СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5-9 класс.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 5-9 классов. Программа включает в себя УУД, планируемые результаты и др.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5-9 класс.»

  1. Пояснительная записка

  1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа разработана на основании:

- № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г;

- «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. N 1015);

- Положения об организации образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области от 27. 072005 г. № 82-од.

- Письмо Минобрнауки РФ от 19.08.2016 г 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ОВЗ»;

-Письмо Минобрнауки РФ от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

- Приказ Минобрнауки Самарской области 04.09.2014 года №276-од «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, также детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, в Самарской области»;

-методическое письмо «Об организации обучения на дому по основным общеобразовательным программам обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, также детей-инвалидов» от 23.08.2016 года № МО-16-09-01/815-ТУ;

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения)/; на основе авторской программы «Программы основного общего образования 5-9 классы по географии» Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева, М., издательство «Дрофа», 2017 г.;

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «География» (2015 г.).

Данная программа ориентирована на УМК «География. Землеведение. 5-6 классы», учебник авторы В.П.Дронов, Л.Е.Савельева; УМК «География. Материки, океаны, народы и страны», учебник авторы И.В.Душина, В.А.Коринская, В.А.Щенев; УМК «География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс», учебник авторы В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром; УМК «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» учебник, авторы В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: с 5 по 7 класс — География планеты, с 8 по 9 класс — География России, в каждом из которых выделяются тематические разделы.

  1. Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета

Основными целями данного курса являются:

  • формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;

  • воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;

  • формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.

  1. Роль учебного предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников. Программа направлена на формирование личностных, метапредметных, и предметных результатов освоения курса географии.

2.Общая характеристика учебного предмета

География в основной школе — учебный предмет, формирую­щий у учащихся систему комплексных социально ориентирован­ных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об осо­бенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации чело­века к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

В блоке «География Земли», курс «География. Землеведение» 5-6 классы и курсе «Страноведение» 7-й класс, у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Блок «География России» 8-9 классы — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего обра­зования предшествует курс «Окружающий мир», вклю­чающий определенные географические сведения. По отно­шению к курсу географии данный курс является пропедев­тическим. В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей шко­ле. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами:«Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.


  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа разработа­на в соответствии с учебным планомГБОУ СОШ пос. Просветдля ступени основного обще­го образования. География в основной школе изучается с 5 класса по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 272. Эти часы распределены следующим образом:

Курс «География. Землеведение» в 5-6 классе осуществляется 34 часа (из расчета 1 час в неделю), а курс «География. Материки, океаны, народы и страны» 7-й класс - 68 часов (из расчета 2 часа в неделю). Курс «География России» 8-9 класс осуществляется 68 часов (из расчета 2 часа в неделю).

В соответствии с планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школепредставляет собой базовое звено в системе непрерывногогеографическогообразования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Планируемые результатыосвоения предмета

Содержание и методический аппарат учебников данной линии направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обученияпри изучении курса «География».

Важнейшие личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящемумногонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культурысвоего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению,готовности и способности обучающихся к саморазвитиюи самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,

с учетом устойчивых познавательных интересов, а также наоснове формирования уважительного отношения к труду,развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способно-

сти вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролейи форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьномсамоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,

социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентностив общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения натранспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненныхситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительноеи заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческойдеятельности эстетического характера.

Метапредметнымирезультатами изучения курса является формирование УУД (универсальные учебные действия):

Личностные УУД

  1. Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  2. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  3. Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  4. Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  5. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Регулятивные УУД

1) Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

  1. Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Познавательные УУД

  1. Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  2. Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;

Коммуникативные УУД

1) Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Важнейшие предметные результаты:

1) формирование представлений о географии, ее ролив освоении планеты человеком, о географических знанияхкак компоненте научной картины мира, их необходимостидля решения современных практических задач человечестваи своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географическогомышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли какпланеты людей в пространстве и во времени, основных этапах

ее географического освоения, особенностях природы, жизни,культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениямииспользования приборов и инструментов для определенияколичественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотностии использования географической карты как одного из языков международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территорияхи акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 5—6 КЛАССЫ

5 КЛАСС

ВВЕДЕНИЕ

Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

Раздел I. Накопление знаний о Земле

Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века.

Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.

Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные

системы. Виртуальное познание мира.

Раздел II. Земля во Вселенной

Земля и космос. Земля — часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.

Земля — часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля — уникальная планета.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.

Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.

Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли вокруг Солнца. Времена года на Земле.

Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

Раздел III. Географические модели Земли

Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.

Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.

Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.

Планы местности и их чтение. План местности — крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.

Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.

Градусная сетка. Географические координаты. Градусная сетка. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.

Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.

Раздел IV. Земная кора

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры.

Строение Земли. Из чего состоит земная кора.

Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Земная кора и литосфера — каменные оболочки Земли.

Земная кора и ее устройство. Литосфера.

Разнообразие рельефа Земли. Что такое рельеф. Формырельефа. Причины разнообразия рельефа.

Движения земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.

Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходятземлетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.

Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Каквнешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.

Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.

Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.

Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.

Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земнойкоры.

6 КЛАСС

ВВЕДЕНИЕ

Повторение правил работы с учебником и атласом. Закрепление знаний о метеорологическихприборах и приемах метеонаблюдений. Выбор формы дневника наблюдений за погодой и способов его ведения.

