СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии,10 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Планирование составлено на основе  Федерального  государственного  образовательного стандарта среднего (полного)  общего образования (ФГОС ООО),  рабочей программы   Ким Э. В.  «География. 10-11 классы. Базовый  уровень: рабочая программа к линии УМК А. П. Кузнецова, Э.В. Ким \Э. В. Ким, А. П. Кузнецов. – М.: Дрофа,  2017

    Учебник    Кузнецов А. П., Ким Э. В. География . 10 -11 классы. Базовый уровень.  -  М: Дрофа, 2014.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии,10 класс»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании предметной кафедры

общественных наук

Заместитель директора по УВР

Директор МПЛ МБОУ

Протокол №

_____________ Печёрина Н.А.

___________Дырдин Д.А.

от « » 2017 г

Руководитель ПК Замалова Г. Ю.

«___» _________________ 2017 г.

«___» __________________ 2017








Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Многопрофильный лицей города Димитровграда Ульяновской области»


Рабочая программа


Наименование учебного предмета География

Класс 10

Уровень образования среднее общее образование

Учитель Замалова Гульсина Юнусовна

Срок реализации программы, учебный год 2017 – 2018 учебный год.

Количество часов по учебному плану всего 35 часов в год; в неделю 1 час

Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (ФГОС ООО), рабочей программы Ким Э. В. «География. 10-11 классы. Базовый уровень: рабочая программа к линии УМК А. П. Кузнецова, Э.В. Ким \Э. В. Ким, А. П. Кузнецов. – М.: Дрофа, 2017

Учебник Кузнецов А. П., Ким Э. В. География . 10 -11 классы. Базовый уровень. - М: Дрофа, 2014.

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

Рабочую программу составила Замалова Г. Ю






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (ФГОС ООО), рабочей программы Ким Э. В. курса «География. 10-11 классы. Базовый уровень: рабочая программа к линии УМК А. П. Кузнецова, Э.В. Ким \Э. В. Ким, А. П. Кузнецов. – М.: Дрофа, 2017. Количество часов по учебному плану всего 34 часа в год; в неделю 1 час. Учебник: Кузнецов А. П., Ким Э. В. География. Базовый уровень. 10 - 11 классы. - М: Дрофа, 2014

Курс «География. 10—11 классы. Базовый уровень» является завершающим курсом, для которого содержание курса школьной географии основной школы является базой для изучения географических закономерностей, гипотез, теорий и основой для уровневой и профильной дифференциации в старшей школе.

Содержание курса отвечает фундаментальному ядру содержания образования в части «География» и реализует идеи Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России. Данный курс посвящен изучению социальной географии современного мира и выявлению места и роли России в современном мире. Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Главной целью изучения курса является создание у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира, принципах размещения хозяйства, о пространственном функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно-культурном отношении территориях современного мира, о роли географии в их познании.

Одной из важнейших задач курса является формирование у учащихся умений, необходимых для самостоятельного понимания и анализа процессов и явлений современного мира.

Таким образом, содержание курса:

- обеспечивает достижение предметных результатов путем формирования у учащихся целостной системы комплексных знаний о современном мире, о закономерностях размещения населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных социальноэкономических процессов, проблемах взаимодействия общества и природы;

- организовано в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода, оно направляет и организует деятельность учащихся, давая им возможность работать с информацией, представленной в разном виде, и вырабатывать таким образом разнообразные метапредметные умения;

- создает мотивацию для изучения предмета;

- способствует реализации интересов и развитию творческого потенциала, а в конечном итоге формированию глубокой разносторонней личности учащихся.

Место курса в учебном плане

Курс «География. 10—11 классы. Базовый уровень» является завершающим курсом. В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени среднего (полного) общего образования предшествует курс географии основной школы. Содержание курса географии 5—9 классов является базой для изучения общих географических закономерностей, гипотез, теорий и основой для уровневой и профильной дифференциации в старшей школе.

На изучение курса географии в 10 классе отводится 35 часов (по 1 ч в неделю).




РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ БАЗОВОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ

Предметные результаты:

  1. владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

  2. дальнейшее развитие географического мышления для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

  3. сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

  4. владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

  5. владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

  6. владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

  7. владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

  8. сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  6. умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

  7. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

  8. владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  9. владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.





Личностные результаты отражают:

  1. российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

  2. гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

  3. готовность к служению Отечеству, его защите;

тики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания; осознание своего места в поликультурном мире;

  1. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  2. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  3. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  4. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  5. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  6. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

  7. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

  8. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

  9. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности

  1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной прак-

тики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания; осознание своего места в поликультурном мире;

  1. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  2. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  3. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  4. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  5. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  6. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

  7. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

  8. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

  9. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  10. сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел I. Географическая картина мира (24 ч)

ВВЕДЕНИЕ

География как наука. Методы географических исследований. Источники географической информации. Уникальная роль географии в системе наук: формирование образа конкретной территории. Основная цель современной географии — обоснование путей рациональной организации общества, изучение процессов взаимодействия природы и общества на конкретной территории.

