Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Михайловская средняя общеобразовательная школа»
муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
ШМО естественно-
математического
цикла Зам. директора по УВР Директор школы
Протокол №1 от «30» августа 2017 г. Приказ № 14/0 от30.08.2017 Протокол № 1 от 29.08.2017 __________ В.В.Дюльдина ________Н.И.Барышева
__________ В.Н.Сафронова
Рабочая программа
по географии
для 8 класса
(базовый уровень)
Срок реализации: 2017-2018 учебный год
Составитель:
Е.И.Бунтова,
учитель географии и технологии
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 8 класса предназначена для базового уровня и разработана на основе
Требований Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. № 81 «О внесении изменений №3 в СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях"» (зарегистрирован в Минюсте России 18.12.2015г.);
Федерального государственного образовательного стандарта , утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
Примерной основной образовательной программой основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). В редакции протокол № 3/15 от 28.10.2015;
Распоряжения Министерства образования Ульяновской области № 320-р от 31.01.2012 г. «О введении федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»;
Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 25 февраля 2013г. № 559-р «О введении федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»;
Учебного плана Муниципального общеобразовательного учреждения «Михайловская средняя общеобразовательная школа» на 2017-2018 учебный год, утвержденного приказом директора школы от 30.08.2017 № 13/0;
Годового учебного графика муниципального общеобразовательного учреждения «Михайловская средняя общеобразовательная школа» на 2017-2018 учебный год, утвержденного приказом директора школы от 30.08.2017 № 14/0 ;
Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Михайловская средняя общеобразовательная школа», утвержденной приказом директора школы от 30.08.2017 № 14/0;
Программы 5 – 9 классы ФГОС. Алгоритм успеха. Авторы составители: А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2013;
В.Б. Пятунин. География России. Природа. Население. 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией члена – корреспондента РАО В.П. Дронова. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф». 2016г.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены стандартом. Программа рассчитана на 35 часов (1 раз в неделю).
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, направленные на формирование всесторонне образованной, инициативной, успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных принципов и норм поведения и включающие:
ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа;
формирование ответственного отношения к учению;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения России;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
формирование целостного мировоззрения;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
формирование ответственного поведения в географической среде.
Регулятивные УУД:
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
- использовать в своей деятельности технические средства обучения (владение компьютером, Интернетом)
Познавательные УУД:
-умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в книгах, средствах массовой информации
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге на занятиях и в жизненных ситуациях, аргументировать своё мнение ;
- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
- слушать и понимать речь других;
- участвовать в паре;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность.
Предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Предметные результаты по географии направлены на:
- формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах ;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем.
Содержание программы курса «География России. Природа. Население»
Введение. Что и с какой целью изучают в курсе «География России» (1ч)
Географическое положение и формирование государственной территории РФ (13 ч)
Географическое положение России (9ч)
Понятие «географическое положение». Виды географического положения: природно-географическое (физико-географическое), математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное, эколого-географическое, историко-географическое положение.
Уровни географического положения. Отрицательные и положительные аспекты географического положения их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Государственная территория Российской Федерации (суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство и недра. Типы и виды государственных границ России.
Особенности сухопутных и морских границ . Государственное устройство и территориальное деление РФ. Различия во времени на территории России. Понятия «поясное время», «местное время». Декретное время. Роль в хозяйстве и жизни людей.
Практические работы
№1Наносить на контурную карту пограничные государства России, страны СНГ. №2. Обозначать на контурной карте страны — члены НАТО, ЕС, АТЭС. №3. Обсуждать роль природы России в поддержании равновесия природной среды в Северном полушарии.№4 Обозначать на контурной карте сухопутные и морские границы РФ, крупнейшие морские порты России. №5 .Решать задачи на определение поясного(зонального) времени.
История заселения, освоения и исследования территории России (4часа)
Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами. Военные и торговые походы славян в IX–XI вв. Русские княжества в XII–XIII вв., путешествия и открытия новгородцев. Освоение и заселение новых земель в XIV–XVII вв. Московское государство в XIV–XVI вв.: дальнейшее освоение, Европейского Севера, монастырская колонизация. Географические открытия и освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в. Территориальные изменения в XVIII–XIX вв. Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII–XIX вв. Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в. Освоение Арктики. Современные географические исследования. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации
Практические работы.
