

Б Умеют описывать и объяснять гидростатическое давление, рассчитывать давление жидкости на дно и стенки сосуда; описывать и объяснять, почему однородная жидкость в сооб. сосудах находится на одном уровне; знают применение сооб. Сосудов.П Знают вывод формулы для расчета давления жидкости; умеют описывать и объяснять случаи с разнородными жидкостями в сообщающихся сосудах.

Сообщающиеся сосуды.


Мультимедийная презентация.

2-я неделя февраля



39

4.9 Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз. Медиа-урок

Инф.о-разв.

Объяснение, демонстрации, с.р. с лит.

Б Знают/понимают устройство и принципы действия водопровода и поршневого жидкостного насоса. П Умеют объяснять физические основы конструирования водопровода, а также использования поршневого насоса.


2-я неделя февраля



40

4.10 Атмосферное давление. Вес воздуха

Проблемно-поисковая

Эвристическая беседа, демонстрации

Б Умеют решать качественные и количественные задачи по данной теме

П Умеют решать качественные и количественные задачи повышенной сложности по данной теме

Мультимедийная презентация.

3-я неделя февраля



41

4.11Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.


Проблемно-поисковая

Эвристическая беседа, демонстрации

Б Умеют описывать и объяснять явление атмосферного давления. Знают и умеют объяснить суть опыта Торричелли.П Знают/понимают зависимость атмосферного давления от высоты над уровнем моря и температуры воздуха. Понимают, от чего зависит существование атмосферы на различных планетах. Умеют объяснять физ.основы разл. методов измерения давления.

Мультимедийная презентация.

3-я неделя февраля



42

4.12Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой.

Информационно-развивающая

Эвр. беседа, демонстрации

Б Умеют использовать барометры для измерения атмосферного давления. П Умеют объяснять физ. основы разл. методов измер.-я давления.

Барометр – анероид

4-я неделя февраля



43

4.13Решение задач по теме «Атмосферное давление»

Продуктивная

Решение задач, с. работа со справочниками

Б Умеют решать качественные и количественные задачи по данной теме

П Умеют решать качественные и количественные задачи повышенной сложности по данной теме


4-я неделя февраля



44

4.14Манометр. Насос. Кратковр к р№ 4 по теме

«Давление в жидкости и газе»

Продуктивная


Б Знают/понимают устройство и принципы действия манометров Умеют решать качественные и количественные задачи по данной теме.

П Умеют объяснять физ. основы разл. методов измер.-я давления . Умеют решать качественные и количественные задачи повышенной сложности по данной теме

Манометры

1-я неделя марта



45

4.15 Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

Проб.-поисковая

Иссл.кая работа

Б Знают/понимают смысл закона Архимеда

П Умеют объяснить причину возникновения выталкивающей силы


1-я неделя марта



46

4.16 Архимедова сила.

Проб.-поисковая

Иссл.кая работа


Мультимедийная презентация.

2-я неделя марта



47

4.17 Лаб. работа №11 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость»

Частично-поисковая

Л. р. по инструкции

Б Умеют вычислять арх. силу, выражать результаты измерений в СИ. П Умеют представлять результаты измерений с помощью таблиц (СИс)

Приборы: динамометр, штатив с муфтой и лапкой, два тела разного объема, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде


3-я неделя марта



48

4.18 Условия плавания тел.


Инф.-развив.-ая

Объяснение, демонстрации, с.р. с литер.

Б Понимают принципы воздухоплавания и плавания судов.П Умеют объяснить сходство и различие в воздухоплавании и плавании судов и подводных лодок

Мультимедийная презентация.

Опыты, иллюстрирующие условия плавания тел


3-я неделя марта



49

4.19 Решение задач по теме «Архимедова сила. Условия плавания тел»

Продуктивная

Реш.задач, с. работа со справочниками

Б Умеют решать количественные и качественные задачи по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».П Умеют решать колич. качественные задачи повышенной сложности по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»


4-я неделя марта



50

4.20 Лаб. работа №12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

Частично-поисковая Л. р. по инструкции

Б Умеют определять условие плавания тел.П Умеют представлять результаты измерений с помощью таблиц (СИс)

Приборы: весы с разновесами, мензурка, пробирка-поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песок, фильтровальная бумага


4-я неделя марта



51

4.21 Водный транспорт Воздухоплавание.

Инф.-развив.-ая

Объяснение, демонстрации, с.р. с литер.

Б Понимают принципы воздухоплавания и плавания судов. П Умеют объяснить сходство и различие в воздухоплавании и плавании судов и подводных лодок

Мультимедийная презентация. Видеофильм «Воздухоплавание»

1-я неделя апреля



52

4.22 Повторительно-обобщающий урок по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Продуктивная

Реш.задач, с. работа со справочниками

Б Умеют решать количественные и качественные задачи по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». П Умеют решать колич. качественные задачи повышенной сложности по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»


1-я неделя апреля



53

4.23 Контрольная работа №5 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Продуктивная

Инд. работа по карточкам

Б Умеют применять полученные знания при решении задач. П Умеют применять полученные знания при решении задач повышенной сложности


2-я неделя апреля



Раздел 5.Работа и мощность. Энергия (13 часов)



54

5.1 Работа силы, действующей по направлению движения тела.

