Пояснительная записка.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса география 5 классов составлена на основе регламентирующих документов:
- ФГОС ООО, утв. приказом Минобрнауки России "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17.12.2010 № 1897;
- базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утв. приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (ред. от 03.06.2011);
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2014-2015 уч. год;
письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 № 03-1263 "О примерных программах по учебным предметам федерального учебного плана";
локальных актов МОБУ СОШс. Старые Маты;
; Положение о рабочей программе по учебному предмету МОБУ СОШ с. Старые Маты принятого на педагогическом совете ,протокол № 8.От 28..04.2014, Утвержденного директором школы, приказ № 4 л 29.04.2014г
- примерной программы ООО по географии и авторской программы И.И.Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева. Курс «География. Землеведение. 5—6 классы;
Изменения, внесённые в авторскую программу и их обоснования.
Примерная программа по географии в 5 классе рассчитана на 35 учебных часов, базисный учебный план предполагает на обучение географии в 5 классе тоже 35 часов. Однако авторы Федеральной рабочей программы И.И.Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева отводят на изучение курса всего 34 часа. Введен 1 час на итоговый урок по курсу. При ведении уроков учитывается региональный компонент.
Практические работы пронумерованы, за обучающие и тренировочные оценки выставляются выборочно, их тема в журнал не записывается.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса.
Курс «География. Землеведение. 5-6 классы» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе, формирует знание из разных областей наук о Земле: картографии, геологии, географии, почвоведении и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
Целью курса является
Развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении курса решаются следующие задачи:
Формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей, процессов и явлений природы её частей;
Формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенности их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
Развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
Развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
Развитие специфических, географических и общеучебных умений;
Развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействие природы и человека.
3. Место учебного предмета в учебном плане
.
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования в 5-м классе. Базисный учебный план для МОБУ СОШ с.Старые Маты отводит следующее количество часов для обязательного изучения предмета « География. Землеведение »: в 5 классе выделяется 354часов ( из расчета 1 учебный час в неделю), в т.ч. на практические работы.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
комплексное представление о географической среде как среде обитания человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
социально-значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
5. Личностные , метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные результаты обучения географии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты обучения географии:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной, письменной,монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно - коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами по географии являются:
формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
6.Содержание учебного предмета, курса
География. Землеведение.
5 класс
Введение (1 ч)
Что изучает география.
Раздел I. Накопление знаний о Земле (4 ч)
. Познание Земли в древности. Великие географические открытия. Открытие Антарктиды и Австралии. Современная география Практические работы. 1. Работа с электронными картами.
Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч)
Земля и космос. Земля часть Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Осевое вращение Земли. Обращение Земли вокруг Солнца. Форма и размеры Земли. Итоговые вопросы и задания. Практические работы 2. Характеристика видов движений Земли, их географических
следствий.
Раздел III. Географические модели Земли (9 ч)
. Ориентирование на земной поверхности. Изображение земной поверхности. Масштабы и его виды. Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Планы местности и их чтение. Параллели и меридианы. Градусная сетка. Географические координаты. Географические карты. Итоговые вопросы и задания.
Практические работы. 3.Составление плана местности способом глазомерной съёмки.
4.Определение географических координат объектов, географических объектов по их
координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.
Раздел IV. Земная кора (13 ч) Внутренние строение Земли. Состав земной коры. Разнообразие горных пород. Земная кора и литосфера-каменная оболочка Земли. Разнообразие рельефа Земли. Движение земной коры. Землетрясения. Вулканизм. Внешние силы изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучести вод, ледников и ветра. Главные формы рельефа суши. Рельеф дна океана. Человек и земная кора. Итоговые вопросы и задания.
Практические работы.5. Определение горных пород и описание их свойств.
6.Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.
География. Землеведение.
7.Тематическое планирование с определением основных видов УУД.
