СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа по физике для средней общеобразовательной школы 7 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»; программы для общеобразовательных школ Физика 7-9 кл., автор Е.М.Гутник., М.: Дрофа, 2010.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 7 класс»

Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения

Новотарманской средней общеобразовательной школы Тюменского муниципального района

«Салаирская средняя школа»

Рассмотрено на заседании ШМО естественно-математического цикла

Руководитель

_____________Г. В. Кононова

Протокол № ______

«___»____________ 2016г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________ Р. Х. Валитова

«___» ________________ 2016г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_____________ Г.Р. Шарапова

«___»______________ 2016г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Предмет

ФИЗИКА

Учебный год

2016-2017

Класс

7

Количество часов в год

68

Количество часов в неделю

2





Учитель:______________ Г.Р. Шарапова

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по физике для средней общеобразовательной школы 7 класса составлена на основе:

1. Федерального компонента государственного стандарта образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;

2. Программа по физике для получения основного (общего) (среднего (полного) общего) образования (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. № 03-1263);

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 459 от 21.04.2016 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 253»

4. Учебного плана филиала МАОУ Новотарманской СОШ «Салаирская СОШ», утвержденного приказом директора филиала МАОУ Новотарманской СОШ «Салаирская СОШ» Шараповой Г.Р. № 141 от 03.06.2016 г. и согласованного Председателем Управляющего совета МАОУ Новотарманской СОШ Размановой М.В. протокол №10 от 27.05.2016 г.

5. Программы, выбранные общеобразовательным учреждением: Программа для общеобразовательных школ Физика 7-9 кл., автор Е.М.Гутник., М.: Дрофа, 2010.

Распределение учебного времени в течение учебного года.

Четверть

Количество недель в четверти

Количество часов в неделю

Количество часов в четверти

Количество контрольных работ

Количество практических работ

Контрольные мероприятия

Самостоятельные работы

тесты

I

8

2

16

1

3

3

4

II

8

2

16

1

6

2

4

III

10

2

20

2

3

2

5

IV

8

2

16

1

2

3

1

Итого в год

34

8

68

5

14

10

15


Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

  • понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

В обязательный минимум, утвержденный в 2004 году, вошла тема, которой не было в предыдущем стандарте: «Центр тяжести». В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся включены четыре новые. Для приобретения или совершенствования умения «использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени … давления» в курс включены две лабораторные работы: «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности», «Измерение давления твердого тела на опору». В целях формирования умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: … силы упругости от удлинения пружины, силы трения скольжения от силы нормального давления» включены две лабораторные работы: «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины», «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».

Методические особенности изучения предмета:

В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у обучающихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. Важнейшей отличительной особенностью курса физики с точки зрения деятельностного подхода является включение в него специальных заданий на применение существующих знаний «для себя» через работу с жизненными (компетентностными) задачами.

Формы организации обучения:

индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.

Методы обучения:

  1. По источнику знаний:

    • практические методы: опыты, упражнения и др.;

    • наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;

    • словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;

    • работа с книгой: чтение, конспектирование;

    • видеометоды: просмотр, обучение через Интернет, контроль.

  2. По типу познавательной деятельности :

    • объяснительно-иллюстративные методы;

    • репродуктивные;

    • методы проблемного изложения;

    • частично поисковые методы;

    • исследовательские.

  3. По дидактическим целям :

    • методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);

    • методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).



Основное содержание программы

Физика и физические методы изучения природы. (4 ч)

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Физический эксперимент. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЯВЛЕНИЙ И ОБЪЕКТОВ ПРИРОДЫ. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира.

Демонстрации.

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Лабораторные работы и опыты.

Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности. Измерение длины. Измерение температуры.

Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)

Строение вещества. Диффузия. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Демонстрации.

Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.

Лабораторная работа. Измерение размеров малых тел.

Взаимодействие тел. (22 ч)

Механическое движение. ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ. Траектория. Путь. Скорость. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Невесомость. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.

Демонстрации.

Равномерное прямолинейное движение. Наблюдение и описание различных видов механического движения, взаимодействия тел. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: весов, динамометра,

Лабораторные работы.

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение физических величин: времени, расстояния, скорости. Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема твердого тела. Измерение плотности твердого тела. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Определение центра тяжести плоской пластины.

Давление твердых тел, газов, жидкостей. (21 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Наблюдение и описание передачи давления жидкостями и газами, с помощью закона Паскаля; плавания тел с помощью законов Архимеда Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ МАШИНЫ (Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз).

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.

Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: барометра.

Лабораторные работы.

Измерение давления твердого тела на опору. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Работа и мощность. Энергия. (12 ч)

Работа. Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения механической энергии. УСЛОВИЯ РАВНОВЕСИЯ ТЕЛ. Методы измерения работы, мощности и энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Демонстрации. Простые механизмы. Использования простых механизмов в повседневной жизни.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: ПРОСТЫХ МЕХАНИЗМОВ.

Лабораторные работы.

Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Итоговое повторение (3ч)

Требования к уровню подготовки выпускников 7 класса

В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.


Результаты освоения курса физики

Личностные результаты:

  • сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Тематический план:

п/п

Раздел, тема

Количество часов

1

Физика и физические методы изучения природы.

4

2

Первоначальные сведения о строении вещества.

6

3

Взаимодействие тел.

22

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

21

5

Работа, мощность, энергия.

12

6

Итоговое повторение.

3

























Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Основные виды деятельности ученика

Экспериментальная поддержка

Подготовка к ГИА

Д/з

план

факт

Физика и физические методы изучения природы 4 часа

1.

5.09


Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Что изучает физика.

Физика — наука о природе. Физические

явления, вещество, тело, материя. Физические свойства тел.

Знать смысл понятий «вещество», «тело», «явление».

Уметь наблюдать и описывать физические явления.

—Объяснять, описывать физические

явления, отличать физические явления

от химических;

—проводить наблюдения физических

явлений, анализировать и классифицировать их, различать методы изучения физики



п.1-3

2.

9.09


Физические термины. Наблюдения и опыты.

Основные методы изучения физики (наблюдения, опыты), их различие

Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЯВЛЕНИЙ И ОБЪЕКТОВ ПРИРОДЫ.

Знать смысл понятия «физическая величина».

Уметь приводить примеры физических величин; использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин

Демонстрации.

