Рабочая программа рассчитана на 68 часа за учебный год (34 учебных недель) при недельной нагрузке 2 часа на основании учебного плана МКОУ Верх – Ирменской СОШ на 2014-2015 уч.
Для реализации рабочей программы используется учебник А.В.Перышкин Физика 9 класс «Дрофа» 2013г., включённый в федеральный перечень (№681 учебника по списку).
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
6.Овладение учащимися умениями использовать дополнительные источники информации, в частности, всемирной сети Интернет.
Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.
Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.
Явление инерции. Первый закон Ньютона. Масса тела. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил.
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии
Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников.
Механические волны. Длина волны. Звук.
№1. Исследование равноускоренного движения тела без начальной скорости.
№2.Измерение ускорения свободного падения.
№3.Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Электрогенератор.
№4.Изучение явления электромагнитной индукции.
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.
Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа.
№5.Наблюдение линейчатых спектров излучения.
№6.Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром.
Физика и развитие представлений о материальном мире.
При разработке программы была произведена корректировка в плане перераспределения часов по разделам. В связи с тем, что объём изучаемого материала в разделе «Механические явления» велик, а в разделе «Электромагнитные колебания и волны» наоборот можно выделить часы, целесообразно осуществить перераспределение учебных часов по темам следующим образом:
Резервное время (21 час) распределено на раздел «Механические явления» 16 часов, «Электрические и магнитные явления»- 5 часов.
№ | Тема урока | Сроки проведения | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности на уровне УУД | Вид контроля, измерители | Домашнее задание |
Механические явления (38 ч). |
1/1 | Материальная точка. Перемещение. | 1 неделя | Материальная точка, траектория, путь, перемещение, тело отсчета, система отсчета, поступательное движение, механическое движение. | Формирование умения рассчитывать путь и траекторию, координаты тела, умений работы графиками. | | |
2/2 | Определение координаты движущегося тела. | 1 неделя | Начальная координата, конечная координата, проекция перемещения на координатную ось. | Овладение навыками нахождения конечной координаты по заданным условиям. Формирование умений работы с графическими и текстовыми заданиями. | | |
3/3 | Перемещение при прямолинейном равномерном движении | 2 неделя | Равномерное прямолинейное движение, скорость, константа, перемещение, уравнение равномерного прямолинейного движения. | Умение измерять расстояние, промежуток времени, определять скорость, строить график скорости. | | |
4/4 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение | 2 неделя | Равноускоренное прямолинейное движение, ускорение, равнозамедленное прямолинейное движение. | Участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. | | |
5/5 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. | 3 неделя | Начальная скорость, конечная скорость, мгновенная скорость, изменение скорости, интервал времени, график скорости. | Формирование умений нахождения неизвестной величины (скорости), построения графиков скорости. | | |
6/6 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | 3 неделя | Проекция перемещения, уравнение равноускоренного прямолинейного движения, графический способ нахождения перемещения. | Умение рассчитывать перемещение по графику скорости, аналитически. Умение работать с математическими выражениями в общем виде. | | |
7/7 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. | 4 неделя | Площадь треугольника, квадратичная зависимость модуля перемещения от времени. | Учатся анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, систематизируют знания о взаимосвязях перемещения со временем. | | |
8/8 | Лаб. Раб №1: Исследование равноускоренного движения тела без начальной скорости. | 4 неделя | Перемещение, время, ускорение. | Овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени. | | |
9/9 | Решение задач на расчет параметров равномерного и равноускоренного движения. Относительность движения. | 5 неделя | Основные характеристики механического движения. Виды движения. | Овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины. Систематизация имеющихся знаний по теме «Кинематика материальной точки» | | |
10/10 | Контрольная работа №1 по теме «Кинематика материальной точки» | 5 неделя | | Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. | | |
