СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа «География: начальный курс» составлена на основании нормативных документов: действующего Закона об образовании, Федерального базисного учебного плана, Стандарта школьного базового образования первого поколения (от 05.03. 2004г. Приказ МОиН РФ № 1089) и полностью реализует идеи новой концепции географического образовани
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Сухинская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» Руководитель МО _____ /______________ ФИО Протокол №____ от «___»_________ 20___г. | «Согласовано» Зам.директора по УВР _____ /______________ ФИО «___» _________ 20__г. | «Утверждаю» Директор школы _____ /______________ ФИО Приказ № ______ от «___»_________ 20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Бабушкиной Татьяны Анатольевны
по предмету «География»
6 класс
2015– 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа «География: начальный курс» составлена на основании нормативных документов: действующего Закона об образовании, Федерального базисного учебного плана, Стандарта школьного базового образования первого поколения (от 05.03. 2004г. Приказ МОиН РФ № 1089), ООП ООО МАОУ «Сухинская СОШ» и полностью реализует идеи новой концепции географического образования.
Данная программа содержит учебно-тематический план изучения материала по начальному курсу географии, которому предшествуют преемственность его содержания с пропедевтическими курсами ("Природоведение", "Мы и окружающий мир" и др.) в младшей школе, учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в1-5 классах.
Актуальность.
Актуальность предлагаемой программы состоит в последовательном развитии идей гумманизации школьного географического образования, включающем изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения и возрастает в связи с изменениями в сферах общественной жизни, связанными с передачей накопленной культуры и развитием человека в непрерывном процессе смены поколений. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования по курсу географии 6 класса относятся вопросы представлений о Земле как о природном комплексе, особенностях земных оболочек и их взаимосвязь, роли человека в формировании природы Земли.
При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 1-5 классах при изучении курсов «Мы и окружающий мир» и «Природоведение».
Цель: содействие формированию основ географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении начального курса географии решаются задачи:
Образовательные:
Формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей, о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
Актуализация представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
Актуализация специфических географических и общеучебных умений;
формирование начальных представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
Развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;
развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
Воспитательные:
воспитание толерантности и ориентации на своеобразие духовных традиций народов;
воспитание основ экологической культуры, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих;
формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части Земли;
воспитание коммуникабельности и формирование умения работать самостоятельно и в группе, публично выступать.
Развивающие:
развитие способности к целевому, причинному и вероятностному анализу ситуаций;
развитие эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды;
убеждения в возможности решения;
стремление к участию в практических делах.
развитие интеллектуальных особенностей личности;
развитие умений работать с картами и дополнительной литературой.
Валеологические:
использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;
отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;
использование различных наглядных средств, средств ТСО, мультимедиа-комплексов, компьютера в соответствии с требованиями САНПиН;
активное внедрение оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствие условий в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений.
наблюдение за посадкой учащихся; чередование поз в соответствии с видом работы.
наличие на уроках эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.д.
благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке;
соответствие урока основным нормам САНПиНа.
актуализация ранее полученных знаний по жизнесохранению, их углубление: наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей.
формирование отношение к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
Курс географии 6 класса занимает особое положение среди учебных предметов, это единственная наука в современной системе наук, относящаяся одновременно к естественному и общественному циклам. Отсюда вытекает огромное воспитательное значение предмета, его вклад в формирование мировоззрения учащихся. Географические знания позволяют сформировать пространственное видение мира, увидеть взаимосвязи между всеми объектами и явлениями, понять сущность процессов, происходящих в природе и обществе. Начальный курс географии – курс, формирующий первоначальные знания из разных областей наук о земле – картографии, геологии, географии, почвоведения и др. эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
Ведущие принципы.
В основу начального курса географии легли следующие педагогические дидактические принципы: принцип доступности, принцип системности, принцип научности, принцип гуманистической направленности, принцип практической направленности, краеведческий принцип, валеологический принцип. (Приложение 1).
Учёт возрастных и психологических особенностей детей.
Начальный курс географии предназначен для изучения в шестом классе общеобразовательной школы. (Возраст шестиклассников - 10-11 лет).
Особенности возрастного периода ребенка 10 - 11 лет характеризуются стабильным психическим развитием, развитием познавательных возможностей, образного и логического мышления, овладением навыками конструктивного общения со сверстниками. При построении учебного процесса рекомендуется учитывать индивидуальные особенности познавательной деятельности обучающихся, но большое внимание уделять игре, созданию ситуации успеха Учащиеся стремятся добиться поставленной цели в течение одного занятия и желают видеть наглядный результат своего труда. Основные задачи развития на этом возрастном этапе - развитие логического мышления, умения оперировать полученной информацией, развитие самостоятельности детей в учебной деятельности. Для этого необходимо создание учебной ситуации, способствующей удовлетворению познавательных потребностей детей.
Учащиеся шестого класса проявляют большой интерес к физической географии. Географический кругозор учащихся довольно широк. Опыт показывает, что шестиклассники проявляют интерес и готовность к усвоению системы знаний по данному курсу не только на уровне восприятия фактов, но и на уровне общих представлений и элементарных понятий, понимания элементарных причинно-следственных связей. Усвоению представлений благоприятствует неплохо развитая наблюдательность и умение подчинять восприятие определенной учебной задаче. Для эффективности работы по развитию наблюдательности учащихся необходимо целенаправленное формирование приемов учебной работы, четкое объяснение учителя: с какой целью, что и как наблюдать, в какой последовательности и какими способами, что и как фиксировать, и при этом корректировать их действия по ходу выполнения задания.
В начале изучения географии учащимся свойственно конкретно-образное и формально-логическое мышление. При изучении начального курса физической географии учащиеся овладевают самым большим по сравнению с другими курсами физической географии запасом географических терминов. Для учащихся данного возраста характерна большая «привязанность» к тексту учебника, т. е. стремление пересказать его дословно.
Для учёта возрастных и психологических особенностей детей используются определённые педагогические технологии и методики, которые указаны ниже.
Условия реализации программы.
Данная программа базируется на учебно-методическом комплексе : "Начальный курс географии" издательства "Дрофа", в который входят:
Учебник Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой "Начальный курс географии. 6класс (Издательство «Дрофа») 2009 г.