Скатывание шарика по желобу, колебания математического маятника, соприкасающегося со звучащим камертоном, нагревание спирали электрическим током, свечение нити электрической лампы, показ наборов тел и веществ


п.4,5

3.

12.19


Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений.

Понятие о физической величине. Международная система единиц. Простейшие измерительные приборы. Цена деления прибора. Измерение физических величин. ПОГРЕШНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ. Международная система единиц.

Уметь использовать измерительный цилиндр для определения объема жидкости.

Выражать результаты в СИ.

—определять цену деления шкалы измерительного цилиндра;

—определять объем жидкости с помощью измерительного цилиндра;

—переводить значения физических величин в СИ, определять погрешность измерения, записывать результат измерения с учетом погрешности

—Измерять расстояния, промежутки

времени, температуру;

Демонстрации.

Измерительные приборы: линейка, мензурка, измерительный цилиндр, термометр, секундомер, вольтметр и др.

Опыты. Измерение расстояний. Измерение времени между ударами пульса



п.7,8

4.

16.09


Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Лабораторная работа №1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности» Физика и техника

Современные достижения науки. Роль физики и ученых нашей страны в развитии технического прогресса. Влияние технологических процессов на окружающую среду. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира.


Знать о вкладе в изучение физики ученых: М.В.Ломоносова, К.Э.Циолковского, С.П.Королева и др.

Находить цену деления любого измерительного прибора, представлять результаты измерений в виде таблиц;

—анализировать результаты по определению цены деления измерительного прибора, делать выводы;

— работать в группе. Выделять основные этапы развития физической науки и называть имена выдающихся ученых;

—определять место физики как науки, делать выводы о развитии физической науки и ее достижениях;

—составлять план презентации

Демонстрации. Современные технические и бытовые приборы



Первоначальные сведения о строении вещества 6 часов.

5.

19.09


Строение вещества. Молекулы.

Представления о строении вещества. Опыты, подтверждающие, что все вещества состоят из отдельных частиц. Молекула -мельчайшая частица вещества. Размеры молекул.

Знать смысл понятий «гипотеза», «молекула», «вещество».

Уметь описывать свойства газов, жидкостей и твердых тел.

—Объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение;

—схематически изображать молекулы воды и кислорода;

—определять размер малых тел;

—сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха;

Демонстрации. Модели молекул воды и кислорода, модель хаотического движения молекул в газе, изменение объема твердого тела и жидкости при нагревании


Строение вещества. Модели строения газа, жидкости и твердого тела

П.9

6.

23.09


Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел»

Знать смысл понятия «диффузия».

Уметь наблюдать и описывать диффузию в газах, жидкостях и твердых телах.

—Измерять размеры малых тел методом рядов, различать способы измерения размеров малых тел;

—представлять результаты измерений в виде таблиц;

—выполнять исследовательский эксперимент по определению размеров малых тел, делать выводы;

—работать в группе




7.

26.09


Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

Диффузия в жидкостях, газах и твердых

телах.

Броуновское движение. Тепловое движение атомов и молекул. Связь скорости диффузии и температуры тела


Уметь анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы.

—Объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела;

—приводить примеры диффузии в окружающем мире;

—наблюдать процесс образования кристаллов;

—анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии;

—проводить исследовательскую работу по выращиванию кристаллов, делать выводы

Демонстрации. Диффузия в жидкостях и газах. Модели строения кристаллических тел, образцы кристаллических тел.

Опыты. Выращивание кристаллов поваренной соли



Броуновское движение.

Диффузия

П.10

8.

30.09


Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Физический смысл взаимодействия молекул. Существование сил взаимного притяжения и отталкивания молекул. Явление смачивания и несмачивания тел. Взаимодействие частиц вещества

Иметь представление о молекулярном строении вещества, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, о силах взаимодействия между молекулами.

Уметь наблюдать и описывать физические явления.

—Проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул;

—наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяснять данные явления на основе знаний о взаимодействии молекул;

—проводить эксперимент по обнаружению действия сил молекулярного притяжения, делать выводы

Демонстрации. Разламывание хрупкого тела и соединение его частей, сжатие и выпрямление упругого тела, сцепление твердых тел, несмачивание птичьего пера.

Опыты. Обнаружение действия сил молекулярного притяжения


Тепловое движение атомов и молекул. Связь температуры вещества

со скоростью хаотического движения частиц.


П.11

9.

3.10


Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел

Агрегатные состояния вещества. Особенности трех агрегатных состояний вещества. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярного строения. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.

Уметь приводить примеры, наблюдать и описывать физические явления.

Знать основные свойства вещества (жидкое, твердое, газообразное).

—Доказывать наличие различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

—приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях;

—выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегатного состояния воды, анализировать его и делать выводы

Демонстрации. Сохранение жидкостью объема, заполнение газом всего предоставленного ему объема, сохранение твердым телом формы



П.12

10.

7.10


Зачет

Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

Знать основные понятия, свойства по теме.

Уметь объяснять, решать задачи по теме





Взаимодействие тел 22 часа

11

10.10


Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения.

Механическое движение — самый простой вид движения. Траектория движения тела, путь. Основные единицы пути в СИ. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения.

Знать Механическое движение. Путь. Траектория. Равномерное и неравномерное движение.

—Определять траекторию движения тела;

—переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм;

—различать равномерное и неравномерное движение;

—доказывать относительность движения тела;

—определять тело, относительно которого происходит движение;

—использовать межпредметные связи физики, географии, математики;

—проводить эксперимент по изучению механического движения, сравнивать опытные данные, делать выводы.

Демонстрации. Равномерное и неравномерное движение шарика по желобу. Относительность механического движения с использованием заводного автомобиля. Траектория движения мела по доске, движение шарика по горизонтальной поверхности.


Механическое движение. Траектория. Путь. Перемещение

Равномерное прямолинейное движение


П.13. 14

12

14.10


Скорость. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости».

Скорость равномерного и неравномерного движения. Векторные и скалярные физические величины. Единицы измерения скорости. Определение скорости. Решение задач.


Знать смысл физических величин «скорость», «средняя скорость».

Уметь описывать фундаментальные опыты, определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле.

—Рассчитывать скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении;

—выражать скорость в км/ч, м/с;

—анализировать таблицу скоростей движения некоторых тел;

—определять среднюю скорость движения заводного автомобиля;

—графически изображать скорость,

описывать равномерное движение;

—применять знания из курса географии, математики

Демонстрации. Движение заводного автомобиля по горизонтальной поверхности

Измерение скорости равномерного движения воздушного пузырька в трубке с водой.