Раздел V. Атмосфера

Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Чтотакое атмосфера. Состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы.

Нагревание воздуха и его температура. Как нагреваютсяземная поверхность и атмосфера. Различия в нагреваниивоздуха в течение суток и года. Показатели изменений температуры.

Зависимость температуры воздуха от географическойшироты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности.

Влага в атмосфере. Что такое влажность воздуха. Во чтопревращается водяной пар. Как образуются облака.

Атмосферные осадки. Что такое атмосферные осадки.Как измеряют количество осадков. Как распределяютсяосадки.

Давление атмосферы. Почему атмосфера давит на земнуюповерхность. Как измеряют атмосферное давление. Как ипочему изменяется давление. Распределение давления на поверхности Земли.

Ветры. Что такое ветер. Какими бывают ветры. Значениеветров.

Погода. Что такое погода. Почему погода разнообразнаи изменчива. Как изучают и предсказывают погоду.

Климат. Что такое климат. Как изображают климат накартах.

Человек и атмосфера. Как атмосфера влияет на человека.Как человек воздействует на атмосферу.

Раздел VI. Гидросфера

Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Что такое гидросфера. Круговорот воды в природе. Значение гидросферы в жизни Земли.

Мировой океан — основная часть гидросферы. Мировойокеан и его части. Моря, заливы, проливы. Как и зачем изучают Мировой океан.

Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность. Температура воды. Соленость.

Движения воды в океане. Волны. Что такое волны. Ветровые волны. Цунами. Приливные волны (приливы).

Течения. Многообразие течений. Причины возникновения течений. Значение течений.

Реки. Что такое река. Что такое речная система и речнойбассейн.

Жизнь рек. Как земная кора влияет на работу рек. Рольклимата в жизни рек.

Озера и болота. Что такое озеро. Какими бывают озерныекотловины. Какой бывает озерная вода. Болота.

Подземные воды. Как образуются подземные воды. Какими бывают подземные воды.

Ледники. Многолетняя мерзлота. Где и как образуютсяледники. Покровные и горные ледники. Многолетняямерзлота.

Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере.Как человек использует гидросферу. Как человек воздействует на гидросферу.

Раздел VII. Биосфера

Что такое биосфера и как она устроена. Что такоебиосфера. Границы современной биосферы.

Роль биосферы в природе. Биологический круговорот.Биосфера и жизнь Земли. Распределение живого веществав биосфере.

Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде.

Распространение жизни в океане. Распространение организмов в зависимости от глубины. Распространение организмов в зависимости от климата. Распространение организмовв зависимости от удаленности берегов.

Жизнь на поверхности суши. Леса. Особенности распространения организмов на суше. Леса.

Жизнь в безлесных пространствах. Характеристика степей, пустынь и полупустынь, тундры.

Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. Отчего зависит плодородие почв. Строение почв.

Человек и биосфера. Человек — часть биосферы. Воздействие человека на биосферу.

Раздел VIII. Географическая оболочка

Из чего состоит географическая оболочка. Что такое географическая оболочка. Границы географической оболочки.

Особенности географической оболочки. Географическаяоболочка — прошлое и настоящее. Уникальность географической оболочки.

Территориальные комплексы. Что такое территориальныйкомплекс. Разнообразие территориальных комплексов.

МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ.

7 КЛАСС

ВВЕДЕНИЕ

Что изучают в курсе «Материки, океаны, народыи страны»? Для чего человеку необходимы знания географии. Поверхность Земли (материки и океаны). Части света.

Как люди открывали мир. География в древности. География в античном мире. География в раннем Средневековье(V—XIV вв.). Эпоха Великих географических открытий(XV—XVII вв.). Эпоха первых научных экспедиций (XVII—XVIII вв.). Эпоха научных экспедиций XIX в. Современнаяэпоха развития знаний о Земле.

Методы географических исследований и источники географических знаний. Методы изучения Земли.

Главные особенности природы Земли

ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ

Литосфера. Строение материковой и океаническойземной коры. Карта строения земной коры. Литосферныеплиты. Сейсмические пояса Земли.

Рельеф. Крупнейшие (планетарные) формы рельефа.Крупные формы рельефа. Средние и мелкие формы рельефа.Влияние рельефа на природу и жизнь людей. Опасные природные явления, их предупреждение.

АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ

Климатообразующие факторы. Причины (факторы),влияющие на формирование климата.

Климатические пояса. Климатические пояса Земли. Основные характеристики экваториального, тропического,субэкваториального, субтропического, умеренного арктического и субарктического, антарктического и субантарктического поясов. Климат и человек.

ГИДРОСФЕРА

Гидросфера Земли. Мировой океан. Роль гидросферы в жизни Земли. Влияние воды на состав земной коры иобразование рельефа. Роль воды в формировании климата.Вода — необходимое условие для существования жизни.Роль воды в хозяйственной деятельности людей. Свойствавод океана. Водные массы. Поверхностные течения в океане.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Роль Мирового океана в жизни нашей планеты. Влияние поверхностных течений на климат. Влияние суши на Мировой океан.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

Свойства и особенности строения географическойоболочки. Свойства географической оболочки. Особенностистроения географической оболочки. Формирование природно-территориальных комплексов. Разнообразие природно-территориальных комплексов.

