Рабочая программа по физике в условиях обучения детей с задержкой психического развития при реализации ФГОС ООО/
Накия Файзелхановна Валиева
учитель физики
ГКОУ СО «Березовская СКОШ»
В письме Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» дано разъяснение, что стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. К работе по новому образовательному стандарту (ФГОС ООО) в 7 классе учителя физики в большинстве своем приступят через два года (в 2016/2017 учебном году),
При адаптации содержания и составлении программ основное внимание необходимо обратить на овладение детьми практическими умениями и навыками. Предусмотреть уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем для обзорного, ознакомительного изучения. Рабочая программа учебного курса – документ, составленный с учетом:
особенностей образовательного учреждения в целом
конкретного класса (состояние здоровья учащихся, уровень их способностей, характер учебной мотивации, качество учебных достижений, образовательных потребностей и возможностей, приоритеты педагога, состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса)
требования ФГОС
Обучение предмету «Физика» детей с ограниченными возможностям здоровья ведётся на основе тех же авторских и примерных программ и тех же УМК, что и в общеобразовательных классах. Важными коррекционными задачами курса физики в классах VII вида для детей с ОВЗ являются развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), нормализация взаимосвязи их деятельности с речью, формирование приемов умственной работы: анализ исходных данных, планирование материала, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля.
Усвоение программного материала по физике вызывает большие затруднения у обучающихся с ЗПР. Поэтому особое внимание при изучении курса физики уделяется постановке и организации эксперимента, а также проведению (почти на каждом уроке) кратковременных лабораторных работ, которые развивают умение пользоваться простейшими приборами, анализировать полученные данные. В статье я предусмотрела включение коррекционных элементов в рабочую программу при переходе ФГОС ООО.
Содержание элементов рабочей программы
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка - планирование коррекционной работы по предмету, которая предусматривает: 1. восполнение пробелов в знаниях; 2. подготовку к усвоению и отработку наиболее сложных разделов программы; 3. развитие высших психических функций и речи обучающихся.
3. Общая характеристика учебного предмета, курса Использование приёмов коррекционной педагогики на уроках:
наглядные опоры в обучении; алгоритмы, схемы, шаблоны;
поэтапное формирование умственных действий;
опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика;
безусловное принятие ребёнка, игнорирование некоторых негативных поступков;
обеспечение ребёнку успеха в доступных ему видах деятельности
4. Описание места учебного предмета Учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам,
ориентируясь на используемый УМК, с учётом особых образовательных потребностей детей с ЗПР.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
требования к уровню подготовки учащихся по предмету в соответствии с ФГОС. Для детей с задержкой психического развития следует разработать дифференцированную оценку результатов деятельности. Учебные достижения ребёнка с ЗПР сопоставляются с его предшествующими достижениями.
6. Содержание тем учебного курса.
7. Календарно-тематическое планирование (в этом разделе необходимо учитывать коррекционную направленность и ее реализация:
- выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главное в материале);
опора на объективные внутренние связи, содержание изучаемого материала (в рамках предмета и нескольких предметов);
соблюдение в определение объёма изучаемого материала, принципов необходимости и достаточности;
введение в содержание учебных программ коррекционных разделов для активизации познавательной деятельности;
учет индивидуальных особенностей ребенка, т. е. обеспечение личностно-ориентированного обучения;
практико-ориентированная направленность учебного процесса;
связь предметного содержания с жизнью;
проектирование жизненных компетенций обучающегося;
включение всего класса в совместную деятельность по оказанию помощи друг другу;
8. УМК.
9. Приложения к программе