Рабочая тетрадь для учащихся (автор В.И.Шатных);
Методические пособия для учителя, атласы и контурные карты;
Кабинет географии, подготовленный к учебному процессу в соответствии с требованиями и нормами САНПиНа.
Организация образовательного процесса (методики и пед. технологии).
В данной программе используются следующие педагогические технологии:
1.Технология (методика) формирования приёмов учебной работы,
2. Логические опорные конспекты.
3. Игровые технологии.
4. Технология проектной деятельности.
5.Технология личностно-ориентированного обучения.
6.Новые информационные технологии (НИТ). (Приложение 2).
Методы обучения приобретают свою специфику в зависимости от содержания разных курсов школьной географии. Программа курса предусматривает использование не только методов, различающихся по источникам знаний (словесных, словесных и практических), но и методов, которые различаются характером познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения и частично-поисковый). Такие методы необходимы для стимулирования самостоятельной деятельности учащихся, формирования собственной позиции и стремления её отстаивать.
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат.
Данная программа рассчитана на один учебный год – 34 часа, 1 час в неделю. В результате прохождения программного материала обучающийся владеет разнообразными предметными компетенциями.
В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5 – балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.
Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами.
При составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 1-5 классах при изучении курсов «Мы и окружающий мир» и «Природоведение». Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой внутренние (внутрипредметные) и внешние (межпредметные) связи. Внутренние связи наиболее четко прослеживаются в постепенном усложнении сведений на основе сформированных понятий. Для начального курса географии характерны следующие межпредметные связи:
Введение – астрономия, картография, история, математика, физика, литература.
План местности – картография, биология, математика, астрономия.
Географическая карта – картография, история, математика.
Литосфера – геология, химия, физика.
Гидросфера – гидрология, лимнология, биология, физика, химия, литература
Атмосфера – метеорология, физика, химия, биология, литература.
Биосфера – биология, зоология, экология.
Население Земли – демография, история.
Формы текущего и итогового контроля (поурочный, промежуточный, тематический, итоговый).
Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:
Предварительный - установление исходного состояния разных сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь - индивидуального уровня каждого ученика.
Текущий - необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными.
Промежуточный – необходим для определения усвоения темы (тесты, зачеты, терминологические диктанты и проверка номенклатуры )
Итоговый - учащиеся всегда должны знать, что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться. .
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.
Ожидаемые результаты (характеристика компетенций, которыми должны владеть учащиеся, принципы контроля знаний).
Ключевые:
Ценностно-смысловые компетенции.
Общекультурные компетенции.
Учебно-познавательные компетенции
Информационные компетенции
Коммуникативные компетенции.
Социально-трудовые компетенции
Компетенции личностного самосовершенствования (приложение3)
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
называть оболочки Земли, элементы градусной сетки, географические полюса, пояса освещенности, материки, Мировой океан, примеры разных форм рельефа, водных объетов;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; стороны горизонта по компасу, Солнцу и местным признакам, температуру воздуха, направление и силу ветра, облачность, формы рельефа, горные породы, основной тип растительности и почв своей местности;
объяснять особенности современного рельефа Земли, причины образования ветра, атмосферных осадков, облаков, подземных вод, распределение солнечного света и тепла на земной поверхности, причины смены времен года, взаимосвязь компонентов природного комплекса, необходимость охраны природы;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
прогнозировать изменение направления ветра по данным об изменении давления, возможные изменения компонентов местного природного комплекса вследствие воздействия человека на 1 из компонентов.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Домашнее задание |
Сроки | |||||||||
Всего час. | В том числе на: | ||||||||||||
Практ. работы | Контр. работы | ||||||||||||
| Введение | 1 |
|
|
|
| |||||||
1 | География как наука. Развитие географических знаний о Земле. | 1 |
|
| §1-2, к\к, конспект, даты |
| |||||||
Раздел 1. План и карта (10 час.) | |||||||||||||
План местности (3 ч.) | |||||||||||||
2 | План местности. Масштаб плана | 1 |
|
| §4-5, условные знаки, карточка. термины |
| |||||||
3 | Стороны горизонта. Ориентирование (у-пр №1) | 1 | 1 ( МП стр.64) |
| §6, вопр. на стр. 16-17, термины |
| |||||||
4 | Изображение неровностей земной поверхности (пр. р. №2) Составление планов местности. | 1 | 1 (стр. 67) |
| §7-8, понятия и термины |
| |||||||
| Географическая карта (7) |
|
|
|
|
| |||||||
5 | Земля – планета Солнечной системы. Форма и размеры Земли | 1 |
|
| §3,9, понятия и термины |
| |||||||
6 | Географические карты. Градусная сетка | 1 |
|
| §10-11 понятия и термины, вопр. стр. 27, 29 |
| |||||||
7 | Географическая широта | 1 |
|
| §12 понятия и термины, карточка |
| |||||||
8 | Географическая долгота. Географические координаты. | 1 |
|
| §13 понятия и термины, карточка |
| |||||||
9 | Урок – практикум «Масштаб. Географические координаты » | 1 | 1 |
|
|
| |||||||
10 | Изображения высот и глубин на физических картах. Значение планов местности и географических карт | 1 |
|
| §14-15. Вопр. на стр. 36,37 |
| |||||||
11 | Итоговый урок по теме «План и карта» | 1 |
| 1 |
|
| |||||||
Раздел II. Строение Земли. Земные оболочки (17 час.) | |||||||||||||
Литосфера (7 ч.) | |||||||||||||
