СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа предназначена для работы в 7  классах общеобразовательной школы и составлена на основе:

- федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004г;

- федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004г;

- авторской программы А.В. Пёрышкина по физике для 7 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 7 класс»


Пояснительная записка к рабочей программе

по физике в 7 классе,

авторская программа А.В. Пёрышкина


Рабочая программа предназначена для работы в 7 классах общеобразовательной школы и составлена на основе:

- федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004г;

- федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004г;

- авторской программы А.В. Пёрышкина по физике для 7 класса.


Программа рассчитана на 68 часов в год, по 2 часа в неделю.

Количество контрольных работ – 6.

Количество лабораторных работ – 10.

Формы контроля – самостоятельные работы, лабораторные работы, контрольные работы, тестирование.


Программа соответствует основной стратегии развития школы:

- ориентации нового содержания образования на развитие личности;

- реализации деятельностного подхода к обучению;

- обучению ключевым компетенциям (готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач) и привитие общих умений, навыков, способов деятельности как существенных элементов культуры, являющихся необходимым условием развития и социализации учащихся;

- обеспечению пропедевтической работы, направленной на раннюю профилизацию учащихся (в связи с выбранной стратегией развития двух профильного обучения старшей школы – гуманитарного и естественнонаучного) с возможным переходом на ИУП.



Ключевая компетенция



Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся на II ступени общего образования


Общекультурная компетенция (предметная, мыслительная, исследовательская и информационная компетенции)



Способность и готовность:

- извлекать пользу из опыта;

- организовывать и упорядочивать свои знания;

- организовывать собственные приемы обучения;

- решать проблемы;

- самостоятельно заниматься своим обучением.



Социально-трудовая компетенция



Способность и готовность:

- включаться в социально-значимую деятельность;

- оперативно включаться в проекты;

- нести ответственность;

- внести свой вклад в проект;

- доказать солидарность;

- организовать свою работу.



Коммуникативная компетенция



Усвоение основ коммуникативной культуры личности:

- умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;

- овладение навыками неконфликтного общения;

- способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.



Компетенция в сфере личностного определения



Способность и готовность:

- критически относиться к тому или иному аспекту развития нашего общества;

- уметь противостоять неуверенности и сложности;

- занимать личную позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;

- оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также окружающей средой







Целевой ориентир в уровне сформированности ключевых компетенций соответствует целям изучения физики в основной школе, заложенным в программе А.В. Пёрышкина:

- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

- подготовка к существованию осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории;

- воспитание культуры личности убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к товарищам науки и техники; отношения физики как к элементу общечеловеческой культуры.


Теоретические основы построения курса физики 7 класса


Основой построения курса физики 7 класса является идеи и принципы развивающего обучения, такие как обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний в обучении, осознание школьниками процесса учения, целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, включая слабых.

Основными технологиями развивающего обучения являются проблемнопоисковая, исследовательская технологии. Именно они развивают самостоятельность в приближении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий. Введение новых понятий сопровождаются проведением простых физических опытов, так как основной целью развивающего обучения является формирование и развитие теоретического мышления.

При изучении физических явлений, величин, законов учащимся предлагается рассмотреть рисунки, описать их, ответить на поставленные вопросы, провести наблюдения природных явлений, описать и обобщить результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы, а также представить результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявить на этой основе эмпирические зависимости. Принцип наглядности в обучении формирует способность анализировать информацию, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.















Содержание тем учебного курса физики в 7 классе


Цели изучения физики в 7 классе:

- изучить строение веществ, взаимодействия тел, давление твердых тел, жидкостей и газов, механическую работу, мощность, энергию.



Введение (3 часа)


Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты. Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.


Тема 1 «Первоначальные сведения о строении вещества» (6 часов)


Строение вещества. Молекулы. Диффузия. Различие в молекулярном строении трех агрегатных состояний вещества.


Тема 2 «Взаимодействие тел» (21 час)


Механическое движение. Скорость, путь и время движения. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Плотность вещества. Объем тела. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Динамометр. Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.