Информационно-разв.Объяснение, беседа, дем.-рации

Б Знают/понимают смысл величины «работа»; умеют вычислять механическую работу для простейших случаев. П Умеют вычислять мех.работу в случае действия на тело различных сил – работу силы тяжести, силы упр., силы трения

Мультимедийная презентация.

2-я неделя апреля



55

5.2Мощность.

Проб.-поисковая

Эвр. беседа, орг.-деятел. игра

Б Знают/понимают смысл величины «мощность» П Умеют вычислять мощность для простейших случаев

Мультимедийная презентация.

3-я неделя апреля



56

5.3Простые механизмы. Условия равновесия рычага.

Част.-поисковая

Эвр.я беседа, с.р..с литер.

Б Знают виды простых механизмов и их применение..П Умеют объяснять принцип действия и различные аспекты применения простых механизмов.

Мультимедийная презентация.

Приборы: рычаг на штативе, набор грузов, масштабная линейка, динамометр


3-я неделя апреля



57

5.4Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

Проб.-поисковая

Эвр. беседа,

Б Знают понятие момента силы, единицы измерения. П Умеют объяснять принцип действия и различные аспекты применения простых механизмов.


4-я неделя апреля



58

5.5 Лабораторная работа №13

«Выяснение условия равновесия рычага»

Частично-поисковая Л. р. по инструкции

Б Знают условие равновесия рычага. П Умеют представлять результаты измерений с помощью таблиц (СИс)

Приборы: рычаг на штативе, набор грузов, масштабная линейка, динамометр


4-я неделя апреля



59

5.6.«Золотое правило» механики. Решение задач на применение «золотого правила» механики.

Инф.-разв., час.-поиск.Эвр.беседа, с. р. с оборудованием

Б Знают/понимают смысл «золотого правила механики»; умеют объяснять, где и для чего применяются блоки. Умеют решать качественные и количественные задачи по данной теме. П Умеют проектировать систему блоков с зад.выигрышем в силе. Умеют решать качественные и количественные задачи повышенной сложности по данной теме.

Мультимедийная презентация.

1-я неделя мая



60

5.7 Коэффициент полезного действия механизма.

Инф.-разв., час.-поиск.Эвр.беседа, с. р. с оборудованием

Б Знают/понимают смысл КПД, умеют вычислять КПД простых механизмов.

П Умеют описывать способы увеличения КПД простых механизмов.


1-я неделя мая



61

5.8 Лабораторная работа №14 «Измерение коэффициента полезного действия при подъеме тела по наклонной плоскости»

Объяснение, л.р работа по инструкции

Б Знают/понимают смысл КПД, умеют вычислять КПД простых механизмов

П Умеют описывать способы увеличения КПД простых механизмов

Приборы: доска, динамометр, линейка, брусок, штатив с муфтой и лапкой


2-я неделя мая



62

5.9 Решение задач по теме «Определение коэффициента полезного действия простых механизмов»


Информационно-развивающая


Б Знают/понимают смысл КПД, умеют вычислять КПД простых механизмов.

П Умеют описывать способы увеличения КПД простых механизмов. Умеют решать качественные и количественные задачи повышенной сложности по данной теме.


2-я неделя мая



63

5.10 Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела.

Б Знают/понимают физический смысл кинетической и потенциальной энергии, знают формулы для их вычисления. П Умеют вычислять мех.-скую энергию тела в различных случаях.

Мультимедийная презентация.

3-я неделя мая



64

5.11 Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

Проблемно-поисковая

Эвристическая беседа

Б Знают/понимают смысл закона сохранения механической энергии

П Умеют описывать и объяснять превращения механической энергии для системы двух или более тел

Маятники


3-я неделя мая



65

5.12 Энергия рек и ветра. Решение задач по теме «Работа и мощность. Энергия»

Продуктивная

Решение задач, с. р. со справ.

Б Умеют решать качественные и количественные задачи по данной теме. П Умеют решать качественные и количественные задачи повышенной сложности по данной теме

Мультимедийная презентация.

4-я неделя мая



66

5.13 Контрольная работа №6 по теме «Работа и мощность. Энергия»

Продуктивная

Инд. Р.по карточкам

Б Умеют применять полученные знания при решении задач. П Умеют применять полученные знания при решении задач повышенной сложности


4-я неделя мая



67

Повторение ( 2 часа)

6.1 Повторение по темам «Первоначальные сведения о строении вещества» «Взаимодействие тел»

Продуктивная

Решение задач, с. р. со справ.