Скорость

П.15, №110,111, 113

13

17.10


Расчет пути и времени движения.

Определение пути, пройденного телом при равномерном движении, по формуле и с помощью графиков. Нахождение времени движения тел. Решение задач.

Знать смысл понятий: «время», «пространство», физических величин: «путь», «скорость», «время».

Уметь измерять расстояние,

промежутки времени.

—Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков;

—определять: путь, пройденный за данный промежуток времени, скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени

Демонстрации. Движение заводного автомобиля



П.16, №117-119,132,133

14

21.10


Решение задач по теме «Строение вещества», «Механическое движение»

Измерение физических величин: времени, расстояния, скорости.

Знать смысл понятий «система отсчета», «физическая величина».

Уметь определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле.

Применять полученные знания для решения физических задач.




№132,133

15

24.10


Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества», «Механическое движение»







16

28.10


Инерция.

Инерция. Явление инерции. Проявление явления инерции в быту и технике. Решение задач.


Знать смысл понятий «система отсчета», «взаимодействие», «инерция».

Уметь приводить примеры практического применения физических знаний законов механики. Смысл понятий «взаимодействие», «инерция».

—Находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения;

—приводить примеры проявления явления инерции в быту;

—объяснять явление инерции;

—проводить исследовательский эксперимент по изучению явления инерции;

анализировать его и делать выводы

Демонстрации. Движение тележки по гладкой поверхности и поверхности с песком. Насаживание молотка на рукоятку



Инерция.

П.17, №171-176, 188, 189

17

07.11


Взаимодействие тел. Масса тел.

Взаимодействие тел. Масса тел. Изменение скорости тел при взаимодействии Масса. Масса — мера инертности тела. Инертность — свойство тела.

Знать смысл физической величины «масса».

Уметь измерять массу на рычажных весах. Выражать результаты в СИ с учетом их погрешностей.

—Описывать явление взаимодействия тел;

—приводить примеры взаимодействия

тел, приводящего к изменению их скорости;

—объяснять опыты по взаимодействию тел и делать выводы

Демонстрации. Изменение скорости движения тележек в результате взаимодействия. Движение шарика по наклонному желобу и ударяющемуся о такой же неподвижный шарик


Масса.

П.18, 19, № 198-202, 212,

2013

18

11.11


Измерение массы тела на весах. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение массы тела на рычажных весах».

Единицы массы. Перевод основной единицы массы в СИ в т, г, мг. Определение массы тела в результате его взаимодействия с другими телами. Выяснение условий равновесия учебных весов.

Уметь использовать рычажные весы для определения массы тел.

—Устанавливать зависимость изменения скорости движения тела от его массы;

—переводить основную единицу массы в т, г, мг;

—работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать и обобщать полученные сведения о массе тела;

—различать инерцию и инертность тела—Взвешивать тело на учебных весах и с их помощью определять массу тела;

—пользоваться разновесами;

—применять и вырабатывать практические навыки работы с приборами;

—работать в группе

Демонстрации. Гири различной массы. Монеты различного достоинства. Сравнение массы тел по изменению их скорости при взаимодействии. Различные виды весов. Взвешивание монеток на демонстрационных весах.


П.9, №203-208, 245, 256

19

14.11


Понятие объема. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №5 «Измерение объема тела».


Знать определение плотности тела, единицы измерения.

Уметь осуществлять перевод единиц измерения, пользоваться формулой для решения задач, таблицей плотностей тел и веществ.

—Измерять объем тела с помощью измерительного цилиндра;

—измерять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра;

—анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы;

—представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц;

—работать в группе




20

18.11


Плотность вещества. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Определение плотности твердого тела».

Плотность вещества. Физический смысл плотности вещества. Единицы плотности. Анализ таблиц учебника. Изменение плотности одного и того же вещества в зависимости от его агрегатного состояния.

Понимать смысл физических величин «масса», «плотность».

Уметь применять полученные знания для решения физических задач.

—Определять плотность вещества;

—анализировать табличные данные;

—переводить значение плотности из

кг/м3 в г/см3;

—применять знания из курса природоведения, математики, биологии


Демонстрации. Сравнение масс тел, имеющих одинаковые объемы. Сравнение объема жидкостей одинаковой массы


Плотность вещества


№ 258-261

21

21.11


Расчет массы и объема тела по его плотности.

Определение массы тела по его объему и плотности. Определение объема тела по его массе и плотности. Решение задач

Уметь использовать измерительный цилиндр для определения объема жидкости.

Выражать результаты в СИ.

—Определять массу тела по его объему и плотности;

—записывать формулы для нахождения массы тела, его объема и плотности вещества;

—работать с табличными данными

Демонстрации. Измерение объема деревянного бруска



№265, 266

22

25.11


Решение задач


Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»

Уметь работать с приборами, наблюдать, делать выводы, определять цену деления приборов, рассчитывать погрешности измерения.

—Использовать знания из курса математики и физики при расчете массы тела, его плотности или объема;

—анализировать результаты, полученные при решении задач



№278, 279, 283

23

28.11


Сила.

Сила. Изменение скорости тела при действии на него других тел. Сила — причина изменения скорости движения. Сила — векторная физическая величина. Графическое изображение силы. Сила — мера взаимодействия тел.

Понимать смысл физических величин «масса», «плотность».

Уметь применять полученные знания для решения физических задач.

—Графически, в масштабе изображать силу и точку ее приложения;

—определять зависимость изменения скорости тела от приложенной силы;

—анализировать опыты по столкновению шаров, сжатию упругого тела и делать выводы


Демонстрации. Взаимодействие шаров при столкновении. Сжатие упругого тела.

Притяжение магнитом стального тела





Сила.


П.23

24

2.12


Явление тяготения. Сила тяжести.

Сила тяжести. Наличие тяготения между всеми телами. Зависимость силы тяжести от массы тела. Направление силы тяжести. Свободное падение тел. Сила тяжести

на других планетах

Знать смысл понятий «сила, сила тяжести».

Уметь объяснять результаты экспериментов, независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела.