12 | Земля и её внутреннее строение | 1 |
|
| §16, понятия и термины |
| |||||||
13 | Горные породы и минералы | 1 |
|
| §17,понятия и термины, таб. Стр. 44 |
| |||||||
14 | Движения земной коры | 1 |
|
| §18, конспект, сообщения |
| |||||||
15 | Вулканы, горячие источники, гейзеры (пр. №3) | 1 | 1(84) |
| §19, к/к, понятия и термины |
| |||||||
16 | Рельеф Земли. Горы суши. Равнины суши. | 1 | 1(85) |
| §20 -21, к/к, номенклатура |
| |||||||
17 | Рельеф дна Мирового океана(№4) | 1 | 1(89) |
| §22, к/к |
| |||||||
18 | Итоговый урок по теме «Литосфера» | 1 |
| 1 | Вопр. на стр. 67-68 |
| |||||||
Гидросфера ( 7час.) | |||||||||||||
19 | Вода на Земле. Части Мирового океана.(5) | 1 | 1(91) |
| §23, 24 вопр. на стр 70, номенклатура |
| |||||||
20 | Свойства вод Мирового океана | 1 |
|
| §25, конспект |
| |||||||
21 | Движение вод в океане (6) | 1 | 1(92) |
| §26-28, к/к |
| |||||||
Воды суши (3 ч.) | |||||||||||||
22 | Подземные воды. Ледники | 1 |
|
| §29, 32, понятия и термины |
| |||||||
23 | Реки (№7.8) | 1 | 2(92,94) |
| §30к/к, понятия и термины, номенклатура |
| |||||||
24 | Озера. Искусственные водоемы. | 1 |
|
| §31,33-34к/к |
| |||||||
25 | Итоговый урок по теме «»Гидросфера | 1 |
| 1 | Номенклатура, вопр. на стр. 104-105 |
| |||||||
Атмосфера (6 ч.) | |||||||||||||
26 | Атмосфера: строение, значение и изучение. Атмосферное давление (№ 9) | 1 | 1(96) |
| §35,38, конспект, понятия и термины |
| |||||||
27 | Температура воздуха. Годовой ход температуры. Ветер | 1 |
|
| §36-37, 39, таб на стр. 113 |
| |||||||
28 | Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки | 1 |
|
| §40-41 |
| |||||||
29 | Погода. Климат (№10) Причины, влияющие на климат | 1 | 1(100) |
| §42-43,45, понятия и термины, конспект |
| |||||||
30 | Распределение солнечного света и тепла на Земле (№11) | 2 | 1(102) |
| §44, понятия и термины, таб 137 |
| |||||||
31 | Итоговый урок по теме «Атмосфера» | 1 |
| 1 | Стр. 141 вопр. |
| |||||||
Биосфера -1 ч. | |||||||||||||
32 | Биосфера | 1 |
|
| §46-50, понятия и термины |
| |||||||
Раздел III. Население Земли-1 ч. | |||||||||||||
33 | Население Земли | 1 |
|
| §51-54 |
| |||||||
34 | Обобщение знаний по курсу «Физическая география» | 1 |
| 1 |
|
| |||||||
| итого | 34 | 11 | 5 |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
В структурном отношении курс состоит из введения и 3- х разделов: «План и карта», «Строение Земли. Земные оболочки», «Население Земли»
Введение. (1 час)
Что изучают в курсе «География: начальный курс». Источники географической информации. Путешествия и географические открытия. Земля – одна из планет Солнечной системы.
Творческие работы:
- Приготовить доклады и рефераты на темы «Географические открытия»
Первый раздел «План и карта» - 10 ч. включает в себя темы о плане местности, масштабе, изображении Земли на глобусе и карте, градусной сетке, географических координатах.
Практические работы
1. Масштаб
2. Определение направлений по азимуту на местности и плане местности
3. Измерение относительной высоты точек местности, определение абсолютной и относительной высоты точек. Изображение рельефа местности горизонталями
4. Чтение условных знаков на плане (топ. карте)
5. Определение расстояний на местности и по плану в масштабе
6. Составление характеристики карты
7. Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте
8. Определение географических координат по физической карте полушарий и физической карте России
9. Определение высот и глубин по карте полушарий и физической карте России
Во втором разделе изучается внутреннее и внешнее устройство Земли.
Литосфера – 7 ч. Горные породы и минералы. Движения земной коры. Рельеф. Горы. Равнины
Гидросфера – 7 ч.. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана. Движения вод. Воды суши.
Практические работы:
10. Определение географического положения вулкана. Нанесение на к/к основных зон землетрясений и вулканизма
11. Описание по карте географического положения гор
12. Описание по карте географического положения равнины
13. Объяснение схемы «Рельеф дна Мирового океана»
14. Описание по карте географического положения моря
15. Определение по карте направления морских течений
16. Описание по карте географического положения рек
17. Определение направлений течений рек
Атмосфера – 6 ч.. Состав атмосферы и строение. Погода и климат. Элементы погоды. Температура воздуха. Годовой ход температуры. Атмосферное давление, зависимость атмосферного давления от температуры и высоты местности. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Определение направления ветра и силы. Роза ветров. Содержание водяного пара в воздухе. Туман. Облака Осадки, их образование.
Практические работы
18. Построение графика температуры. Решение практических задач на определение изменение температуры воздуха с высотой
19. Определение изменений давления воздуха с высотой
20. Построение розы ветров
21. Описание погоды за месяц. Выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения
22. Объяснение схемы «Движение Земли вокруг Солнца»
Биосфера – 1 ч.. Жизнь на Земле. Разнообразие животных на суше и в Мировом океане, неравномерность их распределения. Понятие о природном комплексе и его компонентах. Взаимосвязи компонентов природы
23. Описание по карте географического положения природной зоны
Третий раздел «Население Земли» - 1 ч.включает темы о человечестве, численном и расовом составе, основных населенных пунктах, государствах.
24. Заполнение таблицы «Основные расы»
Как уже было отмечено, целью курса является формирование основ географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Для успешной реализации программы целесообразно использовать следующее оборудование, соответствующее требованиям и нормам САНПиНа:
Натуральные объекты:
Демонстрационные:
1. Коллекция горных пород и минералов -1 экз.
Раздаточные:
2. Модели:
3. Глобус Земли политический. - 1 шт.
4. Теллурий. 1 шт.
5. Компас ученический - 1 шт.
Карты:
6. Великие географические открытия - 1 шт..
7. Карта океанов - 1 шт.
8. Народы - 1 шт.
9. Политическая 1 шт.
10. Почвенная - 1 шт.
11. Природные зоны - 1 шт.
12. Религии - 1 шт.
13. Физическая - 1 шт.