№6. Начать заполнять в тетради таблицы «Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России».
Природа России (33 ч)
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (6 ч)
Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории, геологическое летосчисление, геологическая карта. Основные тектонические структуры ( платформы и складчатые области); тектоническая карта. Крупнейшие равнины и горы. Зависимость размещения крупных форм рельефа и полезных ископаемых от строения земной коры. Минеральные ресурсы и проблемы их рационального использования. Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Современные рельефообразующие природные процессы. Опасные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа в результате хозяйственной деятельности людей. Изменение рельефа человеком.
Практические работы.№7 Определять особенности рельефа региона проживания, выявлять техногенные формы рельефа.
Климат и агроклиматические ресурсы (6 ч)
Факторы формирования климата на территории страны; солнечная радиация и радиационный баланс. Воздушные массы, атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, синоптическая карт. Изучение климатических явлений с помощью аэрокосмических методов. Закономерности распределения температур воздуха и осадков по территории России; Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов на территории России, их краткая характеристика.
Агроклиматические ресурсы. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье людей. Опасные и неблагоприятные погодно-климатические явления. Мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения.
Практические работы.№8Прогнозировать по синоптической карте погоду на ближайшие сутки в различных пунктах (изменение температуры воздуха, возможность выпадения атмосферных осадков и др.).№9. Выявлять закономерности в распределении климатических показателей и объяснять их.№10.Определять тип климата по климатическим диаграммам .№11Характеризовать по климатическим картам климатические условия и тип климата региона проживания. .
Внутренние воды и водные ресурсы (6 ч)
Состав внутренних вод на территории страны. Роль внутренних вод в освоении территории и развитии хозяйства. Главные речные системы, водоразделы, океанские бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Зависимость речной сети от рельефа и климата Понятия «годовой сток», «падение и уклон рек». Основные показатели жизни рек: понятие «режим реки», межень, паводок, половодье. Густота речной сети. Важнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность размещения водных ресурсов по территории страны. Хозяйственное использование и охрана водных ресурсов. Стихийные явления, связанные с водами.
Практические работы.
№12.Составлять характеристику одной из крупных рек страны (или региона проживания) по плану.
Почвы и почвенные ресурсы (3ч)
Почва как особое природное образование. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия почвообразования. Закономерности распространения почв на территории страны. Почвенная карта России. Почвенные ресурсы. Изменение свойств почв в процессе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв.
Практические работы.
№13Ализ почвенной карты.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (2ч) 3
Растительный покров России, кара растительности. Животный мир. Биологических ресурсов. Меры по охране животного и растительного мира
Природные различия на территории России (10ч. )
Природные территориальные комплексы (ПТК) на территории России как результат развития географической оболочки. Зональняе и азональные ПТК. Физико-географическое районирование территории России; крупные природные районы. Высотная поясность и её проявления на территории России. Широтная зональность. Роль Докучаева В.В и Берга Л.С. В создании учения о ПЗ. Природная зона как особый природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов. Характеристика природных зон арктических пустынь, тундры и лесотундры, тайги смешанных и широколиственных лесов, степей, полупустынь. пустынь. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы. Высотная поясность. Аквальные природные комплексы у берегов России. Природно-хозяйственные различия морей. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного наследия на территории России
Практические работы. №15. Анализировать карту природных зон. №16. Обозначать на контурной карте названия морей, омывающих территорию России. №17. Составлять характеристику одного из морей России
ПРИРОДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (9ч.)
Географическое положение Ульяновская область. Географическое положение на карте страны. Площадь территории, конфигурация, протяженность по основным направлениям. Выделение главных географических объектов. Влияние географического положения на особенности развития области. Определение по картам местоположения области и своего населенного пункта Виды карт: топографические, географические, туристические. План своей местности. Ориентирование на местности с помощью карты, компаса, местных признаков, по солнцу, звездам. Географы исследователи. Симбиряне- путешественники.