—Приводить примеры проявления тяготения в окружающем мире;

—находить точку приложения и указывать направление силы тяжести;

—выделять особенности планет земной группы и планет-гигантов (различие и общие свойства);

—работать с текстом учебника, систематизировать и обобщать сведения о явлении тяготения и делать выводы

Демонстрации. Движение тела, брошенного горизонтально. Падение стального шарика в сосуд с песком. Падение шарика, подвешенного на нити. Свободное падение тел в трубке Ньютона


Закон всемирного тяготения.

Сила тяжести

П.24, № 286-288, 293

25

05.12


Сила упругости. Закон Гука. Вес тела

Сила упругости. Возникновение силы упругости. Природа силы упругости. Опытные подтверждения существования силы упругости. Формулировка закона Гука. Точка приложения силы упругости и направление ее действия. Вес тела. Вес тела — векторная физическая величина.

Знать смысл понятия «сила упругости», «Закон Гука».

Уметь делать выводы на основе экспериментальных данных.

—Отличать силу упругости от силы тяжести;

—графически изображать силу упругости, показывать точку приложения и направление ее действия;

—объяснять причины возникновения силы упругости;

—приводить примеры видов деформации, встречающиеся в быту

Демонстрации. Виды деформации. Измерение силы по деформации пружины.

Опыты. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы



Сила упругости

П.25, №324-326

26

9.12


Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

Отличие веса тела от силы тяжести. Точка приложения веса тела и направление ее действия. Единица силы. Формула для определения силы тяжести и веса тела. Решение задач

Уметь работать с приборами, наблюдать, делать выводы, определять цену деления приборов, рассчитывать погрешности измерения.

—Графически изображать вес тела и точку его приложения;

—рассчитывать силу тяжести и вес тела;

—находить связь между силой тяжести и массой тела;

—определять силу тяжести по известной массе тела, массу тела по заданной силе тяжести



№324-326

27

12.12


Динамометр. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Исследование зависимости силу упругости от удлинения пружины»

Изучение устройства динамометра. Измерения сил с помощью динамометра.


Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

—Градуировать пружину;

—получать шкалу с заданной ценой деления;

—измерять силу с помощью силомера,

медицинского динамометра;

—различать вес тела и его массу;

—работать в группе

Демонстрации. Динамометры различных типов. Измерение мускульной силы



28

16.12


Сложение двух сил. Равнодействующая сила.

Равнодействующая сил. Сложение двух сил, направленных по одной прямой в одном направлении и в противоположных. Графическое изображение равнодействующей двух сил. Решение задач.


—Экспериментально находить равнодействующую двух сил;

—анализировать результаты опытов по нахождению равнодействующей сил и делать выводы;

—рассчитывать равнодействующую двух сил


Опыты. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Измерение сил взаимодействия двух тел



Сложение сил

П.28,

29

29

19.12


Центр тяжести тела. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Определение центра тяжести плоской пластины»

Центр тяжести тела.

Знать основные понятия, определения, формулы по теме

«Движение и взаимодействие тел».

Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулы нахождения силы трения, объяснять примеры проявления сил трения в окружающей жизни.




П.30

30

23.12


Сила трения. Трение покоя. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».

Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела. Трение покоя

Уметь измерять коэффициент трения скольжения.

—Измерять силу трения скольжения;

—называть способы увеличения и уменьшения силы трения;

—применять знания о видах трения и способах его изменения на практике;

—объяснять явления, происходящие

из-за наличия силы трения, анализировать их и делать выводы

Демонстрации. Измерение силы трения при движении бруска по горизонтальной поверхности. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Подшипники


Сила трения


П.31,

32, №422-426

31

13.01


Трение в природе и технике. Решение задач по теме «Взаимодействие тел»

Роль трения в технике. Способы увеличения и уменьшения трения.


Знать способы увеличения и уменьшения трения.

Уметь объяснять способы уменьшения и увеличения трения.

—Объяснять влияние силы трения

в быту и технике;

—приводить примеры различных видов трения;

—анализировать, делать выводы;

—измерять силу трения с помощью динамометра




32

16.01


Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел».

Контрольная работа по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил»


—Применять знания к решению задач




Давление твердых тел, жидкостей и газов 21 час

33

20.01


Давление.

Давление. Формула для нахождения давления. Единицы давления. Решение задач

Знать определение и формулу давления, единицы измерения давления.

Уметь применять полученные знания для решения задач.

—Приводить примеры, показывающие зависимость действующей силы от площади опоры;

—вычислять давление по известным массе и объему;

—переводить основные единицы давления в кПа, гПа;

—проводить исследовательский эксперимент по определению зависимости давления от действующей силы и делать выводы

Демонстрации. Зависимость давления от действующей силы и площади опоры.

Разрезание куска пластилина тонкой проволокой


Давление.

П.33

34

23.01


Способы увеличения и уменьшения давления. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Измерение давления твердого тела на опору»

Выяснение способов изменения давления в быту и технике


Знать определение и формулу давления, зависимость давления от силы, действующей на опору и площади опоры.

Уметь применять полученные знания для решения физических задач и объяснения жизненных примеров.

Приводить примеры увеличения площади опоры для уменьшения давления;

—выполнять исследовательский эксперимент по изменению давления, анализировать его и делать выводы



П.34№ 450-456

35

27.01


Давление газа.

Причины возникновения давления газа.

Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры

Знать формулировку закона Паскаля.

Уметь описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами, зная положения молекулярно-кинетической теории, пользоваться формулой для вычисления давления при решении задач, объяснять с помощью закона Паскаля природные явления, примеры из жизни.

—Отличать газы по их свойствам от

твердых тел и жидкостей;

—объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества;

—анализировать результаты эксперимента по изучению давления газа, делать выводы

Демонстрации. Давление газа на стенки сосуда



П.35

36

30.01


Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

Различия между твердыми телами, жидкостями и газами. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля.

Знать формулировку закона Паскаля.

Уметь описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами, зная положения молекулярно-кинетической теории, пользоваться формулой для вычисления давления при решении задач, объяснять с помощью закона Паскаля природные явления, примеры из жизни.

—Объяснять причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково;

—анализировать опыт по передаче давления жидкостью и объяснять его результаты

Демонстрации. Шар Паскаля



Закон Паскаля


П.37, 38, №523-525

37

3.02


Давление в жидкости и в газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда.

Наличие давления внутри жидкости. Увеличение давления с глубиной погружения. Решение задач.