11/11 | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. | 6 неделя | Инерциальная система отсчета, неинерциальная система отсчета, Г.Галилей, И.Ньютон, свободное тело, инерция. | Формирование умения определения одной характеристики движения через другие. | | |
12/12 | Второй закон Ньютона. Сила. Сложение сил. | 6 неделя | Сложение сил, принцип суперпозиции, векторная сумма, равнодействующая сил, второй закон Ньютона. | Формировать умение наблюдать и характеризовать физические явления, логически мыслить, умение объяснять причины возникновения ускорения. | | |
13/13 | Взаимодействие тел. Третий закон Ньютона. | 7 неделя | Взаимодействие тел. Изменение скорости, третий закон Ньютона. | Формирование умения выделять взаимодействие среди механических явлений; объяснять явления природы и техники с помощью взаимодействия тел. | | |
14/14 | Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. | 7 неделя | Ускорение свободного падения, равноускоренное прямолинейное движение, гравитация, сила тяжести, высота. | Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем. | | |
15/15 | Лаб/раб №2 «Измерение ускорения свободного падения» | 8 неделя | Ускорение свободного падения, равноускоренное прямолинейное движение, гравитация, сила тяжести, высота. | Умение планировать и проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений. | | |
16/16 | Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | 8 неделя | Всемирное тяготение, закон всемирного тяготения, мат. точка, границы применимости физических законов. | Овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики. | | |
17/17 | Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. | 9 неделя | Равномерное движение по окружности, линейная скорость, угловая скорость, центростремительное ускорение, период, частота. | Умение работать с математическими формулами в общем виде, находить взаимосвязь между физическими величинами. | | |
18/18 | Решение задач на расчет параметров движения тела в поле тяжести Земли. | 9 неделя | Всемирное тяготение, закон всемирного тяготения, равномерное движение по окружности, линейная скорость, угловая скорость, центростремительное ускорение. | Умение работать с математическими формулами в общем виде, находить взаимосвязь между физическими величинами, формулировать и осуществлять этапы решения задач | | |
19/19 | Искусственные спутники Земли. | 10 неделя | Первая космическая скорость, орбита, окружность, эллипс, вторая космическая скорость, ИСЗ. | Понимание и способность объяснять движение искусственных спутников Земли, умение рассчитывать первую космическую скорость. | | |
20/20 | Силы в механике. | 10 неделя | Сила упругости, сила трения, виды трения, закон Гука, деформация. | Понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике | | |
21/21 | Импульс тела. Закон сохранения импульса. Применение закона сохранения импульса в природе и технике. | 11 неделя | Импульс тела, импульс силы, замкнутая система, векторная сумма, закон сохранения импульса, реактивное движение. | Умение определять импульс тела, понимание смысла закона сохранения энергии и умение применять его на практике | | |
22/22 | Решение задач на применение закона сохранения импульса. | 11 неделя | Импульс тела, импульс силы, замкнутая система, векторная сумма, закон сохранения импульса. | Овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики. | | |
23/23 | Механическая работа. Мощность. | 12 неделя | Сила, перемещение, механическая работа, механическая мощность, Джоуль, Ватт. | Понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений. | | |
24/24 | Кинетическая энергия тела. Потенциальная энергия тела. | 12 неделя | Кинетическая энергия, потенциальная энергия, теорема о кинетической энергии, теорема о потенциальной энергии. | Умения измерять кинетическую энергию, потенциальную энергию | | |
25/25 | Закон сохранения механической энергии. | 13 неделя | Внутренние силы, кинетическая энергия, потенциальная энергия, закон сохранения механической энергии. | Понимание смысла закона сохранения энергии и умение применять его на практике. | | |
26/26 | Обобщающее повторение «Основы динамики. Законы сохранения». | 13 неделя | | Формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей. | | |
27/27 | Контрольная работа №2 «Основы динамики. Законы сохранения» | 14 неделя | | Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. | | |
28/28 | Колебательное движение. Свободные колебания. | 14 неделя | Колебание, качание, свободные колебания, вынужденные колебания, автоколебания, колебательная система. | Умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу. | | |
29/29 | Величины, характеризующие колебательное движение. | 15 неделя | Амплитуда колебаний, период, частота, уравнение колебательного движения, фаза, скорость, ускорение, возвращающая сила. | Понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений. | | |