Практические работы.
Определение по картам географических координат своего края. Обозначение на контурной карте области местоположения своего населенного пункта по географическим координатам и физико- географического положения области. Построение плана местности пришкольного участка.
Рельеф Ульяновской области. Общая характеристика поверхности территорий области и её геологическое строение. Основные формы рельефа своей территории, их происхождение и изменение. Местные горные породы и полезные ископаемые. Главные месторождения. Влияние рельефа местности на условия жизни, хозяйственную деятельность людей, на особенности природы. Минеральные ресурсы Ульяновской области и проблемы их рационального использования. Опасные явления, связанные с особенностями рельефа, причины их проявления и меры предотвращения. Практические работы. Измерение относительной высоты местности. Знакомство с горными породами своей местности. Классификация полезных ископаемых. Составление коллекции “Горные породы и полезные ископаемые моей местности”.
Климат Ульяновской области. Климатообразующие факторы. Тип климата и его особенности. Климатические показатели. Характеристика сезонов года. Местные признаки погоды и ее прогноз. Предсказания погоды. Приборы для метеорологических наблюдений и правила их использования. Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности жителей населенного пункта. Практические работы. Обработка метеорологических наблюдений: составление графика температуры воздуха, розы ветров, диаграмм осадков. Экксурсия-практикум в музей «Метеорологическая станция Симбирска».
Внутренние воды. Основные речные системы, озера, пруды, болота, подземные воды, источники. Питание и режим рек. Распространение опасных явлений, связанных с водами, причины их проявления и меры предотвращения. Проблемы малых рек. Хозяйственное использование внутренних вод и их охрана. Природные памятники гидросферы. Практические работы.
Обозначение на контурной карте водных объектов. Характеристика реки (озера, болота) по плану. Определение речной системы и составление схемы местных рек. Творческая работа: Выявление источников загрязнения вод своей местности, родники и их обустройство.
Почвенный покров Ульяновской области. Почва как особое природное образование. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов Ульяновской области. Почвы своей местности. Степень использования земель. Виды почвенной эрозии. Пути сохранения плодородия и охрана почв. Практические работы. Составление проекта по повышения плодородия и улучшению почв своей местности.
Растительный и животный мир Ульяновской области. Растительный мир Ульяновской области. Видовой состав и его описание. Особенности произрастания растительности, ее использование в жизни людей. Охрана растительности своей местности. Животный мир. Разнообразие видового состава. Животный мир антропогенных регионов. Охрана животного мира своей местности. Особо охраняемые территории Ульяновской области: заказники, памятники природы, рекреационные зоны. Красная книга Ульяновской области: исчезающие виды животных и растений.
Практические работы. Экскурсия в природу с целью зарисовки и описания отдельных видов растений и животных. Отражение природы в поэзии, песнях, музыке и изобразительном искусстве. Составление проекта «Краснокнижные животные и растения моей местности».
Природные зоны. Природные зоны области, их особенности. Проявление широтной зональности. Охраняемые природные территории и их типы, проблемы их сохранения.
Практические работы. Характеристика одной из природных зон своей местности. Творческая работа: Ландшафтные памятники
Население Ульяновской области
Численность населения. Особенности расселения. Половозрастной состав. Национальный состав, характерные черты. Распространенные религии. Основные демографические процессы: продолжительность жизни , проблемы естественного прироста населения, здоровье, Трудовые ресурсы и занятость населения. Направления и типы миграции. Города и посёлки городского типа.
Практические работы. Работа с картой «Определение плотности населения и особенностей размещения населения»; Составление и анализ диаграммы “Половозрастной состав населения населенного пункта”, «Динамика численности населения»; Характеристика населения своего населённого пункта.
Население России(10ч. )
Человеческий потенциал — главное богатство страны. Численность населения России, её динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Демографические кризисы и потери населения России в XX в.
