СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс/ Е.М. Домогацких

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования и примерной программой основного общего образования, а также программы курса «География». 5-9 классы/ авт.-сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово – учебник "География.Введение в географию" 2013. – 160 с. – (ФГОС. Инновационная школа).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс/ Е.М. Домогацких»

Пояснительная записка

Рабочая программа по _географии_____для __5 «Г» класса составлена на основе следующих нормативных документов:

1.Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании».

2. Приказа Министерства образования и науки РФ от17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

3.Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных МО РФ к использованию в образовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год.

4.Примерной программы курса «География. 5-9 классы» автор-составитель Е.М. Домогацких (М.:ООО «Русское слово », 2012. ФГОС. Инновационная школа.

5.Образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средней школы №4 с углубленным изучением отдельных предметов на 2015-2016 учебный год

6.Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средней школы №4 с углубленным изучением отдельных предметов на 2015-2016 учебный год.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

ИспользуемыйУМКГеография. Введение в географию. 5класс авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. / М.: ООО «Русское слово – учебник».

При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой 5 класс Е.М. Домогацких. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию 5 класс»: дидактические материалы / Н.В. Касьянова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. Атлас. География. Начальный курс. 5-6 класс. / С.В. Банников, Е.М. Домогацких. – М.: ООО «Русское слово – учебник»; интернет ресурсы; библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии; интерактивные географические карты, мультимедийные обучающие программы: География 5- 6 класс.

Данный учебный предметвходит в образовательную область обществознание.Курс географии открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Цели и задачи учебного предмета:

  • ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

  • формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;

  • формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;

  • сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

  • формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Данная программа реализуется 1 год, 1 час в неделю, 35 ча­сов в год.

Основные содержательные линии

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение географических знаний.

Цели географического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях метапредметном, личностном и предметном, а также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели географического образования являются общими для основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:

социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Географическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности

Построение учебного содержания курса географии согласно УМК под.ред. Е.М.Домогацких осуществляется последовательно логике от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д. Данная деятельность связана с внеурочной деятельностью обучающихся.

Курс «Введение в географию» освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материал курса сгруппирован в пять разделов, позволяет обучающимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.

Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.

Общая характеристика учебного курса

Материал курса сгруппирован в пять разделов. Первый тематический раздел «Наука география» (2 часа) знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.

Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» (5 часов)— не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению кпоследующим курсам географии.

Третий раздел «История географических исследований» (14 часов) знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.

Четвертый раздел учебника «Путешествие по планете Земля» (9 часов) призван первично, познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.

Пятый раздел «Природа Земли» (4 часов) знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.

Темы уроков запланированы согласно учебнику. Программа реализует межпредметные связи с историей, обществознанием, экологией.

Учебный процесс построен традиционно: основной материал программы изучается на уроках, дополнительный материал – по желанию учащихся в виде дополнительных сообщений, рефератов, докладов, презентаций, буклетов.

Программа и учебник соответствуют содержанию обязательного минимума и егоразделам.При изучении тем курса предусмотрена тесная связь с краеведческим материалом, а также обобщающие уроки, работе с мультимедиа, с применением современных педагогических технологий, а также практические работы. Темы оценочных практических работ вынесены в отдельный каталог.

Место учебного курса в учебном плане

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в 5-х классах на изучение географии отводится 35 часов, по программе Е.М. Домогацких, на изучение географии в 5 классе отводится 31 час, так как курс обучения учащихся 5 класса состоит из 35 недель, то согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в данную рабочую программу добавлено 4 часа. Проведены изменения по количеству часов по темам: добавлено по одному часу «История географических исследований» (14 часов), «Природа Земли» (5 часов), с целью расширения знаний по темам, а также включает 3 часа на обобщающий контроль и итоговый урок.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 4 данная программа рассчитана на преподавание географиив 5Г классе 1 учебный час в неделю, 35 часов за год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса

Личностные результаты:

овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты:

ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

Предметные результаты:

формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;

овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков»международного общения;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

уметь составлять схему наук о природе;

уметь составлять описание учебного кабинета географии;

уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;

уметь организовывать наблюдение за погодой;

уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности;

уметь составлять план кабинета географии;

уметь определять с помощью компаса стороны горизонт;

уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты;

уметь составлять сводную таблицу «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»;

уметь организовывать фенологические наблюдения в природе;

уметь обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;

уметь обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка.

Содержание учебного предмета

Тема 1. Наука география (2 часа)

Содержание темы:

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

Учебные понятия:

география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.

