СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования – формирование всестороннеобразованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установкой на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного обучения географии у выпускников основной школы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

города Троицка


«Рассмотрено на заседании МО»



_____ /Коваль М. В. /


ФИО руководителя МО

«___» _________ 2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР


_____ /Глазкова Т. Н. /

ФИО


«___» _________ 2015г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ № 15»


_____ /Катричева Л. Д./

ФИО


«___» _________ 2015г.















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

по географии

для 5 класса

на 2015 – 2016 учебный год










составитель:

Баранская Татьяна Николаевна,

учитель географии







2015 г.

Статус рабочей программы основного общего образования по географии для 5 класса на 2015 - 2016 учебный год: является составной частью основной образовательной программы МАОУ «СОШ № 15»


Рабочая программа по географии составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования

  2. Авторская программа основного общего образования по географии. 5 - 9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, М. 2012 г. изд-во «Дрофа»

  3. Приказ МОиН РФ «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31.03.2014 г. № 253

  4. Приказ МОиН РФ от 28.12.2010г. № 2106 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

  5. Учебник «География. Начальный курс». 5 класс. И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин – М.: Дрофа, 2014.

  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  7. Приказ МОиН РФ от 04.10.2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»

  8. Приказ «Об утверждении минимальных требований к комплексному оснащению учебного процесса и оборудованию учебных помещений в учреждениях Челябинской области, реализующих ФГОС ООО» от 31.11.2011 № 01-1693

  9. Рекомендации Министерства образования и науки Челябинской области (письмо от 31.07.2009 г. №103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» и приложение 1 к письму Министерства образования и науки Челябинской области № 103/3431 от 03.08.2009 г.).

  10. Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области «Об особенностях преподавания обязательных учебных предметов образовательных программ начального, основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2015 - 2016 учебном году» от 16. 06. 2015. № 03-02/4938.

  11. Образовательная программа ООО МАОУ «СОШ №15»

  12. Учебный план МАОУ «СОШ №15» на 2015 -2016 учебный год

  13. ПОЛОЖЕНИЕ О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МАОУ «СОШ № 15» г. Троицка


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии основывается на миссии основного общего и среднего образования МАОУ «СОШ №15», которая заключается в создании модели адаптивной школы, представляющей возможность сформировать и максимально развить ключевые компетенции, научить делать осознанный выбор и нести за него ответственность.

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования – формирование всестороннеобразованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установкой на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного обучения географии у выпускников основной школы.

Рабочая программа отвечает требованиям ФГОС ООО.

Рабочая программа по географии составлена с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенности (НРЭО). В «Пояснительной записке» определены цель и задачи НРЭО учебного предмета. В разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета» обозначены результата изучения НРЭО Челябинской области. В разделе «Содержание учебного предмета» прописаны темы, выносимые на изучение НРЭО. В разделе «Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся» уточнены основные виды деятельности обучающихся.

Основными целями курса являются:

  • знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества - географической картой, с взаимодействием природы и человека;

  • пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;

  • формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

  • воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к географической науке, пробуждать познавательный интерес к окружающему миру.

При изучении курса решаются следующие задачи:

  • знакомство с одним из интереснейших школьных предметов - географией, формирование интереса к нему;

  • формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы

  • развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

  • научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

  • научить устанавливать связи в системе географических знаний.

Предметные результаты планируется отслеживать через систему практических работ, географических диктантов и т. д. (Количество и характер контрольных мероприятий прописано в календарно-тематическом планировании).

Выбор программы обучения географии и созданных на ее основе учебников определяется тем, насколько обновлено их содержание, соответствует ли оно целям современного образования, решаются ли авторами задачи развития личности учащегося, его мышления, творческих способностей, воспитания интереса к географии, формирования желания и умения изучать новый предмет. Этим требованиям в полной мере отвечает УМК по географии Т. П. Герасимова, Н.П. Неклюкова «Начальный курс географии», 5 класс, М., Дрофа,. 2009 г.; «География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание; Географический атлас: 5 класс. – М.: Дрофа, 2014; Контурные карты по географии: 5 класс. – М.: Дрофа, 2014.


  1. Общая характеристика учебного предмета

География – предмет, содержание которого трудно переоценить, он охватывает во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:

Комплексного представления об окружающей среде как среде обитания человечества;

Целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной цепочки природно-общественных территориальных систем;

Умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта). А также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

Умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими. Демократическими принципами как основными ценностями географии.

