СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа предназначена для работы в 9 классах общеобразовательной школы и составлена на основе:

 

- федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004г;

- федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004г;

- авторской программы А.В. Пёрышкина по физике для 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 9 класс»

Пояснительная записка

к рабочей программе по физике в 9 классах,

авторская программа А.В. Пёрышкина


Рабочая программа предназначена для работы в 9 классах общеобразовательной школы и составлена на основе:


- федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004г;

- федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004г;

- авторской программы А.В. Пёрышкина по физике для 9 класса.


Программа рассчитана на 68 часов в год, по 2 часа в неделю.

Количество контрольных работ – 5.

Количество лабораторных работ – 6.

Формы контроля – самостоятельные работы, лабораторные работы, контрольные работы, тестирование.


Программа соответствует основной стратегии развития школы:

- ориентации нового содержания образования на развитие личности;

- реализации деятельностного подхода к обучению;

- обучению ключевым компетенциям (готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач) и привитие общих умений, навыков, способов деятельности как существенных элементов культуры, являющихся необходимым условием развития и социализации учащихся;

- обеспечению пропедевтической работы, направленной на раннюю профилизацию учащихся (в связи с выбранной стратегией развития двух профильного обучения старшей школы – гуманитарного и естественнонаучного) с возможным переходом на ИУП.



Ключевая компетенция



Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся на II ступени общего образования


Общекультурная компетенция (предметная, мыслительная, исследовательская и информационная компетенции)



Способность и готовность:

- извлекать пользу из опыта;

- организовывать и упорядочивать свои знания;

- организовывать собственные приемы обучения;

- решать проблемы;

- самостоятельно заниматься своим обучением.



Социально-трудовая компетенция



Способность и готовность:

- включаться в социально-значимую деятельность;

- оперативно включаться в проекты;

- нести ответственность;

- внести свой вклад в проект;

- доказать солидарность;

- организовать свою работу.



Коммуникативная компетенция



Усвоение основ коммуникативной культуры личности:

- умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;

- овладение навыками неконфликтного общения;

- способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.



Компетенция в сфере личностного определения



Способность и готовность:

- критически относиться к тому или иному аспекту развития нашего общества;

- уметь противостоять неуверенности и сложности;

- занимать личную позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;

- оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также окружающей средой





Целевой ориентир в уровне сформированности ключевых компетенций соответствует целям изучения физики в основной школе, заложенным в программе А.В. Пёрышкина:


- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;


- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;


- подготовка к существованию осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории;


- воспитание культуры личности убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к товарищам науки и техники; отношения физики как к элементу общечеловеческой культуры.



Теоретические основы построения курса физики 9 класса


Основой построения курса физики 9 класса является идеи и принципы развивающего обучения, такие как обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний в обучении, осознание школьниками процесса учения, целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, включая слабых.

Основными технологиями развивающего обучения являются проблемнопоисковая, исследовательская технологии. Именно они развивают самостоятельность в приближении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий. Введение новых понятий сопровождаются проведением простых физических опытов, так как основной целью развивающего обучения является формирование и развитие теоретического мышления.

При изучении физических явлений, величин, законов учащимся предлагается рассмотреть рисунки, описать их, ответить на поставленные вопросы, провести наблюдения природных явлений, описать и обобщить результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы, а также представить результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявить на этой основе эмпирические зависимости. Принцип наглядности в обучении формирует способность анализировать информацию, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.


Содержание тем учебного курса физики в 9 классе


Цели изучения физики в 9 классе:

- изучить законы взаимодействия и движения тел, электрическое, магнитное и гравитационное поля, элементы физики микромира.


Законы взаимодействия и движения тел (25 часов)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Механические колебания и волны. Звук. (11 часов)

Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.