Закономерности географической оболочки. Целостностьгеографической оболочки. Ритмичность существования географической оболочки.

Географическая зональность. Образование природныхзон. Закономерности размещения природных зон на Земле.Широтная зональность. Высотная поясность.

Население Земли

Численность населения и размещение людей на Земле. Численность населения Земли. Причины, влияющие начисленность населения.

Народы и религии мира. Расы, этносы. Мировые и национальные религии. Культурно-исторические регионы мира.Страны мира.

Хозяйственная деятельность населения. Городскоеи сельское население. Основные виды хозяйственной деятельности населения. Их влияние на природные комплексы.Городское и сельское население.

Материки и океаны

АФРИКА

Географическое положение. История исследования.

Географическое положение. Исследование Африки зарубежными путешественниками. Исследование Африки русскимипутешественниками и учеными.


ПРИРОДА МАТЕРИКА

Рельеф и полезные ископаемые. Рельеф. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Полезные ископаемые.

Климат. Распределение температур воздуха. Распределение осадков. Климатические пояса.

Внутренние воды. Внутренние воды. Основные речные системы. Озера. Значение внутренних вод для хозяйства.

Природные зоны. Экваториальные леса. Саванны. Экваториальные леса. Саванны.

Тропические пустыни. Влияние человека на природу.

Тропические пустыни. Влияние человека на природу. Стихийные бедствия. Заповедники и национальные парки.

НАРОДЫ И СТРАНЫ

Население и политическая карта. Народы. Политическая карта.

Региональное деление материка. Страны Северной Африки. Страны Северной Африки. Географическое положение,природа, население, хозяйство Алжира.

Страны Судана и Центральной Африки. Страны Суданаи Центральной Африки. Географическое положение, природа, население, хозяйство Гвинеи (Республики Гвинея), Демократической Республики Конго (ДР Конго).

Страны Восточной Африки. Страны Восточной Африки.Географическое положение, природа, население, хозяйствоКении.

Страны Южной Африки. Страны Южной Африки. Географическоеположение, природа, население, хозяйствоЮжно-Африканской Республики (ЮАР).

АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ

Австралия. Географическое положение. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Географическое положение. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые.

Климат. Внутренние воды. Органический мир. Природные зоны. Климат. Внутренние воды. Органический мир.Природные зоны. Влияние человека на природу.

Австралия (Австралийский Союз). Население. Хозяйство.

Океания. Географическое положение. Природа. Народы и страны.

ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Географическое положение. История открытия и исследования. Географическое положение. История открытияи исследования.

ПРИРОДА МАТЕРИКА

Рельеф и полезные ископаемые. Рельеф. Анды — самые длинные горы на суше. Полезные ископаемые.

Климат. Внутренние воды. Климат. Внутренние воды.

Природные зоны. Изменение природы человеком. Экваториальные леса. Пустыни и полупустыни. Высотная поясность в Андах. Изменение природы человеком.

НАРОДЫ И СТРАНЫ

Население и политическая карта. Народы. Политическая карта.

Страны востока материка. Бразилия, Аргентина. Географическое положение, природа, население, хозяйство Бразилии, Аргентины.

Андские страны. Андские страны. Географическое положение, природа, население, хозяйство Перу, Чили.

АНТАРКТИДА

Географическое положение. История открытия и исследования. Природа. Антарктида. Географическое положение. Антарктика. Открытие и исследование. Современныеисследования Антарктиды. Ледниковый покров. Подледныйрельеф. Климат. Органический мир. Правовое положениематерика.

ОКЕАНЫ

Этапы изучения Мирового океана. Северный Ледовитый океан. Северный Ледовитый океан. Географическоеположение. Из истории исследования океана. Рельеф. Климат и воды. Органический мир. Виды хозяйственной деятельности в океане.

Тихий и Индийский океаны. Тихий океан. Географическоеположение. Из истории исследования океана. Рельеф. Климат и воды. Органический мир. Виды хозяйственной деятельности в океане. Индийский океан. Географическое положение. Из истории исследования океана. Рельеф. Климат и воды. Органический мир. Виды хозяйственной деятельностив океане.

Атлантический океан. Атлантический океан. Географическое положение. Из истории исследования океана. Рельеф.Климат и воды. Органический мир. Виды хозяйственной деятельности в океане.

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Географическое положение. История открытия и исследования. Географическое положение. История открытия.Русские исследователи Северо-Западной Америки.

ПРИРОДА МАТЕРИКА

Рельеф и полезные ископаемые. Рельеф. Полезныеископаемые.

Климат. Внутренние воды. Климат. Внутренние воды. Основные речные и озерные системы равнин и Аппалачей. Реки и озера Кордильер.

Природные зоны. Изменение природы человеком. Арктические пустыни. Тундра. Тайга. Смешанные леса. Широколиственные леса. Степи. Изменение природы человеком.

НАРОДЫ И СТРАНЫ

Население и политическая карта. Канада. Народы.Политическая карта. Географическое положение, природа,население и хозяйство Канады.

Соединенные Штаты Америки. Средняя Америка. Географическое положение, природа, население, хозяйство США.Общая характеристика Средней Америки. Географическоеположение, природа, население, хозяйство Мексики.

ЕВРАЗИЯ

Географическое положение. История открытия и исследования. Географическое положение. История открытияи исследования.

