СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа разработана в рамках  авторской программы  по географии 5-9 класс (А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя) – М.; Вентана – Граф, 2012

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс»

Пояснительная записка.

Данная рабочая  программа составлена на основе:

  • Авторской  программы по  географии  5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В.
    Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012. 

  • Федерального государственного  образовательного  стандарта основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

  • Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

  • Фундаментального ядра содержания общего образования;

  • примерной программы основного общего образования по географии, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки

  • Российской Федерации и Федерального агентства по образованию;

  • программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся;

  • идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Основная цель географии в системе общего образования — познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и предтавлять его географическую картину, и формирование у учащихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Тематическое распределение количества часов

Авторская программа

Рабочая программа

Раздел

Количество часов

раздел

Количество часов

Географическое познание нашей планеты

3

Географическое познание нашей планеты

4

Земля – планета Солнечной системы

4

Земля – планета Солнечной системы

4

Геосферы Земли

25

Геосферы Земли

26

Резерв

2

Резерв

0

Примечание. Резервные часы авторской программы использованы: 1 час для вводного контроля, 1 - час для итоговой контрольной работы.

Используемые технологии:

Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной, развивающего обучения. Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).

2. Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.
3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Исследовательский метод используется:

  • в организации метеорологических, гидрологических наблюдений, наблюдений за эрозией почвы и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем, сводок и т.д.);

  • в описании природных факторов и явлений, включая свою местность;

  • при работе с различными источниками географического содержания.

Общая характеристика учебного предмета.

  «Начальный курс географии» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.

Изучение «Начального курса географии» осуществляется в 5 и 6 классах по 34 ч (из расчёта 1 ч в неделю).

Основная цель «Начального курса географии» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

(ФГОС ООО).

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

• актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»»;

• развить познавательный интерес учащихся 5 и 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

• научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

• научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.

        География в основной школе – учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

       Содержание  данного  курса  строится  на  основе  деятельностного  подхода и предполагает вовлечение  учащихся  в  разнообразную  учебную, исследовательскую  и  практическую  деятельность, что, в свою очередь, является  условием  приобретения  прочных  знаний, преобразования  их  в  убеждения   и  умения.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

      Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

Согласно учебному плану школы на изучение «Начального курса географии»  в 5 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения географии

Личностные результаты изучения географии начальный курс:

Личностными результатами обучения географии является формирование всестороннее образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий; толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметные результаты изучения географии начальный курс:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности и поиска средств ее осуществления;

- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе и проектные;

- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность и ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;

- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных УУД; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

- умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной изобретательности, этики;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;

- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработки общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свое мнение и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

- умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

Предметные результаты изучения географии начальный курс:

Предметные результаты изучения темы «Введение.

Географическое познание нашей планеты». Знать и объяснять существенные признаки понятий: географический объект, компас. Использовать понятия географический объект, компас для решения учебных задач по наблюдению и построению моделей географических объектов, по визированию и определению направлений на стороны горизонта.Приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий.Отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения географических названий.Оценивать прогноз погоды, составленный по народным приметам.Применять изображения Земли из космоса для определения географических объектов и их состояний.

Предметные результаты изучения раздела «Земля как планета Солнечной системы».

Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор.Использовать понятия глобус, земная ось, географический полюс, экватор для решения учебных задач по изучению географических следствий вращения Земли вокруг своей оси и движения Земли по околосолнечной орбите.Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года.Приводить примеры планет земной группы.Понимать причины фенологических явлений.Использовать приобретенные знания и умения для проведения фенологических наблюдений.

Предметные результаты изучения темы «Литосфера»

Знать и объяснять существенные признаки понятий: литосфера, земная кора, рельеф, горы, равнины.Использовать понятия литосфера, земная кора, рельеф, горы, равнины для решения учебных задач по созданию модели внутреннего строения Земли, по определению на местности относительных высот точек земной поверхности.Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами.Приводить примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных природных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.Отбирать источники географической информации для составления описаний форм рельефа, для объяснения происхождения географических названий гор и равнин.Выделять, описывать и объяснять существенные признаки вулканов, землетрясений, минералов и горных пород.Составлять описание гор и равнин, их географического положения.Использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, для оценки интенсивности землетрясений.Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.





