Муниципальное общеобразовательное учреждение
Гимназия имени А.Л. Кекина г. Ростова Ярославской области
Рассмотрена Утверждена
на заседании кафедры приказ по гимназии №
протокол № от « » 20
от « » 20 г.
Рабочая программа
по географии
для 10- 11 класса
среднего общего образования
Учитель географии
Солдатова Е.Г
г. Ростов, 2016 – 2017 г.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «География» для средней школы – 10 - 11 классы - составлена:
в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего среднего образования к результатам изучения учебного предмета «География», 2004 г.;
на основе программы курса географии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень), Москва 2011, автор – составитель В.П. Максаковский;
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение географии в 10-11 классах отводится не менее 70 часов. Календарным учебным графиком школы установлено 34 учебные недели, поэтому на изучения географии в 10-11 классах отводится 68 часов.
10 класс 1 часа в неделю, всего 34 часа;
11 класс 1 часа в неделю, всего 34 часа.
Данное распределение часов соответствует содержанию программы по географии под редакцией Максаковского В.П.
Данная рабочая программа для изучения учебного предмета «География» в 10-11 классах средней школы также рассчитана на 68 учебных часов.Рабочая программа предусматривает некоторые изменения:
Чтобы привести в соответствие учебную нагрузку и рабочую программу по географии в 10-11 классах, авторская программа уплотнена с 70 часов до 68 часов (по 34 часа в каждом классе)
В рабочую программу внесены изменения: изучение темы «Россия в современном мире» рекомендовано в 11 классе, а в рабочей программе отводится 2 часа в 10 классе. При составлении рабочей программы по географии в авторскую программу внесены следующие изменения: часть II «Региональная характеристика мира» полностью перенесена в 11 класс, что позволит учащимся более целостно представить географическую картину мира. Количество часов в рабочей программе темы 11 «Россия в современном мире» уменьшено на 3 часа в связи с тем, что данные о России приводятся во всех темах общей характеристики мира, включая текстовые карты и статистические материалы.
Настоящая рабочая программа и тематическое планирование предполагает использование учебно-методического комплекта:
1. В.П. Максаковский «Программы общеобразовательных учреждений. География 10 – 11 классы Базовый уровень» 2011год.
2. В.П. Максаковский География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций: базовый уровень / В.П. Максаковский. – 17-е изд. – М. Просвещение, 2009.
3.География 10 кл.: атлас. – 3-е изд. испр. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2014 – 40 с.: карт. ил.
4.Контурная карта. 10 класс. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2014г.
Цели:
освоение системы географических знанийо целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, её роль в международном географическом разделении труда;
уметь
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснятьресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов
Учебно-тематический план 10 класс
Содержание программы Раздел, тема | Авторская программа | Рабочая программа | Практические работы |
Введение | 1 | 1 | 1 |
Часть I. Общая характеристика мира | | | 22 |
Тема 1. Современная политическая карта мира | 4 | 4 | 3 |
Тема 2. Природа и человек в современном мире | 6 | 6 | 3 |
Тема 3. География население мира | 6 | 6 | 6 |
Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство | 7 | 7 | 4 |
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства | 8 | 8 | 5 |
Раздел 5. Россия в современном мире | 3 | 2 | 1 |
Итого | 35 | 34 | 23 |
Учебно-тематический план 11 класс
Содержание программы | Авторская программа | Рабочая программа | Практические работы |
Часть 2. Региональная характеристика мира | 30 | 29 | |
Введение | - | 1 | 1 |
Тема 6. Зарубежная Европа | 6 | 6 | 3 |
Тема 7. Зарубежная Азия | 10 | 8 | 6 |
Тема 8. Африка | 4 | 4 | 3 |
Тема 9. Северная Америка | 6 | 6 | 3 |
Тема 10. Латинская Америка | 4 | 4 | 2 |
Часть 3. Тема 12. Глобальные проблемы человечества | 5 | 5 | 2 |
Итого | 35 | 34 | 20 |
Тематическое планирование 11 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Домашнее задание | дата |
|
Часть II. Региональная характеристика мира – 29 часов Введение – 1 час | |
1 | Многообразие стран мира. Тренировочная практическая работа №1 «Составление плана-схемы типов стран по экономическому развитию» | Записи в тетради | |
Тема 6. Зарубежная Европа – 6 часов | |
2 | Общая характеристика Зарубежной Европы Обучающая практическая работа №2 «Характеристика государственного строя стран Зарубежной Европы» | С.179-183 | |
