Настоящая рабочая программа по физике для средней общеобразовательной школы 8 класса составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта образования, утвержденного приказом Минобразования России от
5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
2. Программа по физике для получения основного (общего) (среднего (полного) общего) образования (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. № 03-1263);
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 459 от 21.04.2016 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 253»
4. Учебного плана филиала МАОУ Новотарманской СОШ «Салаирская СОШ», утвержденного приказом директора филиала МАОУ Новотарманской СОШ «Салаирская СОШ» Шараповой Г.Р. № 141 от 03.06.2016 г. и согласованного Председателем Управляющего совета МАОУ Новотарманской СОШ Размановой М.В. протокол №10 от 27.05.2016 г.
5. Программы, выбранные общеобразовательным учреждением: Программа для общеобразовательных школ Физика 7-9 кл., автор Е.М.Гутник., М.: Дрофа, 2010.
В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у обучающихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. Важнейшей отличительной особенностью курса физики с точки зрения деятельностного подхода является включение в него специальных заданий на применение существующих знаний «для себя» через работу с жизненными (компетентностными) задачами.
индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.
Объяснение изменения агрегатных состояний, закона сохранения энергии в тепловых процессах на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД тепловой машины. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕПЛОВЫХ МАШИН. Практическое применение физических знаний для учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседневной жизни. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: ПСИХРОМЕТРА, ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ, ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, ХОЛОДИЛЬНИКА.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: амперметра, вольтметра, ДИНАМИКА, МИКРОФОНА, ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРА, ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, очков, ФОТОАППАРАТА, ПРОЕКЦИОННОГО АППАРАТА.
- смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
- смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, водопровода, сантехники и газовых приборов.
В обязательный минимум, утвержденный в 2004 году, вошли темы, которой не было в предыдущем стандарте: «Психрометр», «Носители электрического заряда в полупроводниках, электролитах и газах», «Полупроводниковые приборы», «Холодильник», «Динамик и микрофон». В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся включены четыре новые. Для приобретения или совершенствования умения «использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: … влажности воздуха…» в курс включена лабораторная работа: «Измерение относительной влажности воздуха». В целях формирования умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: …температуры остывающего тела от времени, … силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света» включены лабораторные работы: «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды», «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления», «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света», «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».
№ | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Основные виды деятельности ученика | Экспериментальная поддержка | Подготовка к ГИА | Д/з |
план | факт |
1.Тепловые явления (14 часов). |
1 | 5.09 | | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Тепловое движение. Температура. | Тепловое равновесие. Температура. Измерение температуры. Примеры тепловых и электрических явлений. Особенности движения молекул. Связь температуры тела и скорости движения его молекул. Движение молекул в газах, жидкостях и твердых телах. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Превращение энергии тела в механических процессах. Внутренняя энергия тела. | Знать/понимать смысл физических величин: «температура», «средняя скорость теплового движения»; смысл понятия «тепловое равновесие». Уметь описывать тепловое движение. | —Различать тепловые явления; —анализировать зависимость темпера- туры тела от скорости движения его молекул; —наблюдать и исследовать превращение энергии тела в механических процессах; —приводить примеры превращения энергии при подъеме тела, при его падении | Демонстрации. Принцип действия термометра. Наблюдение за движением частиц с использованием механической модели броуновского движения. Колебания математического и пружинного маятника. Падение стального и пластилинового шарика на стальную и покрытую пластилином пластину | Тепловое равновесие Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии | §1, |
2 | 9.09 | | Внутренняя энергия. | Знать понятие внутренней энергии тела. Уметь описывать процесс превращения энергии при взаимодействии тел. | §2, |
3 | 12.19 | | Способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность | Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Увеличение внутренней энергии тела путем совершения работы над ним или ее уменьшение при совершении работы телом. Изменение внутренней энергии тела путем теплопередачи. | Знать способы изменения внутренней энергии. Уметь различать способы изменения внутренней энергии, описывать процесс изменения энергии при совершении работы и теплопередаче. | —Объяснять изменение внутренней энергии тела, когда над ним совершают работу или тело совершает работу; —перечислять способы изменения внутренней энергии; —приводить примеры изменения внутренней энергии тела путем совершения работы и теплопередачи; —проводить опыты по изменению внутренней энергии | Демонстрации. Нагревание тел при совершении работы: при ударе, при трении. Опыты. Нагревание стальной спицы при перемещении надетой на нее пробки | Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение | §3, |
4 | 16.09 | | Теплопроводность. Простейшие способы сохранения тепловой энергии | Теплопроводность — один из видов теплопередачи. Различие теплопроводностей различных веществ. | Знать понятие «теплопроводность» Уметь описывать и объяснять явление теплопроводности, приводить примеры практического использования материалов с плохой и хорошей теплопроводностью. | —Объяснять тепловые явления на основе молекулярно-кинетической теории; —приводить примеры теплопередачи путем теплопроводности; —проводить исследовательский эксперимент по теплопроводности различных веществ и делать выводы | Демонстрации. Передача тепла от одной части твердого тела к другой. Теплопроводность различных веществ: жидкостей, газов, металлов | | §4, |
5 | 19.09 | | Конвекция. Излучение. | Конвекция в жидкостях и газах. Объяснение конвекции. Передача энергии излучением. Конвекция и излучение — виды теплопередачи. Особенности видов теплопередачи | Знать понятие «конвекция». Уметь описывать и объяснять явление теплопроводности, приводить примеры практического использования материалов с плохой и хорошей теплопроводностью. Знать понятие «излучение». Уметь описывать и объяснять явление излучения. | —Приводить примеры теплопередачи путем конвекции и излучения; —анализировать, как на практике учитываются различные виды теплопередачи; —сравнивать виды теплопередачи | Демонстрации. Конвекция в воздухе и жидкости.