История развития географической науки; основные этапы.

Структура современной географии; физико-географические и общественные географические науки, картография.

Элементы научных знаний: учения, теории, законы, концепции, гипотезы, понятия и термины.

Источники географической информации: экспедиционные наблюдения, исторические документы, статистика, средства массовой информации (периодические издания, радио, телевидение, Интернет), учебные материалы (учебники, атласы, справочники и пр.).

Методы географических исследований: описательный, сравнительный, картографический, статистический, моделирования, геоинформационный.

ТЕМА 1. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Природные условия и природные ресурсы — основа экономического развития. Классификация природных ресурсов по характеру их использования: для промышленности, сельского хозяйства и отдыха человека (рекреационные). Понятие о природно-ресурсном потенциале.

Территория как главный ресурс для экономического развития. Основные направления использования территории: для проживания людей, для ведения хозяйства, основа географического разделения труда, сфера геополитических интересов различных стран. Понятие об экономически эффективной территории.

Особенности пространства Мирового океана; его природная специфика, политическое и экономическое значение.

Понятие о ресурсообеспеченности территорий и стран мира.

Взаимодействие общества и природной среды. Влияние природной среды на антропологические характеристики человека, его образ жизни, хозяйственную деятельность (в том числе и на специализацию хозяйства).

История взаимоотношений природы и человека. Постоянное расширение масштабов вторжения человека в природу. Формирование ноосферы. Учение В. И. Вернадского о ноосфере.

География природопользования. Развитие человечества как история взаимоотношений человека и природы. Понятие о природопользовании. Рациональное и нерациональное природопользование. Типология стран по особенностям природопользования. Отрицательные последствия нерационального природопользования; истощение многих видов природных ресурсов и ухудшение их качества. Основные методы рационального природопользования: экономические, технологические, санитарно-гигиенические.

Практические работы. 1. Анализ ресурсообеспеченности стран мира с точки зрения перспектив их экономического развития (выполняется на основе работы с картографическими и статистическими материалами).

2. Территория как ресурс. Сравнительная характеристика двух стран на основе работы с картографическими источниками информации.

ТЕМА 2. НАСЕЛЕНИЕ МИРА

Численность и воспроизводство, половой и возрастной состав населения мира. Динамика численности населения мира в ХХ—XXI вв. Типы воспроизводства населения: традиционный, переходный и современный. Особенности естественного движения населения в странах трех типов воспроизводства. Концепция демографического перехода и его социально-экономическая основа. Демографическая политика и ее основные виды (ограничительная, стимулирующая). Возрастная структура населения различных регионов мира; «зрелые» и «молодые» регионы. Старение нации и омоложение населения — в возрастной структуре мирового населения. Продолжительность предстоящей жизни населения и ее региональные различия. Парадокс полового состава мирового населения: преобладание мужского населения в мире и преобладание женского населения в большинстве стран мира. Половозрастные пирамиды и их анализ.

Географический рисунок мирового населения. Географическая история расселения человека по планете. Основные особенности современного размещения населения. Плотность населения и отличия; ареалы повышенной плотности населения. Три типа размещения населения: городской, сельский, кочевой; их мировая география.

Понятие об урбанизации, ее основные этапы (формирующаяся, развитая и зрелая урбанизация) и их специфика. Урбанизация в развитых и развивающихся странах. Миграции населения, их критерии и виды. Внутренние и внешние, постоянные и временные миграции.

Человечество — мозаика рас и народов. Расовый состав населения мира и его региональные особенности.

Понятие об этносе (народе). Этнические процессы в современном мире: объединение, разъединение, консолидация. Национальный состав населения мира; одно-, дву- и многонациональные страны. Классификация народов мира по языковому принципу; основные языковые семьи и группы и особенности их размещения.

Современная география религий. Религии (мировые, этнические, традиционные). Очаги возникновения и современная география распространения основных религий. География паломничества к святым местам. Особенности религиозного состава населения стран мира. Храмовые сооружения как элемент культурного ландшафта; их основные виды.

Уровень и качество жизни населения. Уровень и качество жизни как основные критерии, определяющие условия жизни людей. Основные показатели уровня жизни населения: размеры доходов, размеры производства продукции в расчете на душу населения. Богатые и бедные страны мира. Уровень бедности, справедливость в распределении доходов населения. Качество жизни населения и его составляющие: экономическая, экологическая и социальная. Индекс человеческого развития (ИЧР) как показатель качества жизни населения.

Практические работы. 3. Анализ современного состояния естественного движения населения мира.