3 | Хозяйство Зарубежной Европы Тренировочная практическая работа №3«Выделение главных промышленных и сельскохозяйственных районов Европы» | С.183-192 | |
4 | Сельское хозяйство и сфера обслуживания | С.192-197 | |
5 | Географический рисунок расселения и хозяйства Обучающая практическая работа № 4«Составление экономико-географической характеристики одной из стран Европы» | 197-202 | |
6 | Субрегионы и страны Зарубежной Европы | С.202-210 | |
7 | Обобщение по теме «Зарубежная Европа» | С.216, з.6, с.218-220 вопросы | |
Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия – 8 часов | |
8 | Общая характеристика стран Зарубежной Азии. Население Обучающая практическая работа № 5 «Объяснение размещения основных густонаселённых районов Азии, сопоставление по этому показателю с Европой» | С.223-237 | |
9 | Хозяйство Зарубежной Азии Итоговая практическая работа №6 «Обозначение на контурной карте стран Азии, различающихся по форме правления» | С.231-235 | |
10 | Китай Тренировочная практическая работа №7 «Анализ картосхемы «Экономические зоны Китая» | С.235-241 С.267 з.7 | |
11 | Япония Тренировочная практическая работа № 8 «Территориальная структура хозяйства Японии» | С.241-249, с.268 з.13 | |
12 | Индия Обучающая практическая работа № 9«Составление схемы логических связей по теме: «Население Индии» | С.250-257 | |
13 | Австралия Тренировочная практическая работа №10«Составление краткой экономико- географической характеристики Австралии» | С.257-258 | |
14. | Мини-проекты 1. Составление плана-проекта экскурсии по Пекину. 2. Составление плана-проекта экскурсии по Японии | С.267-268, з.8, 12,14, 16 | |
15 | Итоговый урок по теме: «Зарубежная Азия». | С.269 з.20 | |
Тема 8. Африка – 4 часа | |
16 | Общая характеристика Африки. | С.273-278 | |
| Тренировочная практическая работа №11 «Классификация стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми» | Записи в тетради | |
17 | Общая характеристика хозяйства стран Африки Итоговая практическая работа №12 «Классификация стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми» | С.278-281 | |
18 | Субрегионы Африки. Проектные работы 1. Строительство трансафриканских железнодорожных и транспортных магистралей. 2. Обводнение Сахары. | С.281-284 | |
19 | Южно-Африканская Республика Тренировочная практическая работа № 13 «Составить в тетради таблицу для сравнения Северной, Тропической Африки и ЮАР» | С. 284-286 С.291-292 вопросы | |
Тема 9. Северная Америка – 6 часов | |
20 | Общая характеристика США. Обучающая практическая работа № 14 «Составление конспективно-справочной таблицы – Главные районы черной металлургии США» | С.295-300 С.323 З.1 | |
21 | Характеристика хозяйства США. Итоговая практическая работа №15 «Составление конспективно-справочной таблицы «Главные районы чёрной металлургии США» | С.300-307 С.323 з.4,5,6,7 | |
22 | География сельского хозяйства, транспорта и сферы обслуживания. Главные туристские районы | С.307-310 С.325 з.9 | |
23 | Макрорайоны США. Тренировочная практическая работа № 16 «Сравнительная характеристика макрорегионов США» | С.311-316 | |
24 | Экономико-географическая характеристика Канады | С.316-318 С.325 з.12 | |
25 | Урок контроля знаний то теме:«Северная Америка» | С.325 З. 10,11,13 | |
Тема 10. Латинская Америка – 4 часа | |
26 | Общая характеристика Латинской Америки Тренировочная практическая работа № 17 «Сравнительная характеристика Аргентины, Мексики и Бразилии» | С.331-337 | |
27 | Общая характеристика и территориальная структура хозяйства Латинской Америки | С.337-340 | |
28 | Бразилия – самая большая страна Латинской Америки | С.340-343 | |
29 | Обобщение по теме: Развивающие страны мира» Тренировочная практическая работа №18 «Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки» | С.346-347 з.1,2,3,4,5,12 | |
Часть III. Тема 12. Глобальные проблемы человечества – 5 часов | |
30 | Глобальные проблемы человечества и их причины Обучающая практическая работа №19 «Как написать реферат на тему «Глобальные проблемы человечества | С.351 | |
31 | Характеристика глобальных проблем Защита рефератов по теме: «Глобальные проблемы человечества» | С.351-364, записи в тетради | |
32 | Экологические проблемы Тренировочная практическая работа № 20 «Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества» | С 353-354, записи, задание в конт.карте | |
33 | Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты | С.364-368 С.373- 374 вопросы | |
34 | Обобщение «Мировое хозяйство» | записи | |
Содержание программы учебного предмета
11 класс
Введение 1 час. Многообразие стран мира. Типология стран мира по экономическому развитию. Политико-географическое положение страны (ПГП). Государственный строй. Международные организации. Геополитика
Практическая работа: Составление плана-схемы типов стран по экономическому развитию.