Передача энергии путем излучения | Количество теплоты. Удельная теплоемкость | §5, §6, |
6 | 23.09 | | Примеры теплопередачи в природе и технике. Знакомство со счетчиком тепловой энергии | | Уметь определять, какими способами происходит теплопередача в различных случаях; объяснять/ предлагать способы защиты от переохлаждения и перегревания в природе и технике. | | | | §§ 3-6 Повторить. |
7 | 26.09 | | Количество теплоты. Лабораторная работа №1. «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды». | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды | Знать понятия «количество теплоты», «единицы измерения количества теплоты». Уметь анализировать изменения со временем температуры остывающей воды. | —Находить связь между единицами количества теплоты: Дж, кДж, кал, ккал; —работать с текстом учебника | Демонстрации. Нагревание разных веществ равной массы. Опыты. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды | | §7, |
8 | 30.09 | | Удельная теплоемкость | Удельная теплоемкость вещества, ее физический смысл. Единица удельной теплоемкости. Анализ таблицы 1 учебника. Измерение теплоемкости твердого тела | Знать/понимать смысл понятия «удельная теплоемкость». Уметь рассчитывать количество теплоты, поглощаемое или выделяемое при изменении температуры тела. | Объяснять физический смысл удельной теплоемкости вещества; —анализировать табличные данные; —приводить примеры применения на практике знаний о различной теплоемкости веществ | | | §8, |
9 | 3.10 | | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. | Формула для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении | Знать понятия: количество теплоты, единицы измерения количества теплоты. Уметь: рассчитывать количество теплоты, поглощаемое или выделяемое при изменении температуры тела | Рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении | | | §9, |
10 | 7.10 | | Лабораторная работа №2. «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» | Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры | Уметь использовать измерительные приборы для расчета количества теплоты, представлять результаты измерений в виде таблиц и делать выводы. | —Разрабатывать план выполнения работы; —определять и сравнивать количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене; —объяснять полученные результаты, представлять их в виде таблиц; —анализировать причины погрешностей измерений | Демонстрации. Устройство калориметра | Закон сохранения энергии в тепловых процессах | Л.№ 1111, 1024. |
11 | 10.10 | | Лабораторная работа №3. «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». | Измерение удельной теплоемкости твердого тела. Практическое применение физических знаний для учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседневной жизни. | Уметь использовать измерительные приборы для расчета удельной теплоемкости, представлять результаты измерений в виде таблиц и делать выводы. | Л.№ 1028, 1030. |
12 | 14.10 | | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Необходимость сохранения тепловой энергии | Топливо как источник энергии. Удельная теплота сгорания топлива. Анализ таблицы 2 учебника. Формула для расчета количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива. Решение задач. | Знать/понимать что такое топливо, знать виды топлива, Уметь рассчитывать количество теплоты, выделяющееся при его сгорании. | —Объяснять физический смысл удельной теплоты сгорания топлива и рассчитывать ее; —приводить примеры экологически чистого топлива | Демонстрации. Образцы различных видов топлива, нагревание воды при сгорании спирта или газа в горелке | |
§10, |
13 | 17.10 | | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Превращение механической энергии во внутреннюю. Превращение внутренней энергии в механическую энергию. Закон сохранения и превращения энергии в природе | Знать формулировку закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Уметь описывать процесс изменения и превращения энергии в механических тепловых процессах. | Приводить примеры превращения механической энергии во внутреннюю, перехода энергии от одного тела к другому; —приводить примеры, подтверждающие закон сохранения механической энергии; —систематизировать и обобщать знания закона на тепловые процессы |
| | §1-11, упр. 6 (1-3), |
14 | 21.10 | | Контрольная работа №1. «Тепловые явления». | Тепловые явления | Задачи по разделу «Тепловые явления». | | | | |
Изменение агрегатных состояний вещества. 10 часов. |
15 | 24.10 | | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. | Агрегатные состояния вещества. Кристаллические тела. Плавление и кристаллизация. Температура плавления. Анализ таблицы 3 учебника. | Знать определение плавления, отвердевания, температуры плавления. Уметь описывать и объяснять явление плавления и кристаллизации. | —Приводить примеры агрегатных состояний вещества; —отличать агрегатные состояния вещества и объяснять особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел; —отличать процесс плавления тела от кристаллизации и приводить примеры этих процессов; —проводить исследовательский эксперимент по изучению плавления, делать отчет и объяснять результаты эксперимента; —работать с текстом учебника | Демонстрации. Модель кристаллической решетки молекул воды и кислорода, модель хаотического движения молекул в газе, кристаллы. Опыты. Наблюдение за таянием кусочка льда в воде | | §12-14, 1067. |
