1. Пояснительная записка Статус программы. Рабочая программа учебной дисциплины «физика» для 7 класса составлена на основе нормативно-правовых документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"ст. 12 , ст. 13 п.1, ст. 28 п. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом МОиНРФ от 05.03.2004г №1089 Примерная программа основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика» 7-9 классы.- Москва: Дрофа, 2009; Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2016-2017 учебный год; Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Знаменская СОШ»; Учебный план МБОУ «Знаменская СОШ» на 2016-2017 учебный год. Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира. Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста. Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ. Цель и задачи обучения физике в 7 классе. Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей: развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной творческой деятельности; понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними; формирование у учащихся представлений о физической картине мира. Изучение физики в 7 классе основной общей школы на базовом уровне обеспечивается достижением следующих задач: знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы; приобретение учащимися знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни; овладение такими общенаучными понятиями как природные явления, опыт, наблюдение, гипотеза, результат экспериментальной проверки; понимание учащимися отличия научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека. 1.3. Общая характеристика учебного предмета. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. При решении задач надо обращать внимание, прежде всего на понимание сути физических моделей, принципа записи физических закономерностей в виде формул, в частности на то, что любая буква может рассматриваться как неизвестная величина, если известны остальные входящие в эту формулу величины. Изложение каждой новой темы следует с конкретных наглядных и понятных ученикам примеров и только после их рассмотрения сформулировать определения и закономерности, лучше всего совместно с учащимися. В 7 классе особое внимание при изучении физики необходимо уделять формированию основ научного подхода к изучению природы, рассмотрению примеров проявления закономерностей в явлениях природы и пониманию сущности законов природы как наиболее общих из этих закономерностей. На начальном этапе полезно связывать изучение физики с пониманием окружающего мира, в том числе с «чудесами» техники, которыми учащиеся пользуются ежедневно. Для реализации поставленных целей и отличительных особенностей данного курса выбраны следующие подходы к его преподаванию: Теория поэтапного формирования умственных действий. Для полноценного формирования знаний необходима определённая последовательность этапов, которая должна соблюдаться при формировании любого нового знания. Материал изучаемого курса можно рассматривать как абсолютно новый для учащихся, хотя к началу 7 класса учащиеся уже имеют первоначальные знания о веществе, о природных явлениях и процессах. Теория опережающего обучения. Чем больше число вовлечений элемента знаний в учебную деятельность, тем выше процент учащихся, освоивших этот элемент. Таким образом, знакомство учащихся с новыми понятиями, законами, учебными действиями проходят в несколько этапов: первичный (дается первоначальное представление, контроль не осуществляется), основной (раскрывается основной смысл понятия, закона, учебного действия, контроль осуществляется), вторичный (продолжается раскрытие содержания закона, понятия, учебного действия при осуществлении внутри и межпредметных связей). Идея системного подхода. Рассматриваемые объекты представляют собой различные системы. Например, атом-система состоящая из элементарных частиц; молекула-система атомов; вещество-система атомов, молекул. Таким образом, рассмотрение объектов с позиции системного подхода позволяет выйти на дедуктивный метод познания, который заключается в прогнозировании свойств физических систем. Это выводит результат образования на качественно новый уровень. Принцип интегративного подхода в образовании. Основным механизмом и средством интеграции выступают межпредметные связи. Установление межпредметных связей должно способствовать развитию системных теоретических знаний по предмету, расширению научного кругозора учащихся приобретению опыта построения и применения межпредметных связей при решении проблемных задач 1.4. Условия реализации программы. Данную программу считаю приемлемой для обучения курса физики на базовом уровне. Данная программа выбрана потому, что её структура и содержание помогают обеспечить учителю условия для гибкой возможности её использования, реализации практической направленности обучения, осуществление индивидуального подхода к учащимся. К началу 7 класса учащиеся из курса природоведения уже имеют первоначальные сведения о природе некоторых явлений, строении вещества, понятиях физических величин, способах их измерений. Это способствует выработки специальных знаний и умений, необходимых при изучении систематического курса физики основной школы. Учащиеся 7 класса обладают следующими ЗУН: Предметно-информационная составляющая: Деятельностно-коммуникативная составляющая: определяют физические величины, характеризующие различные физические тел: температура используют элементы естественнонаучной лексики Ценностно-ориентационная составляющая: Для качественной реализации данной программы созданы благоприятные условия. Все учащиеся обеспечены учебной литературой, справочниками, электронными образовательными ресурсами. Преподавание осуществляется в кабинете физики, который соответствует требованиям Сан ПиН 2.4.2.1178-02. Материально-техническая база кабинета соответствует требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования, что позволяет реализовать программу основного общего образования по физике в полном объеме. Характеристика класса на начало учебногогода. . В целом класс успешно завершил период обучения в 6 классе. Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение курса физики и не требует корректировки в содержании. Однако необходимо отметить, что особое внимание при планировании следует уделять развитию навыков коммуникации, построения монологического высказывания, выработке произвольного внимания. 1.5. Место учебного предмета в учебном плане В соответствии с учебным планом МБОУ «Знаменская СОШ» на изучение физики 7 класса в объеме обязательного минимума содержания образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год). Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 10 лабораторных работ, 5 контрольных работ. Тексты лабораторных работ приводятся в учебнике физики для 7 класса. 1.6. УМК Данная рабочая программа, тематическое планирование изучения физики в 7 классе составлены на основе авторской программы курса «Физика. 7-9 классы» Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Изучение учебного материала предполагает использование учебника Перышкин А. В. Физика. 7 класс, входящего в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ на 2016-2017 учебный год. Перышкин А.В. Физика 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений — 2-е издание М. Дрофа 2008-2013г.
2. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен: знать/понимать смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие; смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия; смысл физических законов: Паскаля, Архимеда; уметь описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию; использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины; выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях; решать задачи на применение изученных физических законов; осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
3.Тематический план 7 КЛАСС (68 ЧАСОВ, 2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ) №п/п | Тема | Часы | Теория | Практика | Контрол. | Всего | 1 | Введение | 3 | 1 | | 4 | 2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 4 | 2 | | 6 | 3 | Взаимодействие тел | 11 | 11 | 2 | 24 | 4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 10 | 6 | 1 | 17 | 5 | Работа и мощность. Энергия | 6 | 4 | 1 | 11 | 6 | Повторение | | 5 | 1 | 6 | итог | | 34 | 29 | 5 | 68 | I. Введение (4 ч) Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин. Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента. Фронтальная лабораторная работа Определение цены деления измерительного прибора. II. Первоначальные сведения о строении вещества. (6 часов.) Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела. Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества. Фронтальная лабораторная работа. Измерение размеров малых тел III. Взаимодействие тел. (24 час.) Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость. Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение. Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность. Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности. Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение. Упругая деформация. Фронтальная лабораторная работа. 3. Измерение массы тела на рычажных весах. 4. Измерение объема тела. 5. Измерение плотности твердого вещества. 6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром. IV. Давление твердых тел, жидкостей и газов. (17 часов) Давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание. Фронтальная лабораторная работа 7. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. 8. Выяснение условий плавания тела в жидкости. V. Работа и мощность. Энергия. (11 часов) Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. Фронтальная лабораторная работа 9. Выяснение условия равновесия рычага. 10. Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости. VI. Повторение (6 часов)
|