14. Физическая полушарий - 1 шт.
Раздаточный материал:
15. Набор учебных топографических карт
Таблицы демонстрационные:
16. Воды суши - 1 шт.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учителя
Герасимова Т. П. Начальный курс географии: Учеб. для 6, кл. об-щеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2009.
Дьяконов К. Н., Касимов Н. С., Тикунов В. С. Современные методы географических исследований. — М.: Просвещение, 1996.
Картография с основами топографии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под ред. Г. Ю. Грюнберга. — М.: Просвещение, 1991.
Короновский Н. В., Якушева Я. Ф. Основы геологии. - М.: Высшая школа, 1991.
Крылова О. В. Физическая география: Нач. курс: Учеб, для 6 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2003. " /Ояо естысто в мире. - М.: Олма-Пресс, 2003. .- Лазаревич К. С,, Лазарева Ю. Н.
Ладилова Н. Н. Дидактические материалы по физической географии: 6 к л.: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1998.
Максимов Н. А. Методическое пособие по физической географии.
М,, Просвещение, 1987.
Малахов Н. В. Межпредметные связи в формировании картографических знаний. — М.: Просвещение, 1984.
Сиротин В. И. Самостоятельные и практические работы по географии.-М.: Просвещение, 1991.
Субботин Г. П. Задачник по географии. - М.: Аквариум, 1997.
,
Литература для учащихся
Куприн А. М. Занимательная картография. — М.: Просвещение, 1989.
Максимов Н. А. За страницами учебника географии. — М.: Просвещение, 1988.
Пивоварова Г. П. По страницам занимательной географии. - М.: Просвещение, 1990.
Тематический словарь-справочник по географии для школьников и поступающих в вузы. - М.: Московский Лицей, 1995.
Хрестоматия по физической географии / Сост. Н. А. Максимов. -М.: Просвещение, 1980.
Энциклопедия для детей. Астрономия. - М.: Аванта +, 2000.
Энциклопедия для детей: Т. 3: География. — 3-е изд. — М.: Аванта+, 1997.
Энциклопедия для детей. Геология. - М.: Аванта +, 2000.
Энциклопедия для детей. Страны. Народы. Цивилизации. - М.:
Аванта+, 2002. '
Энциклопедия для детей: т. 3. География / Сост. С. Т. Исмаилова. -М.: Аванта, 1994.
Якуш Г. Н. Занимательная география. - Минск: Народная Асвета, 1974.
Приложение 1.
Педагогические и дидактические принципы отбора содержания, которые легли в основу начального курса географии, приобрели совершенно иное значение в условиях модернизации школьного образования.
При изучении начального курса географии основополагающим является принцип доступности, сформулированный ещё Я.А. Каменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, который наиболее полно отражает линию научных основ содержания образовательной области «Земля».
Немаловажное значение приобретает тот факт, что на каждом шагу обучения учащимся предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания, что позволяет обеспечить принцип научности. Содержание начального курса географии соответствует требованиям современной науки, уровню ее развития. Этот принцип взаимосвязан с краеведческим, дополняет и обогащает его при формировании знаний, а также способствует развитию исследовательской деятельности учащихся.
Принцип системности в изучении начального курса географии сохраняет преемственность, динамизм, развитие внимания при отборе материала на свойственных географическим объектам внутренних взаимодействиях. Система научных знаний в начальном курсе географии создаётся в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся данного возраста.
Принцип гуманистической направленности предполагает, что при отборе содержания особое внимание уделяется связи между человеком, обществом и природной средой.
Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредствам включения географических знаний и умений в личностный опыт ученика.
Краеведческий принцип помогает учащимся установить связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом основного курса.
Валеологический принцип. Создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемому предмету, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма, использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала, активное внедрение "физкультминуток" в структуру урока, учитель следит за правильностью осанки учеников, система разминок для глаз, конечностей и пр. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения, строгое нормирование домашних заданий для недопущения перегрузок. Особого внимания заслуживает объем и сложность материала, задаваемого на дом.
Приложение 2.
Система способов обучения, определяющих чётко спланированный учебно-воспитательный процесс с заданными результатами называется педагогической технологией.
В данной программе используются следующие педагогические технологии:
1.Технология (методика) формирования приёмов учебной работы, позволяет направлять работу учащихся виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик географических объектов.
2. Логические опорные конспекты. Применение опорных знаний, которые используются в виде отдельных слов, рисунков, графиков, схем. Позволяют учащимся выделить главное и существенное в изучаемом материале, а также установить причинно-следственные связи и логику между смысловыми частями учебного материала.
3. Игровые технологии. Игра позволяет проявить потребность детей познавать окружающий мир, развивать интеллектуальные, волевые качества, формирующие личность в целом. На уроках географии в 6 классе применяются обучающие, ролевые и компьютерные игры.
4. Технология проектной деятельности. Разработка проектов на основе проблемных заданий и создание проблемных ситуаций. В начальном курсе географии формируется основа для развития проектной деятельности учащихся в будущем.
5.Технология личностно-ориентированного обучения. Направлена на выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребёнка путём согласования с результатами общественно-исторического опыта, т.е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие.
6.Новые информационные технологии (НИТ). Позволяют сделать учебный процесс более продуктивным, наглядным, насыщенным; дают возможность широкого выбора дидактического материала, тестов, справочного материала и т.д.
Приложение3.
Образовательная компетенция - это совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.
Ключевыми образовательными компетенциями при изучении начального курса географии являются следующие:
1. Ценностно-смысловые компетенции. Ориентация развивающегося ребенка на общечеловеческие, вечные ценности, перевод их в личные ценности каждого ученика на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества. К числу таких ценностей относятся человек, семья, Земля, Отечество, малая родина, мир между людьми, народами и государствами, труд, знания, культура.
2. Общекультурные компетенции. Понимание разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, понимание и развитие личностного отношения, как к своей малой Родине, так и государству в целом - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир. Шестиклассники в процессе изучения Начального курса географии приобретают опыт освоения научной картины мира.
3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенции ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включает в овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
4. Информационные компетенции. Использование информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
5. Коммуникативные компетенции. Включают навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, работать как индивидуально, так и в группе и др.