Школьная география, формируя систему знаний о природных, социально-экономических, техногенных процессах и явлениях, готовит учащихся к практическому применению комплекса географических, геоэкологических, и социальных знаний и умений в сфере общественно-географической деятельности.



  1. Место в учебном плане

В учебном плане образовательного учреждения в обязательной части на изучение предмета отводится 34/35 учебных недель.

Данная программа по предмету «География» рассчитана на 34 учебные недели (34 часа, по 1 часу в неделю в соответствии с расписанием), так как одна неделя отводится в 5-8, 10 классах на промежуточную аттестацию, а в 9, 11 классах на государственную итоговую аттестацию.


  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

 Ценностные ориентиры, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях( житель планеты земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

- осознание выдающейся роли и места Росси как части мирового географического пространства;

-осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющих общность их исторических судеб;

-осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли,  материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

  • Гармонично развитые социальные чувства и качества:

-патриотизм,  принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

-гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

 - уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета географии

Личностные:

У обучающегося будут сформированы:

  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

  • ответственным отношением к учебе;

  • опытом участия в социально значимом труде;

  • осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

  • способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • сопереживания к природе;

  • следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

  • строить простые планы местности;

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Метапредметные:

Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

  • умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • умение организовывать свою деятельность;

  • определять её цели и задачи;

  • выбирать средства и применять их на практике;

  • оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные результаты

Что изучает география (5 ч)

Учащийся научится:

  • приводить примеры географических объектов;

  • называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

  • объяснять, для чего изучают географию.

Учащийся получит возможность научиться:

  • сопереживания к природе;

  • следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации.

Как люди открывали Землю (5 ч)

Ученик научиться:

  • называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

  • показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

  • приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

Земля во Вселенной (9 ч)

Учащийся научится:

  • описывать представления древних людей о Вселенной;

  • называть и показывать планеты Солнечной системы;

  • называть планеты земной группы и планеты-гиганты;

  • описывать уникальные особенности Земли как планеты.

Учащийся получит возможность научиться:

  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты

Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

Учащийся научится:

  • объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;

  • находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

  • работать с компасом; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.

Учащийся получит возможность научится:

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

  • строить простые планы местности;

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Природа Земли (10 ч)

Учащийся научится:

  • объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;

  • показывать по карте основные географические объекты;

  • наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

  • объяснять особенности строения рельефа суши;

  • описывать погоду своей местности.

Учащийся получит возможность научится:

  • Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.


  1. Содержание учебного предмета

Что изучает география (5 часов).

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие гео-графы древности.

Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и помора-ми. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1. «Составление простейших географических описаний объектов и явле-ний живой и неживой природы».; 2. «Как люди открывали Землю».

Земля во Вселенной (9ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древ-них народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.

Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета - Земля. Земля - планета жизни: благоприятная температура, наличие во-ды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П. Ко-ролева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли - Ю.А.Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли (4ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентиро-вание по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. Практические работы № 3, «Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты»; № 4. «Самостоятельное построение простейшего плана»

Природа Земли (10ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение зем-ной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедыша-щих гор.

Практическая работа №5.  «Обозначение на контурной карте районов землетрясений и круп-нейших вулканов»

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австра-лия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Практическая работа №6. «Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, сос-тавьте описание океанов»

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных явлений.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?


  1. Тематическое планирование

Содержание учебного предмета

Количество

часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Тема раздела

Что изучает география

5

Определять роль географии в системе наук.

Оценивать роль географических методов в развитии современной географии.

Объяснять значение понятий. Называть методы изучения Земли.

Давать характеристику географическим объектам, описывать их.

Как люди открывали Землю

5

Составлять географическое описание территорий, в том числе и Челябинской области..

Называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

Определять роль российских путешественников в развитии географии.

Составлять географическое описание территории России и Челябинской области.

Земля во вселенной

9

Давать характеристику географическим объектам, описывать их.

Приводить примеры географических следствий движения планет. Уметь давать характеристику объектов.

Объяснять влияние Луны на Землю.

Называть наиболее убедительные доказательства шарообразности Земли. Значение размеров и формы Земли.

Объяснять значение неравномерного распределения солнечного света и тепла на Земле и его влияние на формирование климата Челябинской области.