Часть 2. Региональная характеристика мира 29 часов
Тема 6. Зарубежная Европа - 6 часов
Общая характеристика региона: территория, границы, положение и его особенности, природные условия и ресурсы. Население Зарубежной Европы: воспроизводство, состав, миграции, урбанизация, западноевропейский тип города, субурбанизация. Хозяйство: место региона в мире, различия между странами. Промышленность и ее главные отрасли. Сельское хозяйство: три главных типа; понятия – землевладение и землепользование. Транспорт: главные магистрали и узлы. Географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы. «Центральная ось» развития – главный Элемент территориальной структуры региона. Высокоразвитые, старопромышленные, аграрные районы и районы нового освоения. Международная экономическая интеграция и ее влияние на территориальную структуру хозяйства. Германия.
Практические работы:
Характеристика государственного строя стран Зарубежной. Европы
Выделение главных промышленных и сельскохозяйственных районов Европы».
Составление экономико-географической характеристики одной из стран Европы».
Тема 7. Зарубежная Азия - 8 часов
Характерные черты экономико-географического положения, география природных условий, населения, промышленности, сельского хозяйства, природоохранных проблем Зарубежной Азии и четырех ее регионов.
Экономико- и социально-географическая характеристика Китая.
Экономико- и социально-географическая характеристика Японии.
Экономико- и социально-географическая характеристика Индии.
Краткая обзорная характеристика Австралии.
Ключевые понятия темы: азиатский тип города, мегалополис, «технополис», «полюс роста»
Практические работы:
Объяснение размещения основных густонаселённых районов Азии, сопоставление по этому показателю с Европой
Отбор картографического материала, анализ его для объяснения особенностей размещения основных промышленных, сельскохозяйственных и рекреационных регионов Азии.
Анализ картосхемы «Экономические зоны Китая»
Территориальная структура хоз-ва Японии. Международные экономические связи Японии (картосхема)
Составление схемы логических связей по теме: «Население Индии
Составление краткой экономико- и социально- географической характеристики Австралии
Тема 8. Африка - 4 час.
Характерные черты экономико-географического положения, географии природных ресурсов и условий, населения, промышленности, сельского хозяйства, природоохранных проблем Африки ее регионов. Представление о монокультуре. Образ территории Северной Африки. Образ территории Тропической Африки.
Ключевые понятия темы: Колониальный тип отраслевой структуры хозяйства, монокультура, арабский тип города, апартеид.
Практические работы:
Выделение по карте главных районов добывающей промышленности и тропического земледелия региона мирового масштаба
Классификация стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми.
Тема 9. Северная Америка - 6 часов
Характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и условий, населения США. Общая характеристика хозяйства США. Основные черты промышленности, сельского хозяйства, транспорта, природопользования США, главные промышленные и сельскохозяйственные районы. Макрорайонирование США и облик каждого из четырех макрорайонов.
Экономико- и социально-географическая характеристика Канады.
Ключевые понятия темы: североамериканский тип города, постадийная специализация, североамериканский тип транспортной системы, промышленный пояс.
Практические работы:
Составление конспективно-справочной таблицы - Главные районы черной металлургии США.
Составление конспективно-справочной таблицы «Промышленные пояса США.
Сравнительная характеристика макрорегионов США.
Тема 10. Латинская Америка - 4 часа
Характерные черты экономико-географического положения, географии природных ресурсов и условий, населения, отраслевой и территориальной структуры хозяйства, природоохранных проблем Латинской Америки.
Экономико- и социально-географическая характеристика страны - субрегиона Бразилии.
Ключевые понятия темы: латиноамериканский тип города, «ложная урбанизация», латифундия, колониальный тип территориальной структуры хозяйства.
Практические работы:
1.Сравнительная характеристика Аргентины, Мексики и Бразилии
Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки
Тема 11. Россия в современном мире - 4 часа
Природно-ресурсный потенциал страны. Организация рационального природопользования. Население России. Качественные и количественные характеристики. ИЧР и его значение для оценки качества жизни населения.
Место России в мировом хозяйстве, проблемы, связанные с ее врастанием в мировую экономику.
Важнейшие особенности отраслевой, территориальной структуры хозяйства
Характеристика современного этапа преобразований экономики.
Ключевые понятия темы: Рыночные отношения, перестройка, безработица, шоковая терапия.
Практические работы:
Нанесение на контурную карту крупнейших месторождений минеральных ресурсов России.
2.Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции».
3.Построение диаграмм экспорта и импорта внешней торговли».
Часть 3. Глобальные проблемы человечества (обобщение знаний) - 5 часов
Современная эпоха – это эпоха растущей взаимозависимости противоречивого, но все более целостного мира. Понятие о глобальных проблемах человечества. Сущность, причина возникновения и пути решения каждой из этих проблем.
Ключевые понятия темы: экологический кризис, морское хозяйство, глобальный прогноз, глобальная научная гипотеза, глобальный (мировой) проект.
Практическая работа:
Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.