4. Географические аспекты современной урбанизации.

5. Составление характеристики идеального города-«экополиса».

ТЕМА 3. ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Особенности развития современного всемирного хозяйства. Понятие о всемирном (мировом) хозяйстве; основные этапы его развития. Факторы формирования всемирного хозяйства: глобализация, интернационализация, научно-техническая революция (НТР), социализация. Научно-технический прогресс и НТР. Научно-технический потенциал и его составляющие. Глобализация как всемирный процесс; ее проявления в экономической, политической и социальной сферах жизни современного общества. Всемирное хозяйство в эпоху глобализации; широкое развитие процессов транснационализации и экономической интеграции. Географические аспекты экономической интеграции и деятельности транснациональных корпораций (ТНК). Главные интеграционные объединения. Человек в современном всемирном хозяйстве.

Факторы размещения хозяйства. Понятия о факторах размещения производства. Основные факторы размещения хозяйства и их характеристика: территория, природно-ресурсный потенциал, экономико-географическое положение, трудовые ресурсы, потребитель, транспорт и связь, научно-технический потенциал. Изменение роли факторов в процессе исторического развития хозяйства. Типы промышленных районов: старопромышленные, новые промышленные районы, районы концентрации новейших производств. Государственная региональная политика.

«Кто есть кто» в мировой экономике. Страны мира во всемирном хозяйстве. Основные экономические показатели, определяющие место страны: размеры (масштабы), структура, темпы и уровень развития экономики. Показатели размеров экономики: валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП); страны-лидеры по размерам ВВП. Структура хозяйства и соотношение важнейших сфер экономики (сельского хозяйства, промышленности и непроизводственной сферы) по занятости населения и стоимости произведенной продукции. Различия в темпах экономического развития в странах мира на рубеже ХХ—XXI вв.; их социально-экономическая обусловленность. Основные показатели, характеризующие уровень экономического развития страны: ВВП на душу населения, производительность труда, доля наукоемкой продукции в производстве и экспорте и др.

Мировое аграрное производство. Значение аграрного производства. Страны-лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции. Структура производства в мировом сельском хозяйстве и ее региональные различия. Структура и география мирового растениеводства; ведущая роль зерновых и технических культур (главные культуры). География мирового животноводства; особенности размещения скотоводства, свиноводства и овцеводства. Уровень развития сельского хозяйства и его показатели (производительность труда, производство продукции в расчете на душу населения и единицу сельскохозяйственных угодий, уровень механизации и химизации, самообеспеченность страны продовольствием и др.).

Горнодобывающая промышленность мира. Горнодобывающая промышленность во всемирном хозяйстве. Структура добычи минерального сырья; особая роль топлива металлических руд. Изменения в структуре производства и географии мировой топливной промышленности. Особенности географии добычи минерального сырья. Страны-лидеры в добыче полезных ископаемых; ведущие и главные горнодобывающие державы. Актуальные проблемы развития горнодобывающей промышленности мира: ресурсообеспеченность, рациональное использование, резкие колебания цен на сырье и пр.

Обрабатывающая промышленность мира. Роль обрабатывающей промышленности во всемирном хозяйстве. Особенности географии мировой обрабатывающей промышленности; ведущая роль стран Азии, страны-лидеры. Прогрессивные сдвиги в структуре обрабатывающей промышленности; ведущая роль машиностроения и химической промышленности. Структура мирового машиностроения; особое значение автомобильной промышленности (ее современная география).

Непроизводственная сфера мирового хозяйства. Место непроизводственной сферы в мировом хозяйстве. Структура непроизводственной сферы: услуги, финансы, транспорт и связь, внутренняя торговля, управление. Особенности географии отдельных секторов непроизводственной сферы. Главные виды деловых и потребительских услуг; их география.

Мировая транспортная система. Транспортная система мира; ее география; влияние НТР; роль отдельных видов транспорта. Обеспеченность транспортными путями. Типы конфигурации транспортной сети. География главных мировых грузопотоков. Уровень развития транспорта и его показатели.

Современная информационная экономика. Развитие информационной экономики и информационной индустрии в постиндустриальную эпоху. Структура и география информационной экономики. Основные виды информационных услуг. Типы научно-производственных центров: технополисы, города науки, технопарки; их географическая специфика.

Практические работы. 6. Структура производства в мировом сельском хозяйстве и ее региональные различия.

7. Географические сдвиги в размещении промышленности мира.

8. География горнодобывающей промышленности мира.

9. Анализ картографических источников информации (атлас, карты в учебнике и пр.). Составление на их основе географических характеристик отдельных производств мирового хозяйства.