Тема 3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (25 часов)


Давление. Единицы давления. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр – анероид. Манометры. Поршневой насос. Гидравлический пресс. Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.


Тема 4 «Работа и мощность» (13 часов)


Механическая работа. Мощность. Единицы мощности. Простые механизмы. Рычаг. Момент силы. «Золотое правило» механики. Энергия потенциальная и кинетическая. Превращение одного вида механической энергии в другой.











Требования к уровню подготовки

учащихся 7 класса



В результате изучения физики в 7 классе ученик должен


знать и понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, атом;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, работа, потенциальная и кинетическая энергия, рычаг, простые механизмы, мощность, давление;

  • смысл физических законов: классической механики;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;


уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов, жидкостей и твердых тел;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что физическая теория дает возможность объяснить известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики в природе и технике;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального использования и защиты окружающей среды.


Количество лабораторных работ - 10


1. Определение цены деления измерительного прибора.

2. Измерение размеров малых тел.

3. Измерение массы тела на рычажных весах.

4. Измерение объема тела.

5. Определение плотности вещества твердого тела.

6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

7. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

8. Выяснение условий плавания тела.

9. Выяснение условия равновесия рычага.

10. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.


Количество контрольных работ – 6.


Количество самостоятельных, тестовых работ – 7.


































Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Перышкин А.В. Физика: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2009 – 192с.

  2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике: учебное пособие для учащихся 7-9 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1998 – 191с.

  3. Компьютерные обучающие программы «Живая физика», «Открытая физика»

  4. Шевцов В.А. Физика. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина. – Волгоград: Учитель, 2007 – 303с.

  5. Моркотун В.Л. Физика. Все законы и формулы в таблицах, 7-11 кл. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007 – 463с.

  6. Разумовский В.Г. Контроль знаний учащихся. – М.: Просвещение, 1982 – 87с.

  7. Разумовский В.Г. Физика в школе. Научный метод познания и обучения. – М: Просвещение, 2006 – 160с.




Список литературы




  1. «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика и астрономия», 2004. Автор программы Перышкин А.В.








ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИКЕ

7 КЛАСС 68 часов (2 часа в неделю)


урока

Тема урока

Демонстрационный эксперимент

Основной материал

Практические умения

Д/з

Дата проведения

План.

Факт.

  1. Введение (4 часа)

1/1

Что изучает физика.Наблюдения и опыты.

  1. Демонстрация наборов тел, имеющих

  • Одинаковую форму, но разный объем;

  • Одинаковый объем, но разную форму.

  1. Примеры физических явлений, относящихся к различным группам.

Физика – одна из наук о природе. Основные задачи физики. Физическое тело. Вещество. Материя. Методы познания в физике. Цикл научного познания. Наблюдения и опыты – основные источники знаний в физике.


§1,2,3, в.п.п.

Л.№ 5,12



2/2

Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений.

Демонстрация различных физических приборов.

Физическая величина и единица ее измерения. Физический прибор. Цена деления физического прибора. Физический закон.

Знакомство с простейшими физическими приборами.

§4,5, в.п.п.

Упр.1.

Л.№ 25



3/3

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора».

Определение цены деления демонстрационных физических приборов.

Физические измерения. Классификация физических измерений. Погрешность измерений. Точность измерений.

1.Определение цены деления измерительного прибора.

2.Измерение вместимости различных емкостей.

3.Запись результатов измерений с учетом погрешностей.

4.Представление данных в виде таблицы.

5.Оформление отчета по проделанной работе.

§4 (повторить).



4/4

Физика и техника.

Основные этапы развития физики. Взаимосвязь физики и техники. Научно-технический прогресс.



§6. Составить кроссворд



  1. Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов).

1/5

Строение вещества.Молекулы.

1.Модели молекул воды, кислорода, водорода.

2.Опыты по рисункам 16, 19 учебника.

Опыты и явления, доказывающие, что все вещества состоят отдельных частиц. Молекулы. Атомы. Представления о размерах молекул.