16 | 28.10 | | Удельная теплота плавления. Решение задач. | Удельная теплота плавления, ее физический смысл и единица. Объяснение процессов плавления и отвердевания на основе знаний о молекулярном строении вещества. Анализ таблицы 4 учебника. Формула для расчета количества теплоты, необходимого для плавления тела или выделяющегося при его кристаллизации. Измерение УДЕЛЬНОЙ ТЕПЛОТЫ ПЛАВЛЕНИЯ ЛЬДА, температуры вещества от времени при изменениях агрегатных состояний вещества. | Знать понятие удельной теплоты плавления, физический смысл и единицы измерения удельной теплоты плавления. Уметь пользоваться таблицей удельной теплоты плавления, сравнивать удельную теплоту плавления различных веществ. | Анализировать табличные данные температуры плавления, график плавления и отвердевания; —рассчитывать количество теплоты, выделяющегося при кристаллизации; —объяснять процессы плавления и отвердевания тела на основе молекулярно-кинетических представлений | | Плавление и кристаллизация | §15, В. Л. № 1071, 1076, 1085. |
17 | 07.11 | | Испарение. | Испарение. Парообразование и испарение. Скорость испарения. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация пара. Особенности процессов испарения и конденсации. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. | Знать определения испарения, конденсации. Уметь описывать и объяснять явления испарения и конденсации, называть факторы, влияющие на скорость этих процессов. | —Объяснять понижение температуры жидкости при испарении; —приводить примеры явлений природы, которые объясняются конденсацией пара; —проводить исследовательский эксперимент по изучению испарения и конденсации, анализировать его результаты и делать выводы | Демонстрации. Явление испарения и конденсации | | §16-17, упр. 9 (1-5), в. §§ устно. |
18 | 11.11 | | Кипение. | Кипение. Процесс кипения. Постоянство температуры при кипении в открытом сосуде. ЗАВИСИМОСТЬ ТЕМПЕРАТУРЫ КИПЕНИЯ ОТ ДАВЛЕНИЯ. Удельная теплота парообразования. Физический смысл удельной теплоты парообразования и конденсации. Анализ таблицы 6 учебника. Решение задач. | Знать определения кипения, насыщенного пара, температуры кипения. Понимать смысл удельной теплоты парообразования. Уметь описывать и объяснять явление кипения. | —Работать с таблицей 6 учебника; —приводить примеры, использования энергии, выделяемой при конденсации водяного пара; —рассчитывать количество теплоты, необходимое для превращения в пар жидкости любой массы; —проводить исследовательский эксперимент по изучению кипения воды, анализировать его результаты, делать выводы | Демонстрации. Кипение воды. Конденсация пара | Закон сохранения энергии в тепловых процессах | §18-20, упр. 10 (1, 4), в. §§ устно. |
19 | 14.11 | | Решение задач. | Решение задач на расчет удельной теплоты парообразования, количества теплоты, отданного (полученного) телом при конденсации (парообразовании) | Уметь определять характер тепловых процессов по графику изменения температуры со временем, применять формулу для расчета количества теплоты, необходимого для перехода вещества из одного состояния в другое. | —Находить в таблице необходимые данные; —рассчитывать количество теплоты, полученное (отданное) телом, удельную теплоту парообразования | | | §12-18, В. §§ устноЛ. № 1121, 1123. |
20 | 18.11 | | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Лабораторная работа №4 «Измерение относительной влажности воздуха» | Влажность воздуха. Относительная и абсолютная влажность. Точка росы. Способы определения влажности воздуха. Измерение относительной влажности воздуха | Знать/понимать понятие влажности воздуха. Уметь определять влажность воздуха при помощи психрометра, объяснять зависимость относительной влажности от температуры. | —Приводить примеры влияния влажности воздуха в быту и деятельности человека; —измерять влажность воздуха; —работать в группе | Демонстрации. Различные виды гигрометров, психрометр, психрометрическая таблица | Влажность воздуха | §19, В. § устно Л. № 1161, 1166. |
21 | 21.11 | | Работа пара и газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | Работа газа и пара при расширении. Преобразования энергии в тепловых машинах. Тепловые двигатели. Применение закона сохранения и превращения энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Экологические проблемы при использовании ДВС. | Знать/понимать смысл понятий «двигатель», «тепловой двигатель». Уметь объяснить принцип действия четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. | —Объяснять принцип работы и устройство ДВС; —приводить примеры применения ДВС на практике | Демонстрации. Подъем воды за поршнем в стеклянной трубке, модель ДВС | | §21-22, В. §§ устно Задание 5. |
22 | 25.11 | | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Охрана окружающей среды при использовании различных видов энергии | Паровая турбина. Устройство и принцип действия паровой турбины. КПД тепловой машины. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕПЛОВЫХ МАШИН. | Знать различные виды тепловых машин, уметь приводить примеры их практического использования. Знать/понимать смысл коэффициента полезного действия и уметь вычислять его. | —Объяснять устройство и принцип работы паровой турбины; —приводить примеры применения паровой турбины в технике; —сравнивать КПД различных машин и механизмов | Демонстрации. Модель паровой турбины | Преобразование энергии в тепловых машинах | §23-24, В. §§ устно.Л. № 1142, 1144. |
23 | 28.11 | | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | | Уметь решать задачи на определение КПД с использованием формул механической работы и теплоты сгорания топлива. | | | | §12-24. |
24 | 2.12 | | Контрольная работа №2. «Изменение агрегатных состояний вещества». | | Уметь решать задачи по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». | —Применять знания к решению задач | | | |
Электрические явления (28 часов). |