ПРИРОДА МАТЕРИКА

Рельеф и полезные ископаемые. Рельеф. Полезныеископаемые.

Климат. Климат. Климатические пояса. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения.

Внутренние воды. Реки. Территории внутреннего стока.Озера. Современное оледенение и многолетняя мерзлота.

Природные зоны. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Субтропические леса и кустарники. Муссонные(переменно-влажные) леса. Субэкваториальные и экваториальные леса. Высотные пояса в Гималаях и Альпах.

НАРОДЫ И СТРАНЫ

Население и политическая карта. Народы. Политическая карта.

Страны Северной Европы. Состав, географическое положение, природа, население, хозяйство региона.

Страны Западной Европы. Страны Западной Европы. Географическоеположение, природа, население, хозяйство,объекты Всемирного наследия Великобритании, Франции,Германии.

Страны Восточной Европы. Восточная Европа. Севернаягруппа стран. Южная группа стран.

Украина. Географическое положение, природа, население, хозяйство Украины.

Страны Южной Европы. Италия. Южная Европа. Географическое положение, природа, население, хозяйство Италии.

Страны Юго-Западной Азии. Состав, географическое положение, природа, население, хозяйство региона.

Страны Центральной Азии. Страны Центральной Азии.Географическое положение, природа, население, хозяйствоКазахстана и стран Центральной Азии.

Страны Восточной Азии. Китай. Страны Восточной Азии.Географическое положение, природа, население, хозяйствоКитая.

Япония. Географическое положение, природа, население,хозяйство Японии.

Страны Южной Азии. Индия. Страны Южной Азии. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индии.

Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. Страны Юго-Восточной Азии. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индонезии.

Земля — наш дом

Взаимодействие общества и природы. Взаимодействие человека и природы. Влияние хозяйственной деятельности людей на оболочки Земли. Мировые экологическиепроблемы. Экологическая карта.

Уроки жизни. Сохранить окружающую природу. Основные типы природопользования. Источники загрязненияприродной среды. Региональные экологические проблемыи их зависимость от хозяйственной деятельности. Что надоделать для сохранения благоприятных условий жизни?


ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. 8—9 КЛАССЫ

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА, НАСЕЛЕНИЕ. ХОЗЯЙСТВО. 8 КЛАСС

ВВЕДЕНИЕ

Что изучает география России. Географический взгляд на Россию: разнообразие территории, уникальность географических объектов.

Часть I. Россия на карте мира

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНО- ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ

Границы России. Что такое государственная граница и что она ограничивает. Каковы особенности российских границ. Сухопутные границы России. Морские границы России. С кем соседствует Россия.

Россия на карте часовых поясов. Что такое местное и поясное время. Что такое декретное время и для чего оно нужно.

Географическое положение России. Какие типы географического положения существуют.

Физико-географическое, экономико-географическое и транспортно-географическое положение России. Где расположены крайние точки России. Как на разных уровнях оценивается экономико-географическое положение России. Чем различаются потенциальные и реальные выгоды транс-

портно-географического положения страны.

Геополитическое, геоэкономическое, геодемографическое, этнокультурное и эколого- географическое положение России. В чем сложность геополитического положения России. В чем сходство геоэкономического и геодемографического положения России. Этнокультурное положение России. Эколого-географическое положение.

Как формировалась государственная территория России. Где началось формирование государственной территории России. Как и почему изменялись направления русской и российской колонизации.

Этапы и методы географического изучения территории. Как первоначально собирались сведения о территории России. Как шло продвижение русских на восток. Как исследовалась территория России в XVIII в. Что отличало географические исследования в XIX в. Что исследовали в XX в. Какие методы

использовались для географического изучения России.

Особенности административно-территориального устройства России. Для чего необходимо административно-территориальное деление. Что такое федерация и субъекты Федерации. Как различаются субъекты Федерации. Для чего нужны федеральные округа.

Часть II. Природа России

ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, РЕЛЬЕФ, ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Геологическая история и геологическое строение территории России. В чем особенности строения рельефа нашей страны. Где расположены самые древние и самые молодые участки земной коры на территории России.

Рельеф России. Каковы особенности рельефа России. Как размещены основные формы рельефа на территории нашей страны.

Как и почему изменяется рельеф России. Как внутренние и внешние процессы влияют на формирование рельефа России. Какие территории нашей страны испытывают неотектонические движения земной коры. Как влияет на рельеф деятельность ледников.

Стихийные природные явления в литосфере. Что такое стихийные явления природы. Какие стихийные явления происходят в литосфере.

Человек и литосфера. Влияет ли земная кора на жизнь и хозяйственную деятельность людей? Жизнь и хозяйствование на равнинах. Жизнь и хозяйствование в горах. Как человек воздействует на литосферу.

КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Факторы, определяющие климат России. Что влияет на формирование климата. Влияние географической широты на климат. Влияние подстилающей поверхности. Циркуляция воздушных масс.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Распределение тепла на территории России. Распределение осадков на территории нашей страны. Что показывает коэффициент увлажнения.

Сезонность климата. Чем обусловлена сезонность климата. Как сезонность повлияла на особенности этнического характера. Как сезонность климата влияет на жизнедеятельность человека.

Типы климатов России. Арктический и субарктический климат. Климат умеренного пояса.