Б Знают определение основных величин, изучаемых в данном разделе. Умеют решать качественные и количественные задачи по данной теме. П Умеют решать качественные и количественные задачи повышенной сложности по данной теме. Умеют применять полученные знания при решении задач повышенной сложности


5-я неделя мая



68

6.2 Повторение по темам «Давление твердых тел, жидкостей и газов»,

«Работа и мощность. Энергия»

Продуктивная

Решение задач, с. р. со справ.


5-я неделя мая



Всего уроков - 68

Из них:

уроков - контрольных работ - 6

уроков – лабораторных работ -14

Директор школы Н.Н. Шрейдер














Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наиболь­шее влияние на развитие физики.

должны уметь:

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

использовать физические приборы и измерительные ин­струменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависи­мости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружи­ны, силы трения от силы нормального давления;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физи­ческих знаний о механических, явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации есте­ственнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популяр­ных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интерне­та), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

владеть ключевыми, общепредметными и предметными компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды, рационального применения простых механизмов.



Контроль и оценка знаний и умений учащихся


В качестве основных методов проверки теоретических знаний, при обучении по данной программе, используется устный опрос и контрольная работа. За год предусматривается 6 контрольных работ. Для формирования практических навыков предполагается проведение 14 лабораторных работ.

Результаты работы учащихся оцениваются в соответствии с Уставом школы по 5-балльной системе.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются:

- устные и письменные развернутые ответы;

- тестирование; - работа с терминами (письменно и устно);

- лабораторные работы; - физические диктанты;

- выполнение творческих заданий.

Критерии оценивания учащихся на уроках по физике

При оценки лабораторных работ учитываются умения:

  • планировать проведение опыта;
    собирать установку по схеме;

  • пользоваться измерительными приборами;

  • проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять
    таблицы зависимости величин и строить графики;

  • оценивать и вычислять погрешности измерений;

составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.

Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

1. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

2. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

3. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.

4. Правильно выполнил вычисление погрешностей, если они были предусмотрены работой.

5. Соблюдал требования безопасности труда.

Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но:

1. Опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2. Или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:

1. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью.

2. Или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записи единиц измерения, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для этой работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

3. Или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

Оценка «2» ставится в том случае, если:

1.Работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

2.Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились не правильно.

3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил

работу или не соблюдал требований безопасности труда.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.


Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:

1.Не более одной грубой ошибки и одного недочета.

2. Или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1.Не более двух грубых ошибок.

2.Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.

3.Или не более двух-трех негрубых ошибок.

4.Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.

5..Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2 » ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть поставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.

Оценка «1 » ставится, если ученик:

 Не приступил к выполнению работы.

 Правильно выполнил не более 10% всех заданий.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена «нормами», если учеником оригинально выполнена работа.

Оценка устных ответов учащихся

ОЦЕНКА « 5» ставится в том случае, если учащийся:

  • обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и
    закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование
    основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических
    величин, их единиц и способов измерения;

  • правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;

  • строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет
    применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;

  • может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу
    физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.


ОЦЕНКА « 4» ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на

оценку «5» , но учащийся не использует собственный план ответа, новые примеры, не применяет знания в новой ситуации, не использует связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.

ОЦЕНКА « 3» ставится, если большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования формул.

ОЦЕНКА « 2» ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы,

ОЦЕНКА « 1» ставится, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.


Учебно-методическое обеспечение образо­вательного процесса


Литература для учителя
  1. Гутник Е.М. и др. Физика. 7 класс. Тематическое поурочное планирование. - М.: Дрофа, 2001-96с..

  2. Перышкин А.В. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 192 с.

  3. Марон А.Е., Марон Е.А. Опорные конспекты и разноуровневые задания. К учебнику для общеобразовательных учебных заведений А.В.Перышкина «Физика 7 класс». - СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009. - 96 с.

  4. Марон А.Е. Дидактические материалы «Физика» 7, М.: Дрофа, 2013. - 128с. 

  5. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2008

  6. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007

Литература для учащихся

  1. Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике7-8 класс– М.: Просвещение, 1992

  2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007

  3. Перышкин А.В. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 192 с.

Список Цоров

Название диска

класс

Редакция

Год издания

Вся физика

7-11

физэнциклопедия

2003

Физика

7-11

физикон

2004

Физика библиотека наглядных пособий

7-11

Н.К.Ханнанова

2004

Открытая физика

7-11

С.М.Козел

1996-2001


Список таблиц 7 класс

1 Измерение промежутков времени секундомером и микрометром

2 Измерение штангенциркулем

3 Барометр

4 Измерение длины масштабной линейкой

5 Измерение температуры термометром

6 Определение объёмов измерительным цилиндром

8 Измерение массы тела на рычажных весах

9 Измерение сил динамометром

10 Простые механизмы в устройстве экскаватора

11 Подводная лодка

12 Схема работы шлюза

13 Подъём затонувших судов

14 Капиллярные явления

15 Гидравлическая турбина малой мощности

16 Атмосферное давление

17 Гидравлический домкрат


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Лист фиксации изменений и дополнений

п/п


Дата


Характеристика изменения


Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внесшего изменение





























































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!