Современные мирохозяйственные связи. Международное географическое разделение труда (МГРТ) как основа развития международных экономических отношений (МЭО). Труды Н. Н. Баранского. Международная специализация производства и ее виды: межотраслевая, предметная, технологическая и подетальная. Подетальная специализация и международное кооперирование производства. Масштабы участия стран в МЭО; ведущая роль стран-лидеров (США, Япония, Китай, Германия). Степень участия стран в МЭО; различный уровень «открытости» их экономики. Понятие о международной конкурентоспособности стран; определяющие ее факторы. Основные формы МЭО: международная специализация и кооперирование производства, внешняя торговля товарами, внешняя торговля услугами (финансовые отношения, торговля научно-техническими знаниями, международный туризм, международный рынок рабочей силы).

Внешняя торговля товарами. Динамичное развитие внешней торговли как свидетельство дальнейшей интернационализации производства. Прогрессивные сдвиги в структуре внешней торговли — постоянное увеличение доли готовой промышленной продукции и уменьшение доли сырья. Особенности географии мировой внешней торговли; ведущая роль стран-лидеров. Главные торговые потоки: внутриевропейская и внутриазиатская торговля. Баланс (сальдо) внешней торговли; факторы его формирования и экономическая роль. Уровень развития внешней торговли.

Международные финансовые отношения. Международные финансовые отношения (МФО) как совокупность трех мировых рынков — валютного, кредитного и инвестиционного. Понятие о валюте; виды валют (национальная, иностранная, коллективная, резервная). Главная коллективная валюта — евро и география ее распространения. Доллар США и евро — основные резервные валюты мира. География мировой валютной торговли. Валютные резервы и золотой запас стран мира; источники их формирования и экономическая роль. Роль международных кредитов в развитии экономики; государственное и частное кредитование. Внешняя задолженность стран мира; причины ее образования и возможности ликвидации. Мировой рынок инвестиций и его география. Новые мировые финансовые центры и специфика их деятельности («налоговые гавани» и офшоры).

Международный туризм. Экономическая роль международного туризма. Классификация видов туризма — приморский, морской круизный, горнолыжный, познавательный, религиозный паломнический и др., их география. Основные туристические потоки — внутриевропейский, американоевропейский. Регионы и страны-лидеры международного туризма; ведущая роль Европы, европейских стран (Франции, Испании и Италии), а также США и Китая.

Практические работы. 10. География современной внешней торговли (работа с картографическими и статистическими источниками информации).

11. Международные финансовые отношения.

12. Работа с картографическими и статистическими источниками информации (атлас, карты в учебнике, статистические данные и пр.).



Раздел II. Многоликая планета (39 ч)

ТЕМА 4. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЛИК РЕГИОНОВ И СТРАН МИРА

Общая характеристика регионов и стран мира.

Понятие о географическом регионе и субрегионе. Части света как историко-географические регионы мира; их географическое наследие и географическая специфика. Географическое наследие включает в себя элементы культуры и цивилизации, оказавшие большое влияние на современные географические особенности региона. Географическая специфика региона, историко-географический анализ пространственного рисунка размещения населения и хозяйства. Особенности состава каждого региона мира. Место регионов в современном мире. Политическая карта как «политический портрет мира»; ее особенности. Государства и страны на политической карте. Особенности территории стран — географическое положение, величина, конфигурация. Государственное устройство стран мира: формы правления (республики и монархии) и территориально-государственное устройство (унитарные страны и федерации). Специфика государственного устройства некоторых стран мира — абсолютные и теократические монархии, страны Содружества и др. Непризнанные государства на карте мира.

Геополитический образ мира. Понятие о геополитике. Составляющие геополитики: определение сферы геополитических интересов страны, построение системы отношений с различными странами, разработка методов обеспечения интересов государства. Сферы геополитических интересов различных стран мира и методы обеспечения геополитических интересов страны — экономические, политические, военные, культурологические и др. Геополитическое положение стран мира и его составляющие — экономическая и военная мощь, ресурсный потенциал и др. Современная геополитическая ситуация в мире. Политическая география как ветвь географической науки.

Практические работы.

13. Оценка геополитического положения страны.

14. Сравнительная оценка геополитического положения двух стран.

15. Геополитическое положение страны — категория историческая.

ТЕМА 5. ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА

Зарубежная Европа в современном мире. Место зарубежной Европы: небольшая территория и численность населения, ограниченный природно-ресурсный потенциал, крупный экономический и военный потенциал, большой геополитический вес. Политическая карта и изменения на ней во второй половине ХХ в. Высокая степень заселенности территории. «Старение нации» и массовая иммиграция. Зрелая урбанизация; крупнейшие агломерации и мегалополисы. Однородность этнического и религиозного состава населения большинства стран. Этнические и конфессиональные проблемы и конфликты. Крупный экономический потенциал, ведущие позиции в системе международных экономических отношений. Европа — зона активных интеграционных процессов. Влияние интеграции на географию хозяйства региона. Особенности географического (пространственного) рисунка европейского хозяйства: высокая степень освоенности территории, единое экономическое пространство. Основные этапы формирования европейского экономического пространства: начало нашей эры, периоды раннего и развитого феодализма, эпоха позднего феодализма и Великих географических открытий, ХШ—XIX вв., первая и вторая половина ХХ в. Современный пространственный рисунок европейского хозяйства; главное экономическое ядро, основные экономические ареалы, экономическая ось.