Персоналии:

Эратосфен, Генри Стенли.

Основные образовательные идеи:

География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.

География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.

Метапредметные умения:

ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Практические работы:

Составление схемы наук о природе.

Составление описания учебного кабинета географии.

Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.

Организация наблюдений за погодой.

Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)

Содержание темы:

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Учебные понятия:

плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

Персоналии:

Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.

Основные образовательные идеи:

Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.

Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.

Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.

Метапредметные умения:

ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:

сравнение свойств географической карты и плана местности;

определение направлений на плане и карте.

Практические работы:

Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

Составление плана кабинета географии.

Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Составление схемы наук о природе

Организация наблюдений за погодой

Тема 3. История географических открытий (14 часов)

Содержание темы:

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Учебные понятия: путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.

Персоналии:

Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, БартоломеуДиаш,

Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, АмеригоВеспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, ФаддейФаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.

Основные образовательные идеи:

Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.

Метапредметные умения:

ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:

результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

Практические работы:

Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Тема 4. Путешествие по планете Земля (9 часов)

Содержание темы:

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

Учебные понятия:

Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.

Основные образовательные идеи:

Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.

Природа каждого материка уникальна.

Метапредметные умения:

ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ

Географические особенности природы материков и океанов.

Практические работы:

Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Тема 5. Природа Земли (5 часов)

Содержание темы:

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Учебные понятия:

природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.

Основные образовательные идеи:

Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.

Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.

Метапредметные умения:

ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ

понятие о географической оболочке Земли;

определение географических объектов и явлений по их существенным признакам.

Практические работы:

Организация фенологических наблюдений в природе.

Оценочные практические работы

  1. Составление схемы наук о природе.

  2. Составление описания учебного кабинета географии.

  3. Организация наблюдений за погодой.

  4. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

  5. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

  6. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

  7. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

  8. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

  9. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

  10. Организация фенологических наблюдений в природе.















«Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса»

Технические средства обучения

Цифровые образовательные ресурсы

Демонстрационные пособия, натуральные объекты

Интерактивная доска «SMART»

Мультимедийные приложения к урокам по географии 5-9 класс

Стенд портретов выдающихся географов и путешественников

Проектор Ксерокс Сканер

Разработки электронных приложений к урокам географии

Справочно-информационная и научно-популярная литература

Принтер (струйный, цветной)

Видеоролики по географии (интернет-ресурсы)

Глобусы малые, компасы

Телевизор, DVD

Электронная форма КИМов

Физическая карта полушарий, Физическая карта мира:



«Результаты освоения конкретного учебного курса, предмета и система их оценки»

Учащиеся должны знать (понимать)

  • форму и размеры Земли;

  • полюса, экватор;

  • части Мирового океана;

  • виды движения воды в океане;

  • материки и океаны Земли;

  • географические объекты, предусмотренные программой;

  • маршруты географических исследований и путешествий.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;

  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни;

  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

  • описывать по картам взаимное расположение географических объектов;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • приводить примеры географических объектов;

  • проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;

  • различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы, объекты и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием географической информации;

  • формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).


Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.

Предметные результаты обучения.

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение понятий;

  • называть и показывать по карте основные географические объекты;

  • наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

  • приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;

  • объяснять особенности строения рельефа суши;

  • описывать погоду своей местности.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

  • работать в соответствии с предложенным планом;

  • выделять главное, существенные признаки понятий;

  • участвовать в совместной деятельности;

  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;

  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

  • составлять описания объектов;

  • составлять простой план;

  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами:

  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

  • оценивать работу одноклассников.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

  • ответственным отношением к учебе;

  • опытом участия в социально значимом труде;

  • осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • основами экологической культуры.

Критерии оценки знаний учащихся:

Оценка устных ответов учащихся:

Отметка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей,

законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении

других предметов.

Отметка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана,

новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну

ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы

В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Умеет применять полученные знания,

допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.

Отметка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов

Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не

более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти

недочетов

Отметка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» ил правильно выполнено менее 2/3 всей работы

Оценка практических работ

Отметка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме ,самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно

Отметка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета

Отметка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.

Отметка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов

Отметка «1» ставится, если учащийся не выполнил работу

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Отметка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Отметка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Отметка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты

Отметка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описаниязадания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе:

«условные знаки»).

2.При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и

границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3.Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту

более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»:

(отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу

излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок

(отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты;

надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .

6. Не забудьте подписать работу внизу карты!

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерамизапрещено!!