§7,8, в.п.п.

Л.№ 53-54.

Подг. к л.р.



2/6

Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел».

Метод рядов для определения линейных размеров малых тел.


1.Знакомство с методами определения размеров малых тел.

2. Сборка экспериментальной установки.

3.Запись результатов измерений с учетом погрешностей.

4.Представление данных в виде таблицы.

5. Оформление отчета по проделанной работе.

§7,8 (повторить).


Л.№ 23-24



3/7

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1.Опыт по рис. 23 учебника.

2.Диффузия газов.

Явление диффузии. Причины и закономерности этого явления. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Диффузия в природе. Примеры практического применения.

Применение знаний о явлении диффузия и ее закономерностях в быту.

§9, в.п.п., задание 2.


Л.№ 66



4/8

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1.Разламывание и соединение куска мела.

2.Сжатие и распрямление ластика.

3.Сваривание в пламени спиртовки двух стеклянных палочек.

4.Сцепление свинцовых цилиндров.

5.Отрывание стеклянной пластины от воды.

6.Смачиваемые и несмачиваемые водой вещества.

7.Капиллярность. Наличие мениска.

Силы взаимодействия между молекулами (опытные доказательства). Силы отталкивания и силы притяжения. Примеры проявления этих сил в природе и технике. Явления смачивания и несмачивания. Капиллярность.

Применение знаний о явлении смачивания и несмачивания, капиллярности в быту.

§10, в.п.п..

Упр.2(1).

Л.№ 74, 80.



5/9

Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

1.Объем и форма твердых тел, жидкостей и газов.

2.Свойство газа занимать весь предоставленный объем.

3.Свойство текучести жидкости.

4.Сжимаемость веществ в различных агрегатных состояниях.

Три агрегатных состояния вещества: твердое, жидкое и газообразное. Объяснение свойств веществ в различных агрегатных состояниях на основе МКТ строения вещества.


§11,12, в.п.п..

Л.№ 65, 67, 77-79.



6/10

Повторительно – обобщающее занятие по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».




§11,12, в.п.п.

Л.№ 77-79



  1. Взаимодействие тел (22 часа)

1/11

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1.Относительность движения.

2.Различные траектории движения.

Механическое движение. Тело отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь. Единицы измерения пути.


§13,14, в.п.п.

Упр.3, Зад. 4.

Л.№ 99,101,103



2/12

Скорость. Единицы измерения скорости.

Движение модели автомобиля (расчет средней скорости движения).

Физическая величина «скорость». Равномерное и неравномерное движение. Формула расчета скорости равномерного движения. Единицы измерения скорости. Средняя скорость неравномерного движения. Различные скорости движения (таблица).


§14,15, в.п.п..

Упр.4.



3/13

Расчет пути и времени движения. Решение задач.


Вывод формул для расчета пути и времени при равномерном и неравномерном движении.

1.Расчет скорости, пути, времени равномерного движения.

2.Расчет средней скорости неравномерного движения.

3.Использование различных единиц измерения пути, времени и скорости.

§16,

Упр.5.



4/14

Явление инерции. Решение задач.

1.Опыт по рис. 41 в учебнике.

2.Колебание маятника.

3.Явление инерции (кукла на тележке).

Причины изменения скорости тел. Явление инерции. Проявление инерции в технике и быту.

Применение знаний о явлении инерции в быту.

§17, в.п.п..




5/15

Взаимодействие тел.

1.Опыты по рис. 43 в учебнике.

2.Взаимодействие подвижного тела с неподвижным (движение шарика по желобу и столкновение с неподвижным шариком).


Взаимодействие тел. Результат взаимодействия. Явление отдачи.


§18, в.п.п.

Л.№ 207, 209



6/16

Масса. Единицы измерения массы. Измерение массы тела на весах.

1.Опыт по рис.46 учебника.

2.Устройство и принцип действия рычажных весов.

Понятие инертности. Масса. Единицы измерения массы. Устройство и принцип действия рычажных весов.


§19, в.п.п..

Подг. к л.р. № 3



7/17

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».