Климат и человек. Как климат влияет на жизнь людей. Что такое комфортность климата. Как взаимосвязаны климат и хозяйственная деятельность людей. Какие климатические явления называют неблагоприятными.

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Разнообразие внутренних вод России. Реки. Влияние внутренних вод на природу и жизнь человека. Реки. Куда несут свои воды российские реки. Почему многие реки России медленно текут. Как климат влияет на реки.

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Озера. Болота. Подземные воды. Многолетняя мерзлота. Ледники.

Водные ресурсы и человек. Роль воды в жизни людей. Водные ресурсы. Неравномерность распределения водных ресурсов. Годовые и сезонные колебания речного стока. Большое потребление и большие потери воды. Рост загрязнения воды.

ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ

Образование почв и их разнообразие. Что такое почва. Под влиянием каких факторов образуются почвы. Основные свойства и разнообразие почв.

Закономерности распространения почв. Главные типы почв России. Закономерности распространения почв на территории России.

Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни человека. От чего нужно охранять почву. Роль мелиорации в повышении плодородия почв. Охрана почв.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Растительный и животный мир России. Разнообразие живой природы России. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Живые организмы на Земле. Охрана живой природы.

ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

Разнообразие природных комплексов. Что такое природно- территориальный комплекс (ПТК). Физико-географическое районирование. Моря как крупные природные комплексы. ПТК природные и антропогенные.

Природно-хозяйственные зоны России. Что такое природная зональность. Почему мы называем эти зоны природно-хозяйственными.

Арктические пустыни, тундра и лесотундра. Природные особенности безлесных территорий Севера. Каковы основные виды природопользования на северных территориях.

Леса. Какие леса растут в России. Зона тайги. Зона смешанных и широколиственных лесов.

Лесостепи, степи и полупустыни. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу степей и лесостепей. Географическое положение пустынь и полупустынь в России.

Высотная поясность. Влияние гор на природу и человека. Где в нашей стране наиболее ярко выражена высотная поясность.

Особо охраняемые природные территории. Что такое особо охраняемые природные территории (ООПТ). Сколько нужно иметь в стране заповедных территорий, чтобы обеспечить ее устойчивое развитие.

Часть III. Население России

Численность населения России. Как изменялась численность населения России. Что влияет на изменение численности населения.

Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. Кого в России больше — мужчин или женщин. Сколько лет россиянину. Какова в России средняя продолжительность жизни.

Народы, языки и религии. Сколько народов живет в России. На каких языках говорят россияне. Какие религии исповедуют жители России.

Городское и сельское население. Какое население в России называют городским. Какие поселения называют сельскими.

Размещение населения России. Какова плотность населения в России. Почему население неравномерно размещено по территории страны. Что такое зоны расселения.

Миграции населения в России. Что такое миграции и почему они возникают. Что такое миграционный прирост. Как миграции влияют на жизнь страны.

Люди и труд. Что такое трудовые ресурсы и экономически активное население. От чего зависит занятость людей и безработица.

Часть IV. Хозяйство России

Что такое хозяйство страны? Что такое хозяйство страны и как оценить уровень его развития. Как устроено хозяйство России.

Как география изучает хозяйство. Что такое условия и факторы размещения предприятий. Что такое территориальная структура хозяйства.

ПЕРВИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ —

ОТРАСЛИ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ ПРИРОДУ

Состав первичного сектора экономики. Природныересурсы. Что относят к первичному сектору экономики. Чтотакое природные ресурсы и как их подразделяют.

Природно-ресурсный капитал России. Что такое природно-ресурсный капитал и как он оценивается. Каковы проблемы использования природно-ресурсного капитала страны.

Сельское хозяйство. Чем сельское хозяйство отличаетсяот других отраслей. Каков состав сельского хозяйства. Чтотакое агропромышленный комплекс.

Растениеводство. Какие отрасли растениеводства наиболее развиты в России. Как растениеводство влияет на окружающую среду.

Животноводство. Какие отрасли животноводства наиболее развиты в России. Как животноводство влияет на окружающую среду.

Лесное хозяйство. Сколько лесов в России. Можно ли рубитьлес. Какова роль леса в российской истории и экономике.

Охота и рыбное хозяйство. Какую роль в современнойжизни людей играет охота. Что такое рыбное хозяйство.

Природа и население Самарской области. Рельеф и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир. Население Самарской области.

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ХОЗЯЙСТВО

И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ. 9 КЛАСС

Часть IV. Хозяйство России (продолжение)

ВВЕДЕНИЕ

Повторение и обобщение знаний о хозяйстве России,полученных в курсе географии 8 класса.

ВТОРИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ —ОТРАСЛИ, ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ СЫРЬЕ

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Что такое топливно-энергетический комплекс. Для чего и как составляется топливно-энергетический баланс. Каковы проблемы развития российского ТЭК.

Нефтяная промышленность. Сколько нефти добываетсяв России. Где расположены основные нефтяные базы страны.Куда транспортируют и где перерабатывают российскуюнефть. Как нефтяная промышленность влияет на окружающую среду.

Газовая промышленность. Сколько природного газа добывают в России. Где в России расположены основные базыдобычи газа. Куда транспортируют российский газ. Как газовая промышленность влияет на окружающую среду.