Внутренние географические различия в Европе. Северная Европа. Норвегия — природная среда в жизни человека. Природные, политические и социально-экономические различия внутри зарубежной Европы. Географические субрегионы и их специфика. Различные варианты выделения субрегионов. Северная Европа: приморское положение; морские, лесные, гидроэнергетические ресурсы; малая числен - ность населения и высокие стандарты жизни; старые (рыболовство, лесное хозяйство, судоходство и пр.) и новые (добыча нефти и природного газа, электроника и пр.) отрасли международной специализации хозяйства. Природные условия и природные ресурсы как основа зарождения и развития хозяйства Норвегии. Особая роль моря в жизни норвежцев. Традиционные виды хозяйства: морское и лесное хозяйство, горно-металлургическое производство. Развитие рыболовства, морского транспорта, целлюлозно-бумажной и алюминиевой промышленности. Нефтяная эпоха в жизни Норвегии; изменения в структуре хозяйства и новая международная специализация страны; значительное повышение уровня жизни населения. Особенности размещения населения и хозяйства страны: особая роль прибрежных районов и столичной агломерации.

Средняя Европа. Германия — «экономический локомотив Европы». Географический облик Средней Европы: значительная численность населения, массовая иммиграция; крупный экономический потенциал и ведущая роль стран субрегиона в мировом хозяйстве и международных экономических отношениях, крупномасштабное развитие всех основных производств; экологические проблемы.

Историко-географические и социальные факторы превращения Германии в европейского лидера. Длительная политическая раздробленность Германии; поздняя индустриализация. Раскол и объединение Германии во второй половине ХХ в. Географическое положение Германии в Европе: «ключевое» центральное положение, высокая степень соседства (большое количество стран-соседей). Ограниченный природно-ресурсный потенциал страны; значительные ресурсы угля и калийных солей; благоприятные агроклиматические ресурсы. Крупная численность населения; «нулевой» прирост населения и массовая иммиграция. Традиционные трудовые навыки населения. Возрастающая роль немецкого языка в современном мире. Крупные масштабы и высокий уровень развития хозяйства страны. Высокая экспортность производства; активное участие в системе международных экономических отношений. «Полицентрический» пространственный рисунок немецкого хозяйства и его исторические корни. Ведущая роль крупнейших промышленно-городских агломераций.

Средняя Европа. Многоликая Франция. Особенности географического положения и природных условий Франции. Многообразие природных ландшафтов страны. Население Франции: черты сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами. Особая роль Парижа и столичной агломерации. Национальный состав населения; иммигранты и национальные меньшинства, особенности их размещения. Значительные масштабы и высокий уровень развития французского хозяйства. Отрасли международной специализации — агропромышленный и военно-промышленный комплексы, туризм и др. Регионы страны и их географический облик — Парижский, Восточный, Лионский, Западный, Юго-Западный и Средиземноморский.

Средняя Европа. Великобритания: от традиций до современности. Великобритания как одна из великих держав; ее место в современном мире. Историко-географические особенности формирования населения (иберийцы, кельты, римляне, англы, саксы). Национальный состав населения: англичане, шотландцы, валлийцы (уэльсцы), ольстерцы. Британия — страна традиций; политические традиции, традиционный образ жизни британцев. Внутренние географические различия. Географический облик районов страны: Юго-Восток, Юго-Запад, Центральная Англия, Йоркшир и Ланкашир, Северная Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия (Ольстер).

Южная Европа. Италия на мировых рынках. Географический облик Южной Европы: приморское положение; крупные рекреационные ресурсы мирового значения; отрасли международной специализации (туризм, субтропическое земледелие, легкая промышленность и современные производства). Факторы формирования специализации хозяйства. Приморское положение в Средиземноморском бассейне. Благоприятные агроклиматические и рекреационные ресурсы. Значительные трудовые ресурсы. Коренное изменение характера внешних миграций населения во второй половине ХХ в. — от эмиграции к иммиграции. Европейская экономическая интеграция и углубление международной специализации итальянского хозяйства. Особое место Италии на международных рынках потребительских товаров и туризма. Роль Севера и Юга Италии в хозяйстве и экспорте страны.