Понятие инертности. Масса. Единицы измерения массы. Устройство и принцип действия рычажных весов.

1.Использование рычажных весов для определения массы тела.

2.Запись результатов измерений с учетом погрешностей.

3.Представление данных в виде таблицы.

4.Использование различных единиц измерения массы.

5.Оформление отчета по проделанной работе.

Упр.6.

Повт. 19-20



8/18

Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела».



1.Использование мензурки для определения объема тела неправильной формы.

2.Запись результатов измерений с учетом погрешностей.

3.Представление данных в виде таблицы.

4.Использование различных единиц измерения массы.

5.Оформление отчета по проделанной работе.

Л.№ 223, 217



9/19

Плотность вещества.

1.Демонстрация твердых тел одинакового объема, но разной массы.

2.Сравнение объемов мелких гвоздей и кусочков бумаги, уравновешенных на рычажных весах.

3.Демонстрация твердых тел одинаковой массы, но разного объема.

Понятие плотности вещества. Формула для расчета плотности. Единицы измерения плотности. Плотности различных веществ (таблица).

Применение формулы для расчета плотности при решении задач.

§21, в.п.п..

Упр.7.

Подг. к л.р.№ 5



10/20

Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела».


Понятие плотности вещества. Формула для расчета плотности. Единицы измерения плотности. Плотности различных веществ (таблица).

1.Измерение объема тел неправильной формы при помощи мензурки.

2.Измерение массы при помощи рычажных весов.

3.Выполнение косвенных измерений на примере измерения плотности вещества.

4.Запись результатов измерений с учетом погрешностей.

5.Представление данных в виде таблицы.

6. Оформление отчета по проделанной работе.

§21 повторить.




11/21

Расчет массы и объема тела по его плотности. Решение задач.



1.Расчет массы по известным плотности и объему.

2.Расчет объема по известным массе и плотности.

3.Расчет плотности по известным массе и объему.

4.Использование различных единиц плотности.

5.Использование таблицы плотностей.

6.Использование различных единиц измерения массы и объема.

§22

Упр.8.



12/22

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.




Подготовиться к к/р.

Просмотреть решение заданий упражнений 1-8.



13/23

Контрольная работа №1 на тему «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».




§22

Упр.8.



14/24

Анализ результатов контрольной работы №1. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1.Причины изменения скорости тела.

2.Опыты по рис.55,56 учебника.

3.Падение металлического шарика, подвешенного на нити после пережигания нити.

Причина изменения скорости тела. Сила – мера взаимодействия тел. Модуль, направление и точка приложения силы. Единицы измерения силы. Явление всемирного тяготения. Понятие «сила тяжести». Зависимость силы тяжести от массы тела и от расстояния до поверхности Земли. Явление свободного падения тела. Ускорение свободного падения.

Использование знаний о силе тяжести для объяснения некоторых явлений из жизни.

§23,24, в.п.п..



15/25

Сила упругости. Закон Гука.

1.Виды деформаций.

2.Колебания пружинного маятника.

3.Действие рогатки.

4.Пластическая и упругая деформации.

Сила упругости. Примеры возникновения сил упругости. Деформация и ее виды. Закон Гука для упругих деформаций. Примеры практического применения закона Гука.

Использование закона Гука для решения задач.

§25, в.п.п.

Л.№328.333-334



16/26

Вес тела.

Введение понятия «вес».

Понятие веса тела. Вес тела, находящегося на неподвижной или равномерно движущейся опоре.


§26, в.п.п..



17/27

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.


Единицы измерения силы. Сила тяжести, действующая на тело массой 1 кг. Формула для расчета силы тяжести, действующей на тело произвольной массы. Формула для расчета веса тела.

Использование формул для расчета силы тяжести и веса тела при решении задач.

§27, в.п.п..

Упр.9.

Подг. к л.р.№ 6



18/28

Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

1.Различные виды динамометров.

2.Определение цены деления шкалы приборов.

Устройство и принцип действия динамометра. Виды динамометров. Практическое применение динамометров.