30/30 | Лаб/раб №3: Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины. | 15 неделя | Математический маятник, длина нити, модель, период колебаний. | Овладение навыками работы с физическим оборудованием самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. | | |
31/31 | Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. | 16 неделя | Потенциальная и кинетическая энергия, трение, затухающие колебания, внешняя вынуждающая сила, вынужденные колебания. | Изучение колебаний с энергетической точки зрения. | | |
32/32 | Волны. Продольные и поперечные волны. | 16 неделя | Механическая волна, поперечная волна, продольная волна, | Умения пользоваться методами научного исследования явлений природы. | | |
33/33 | Длина волны. Скорость распространения волны. | 17 неделя | Длина волны, период, частота, скорость волны, механическая модель распространения волны. | Умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний. | | |
34/34 | Источники звука. Решение задач на расчет параметров колебательного движения. | 17 неделя | Звук, частота, источники звука, длина волны, продольная волна, изменение плотности среды. | Понимание и способность объяснять возникновение звуковых волн. | | |
35/35 | Высота и тембр звука. Громкость звука. | 18 неделя | Высота и тембр звука, громкость звука, амплитуда, частота, тон, полутон. | Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств. | | |
36/36 | Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. | 18 неделя | Атмосфера, движение молекул, распространение звука, звуковые волны. Скорость звука. | Формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания. | | |
37/37 | Отражение звука. Эхо. Решение задач на расчет параметров волнового и колебательного процессов. | 19 неделя | Эхо, эхолокация, отражение звука. | Коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования. | | |
38/38 | Контрольная работа № 3 «Механические колебания. Волны» | 19 неделя | | Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. | | |
Электрические и магнитные явления (5 ч). |
39/1 | Анализ к/раб. и коррекция УУД. Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное м.п. | 20 неделя | Магнитное поле, взаимодействие проводников, силовые линии, однородное магнитное поле, неоднородное магнитное поле. | Понимание и способность объяснять такие физические явления, как взаимодействие проводников с током, действие тока на магнитную стрелку. | | |
40/2 | Направление тока и направление линий его магнитного поля. | 20 неделя | Правило правой руки, силовые линии. | Знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений. | | |
41/3 | Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. | 21 неделя | Сила Ампера, правило левой руки, сила тока. | Умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний. | | |
42/4 | Индукция магнитного поля. Магнитный поток. | 21 неделя | Вектор магнитной индукции, Тесла, магнитный поток, рамка с током, площадь поверхности. | Развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы. | | |
43/5 | Решение графических задач на применение правил правой и левой руки. | 22 неделя | Правило правой руки, правило левой руки. | Умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний. | | |
Электромагнитные колебания и волны (8ч). |
44/1 | Явление электромагнитной индукции. | 22 неделя | Индукционный ток, явление электромагнитной индукции, М.Фарадей, магнитный поток. | Выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы. | | |
45/2 | Направление индукционного тока. Правило Ленца. | 23неделя | Направление индукционного тока. Правило Ленца. | Выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы. | | |
46/3 | Лаб/раб №4: Изучение явления электромагнитной индукции. | 23 неделя | Индукционный ток, явление электромагнитной индукции. | Овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения явления электромагнитной индукции. | | |
47/4 | Явление самоиндукции. | 24 неделя | Явление самоиндукции. | Понимание и способность объяснять такое физические явления, как самоиндукция. | | |
48/5 | Получение переменного электрического тока. Трансформатор. | 24 неделя | Колебание силы тока, частота и период колебаний, переменный электрический ток, график электрических колебаний. Трансформатор. | Понимание принципа действия индукционного генератора, трансформатора. | | |
49/6 | Электромагнитное поле. | 25 неделя | Напряженность электрического тока, магнитная индукция, электромагнитное поле, вихревое поле, Д. К. Максвелл. | Понимание и способность объяснять такие физические явления, как электромагнитная индукция. | | |
50/7 | Электромагнитные волны. Электромагнитная природа света. Обобщающее повторение. | 25 неделя | Электромагнитная волна, длина волны, шкала электромагнитных волн, Г. Герц, интерференция света, скорость света. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. | Овладение навыками работы с физическим оборудованием самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. | | |