25 | 05.12 | | Электризация тел при соприкосновении. Два рода зарядов. | Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел. Объяснение и наблюдение электризации тел. | Знать/понимать смысл понятия «электрический заряд». Уметь описывать взаимодействие электрических зарядов. | —Объяснять взаимодействие заряженных тел и существование двух родов электрических зарядов | Демонстрации. Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Опыты. Наблюдение электризации тел при соприкосновении | Электризация тел Два вида электрических зарядов. Взаимодействие электрических за- рядов Закон сохранения электрического заряда | §25-26, в. §§ устно Л. № 1179, 1182. |
26 | 9.12 | | Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. | Устройство электроскопа. Понятия об электрическом поле. Поле как особый вид материи. Электрическое поле. Полупроводниковые приборы. Действие электрического поля на электрические заряды. | Уметь описывать и объяснять устройство и принцип действия электроскопа. | —Обнаруживать наэлектризованные тела, электрическое поле; —пользоваться электроскопом; —определять изменение силы, действующей на заряженное тело при удалении и приближении его к заряженному телу | Демонстрации. Устройство и принцип действия электроскопа. Электрометр. Действие электрического поля. Обнаружение поля заряженного шара | Электрическое поле. Действие электрического поля на эл. заряды. Проводники и диэлектрики | §27, в. § устно |
27 | 12.12 | | Электрическое поле. | Знать понятие «электрическое поле», его графическое изображение. | §28, в. § устно |
28 | 16.12 | | Делимость электрического заряда. Строение атомов. | Делимость электрического заряда. Электрон — частица с наименьшим электрическим зарядом. Единица электрического заряда. Строение атома. Строение ядра атома. Нейтроны. Протоны. Модели атомов водорода, гелия, лития. Ионы. | Знать закон сохранения электрического заряда, строение атомов. | —Объяснять опыт Иоффе—Милликена; —доказывать существование частиц, имеющих наименьший электрический заряд; —объяснять образование положительных и отрицательных ионов; —применять межпредметные связи химии и физики для объяснения строения атома; —работать с текстом учебника | Демонстрации. Делимость электрического заряда. Перенос заряда с заряженного электроскопа на незаряженный с помощью пробного шарика | Постоянный электрический ток. | §29-30, упр. 11, в.§§ устно Л. № 1218, 1222. |
29 | 19.12 | | Объяснение электрических явлений. | Объяснение на основе знаний о строении атома электризации тел при соприкосновении, передаче части электрического заряда от одного тела к другому. Закон сохранения электрического заряда. | Знать/понимать строение атомов. Уметь объяснять на этой основе процесс электризации, передачи заряда. | —Объяснять электризацию тел при соприкосновении; —устанавливать перераспределение заряда при переходе его с наэлектризованного тела на ненаэлектризованное при соприкосновении | Демонстрации. Электризация электроскопа в электрическом поле заряженного тела. Зарядка электроскопа с помощью металлического стержня (опыт по рис. 41 учебника). Передача заряда от заряженной палочки к незаряженной гильзе | | §31, упр. 12, в. § устно . |
30 | 23.12 | | Электрический ток. Источники электрического тока. Необходимость экономии электроэнергии | Постоянный электрический ток. Условия существования электрического тока ИСТОЧНИКИ ПОСТОЯННОГО ТОКА. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ ПРИБОРЫ. Электрогенератор, объяснение устройства и принципа работы. | Знать/понимать смысл понятий «электрический ток», «источники тока». Знать различные виды источников тока. Уметь описывать и объяснять принцип их действия. | —Объяснять устройство сухого гальванического элемента; —приводить примеры источников электрического тока, объяснять их назначение | Демонстрации. Электрофорная машина. Превращение внутренней энергии в электрическую. Действие электрического тока в проводнике на магнитную стрелку. Превращение энергии излучения в электрическую энергию. Гальванический элемент. Аккумуляторы, фотоэлементы. Опыты. Изготовление гальванического элемента из овощей или фруктов | Сила тока. | §32, в. § устно Л. № 1233,1234, 1239. Задание 6*. |
31 | 13.01 | | Электрическая цепь и ее составные части. | Электрическая цепь и ее составные части. Условные обозначения, применяемые на схемах электрических цепей. | Знать/понимать правила составления электрических цепей. Уметь собирать простейшие электрические цепи по заданной схеме, уметь чертить схемы собранной электрической цепи. | —Собирать электрическую цепь; —объяснять особенности электрического тока в металлах, назначение источника тока в электрической цепи; —различать замкнутую и разомкнутую электрические цепи; —работать с текстом учебника | Демонстрации. Составление простейшей электрической цепи | | §33, упр. 13, в. § устно Л. № 1242, 1243, 1245-1247, 1254. |
32 | 16.01 | | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока. | Природа электрического тока в металлах. Скорость распространения электрического тока в проводнике. Действия электрического тока. Описание и наблюдение теплового действия тока. Превращение энергии электрического тока в другие виды энергии. Направление электрического тока. НОСИТЕЛИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЗАРЯДОВ В МЕТАЛЛАХ | Знать понятие «электрический ток в металлах». Уметь объяснять действие электрического тока и его направление. | —Приводить примеры химического и теплового действия электрического тока и их использования в технике; —объяснять тепловое, химическое и магнитное действия тока; —работать с текстом учебника | Демонстрации. Модель кристаллической решетки металла. Тепловое, химическое, магнитное действия тока. Гальванометр. Опыты. Взаимодействие проводника с то- ком и магнита | | §34-36, вопросы после §§ устно. Л. № 1252, 1253, 1255*, 1257*. |