1.Измерение различных сил при помощи динамометра.

2.Градуирование пружины.

3.Запись результатов измерений с учетом погрешностей.

4.Представление данных в виде таблицы.

5.Оформление отчета по проделанной работе.

§28, в.п.п..

Упр.10.



19/29

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила.

1.Опыт с демонстрационными динамометрами по введению понятия «равнодействующая сил».

2.Измерение равнодействующей сил, действующих на тело, погруженное в жидкость.

Понятие «равнодействующая сила». Расчет равнодействующей сил, направленных вдоль одной прямой в одну сторону и в противоположные стороны.


§29, в.п.п..

Упр.11.



20/30

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.

1.Сила трения скольжения, покоя и вязкого трения.

2.Измерение силы трения скольжения при движении бруска по деревянной доске.

3.Сравнение силы трения скольжения и силы трения качения.

4.Зависимость силы трения от веса тела, от шероховатости поверхности.

Сила трения. Причины возникновения силы трения. Трение скольжения. Трение качения. Трение покоя. Зависимость силы трения скольжения от веса тела. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения.

Использование знаний о силе трения в быту.

§30, 31, в.п.п..




21/31

Трение в природе и технике. Подготовка к контрольной работе по теме «Взаимодействие. Силы.»

1.Способы увеличения и уменьшения трения.

2.Шариковые и роликовые подшипники.



§32, в.п.п., подготовиться к к/р.

Написать эссе о роли трения…



22/32

Контрольная работа № 2 по теме «Взаимодействие. Силы.»




§32, в.п.п.



  1. Давление твердых тел, жидкостей и газов (25 часов)

1/33

Анализ выполнения к/р № 2. Давление. Единицы измерения давления.

Зависимость давления твердого тела на опору от веса тела, площади опоры.

Давление тел на опору. Единицы измерения давления. Сила давления.


§33, в.п.п..

Упр.12.




2/34

Способы уменьшения и увеличения давления. Решение задач на тему «Давление твердых тел».


Способы изменения давления. Применение способов изменения давления в природе, технике, быту.

1.Расчет давления, силы давления, площади опоры. 2.Анализ зависимости давления от площади опоры и действующей силы.

3.Применение знаний о способах изменения давления.

§34, в.п.п.

Упр.13.



3/35

Давление газа.

1.Раздувание камеры под колоколом воздушного насоса.

2.Изменение давления газа при изменении его температуры или объема.

Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа от температуры и объема (при постоянной массе).


§35, в.п.п..

Экспериментальное задание.



4/36

Передача давления жидкостям и газам. Закон Паскаля.

Передача давления жидкостям и газам.

Различие в движении частиц, из которых состоят твердые тела, жидкости и газы. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля.


§36, в.п.п..

Упр.14.

Подгот. к к/р.



5/37

Давление в жидкости и газе. Кратковременная контрольная работа №1 по теме «Давление. Закон Паскаля».

Опыты по рис. 100, 101, 103 учебника

Наличие весового давления внутри жидкости, его возрастание с увеличением глубины. Равенство давлений жидкости на одном и том же уровне по всем направлениям.


§37, в.п.п.

Л.№ 471, 474, 476



6/38

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

1.Зависимость гидростатического давления от высоты столба жидкости.

2.Гидростатический парадокс.

Вывод и анализ формулы для расчета гидростатического давления.


§38, в.п.п..

Задание 8.




7/39

Решение задач на тему «гидростатическое давление».


Гидростатическое давление.

Использование формулы гидростатического давления для решения задач.

§38 (повторить).

Упр.15.

Л.№ 504-507 (п.4, с.177



8/40

Сообщающиеся сосуды.

1.Равновесие в сообщающихся сосудах однородной и неоднородной жидкостей.

2.Модель водомерного стекла фонтана.

3.Таблица «Шлюз».

4.Модель фонтана

Расположение поверхностей однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а неоднородной – на разных. Закон сообщающихся сосудов. Примеры сообщающихся сосудов и их применение.

Анализ способов использования сообщающихся сосудов в быту и технике.