Тема | УУД |
Введение. Накопление знаний о Земле. (5) 1.Что изучает География. 2.Познание Земли в древности. 3.Великие географические открытия. 4.Открытие Антарктиды и Австралии. 5.Современная география Практическая работа. 1. Работа с электронными картами. Земля во Вселенной. ( 7часов) 6.Земля и космос. 7.Земля часть Солнечной системы. 8.Влияние космоса на Землю и жизнь людей. 9.Осевое вращение Земли. 10.Обращение Земли вокруг Солнца. 11.Форма и размеры Земли. 12.Итоговые вопросы и задания. Практическая работа 2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий. .Географические модели Земли.( 9 часов) 13.Ориентирование на земной поверхности. 14. Изображение земной поверхности. 15.Масштабы и его виды. 16. Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. 17.Планы местности и их чтение. 18.Параллели и меридианы. 19.Градусная сетка..Географические координаты. 21.Географические карты. 22.Итоговые вопросы и задания. Практические работы. 3.Составление плана местности способом глазомерной съёмки. 4.Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки. Земная кора.(13 часов) 22.Внутренние строение Земли.Состав земной коры. 23.Разнообразие горных пород. 24.Земная кора и литосфера-каменная оболочка Земли. 25.Разнообразие рельефа Земли. 26.Движение земной коры. 27.Землетрясения. 28.Вулканизм. 29.Внешние силы изменяющие рельеф. 30.Выветривание. 31.Работа текучести вод, ледников и ветра. 32.Главные формы рельефа суши. 33.Рельеф дна океана. 34.Человек и земная кора.Итоговые вопросы и задания. Практические работы.5. Определение горных пород и описание их свойств.6.Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт. | Определять роль географии. Оценивать и уметь называть методы изучения Земли; Уметь называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий; роль географических методов в развитии современной географии. Составлять географическое описание территорий. Определять значение кругосветных путешествий. Определять роль российских путешественников в развитии географии Приводить доказательства шарообразности Земли. Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусами. Приводить примеры географических следствий движения Земли. Уметь объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы». Уметь работать с карт. Характеристика видов движений Земли и их географических следствий
Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сети. Определять направления и географические координаты с помощью параллелей и меридианов. Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштаба. Определять направления по компасу, азимут на объекты, расстояния с помощью шагов и дальномера. Составлять описание маршрута. Систематизировать карты атласа по содержанию и масштабу. Объяснять значение понятий. Показывать на карте географическиеобъекты. Анализировать географическую информацию для выполнения географического проекта.
Определять уникальные свойства Земли и важные географические следствия. Выявлять внутреннее строение земли и оболочки внутреннего строения. Анализировать. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, их состав значение и образование. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Выявлять их происхождения от различных процессов, проходящих в земной коре. Составлять характеристику разных форм рельефа. Устанавливать зависимость распространения крупнейших форм рельефа Земли – материков и впадин океанов – от строения земной коры.
Определять внешние силы изменяющие рельев. Выявлять особенности воздействия человека на земную твердь. Характеризовать влияние хозяйственной деятельности человека на мир земной тверди. Определять главные формы рельефа суши и их образования. |
8. Тематическое планирование.