Угольная промышленность. Сколько угля добываетсяв России. Где находятся основные базы добычи угля. Какугольная промышленность влияет на окружающую среду.

Электроэнергетика. Сколько электроэнергии производится в России. Как размещаются электростанции различныхтипов. Как в России используются нетрадиционные источники энергии. Что такое энергосистемы и для чего они нужны. Как электроэнергетика влияет на окружающую среду.

Металлургия. География черной металлургии. Что такоеметаллургия. Сколько черных металлов производится в России. Как размещаются металлургические предприятия. Гденаходятся основные районы производства черных металлов.Как черная металлургия влияет на окружающую среду.

География цветной металлургии. Сколько цветных металлов производится в России. Где размещаются предприятия цветной металлургии. Где находятся основные районыпроизводства цветных металлов. Как цветная металлургия влияет на окружающую среду.

Химическая промышленность. Что производит химическая промышленность. Чем химическая промышленностьотличается от других отраслей.

География химической промышленности. Как размещаются предприятия химической промышленности. Где находятсяосновные районы химической промышленности. Как химическая промышленность влияет на окружающую среду.

Лесная промышленность. Сколько продукции леснойпромышленности производится в России. Как размещаютсяпредприятия лесной промышленности. Где находятся основные районы лесной промышленности. Как лесная промышленность влияет на окружающую среду.

Машиностроение. Сколько машин производится в России. Как размещаются предприятия машиностроения. Гденаходятся основные районы машиностроения. Как машиностроение влияет на окружающую среду.

Пищевая и легкая промышленность. Чем пищевая и легкая промышленность отличается от других отраслей хозяйства. Как размещаются предприятия пищевой и легкой промышленности. Где находятся основные районы пищевойи легкой промышленности. Как пищевая и легкая промышленность влияет на окружающую среду.

ТРЕТИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ — СФЕРА УСЛУГ

Состав и значение сферы услуг. Что такое услугии какими они бывают. Как устроена сфера услуг. Как развита в России сфера услуг.

Роль и значение транспорта. Что такое транспортная система. Как учитывается роль различных видов транспортав транспортной системе.

Сухопутный транспорт. Какой вид транспорта ведущийв России. Почему автомобильный транспорт недостаточноразвит в России. Как железнодорожный и автомобильныйтранспорт влияет на окружающую среду.

Водный транспорт. Каковы особенности морского транспорта России. Какой морской бассейн ведущий в морском транспорте страны. Что перевозят внутренним водным транспортом. Как водный транспорт влияет на окружающую среду.

Авиационный и трубопроводный транспорт. Связь. Каковы особенности авиационного транспорта России. Каковароль трубопроводного транспорта в транспортной системе.Как авиационный и трубопроводный транспорт влияет наокружающую среду. Какие бывают виды связи. Как в России развита связь.

Наука. Какова роль науки и образования в современномобществе. Какова география российской науки. Что такоенаукограды.

Жилищное и рекреационное хозяйство. Каковы особенности жилищного фонда России. Как россияне обеспеченыжильем. Как жилой фонд размещен по территории страны.

Что такое рекреационное хозяйство.

Часть V. География крупных регионов России

РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ

Зачем районировать территорию страны? Что такоерайонирование. Как отличаются виды районирования.

ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН)

Общая характеристика Европейской России. Что такое Европейская Россия и каково ее географическое положение. Каковы особенности природы Европейской России. Чем

характеризуются природные ресурсы, население и хозяйство этой части страны.

Европейский Север. Географическое положение. ПочемуЕвропейский Север освоен слабее своих соседей. В чем выгоды приморского положения района. Как влияют на развитиерайона особенности соседского положения.

Природа Европейского Севера. Чем различается природаразличных частей района. Чем богаты моря, омывающие Европейский Север.

Население и хозяйственное освоение Европейского Севера. Каковы особенности современного населения района.Как заселялся и осваивался Европейский Север.

Хозяйство Европейского Севера. В чем главные особенности хозяйства Европейского Севера. Каковы ведущие отрасли промышленности района. Каковы экологические проблемы района.

Северо-Западный район. Географическое положение. Каковы главные черты географического положения района.Как влияло на развитие района его столичное положение.

Природа Северо-Запада. С чем связаны особенности природы Северо-Запада. Какими природными ресурсами богатрайон.

Население и хозяйственное освоение Северо-Запада.

Сколько людей проживает в Европейском Северо-Западе.Как заселялся и обживался район.

Хозяйство Северо-Запада. Как на хозяйство района влияет его приморское положение. Какую роль в хозяйстве страны играет промышленность Северо-Запада. Какая отрасль —ведущая в сельском хозяйстве района. Какова экологическая ситуация в районе.

Центральная Россия. Географическое положение. Каковсостав Центральной России. Какова главная черта географического положения района. Как влияет на развитие районастоличность положения.

Природа Центральной России. Как различаются природные условия в Центральной России. Какими природнымиресурсами богат район.

Население и хозяйственное освоение ЦентральнойРоссии.

Сколько людей живет в Центральной России.Как размещается городское и сельское население района.

Какие народы населяют район. Как осваивался и заселялсярайон.

Хозяйство Центральной России. Чем отличается хозяйство Центральной России. Какие отрасли промышленностиразвиты в районе. Каково внутреннее различие сельского хозяйства Центральной России. Каковы экологические проблемы района.