Знать формулу для вычисления давления; формулировку закона Паскаля.

Уметь объяснить давление жидкостями и газами, зная положение молекулярно-кинетической теории, пользоваться формулой для вычисления давления при решении задач; объяснить с помощью закона Паскаля природные явления; примеры из жизни.

—Выводить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда;

—работать с текстом учебника;

—составлять план проведения опытов

Демонстрации. Давление внутри жидкости. Опыт с телами различной плотности, погруженными в воду



№ 520, 523, 525

38

6.02


Сообщающиеся сосуды. Самостоятельная работа по теме «Давление жидкостей»

Сообщающиеся сосуды. Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью — на разных уровнях. Устройство и действие шлюза.

Знать определение сообщающихся сосудов, теорию расположения уровней жидкостей в сосуде, зная плотности жидкостей.

Уметь применять сообщающиеся сосуды в быту, жизни (устройство шлюза, водомерного стекла).

—Приводить примеры сообщающихся сосудов в быту;

—проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами,

анализировать результаты, делать выводы


Демонстрации. Равновесие в сообщающихся сосудах однородной жидкости и жидкостей разной плотности



П.39,

39

10.02


Решение задач по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»


Уметь применять полученные знания для решения физических задач.




№ 536-539

40

13.02


Контрольная работа по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»


Уметь применять полученные знания для решения физических задач.





41

17.02


Вес воздуха. Атмосферное давление.

Вес воздуха. Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на живые организмы. Явления, подтверждающие существование атмосферного давления.


Знать, что воздух – это смесь газов, имеет вес, почему у Земли есть атмосфера. Способы измерения атмосферного давления.

Уметь вычислять вес воздуха.

—Вычислять массу воздуха;

—сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли;

—объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы;

—проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению атмосферного давления с высотой, анализировать их результаты и делать выводы;

—применять знания из курса географии при объяснении зависимости давления от высоты над уровнем моря, математики для расчета давления

Демонстрации. Определение массы воздуха



Атмосферное давление.

П.40-41, №549-553

42

20.02


Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид.

Определение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Расчет силы, с которой атмосфера давит на окружающие предметы. Решение задач.

Знакомство с работой и устройством барометра-анероида.

Знать способы измерения атмосферного давления.

Уметь объяснять опыт Торричелли, переводить единицы давления.

—Вычислять атмосферное давление;

—объяснять измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли;

—наблюдать опыты по измерению атмосферного давления и делать выводы—Измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида;

Демонстрации. Измерение атмосферного давления. Опыт с магдебургскими полушариями

Демонстрации. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.


П.42, №569, 574

43

24.02


Атмосферное давление на различных высотах. Манометры.

Использование его при метеорологических наблюдениях. Атмосферное давление на различных высотах. Решение задач. Устройство и принцип действия открытого жидкостного и металлического манометров

Знать основные определения, способы измерения атмосферного давления.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

—объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря;

—применять знания из курса географии, биологии.

—Измерять давление с помощью манометра;

—различать манометры по целям использования;

—определять давление с помощью манометра

Демонстрации. Изменение показаний барометра, помещенного под колокол воздушного насоса

Устройство и принцип действия открытого жидкостного манометра, металлического манометра


П.45 №598-601

44

27.02


Поршневой и жидкостный насос. Гидравлический пресс.

Поршневой и жидкостный насос. Гидравлический пресс. Принцип действия поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса. Физические основы работы гидравлического пресса. Решение качественных задач.

Знать устройство и принцип действия манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

—Приводить примеры применения поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса;

—работать с текстом учебника


Демонстрации. Действие модели гидравлического пресса, схема гидравлического пресса



П.47, №498-500, 502

45

03.03


Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Причины возникновения выталкивающей силы. Природа выталкивающей силы.


Знать, что на любое тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила.

Уметь вычислять по формуле.


—Доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело;

—приводить примеры, подтверждающие существование выталкивающей силы;

—применять знания о причинах возникновения выталкивающей силы на практике

Демонстрации. Действие жидкости на погруженное в нее тело. Обнаружение силы, выталкивающей тело из жидкости и газа



П.48, № 605-610

46

06.03


Архимедова сила

Закон Архимеда. Плавание тел. Решение задач.

Знать, что на любое тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила.

Уметь измерять объем тела с помощью мензурки, вычислять значение вы-талкивающей силы.

—Выводить формулу для определения выталкивающей силы;

—рассчитывать силу Архимеда;

—указывать причины, от которых зависит сила Архимеда;

—работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы;

—анализировать опыты с ведерком Архимеда.

Демонстрации. Опыт с ведерком Архимеда



Закон Архимеда

П.49, № 605, 606, 625, 627, 629

47

10.03


Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №11 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»


Знать условия плавания однородных тел.

Уметь объяснять жизненные вопросы по теме.

Опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело;

—определять выталкивающую силу;

—работать в группе




48

13.03


Плавание тел. Плавание судов.

Условия плавания тел. Зависимость глубины погружения тела в жидкость от его плотности.


Знать условия плавания однородных тел.

Уметь объяснять жизненные вопросы по теме.

—Объяснять причины плавания тел;

—приводить примеры плавания различных тел и живых организмов;

—конструировать прибор для демонстрации гидростатического давления;

—применять знания из курса биологии, географии, природоведения при объяснении плавания тел

Демонстрации. Плавание в жидкости тел различных плотностей



П.

49,50

49

17.03


Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»



Знать условия, при которых тело тонет, всплывает, плавает внутри или на поверхности жидкости.

Уметь проводить эксперимент по проверке условий плавания, записывать результаты в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и ее результатах.

На опыте выяснить условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет в жидкости;

—работать в группе




50

20.03


Воздухоплавание.

Физические основы плавания судов и воздухоплавания. Водный и воздушный транспорт. Решение задач

Уметь применять теорию плавания тел, теорию Архимедовой силы к плаванию судов и воздухоплавание через знание основных понятий: водоизмещение судна, ватерлиния, грузоподъемность.

—Объяснять условия плавания судов;

—приводить примеры плавания и воздухоплавания;

—объяснять изменение осадки судна;

—применять на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания

Демонстрации. Плавание кораблика из фольги. Изменение осадки кораблика при увеличении массы груза в нем


П.52, №659, 660

51

24.03


Решение задач по теме «Архимедова сила, плавание тел»

Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание»

Знать основные понятия, определения, формулы и законы по теме «Архимедова сила. Плавание тел».