Предметные результаты изучения темы «Гидросфера»

Знать и объяснять существенные признаки понятий: гидросфера, океан, море, река, озеро.Использовать понятия гидросфера, океан, море, река, озеро для решения учебных задач по созданию модели глобального океанического конвейера, по созданию модели родника, по определению положения бассейна реки и водораздела между речными бассейнами.Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом горных пород и скоростью просачивания воды.Приводить примеры равнинных и горных рек, озёр по солёности озёрных вод и по происхождению озёрных котловин, стихийных природных бедствий в гидросфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.Отбирать источники географической информации для составления описаний океанов и рек, для объяснения происхождения географических названий океанов, морей, рек и озёр.Выделять, описывать и объяснять существенные признаки воды.Составлять описание океанов и рек, их географического положения.Использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, для выделения частей Мирового океана, источников питания и режима реки.Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Предметные результаты изучения темы «Атмосфера»

Знать и объяснять существенные признаки понятий: атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат.Использовать понятия атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат для решения учебных задач по определению атмосферного давления, по созданию самодельных метеорологических измерителей, по определению суточной температуры воздуха, по определению условий образования тумана, по выявлению причин особенностей годового распределения осадков на Земле.Устанавливать взаимосвязи между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха, между температурой воздуха и атмосферным давлением, между атмосферным давлением и скоростью ветра.Приводить примеры ветров различного направления, видов облаков, видов атмосферных осадков, редких явлений в атмосфере, стихийных природных бедствий в атмосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.Отбирать источники географической информации для составления описаний погоды, для объяснения причин разнообразия климата на Земле.Составлять описание результатов наблюдений фактической погоды и будущего состояния атмосферы.Определять по статистическим данным значения амплитуды температуры воздуха, характер годового хода атмосферных осадков, преобладающие направления ветра.Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт погоды, для определения температуры и давления воздуха, направления и скорости ветра, видов облаков и атмосферных осадков, для определения относительной высоты по разности атмосферного давления.Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Предметные результаты изучения тема «Биосфера»

Знать и объяснять существенные признаки понятий: биосфера, природный комплекс.Использовать понятия биосфера, природно-территориальный комплекс для решения учебных задач по определению механического состава почвы, по определению правил ухода за комнатными растениями.Устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического, умеренных, полярных поясов, океана.Приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли, стихийных природных бедствий в биосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.Отбирать источники географической информации для составления описаний животных и растений разных районов Земли и глубин океанов.Выделять, описывать и объяснять существенные признаки почвы, растений разных районов Земли.Составлять описание коллекции комнатных растений, животных морских глубин, экологической тропы.Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт растительного и животного мира, для составления коллекции комнатных растений. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.



Содержание учебного предмета.

          Введение. Географическое познание нашей планеты. (4 часа)

Что изучает география? Зарождение древней географии. Как географы изучают объекты и процессы? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты.

Практическая работа №1. Наблюдение за изменением положения Солнца над горизонтом

Вводная контрольная работа № 1 «Повторение темы «Окружающий мир».

Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы. (4 часа)

Планета Земля. Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.

Практическая работа № 2 . Составление календаря природы.

Раздел 2. Геосферы Земли. (26 часа)

Литосфера. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры.

Рельеф  Земной  поверхности. Человек  и  литосфера. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Особенности  рельефа  своей  местности.

Практическая работа №3. Определение относительной высоты холма на местности с помощью нивелира

Атмосфера. Воздушная оболочка Земли – атмосфера. Атмосфера, её состав, строение, значение. Погода и метеорологические наблюдения. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере. Особенности  погоды своей местности

Практическая работа №4 Измерение элементов погоды с помощью приборов.

Гидросфера. Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды.

Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана.

Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.

Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения

Практическая работа № 5. Выявление основных различий горных и равнинных рек.

Практическая работа № 6. Определение скорости просачивания воды через различные горные породы.

Биосфера. Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.

Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.

Промежуточная аттестация. Практическая работа, повторение и обобщение темы: «Геосферы Земли»

Направления проектной деятельности обучающихся:

  •         Одним из важнейших направлений в обучении географии является метод проектов.  В преподавании географии будут использоваться следующие  типы учебных проектов. По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные. По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

  •             Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).

  •              Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.

  • Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.

  • Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может — практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Горы (или равнины) Земли». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Кабинет географии является информационно-образовательной средой по предмету. В нем можно проводить урочные и внеурочные занятия, воспитательную работу с учащимися. Его оснащение соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и создает условия для достижения обучающимися результатов освоения основной образовательной программы по географии основного общего образования. Основа кабинета — рабочие места для учащихся и учителя.

Оснащение кабинета

  • География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.  

  • Учебно-методический комплект (УМК):

Учебно- методический комплект для учителя
  1. Учебник: География. Начальный курс. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор А.А. Летягин. Изд. «Вентана-Граф» 2012 г.

  2. Дневник географ следопыта. Автор А.А. Летягин. Изд. «Вентана-Граф» 2015 г.

  3. Атлас 5 класс. География. Начальный курс. Изд. «Вентана-Граф» 2015 г.

Учебно- методический комплект для учащихся

1. Учебник: География. Начальный курс. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор А.А. Летягин.

2.Дневник географа следопыта. География. Автор А.А. Летягин. Изд. «Вентана-Граф» 2015 г.

3. Атлас 5 класс. География. Начальный курс. Изд. «Вентана-Граф» 2015 г.

Литература

  1. 6-9 кл. Летягин А.А., Душина И.В. и др. География. Программа для общеобразовательных учреждений.

  2. География. Начальный курс. Технологические карты. 5 класс. Автор Г.Н. Паневина Изд. «Вентана-Граф» 2015 г.

  3. Методическое пособие. География. Начальный курс. 5-6 классы. Автор А.А. Летягин. Изд. «Вентана-Граф» 2015 г.

  • Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор );

  • цифровые образовательные ресурсы:

Название ресурса: Библиотека электронных наглядных пособий "География. 6-10 классы".
Адрес в интернет: www.rnmc.ru/matimage.php?sect=181&link=/products/cdrom/educational/197.php.
Ресурс доступен для свободного скачивания на портале "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов" по адресу http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7B005424-FBBA-3F09-69DD-0CD...

«Кирилла и Мефодия»     Название ресурса: УРОКИ ГЕОГРАФИИ. 6 КЛАСС.
Адрес в интернет: http://edu.km.ru/projects/vschool/uroki_2005_geo6.htm.
Описание ресурса: 61 урок по курсу, более 780 рисунков, фотографий и трехмерных моделей, около 200 карт, около 100 анимаций,  29 видеофрагментов, 54 интерактивных тренажеров, более 500 тестов, более 150 проверочных заданий, более 560 терминов и понятий в справочнике, тестирование по курсу, тестирование по темам и урокам, дневник успеваемости, копирование и печать энциклопедических статей и иллюстраций.

География. Планета Земля. Электронное приложение к учебнику. 6 кл. 2CD)
Адрес в Интернете: http://www.prosv.ru/book.aspx?ob_no=209&d_no=13897<ype=1473&subject=14...   3. Электронное приложение к учебнику «География. Планета Земля. 6 класс» издательства "Сферы" содержит медиаресурсы различных категорий: тексты (рубрики Биографии, Словарь, Хрестоматии, Таблицы), визуаль ные образы (рубрики Рисунки,  Фотографии и Слайд-шоу, Видео), интерактивные модели (рубрика Модели), картографические материалы (рубрика Карты), тестовые задания (рубрика Тесты).

Интерактивные наглядные пособия «Земля во Вселенной», «Гидросфера» , «Атмосфера», «Литосфера»

  • учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

  • Лабораторное и демонстрационное оборудование;

  • Комплект географических карт;

  • Комплект тематических таблиц;

  • Комплект портретов выдающихся географов и путешественников;

  • Библиотека учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;

  • Медиатека (интерактивные карты, электронные наглядные пособия, видеофильмы);

  • Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации практических, самостоятельных, контрольных работ.

Планируемые результаты изучения географии

Источники географической информации

Ученик научится:

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

• моделировать географические объекты и явления при помощи разнообразных конструкционных материалов и компьютерных программ.

Природа Земли и человек

Ученик научится:

• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

• оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Ученик получит возможность научиться:

• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

• приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.