Виды изображений поверхности Земли

4

Составлять географическое описание территории Челябинской области.

Развивать умения ориентирования на местности при помощи компаса и карт.

Находить отличия и сходства между планом и географической картой.

Природа Земли

12

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли.

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

Выявлять особенности воздействия человека на рельеф Челябинской области.

Характеризовать влияние хозяйственной деятельности человека на землю.

Составлять характеристику разных форм рельефа. Описание преобладающих форм рельефа на территории Троицкого района.

Устанавливать зависимость распространения крупнейших форм рельефа Земли – материков и впадин – от строения земной коры.

Выявлять и характеризовать исключительные свойства воды. Характеризовать схему «Круговорота воды».

Определять черты сходства и различия океанов Земли.

Выявлять особенности воздействия мира земных вод на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Называть роль содержащихся в воздухе газов для человека и природных процессов в Челябинской области.

Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам. Объяснять особенности формирования климата Челябинской области.

Описывать погоду России и Челябинской области, наблюдать за облаками, составлять их описание.

Выявлять роль различных групп организмов в переносе веществ на основе анализа биологического круговорота.

Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания.

Итого

35




  1. Учебно-методическое обеспечение учебного предмета

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

География. Начальный курс. 5 класс. Учебник И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин.  Географический атлас: 5 класс. – М.: Дрофа. Контурные карты по географии: 5 класс. – М.: Дрофа.

География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие И. И. Баринова, Т. А. Карташева, – М.: Дрофа, 2014



.


Материально-техническое обеспечение уроков географии

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечание

Классная доска

1

Мультимедийный проектор

1

Экспозиционный экран

1

Компьютер

1

Принтер лазерный

1

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по географии

3

Политическая карта мира, политическая карта Европы, карта Челябинской области

4

Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

15

Стол учительский

1

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

1


Информационно-коммуникационные средства

Видеофильмы

Электронные образовательные ресурсы

Ресурсы Интернета


Наглядное интерактивное пособие для 5 класс, М. 2014 изд-во Дрофа

Ресурсы Интернет:

    • ресурс ЕК (Единая коллекция ЦОР) http://school-collection.edu.ru/

    • сетевые ресурсы (Гугл):

    • карты Google http://maps.google.ru/?hl=ru

    • Google планета Земля http://earth.google.com/

    • блог ГЕОграфиня http://www.geografinya.blogspot.com

    • ресурс сетевых сообществ Открытый класс http://www.openclass.ru/

    • сервис YouTube (видеоролики для уроков)

    • среда http://wiki.iteach.ru/. среда создана для ведения проектной деятельности, для сетевого взаимодействия различных уровней

    • представительство Сети творческих учителей http://www.it-n.ru/.

    • газета «География» http://geo. 1 september.ru/

    • ООПТ Челябинской области. Памятники природы, заказники http://www.greenbook.ru/

    • Gismeteo.ruhttp://www.gismeteo.ru/maps.htm

    • Географическое общество Россииhttp://rgo.org.ru/'

    • клуб журнала «GEO» http: //www.geo.ru/

    • журнал «Вокруг света» http: //www.vokrugsveta. ru/

    • жрнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/

великие путешественники, мореплаватели и географы http://www.geografia.ru/




  1. Календарно – тематическое планирование

Количество часов

Дата проведения

Корректировка

Тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

план

факт

план

факт

Что изучает география (5 часов)

1





Мир, в котором мы живем. Инструктаж ТБ

Знакомство с учебни-ком. Изучение и ана-лиз иллюстраций

1





Науки о природе.

Входной контроль знаний

Формирование работы приемов с учебником и электронным приложением

1





География – наука о Земле.


Формирование при-емов работы с учеб-ником и электронным приложением

1





Методы географических исследований. Практическая работа № 1.

Составление простей-ших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы

1





Обобщение знаний по разделу «Что изучает география».

Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом

Как люди открывали Землю (5 часов)

1





Географические откры-тия древности и Средне-вековья

Работа с картой: фор-мирование умения правильно называть и показывать географи-ческие объекты, упо-мянутые в тексте учебника

1





Важнейшие географи-ческие открытия.

Работа с текстом учебника, контурной картой. Анализ пре-зентации

1





Открытия русских путе-шественников (ч 1).