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, профессионального самоопределения.
Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7. Компетенции личностного самосовершенствования. Реальным объектом в сфере данных компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, культуры мышления и поведения, внутренняя экологическая культура.
Важнейшими принципами контролирования обученности (успеваемости) учащихся - как одного из главных компонентов качества образования - являются:
объективность,
систематичность,
наглядность (гласность).
Объективность заключается в научно обоснованном содержании контрольных заданий, вопросов, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность контролирующих, или как часто говорят в последнее время - диагностических процедур, означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов.
Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели.
Принцип наглядности (гласности) заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении.
Приложение 4
Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса:
Тема ”План и карта”
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема ”Литосфера”
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.
Тема ”Гидросфера”
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
Тема ”Человечество на Земле”
Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.
Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япон
Приложение 5
Оценка “5” ставится, если ученик:
1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка “4” ставится, если ученик:
1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка “3” ставится, если ученик:
усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка “2” ставится, если ученик:
не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
не делает выводов и обобщений.
не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка “1” ставится, если ученик:
1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2) полностью не усвоил материал.
Примечание.
По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Критерии оценки самостоятельных письменных и контрольных работ:
Оценка “5” ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2) или не более двух недочетов.
Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка “2” ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка “1” ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
2) или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Приложение 6
В результате изучения курса обучающийся должен знать основные географические понятия, понимать вопросы природоохранной деятельности, уметь использовать полученные знания в жизни, применять способы создания простейших планов местности, ориентирования на местности, пользоваться дополнительной литературой, картой, владеть культурой географического языка.
Обучающийся:
Имеет представление:
Земле как природном комплексе;
Особенностях земных оболочек и их взаимосвязях;
О географическом языке;
О своей местности.
Оценивает и прогнозирует тенденции развития природных объектов и явлений:
Влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности в своей местности;
Погоду на ближайшие сутки.
Объясняет:
Последовательность приёмов построения планов местности;
Черты сходства и различия плана местности и географической карты;
Происхождение землетрясений, ветровых волн и цунами;
Влияние рельефа на направление и характер течения рек;
Причины образования ледников;
Как происходит нагревание атмосферы;
Зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей;
Образование атмосферных осадков, ветра;
Изменение погоды, народные приметы;
Причины смены дня и ночи, времён года;
Зависимость климата от географической широты;
Значение атмосферы и необходимость охраны атмосферного воздуха;
Применяет в процессе учебного познания понятия:
«план местности», «азимут», «масштаб», «географическая карта», «абсолютная и относительная высота», «географические координаты», «литосфера», «земная кора», «горы», «равнины», «гидросфера», «океан», «море», «река», «озеро», «атмосфера», «ветер», «атмосферные осадки», «погода», «климат», «природный комплекс».
Описывает:
внешний вид основных форм рельефа суши;
влияние рельефа на особенности жизни и быта человека;
значение Мирового океана и вод скши в хозяйственной деятельности человека;
внешний облик представителей органического мира гидросферы;
внешний вид слоистых, кучевых и перистых облаков;
времена года своей местности;
особенности приспособлений к условиям существования отдельных животных и растений;
природные комплексы своей местности;
Определяет (измеряет):
На местности стороны горизонта, направления, расстояния;
По плану местности, глобусу и географической карте географические объекты, направления, расстояния, высоты и глубины точек, Географические координаты;
Протяжённость, средние и абсолютные высоты одной из равнин и горных систем земного шара;
Принадлежность горных пород своей местности к магматическим, осадочным и метаморфическим генетическим группам;
По картам основные природные особенности объектов гидросферы;
при помощи приборов температуру, давление воздуха, направление и скорость ветра;
По статистическим данным средние температуры воздуха за сутки, месяц, год, суточную и годовую амплитуды температуры, преобладающее направление ветра;
На местности наиболее очевидные особенности природных комплексов, взаимосвязи между отдельными компонентами;
результаты мероприятий по охране природы своей местности.
Называет (показывает):
Примеры использования в деятельности человека различных видов планов и карт;
Крупнейшие равнины и горные системы земного шара;
Океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озёра, области оледенения;
Источники питания рек;
Элементы речной системы;
Среднюю солёность вод Мирового океана;
Основные мероприятия по охране гидросферы;
Источники поступления тепла на Землю;
Форму орбиты Земли, угол наклона земной оси к плоскости орбиты;
Положение солнца над горизонтом на экваторе и тропиках в дни равноденствий и солнцестояний;
Основные следствия суточного и годового движения Земли;
Мероприятия по охране атмосферного воздуха;
Границы распространения живого вещества;
Представителей животного и растительного мира, занесённых в Красную книгу МСОП;
Наиболее характерных животных и растений своей местности;
Основные мероприятия по охране органического мира;
Примеры взаимосвязей между земными оболочками.
имеет представление о
Земле как природном комплексе,
особенностях земных оболочек и их взаимосвязях;
о географическом языке;
о своей местности.
оценивает и прогнозирует тенденции развития природных объектов и явлений:
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности в своей местности;
погоду на ближайшие сутки.
объясняет:
последовательность приёмов построения планов местности;
черты сходства и различия плана местности и географической карты;
происхождение землетрясений, ветровых волн и цунами;
влияние рельефа на направление и характер течения рек;
образование ледников;
нагревание атмосферы;
зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей;
образование атмосферных осадков, ветра;
изменение погоды, народные приметы;
причины смены дня и ночи, времён года;
зависимость климата от географической широты;
значение атмосферы и необходимость охраны атмосферного воздуха;
применять в процессе учебного познания понятия: «план местности», «азимут», «масштаб», «географическая карта», «абсолютная и относительная высота», «географические координаты», «литосфера», «земная кора», «горы», «равнины», «гидросфера», «океан», «море», «река», «озеро», «атмосфера», «ветер», «атмосферные осадки», «погода», «климат», «природный комплекс».