Нормы выставления оценок по географии

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  • Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  • Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

  • хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  • Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  • Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  • В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  • Ответ самостоятельный;

  • Наличие неточностей в изложении географического материала;

  • Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  • Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  • Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  • Понимание основных географических взаимосвязей;

  • Знание карты и умение ей пользоваться;

  • При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  • Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  • Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  • Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  • Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  • Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  • Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  • Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  • Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  • Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  • Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  • Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  • Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  • Не делает выводов и обобщений.

  • Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах

  • поставленных вопросов;

  • Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  • При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  • Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка проверочных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы. Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

2.Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Итоговая оценка по предмету выставляется на основе текущих оценок за контрольные работы по результатам промежуточной аттестации (согласно положению).





Календарно – тематичнское планирование

Дата прове
дения

Темы урокови номер урока

Практич., контрольные работы, диагностика пред.резу
льтатов (ДПР)

Содержание

Формируемые УУД



Основные виды деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Домашнее задание

Введение. Географическое познание нашей планеты (4 ч)

01.09.
201
6

Урок 1

География — одна

из наук о планете

Земля



Что изучает география?.

Наблюдать за географическими объектами своей местности.

Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта».



Знакомство с учебником, рабочей тетрадью, атласом.
Анализ информации
( текстовой, графической и звуковой, в том числе иллюстрации и видео) для подготовки ответа на вопрос; составление формулировки определений понятий; обобщение информации из различных источников

С.3-5

08.09. 2016

Урок 2

Зарождение географии



Зарождение древней географии. Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты

Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли



Работа с текстом учебника как с источником информации с. 5,8

Беседа: географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты
Создание модели для решения познавательных задач ( опираясь на иллюстрации и другие источники информации); организация совместной деятльности по построению модели с учителем и сверсниками

П.1. стр. 5-10, р.т. стр. 3 -4

15.09. 2016

Урок 3

Наблюдения — метод географической науки

№ 1 «Наблюдение за положением Солнца над горизонтом»

Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения — способ изучения географических объектов и процессов

Изготавливать модель гномона.

Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени.

Проводить наблюдение за изменением тени гномона1

Устанавление причино-следственных связей;
организация совместной деятельности по подготовке и проведению наблюдения с учителем и сверсниками

Выполение пр.р.

П.1.с. 10-13, р.т. с.5-6 завершить пр.р.

22.09.
201
6

Урок 4

Повторение темы «Окружающий мир»

Вводная к.р. № 1



Выполнять задания

Выполнение заданий



Земля как планета Солнечной системы (4 ч)

29.09. 2016

Урок 5

Земля среди других планет Солнечной системы



Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования

Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус — наиболее точная модель Земли

Находить дополнительную информацию о космическом происхожденеии Земли её положении в космическом пространстве; сравнивать результаты измерений для подготовки вывода о форме Земли

Актуализация опорных знаний: ответы на вопросы перед параграфом

Работа с текстом учебника с.15-17 – определение последоваельности этапов возникновения Земли, форма Земли.

Выполнение заданий: № 2,3 р.т. с. 8-9

П.3.с.14-18, в.6.с.18 учебника

06.10.
201
6

Урок 6

Движение Земли по околосолне
чной орбите



Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги

Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением земли на околосолнечной орбите и временами года

Работа с моделью Земли – глобусом и р.т.
Выполнение практических заданий на основе текста и иллюстраций учебника, рабочей тетради, выделение определения понятий в тексте



П. 4 стр.19-23



13.10. 2016

Урок 7

Организация и проведение фенологичес
ких осенних наблюдений

№2 «Сосотавле
ние календаря природы»

Работа с дневником географа - следопыта

Готовить «Календарь природы»

Создавать таблицу, включая в нее данные своих наблюдений, и пользоваться ею при работе с наблюдаемыми объектами

Подведение итогов уроков 4-5 и определение плана дальнейших действий. Организация проведения осенних фенологических наблюдений.

Записывание результатов наблюдений в Календарь природы с.80 р.т.
выполнение пр.р.

Повтор. п. 3-4 Заполнение таблицы с. 12 р.т.

20.10. 2016

Урок 8

Суточное вращение Земли



Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле

Изучать модель «Земля — Луна — Солнце».

Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси.

Составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях Земли



Работа с текстом учебника с.24-25, составление упрощенной схемы поясов освещенности работа с моделью – Земля-Луна-Солнце.
Систиматизация полученных знаний о географических следствиях осевого вращения Земли; нахождение дополнительной информации об ориентировании по звёздам, о полярном дне и полярной ночи и использовании её для подготовки наблюдений, для создания презентаций

П. 5 стр. 24-28, р.т.с.14, пластилин,дощечка и палочка

Геосферы Земли (26 ч)

Литосфера (8 ч)

27.10

2016

Урок 9

Слои «твёрдой» Земли

ДПР

Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин

Строить модель «твёрдой» Земли Ставить цели, планировать свою деятельность на уроке; строить логическое суждение о внутрених слоях Земли, оприаясь на представленную информацию

Актуализация знаний по вопросам перед пераграфом.

Работа с текстом учебника с.30-31, построенние модели, показывающей внутрене строение земли.



П. 6 стр. 29-34

10.11. 2016

Урок 10

Вулканы Земли



Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры

Создавать модели литосферных плит. Работать с конструктором литосферных плит.

Определять положение Тихоокеанского огненного кольца.

Обозначать на схеме действующие вулканы

Выдвигать гитпотезы о закономерностях процессов вулканизма

Проверка знаний о методах изучения недр Земли. Актуализация знаний по вопросам перед пераграфом.

Работа со славарем терминов с. 153

Работа с текстом и иллюстрациями учебника – соотнесение текста с выполнением задания № 1 в р.т. с 18-19

Беседа: Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры

П. 7 стр. 35-40 р.т. с. 20 №2,

17.11. 2016

Урок 11

Из чего состоит земная кора



Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы

Начать создавать коллекцию горных пород своей местности.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов. Формулироватьуточняющие вопросы взрослым



Актуализация знаний о веществах и их состяниях по вопросам перед параграфом.

Усвоение объяснения учителя: Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород.

Работа с текстом учебника с. 41, заполнение схемы «Вещества земной коры» р.т. с 21, с.41-43, рис. 1 с 21 р.т., работа с образцами гранита и базальта

П. 8 стр. 41-45

24.11. 2016

Урок 12

Изучение горных пород своей местности



Горные породы Смоленской области

Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов Составлять коллекцию горных пород своей местности; самостоятельно организовать свою деятельность

Актуализация знаний по вопросам перед пераграфом.

Работа с образцами горных пород с опорой на текст учебника с 42-43

Составление коллекции горных пород своей местности

Продол
жить составле
ние коллекции г.п. своей местности

01.12. 2016

Урок 13

Строение земной коры. Землетрясения

ДПР

Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения

Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы Анализировать содержание таблицы «Шкала землятресений»

Актуализация знаний по вопросам перед пераграфом.

Раота с текстом учебника с 45-46, рис. 25, с р.т. с 24

Выполнение задания 1 на с. 24 р.т.

П. 9 стр. 45-53, зад.2 с.52-53 уч.

08.12. 2016

Урок 14

Рельеф земной поверхности



Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа.

Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности. Распределять географические объекты по группам на основе внешних признаков

Обсуждение результатов самостоятельной работы учащихся.

Работа с текстом учебника с 54-55, с р.т. №1 с 27, уч. с 55-56 и рис. 35.

Выполнение заданий в р.т. с 28

П. 10 стр. 54-57, распреде
литься по группам и сделать нивелир

15.12. 2016

Урок 15

Определение относительной высоты холма

Пр.р. №3 «Определе
ние относитель
ной высоты холма с помощью нивелира»

Способы определения относительной высоты географических объектов

Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности. Определять возможности применения геодезических измерений в других науках

Проверка готовности групп к проведению пр.р.

Работа на местности по плану на с 56 учебника, ведение аписей в РТ с 29

Подведение итогов, сравнение результатов

Оформить результаты работы в РТ с 29

22.12. 2016

Урок 16

Человек и литосфера

ДПР

Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые

Работать с топонимическим словарём. Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.

Проводить изучение полезных ископаемых своей местности и собирать образцы. Находить дополнительную информацию о жизни человека в горах и на равнинах; создавать обобщающие схемы по изученной теме

Актуализация знаний по вопросам перед пераграфом.

Работатс текстом учебника с 61, РТ с 31. Выполнение основного задания в школе географа-следопыта, оформление результатов в таблицу

Самостоятельное подведение индивидуальных итогов уроков 8 -15, отвечая на вопросы учителя

П. 11 стр. 58-60

Подгото
вить необходи
мый материал с. 68.