Электромагнитное поле (17 часов)

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Строение атома и атомного ядра (11 часов)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Итоговое повторение (4 часа)





































Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса


В результате изучения физики в 9 классе ученик должен


знать и понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, электромагнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, работа, потенциальная и кинетическая энергия, импульс тела, амплитуда, длина и скорость волны, магнитная индукция, сила тока, напряжение, сопротивление, энергия магнитного поля, электроемкость конденсатора

  • смысл физических законов: всемирного тяготения, Ньютона, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, электромагнитной индукции, преломления света, радиоактивного распада, сохранения массового числа;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;


уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников, электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что физическая теория дает возможность объяснить известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов электродинамики в энергетике, различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникации, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального использования и защиты окружающей среды.

Количество лабораторных работ – 6.


1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2. Исследование свободного падения.

3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

4. Изучение явления электромагнитной индукции.

5. Изучение деления ядра урана по фотографии треков.

6. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.


Количество контрольных работ – 5.


Количество самостоятельных, тестовых работ – 10.


Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.

  2. Перышкин А. В. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, 2008

  3. Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2003. – 96 с. ил.

  4. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.

  5. Лукашик В.И. Сборник задач по физике: учебное пособие для учащихся 7-9 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1998 – 191с.

  6. Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 9-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил.

  7. Компьютерные обучающие программы «Живая физика», «Открытая физика»

  8. Моркотун В.Л. Физика. Все законы и формулы в таблицах, 7-11 кл. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007 – 463с.

  9. Разумовский В.Г. Контроль знаний учащихся. – М.: Просвещение, 1982 – 87с.

  10. Разумовский В.Г. Физика в школе. Научный метод познания и обучения. – М: Просвещение, 2006 – 160с.


Список литературы


  1. «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика и астрономия», 2004.

  2. Перышкин А. В. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, 2008

  3. Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2003. – 96 с. ил.

  4. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.

  5. Лукашик В.И. Сборник задач по физике: учебное пособие для учащихся 7-9 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1998 – 191с.



















Календарно – тематическое планирование по физике 2015 -2016 учебный год.

9 класс, 68 часов (2 часа в неделю)

урока

Дата


Тема урока

(форма работы)

Средства обучения, демонстрации

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Измерители, вид контроля.

Элементы доп. содержания

Домашнее задание

План.

Факт.

Законы взаимодействия и движения тел (26 часа)

1



Инструктаж по ТБ и ППБ в кабинете физики. Механическое движение.

(урок изучения нового материала)

Демонстрации:

равномерное прямолинейное движение;

относительность движения.

Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета. Относительность движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Знать/понимать понятия: механическое движение, система отсчета, материальная точка.

Уметь приводить примеры механического движения.

Понимать и объяснять относительность механического движения.

Решение задач.

Упр. 1 (2-5) с.9,

упр.9 (1-3–у., 4–п) с.38.

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

§1 упр.1. (1,2)

2



Траектория, путь, перемещение.

(комбинированный урок)


Траектория, путь, перемещение. Определение координаты движущегося тела.


Знать понятия: траектория, путь, перемещение. Уметь объяснять их физический смысл.

Уметь определять координату движущегося тела в любой момент времени.

Фронтальный опрос.

Решение задач.

Упр. 3(1,2) с.15.


§2,3

упр.2, упр.3 (1, 2)

3



Прямолинейное равномерное движение.

(комбинированный урок)

Демонстрации:

равномерное прямолинейное движение.


Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

Знать/понимать понятия: равномерное прямолинейное движение, скорость равномерного прямолинейного движения.

Уметь описывать равномерное прямолинейное движение.

Фронтальный опрос.



§4

упр.4 (1, 2)

4



Прямолинейное равноускоренное движение. (комбинированный урок)

Демонстрация равноускоренного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение.

Знать/понимать смысл физических величин: скорость, ускорение.


Решение задач.

Упр.5 с.24.



§5. Упр 5 (1,2,3)


5



Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости


График зависимости скорости от времени. График зависимости ускорения от времени.