Тесты



  • 0-49% - «2»

  • 50-69% - «3»

  • 70-89% - «4»

  • 90-100% - «5»


Календарно-тематическое планирование

Дата урока

Тема урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

Требования к результату

Вид контроля

  1. Наука география (2ч)

1.1

02.09

Введение. Что такое география

1

Составить схему наук о природе

Знать: географический объект

Уметь: приводить примеры географических объектов своей местности

Проявляет интерес к выполнению различных заданий, к предмету.

Определяет цель учебной деятельности

Умеет выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте, составлять простой и сложный план текста


Устный опрос

2.2

09.09

Методы географи­ческих исследо­ваний.



1

Составить описание учебного кабинета географии

Знать: методы географических исследований. Что такое картография

Уметь: работать с источниками географических знаний

Оценивать: прогноз погоды по народным приметам

Умеет добиваться успехов и результатов в учебных ситуациях, умение доводить дело до конца.

Знакомство с разными способами получения и представления информации (вербальным, графическим, аналитическим)

Рейтинговая система оценивания

II. Земля и её изображение (5 ч)

3.1

16.09

От плоской Земли к земному шару

1

Проделать опыт по получению тени

Знать: тела Солнечной системы, доказательства шарообразности Земли

Уметь: самостоятельно получать географическую информацию

Способность устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Развивать исследовательские учебные действия

Устный опрос

4.2

23.09

Входной контроль по материалам 4 класса

1

Знает и умеет адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны

Умеет исправлять ошибки при повторном выполнении задания

Выполняет письменные задания разного характера

Тесты

Знать: результаты выдающихся географических открытий, географическую номенклатуру

Уметь: обобщать знания

тестирование

5.3

30.09

Форма, размеры и движения Земли

1

Фенологические наблюдения в природе

Знать: планеты Солнечной системы, форму, размеры, движения Земли

Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года.


Ответственность при выполнении заданий

Определяет степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников. Планирует

свою деятельность под руководством учителя;

выявляет причинно-следственные связи;

определяет критерии для сравнения фактов, явлений

Выслушивает и объективно оценивает другого;

умеет вести диалог, вырабатывает общее решение.


Устный опрос

6.4

07.10

Глобус и карта

1

Составить сравнительные характеристики разных способов изображения земной поверхности. Таблица

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки плана, глобуса географических карт, их различия по содержанию, масштабу и способам картографического изображения

Проявляет интерес к выполнению различных заданий, к получению конкретных результатов

Умеет приводить аргументы. Выявляет причинно-следственные связи;чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов. Речевая культура. Умеет взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли.

Устный опрос

7.5

14.10

Ориентирование на местности на территории школы

1

Определить стороны горизонта с помощью компаса.

Знать понятия: компас, румбы, зюйдвестка

Уметь: самостоятельно получать географическую информацию

Проявляет ответственность при выполнении заданий

Составляет план выполнения данного задания под руководством учителя

Определяет направления по компасу. Изучает строение компаса. Работает в группе, оценивает совместные действия.

Групповое задание (выполнение заданий практикума)

  1. История географических открытий (14 часов)

8.1

21.10

По следам путешественников каменного века

1

Умеет вести диалог, вырабатывает общее решение;

Определяет цель учебной деятельности и строит действия в соответствии с целью;

Самостоятельно ведет поиск информации для решения задачи

Аргументирует свою позицию, приводит факты.

На к/ к нанести объекты и путь Тура Хейердала


Знать: результаты путешественников каменного века; номенклатуру геообъктов

Уметь: читать карту, работать с дополнительными источниками, объяснять явления

Оценка заданий практикума

9.2

29.10

Путешественники древности

1

Выявляет причинно-следственные связи;

Определяет степень успешности выполнения своей работы и одноклассников;

Умеет выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте, составлять простой и сложный план текста;

Умеет передавать содержание в сжатом виде

На к/к подписать географические объекты, заполнить таблицу

Знать: географические открытия древности, понятия

Уметь: описывать географические объекты и явления, анализировать информацию; работать с картографическим материалом, систематизировать знания в таблице

Устный опрос

10.3

13.11

Путешествия морских народов

1

Планирует свою деятельность под руководством учителя;

Выполняет действия по задуманному плану Умеет называть существенные признаки объектов и явлений, работает с текстом и атласом

Умеет брать на себя инициативу в организации совместных действий

В тетради заполнить таблицу

Знать: географические особенности природы, имена путешественников

Уметь: составлять краткую географическую характеристику территорий, самостоятельный поиск информации