описывает:
внешний вид основных форм рельефа суши;
влияние рельефа на особенности жизни и быта человека;
значение Мирового океана и вод скши в хозяйственной деятельности человека;
внешний облик представителей органического мира гидросферы;
внешний вид слоистых, кучевых и перистых облаков;
времена года своей местности;
особенности приспособлений к условиям существования отдельных животных и растений;
природные комплексы своей местности;
определяет (измеряет):
на местности стороны горизонта, направления, расстояния;
по плану местности, глобусу и географической карте географические объекты, направления, расстояния, высоты и глубины точек, географические координаты;
протяжённость, средние и абсолютные высоты одной из равнин и горных систем земного шара;
принадлежность горных пород своей местности к магматическим, осадочным и метаморфическим генетическим группам;
по картам основные природные особенности объектов гидросферы;
при помощи приборов температуру, давление воздуха, направление и скорость ветра;
по статистическим данным средние температуры воздуха за сутки, месяц, год, суточную и годовую амплитуды температуры, преобладающее направление ветра;
на местности наиболее очевидные особенности природных комплексов, взаимосвязи между отдельными компонентами;
результаты мероприятий по охране природы своей местности.
называет (показывает):
примеры использования в деятельности человека различных видов планов и карт;
крупнейшие равнины и горные системы земного шара;
океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озёра, области оледенения;
источники питания рек;
элементы речной системы;
среднюю солёность вод Мирового океана;
основные мероприятия по охране гидросферы;
источники поступления тепла на Землю;
форму орбиты Земли, угол наклона земной оси к плоскости орбиты;
положение солнца над горизонтом на экваторе и тропиках в дни равноденствий и солнцестояний;
основные следствия суточного и годового движения Земли;
мероприятия по охране атмосферного воздуха;
границы распространения живого вещества;
представителей животного и растительного мира, занесённых в Красную книгу МСОП;
наиболее характерных животных и растений своей местности;
основные мероприятия по охране органического мира;
примеры взаимосвязей между земными оболочками.
В результате изучения курса обучающийся должен знать основные географические понятия, понимать вопросы природоохранной деятельности, уметь использовать полученные знания в жизни, применять способы создания простейших планов местности, ориентирования на местности, пользоваться дополнительной литературой, картой, владеть культурой географического языка.
Приложение 7
Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня разных сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь - индивидуального уровня каждого ученика. Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений и т.д., которые изучались на предшествующих этапах обучения. Если информации об этом у педагога нет, то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимую информацию педагог получает, применяя пропедевтическое диагностирование, более известное педагогам как входная диагностика. Сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерять "прирост" знаний, степень сформированности умений и навыков, анализировать динамику и эффективность дидактического процесса, а также сделать объективные выводы о "вкладе" педагога в обученность учащихся, эффективности педагогического труда, оценить мастерство (профессионализм) педагога.
Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося. Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять контроль за ходом процесса, следить за действиями обучаемого. Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными. Кроме собственно прогностической функции текущий контроль и учет знаний, умений стимулирует учебный труд учащихся, способствует своевременному определению пробелов в усвоении материла, повышению общей продуктивности учебного труда.
Обычно текущий контроль осуществляется посредством устного опроса, который все время совершенствуется: педагоги все шире практикуют такие его формы, как уплотненный, фронтальный, магнитофонный и др. Тестовые задания для текущего контроля (их количество обычно не превышает 6-8) формируются так, чтобы охватить все важнейшие элементы знаний, умений, изученные учащимися на протяжении последних 2-3 уроков. После завершения работы обязательно анализируются допущенные обучаемыми ошибки.
Учащиеся всегда должны знать, что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться. Это означает, что кроме контроля, который выполняет функцию обратной связи, необходим другой вид контроля, который призван дать представление о достигнутых результатах. Этот вид контроля обычно называют итоговым. Итог может касаться как отдельного цикла обучения, так и целого предмета или какого-то раздела. В практике обучения итоговый контроль используется для оценки результатов обучения, достигнутых в конце работы над темой или курсом. Итоговый контроль осуществляется во время заключительного повторения в конце каждой четверти и учебного года. Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал. С высокой эффективностью могут быть применены соответствующим образом составленные тесты обученности. Главное требование к итоговым тестовым заданиям - они должны соответствовать уровню национального стандарта образования.
Контрольные работы
Контрольная работа №1 по теме «План и карта»
Вариант-1
Уровень-1
1 Как на плане изображается колодец.
2. Прибор, с помощью которого можно определить азимут
3. Изображение Земли на плоскости
4. Самая большая долгота.
5. Условное расстояние от точки до экватора в градусах.
Уровень-2
1.Дай определение понятий : план местности, масштаб.
Уровень-3
1.Вырази численный масштаб именованным
а) 1: 25000 б) 1: 1000
2.Какой масштаб мельче:
а) 1: 1000000 б) 1: 300000
3.Может ли быть широта 95гр.?
Уровень-4
Найдите соответствие: географический объект - географические координаты
а) Это самая высокогорная столица мира. Ее координаты 17 ю. ш. и 68 з. д. Определи ее название
б). Это самая высокая точка материка Северная Америка- 63 с.ш. 153 з. д.
Уровень-5
Какое направление имеет улица, на которой в полдень не бывает тени от домов
Вариант -2
Уровень-1
1.Назови основные стороны горизонта.
2. Высота точки земной поверхности над уровнем моря.
3.Самая длинная параллель.
4.Форма Земли.
5.Условное расстояние точки от нулевого меридиана в градусах.
Уровень-2
1.Дай определение понятий: географическая карта, абсолютная высота.
Уровень-3
1. Выразите именованный масштаб численным:
а) в 1 см-100 м б) в 1 см- 25 км
2.В каком масштабе расстояние 3 км соответствует 3 см
3.Может ли быть долгота 183в. д.?
Уровень-4
Найдите соответствие: географический объект - географические координаты
а) Это самый активный вулкан в Европе. Его координаты 37 с. ш. и 14 в. д.
б). Это самая северная точка Евразии 77с. ш. 103 в д. Определи ее название
Уровень-5
1.Какую роль играют географические карты в твоей жизни.