Атмосфера (4 ч)

12.01. 2017

Урок 17

Воздушная оболочка Земли



Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы

Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления.

Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения атмосферного давления самодельным барометром.

Анализировать информацию (текстовую, графическую,звуковую)для подготовки ответа на вопрос; состоавлять определение понятие «Атмосфера»; устанавливать причинно-слдественные связи между строением атмосферы и ее значением для жизни организмов; строить логическое рассуждение на основе опыта по определению атмосферного давления

Работа с текстом учебника с 64-65 и рис 1 в РТ с 33, уч. с 66-67 и рис. 2 в РТ с. 33, уч. 67-69 – проведение опыта, доказывающего существование АД

Выполнение задания 4 РТ с 34

Подготовка и сборка самодельного барометра и измерение атмосферного давления.

П. 12. Стр. 64-69, продолжить наблюдение за АД

19.01. 2017

Уроки 18

Погода.



Погода. Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами.

Обсуждение результатов наблюдения за АД

Работа с текстом учебника с 70-72, с РТ с 35- составление описания погоды в совем населенном пункте. Виртуальная экскурсия на метеостанцию

П. 13. Стр. 70-75, распред. по групп., совместно выбрать один сам.
прибор, подгот.
необ.мат.

26.01. 2017

Урок 19 Метеорологические наблюдения

Пр.р. № 4 «Измерение элементов погоды с помощью приборов»

Наблюдения за погодой.

Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр).

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителеми сверсниками; составлять определение понятия «погода»

Пользоваться самодельными приборами; работать индивидуально и в группе; развивать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверсниками и взрослыми при построении прибора и демонстрации его работы

Создание метеорологической станции, работа по граппам, изготовление приборов по плану (школа географа-следопыта с 72-75 уч)

Выполнение пр.р.

В течение недели проводить наблюде
ния за погодой

02.02. 2017

Урок 20

Человек и атмосфера

ДПР

Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере

Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года.

Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае (5 класс) и в сентябре (6 класс)

Находить дополнительную информацию об опасных и редких явлениях в атмосфере; создавать обощающую схему «Взаимосвязь человека и атмосферы»; составлять праваила безоапсного поведения в чрезвычайных ситуаиях, угрожающих жизни и здоровью людей

Обсуждение результатов наблюдения запогодой с помощью самодельных приборов

Выступление групп учащихся с сообщениями

Работа с текстом учебника с 76-77

Выполнение зад. 2 в РТ с. 38, 39-41

П. 14 стр. 76-82

Подгот. сообщ. об опасных явлениях погоды

Водная оболочка Земли (7 ч)

09.02. 2017

Уроки 21

Вода на Земле



Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды
Анализировать информацию для подготовки ответа на вопрос; испльзовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей



Заслушивание сообщенийучащихся об опасных и редких явлениях в атмосфере.Работа с текстом

учебника с 84, заполнение схемы с 42 РТ. Работа с рис. Учебника с 86, составление схемы круговорота воды с 42-43 РТ

П. 15 стр. 84-88

Распред.по группам, подготов.
необх.
оборуд. С 86-88 уч. с.43 РТ

16.02. 2017

Урок 22

Свойства воды



Сройства воды: цвет, запах, плотность, вкус

Изучать и описывать свойства воды.

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверсниками

Подготовка групп к опытам по изучению свойств воды

Работа по группам по планам с 87-88 уч, фиксирование результатов опытов в РТ с. 43

Подведение итогов работы

Посмот
реть фильмы из рубрики «ВГ» с 89 уч.

02.03. 2017

Урок 23

Мировой океан — главная часть гидросферы

ДПР

Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане

Определять происхождение названий географических объектов.

Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.

Создавать игру «Знатоки морских названий».

Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверсниками; создавать игру «Знатоки морских названий»; создавать в Дневнике географа-следопыта топонимические страницы

Работа с текстом учебника с 90, 92-93, в РТ м 45,46, 93-94

Заполнение схемы с 45 вРТ

П.16. стр. 90-94

Состав.10 карт. Уч.с 94 и РТ с 46-47

Вып.не мен. 4 заданий со с. 94 уч в РТ с 47-49

09.03. 2017

Урок 24

Воды суши. Реки

Пр.р. № 5 «Выявление основных различий горных и равнинных рек»

Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады

Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку. Выявлять основные различия горных и равнинных рек

Выделять главное в тексте о горных и равнинных реках и в обобщенном виде вносить в сранительную таблицу; хаходить географическую информацию в художественных произведениях

Проведение географической игры «Знатоки морских названий»

Работа с текстом учебниа с 96, составление схемы в РТ с 50

Работа с картой с 95 уч., выполнение зад. № 2 в РТ с.51

Выполнение пр.р.