33 | 20.01 | | Сила тока. Единицы силы тока. | Сила тока. Интенсивность электрического тока. Формула для определения силы тока. Единицы силы тока. Решение задач. | Знать/понимать смысл величины «сила тока». Знать обозначение величины «сила тока», единицы измерения. | —Объяснять зависимость интенсивности электрического тока от заряда и времени; —рассчитывать по формуле силу тока; —выражать силу тока в различных единицах | Демонстрации. Взаимодействие двух параллельных проводников с током | | §37, упр. 14 (1,2), в. § устно. |
34 | 23.01 | | Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №5. «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках». | Амперметр, объяснение устройства и принципа работы. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Назначение амперметра. Включение амперметра в цепь. Определение цены деления его шкалы. Измерение силы тока на различных участках цепи. | Знать правила включения в цепь амперметра, уметь измерять силу тока в цепи. Уметь определять погрешность измерений. | —Включать амперметр в цепь; —определять цену деления амперметра и гальванометра; —чертить схемы электрической цепи; —измерять силу тока на различных участках цепи; —работать в группе | Демонстрации. Амперметр. Измерение силы тока с помощью амперметра | | §38, упр. 15, в. § устно |
35 | 27.01 | | Электрическое напряжение. Измерение напряжения. | Электрическое напряжение, единица напряжения. Формула для определения напряжения. Анализ таблицы 7 учебника. Решение задач. Вольтметр, объяснение устройства и принципа работы. Включение вольтметра в цепь. Определение цены деления его шкалы. Измерение напряжения на различных участках цепи и на источнике тока. Решение задач. Измерение напряжения вольтметром. | Напряжение. Единица напряжения – вольт. Назначение вольтметра. Включение вольтметра в цепь. Определение цены деления его шкалы. Знать/понимать смысл величины «напряжение»; знать правила включения в цепь вольтметра. Уметь измерять напряжение на участке цепи, определять погрешность измерений. | —Выражать напряжение в кВ, мВ; —анализировать табличные данные, работать с текстом учебника; — рассчитывать напряжение по формуле —Определять цену деления вольтметра; —включать вольтметр в цепь; —измерять напряжение на различных участках цепи; —чертить схемы электрической цепи | Демонстрации. Электрические цепи с лампочкой от карманного фонаря и аккумулятором, лампой накаливания и осветительной сетью Демонстрации. Вольтметр. Измерение напряжения с помощью вольтметра | Напряжение | §39-41, упр. 16(1) |
36 | 30.01 | | Электрическое сопротивление проводников. Лабораторная работа №6. «Измерение напряжения». | Электрическое сопротивление. Измерение напряжения. Определение опытным путем зависимости силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении. Природа электрического сопротивления. | Знать/понимать смысл явления электрического сопротивления. Уметь объяснять наличие электрического сопротивления проводника на основе представлений о строении вещества, измерять напряжение на участке цепи, определять погрешность измерений. | —Строить график зависимости силы тока от напряжения; —объяснять причину возникновения сопротивления; —анализировать результаты опытов и графики; —собирать электрическую цепь, измерять напряжение, пользоваться вольтметром | Демонстрации. Электрический ток в различных металлических проводниках. Зависимость силы тока от свойств проводников | | §43, упр. 18 (1,2), в. § устно. |
37 | 3.02 | | Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. | Установление на опыте зависимости силы тока от сопротивления при постоянном напряжении. Закон Ома для участка цепи. Решение задач. | Знать закон Ома для участка цепи. Уметь использовать закон Ома для решения задач на вычисление напряжения, силы тока и сопротивления участка цепи. | —Устанавливать зависимость силы тока в проводнике от сопротивления этого проводника; —записывать закон Ома в виде формулы; —решать задачи на закон Ома; —анализировать результаты опытных данных, приведенных в таблице | Демонстрации. Зависимость силы тока от сопротивления проводника при постоянном напряжении. Зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении на участке цепи | Закон Ома для участка электрической цепи. | §§42, 44, упр. 19 (2,4), в. §§ устно. |
38 | 6.02 | | Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. | Соотношение между сопротивлением проводника, его длиной и площадью поперечного сечения. Удельное сопротивление проводника. Анализ таблицы 8 учебника. Формула для расчета сопротивления проводника. Решение задач. | Знать/понимать зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Уметь описывать и объяснять причины зависимости электрического сопротивления от размеров проводника и рода вещества. | —Исследовать зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала проводника; —вычислять удельное сопротивление проводника | Демонстрации. Зависимость сопротивления проводника от его размеров и рода вещества | Электрическое сопротивление | §§45, 46, упр. 20 (1,2,б), в. §§ устно. |
39 | 10.02 | | Реостаты. Лабораторная работа №7. «Регулирование силы тока реостатом». | Принцип действия и назначение реостата. Подключение реостата в цепь. | Назначение, устройство, действие и условное обозначение реостата. Уметь пользоваться реостатом для регулирования силы тока. | —Собирать электрическую цепь; —пользоваться реостатом для регулирования силы тока в цепи; —работать в группе; —представлять результаты измерений в виде таблиц | Демонстрации. Устройство и принцип действия реостата. Реостаты разных конструкций: ползунковый, штепсельный, магазин сопротивлений. Изменение силы тока в цепи с помощью реостата | | §47, упр. 21 (1-3), упр. 20 (3), в. § устно. |