51/8 | К/р №4 «Электромагнитное поле» | 26 неделя | | Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. | | |
Квантовые явления (15 ч). |
52/1 | Анализ к/раб. и коррекция УУД. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. | 26 неделя | Левкипп, Демокрит, радиоактивность, А.Беккерель, альфа-лучи, бетта-лучи, гамма-лучи. | Участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу. | | |
53/2 | Модели атомов. Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. | 27 неделя | Модель Томсона, Э.Резерфорд, альфа-частица, метод сцинтилляций, модель строения атома. | Участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу. | | |
54/3 | Оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами. | 27 неделя | Типы оптических спектров, метод спектрального анализа, постулаты Бора. | Умение формулировать постулаты Бора, применять метод спектрального анализа. | | |
55/4 | Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы исследования частиц. | 28 неделя | Массовое число, зарядовое число, закон сохранения массового числа и заряда, правила смещения, альфа-распад, бетта-распад. Счетчик Гейгера, ударная ионизация, камера Вильсона, трек частицы, пузырьковая камера. | Умение использовать справочную литературу и другие источники информации. Умение систематизировать информацию в виде таблицы. | | |
56/5 | Открытие протона. Открытие нейтрона. | 28 неделя | Э. Резерфорд, Д. Чедвик, протон, нейтрон, нуклон, ядерная реакция, а.е.м. | Коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. | | |
57/6 | Состав атомного ядра. Массовое число. Ядерные силы. | 29 неделя | Д.И. Иваненко, В. Гейзенберг, протонно-нейтронная модель строения ядра, изотоп, ядерные силы, короткодействие. | Развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы. | | |
58/7 | Энергия связи. Дефект масс. | 29 неделя | А. Эйнштейн, энергия связи, энергия покоя, дефект масс. | Формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы. | | |
59/8 | Деление ядер урана. Цепная реакция. | 30 неделя | О. Ганн, Ф. Штрассман, деление ядер урана, продукт реакции, цепная реакция, критическая масса, замедлитель нейтронов. | Умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни. | | |
60/9 | Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию. | 30 неделя | Ядерный реактор, ядерное топливо, активная зона, регулирующие стержни, защитная оболочка, замедлитель нейтронов, отражатель, теплообменник, теплоноситель. | Умение объяснять принцип действия ядерного реактора; применять полученные знания при решении задач. | | |
61/10 | Лаб/раб №6 : Изучение деления ядра урана по фотографиям треков. | 31 неделя | правила ТБ, использования оборудования, порядок выполнения работы. | Овладение экспериментальными методами исследования. | | |
62/11 | Атомная энергетика. | 31 неделя | Э. Ферми, И.В. Курчатов, ядерное оружие, атомная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. | Формирование знаний о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений. | | |
63/12 | Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.Закон радиоактивного распада. Период полураспада. | 32 неделя | Поглощенная доза излучения, эквивалентная доза излучения, коэффициент радиационного риска. Проблемы атомной энергетики в Курской области и в России в целом. | Умение приводить неоспоримые факты о необходимости использования ядерной энергии и соблюдении правил техники безопасности при её использовании. | | |
64/13 | Источники энергии Солнца и звезд. Термоядерная реакция. | 32 неделя | Определение термоядерной реакции; неразрешимые (пока!) проблемы «укрощения» этого явления. | Умение приводить примеры, где протекают термоядерные реакции. | | |
65/14 | Элементарные частицы. Античастицы. Лабораторная работа № 6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям». | 33 неделя | Закон превращения элементарных частиц, понятие антивещества. Правила ТБ, использования оборудования, порядок выполнения работы. | Умение характеризовать различные элементарные частицы, применять на практике полученные знания. | | |
66/15 | Контрольная работа № 6 по теме «Квантовые явления». | 33 неделя | Методы решения основных задач. | Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. | | |
Физика и физические методы изучения природы. (2 ч) |
67/1 | Физические законы и границы их применимости. | 34 неделя | Физические законы за курс основной школы. | Умение применять законы на практике. | | |
68/2 | Роль физики в формировании научной картины мира. | 34 неделя | Значение метода моделирования в построении научной картины мира. | Умение характеризовать роль физики как науки. | | |