Использование закона сообщающихся сосудов для решения задач.

§39, в.п.п., зад.9



9/41

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1.Определение массы воздуха.

2.Обнаружение атмосферного давления.

3.Принцип действия ливера и пипетки.

Явления, подтверждающие существование атмосферного давления. Сила притяжения к Земле как причина увеличения атмосферного давления при уменьшении высоты. Хаотическое движение молекул воздуха и их притяжение к Земле – условия существования Земной атмосферы.

Использование знаний об изменении атмосферного давления и его влияния на самочувствие человека.

§40, 41, в.п.п.

Упр. 17-18



10/42

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1.Опыт с Магдебурскими полушариями.

2.Сдавливание пластиковой бутылки под действием атмосферного давления.

3.Действие присоски.

4.Таблица «Опыт Торричелли».

Измерение атмосферного давления ртутным барометром. Вычисление атмосферного давления.

Перевод единиц измерения атмосферного давления.

§42, в.п.п., задание 11.

Упр.19. (п.7)



11/43

Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1.Устройство и принцип действия барометра-анероида (прибор и таблица).

2.Изменение показаний барометра-анероида, помещенного под колокол воздушного насоса.


Устройство и принцип действия прибора для измерения атмосферного давления – барометра-анероида.

Зависимость атмосферного давления и плотности воздуха от высоты над землей. Высотометр.

Правила использования приборов для измерения атмосферного давления.

§43, 44, в.п.п..

Упр.21.



12/44

Решение задач на тему «Гидростатическое давление. Атмосферное давление».



Решение комбинированных задач.

Упр.19,20.



13/45

Манометры. Кратковременная контрольная работа по теме «Давление в жидкости и газе».

Устройство и принцип действия жидкостного и металлического манометров.


Правила использования приборов для измерения атмосферного давления.

§45, в.п.п..




14/46

Поршневой жидкостный насос.

1.Табл. «Поршневой жидкостный насос».

2.Анимация действия насоса.

Устройство и принцип действия поршневого жидкостного насоса.

Знакомство с устройством поршневого жидкостного насоса.

§46, в.п.п..

Упр.22.



15/47

Гидравлический пресс.

1.Модель гидравлического пресса.

2.Анимация действия пресса.

Устройство и принцип действия гидравлического пресса. Применение его в технике. Формула гидравлической машины.

Приобретение знаний об использовании гидравлических машин в технике.

§47, в.п.п..

Упр.23.



16/48

Действие жидкостей и газов на погруженное в них тело.

Опыт по рисунку 137, 138. учебника.

Выталкивающая сила. Причины возникновения выталкивающей силы. Направление и величина выталкивающей силы.


§48, в.п.п..



17/49

Архимедова сила.

Опыт по рисунку 139 учебника.

Вывод правила для расчета Архимедовой силы. Закон Архимеда.


§49, в.п.п..

Задание 14.

Подг. к л.р.№7



18/50

Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».



1.Измерение веса тела в воздухе.

2.Измерение веса тела в воде.

3.Расчет сила Архимеда.

4.Экспериментальная проверка зависимости силы Архимеда от объема погруженной части тела и от массы тела.

5. Сборка экспериментальной установки.

6.Запись результатов измерений с учетом погрешностей.

7.Представление данных в виде таблицы.

8. Оформление отчета по проделанной работе.

Упр.24.



19/51

Плавание тел.

Демонстрация условий плавания тел.

Условия, при которых тело в жидкости тонет, плавает внутри жидкости и всплывает.

Использование условий плавания тел на практике.

§50, в.п.п..




20/52

Решение задач на применение закона Архимеда и условия плавания тел.



Использование закона Архимеда и условий плавания тел для решения задач.

Упр.24.

Подг. к л.р.№8



21/53

Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».



1.Измерение веса тела в воздухе.

2.Измерение веса тела в воде.

3.Расчет сила Архимеда.

4.Установление физических закономерностей на основе данных эксперимента.

5. Сборка экспериментальной установки.

6.Запись результатов измерений с учетом погрешностей.