Уметь строить графики скорости и ускорения.

Уметь описывать движение по графикам.

Упр.6с.27


§6

Упр. 6 (2,5)

6



Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

(комбинированный урок)


Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

Знать понятие перемещение при равноускоренном движении.

Решение задач.

Упр.7 с.31.

Упр.6с.34


§7,8

упр.7 (2), упр.8 (2).

7



Лабораторная работа №1, «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.» Инструктаж по ТБ и ОТ. (урок-практикум)

Лабораторное оборудование: секундомер, измерительная лента, желоб, шарик, цилиндр.

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.


Уметь использовать измерительные приборы для расчета ускорения, представлять результаты измерений в виде таблиц, делать выводы.

Лабораторная работа №1, выводы, оформление.


§1-9 (повторить) с.3-38

8



Относительность движения


Относительность формы траектории. Относительность перемещения и скорости. Движение и покой. Выбор системы отсчета

Расширить и углубить понятие относительности движения

Решение задач.

Упр. 9 стр. 38


§9 пересказ

Упр. 9 (1,4, 5)

9



обобщающий урок по теме «Основы кинематики».

(урок обобщения и систематизации полученных знаний)



Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Виды механического движения»

Прямолинейное равномерное движение. Прямолинейное равноускоренное движение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.


Уметь описывать и объяснять равномерное и равноускоренное движение.

Уметь строить и анализировать графики движения.

Уметь объяснять зависимость пути от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Подготовка к контрольной работе.

Опыт, вывод, оформление.



§1-9 (повторить) с.3-38

10



Контрольная работа №1 «Равномерное и равноускоренное движение».

(урок контроля и оценивания знаний по теме)

Контрольно-измерительные материалы по теме «Равномерное и равноускоренное движение».

Равномерное и равноускоренное движение.


Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.

Контрольная работа.


§1-9 (повторить) с.3-38

11



Работа над ошибками.

Первый закон Ньютона.

(комбинированный урок)


Демонстрация явления инерции.

Анализ контрольной работы №1.

Явление инерции. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

Знать/понимать содержание первого закона Ньютона.

Уметь объяснять явление инерции.

Знать понятие инерциальной системы отсчета.

Работа над ошибками.

Решение качественных задач.

Упр.10 с.42.

Неинерциальные системы отсчета.

§10 (пересказ)

с.39-41 упр.10, презентация «Жизнь Ньютона»

12



Второй закон Ньютона.

(комбинированный урок)

Демонстрация взаимодействия тел, второго закона Ньютона.

Взаимодействие тел. Сила. Второй закон Ньютона.

Знать/понимать содержание второго закона Ньютона; формулу, единицы измерения физических величин в СИ.

Фронтальный опрос.

Решение задач.

Упр.11 с.47.


§11 (пересказ)

с.42-47

упр.11 (3-5)

13



Третий закон Ньютона.

(комбинированный урок)

Демонстрация третьего закона Ньютона.

Третий закон Ньютона.

Знать/понимать содержание третьего закона Ньютона.


Фронтальный опрос.

Решение задач.

Упр.12 с51.


§12 (пересказ)

С.48-51 упр.12 (3)

14



Свободное падение тел.

(комбинированный урок)

Демонстрация свободного падения тел в трубке Ньютона

Свободное падение.

Ускорение свободного падения.

Знать/понимать смысл понятие ускорение свободного падения.

Уметь объяснять свободное падение тел.

Решение задач.

Упр.13 с.56.

Невесомость.

§13 (пересказ)

С.52-56

Упр 13 (1,2)

15



Движение тела, брошенного вертикально вверх. (комбинированный урок)


Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.


Знать формулы скорости и перемещения тела, брошенного вертикально вверх.

Фронтальный опрос.

Решение задач.

Упр.14 с.60.


§14 (пересказ)

С.57-59

Упр 14 (1)

16



Закон всемирного тяготения.

(комбинированный урок)

Справочная литература.

Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная.


Знать/понимать смысл понятий: гравитационное взаимодействие, гравитационная постоянная, смысл закона всемирного тяготения.

Фронтальный опрос.

Решение задач.

Упр.15 с.61


§15, 16 (пересказ)

С.60-61

Упр 15 (4,5), 16(5,4)

17



Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения». Инструктаж по ТБ и ОТ. (урок-практикум)

Лабораторное оборудование: математический маятник, линейка, секундомер.

Измерение ускорения свободного падения.

Уметь использовать измерительные приборы для расчета ускорения свободного падения, представлять результаты измерений в виде таблиц, делать выводы.


Лабораторная работа №2, выводы, оформление.



18



Прямолинейное и приволинейное движение.

(комбинированный урок)

Демонстрация направления скорости при равномерном движении по окружности.

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.

Уметь определять направление и величину скорости и ускорения тела при равномерном движении по окружности.


Фронтальный опрос.

Решение задач.

Упр.17 с.69

Упр.18 с.74

Период, частота.

§18,19 (пересказ)

С.67-73.

Упр. 18 (3,2,4)

19



Искусственные спутники Земли (комбинированный урок)

Наглядные пособия.

Движение искусственных спутников Земли. Первая космическая скорость.

Уметь рассчитывать первую космическую скорость.

Самостоятельная работа.

Решение задач.

Упр.19 с.78.


§20 (пересказ)

С.73-78. Упр. 19 (2)

20-21



Импульс. Закон сохранения импульса.

(урок изучения нового материала)


Демонстрация закона сохранения импульса,

Импульс. Закон сохранения импульса

Знать/понимать смысл физических величин: импульс тела, импульс силы.


Решение задач.

Упр.20 с.83.

Упр.21 с.87.



§21 (пересказ)

С.79-87.

Упр. 20 (1, 2)

Упр. 20 (4)

22



Реактивное движение.

(урок изучения нового материала)


Демонстрация реактивного движения.

Реактивное движение.


Уметь решать простейшие задачи на применение закона сохранения импульса.



§22 (пересказ)

Задачи в тет.

23



Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.

(комбинированный урок, повторение)

Демонстрация превращения механической энергии из одной формы в другую.

Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Полная механическая энергия. Превращение одного вида энергии в другой. Закон сохранения механической энергии.


Уметь описывать и объяснять превращения механической энергии при движении и столкновении тел.

Решение качественных и расчетных задач.

Упр. 22 с.91


§23 (пересказ)

С.88-91

Упр. 22 (2)

24



Решение задач на нахождение энергии



Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Полная механическая энергия. Превращение одного вида энергии в другой. Закон сохранения механической энергии.

Уметь решать задачи на нахождение энергии

Решение качественных и расчетных задач


Задачи в рабочей тетр стр. 65

25



Обобщение по теме «Законы динамики».

(урок обобщения и систематизации полученных знаний)


Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Законы динамики»


Законы Ньютона. Силы в природе. Законы сохранения в механике.

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.

Подготовка к контрольной работе.



§10-23 (повторить) с.39-91 рабочая тетрадь стр. 67

26



Контрольная работа №2 «Законы динамики».

(урок контроля и оценивания знаний по теме)


Контрольно-измерительные материалы по теме «Законы динамики».


Законы динамики

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.

Контрольная работа.


§10-23 (повторить) с.39-91

Механические колебания и волны. Звук. (11 часов)

27



Работа над ошибками.

Колебательное движение..

(урок изучения нового материала).

Демонстрация механических колебаний.

Анализ контрольной работы №2.

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

Знать/понимать физический смысл основных характеристик колебательного движения.

Работа над ошибками.

Решение задач.

Упр.23 с.97.


Период колебаний математического и пружинного маятников.

§24-25 (пересказ)

С.92-105.

Упр. 23 (1, 2)

28



Величины, характеризующие колебательное движение

(комбинированный урок, повторение)


Справочная литература.

Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания.

Знать/понимать физический смысл основных характеристик колебательного движения.

Упр.24 с.101.


§26 (пересказ)

Упр. 24 (3, 4, 6)

29



Лабораторная работа №3,4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины и груза на пружине от его массы». Инструктаж по ТБ и ОТ.

(урок-практикум)

Лабораторное оборудование: математический маятник, линейка, секундомер; набор грузов и пружин.

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний груза на пружине от массы груза.


Уметь использовать измерительные приборы для исследования зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины и груза на пружине от массы груза, представлять результаты измерений в виде таблиц, делать выводы.

Лабораторная работа №3,4 выводы, оформление.

Период колебаний математического и пружинного маятников.


§24-26 (повторить)

С.92-105.

Задачи в раб. тет.

30



Гармоничные колебания. Превращение энергии при колебаниях.

(урок изучения нового материала)

Наглядные пособия.

Гармоничные колебания. Превращение энергии при колебаниях. Свободные колебания. Вынужденные колебания.


Уметь объяснять и применять закон сохранения энергии для определения полной энергии колеблющегося тела.

Решение качественных задач.

Упр.25 с.107.


Резонанс.

§27-28 (пересказ)

С.106-112.

Задача в РТ. стр. 79

31



Вынужденные колебания. Резонанс

(комбинированный урок, повторение)


Вынужденные колебания. Резонанс.


Решение качественных задач Упр.27 с.112



§29-30 (пересказ)

Упр. 27 (3), 26 (2)

32



Распространение колебаний в среде. Волны.

(комбинированный урок)

Демонстрация механических волн.

Распространение колебаний в среде. Волны. Виды волн.


Фронтальный опрос.




§31-32 (пересказ) в-сы

С.113-119.

33



Длина волны. Скорость распространения волн

(комбинированный урок)


Длина волны. Скорость распространения волн

Знать/понимать смысл физических величин и понятий: волна, длина волны, скорость волны.

Решение задач.

Упр.28 с.120.



§33 упр. 28 (2,3)

34



Звук. Характеристики звука.

(комбинированный урок)

Демонстрации звуковых колебаний.

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.


Уметь описывать и объяснять зависимость характеристик звука (громкости, тембра, высоты) от параметров волны.

Решение задач.

Упр.29 с.123.

Упр.30 с.126.



§34-36 (пересказ) в-сы

С.120-127.

35



Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

(комбинированный урок)

Демонстрации условий распространения звука.

Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс


Знать/понимать особенности распространения звука в различных средах.

Знать особенности поведения звуковых волн на границе раздела двух сред.

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.

Фронтальный опрос. Решение задач.

Упр.31 с.129.

Упр.32 с.131.

Подготовка к контрольной работе.


Звуковой резонанс. Ультразвук. Инфразвук. Интерференция звука.

§37-40 (пересказ)

С.128-132.

Упр. 32 (3, 4, 5*)

Сообщение «Эхо»

36



Обобщающий урок по теме «Механические волны. Звук»


Длина волны. Частота волны. Скорость звука.

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.



§41 (пересказ)

Подготовка к.р.

37



Контрольная работа №3 «Механические колебания и волны. Звук».

(урок контроля и оценивания знаний по теме)


Контрольно-измерительные материалы по теме «Механические колебания и волны. Звук».


Механические колебания и волны. Звук

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.

Контрольная работа.


§24-39 (повторить) с.95-132

Электромагнитное поле (16 часов)

38



Магнитное поле.

(урок изучения нового материала)

Демонстрации действия магнитного поля на магнитную стрелку, взаимодействия двух параллельных проводников с током.


Магнитное поле. Свойства магнитного поля. Однородное и неоднородное магнитное поле.

Знать/понимать смысл понятий и основные свойства магнитного поля.

Презентации учащихся.



§42-43 (пересказ) с.140-145

Упр. 33 (1, 2)

Упр. 34 (2)

39



Графическое изображение магнитного поля.

