СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 8 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования  МО РФ» (Составители: Ю.И.Дик, В.А.Коровин, М.).

Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин.

Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: А.В.Перышкин Физика – 8, М.: Дрофа, 2008 г. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 8 класс»

Зерноградский район

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Большеталовская СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА











УТВЕРЖДЕНА

приказом от _______20__ № ___

Директор МБОУ Большеталовской СОШ

__________Н.В.Сильченко







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по __________________________Ф И З И К Е________________________________

(указать учебный предмет, курс)



Уровень общего образования

______________________основное общее образование 8 класс____________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указание класса)



Количество часов __66 __(согласно календарному учебному графику на 2016 — 2017 год)





Учитель _________Безусов Александр Иванович____________________________

Планируемые результаты изучения   предмета «Физика» в 8 классе.

 Личностными результатами обучения физике в 8 классе являются :

– сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

– самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

– готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода.

– формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

– овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

– понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными способами деятельности на примерах выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

– формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;

– приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

– развитие монологической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

– освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

– формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

– знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

– умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; оценивать погрешность результатов измерений;

– умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

– применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

– формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

– развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

– коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами обучения физике в 8 классе основной школы, на которых основываются общие результаты, являются:

– понимание и способность объяснять такие физические явления как: процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, отражение и преломление света;

– умения измерять температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества , удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

– владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, угла отражения от угла падения света.

– понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца;

– овладение разнообразными способами выполнения расчётов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

– умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Система оценивания

Оценка устных ответов учащихся

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

Оценка лабораторных работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно или если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок

Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

  2. Неумение выделять в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показания измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.





Содержание программы учебного предмета.

Тепловые явления (18 часов)

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Демонстрации.

Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Лабораторные работы и опыты.

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации.

Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.

Электрические явления. (30 часов)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет потребляемой электроэнергии. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Демонстрации.

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.

Лабораторные работы.

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Регулирование силы тока реостатом. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.

Электромагнитные явления. (7 часов)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Демонстрации.

Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Лабораторные работы.

Сборка электромагнита и испытание его действия. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

Световые явления. (11 часов)

Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.

Демонстрации.

Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.

Лабораторные работы.

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.


Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.











Тематический план по курсу физики 8 класс. (2 ч в неделю).

Раздел

Кол-во часов

Лабораторная работа

Контрольная работа

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

18

Лабораторная работа № 1. Сравнение количества теплоты

Лабораторная работа № 2. Измерение удельной теплоемкости

Диагностическая контрольная работа № 1

Контрольная работа № 2 по теме: «Тепловые явления»

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

30

Лабораторная работа № 3. «Сборка цепи и измерение силы тока»

Лабораторная работа № 4. «Измерение напряжения»

Лабораторная работа № 5. «Регулирование силы тока»

Лабораторная работа № 6. «Измерение сопротивления проводника»

Лабораторная работа № 7. «Измерение мощности и работы»

Контрольная работа № 3. Электрические явления.

Контрольная работа № 4 по теме «Электрический ток»

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

7

Л.р № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

Л.р № 9 «Изучение электродвигателя постоянного тока»


СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

11

Л.р. № 10 «Получение изображения с помощью линзы»


Контрольная работа № 5 «Световые явления»

Итоговая контрольная работа № 6


Календарно-тематическое планирование

Тема, раздел

Часов по плану

Виды контроля

Дата по плану

Дата фактически




 

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

18





1

Тепловые явления. Инструктаж ТБ

1


06.09



2

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии

1


08.09



3

Теплопроводность

1


13.09



4

Конвекция, излучение

1


15.09



5

Энергия топлива. Диагностическая контрольная работа № 1

1

контр. раб.

20.09



6

Количество теплоты, теплоемкость

1


22.09



7

Закон сохранения энергии

1


27.09



8

Лабораторная работа № 1. Сравнение количества теплоты

1

лаб. раб

29.09



9

Плавление

1


04.10



10

Удельная теплота плавления

1


06.10



11

Испарение

1


11.10



12

Лабораторная работа № 2. Измерение удельной теплоемкости

1

лаб. раб.

13.10



13

Влажность

1


18.10



14

Удельная теплота парообразования

1


20.10



15

Контрольная работа № 2 по теме: «Тепловые явления»

1

контр. раб.

25.10



16

Двигатель внутреннего сгорания

1


08.11



17

Паровая турбина. КПД

1


10.11



18

Обобщение по теме: «Тепловые явления»

1


15.11



 

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

30





1

Электризация тел

1


17.11



2

Проводники. Электроскоп

1


22.11



3

Электрон

1


24.11



4

Строение атомов.

1

Сам.раб.

29.11



5

Электрический ток

1


01.12



6

Ток в металлах. Электрическая цепь.

 1


06.12



7

Действие тока.

1


08.12



8

Сила тока.

1


13.12



9

Напряжение.

1

Сам.раб

15.12



10

Вольтметр

1


20.12



11

Лабораторная работа № 3. «Сборка цепи и измерение силы тока»

1

лаб. раб.

22.12



12

Реостаты

1


10.01



13

Лабораторная работа № 4. «Измерение напряжения»

1

лаб. раб.

12.01



14

Расчет сопротивления.

1


17.01



15

Контрольная работа № 3. Электрическое сопротивление.

1

контр. раб.

19.01



16

Последовательное и параллельное соединение

1


24.01



17

Лабораторная работа № 5. «Регулирование силы тока»

1

лаб. раб.

26.01



18

Работа тока

1


31.01



19

Мощность тока

1


02.02



20

Лабораторная работа № 6. «Измерение сопротивления проводника»

1

лаб. раб.

07.02



21

Закон Джоуля-Ленца

1


09.02



22

Лабораторная работа № 7. «Измерение мощности и работы»

1

лаб. раб.

14.02



23

Лампа накаливания

1


16.02



24

Решение задач: «Электрический ток»

1


21.02



25

Урок-игра

1


28.02



26

Короткое замыкание

1


02.03



27

Решение задач: «Электрический ток»

1


07.03



28

Плавкий предохранитель

1


09.03



29

Решение задач: «Электрический ток»

1


14.03



30

Контрольная работа № 4 по теме «Электрический ток»

1

контр. раб.

16.03



 

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

7





1

Магнитное поле тока

1


21.03



2

Электромагниты и их применение

1


23.03



3

Л.р № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

1

лаб. раб.

04.04



4

Постоянные магниты. Электродвигатель

1


06.04



5

Л.р № 9 «Изучение электродвигателя постоянного тока»

1

лаб. раб.

11.04



6

Решение задач «Электромагнитные явления»

1


13.04



7

Зачёт «Электромагнитные явления»

1

Зачёт

18.04



 

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

11





1

Источники света. Прямолинейное распространение света

1


20.04



2

Отражение света. Плоское зеркало

1


25.04



3

Преломление света

1


27.04



4

Линза. Построение изображений

1

Сам.раб

02.05



5

Л.р. № 10 «Получение изображения с помощью линзы»

1

лаб. раб.

04.05



6

Решение задач «Световые явления»

1


11.05



7

Контрольная работа № 5 «Световые явления»

1

контр. раб.

16.05



8

Обобщающее повторение

1


18.05



9

Обобщающее повторение

1


23.05



10

Итоговая контрольная работа № 6

1

контр. раб.

25.05



11

Анализ итоговой контрольной работы

1


30.05











СОГЛАСОВАНА

методическим советом

МБОУ Большеталовской СОШ

протокол от_______20__года № _____

Руководитель МС________/ __________/

Подпись Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНА заместителем директора по УВР

_____________________/________/

Подпись Ф.И.О. ______________________20__ года




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!