7.Представление данных в виде таблицы.

8. Оформление отчета по проделанной работе.

Упр.25.



22/54

Плавание судов.

1.Плавание коробки из фольги.

2.Изменение осадки модели судна при изменении веса груза.

Применение условий плавания тел для описания плавания судов. Водный транспорт.


§51, в.п.п..

Упр.26.



23/55

Воздухоплавание.

Подъем в воздухе воздушного шара или мыльных пузырей.

Воздушный шар. Подъемная сила.


§52, в.п.п..

Упр. 26



24/56

Повторение темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов». Подготовка к к/р.




Подготовиться к к/р.



25/57

Контрольная работа № 3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».




§52, в.п.п..



  1. Работа и мощность. Энергия. (11 часов)

1/58

Анализ результатов контрольной работы №3. Механическая работа.

Определение работы при подъеме бруска на 1 метр и его равномерном перемещении на то же расстояние.

Механическая работа. Единицы измерения механической работы. Расчет работы для случаев:

  • Сила и перемещение совпадают по направлению;

  • Сила и перемещение противоположно направлены;

  • Сила и перемещение перпендикулярны.


§53, в.п.п..

Упр.28 (1,2,3).



2/59

Мощность.

Определение мощности ученика, который знает свою массу и длину шага.

Мощность. Единицы измерения мощности.


§54, в.п.п..

Упр.29(1,2,3).



3/60

Простые механизмы. Рычаг.

1.Простые механизмы (без рассмотрения устройства).

2.Условие равновесия рычага.

Простые механизмы. Рычаг. Плечо силы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Правило моментов.

Использование рычагов в технике и быту.

§55,56,57, в.п.п..

Подготовиться к л/р №9.



4/61

Лабораторная работа №9 «Выяснение условий равновесия рычага». Рычаги в технике, быту и природе.»



1.Экспериментальная проверка справедливости правила моментов для рычага.

2. Сборка экспериментальной установки.

3.Запись результатов измерений с учетом погрешностей.

4.Представление данных в виде таблицы.

5. Оформление отчета по проделанной работе.

§58, в.п.п..

Упр.30.



5/62

Блоки. «Золотое правило» механики.

1.Изменение направления действия силы с помощью неподвижного блока (отсутствие выигрыша в силе).

2.Действие подвижного блока (наличие выигрыша в силе).

Неподвижный блок. Подвижный блок. Выигрыш в силе с использованием блоков. Другие простые механизмы.

Практическое проявление «золотого правила» механики.

§59,60, в.п.п..



6/63

Решение задач на применение «золотого правила механики».



1.Применение правила моментов для блоков.

2.Применение знаний о выигрыше в силе для подвижного и неподвижного блоков.

Упр.31.



7/64

Коэффициент полезного действия простого механизма. Лабораторная работа №10 «Определение КПД наклонной плоскости».


Полезная и полная работа. КПД механизма. «Золотое правило механики».

1.Измерение веса при помощи динамометра.

2.Измерение силы тяги при помощи динамометра.

3.Определение КПД наклонной плоскости.

4. Сборка экспериментальной установки.

5.Запись результатов измерений с учетом погрешностей.

6.Представление данных в виде таблицы.

6. Оформление отчета по проделанной работе.

§61, в.п.п..



8/65

Решение задач на определение КПД простых механизмов.




Задание 19.

Л.№ 789, 792



9/66

Механическая энергия. Кратковременная контрольная работа по теме «Работа и мощность».




§62,63, в.п.п..

Упр.32



10/67

Превращение одного вида механической энергии в другой.

1.Переход потенциальной энергии в кинетическую и наоборот.

2.Колебания нитяного маятника.

3.Раскручивание пружины заводной игрушки.

4.Движение шарика по наклонному желобу вверх и вниз.

5.Движение «сегнерова колеса».

Переход одного вида механической энергии в другой. Полная механическая энергия и закон ее сохранения.


§64, в.п.п..

Л.№ 797



11/68

Обобщающее занятие.







ВСЕГО: 68 часов





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!