Восточная Европа. Венгрия — страна на перекрестке Европы. Восточная Европа: значительный ресурсный потенциал; коренные социально-экономические преобразования, смена моделей развития; вступление большинства стран в ЕС и НАТО. Центральное положение Венгрии на Европейском континенте. Заселение территории финно-угорскими народами и создание Венгерского государства. Географическое положение и его влияние на этноконфессиональный состав населения. Современное геополитическое положение страны: интеграция в Западную Европу, участие в НАТО, ЕС и Шенгенском соглашении. Западноевропейская внешнеэкономическая ориентация и международная специализация; развитие международного туризма (в том числе транзитного). Влияние географического положения на формирование пространственного рисунка размещения населения и хозяйства страны. Доминирующая роль Будапешта в жизни страны.

Практические работы.

16. Транспортные узлы зарубежной Европы.

17. Феномен стареющего населения.

18. Сравнительная характеристика моделей социально-экономического развития на примере двух стран.

19. Сравнительная характеристика отраслей международной специализации двух стран.

20. Географический образ одной из стран Европы (Великобритания, Франция).

21. На контурной карте одного из субрегионов зарубежной Европы нанести 10 объектов (природных, экономических, культурно-географических, исторических и т. д.), которые, с вашей точки зрения, определяют «лицо» субрегиона. Написать краткое эссе.



ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

    1. Создание наглядного пособия «Влияние природной среды на жизнь и деятельность человека в разные эпохи».

    2. Проведение исследования «Влияние половой и возрастной структуры населения на социально-экономическое развитие страны».

    3. Проведение исследования «Какие страны и почему отличаются высоким показателем коэффициента Джини?».

    4. Проведение исследования «Влияние религии на различные стороны жизни людей».

    5. Проведение исследования «Роль и место крупных стран в международных экономических отношениях».

    1. Проведение исследования «Роль международных финансовых организаций в современном мире».

    2. Создание фотовыставки «Туристический потенциал России».

    3. Создание презентации «Влияние глобализации на государства и экономические отношения между ними».

    4. Создание презентации «Особенности этнического и религиозного состава населения Германии».

    5. Создание наглядного пособия «Зависимость типов хозяйства Азии от природных условий».

    6. Создание презентации «Модель социально-экономического развития одной из бывших республик СССР».

    7. Проведение исследования «Положительные и отрицательные последствия высоких темпов роста экономики Китая».

    8. Создание наглядного пособия «Модели социально-экономического развития стран Азии».

    9. Проведение исследования «Влияние иммиграции на формирование населения современной Америки».

    10. Создание презентации «Участие стран Африки в системе международных экономических отношений».

    11. Создание наглядного пособия «Взаимосвязь глобальных проблем».



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. А. П. Кузнецов, Э. В. Ким. География. 10—11 классы. Базовый уровень. Учебник.

  2. А. П. Кузнецов, Э. В. Ким. География. 10—11 классы. Базовый уровень. Электронная форма учебника.

  3. Э. В. Ким, А. П. Кузнецов. География. 10—11 классы. Базовый уровень. Методическое пособие.

  4. А. П. Кузнецов, Э. В. Ким. География. 10—11 классы. Базовый уровень. Рабочая тетрадь.

Тематическое планирование учебного материала

Раздел. Тема

Количество часов

1

Раздел I ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

24

2

Введение.

1

3

Тема 1: Природа и человек в современном мире.

3

4

Тема 2. Население мира. 

6

5

Тема 3. География мирового хозяйства.

14

6

Раздел II МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА

10

7

Тема 4. Географический облик регионов и стран мира.

2

8

Тема 5. Зарубежная Европа. Огромная роль маленького региона.

8

Всего


34





Практические работы

Название работы

1

Анализ ресурсообеспеченности стран мира с точки зрения перспектив их экономического развития (выполняется на основе работы с картографическими и статистическими материалами).

2

Территория как ресурс. Сравнительная характеристика двух стран на основе работы с картографическими источниками информации.

3

Анализ современного состояния естественного движения населения мира.

4

Географические аспекты современной урбанизации.

5

Составление характеристики «идеального города» — «экополиса»

6

Структура производства в мировом сельском хозяйстве и ее региональные различия.

7

Географические сдвиги в размещении промышленности мира.

8

География горнодобывающей промышленности мира.

9

Анализ картографических источников информации (атлас, карты в учебнике и пр.). Составление на их основе географических характеристик отдельных производств мирового хозяйства.

10

География современной внешней торговли (работа с картографическими и статистическими источниками информации).

11

Международные финансовые отношения.

12

Работа с картографическими и статистическими источниками информации (атлас, карты в учебнике, статистические данные и пр.).

13

Оценка геополитического положения страны.

14

Сравнительная оценка геополитического положения двух стран.

15

Геополитическое положение страны — категория историческая.

16

Транспортные узлы зарубежной Европы.

17

Феномен стареющего населения.

18

Сравнительная характеристика моделей социально-экономического развития на примере двух стран.

19

Сравнительная характеристика отраслей международной специализации двух стран.