Уметь применять теорию к решению задач и объяснять жизненные вопросы по теме.

—Применять знания из курса математики, географии при решении задач




№ 636, 637

52

03.04


Решение задач по теме «Архимедова сила, плавание тел»

Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание»

Уметь применять полученные знания для решения физических задач.




№ 634-635

53

07.04


Контрольная работа №4 по теме «Плавание тел, воздухоплавание»


Уметь применять полученные знания для решения физических задач.





Работа, мощность, энергия. 12 часов

54

10.04


Механическая работа.

Работа. Механическая работа, ее физический смысл. Единицы работы. Решение задач.

Знать определение, формулу, единицы измерения, способы изменения механической работы.

Уметь применять формулы для решения задач.

—Вычислять механическую работу;

—определять условия, необходимые для совершения механической работы

Демонстрации. Равномерное движение бруска по горизонтальной поверхности


Механическая работа и мощность


П.53, №662, 670, 675-676

55

14.04


Мощность.

Мощность— характеристика скорости выполнения работы. Единицы мощности. Анализ табличных данных. Решение задач.


Знать определение, формулу, единицы измерения, способы изменения мощности.

Уметь применять формулу к решению задач.

—Вычислять мощность по известной работе;

—приводить примеры единиц мощности различных приборов и технических устройств;

—анализировать мощности различных приборов;

—выражать мощность в различных единицах;

—проводить исследования мощности технических устройств, делать выводы

Демонстрации. Определение мощности, развиваемой учеником при ходьбе



П.54 № 707, 710-712

56

17.04


Простые механизмы. Рычаг. Равновесие тел на рычаге.

Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага. Решение задач.


Знать простые механизмы, их виды, назначение. Определение рычага, плечо силы, условие равновесия рычага.

Уметь применять эти знания на практике для объяснения примеров. Экспериментально определять условие равновесия рычага.

—Применять условия равновесия рычага в практических целях: подъем

—определять плечо силы;

—решать графические задачи

Демонстрация. Исследование условий равновесия рычага

и перемещение груза;



Простые механизмы.

П.55-56, № 734-738

57

21.04


Момент силы. Рычаги в природе, технике, быту.

Момент силы — физическая величина, характеризующая действие силы. Правило моментов. Единица момента силы. Решение качественных задач.

Знать определение момент силы.

Уметь применять эти знания на практике для объяснения примеров.

—Приводить примеры, иллюстрирующие, как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча;

—работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы об условиях равновесия рычага

Демонстрации. Условия равновесия рычага



П.57, №747-750

58

24.04


Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №13 «Выяснение условий равновесия рычага».




Уметь объяснять устройство и чертить схемы простого механизма - рычаг, экспериментально определять условия равновесия рычага.

—Проверять опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии;

—проверять на опыте правило моментов;

—применять знания из курса биологии, математики, технологии;

—работать в группе




59

28.04


Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики»



Подвижный и неподвижный блоки — простые механизмы. Равенство работ при использовании простых механизмов. Суть «золотого правила» механики. Решение задач.

Знать «Золотое правило механики».

Уметь объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость), решать задачи с применением изученных законов и формул, условия равновесия рычага.

—Приводить примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике;

—сравнивать действие подвижного

и неподвижного блоков;

—работать с текстом учебника;

—анализировать опыты с подвижными неподвижным блоками и делать выводы

Демонстрации. Подвижный и неподвижный блоки




60

05.05


КПД Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №14 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Наклонная плоскость. Определение ее КПД.

Знать определение рычага, плечо силы, условие равновесия рычага, момент силы.

Уметь применять эти знания на практике для объяснения примеров в природе, быту и технике.

Опытным путем устанавливать, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной;

—анализировать КПД различных механизмов;

—работать в группе



П.61, №788-790

61

08.05


Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия.

Понятие энергии. Потенциальная энергия. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землей, от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Решение задач

Знать определение, формулы, единицы измерения КПД.

Уметь применять теорию к решению задач, экспериментально определять КПД наклонной плоскости.


—Приводить примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией;

—работать с текстом учебника



П.62-62, № 803, 804, 818

62

12.05


Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.

Переход одного вида механической энергии в другой. Переход энергии от одного тела к другому. Решение задач


Знать понятие «энергия» (кинетическая и потенциальная), обозначение, формулы и единица измерения.

Уметь решать задачи с применением изученных формул, объяснять преобразования энергии на примерах.

Приводить примеры: превращения энергии из одного вида в другой; тел, обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией;

—работать с текстом учебника



П.63

63

15.05


Решение задач по теме «Работа, мощность, энергия».


Знать понятие «энергия» (кинетическая и потенцииальная), обозначение, формулы и единицу измерения, формулировку закона сохранения и превращения энергии.

Уметь решать задачи с применением изученных формул, объяснять преобразования энергии на примерах.




№ 822, 826, 830

64

19.05


Контрольная работа №5 по теме «Работа, мощность, энергия»






65

22.05


Анализ контрольной работы






Итоговое повторение 3 часа.

66

26.05


Повторение материала по теме «Взаимодействие тел»

Изменение скорости тел при взаимодействии Масса. Масса — мера инертности тела. Инертность — свойство тела.

Уметь решать задачи с применением изученных формул, объяснять преобразования энергии на примерах.





67

29.05


Повторение материала по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»

Давление газов, жидкостей и твердых тел

Уметь решать задачи с применением изученных формул, объяснять преобразования энергии на примерах.





68

31.05


Решение задач «Давление. Скорость. Сила»


Уметь решать задачи с применением изученных формул































Нормы оценки знаний и умений по физике

(литература:Оценка знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам.Методические рекомендации/ Под ред. Ройтблат О.В., Миловановой Н.Г., Прудаевой В.Н.Тюмень: ТОГИРРО, 2007. – 72 с.)


Оценка устных ответов учащихся

«5»

ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий,

законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов

«4»

ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5. но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя

«3»

ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов

«2»

ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями про-

граммы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки

Примечание: При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов

некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.

Ниже приведены обобщенные планы основных элементов физических знаний.


Элементы, выделенные курсивом, считаются обязательными результатами обучения, т.е. это те минимальные требования к ответу учащегося без выполнения которых невозможно выставление удовлетворительной оценки

Физическое явление

1. Признаки явления, по которым оно обнаруживается (или определение)

2. Условия при которых протекает явление.