Типы воспроизводства населения в России. Механический (миграционный) прирост населения. Половой и возрастной состав населения. Демографические проблемы в России. Основные языковые семьи (индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская) и группы народов России, их размещение. Культурно-исторические особенности народов России. Разнообразие религиозного состава населения России: христианство, ислам, буддизм (ламаизм), традиционные верования (шаманизм, тотемизм, родовые культы), иудаизм. География основных религий на территории страны. Межнациональные проблемы и их география. Особенности урбанизации в России. Крупнейшие города и городские агломерации, их типы, роль в жизни страны. Социально-экономические и экологические проблемы в крупных городах. Географические особенности расселения сельского населения. Влияние природных условий на типы сельских поселений. Современные социальные проблемы малых городов и сёл. Миграции населения. Причины, типы и направления миграций. Основная полоса расселения, зона Севера. Понятия «экономически активное население» и «трудовые ресурсы» Неравномерность в обеспечении трудовыми ресурсами различных территорий страны, роль в развитии и размещении хозяйства. Проблема занятости населения и пути её решения. Проблема формирования и эффективного функционирования человеческого капитала
Практические работы
№18.Определять особенности размещения крупных народов России.
№19. Обозначать на контурной карте города-миллионники РФ.
№20.Определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим материалам.
Тематическое планирование
| Раздел. Тема урока | Количество часов |
| | |
| Введение в курс «География России» | 1 |
| | |
1 | Раздел «Географическое положение России» | 13 |
1.1 | Тема «Географическое положение и его виды» | 9 |
| | |
1.2 | Тема « История заселения, освоения и исследования территории России» | 4 |
| | |
2 | Раздел. Природа России | 33 |
| | |
2.1 | Тема «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы» | 6 |
| | |
2.2 | Тема «Климат и агроклиматические ресурсы» | 6 |
| | |
2.3 | Тема «Внутренние воды и водные ресурсы» | 6 |
| | |
2.4 | Тема «Почвы т почвенные ресурсы» | 3 |
| | |
2.5 | Тема «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» | 3 |
| | |
2.6 | Тема «Природные различия на территории России» | 9 |
| | |
3 | Раздел. Природа Ульяновской области | 9 |
| | |
| | |
4 | Раздел «Население России» | 10 |
| | |
5 | Раздел «Природный фактор в развитии России» | 4 |
| | |
| Итоговое тестирование | |
| | ИТОГО: 70 ЧАСОВ |
| | |
Календарно- тематическое планирование по географии в 8 классе,
70 часов в год, 2 часа в неделю.
№ урока | Количество часов | Раздел. Тема урока | Дата |
планируемая | фактическая |
| | | | |
1 | 1 | Введение в курс «География России» | 1.09 | |
| | | | |
| 13 | Раздел «Географическое положение России» | | |
| 9 | Тема «Географическое положение и его виды» | | |
2 | | Географическое положение и его виды | 6.09 | |
3 | | Размеры территории и природно-географическое положение России | 8.09 | |
4 | | Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России | 13.09 | |
5 | | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. Пр.р.№2 | 15.09 | |
6 | | Государственная территория России. Типы российских границ. Пр.р.№1,4 | 20.09 | |
7 | | Сухопутные и морские границы России | 22.09 | |
8 | | Различия во времени на территории России.. Пр.р.№5 | 27.09 | |
9 | | Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации | 29.09 | |
10 | | Повторение и обобщение раздела «Географическое положение России» | 4.10 | |
| | | | |
| 4 | Тема « История заселения, освоения и исследования территории России» | | |
11 | | Заселение и освоение территории России в IX–XVII вв. Пр.р.№6 | 6.10 | |
12 | | Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII–XIX вв. | 11.10 | |
13 | | Географическое исследование территории России в XVIII–XIX вв. | 13.10 | |
14 | | Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в. | 18.10 | |
| | | | |
| 33 | Раздел. Природа России | | |
| | | | |