20

Географический образ одной из стран Европы (Великобритания, Франция).

21

На контурной карте одного из субрегионов зарубежной Европы нанести 10 объектов (природных, экономических, культурно-географических, исторических и т. д.), которые, с вашей точки зрения, определяют «лицо» субрегиона. Написать краткое эссе.







Календарно-тематическое планирование курса «География» (базовый уровень), 10 класс



Тема урока


Дата


Тип урока


Содержание


Виды деятельности


Практические работы


Домашнее задание

Географическая картина мира (24 часа)

Тема 1. Природа и человек в современном мире (3 часа)

1

Введение. География как наука. Методы географических исследований и источники географической информации


Лекция с элементами беседы

Уникальная роль географии как науки, изучающей во взаимодействии природу, человека и общество, мир в его целостности и разнообразии. Этапы развития географической науки. Географическая система научных знаний и методов исследования. Источники географических знаний

Определять необходимые источники географической информации: карты, статистика, текстовые источники, материалы периодической печати и т. д.

Сравнивать основные источники географической информации и выделять особенности каждого из них.

Читать и анализировать тематические карты и картосхемы, статистические и графические материалы.

Объяснять различия в географии населения, природных ресурсов и географии хозяйства отдельных регионов и стран с использованием сравнительного и системного подходов. Формулировать выводы, составлять сравнительные характеристики


§1, схема

2

Природные условия и природные ресурсы – основа экономического развития


Лекция

Основные этапы взаимоотношений человека и природы. Влияние природных условий и ресурсов на образ жизни и хозяйственную деятельность людей. Необходимость рационального природопользования

Работать с новыми понятиями. Выполнять практические работы

П.р. №1Анализ ресурсообеспеченности стран мира с точки зрения перспектив их экономического развития (выполняется на основе работы с картографическими и статистическими материалами).

§2

3

Взаимодействие общества и природой среды


Изучение нового материала


§3, лекция

4

География природопользования


Практикум


П.р.№2Территория как ресурс. Сравнительная характеристика двух стран на основе работы с картографическими источниками информации.

§4

Тема 2. География населения мира(6 часов)

5

Численность, воспроизводство, половой и возрастной состав населения


Изучение нового материала

Население страны — ее главный ресурс. Человеческий потенциал. Основные характеристики населения страны: численность, воспроизводство, этнический и религиозный состав, расселение.

Уровень и качество жизни населения — показатели условий жизни населения страны

Работать с различными источниками информации — картами, диаграммами, статистикой, текстом учебника. Отрабатывать умения использования терминологии по теме. Характеризовать демографические и этносоциальные процессы в разных странах, находить особенности протекания данных процессов.

Составлять характеристики региональных типов воспроизводства населения.

Сравнивать страны по уровню и качеству жизни населения

П.р.№3Анализ современного состояния естественного движения населения мира.

§5, таблица

6

Географический рисунок мирового расселения


Практикум

П.р.№4Географические аспекты современной урбанизации.

§6

7

Человечество – мозаика рас и народов


Изучение нового материала


§7

8

Современная география религий


Семинар


§8

9

Уровень и качество жизни населения


Изучение нового материала


§9

10

Обобщение знаний по теме «Население мира»


Практикум


П.р.№5Составление характеристики «идеального города» — «экополиса».


§ 5-9

Тема 3. География отраслей мирового хозяйства (14 часов)

11

Особенности развития современного мирового хозяйства


Изучение нового материала

Современная характеристика особенностей развития всемирного хозяйства.

Факторы, определяющие пространственное размещение хозяйства, отдельных промышленных районов. Влияние НТР, процессов глобализации на разных этапах развития всемирного хозяйства. Современные особенности развития и размещения отраслей хозяйства в мире. Характеристика отраслей хозяйства первичной сферы: мировое аграрное производство, горнодобывающая промышленность мира — старейшие виды хозяйства. Отрасли обрабатывающей промышленности — сдвиги в структуре и размещении. Современные отрасли в аспекте особенностей их развития под влиянием современных процессов в экономике и политике. Информационная экономика — основа современной экономической деятельности. Мировая транспортная система — основа МГРТ.

Современные мирохозяйственные связи и их основные формы: внешняя торговля товарами, международные финансовые отношения, международный туризм

Выявлять взаимосвязи между современным развитием всемирного хозяйства и глобализацией как главной движущей силой его развития. Характеризовать отрасли современного хозяйства, промышленных районов, их типологии.

Определять пространственный рисунок размещения хозяйствам выявлять факторы, влияющие на размещение хозяйства.