Контрольная работа № 2 по теме «Литосфера»
1-вариант
1 уровень
1.Верхний твердый слой Земли: а) ядро б) мантия в) земная кора
2.Если магма достигла поверхности земной коры и застыла, то образуется:
а) гранит б) базальт в) песок
3.На глубине более 100 метров в земной коре:
а) температура понижается, давление повышается
б) температура повышается давление понижается
в)температура и давление повышаются
4.Если равнина находится на высоте 200-500 метров, то это .
5.Фонтанирующие источники - это:
а) гребень б) гейзер в)жерло
2 уровень
Дайте определение понятий: рельеф, горы, горная страна.
3 уровень.
При помощи карты дополните описание: Горы Кордильеры расположены на материке ……Они протянулись на ..км.
Располагаются между(параллелями и меридианами). Преобладают высоты.
Высшая точка - . Ее географические координаты
4 уровень. Если уровень Мирового океана повысится на 200 метров, то какая территория Африки будет затоплена.
5 уровень. Как вы думаете, какие горные породы образовались раньше: магматические, осадочные или метаморфические.
2- вариант
1 уровень.
1.К обломочным горным породам относятся:
а) гравий Б) мел в) гранит.
2.Средняя мощность земной коры:
а) от 55-65 км под океанами до 160-195км в горных областях
б) от 5-7 км под океанами и до 60-75 км в горных областях
в) от 5-7 км в горных областях до 60-75 км под океанами
3.4. Органическая горная порода:
а) уголь б)мрамор в) базальт г) песок
4.Шельф в океане это
а) подводный вулкан б) глубокое ущелье в) материковая отмель.
5.Мы живем на:
а) плоскогорье б) равнине в) котловине
2 уровень
Дай определение понятий: литосфера, равнина, горный хребет
3 уровень.
При помощи карты дополни описание: Горы Анды расположены на материке ..
Они протянулись на км. Расположены между.(параллелями и меридианами)
Преобладают высоты.. Высшая точка-.
Ее географические координаты..
4 уровень
Если уровень Мирового океана повысится на 200 метров, то какая территория Европы будет затоплена?
5 уровень
Где больше действующих вулканов- на суше или на дне океана? Обоснуйте свою точку зрения.
Контрольная работа№ 3 по теме «Гидросфера»
Вариант-
Уровень 1
1.Что общего у пара, воды и снега
2. Перечисли океаны по убывающей (по площади)
3.Что является устьем у реки Ангары?
4.Выбери лишнее: Аравийский, Индостан, Скандинавский, Сахалин.
5.Что есть у волны и у ваших ботинок?
Уровень 2
Дайте определение понятий: гидросфера, река, озеро.
Уровень 3
Решите задачу:
Сколько граммов различных веществ можно получить из 1 тонны воды Балтийского моря, если его соленость 18 промилле
Уровень 4
Определи протяженность с севера на юг Охотского моря
Уровень- 5
Сравните географическое положение Баренцева и Карского морей. Найдите общие черты.
Вариант -2
Уровень 1.
1.Чем отличается море от озера?
2.Какое происхождение островов Новая Земля, Мадагаскар, Гренландия:
а) Коралловое б) Вулканическое в)материковое
3. Самая полноводная река мира .
4. Выбери лишнее: Бискайский, Бенгальский, Персидский, Берингов
5.Какой полуостров носит такое же название, как порода собак?
Уровень 2
Дайте определение понятий: море, остров, бассейн реки.
Уровень 3
Решите задачу
Сколько соли нужно растворить в одном литре воды, чтобы получить у себя дома воду Красного моря?
Уровень 4.
Определи протяженность с севера на юг Берингова моря.
Уровень 5
Сравните географическое положение Японского и Охотского морей, найдите общие черты.
Контрольная работа № 4 по теме « Атмосфера»
Вариант 1.
Уровень 1
1.Наименьшая мощность тропосферы:
а) на полюсах б) На экваторе
2.Летом при ясной погоде наименьшая температура воздуха наблюдается:
а) сразу после захода после захода солнца; б) в полночь; в) перед заходом солнца
3.Непосредственно из воздуха выпадают: а) только роса б) роса и иней; в) роса, иней, дождь.
4.В июле к Солнцу повернуто:
а) Северное полушарие; б) Южное полушарие
5. 22 декабря лучи Солнца падают под прямым углом:
а) на Северном тропике б) экваторе
в) на Южном тропике
Вариант 2
Уровень 1
1.Какая схема нагрева воздуха является верной:
а) Солнце нагрев воздуха нагрев земной поверхности
б) Солнце нагрев поверхности нагрев воздуха
2 Для образования капелек воды из водяного пара необходимо, чтобы воздух, в котором находится пар: а) нагрелся; б) охладился
3.Капельки воды образуются из водяного пара, когда воздух, в котором содержится водяной пар:
а) опускается б) поднимается.
4.21 марта лучи Солнца падают под прямым углом:
а) на Северном тропике
б) экваторе
в)на Южном тропике
5. Полярная ночь на Северном полярном круге бывает:
а) 22 июня б) 21 марта
в) 22 декабря г) сентября 23
Уровень 2
Дайте определение понятий: атмосфера, ветер, абсолютная влажность, погода.Уровень 2
Дайте определение понятий: атмосферное давление, муссон, относительная влажность, климат
Уровень 3
1.Начертите график суточного хода температур, определите амплитуду колебания температуры и среднюю температуру суток, если в 1 час температура составляла 0С, в 7 часов (-3С), в 14 часов - +5С, в 19 часов - +2
2.Определите температуру воздуха над Москвой на высоте 3 км, если у поверхности земли она составляет 18 С.
3. По радио передали. При температуре +10 относительная влажность воздуха 50%, Сколько граммов воды содержит метр кубический воздуха?Уровень 3
1. Начертите график суточного хода температур, определите амплитуду колебания температуры и среднюю температуру суток, если в 1 час температура составляла 10С, в 7 часов 7С, в 14 часов - +15С, в 19 часов - +12С
2.У края пропасти давление 754 мм. Чему равно атмосферное давление на ее дне при глубине 200 метров.
3.Укажите направление ветра стрелкой, где сила ветра будет больше?
а) 768 мм 750 мм
б) 740 мм 760 мм
в) 725 мм 740 мм
Уровень 4
Определи координаты города Лондона. Какие факторы влияют на формирование его климата?