П. 17 стр. 96-102

16.03 2017

Уроки 25

Озёра.



Что такое озеро? Озёрная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью.

Выделять главное в тексте об озёрах и вносить данные в схему «Озёра»

Проведение географической разминки «Укарты мира»

Работа с текстом учебника с 103-105

Выполнение зад. 1 вРТ с 52№ 2 с 52-53



П. 18 стр. 103-108



23.03 2017

Урок 26

Вода в «земных кладовых»

Пр.р. № 6 Определение а скорости просачивания воды через различные горные породы

Подземные воды

Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок).

Создавать и работать с самодельной моделью родника

создавать модели объекта для решения учебных и позновательных задач; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверсниками

Проведение географической разминки «Озера и ледники» работа с текстом учебника с 106, выполнение заданий в РТ №3 с 53-54, 2 с.108 уч и с.55-56 РТ»

Выполнение пр.р.

Ответить на вопр. после п.18

06. 04. 2017

Урок 27

Человек и гидросфера

ДПР

Вода — основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде»

Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённых объектам гидросферы.

Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы
Устанавливать причиноо-следственные связи между использованием воды человеком и её количеством на знемле; строить логическое рассуждение о значении гидросферы для жизни человека

Актуализация знаний по вопросам перед пераграфом.

Работа с текстом учебника с 110-114
выполнение зад. в РТ с 57-59

П. 19. Стр. 109 -114

Биосфера (7 ч)

13.04. 2017

Урок 28

Оболочка жизни



Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле

Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов
Соотносить изображения окаменелостей с их описанием для установления соответсвия

Работа с текстом учебника с 116-120

Выполнение зада. В РТ с 60-61

П. 20 стр. 115-120

20.04. 2017

Урок 29

Повторение темы: «Оболочки Земли

Промежуточная аттестация

Итоговая практическая рабрта по курсу 5 класса

Выполнять итоговые задания

Выполнение итоговых заданий

Подготовить картоки РТ цв.вкладка к уроку 30

27.04. 2017

Урок 30

Жизнь в тропическом поясе

Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни

Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу.

Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания. Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрасания

Работа с текстом учебника с 121

Выполнение задд 1 в РТ с. 62

Работа по группам

Выступление групп и обуждение результатов работы

П. 21 стр. 121-129

04.05. 2017

Урок 31

Растительный и животный мир умеренных поясов



Степи. Лиственные леса. Тайга

Создавать игры биогеографического содержания. Использовать преорететные знания и умения для чтения карт растительного и животного мира, для проведения исследовательской деятельности

Актуализация знаний о разнообразии жизни на нашей планете и его причине

Работа по группам

Выступление групп и обуждение результатов работы

П. 22 стр. 130-137

11.05.
2017

Урок 32

Жизнь в полярных поясах и в океане



Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане

Изучать виртуально морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах».

Работать с определителем морских животных Создавать необходимое оборудование
( устройство «Глубины океана») для практической работы

Работа по группам

Выступление групп и обуждение результатов работы

П. 23 стр. 138-146

18.05. 2017

Уроки 33

Природная среда



Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории.

Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схему оболочек Земли

Составлять план подготовки к путешествию по экологической тропе

Работа по плану в Школе-ГС с 142-143 уч использование определителя морских животных с. 143-145 уч.

Работа с тектом уч. с 147, составление схемы в РТ с 74, выполнение зад. в РТ с 73

П. 24 стр. 147-151

25.05. 2017

Урок 34

Охрана природы



Заочное знакомство с Лапландским заповедником

Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника.

Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы.

Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы

Работа по группам. Выступление групп с рассказами об объектах на экологической тропе в Лапландском заповеднике

Подвеление итогов работы на уроках и дома, планирование изучения географии в 6 классе





1 Курсивом выделены задания для работы во внеурочное время.



31



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!