40 | 13.02 | | Лабораторная работа №8. «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». Решение задач. | Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра. Закон Ома для участка цепи. | Уметь определять сопротивление проводника, строить графики зависимости силы тока от напряжения и на основе графика определять сопротивление участка цепи. | —Собирать электрическую цепь; —измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра; —представлять результаты измерений в виде таблиц; —работать в группе | | | §47, Л. № 1323. |
41 | 17.02 | | Полупроводниковые приборы. Последовательное соединение проводников. | Полупроводниковые приборы. Последовательное соединение проводников. Сопротивление последовательно соединенных проводников. Сила тока и напряжение в цепи при последовательном соединении. Решение задач. | Знать/понимать, что такое последовательное соединение проводников. Знать, как определяются сила тока, напряжение и сопротивление для отдельных участков и всей цепи при последовательном соединении проводников. Уметь самостоятельно формулировать законы последовательного соединения проводников. | —Приводить примеры применения последовательного соединения проводников; —рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при последовательном соединении | Демонстрации. Цепь с последовательно соединенными лампочками, постоянство силы тока на различных участках цепи, измерение напряжения в проводниках при последовательном соединении | | §48, упр. 22 (1), в. § устно. Л. № 1346. |
42 | 20.02 | | Параллельное соединение проводников. Энергоэффективность. | Параллельное соединение проводников. Сопротивление двух параллельно соединенных проводников. Сила тока и напряжение в цепи при параллельном соединении. Решение задач. | Знать/понимать, что такое параллельное соединение проводников. Знать, как определяется сила тока, напряжение и сопротивление для отдельных участков и всей цепи при параллельном соединении проводников. Уметь самостоятельно формулировать законы параллельного соединения проводников. | —Приводить примеры применения параллельного соединения проводников; —рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при параллельном соединении | Демонстрации. Цепь с параллельно включенными лампочками, измерение напряжения в проводниках при параллельном соединении | | §49, упр. 23 (2,3,5), в. § устно. |
43 | 24.02 | | Решение задач на закон Ома. | Соединение проводников. Закон Ома для участка цепи | Уметь решать задачи на применение законов последовательного и параллельного соединения проводников. | —Рассчитывать силу тока, напряжение, сопротивление при параллельном и последовательном соединении проводников; —применять знания к решению задач | | Последовательное и параллельное соединения проводников | Л. № 1369, 1374, упр. 21 (4). |
44 | 27.02 | | Контрольная работа №3 по теме «Электрические явления» | | | | | | |
45 | 03.03 | | Работа электрического тока. | Работа и мощность электрического тока. Формула для расчета работы тока. Единицы работы тока. | Знать/понимать смысл величины «работа электрического тока». Уметь использовать формулу для расчета работы электрического тока при решении задач. | —Рассчитывать работу и мощность электрического тока; —выражать единицу мощности через единицы напряжения и силы тока | Демонстрации. Измерение мощности тока в лабораторной электроплитке | | §50, упр. 24 (1,2), в. § устно. |
46 | 06.03 | | Мощность электрического тока. | Мощность электрического тока. Формула для расчета мощности электрического тока. Единицы мощности. Анализ таблицы 9 учебника. Прибор для определения мощности тока. Решение задач. | Знать/понимать смысл величины «мощность электрического тока. Уметь использовать формулу для расчета мощности электрического тока при решении задач. | | §51, упр. 25 (1,4), в. § устно. |
47 | 10.03 | | Лабораторная работа №9. «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». | Измерение мощности и работы тока в электрической лампе. Формула для вычисления работы электрического тока через мощность и время. Единицы работы тока, используемые на практике. Расчет стоимости израсходованной электроэнергии. | Уметь использовать физические приборы для измерения работы и мощности электрического тока. | —Выражать работу тока в Вт•ч; кВт•ч; —измерять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр, часы; —работать в группе | | | §51 §52 Л. № 1397, 1412, 1416. |
48 | 13.03 | | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца. | Формула для расчета количества теплоты, выделяющегося в проводнике при протекании по нему электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Решение задач. | Знать/понимать формулировку законна Джоуля – Ленца. Уметь описывать и объяснять тепловое действие тока. | —Объяснять нагревание проводников с током с позиции молекулярного строения вещества; —рассчитывать количество теплоты, выделяемое проводником с током по закону Джоуля—Ленца | Демонстрации. Нагревание проводников из различных веществ электрическим током | Работа и мощность электрического тока | §53, упр. 27 (1,4), в. § устно. |
49 | 17.03 | | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Энергосберегающие приборы. | Различные виды ламп, используемые в освещении. Устройство лампы накаливания. Тепловое действие тока. Электрические нагревательные приборы. Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; | Уметь приводить примеры практического использования теплового действия электрического тока, описывать и объяснять преимущества и недостатки электрических нагревательных приборов. | —Различать по принципу действия лампы, используемые для освещения, предохранители в современных приборах | Демонстрации. Устройство и принцип действия лампы накаливания, светодиодных и люминесцентных ламп, электронагревательные приборы, виды предохранителей | | §54, в. § устно. Л. № 1450, 1454, задание 8*. |