Фронтальный устный опрос

11.4

20.11

Первые европейцы на краю Азии

1

Имеет представление о других культурах, религиях, языках

Умеет объяснять, что сделал правильно, что сделал неправильно, и приводит аргументы

Умеет выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте, составлять простой и сложный план текста

Умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека

Обозначить на

к/ к маршрут путешествий, географические объекты, работа с таблицей

Знать: кто такой Марко Поло; результаты выдающихся географических открытий и путешествий

Уметь: выделять существенные признаки географических объектов и явлений

Фронтальный устный опрос

12.5

27.11

Хождение за три моря

1

Проявляет интерес к выполнению различных заданий, к получению конкретных результатов

Умеет пользоваться критериями в ходе оценки и самооценки

Умеет называть существенные признаки объектов и явлений

Представляет информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Умеет критически относиться к своей позиции и признавать свою неправоту

На к/к указать географические объекты

Знать: кто такой Марко Поло; результаты выдающихся географических открытий и путешествий

Уметь: выделять существенные признаки географических объектов и явлений

Комбинированный опрос

(устный и письменный)

13.6

04.12

Морской путь в Индию

1

Знает и умеет адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны Оценивает свои силы и возможности для выполнения заданий

Развивает навыки выбора данной информации из Интернета и текста учебника для сообщения

Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Проанализировать ситуации, сделать вывод

Знать: что такое эпоха Великих географических открытий; понятия

Уметь: собирать, анализировать информацию, строить творческие картосхемы; выступать с помощью презентаций

Устный опрос, презентации

14.7

11.12

Открытие Америки

1

Проявляет интерес к выполнению различных заданий, к получению конкретных результатов

Осуществляет действия: самонаблюдение, самоконтроль, самооценку

Развивает смысловое чтение

Умеет излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Работа по картам атласа и в к/к. В тетрадь выписать географические объекты

Знать: кто открыл Америку? Географические понятия, термины, природные объекты; результаты географических открытий

Уметь: работать с информацией

Комбинированный опрос

(устное и письменное)

15.8

18.12

Первое кругосветное плавание

1

Развивает эстетические чувства

Определяет цель учебной деятельности

Строит действия в соответствии с целью

Умеет описывать желаемый результат

Умеет называть существенные признаки объектов и явлений

Умеет задавать вопросы , слушать, не перебивая.

Работа с таблицей в тетради; Работа по картам атласа и в к/к

Знать: кто совершил первое кругосветное путешествие? основные понятия, природные объекты

Уметь: анализировать информацию, составлять краткую характеристику разных территорий

Устный опрос

16.9

25.12

Промежуточный контроль по итогам 1 полугодия

1

Знает и умеет адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны

Умеет исправлять ошибки при повторном выполнении задания

Выполняет письменные задания разного характера

Тест

Знать: результаты выдающихся географических открытий, географическую номенклатуру

Уметь: обобщать знания

тестирование

17.10

15.01

Открытие Южного материка

1

Выявляет причинно-следственные связи

Выполняет действия по плану

Развивает исследовательские учебные действия

Умеет оценивать совместные действия и свой вклад в них

По картам атласа определить особенности ГП

Знать: что такое Неизвестная Южная Земля? Кто открыл Австралию? Понятия, природные объекты

Уметь:

анализировать картографический материал

Беседа, сообщения

18.11

22.01

Поиски Южной земли продолжаются

1

Может рассказать, что ему интересно в данном материале темы

Умеет объяснить, что сделал правильно, что сделал неправильно, и привести аргументы

Умеет сравнивать объекты по существенным признакам

Умеет из отдельных деталей сложить целостный объект

Умеет найти в действиях причину (из-за чего, почему) и следствие (поэтому, из-за этого)

Умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты

Работа по картам атласа, в к/к, заполнить таблицу

Знать: цель второй экспедиции ДЖ. Кука; проливы, острова

Уметь: работать с картосхемами, систематикой, дополнительной информацией

Устный опрос

19.12

29.01

Русские путешественники. Географические исследования

1

Проявляет интерес к выполнению различных заданий, к получению конкретных результатов. Умеет вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников

Умеет пользоваться критериями в ходе оценки и самооценки.