Практическая работа № 2. (начало)


Чтение и анализ карт атласа. Самостоятель-ная подготовка пре-зентации по опережа-ющему заданию «10 Великих путешест-венников»

1





Открытия русских путе-шественников. (ч 2)

Практическая работа № 2. (завершение)

Чтение и анализ карт атласа.

1





Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю». Контрольная работа

Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласов

Земля во Вселенной (9 часов)

1





Как древние люди представляли себе Вселенную.

Составление в тетради: опорного конспекта рассказа и презентации учителя

1





Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

Самостоятельная под-готовка сообщения и презентации по теме «Ученые, перевернув-шие мир»

1





Соседи Солнца

Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий учителя

1





Планеты-гиганты и маленький Плутон.

Составление характе-ристики планет-ги-гантов по плану.

Анализ иллюстраций учебника и диска.

1





Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Характеристика осо-бенностей различных небесных тел по иллюстрациям учеб-ника

1





Мир звезд

Солнце. Многообра-зие звезд. Созвездия.

1





Уникальная планета – Земля

Сравнение особенностей планет земной группы

1





Современные исследования космоса.

Подготовка сообщения о первой женщи-не-космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека в открытый космос (А. А. Леонов)






Контроль знаний по теме «Земля во Вселенной»

Выполнение заданий учителя.

Виды изображений поверхности Земли (4 часа)

1





Стороны горизонта.

Отработка знания основных и промежу-точных сторон гори-зонта

1





Ориентирование.

Практическая работа № 3

Ориентирование по компасу и местным признакам

1





План местности. Геогра-фическая карта.

Практическая работа № 3

Отработка знания условных знаков плана. Ориентирова-ние по плану и географической карте

1





Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли». Контрольная работа

Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Само-стоятельное постро-ение простейшего плана

Природа Земли (10 часов)

1





Как возникла Земля

Анализ рисунков учебника, самосто-ятельное выполнение заданий учителя

1





Внутреннее строение Земли

Анализ текста и рисунков учебника, определение ключе-вых понятий урока, самостоятельное вы-полнение заданий учителя

1





Землетрясения и вулка-ны.

Практическая работа № 5

Работа с атласом и контурной картой: обозначение районов землетрясений и крупнейших вулканов

1





Путешествие по матери-кам

Подготовка по опере-жающему заданию образного рассказа и презентации о приро-де разных материков Земли. Работа с учебником, атласом

1





Вода на земле.

Практическая работа № 6

Работа с контурной картой: обозначение на контурной карту материков и океанов.

1





Воздушная одежда Земли.

Практическая работа № 7

Анализ .текста учебника с целью определения ключевых понятий урока

1





Живая оболочка Земли

Работа с учебником и электронным приложением.

1





Почва – особое природ-ное тело

Анализ текста учеб-ника, работа с элект-ронным приложением

1





Человек и природа.


Выполнение тексто-вых заданий. Работа с картами. Повторение географической но-менклатуры и основ-ных понятий и терми-нов (географический диктант)

1





Годовая контрольная работа за курс 5 класса

Выполнение заданий учителя

1





Систематизация и обобщение знаний за курс












































Практические и контрольные работы

урока

Название раздела

Количество часов

Что изучает география (5 часов)

1

4

Практическая работа № 1. «Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы».

1

2

5

Контрольная работа по теме «Что изучает география». Входной контроль знаний

1

Как люди открывали Землю (5 часов)

3

8 - 9

Практическая работа № 2. «Как люди открывали Землю»

2

4

10

Контрольная работа по теме «Как люди открывали Землю»

1

Земля во Вселенной (9 часов)

5

19

Контрольная работа по теме «Земля во Вселенной»

1

Виды изображений поверхности Земли (4 часа)

6

21

Практическая работа № 3 «Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты»

1

7

22

Практическая работа № 4 «Самостоятельное построение простейшего плана»

1

8

23

Контрольная работа по теме «Виды изображения поверхности Земли»

1

Природа Земли (10 часов)

9

26

Практическая работа № 5. «Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов»

1

10

28

Практическая работа № 6. «Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов»

1

11

29

Практическая работа № 7. «Составление карты стихийных природных явлений».

1

12

33

Годовая контрольная работа за курс 5 класса

1



Всего часов

13


























Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка “5″ ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительнуюлитературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающихответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка “4″ ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины.

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик

  1. основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка “2″ ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка “1″ ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка “5″ ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка “4″ ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка “3″ ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка “2″ ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3″;

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка “1″ ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!