50 | 20.03 | | Короткое замыкание. Предохранители. | Причины перегрузки в цепи и короткого замыкания. Предохранители. Предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока. | Закон Джоуля – Ленца | §55, в. § устно. |
51 | 24.03 | | Повторение темы «Электрические явления». | Решение задач на основополагающие вопросы темы: взаимодействие заряженных тел, изображение схем электрических цепей: на закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников, закон Джоуля – Ленца и некоторые другие | Уметь описывать и объяснять электрические явления, решать задачи на вычисление силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока. | | | | Л. № 1275, 1276, 1277. |
52 | 03.04 | | Контрольная работа №4. «Постоянный ток». | Контрольная работа по темам «Работа и мощность электрического тока», «Закон Джоуля—Ленца», «Конденсатор» | Уметь решать задачи на применение изученных физических законов. | Применять знания к решению задач | | | |
Электромагнитные явления (7 часов). |
53 | 07.04 | | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | Магнитное поле. Установление связи между электрическим током и магнитным полем. Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии магнитного поля. | Знать/понимать смысл понятия «магнитное поле». Понимать, что такое магнитные ли-нии и какими особенностями они обладают. | —Выявлять связь между электрическим током и магнитным полем; —объяснять связь направления магнитных линий магнитного поля тока с направлением тока в проводнике; —приводить примеры магнитных явлений | Демонстрации. Картина магнитного поля проводника с током, расположение магнитных стрелок вокруг проводника с током. Опыты. Взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки | Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока | §§56,57, в. §§ устно. Л. № 1458, 1459. |
54 | 10.04 | | Лабораторная работа №10. «Сборка электромагнита и испытание его действия». | Магнитное поле катушки с током. Способы изменения магнитного действия катушки с током. Электромагниты и их применение. Испытание действия электромагнита. | Знать/понимать, как характеристики магнитного поля зависят от силы тока в проводнике и формы проводника. Уметь объяснять устройство и принцип действия электромагнита. | —Называть способы усиления магнитного действия катушки с током; —приводить примеры использования электромагнитов в технике и быту; — работать в группе | Демонстрации. Действие магнитного поля катушки, действие магнитного поля катушки с железным сердечником | | §58, упр. 28 (1-3), в. § устно. |
55 | 14.04 | | Применение электро- магнитов. | Использование электромагнитов в промышленности. Важные для переноски грузов свойства электромагнитов: возможность легко менять их подъемную силу, быстро включать и выключать механизмы подъема. Устройство и действие электромагнитного реле. | Знать устройство и применение электромагнитов. | | | | §58 задание 9 (1,2). Л. № 1465, 1469. |
56 | 17.04 | | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Объяснение причин ориентации железных опилок в магнитном поле. Магнитное поле Земли. Решение задач. | Уметь описывать и объяснять взаимодействие постоянных магнитов, знать о роли магнитного поля в возникновении и развитии жизни на Земле. | —Объяснять возникновение магнитных бурь, намагничивание железа; —получать картины магнитного поля полосового и дугообразного магнитов; —описывать опыты по намагничиванию веществ | Демонстрации. Типы постоянных магнитов. Взаимодействие магнитных стрелок, картина магнитного поля магнитов, устройство компаса, магнитные линии магнитного поля Земли. Опыты. Намагничивание вещества | | §§59,60, Л. № 1476, 1477. |
57 | 21.04 | | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Динамик и микрофон | Действие магнитного поля на проводник с током. Устройство и принцип действия электродвигателя постоянного тока. Динамик и микрофон, объяснение устройства и принципа работы. | Уметь описывать и объяснять действие магнитного поля на проводник с током, понимать устройство и принцип действия электродвигателя. | —Объяснять принцип действия электродвигателя и области его применения; —перечислять преимущества электродвигателей по сравнению с тепловыми; —собирать электрический двигатель постоянного тока (на модели); —определять основные детали электрического двигателя постоянного тока; —работать в группе | Демонстрации. Действие магнитного поля на проводник с током. Вращение рамки с током в магнитном поле | Взаимодействие магнитов | §61, Л. №. 1473, 1481, |
58 | 24.04 | | Лабораторная работа №11. «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)». Устройство электроизмерительных приборов. | Использование вращения рамки с током в магнитном поле в устройстве электрических измерительных приборов. Электродвигатель, объяснение устройства и принципа работы. | Уметь объяснять устройство двигателя постоянного тока на модели. Знать/понимать неразрывность и взаимосвязанность электрического и магнитного полей. Знать устройство электроизмерительных приборов. Уметь объяснять работу электроизмерительных приборов. | | Действие магнитного поля на проводник с током | §§56-61 (повторить)Л. № 1474, 1475. |
59 | 28.04 | | Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные явления» | | | | Л. № 1462, 1466. |
Световые явления (8часов). | | | Источники света. Распространение света. |