Умеет назвать существенные признаки объектов и явлений

Представляет информацию в виде таблицы, картосхемы

Умеет передать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Задания с использованием карт атласа, текста и таблицы

Знать: русских путешественников в исследовании Земли; имена первопроходцев своего края

Уметь: анализировать картографический материал, систематизировать знания в таблице

Рейтинговая система оценивания

20.13

05.02

Вокруг света под русским флагом

1

Развивает чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознает свою ответственность за общее благополучие;

Умеет пользоваться критериями в ходе оценки и самооценки

Умеет выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте, составлять простой и сложный план текста

Умеет критически относиться к своей позиции и признавать свою неправоту

Анализ путешествий, ответить на проблемные вопросы

Знать: кто из российских мореплавателей совершил первое кругосветное плавание; кто открыл Антарктиду?; понятия

Уметь: решать аналитические задачи, дискуссировать

Устный опрос

21.14

12.02

Итоговый урок по разделу «История географических открытий»

1

Проявляет интерес к выполнению различных заданий, к получению конкретных результатов

Умеет вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников Создает модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме; Речевая культура

Умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека

Разноуровневые задания

Знать: факты истории географических открытий; номенклатуру, понятия по разделу

Уметь: анализировать географическую информацию, картографический материал, высказывать свою точку зрения

Рейтинговая система оценивания

  1. Путешествие по планете Земля (9часов)


22.1

19.02

Мировой океан и его части

1

Умеет добиваться успехов и результатов в учебных ситуациях, умеет доводить дело до конца

Оценивает свои силы и возможности для выполнения заданий

Преобразовывает модели с целью выявления общих законов

Умеет распределять функции и роли в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Объяснить:

«Океан – кормилец человечества»

Знать: кто живет в Мировом океане?, значение океана для человека; условия обитания

Уметь: выступать с использованием презентации, работать с картографическим материалом

Комбинированный опрос

23.2

26.02

Значение Мирового океана для природы и человека

1

Проявляет ответственность, обязательность при выполнении заданий

Умеет проследить связь между результатом и начальным замыслом действий

Умеет выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте, составлять простой и сложный план текста

Уровень речевой культуры

Умеет излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Задания разного уровня

Знать: представления о Мировом океане, его частях, определения географического положения объектов

Уметь: систематизировать знания

Письменный опрос

24.3

04.03

Контрольная работа по теме «Мировой океан»

1

Проявляет интерес к выполнению различных заданий, к получению конкретных результатов

Оценивает свои силы и возможности для выполнения задачи

Умеет назвать существенные признаки объектов и явлений

Работа на к/к, заполнить таблицу

Знать: природу материка, его размеры и географическое положение, о природных «рекордсменах» материка

Уметь: составлять краткую характеристику территорий на основе разнообразных источников географической информации

Тестирование

25.4

11.03

Путешествие по Евразии

1

Знает и может рассказать, что ему интересно при изучении данной темы

Развивает исследовательские учебные действия

Создает модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме

Владеет монологической и диалогической формами речи, умеет излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Работа с картами атласа, указать объекты в к/к

Знать: особенности природы Африки, закономерности изменения природы на материке

Уметь: проводить исследовательские действия, развивать навыки работы с информацией

Устный опрос, оценивание презентации

26.5

18.03

Путешествие по Африке

1

Знает основные принципы и правила отношения к природе,

Умеет объяснить, что сделал правильно, что сделал неправильно, и привести аргументы.

Умеет сравнивать объекты по существенным признакам

Умеет из отдельных деталей сложить целостный объект

Умеет найти в действиях причину (из-за чего, почему) и следствие (поэтому, из-за этого)

Умеет критически относиться к своей позиции и признавать свою неправоту

Работа с картами атласа, указать объекты в к/к

Знать: особенности природы и населения Северной Америки, понятия, объекты

Уметь: работать с заданиями разного уровня, самостоятельно работать с картами атласа, делать выводы

Устный опрос, оценивание презентации

27.6

25.03

Путешествие по Северной Америке

1

Знает основные исторические события развития Америки

Составляет план выполнения учебной задачи

и выполняет действия по задуманному плану

Самостоятельно ищет в различных источниках информацию, обрабатывает ее по критериям и делать выводы

Умеет сотрудничать: определяет общую цель, пути ее достижения; распределяет функции и роли в совместной деятельности;

Работа с картами атласа, указать объекты в к/к

Знать: особенности природы и населения Северной Америки, понятия, объекты

Уметь: работать с заданиями разного уровня, самостоятельно работать с картами атласа, делать выводы

Устный опрос, оценивание презентации


28.7

08.04

Путешествие по Южной Америке

1

Умеет вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников

Пользуется критериями в ходе оценки и самооценки.

Развивает смысловое чтение, выстраивает речевые высказывания и составляет текст в устной и письменной формах

Умеет брать на себя инициативу в организации совместного действия

Выполняет порученную групповую роль и обязанности

Оказывает помощь и поддержку другим людям

Оценивает совместные действия и свой вклад к них.