| 6 | Тема «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы» | | |
15 | | Геологическая история | 20.10 | |
16 | | Развитие земной коры | 25.10 | |
17 | | Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры | 27.10 | |
18 | | Зависимость рельефа от внешних геологических процессов | 8.11 | |
19 | | Литосфера. Рельеф. Человек. Пр.р.№7 | 10.11 | |
20 | | Обобщающее повторение темы «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы» | 15.11 | |
| | | | |
| 6 | Тема «Климат и агроклиматические ресурсы» | | |
21 | | Условия формирования климата | 17.11 | |
22 | | Движение воздушных масс | 22.11 | |
23 | | Закономерности распределения тепла и влаги | 24.11 | |
24 | | Климатические пояса и типы климатов. Пр.р.№9,10 | 29.11 | |
25 | | Климат и человек. Пр.р.№8,11 | 1.12 | |
26 | | Обобщающее повторение темы «Климат и агроклиматические ресурсы» | 6.12 | |
| | | | |
| 6 | Тема «Внутренние воды и водные ресурсы» | | |
27 | | Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа. Пр.р.№12 | 8.12 | |
28 | | Зависимость речной сети от климата | 13.12 | |
29 | | Озёра. Болота. Ледники. Подземные воды | 15.12 | |
30 | | Многолетняя мерзлота | 20.12 | |
31 | | Водные ресурсы. Воды и человек | 22.12 | |
32 | | Повторение и обобщение темы «Внутренние воды и водные ресурсы» | 27.12 | |
| | | | |
| 3 | Тема «Почвы т почвенные ресурсы» | | |
33 | | Почва как особое природное образование. Пр.р.№13 | 29.12 | |
34 | | Главные типы почв и их размещение по территории России | 10.01 | |
35 | | Почвенные ресурсы. Почвы и человек | 12.01 | |
| | | | |
| 3 | Тема «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» | | |
36 | | Растительный и животный мир | 17.01 | |
37 | | Биологические ресурсы | 19.01 | |
38 | | Повторение и обобщение тем «Почвы и почвенные ресурсы», «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» | 24.01 | |
| | | | |
| 9 | Тема «Природные различия на территории России» | | |
39 | | Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс. Пр.р.№15 | 26.01 | |
40 | | Северные безлесные природные зоны | 31.01 | |
41 | | Лесные зоны. Тайга | 2.02 | |
42 | | Смешанные и широколиственные леса | 7.02 | |
43 | | Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни | 9.02. | |
44 | | Высотная поясность | 14.02 | |
45 | | Моря как крупные природные комплексы. Пр.р.№16,17 | 16.02 | |
46 | | Природно-хозяйственные отличия российских морей | 21.02 | |
47 | | Особо охраняемые природные территории России | 28.02 | |
| | | | |
| 9 | Раздел. Природа Ульяновской области | | |
48 | | Географическое положение Ульяновской области | 2.03 | |
49 | | Рельеф Ульяновской области | 7.03 | |
50 | | Минеральные ресурсы Ульяновской области | 9.03 | |
51 | | Климат Ульяновской области. | 14.03 | |
52 | | Внутренние воды. | 16.03 | |
53 | | Почвенный покров Ульяновской области | 21.03 | |
54 | | Растительный и животный мир Ульяновской области | 23.03 | |
55 | | Природные зоны | 4.04 | |
56 | | Повторение и обобщение раздела « Природа Ульяновской области» | 6.04 | |
| | | | |
| | | | |
| 10 | Раздел «Население России» | | |
57 | | Численность и воспроизводство населения России | 11.04 | |
58 | | Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни | 13.04 | |
59 | | Этнический и языковой состав населения России. Пр.р.№18 | 18.04 | |
60 | | Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий | 20.04 | |
61 | | Особенности урбанизации в России. Городское население. Пр.р.№19 | 25.04 | |
62 | | Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения. Пр.р.№20 | 27.04 | |
63 | | Миграции населения в России | 2.05 | |
64 | | Размещение населения России. Пр.р.№17 | 4.05 | |
65 | | Занятость населения | 11.05 | |
66 | | Повторение и обобщение раздела «Население России» | 16.05 | |
| | | | |
| 4 | Раздел «Природный фактор в развитии России» | | |
67 | | Влияние природы на развитие общества. Пр.р.№3 | 18.05 | |
68 | | Природные ресурсы | 23.05 | |
69 | | Природно-ресурсный потенциал России | 25.05 | |
| | | | |
70 | | Итоговое тестирование | 30.05 | |
| ИТОГО: 70 ЧАСОВ | | | |
| | | | |