Европейский Юг. Географическое положение. Каковыглавные особенности географического положения района.Как влияют на природу и хозяйство Европейского Юга омывающие его моря.

Природа Европейского Юга. Чем определяются особенности природы Европейского Юга. Каково главное природноебогатство района.

Население и хозяйственное освоение Европейского Юга.Почему население Европейского Юга быстро увеличивается.Где проживает большинство населения Европейского Юга.Какие народы проживают на Европейском Юге. В чем заключаются социальные проблемы Европейского Юга. Как

заселялся и осваивался Европейский Юг.

Хозяйство Европейского Юга. В чем особенности хозяйства Европейского Юга. Какая отрасль — главная в хозяй-тве района. Какие отрасли промышленности развиты на Европейском Юге. Почему Европейский Юг — главный курортный район страны. Каковы экологические проблемы района.

Поволжье. Географическое положение. В чем главныеособенности физико-географического положения района.В чем главные особенности экономико-географического,геополитического

и эколого-географического положения района.

Природа Поволжья. Как географическое положение влияет на природу Поволжья. Какие природные ресурсы Поволжья — наиболее ценные. Какие неблагоприятные природные явления характерны для Поволжья.

Население и хозяйственное освоение Поволжья. Скольколюдей живет в Поволжье. Как размещено население по территории Поволжья. Какие народы заселяют Поволжье. Какзаселялось и осваивалось Поволжье.

Хозяйство Поволжья. В чем особенности хозяйства Поволжья. Какие отрасли промышленности развиты в Поволжье. Что производит сельское хозяйство района. Каковыэкологические проблемы района.

Урал. Географическое положение. Какова главная чертагеографического положения Урала. Как географическое положение влияет на развитие района.

Природа Урала. Как пограничность проявляется в особенностях природы Урала. Почему столь разнообразны природные ресурсы Урала.

Население и хозяйственное освоение Урала. Сколько людей живет на Урале. Как размещено население по территории Урала. Какие народы населяют Урал. Как заселялсяи осваивался Урал.

Хозяйство Урала. Каковы особенности хозяйства Урала.Какие отрасли промышленности — ведущие в хозяйстверайона. Как на Урале развито сельское хозяйство. Каковаэкологическая ситуация на Урале.

АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН)

Азиатская Россия. Географическое положение. Каковы особенности геополитического положения и природных условий Азиатской России. Какие природные ресурсыАзиатской России используются наиболее активно.

Западная Сибирь. Географическое положение. Как географическое положение влияет на ее природу и хозяйство.Чем определяется геополитическое положение района.

Природа Западной Сибири. Какой рельеф преобладаетв Западной Сибири. Какие факторы влияют на климат района. Почему в Западной Сибири много болот. Сколько природных зон в Западной Сибири. Какими природными ресурсамибогата Западная Сибирь.

Население и хозяйственное освоение Западной Сибири.Сколько людей живет в Западной Сибири. Как осваиваласьЗападная Сибирь.

Хозяйство Западной Сибири. В чем особенности хозяйства Западной Сибири. Какие отрасли промышленностиглавные в хозяйстве района. Где производится основнаячасть сельскохозяйственной продукции района. Каковы экологические проблемы Западной Сибири.

Восточная Сибирь. Географическое положение. Каковыглавные особенности физико-географического положениярайона. Как оценивается экономико-географическое и геополитическое положение района.

Природа Восточной Сибири. Каковы особенности рельефаВосточной Сибири. Почему в Восточной Сибири резко континентальный климат. Куда впадают реки Восточной Сибири.Сколько в районе природных зон. Какими природными ресурсами богата Восточная Сибирь.

Население и хозяйственное освоение Восточной Сибири.Каково население района и как оно размещается. Какие народы проживают в Восточной Сибири. Как заселялась и осваивалась Восточная Сибирь.

Хозяйство Восточной Сибири. Каковы особенности хозяйства района. Какие отрасли промышленности развиты в Восточной Сибири. В чем особенности сельского хозяйства района. В каких частях района наиболее остры экологическиепроблемы.

Дальний Восток. Географическое положение. Каковы особенности физико-географического положения Дальнего Востока. Как географическое положение влияет на развитиеДальнего Востока.

Природа Дальнего Востока. Почему природа ДальнегоВостока столь разнообразна. Каковы особенности морей,омывающих Дальний Восток. Какими природными ресурсами богат район.

Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока.Сколько людей живет на Дальнем Востоке. Сколько в районегородов. Какие народы населяют район. Как заселялся и осваивался Дальний Восток.

Хозяйство Дальнего Востока. В чем особенности хозяйства Дальнего Востока. Какие отрасли — ведущие в промышленности района. Почему сельское хозяйство не обеспечивает потребности района. Каковы экологические проблемы Дальнего Востока.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Данный учебно-методический комплект для изучения курса географии в 5—9 классах содержит, кроме учебников, методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.

УМК «География. Землеведение. 5—6 классы»

1. География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева).

2. География. Землеведение. 5—6 классы. Методическое пособие (авторы Л. Е. Савельева, В. П. Дронов).

3. География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева).

4. География. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева).

5. География. Землеведение. 5—6 классы. Электронная форма учебника (ЭФУ).


УМК «География. Материки, океаны, народы и страны.

7 класс»

1. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Учебник (авторы И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев).

2. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Методическое пособие (авторы И. В. Душина, В. А. Щенев).

3. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Рабочая тетрадь (автор И. В. Душина).

4. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Электронное приложение.

УМК «География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс»

1. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. Учебник (авторы В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром).

2. География России. 8—9 классы. Методическое пособие (авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов).

3. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. Рабочая тетрадь (авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов).

4. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. Электронная форма учебника (ЭФУ).

УМК «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс»

1. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Учебник (авторы В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром).

2. География России. 8—9 классы. Методическое пособие (авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов).

3. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Рабочая тетрадь (авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов).

4. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Электронная форма учебника (ЭФУ).

Образовательная платформа «LECTA» содержит бесплатное интерактивное приложение (АТЛАС+), расширяющее возможности печатного атласа.

2.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1. –Ноутбук

- Проектор


- Активные колонки

3. Цифровые и электронные образовательные ресурсы

1. География в школе. Африка. (Электронные уроки и тесты)

2. География в школе. Австралия, Океания, Арктика, Антарктида

(Электронные уроки и тесты)

3. География в школе. Северная и Южная Америка.(Электронные уроки и тесты)

4. География в школе. Европа.(Электронные уроки и тесты)

5. География в школе. Азия. (Электронные уроки и тесты)

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

5 – 6 класс

Раздел 1. Источники географической информации

Выпускник научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться

    • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

    • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

    • строить простые планы местности;

    • создавать простейшие географические карты различного содержания;

    • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Раздел 2. Природа Земли и человек

Выпускник научится:

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник получит возможность научиться:

    • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

    • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

    • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

    • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

7 класс

Раздел 3. Население Земли

Выпускник научится:

  • различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

  • cравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира

  • использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;

  • проводить расчеты демографических показателей;

  • объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

    • приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;

    • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.

Раздел 4. Материки, океаны и страны

Выпускник научится:

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

  • сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

    • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

    • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

    • оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

    • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.

8-9 класс

Раздел 5. Особенности географического положения России

Выпускник научится:

  • различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

  • оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

  • использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы.

Раздел 6. Природа России

Выпускник научится:

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

  • сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • описывать положение на карте положение и взаиморасположение географических объектов

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

  • создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией

Выпускник получит возможность научиться:

    • оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;

    • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.

Раздел 7. Население России

Выпускник научится:

  • различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов и стран;

  • анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

  • сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;

  • объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения на селения России и ее отдельных регионов;

  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

  • оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.

Раздел 8. Хозяйство России

Выпускник научится:

  • различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

  • анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

  • объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

    • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

    • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.

Раздел 9. Районы России

Выпускник научится:

  • объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

  • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

  • оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

Выпускник получит возможность научиться:

    • составлять комплексные географические характеристик районов разного ранга;

    • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы населения, и хозяйства географических районов и их частей;

    • создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

    • оцениватьсоциально-экономическое положение и перспективы развития регионов;

    • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.

Раздел 10. Россия в современном мире

Выпускник научится:

  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

  • оцениватьсоциально-экономическое положение и перспективы развития России.
    Система оценки учебной деятельности по географии

1. Оценка теоретических знаний

Отметка «5»:

  • ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

  • материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

  • ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

  • ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

  • материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

  • при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

  1. Оценка практических умений и навыков

Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Их выполнение обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает важными умениями – чтение карты, их анализ и сопоставление, способствует воспитанию трудолюбия и самостоятельности. Практические работы могут быть тренировочными и итоговыми, их оценивание может быть сразу, одновременно, проверяя результаты работы у всех, или поэтапно, проверяя работу по мере готовности ее у разных школьников.

Разработаны следующие примерные нормы оценок выполнения практических работ:

Отметка «5»: правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении,

Отметка «4»: погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию,

Отметка «3»: погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении

Отметка «2»: серьезные ошибки по содержанию, отсутствие навыков оформления,

  1. Оценка умений решать географические задачи

Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.

Процесс контроля включает не только проверку, но и оценку знаний и умений, фиксирование результатов, корректировку ошибок, подведение итоговых результатов обучения по теме, разделу, курсу. Для более успешного проведения контроля за знаниями учащихся необходимо:

* гибкое сочетание текущей проверки знаний и умений школьников с итогово-тематическим контролем, организуемым после изучения каждой темы.

*широкое использование разных форм контроля и разумное их сочетание.

* обязательное систематическое освещение результатов контроля.

*привлечение учащихся к оцениванию итогов работы.

Виды контроля:

  • Текущий (проверка знаний и умений на разных этапах урока)

  • Тематический (контроль знаний и умений после изучения темы)

  • Итоговый (контроль за результатами обучения после изучения крупной темы, раздела курса в целом

Формы контроля:

По характеру заданий

*Тестовый контроль

*Устный опрос

*Письменная работа

*Практическая работа

*Географические игры

*Зачет

По занятости школьников

*Индивидуальный (самостоятельное выполнение заданий учеников у доски или на рабочем месте)

*Фронтальный (общеклассный, работа класса над выполнением задания самостоятельно или под руководством учителя)

*Работа в парах

*Групповая работа

*Уплотненный опрос (сочетание фронтального контроля с индивиду


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!