Работа по картам атласа и к/к, номенклатура

Знать: чем знаменита Южная Америка, об уникальных растениях и животных; понятия, объекты

Уметь: представлять и анализировать информацию, работать с разными источниками географических знаний, дискуссировать

Устный опрос

29.8

15.04

Путешествие по Австралии

1

Знает или имеет представление о других культурах, религиях, языках

Демонстрирует эмоциональную выдержанность в ситуации успеха/неуспеха

Понимает причины своего неуспеха и находит способы выхода из этой ситуации

Развивает смысловое чтение, выстраивает речевые высказывания и составляет текст в устной и письменной формах

Умеет спорить без агрессии

Заканчивает спор взаимным согласием.

Критически относиться к своей позиции и признает свою неправоту

Работа в к/к, выписать географические объекты из текста учебника

Знать: где

расположена Австралия, какие месяцы холодные, а какие теплые, кто живет в Австралии; понятия

Уметь: сопоставлять географические карты различной тематики, составлять характеристику по картам атласа и картосхемам

Письменные задания разного характера

30.9

22.04

Путешествие по Антарктиде

1

Проявляет интерес к выполнению различных заданий, к получению конкретных результатов

Осуществляет действия: самонаблюдение, самоконтроль,

самооценку

Развивает исследовательские учебные действия.

Самостоятельно ищет и выделяет нужную информацию

Умеет взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли

Выполн.

итоговое задание по теме раздела стр 143

Знать: почему в Антарктиде холодно, кто живет на Южном полюсе; понятия

Уметь: находить и применять географическую информацию, включая карты, статистический материал, ресурсы Интернета

Устный опрос

  1. Природа Земли (5 часов)


31.1

29.04

Что такое природа?

Природа Ростовской области

1

Знает основные принципы и правила отношения к природе.

Осознание ответственности человека за общее благополучие.

Изучает явления в природе на основе субъективного наблюдения

Умеет выстраивать речевые высказывания и составляет тексты в устной и письменной формах. Называет существенные признаки объектов и явлений

Умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека

Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Знать: что такое природа, объекты природы

Уметь: применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными объектами

Устный опрос

32.2

06.05

Оболочки Земли

1

Проявляет интерес к выполнению различных заданий, к получению конкретных результатов.

Изучает явления в природе на основе субъективного наблюдения

Умеет выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте

Определяет общую цель, пути ее достижения

Составить схему «Природные объекты»

Знать: какие бывают оболочки Земли и чем они отличаются друг от друга, как взаимодействуют оболочки Земли

Уметь: определять и оценивать свойства оболочек Земли, работать с таблицами, схемами

Устный опрос

33.3

13.05

Обобщающий урок

1

Выполняет здоровьесберегающие и безопасные правила поведения в полевых условиях

Выделяет и осознает , что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознает качество и уровень усвоения материала

Умеет сравнивать объекты по существенным признакам.

Находит в действиях причину (из-за чего, почему) и следствие (поэтому, из-за этого)

Умеет излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий.

Составить схемы, сделать зарисовки местности, фотографии

Что надо вспомнить: что такое природа, природный объект, оболочки Земли, стороны горизонта, компас

Приборы и материал: компасы, блокноты, фотоаппарат

Рейтинговая система оценивания

зачет

34.4

20.05

Промежуточный контроль по итогам года

1

Умеет добиваться успехов и результатов в учебных ситуациях, доводит дело до конца

Оценивает свои силы и возможности для выполнения заданий

Умеет сравнивать объекты по существенным признакам. Делать выводы

Определяет общую цель, пути ее достижения

Знать: понятия, географическую номенклатуру, путешественников

Уметь: объяснять природные явления и процессы, применять географическую информацию в решении задач

Тестирование

35.5

27.05

Обобщающий урок за курс 5 класса.

1

Выполняет здоровьесберегающие и безопасные правила поведения в полевых условиях

Выделяет и осознает , что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознает качество и уровень усвоения материала

Умеет сравнивать объекты по существенным признакам.

Находит в действиях причину (из-за чего, почему) и следствие (поэтому, из-за этого)

Умеет излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий.

Составить схемы, сделать зарисовки местности, фотографии

Что надо вспомнить: что такое природа, природный объект, оболочки Земли, стороны горизонта, компас

Приборы и материал: компасы, блокноты, фотоаппарат

Рейтинговая система оценивания

зачет



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!