3. Связь данного явления с другими.

4. Объяснение явления па основе научной теории.

5. Примеры использования явления на практике (или проявления в природе)

Физический опыт

1. Цель опыта

2. Схема опыта

3. Условия, при которых осуществляется опыт.

4. Ход опыта.

5. Результат опыта (его интерпретация)

Физическая величина


1. Название величины и ее условное обозначение.

2. Характеризуемый объект (явление, свойство, процесс)

3. Определение.

4. Формула, связывающая данную величины с другими.

5. Единицы измерения

6. Способы измерения величины

Физический закон

1. Словесная формулировка закона.

2. Математическое выражение закона.

3. Опыты, подтверждающие справедливость закона.

4. Примеры применения закона на практике.

5. Условия применимости закона

Физическая теория

1. Опытное обоснование теории.

2. Основные понятия, положения, законы, принципы в теории.

3. Основные следствия теории.

4. Практическое применение теории.

5. Границы применимости теории.

Прибор, механизм,

машина


1. Назначение устройства.

2. Схема устройства.

3. Принцип действия устройства

4. Правила пользования и применение устройства.

5. Назначение устройства.

6. Схема устройства.

7. Принцип действия устройства

8. Правила пользования и применение устройства.

Физические измерения


1. Определение цены деления и предела измерения прибора.

2. Определять абсолютную погрешность измерения прибора.

3. Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку (снимать показания

прибора и записывать их с учетом абсолютной погрешности измерения.

4. Определять относительную погрешность измерений.


Оценка письменных контрольных работ

«5»

ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов


«4»

ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов

«3»

ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой

ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов

«2»

ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее

2/3 всей работы


Примечание: Для оценки контрольных и проверочных работ по решению задач удобно пользоваться обобщенной

инструкцией по проверке письменных работ, которая приведена ниже.


Оценка практических работ

«5»

ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование;

все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;

соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы,

рисунки. Чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей

«4»

ставится, если выполнены требования к оценке 5. но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета

«3»

ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части гаков, что позволяет получить

правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки

«2»

ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.


Характер ошибок

Ошибка считается грубой,


если учащийся:

- Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений

теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии,

единиц их измерения.

- Неумение выделить в ответе главное.

- Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений;

неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

- Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

- Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.

- Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

- Неумение определить показание измерительного прибора.

- Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

К негрубым

ошибкам

относятся:

- Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата

основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.

- Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графи-

ков, схем.

- Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

- Нерациональный выбор хода решения.

Недочетами


считаются:

- Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении,

преобразований и решений задач.

- Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

- Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

- Небрежное выполнение записей, чертежей, схем. графиков


Учебно-методический комплекс.

Программа, автор

Класс

Учебник, издательство, год издания, уровень

Пособие для учителя, издательство, год издания

Пособие для учащихся, издательство, год издания

Контрольно-измерительные материалы, издательство, год издания

Программа для общеобразовательных школ Физика 7-9 кл., автор Е.М.Гутник., М.: Дрофа, 2010.


7

Физика 7 класс, А.В.Перышкин,

Москва, Дрофа, 2008г., базовый уровень.

В.А.Волков, С.Е.Полянский, Поурочные разработки по физике., Москва, «ВАКО», 2009.

В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2007.




























Электронные ресурсы.

  • http://www.edu.ru –каталог образовательных интернет-ресурсов;

  • http://www.ege.edu.ru - портал информационной поддержки единого государственного экзамена;

  • http://www.profile-edu.ru - сайт по профильному обучению;

  • http://www.auditorium.ru - Российское образование – сеть порталов

  • http://www.teacher-edu.ruнаучно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ

  • http://www.mon.gov.ruсайт министерства образования и науки РФ

  • http://www.apkro.ru – сайт модернизации общего образования РФ

  • http://www.ed.gov.ru - сайт Министерства образования РФ

  • http://school.edu.ru – российский образовательный портал

  • http://www.fio.ru - Федерация Интернет-образования

  • http://gramota.ru – Портал по культуре речи

  • http://lit.1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября. Литература" /методические материалы/

  • http://som.fsio.ru – Сетевое объединение методистов

  • http://rus.1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября. Русский язык" /методические материалы/

  • http://www.km-school.ru - КМ-школа

  • http://it-n.ru – Сеть творческих учителей

  • http://www.lib.ru - Электронная библиотека

  • www.virlib.ru – Виртуальная библиотека

  • www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека

  • www.litera.ru/stixiya - электронные тексты литературных произведений (поэзия)

  • http://literpskov.narod.ru - литература Пскова

  • http://www.kaverin.ru (библиотека В. Каверина)

  • http://www.chtenie-21.ru – сайт «Чтение - 21 век»

  • http://www.gramma.ru (сайт по русскому языку)

  • http://schoollibrary.ioso.ru (школьная библиотека)

  • http://www.alleng.ru/edu/ruslang1.htm - Образовательные ресурсы Интернета. Русский язык

  • http://www.pycckoeslovo.ru - Репетитор по русскому языку

  • http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования

  • http://school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  • http://www.academic.ru - словари и энциклопедии

http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola Проект «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»»

  • http://fsu-expert.ru – портал по учебникам (Общественно-государственная экспертиза учебников)

  • http://www.ug.ru - Сайт Учительской газеты

  • http://www.fipi.ru – сайт Федерального института педагогических измерений

  • http://www.openclass.ru Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.

Контрольная работа №1

Вариант 1

  1. Почему дым от костра по мере его подъема перестает быть видимым даже в безветренную погоду?

  2. Скорость зайца 54 км/ч. Какой путь он совершит за 3 минуты?

  3. Почему разломанный карандаш мы не можем соединить так, чтобы он вновь стал целым?

  4. Автомобиль за 10 минут прошел путь 12 км. С какой скоростью он двигался? Постройте графики скорости и пути.


Вариант 2

  1. Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно-синюю защитную жидкость. Почему через некоторое время пространство, заполненное этой жидкостью даже в спокойной воде становится прозрачным?

  2. Скорость дельфина 72 км/ч. За какое время он совершит путь 2 км?

  3. Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между молекулами есть промежутки?

  4. Автомобиль за 0,5 часа прошел путь 18 км. С какой скоростью он двигался? Постройте графики скорости и пути.

Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел»

Вариант 1

  1. Куда и почему отклоняются пассажиры относительно автобуса, когда он резко трогается с места, поворачивает налево?

  2. Найти силу тяжести, действующую на тело массой 40 кг. Изобразите эту силу на чертеже в выбранном масштабе.

  3. Найдите объем 2 кг золота. Плотность золота 19300 кг/м3

  4. Найти массу бруска из латуни размерами 10х8х5 см. Плотность латуни 8500 кг/м3

Вариант 2

  1. Зачем при торможении автомобиля водитель включает задний красный свет?

  2. Найти вес тела массой 400 г. Изобразите вес на чертеже в выбранном масштабе.

3. Жидкость объемом 3 литра имеет массу 2,4 кг. Найдите ее плотность.

4. Найдите силу тяжести, действующую на брусок объемом 500 см3. Плотность бруска 4000 кг/м3

Контрольная работа №3 по теме «Давление жидкостей, газов и твердых тел»

I вариант

1. Одинаковые ли давления
производят на стол кирпичи
( см. рис.)? Ответ объясните.

2. В стеклянном сосуде под поршнем находится газ. Как, не меняя плотности этого газа, увеличить его давление?

3. Найдите давление воды на глубине
25 м. Плотность воды 1000 кг/м3

4. Масса лыжника 60 кг.Какое давление оказывает он на снег, если длина каждой лыжи 1,5 м, ее ширина —10 см?


II вариант

1 . На рисунке 1 изображен один и тот же сосуд с поршнем. Цифрами 1, 2 и 3 обозначены круглые отверстия, затянутые одинаковыми резиновыми пленками. Когда поршень переместили из положения А в положение В, пленки выгнулись наружу. На каком из рисунков выпуклость пленок изображена правильно?

Рис. 1

2. В сосуде находится 1 л керосина. Как изменится давление на дно и стенки сосуда, если вместо керосина налить 1 л воды?(Плотность керосина 800 кг/м3, воды 1000 кг/м3) Ответ объясните.

3. Какое давление производит мальчик массой 42 кг на пол, если площадь подошв его обуви 280 м2?

4. Плоскодонная баржа получила пробоину в дне площадью 300 см2 С какой силой нужно давить на пластырь, которым закрывают отверстие, чтобы сдержать напор воды на глубине 3 м ? (Плотность воды 1000 кг/м3)

Контрольная работа № 4 по теме «Плавание тел, воздухоплавание»

Вариант 1

  1. Почему горящий керосин нельзя тушить водой? Плотность керосина 800 кг/м3, воды 1000 кг/м3

  2. Кирпич размерами 25х10х5 см3 полностью погружен в воду. Вычислите архимедову силу, действующую на плиту. Плотность кирпича 1600 кг/м3, воды 1000 кг/м3

  3. Площадь меньшего поршня гидравлического пресса 10 см2. На него действует сила 200 Н. Площадь большего поршня 200 см2. Какая сила действует на больший поршень?

  4. Какую силу нужно приложить, чтобы удержать в воде гранитную плиту размером 20 х 40 х 50 см3. Плотность гранита 2600 кг/м3, плотность воды 1000 кг/м3


Вариант 2.

  1. Два одинаковых стальных шарика подвесили к коромыслу весов. Нарушится ли равновесие весов, если один из них опустить в сосуд с водой, а другой в керосин? Плотность воды 1000 кг/м3, керосина 800 кг/м3

2. Дубовый брусок объемом 50 дм3, имеющий форму параллелепипеда, опустили в бензин. Определите выталкивающую силу, действующую на брусок. Плотность бензина 710 кг/м3

3. Поршень гидравлического пресса площадью 360 см2 действует с силой 18 кН. Площадь малого поршня 45 см2. С какой силой действует меньший поршень на масло в прессе?

4. Воздушный шар имеет объем 80 см3. Он наполнен горячим воздухом, плотность которого 1,06 кг/м3, а находится в воздухе плотностью 1,29 кг/м3.

А) Чему равна подъемная сила воздушного шара?

Б) Как и почему изменится подъемная сила шара при увеличении пламени горелки?

Контрольная работа №5 по теме «Работа, мощность, энергия»

Вариант 1

1. Найдите кинетическую энергию зайца массой 2 кг, бегущего со скоростью 54 км/ч

2. На правое плечо рычага действует сила 25 Н, а к левому подвешен груз массой 5 кг. Найдите правое плечо рычага, если левое 10 см. Рычаг находится в равновесии.

3. Какая работа совершается при подъеме гранитной глыбы объемом 2 м3 на высоту 12 м? Плотность гранита 2600 кг/м3

Вариант 2

1. Найдите потенциальную энергию голубя массой 200 г летящего на высоте 8 м над землей со скоростью 85 км/ч

2. На правое плечо рычага действует сила 20 Н, его длина 50 см. Какая сила действует на левое плечо длиной 20 см, если рычаг находится в равновесии?

3. Определите среднюю мощность насоса, который подает воду объемом 3 м3 на высоту 5 м за 5 минут. Плотность воды 1000 кг/м3


Итоговая контрольная работа

Вариант 1.

  1. Почему аромат цветов чувствуется на расстоянии?

  2. Найдите силу тяжести, действующую на сокола, массой 500 г. Изобразите силу тяжести на чертеже в выбранном масштабе.

  3. Скорость поезда 72 км/ч. Какой путь пройдет поезд за 15 минут?
    Постройте график движения.

  4. Найдите архимедову силу, действующую в воде на брусок размером 2х5х10 см, при его погружении наполовину в воду.

  5. Найдите работу насоса по подъему 200 л воды с глубины 10 м. Плотность воды 1000 кг/м3

Вариант 2.

  1. Чай остыл. Как изменились его масса, объем, плотность?

  2. Мопед «Рига – 16» весит 490 Н. Какова его масса?
    Изобразите вес тела на чертеже в выбранном масштабе.

  3. С какой скоростью двигался автомобиль, если за 12 минут он совершил путь 3,6 км. Постройте график скорости.

  4. Токарный станок массой 300 кг опирается на фундамент четырьмя ножками. Определите давление станка на фундамент, если площадь каждой ножки 50 см2

  5. Определите среднюю мощность насоса, который подает воду объемом 4,5 м3 на высоту 5 м за 5 мин. Плотность воды 1000 кг/м3








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!