60 | 05.05 | | Источники света. Распространение света. | Источники света. Естественные и искусственные источники света. Точечный источник света и световой луч. Прямолинейное распространение света. Закон прямолинейного распространения света. Образование тени и полутени. Солнечное и лунное затмения. | Знать/понимать смысл понятий «свет», «оптические явления», «геометрическая оптика»; закона прямолинейного распространения света. Иметь представление об историческом развитии взглядов на природу света. Уметь строить область тени и полутени. | —Наблюдать прямолинейное распространение света; —объяснять образование тени и полутени; —проводить исследовательский эксперимент по получению тени и полутени | Демонстрации. Излучение света различными источниками, прямолинейное распространение света, получение тени и полутени | Закон прямолинейного распространения света | §62, упр. 29 (1), задание 12* (1,2). |
61 | 08.05 | | Отражение света. Законы отражения света. | Элементы геометрической оптики. Явления, наблюдаемые при падении луча света на границу раздела двух сред. Отражение света. Закон отражения света. Обратимость световых лучей. | Знать/понимать смысл закона отражения света. Уметь строить отраженный луч. | —Наблюдать отражение света; —проводить исследовательский эксперимент по изучению зависимости угла отражения света от угла падения | Демонстрации. Наблюдение отражения света, изменения угла падения и отражения света. Опыты. Отражение света от зеркальной поверхности. Исследование зависимости угла отражения от угла падения | Закон отражения света. | §63, упр. 30 (1-3). |
62 | 12.05 | | Плоское зеркало. | Плоское зеркало. Построение изображения предмета в плоском зеркале. Мнимое изображение. Зеркальное и рассеянное отражение света. | Знать, как построением определяется расположение и вид изображения в плоском зеркале. Уметь решать графические задачи на построение в плоском зеркале. | —Применять закон отражения света при построении изображения в плоском зеркале; —строить изображение точки в плоском зеркале | Демонстрации. Получение изображения предмета в плоском зеркале | Плоское зеркало | §64, в. § устно. Л. № 1528, 1540, 1556. |
63 | 15.05 | | Преломление света. Лабораторная работа №12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» | Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. Оптическая плотность среды. Явление преломления света. Соотношение между углом падения и углом преломления. Закон преломления света. Показатель преломления двух сред. | Знать/понимать смысл закона преломления света. Уметь строить преломленный луч. | —Наблюдать преломление света; —работать с текстом учебника; —проводить исследовательский эксперимент по преломлению света при переходе луча из воздуха в воду, делать выводы | Демонстрации. Преломление света. Прохождение света через плоскопараллельную пластинку, призму | Преломление света | §65, упр. 32 (3). Л. № 1563. |
64 | 19.05 | | Лабораторная работа №13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» Линзы. Оптическая сила линзы. | Исследование зависимости угла преломления от угла падения света. Линзы, их физические свойства и характеристики. Фокус линзы. Фокусное расстояние. Оптическая сила линзы. | Знать/понимать смысл понятий «фокусное расстояние линзы», «оптическая сила линзы». Знать, что такое линзы; давать определение и изображать их. | —Различать линзы по внешнему виду; —определять, какая из двух линз с разными фокусными расстояниями дает большее увеличение | Демонстрации. Различные виды линз. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах | Линза. Фокусное расстояние линзы | §66, упр. 33 (1), в.№ 6 на стр. 164. |
65 | 22.05 | | Изображения, даваемые линзой. Лабораторная работа №14. «Получение изображения при помощи линзы». | Построение изображений предмета, расположенного на разном расстоянии от фокуса линзы, даваемых собирающей и рассеивающей линзами. Характеристика изображения, полученного с помощью линз. | Уметь строить изображение в тонких линзах. Уметь различать действительные и мнимые величины. Уметь получать различные виды изображений при помощи собирающей линзы, измерять фокусное расстояние собирающей линзы. | —Строить изображения, даваемые линзой (рассеивающей, собирающей) для случаев: F f; 2Ff; Ff F; —различать мнимое и действительное изображения—Измерять фокусное расстояние и оптическую силу линзы; —анализировать полученные при помощи линзы изображения, делать выводы, представлять результат в виде таблиц; —работать в группе | Демонстрации. Получение изображений с помощью линз | | §67, упр. 34 (1), Л. № 1565, 1613, 1614. |
66 | 26.05 | | Глаз и зрение. Оптические приборы. Дисперсия света. | Использование линз в оптических приборах. Получение изображения при помощи линзы. Строение глаза. Функции отдельных частей глаза. Формирование изображения на сетчатке глаза. Глаз как оптическая система. Оптические приборы: очки, ФОТОАППАРАТ, ПРОЕКЦИОННЫЙ АППАРАТ, объяснение устройства и принципа работы. | Знать/понимать смысл явления дисперсии света. Уметь наблюдать и различать явление дисперсии. | —Объяснять восприятие изображения глазом человека; —применять межпредметные связи физики и биологии для объяснения восприятия изображения | Демонстрации. Модель глаза | Оптические приборы. | |
67 | 29.05 | | Контрольная работа №6. «Световые явления». | | Световые явления. Уметь решать качественные, расчетные и графические задачи по теме «Геометрическая оптика». | Применять знания к решению задач | | | |
68 | 31.05 | | Анализ контрольной работы. | | | | | | |
(литература:Оценка знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам.Методические рекомендации/ Под ред. Ройтблат О.В., Миловановой Н.Г., Прудаевой В.Н.Тюмень: ТОГИРРО, 2007. – 72 с.)
некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.
Ниже приведены обобщенные планы основных элементов физических знаний.
инструкцией по проверке письменных работ, которая приведена ниже.