Определи координаты города Каира. Какие факторы влияют на формирование его климата?
Уровень 5
Как изменился бы климат нашей местности, если ее перенести на берег Атлантического океана. Возможно ли следующее: Земля вращается вокруг Солнца, а смены времен года не происходит?
Контрольная работа № 5 по курсу «Физическая география»
I ВАРИАНТ
1. Моделью Земли является:
Глобус
Карта
План
Атлас
2. Географическая широта – это расстояние от:
Экватора
Северного полюса
Начального меридиана
Москвы
3. День 21 марта в северном полушарии называют днём:
Летнего солнцестояния
Весеннего равноденствия
Осеннего равноденствия
Зимнего солнцестояния
4. Наиболее подробно территория изображена на карте масштаба:
1:2 500
1:25 000
1:250 000
1:25 000 000
5. Внутреннее строение Земли:
Мантия, ядро, земная кора
Ядро, мантия, земная кора
Земная кора, ядро, мантия
Мантия, земная кора, ядро
6. Горные породы образованные в результате накопления веществ выпавших в осадок на дне водоёмов называются:
Метаморфическими
Осадочными
Магматическими
Органическими
7. Горы на карте обозначаются цветом:
Голубым
Жёлтым
Зелёным
Коричневым
8. Смена времён года вызвана:
Вращением Земли вокруг своей оси
Вращением Земли вокруг солнца
Наклоном земной оси
Орбитой годового вращения Земли
9. Облака образуются большей частью в:
Стратосфере в) Ионосфере
Тропосфере г) Верхних слоях атмосферы
10. Если в течении суток самая высокая температура +24°С, а самая низкая +10°С, то суточная амплитуда равна:
34°С
24°С
14°С
4°С
11. На метеорологических станциях давление определяют с помощью:
Гигрометра
Термометра
Флюгера
Барометра
12. Входящая в состав гидросферы вода находится в:
Жидком состоянии
Твёрдом состоянии
Газообразном состоянии
Во всех перечисленных
13. Река НЕ может брать начало из:
Болота
Озера
Моря
Родника
14. Главная причина широтной зональности:
Изменение тепла и влажности с высотой
Изменение тепла и влаги от экватора к полюсам
Изменение тепла и влаги по сезонам года
Изменение тепла и влаги из-за рельефа
15. Какой буквой на карте отмечены:
1.Америка
2.Берингов пролив
3.Горы Гималаи
4.Индийский океан
16. От чего зависит сила ветра?
а) От близости океанов.
б) От разницы давления.
в) От скорости вращения Земли.
г) От времени года.
17. Причиной неравномерности распределения температуры по земной поверхности является:
а) удаленность от Солнца
б) вращение вокруг Солнца
в) шарообразность Земли
г) внутренним строением Земли
18. какой животный и растительный мир характерен для саванн?
а) брусника, песцы, морошка, северные олени
б) ковыль, пырей, лисицы, сурки
в) баобаб, антилопы, трава, леопарды
г) белые медведи, мхи, лишайники, моржи
19. Представители монголоидной расы наиболее распространены в:
а) Азии б) Америке в) Африке г) Европе
20. Наука о горных породах и минералах:
а) картография б) география в) топография г) геология
21. Почему происходит смена природных зон по поверхности Земли? Ответ должен содержать не менее двух причин.
II ВАРИАНТ
1. Угол наклона земной оси составляет:
0°
33,5°
66,5°
90°
2. Географическая долгота – это расстояние от:
Гринвича
Нулевого меридиана
Начального меридиана
Верны все варианты ответов
3. День 22 июня в северном полушарии называют днём:
Летнего солнцестояния
Весеннего равноденствия
Осеннего равноденствия
Зимнего солнцестояния
4. На плане местности указан масштаб «в одном сантиметре – 6 м.». Ему соответствует численный масштаб:
1:6
1:60
1:600
1:6000
5. Толщина материковой коры составляет:
30-40 км.
50-80 км.
10-20 км.
3-7 км.
6. Горные породы образованные в результате остывания мантийного вещества называются:
Метаморфическими
Осадочными
Магматическими
Органическими
7. Равнины на карте обозначаются цветом:
Голубым
Жёлтым
Зелёным
Коричневым
8. Смена дня и ночи вызвана:
Вращением Земли вокруг своей оси
Вращением Земли вокруг солнца
Наклоном земной оси
Орбитой годового вращения Земли
9. Серебристые облака образуются в:
Стратосфере в) Ионосфере
Тропосфере г) Верхних слоях атмосферы
10. Если в течении суток замеры температуры составили утром+9°С, днём+24°С, вечером+12°С, то средняя температура суток равна:
20°С
15°С
10°С
5°С
11. Наименьшее атмосферное давление наблюдается на:
Берегу моря
Низменности
Холме
Вершине горы
12. Какой процесс НЕ является частью круговорота воды:
Испарение
Выпадение осадков
Шторм на море
Таяние снега и льда
13. Сточные озёра отличаются от бессточных:
Размерами
Цветом воды
Глубиной
Вкусом воды
14. Закономерная смена природных компонентов и природных комплексов с подъёмом – это:
Широтная зональность
Высотная поясность
Природная зона
Природный комплекс
15. Какой буквой на карте отмечены:
1.Северный Ледовитый океан
2.Пролив Дрейка
3.Горы Анды
4.Австралия
16. Давление зависит от:
а) Силы ветра
б) направления ветра
в) разницы температуры воздуха
г) влажности
17. высота над уровнем моря называется:
а) горизонтальная
б) относительная
в) вертикальная
г) абсолютная
18. какой растительный и животный мир характерен для зоны тундр?
а) брусника, песцы, морошка, северные олени
б) ковыль, пырей, лисицы, сурки
в) баобаб, шимпанзе, лианы, леопарды
г) белые медведи, мхи, лишайники, моржи
19. Представители негроидной расы наиболее распространены в:
а) Азии б) Америке в) Африке г) Европе
20. Наука изучающая нижний слой атмосферы (тропосфера):
а) геология б) метеорология в) география г) океанология
21. Почему бессточные озёра солёные? Ответ должен содержать не менее двух причин.
27