№ п.п. | Дата проведения | Тема урока | Примечание. |
Предпол. | Фактич. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 | 3.09.2015 10.09.2015 17.09.2015 1.10.2015 8.10.2015 15.10.2015 22.10.2015 29.10.2015 6.11.2015 12.11.2015 19.11.2015 26.11.2015 3.12.2015 10.12.2015 17.12.2015 24.12.2015 14.01.2016 21.01.2016 28.01.2016 4.02.2016 11.02.2016 18.02.2016 25.02.2016 3.03.2016 10.03.2016 17.03.2016 24.03.2016 7.04.2016 14.04.2016 21.04.2016 5.05.2016 12.05.2016 19.05.2016 26.05.2016 | | Введение. Накопление знаний о Земле. Что изучает География. Познание Земли в древности. Великие географические открытия. Открытие Антарктиды и Австралии. Современная география Земля во Вселенной. Земля и космос. Земля часть Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Осевое вращение Земли. Обращение Земли вокруг Солнца. Форма и размеры Земли. Итоговые вопросы и задания. Географические модели Земли. Ориентирование на земной поверхности. Изображение земной поверхности. Масштабы и его виды. Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Планы местности и их чтение. Параллели и меридианы. Градусная сетка. Географические координаты. Географические карты. Итоговые вопросы и задания. . Земная кора. Внутренние строение Земли. Состав земной коры. Разнообразие горных пород. Земная кора и литосфера-каменная оболочка Земли. Разнообразие рельефа Земли. Движение земной коры. Землетрясения. Вулканизм. Внешние силы изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучести вод, ледников и ветра. Главные формы рельефа суши. Рельеф дна океана. Человек и земная кора .Итоговые вопросы и задания. | Оборудование: проектор,ноутбук, диск СД творческие задания для 6 класс, ВВС « Планета Земля», карточки для практических работ, набор минералов, таблицы- внутреннее строение земли, портреты путешественников, презентации к уроку.Карты. Компасы. Электронная карта дна океана. Оборудование: проектор,ноутбук, диск СД творческие задания для 6 класс, ВВС « Планета Земля», карточки для практических работ, набор минералов, таблицы- внутреннее строение земли, портреты путешественников, презентации к уроку.Карты. Компасы. Электронная карта дна океана. Оборудование: проектор,ноутбук, диск СД творческие задания для 6 класс, ВВС « Планета Земля», карточки для практических работ, набор минералов, таблицы- внутреннее строение земли, портреты путешественников, презентации к уроку.Карты. Компасы. Электронная карта дна океана. Оборудование: проектор, ноутбук, диск СД творческие задания для 6 класс, ВВС « Планета Земля», карточки для практических работ, набор минералов, таблицы- внутреннее строение земли, портреты путешественников, презентации к уроку. Карты. Компасы. Электронная карта дна океана. Глобус. Оборудование: проектор, ноутбук, диск СД творческие задания для 6 класс, ВВС « Планета Земля», карточки для практических работ, набор минералов, таблицы- внутреннее строение земли, портреты путешественников, презентации к уроку. Карты. Компасы. Электронная карта дна океана. Урок 23. 25. 32. Применение регионального компонента. Рельеф своей местности. Полезные ископаемые Бакалинского района и республики Башкортостан. |
9.Используемый УМК.
География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. М.: Дрофа, 2013.
География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь пособие для общеобразовательных учреждений /В. П.Дронов, Л. Е. Савельева. М.: Дрофа, 2014.
Атлас. География. 5 класс: атлас:– М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2014
Контурная карта. 5 класс: контурная карта- М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2014.
География.Землеведение.5-6 классы. Методическое пособие / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева.- М.: Дрофа, 2014. ( www.drofa. ru)
География. Землевдение.5-6 классы. Электронное приложение.- М.: Дрофа, 2014. ( www.drofa. ru).
Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. География 5-9.М.: «Просвещение» 2012.
Рабочие программы. География. 5-9 классы. Учебно-методическое пособие. ФГОС
Составитель: С.В. Курчина.2013
География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. М.: Дрофа.2014.
География. Землеведение.
5 класс. Рабочая тетрадь пособие для общеобразовательных учреждений /В. П.Дронов, Л. Е. Савельева. М.: Дрофа.2014.
Атлас. География. 5 класс: атлас:– М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2014
Контурная карта. 5 класс: контурная карта- М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2014.
География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева.-М.: Дрофа, 2013.
(www.drofa. ru)
Дополнительная
Рабочая программа по географии, учебник « География. Землеведение.5-6 классы», изд. « Дрофа», авторы В.П. Дронов, Д.Е. Савельева. 5 класс. М.: « Планета» 2013.
И.И. Баринова География. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 5 класс-М.: « Экзамен », 2013.
Н.Л. Галеева, Н. Л. Мельничук Сто приёмов для учебного процесса на уроке географии М.: « 5 за знания», 2007.-128 с.
Учебно-методические комплекты по географии
Справочники по географии
Энциклопедии