(комбинированный урок)


Демонстрация магнитного поля тока.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Магнитные линии. Правило буравчика.

Знать правило буравчика.

Уметь применять правило буравчика в различных ситуациях.

Фронтальный опрос. Решение задач.

Упр.33с.142

Упр.34с.146

Упр.35с.149


§44 (пересказ) с.146-149

Упр. 35 (1,3)

40



Действие магнитного поля на проводник с током.

(комбинированный урок)

Демонстрация действия магнитного поля на проводник с током. Демонстрация устройства электронно-лучевой трубки.


Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Сила Ампера. Сила Лоренца. Правило левой руки.

Знать правило левой руки.

Уметь определять направление силы Ампера, силы Лоренца.

Фронтальный опрос. Решение задач.

Упр.36 с.155.



§45 (пересказ) с.150-154

Упр. 36 (5)

41



Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

(комбинированный урок)


Индукция магнитного поля - количественная характеристика магнитного поля. Магнитный поток.


Знать/понимать смысл понятия индукция магнитного поля, единицы измерения в СИ.

Фронтальный опрос. Решение задач.

Упр.38.



§46-47 (пересказ) с.156-162

Упр. 37 (1,2)

42



Лабораторная работа №5 «Изучение явления электромагнитной индукции» Инструктаж по ТБ и ОТ.

(комбинированный урок, урок-практикум)


Лабораторное оборудование: набор по электричеству, набор прямых магнитов.

Явление электромагнитной индукции.


Знать/понимать условия получения электрического тока с помощью магнитного поля.

Уметь использовать оборудование для изучения явления электромагнитной индукции, делать выводы.

Лабораторная работа №5 выводы, оформление.


Оформить л.р.

43



Явление электромагнитной индукции.

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

(комбинированный урок).

Демонстрация электромагнитной индукции, правила Ленца.

Явление электромагнитной индукции.

Направление индукционного тока. Правило Ленца.


Знать/понимать закон электромагнитной индукции и правило Ленца. Уметь применять правило Ленца и определять направление индукционного тока.

Фронтальный опрос. Решение качественных задач.

Упр.39 с.166.

Упр.40 с.169



§48-50 (пересказ) с.166-172

Упр. 40 (1)


44



Получение и передача переменного электрического тока. Трансформаторы.

(комбинированный урок)

Демонстрации: получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле; устройство генератора постоянного тока; генератора переменного тока; устройства трансформатора; передача электрической энергии.


Получение и передача переменного электрического тока. Генератор переменного тока. Трансформатор.

Знать /понимать принцип получения переменного тока.

Иметь представление об устройстве генератора переменного тока.

Уметь приводить примеры практического использования.

Иметь представление об устройстве трансформатора.

Презентации учащихся.

Решение задач. Упр.42 с.179.

Опыт, вывод, оформление.


Передача электрической энергии на расстояние.


§51 (пересказ) с.173-178

В-сы в тет.

45



Электромагнитное поле. (урок изучения нового материала)

Наглядные пособия.


Электромагнитное поле.

Знать/понимать понятие электромагнитное поле и условия его существования. Знать/понимать особенности каждого диапазона электромагнитных волн. Знать зависимость свойств излучений от их длины, приводить примеры.

Фронтальный опрос. Презентации учащихся.

Решение задач.

Упр.43 с.181.


Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.


§52 (пересказ) с.179-184

46



Электромагнитные волны. (урок изучения нового материала)


Демонстрация свойств электромагнитных волн.

Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных волн.


Понимать механизм возникновения электромагнитных волн. Знать свойства электромагнитных волн. Иметь представление о скорости электромагнитных волн как предельной скорости.

Фронтальный опрос. Презентации учащихся

Упр.44 с.185.


§53 упр. 44 (3)

47



Колебательный контур. Конденсатор.

(урок изучения нового материала)

Демонстрация электромагнитных колебаний.

Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Конденсатор. Электрическая емкость. Энергия электрического поля конденсатора. Формула Томсона.

Знать/понимать, что такое электромагнитные колебания. Уметь описывать и объяснять процесс возникновения электромагнитных колебаний. Знать и уметь применять формулу Томсона.

Фронтальный опрос.

презентации учащихся. Решение задач. Упр.45 с.191.


Батарея конденсаторов.

§54-55(пересказ) с.185-195

В-сы

48



Электромагнитная природа света..

(урок изучения нового материала,).


Электромагнитная природа света.

Знать/понимать электромагнитную природу света.

Фронтальный опрос.



§57-58(пересказ) с.196-199.

49



Преломление света. Физический смысл показателя преломления

(урок изучения нового материала)

Демонстрация преломления света.

Преломление света. Физический смысл показателя преломления.


Знать/понимать смысл понятии свет.

Знать/понимать физический смысл показателя преломления.

Фронтальный опрос.

Решение задач.

Упр.48 с.212

Опыт, вывод, оформление.

Интерференция света.

§59 (пересказ) с.203-211.

Упр. 48 (1, 2)

50



Дисперсия света. Цвета тел.

(комбинированный урок)

Демонстрация дисперсии белого света, получение белого света при сложении света разных цветов.

Дисперсия света. Цвета тел. «Теория цвета и света» И.Ньютона.


Уметь описывать и объяснять явление дисперсии.

Фронтальный опрос.

Решение задач.

Упр.49 с.217

Опыт, вывод, оформление.


§60 (пересказ)

51



Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров

Лабораторная работа №6 «Наблюдение линейчатых спектров излучения» Инструктаж по ТБ и ОТ. (урок-практикум)

Наглядные пособия. Демонстрация спектроскопа.

Лабораторное оборудование.

Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный анализ.

Наблюдение линейчатых спектров излучения

Знать/понимать процесс поглощения и спускания света атомами.


Фронтальный опрос. Составление тезисного плана

Лабораторная работа №6 выводы, оформление.

Поглощение и испускание света атомами.

§61-62 (пересказ) упр. 50

52



Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров




Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров

Уметь описывать линейчатые спектры.


Происхождение линейчатых спектров.

§42-64 пересказ подготовка к к.р.

53



Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле».

(урок контроля и оценивания знаний по теме)


Контрольно-измерительные материалы по теме «Электромагнитное поле».


Электромагнитное поле

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.

Контрольная работа.


§42-64 (повторить) с.140-225

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. (13 часов)

54



Работа над ошибками.

Радиоактивность. (урок изучения нового материала)


Наглядные пособия.

Анализ контрольной работы №4.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Альфа-, бета-, гамма-излучения..


Знать/понимать смысл понятия радиоактивность.

Уметь характеризовать альфа-, бета-, гамма-излучения.


Работа над ошибками.


Период полураспада

§65 (пересказ) с.226-227, в-сы

55



Модели атомов. Опыт Резерфорда.

(комбинированный урок)


Демонстрация модели опыта Резерфорда.

Модели атомов. Опыт Резерфорда.


Знать/понимать планетарную модель строения атома.

Фронтальный опрос.


§66 (пересказ) с.228-231 в-сы

56



Радиоактивные превращения атомных ядер. (урок изучения нового материала)




Радиоактивные превращения атомных ядер

Уметь записывать простейшие уравнения превращений атомных ядер.

Решение задач.

Упр.51 с.234.


§67

Упр. 51 (2, 3,4)

57



Экспериментальные методы исследования частиц. Лабораторная работа №7

«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» Инструктаж по ТБ и ОТ.

(комбинированный урок, составление конспекта)



Справочная литература. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона. Демонстрация устройства и действия счетчика ионизирующих частиц.

Экспериментальные методы исследования частиц.


Уметь описывать методы регистрации ядерных излучений.