Определять уровень экономического развития различных стран, составлять сравнительную характеристику. Изучать старые и новые формы МЭО и определять масштабы участия различных стран в системе международных экономических отношений


§10

12

Факторы размещения хозяйства


Лекция с элементами беседы


§11

13

«Кто есть кто» в мировой экономике


Практикум


§12

14

Мировое аграрное производство


Лекция с элементами беседы

П.р.№6 Структура производства в мировом сельском хозяйстве и ее региональные различия.

§13

15

Горнодобывающая промышленность мира


Практикум

П.р.№7 Географические сдвиги в размещении промышленности мира.

§14, работа на к/к

16

Обрабатывающая промышленность мира


Изучение нового материала

П.р.№8 География горнодобывающей промышленности мира.

§15

17

Непроизводственная сфера мирового хозяйства


Изучение нового материала

П.р.№9 Анализ картографических источников информации (атлас, карты в учебнике и пр.). Составление на их основе географических характеристик отдельных производств мирового хозяйства.

§16

18

Мировая транспортная система


Лекция с элементами беседы



§17

19

Современная информационная экономика


Практикум


§18

20

Современные мирохозяйственные связи


Лекция


§19

21

Внешняя торговля товарами


Изучение нового материала

П.р.№10 География современной внешней торговли (работа с картографическими и статистическими источниками информации).

§20

22

Международные финансовые отношения


Лекция с элементами беседы

П.р.№11 Международные финансовые отношения.

§21

23

Международный туризм


Семинар


§22

24

Обобщение знаний по теме «География мирового хозяйства»


Практикум

П.р.№12 Работа с картографическими и статистическими источниками информации (атлас, карты в учебнике, статистические данные и пр.).

§10-22

Раздел II. Многоликая планета

Тема 1 Географический облик регионов и стран мира (2 часа)

25

Общая характеристика регионов и стран мира.


Изучение нового материала

Критерии выделения историко-географических регионов.

Страна и государство, специфика государственного устройства стран мира.

Геополитический образ мира

Объяснять принципы районирования мира, критерии выделения историкогеографических регионов.

Работать с таблицами в учебнике для составления характеристики регионов мира и сравнения их с Россией. Объяснять понятие «географическое положение страны». Определять характер влияния величины и конфигурации территории на ее географическое положение.

Проводить дискуссии с обсуждением роли факторов, определяющих политическую стратегию государства

П.р.№13 Оценка геополитического положения страны.


§23

26

Геополитический образ мира.


Изучение нового материала

П.р.№14 Сравнительная оценка геополитического положения двух стран.

П.р.№15 Геополитическое положение страны — категория историческая.

§24

Тема 2 Зарубежная Европа (8 часов).

27

Зарубежная Европа в современном мире


Беседа с элементами лекции

Общая характеристика Европы; место региона в мире.

Европа — один из ведущих центров мирового хозяйства.

Европейская интеграция и ее влияние на экономическую, политическую и культурную жизнь.

Деление Европы на субрегионы. Субрегионы зарубежной Европы; их географическая специфика

Работать с источниками в СМИ для составления характеристики современного политико-географического положения отдельных стран зарубежной Европы.

Работать с картами, статистикой, интернет-ресурсами, дополнительными источниками информации для выявления географической специфики отдельных субрегионов и стран зарубежной Европы:

  • Северная Европа. Норвегия: влияние природной среды на жизнь человека;

  • Средняя Европа. Германия — «экономический локомотив Европы»;

  • Средняя Европа. Многоликая Франция;

  • Средняя Европа. Великобритания: от традиций до современности;

  • Южная Европа. Италия на мировых рынках;

Восточная Европа. Венгрия — страна на перекрестке Европы

П.р.№16 Транспортные узлы зарубежной Европы.

П.р.№17 Феномен стареющего населения.

§25

28

Внутренние различия в Европе. Северная Европа. Норвегия: природная среда в жизни человека


Практикум


§26, сообщения.

29

Средняя Европа. Германия – «экономический локомотив Европы»


Изучение нового

П.р.№18 Сравнительная характеристика моделей социально-экономического развития на примере двух стран.

§27, сообщения.

30

Средняя Европа. Многоликая Франция


Практикум

П.р.№19 Сравнительная характеристика отраслей международной специализации двух стран.

§28, сообщения.

31

Средняя Европа. Великобритания: от традиций до современности


Практикум

П.р.№20 Географический образ одной из стран Европы (Великобритания, Франция).

§29, сообщения.

32

Южная Европа. Италия на мировых рынках


Изучение нового


§30, сообщения.

33

Восточная Европа. Венгрия – страна на перекрестке Европы


Практикум



§31, сообщения.

34-35

Обобщение знаний по теме « Зарубежная Европа»

Обобщение знаний по всем темам





П.р.№21 На контурной карте одного из субрегионов зарубежной Европы нанести 10 объектов (природных, экономических, культурно-географических, исторических и т. д.), которые, с вашей точки зрения, определяют «лицо» субрегиона. Написать краткое эссе.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!