Уметь использовать фотографии для объяснения характера движения заряженных частиц, делать выводы.

Лабораторная работа №7; выводы, оформление.


§68 (пересказ) с.235-237

58



Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра.

(комбинированный урок)

Наглядные пособия. Справочная литература.

Открытие протона и нейтрона.

Знать/понимать, из каких элементарных частиц состоит ядро атома. Знать историю открытия протона и нейтрона.


Фронтальный опрос.

Решение задач. Упр.52 с.240.

Презентации учащихся.


§69-70 (пересказ) с.238-244

Упр. 52

59



Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число


Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Изотопы.

Уметь определять зарядовое и массовое числа, пользуясь периодической таблицей.

Знать/понимать смысл физического понятия изотопы.

Решение задач. Упр.53 с.244.



§71 (пересказ)

Упр. 53 (4, 5)

60



Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

(комбинированный урок)

Наглядные пособия.

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.


Знать/понимать смысл физической величины энергия связи.

Уметь вычислять дефект масс и энергию связи атомных ядер.

Фронтальный опрос. Решение задач.

Упр.54 с.246.


Решение задач на расчет дефекта масс и энергию связи.

§72-73 (пересказ) с.245-247

Упр. 54

61



Деление ядер. Цепные ядерные реакции.

Лабораторная работа №8 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков». Инструктаж по ТБ и ОТ.

(комбинированный урок)


Наглядные пособия, справочная литература.

Лабораторное оборудование.

Деление ядер. Цепные ядерные реакции.

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков


Уметь описывать и объяснять процесс протекания цепных ядерных реакций.

Фронтальный опрос.

Лабораторная работа №8; выводы, оформление.



§74-75 (пересказ) с.248-252

62



Ядерный реактор.

(комбинированный урок)


Наглядные пособия, справочная литература.

Ядерный реактор.

Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. Применение, проблемы и перспективы развития атомной энергетики.

Физика и политика.

Уметь приводить примеры практического применения ядерных реакторов. Знать/понимать основные проблемы атомной энергетики, причины их возникновения и пути решения.

Фронтальный опрос. Сообщения и презентации учащихся.


§76-77 (пересказ) с.253-258.

Задачи в тет.

63



Биологическое действие радиации.

Лабораторная работа №9 «Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром» Инструктаж по ТБ и ОТ.

(комбинированный урок)

Наглядные пособия.

Лабораторное оборудование.

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

Применение радиоактивных изотопов в медицине, археологии, следственных экспериментах.

Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром

Знать/понимать полезное и вредное воздействие радиации на живые организмы. Понимать роль ионизирующих излучений в возникновении мутаций, в эволюционных процессах. Уметь перечислить основные применения ионизирующих излучений в технике, медицине, генной инженерии.


Сообщения и презентации учащихся.

Лабораторная работа №9; выводы, оформление.



§78 (пересказ) с.259-262.

64



Термоядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд.

(комбинированный урок)



Наглядные пособия, справочная литература.

Термоядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд.


Уметь приводить примеры термоядерных реакций.

Знать/понимать проблемы, возникающие при осуществлении и поддержании управляемой термоядерной реакции.

Фронтальный опрос.

Составление конспекта.

Элементарные частицы. Античастицы.

§79 (пересказ) с.263-265.

65



Повторительно-обобщающий урок по теме «Строение атома и атомного ядра».

(урок обобщения и систематизации полученных знаний)

Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Строение атома и атомного ядра»

Строение атома и атомного ядра

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.

Подготовка к контрольной работе.



§65-79 (повторить) с.226-265

66



Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра».

(урок контроля и оценивания знаний по теме)

Контрольно-измерительные материалы по теме «Строение атома и атомного ядра».

Строение атома и атомного ядра

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.

Контрольная работа.


§65-79 (повторить) с.226-265

67-68



Резерв







ВСЕГО: 68 часов


Фронтальных лабораторных работ – 9.

Контрольных работ – 5.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!