СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 6 кл

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 6 класса разработана на основе примерной авторской программы Е. М. Домогацких.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 6 кл»

Содержание





Содержание учебного предмета ………………………………………………………………………2-5

Планируемые результаты освоения учебного предмета ……………………………………..5-9

Тематическое планирование……………………………………………………………………………9





























1 Содержание учебного предмета

Рабочая программа по составлена на основе

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) – для программ основного общего образования;

- примерной программы основного общего образования

- авторской программы Е.М. Домогацких «География 5-9 классы». М.: Русское слово, 2012 , направленной Министерством образования и науки РФ;

В учебном процессе используется учебник Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Физическая география: учебник для 6 класса - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013

Программа включает материал по географии. Рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю

Данная рабочая программа рассчитана на 1 год.

В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей и других форм.



Материал содержит следующие темы.

Введение

Что изучает география. Планета Земля как объект изучения различных наук. География - наука, изучающая поверхность Земли как среду, где возникло и развивается человечество. Многообразие земной поверхности. Элементы земной поверхности. Географические объекты, их происхождение. Важнейшие характеристики географических объектов: положение на земной поверхности, образы, количественные параметры (площадь, высота, форма и другие). Изменения географических объектов и земной поверхности во времени. Процессы и явления, влияющие на географические объекты.

Тема 1. Земля как планета

Земля и космос. Вселенная, галактики. Млечный Путь, его форма и размеры. Ближайшие к Земле галактики, расстояние до них. Место и движение Земли в нашей Галактике. Ориентирование по звездам, навигационные звезды.

Земля – часть Солнечной системы. Состав Солнечной системы: Солнце, планеты и их спутники, астероиды, кометы, межпланетное пространство. Черты сходства и различия планет. Особенности планет земной группы и планет-гигантов. Земля – уникальная планета. Отличия Земли от других планет: три агрегатных состояния вещества и три внешние оболочки, соответствующие им (атмосфера, гидросфера и земная кора). Главное отличие Земли от других планет - наличие жизни, образующей ее четвертую оболочку – биосферу. Деление земной поверхности на материки и океаны, их размеры. Мировой океан. Неравномерное распределение воды и суши по поверхности Земли. Материковые и океанические полушария. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Воздействие на Землю ближнего и дальнего космоса. Роль Солнца в жизни и хозяйственной деятельности людей. Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси и его географические следствия. движение Земли вокруг Солнца. Форма и размеры Земли. Древние и современные доказательства шарообразности Земли. Размеры Земли, площадь земной поверхности. Экватор. Влияние формы и размеров Земли на жизнь планеты.

Тема 2. Географическая карта Глобус – уменьшенная объемная модель Земли. Сходства и различия глобуса и Земли. Масштаб Градусная сеть. Географические координаты. Параллели и меридианы. Географическая широта и географическая долгота. Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки – самые точные изображения земной поверхности. Географические планы и карты. Условные знаки. Различия между планом и картой. разнообразие карт по масштабу и содержанию. Использование планов и карт. Можно ли самому составить план местности?

Тема 3 . Литосфера. Внутреннее строение Земли состав земной коры. Ядро, мантия, земная кора. Горные породы и минералы Разнообразие горных пород. Магматические, осадочные, метаморфические породы.

Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Различия в строении континентальной и океанической земной коры. Литосферные плиты Разнообразие форм рельефа. Крупнейшие, крупные, средние и мелкие формы рельефа. причины разнообразия рельефа, его зависимость от внутренних и внешних сил. Влияние рельефа на природу и человека. Изображение рельефа на планах и картах. Отметки высот и глубин. горизонтали. Абсолютная и относительная высота. Движения земной коры. Медленные вертикальные и горизонтальные движения. Движения земной коры и залегание горных пород. Землетрясения. Очаг и эпицентр землетрясения. Изучение землетрясений Вулканизм. Строение вулкана. Действующие и потухшие вулканы. Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Физическое, химическое и биологическое выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра. Овраги, речные долины, барханы, дюны. Деятельность человека и рельеф. Главные формы рельефа суши. Горы и равнины, их различия по высоте. Рельеф дна океанов. Основные части рельефа дна Мирового океана: срединно-океанические хребты, ложе, переходные зоны, глубоководные желоба. Человек и земная кора. Взаимное влияние.

Тема 4. Атмосфера

Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Границы, состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы. Нагревание воздуха и его температура. Различия в нагревании воздуха в течении суток и года. Средние температуры, амплитуда температур. Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещения Влага в атмосфере. Водяной пар. Абсолютная и относительная влажность. Туман и облака. Атмосферные осадки. Виды атмосферных осадков, их распределение на поверхности земного шара. Давление атмосферы. Измерение атмосферного давления. Причины изменения атмосферного давления, его распределение на поверхности Земли. Ветры. Причины возникновения ветра. Основные характеристики ветра. Разнообразие и значение ветров. Погода. Элементы погоды. Причины разнообразия и изменчивости погоды. Воздушная масса. Изучение и предсказание погоды. Климат. Изображение климата на картах. Человек и атмосфера. Взаимное влияние.

Тема 5. Гидросфера. Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Гидросфера, ее возникновение и состав, значение гидросферы для природы и хозяйственной деятельности человека. Возрастающий дефицит пресной воды. Круговорот воды в природе. Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Изучение Мирового океана. Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность, температура, соленость воды. Движения воды в океане. Волны. Различия волн по глубине и причинам возникновения. цунами. Приливы и отливы. Течения. Различия течений по температуре, глубине, продолжительности существования. Причины возникновения течений. Влияние течений на природу Земли. Реки. Части реки. Речная система и речной бассейн. Влияние земной коры на работу рек. Равнинные и горные реки. Роль климата в жизни рек. Питание и режим рек. Озера и болота. Зависимость размещения озер и болот от климата и рельефа. Различия озер по размерам, глубине, форме, происхождению котловин, характеру стока, солености. Болота. Подземные воды. Как образуются подземные воды. Грунтовые и межпластовые, пресные и минеральные подземные воды. Карст. Ледники. Многолетняя мерзлота. Причины возникновения ледников, их влияние на климат. Древнее и современное оледенение. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота. Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере: наводнения, лавины. Водохранилища. Как человек воздействует на гидросферу.

Тема 6. Биосфера. Что такое биосфера и как она устроена. Биосфера – оболочка жизни. Вертикальные границы биосферы, их изменение во времени. Роль биосферы в природе. Биологический круговорот. Биосфера и жизнь Земли. Распределение живого вещества в биосфере. Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане. Распространение организмов в зависимости от глубины, климата и удаленности от берегов. Жизнь на поверхности суши. Особенности распространения организмов на суше. Леса и основные широтные зоны их распространения: влажные экваториальные леса и леса умеренного пояса. Жизнь в безлесных пространствах. Саванны, степи, пустыни и полупустыни, тундра.Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. Строение почв. Плодородие. Человек и биосфера. Человек – часть биосферы. Воздействие человека на биосферу.

Тема 7 Почва и географическая оболочка. Из чего состоит географическая оболочка. Что такое географическая оболочка. Границы географической оболочки. Особенности географической оболочки. Этапы развития географической оболочки. уникальность географической оболочки. Территориальные комплексы. Территория. Природные и природно-хозяйственные территориальные комплексы. Разнообразие и взаимосвязи природных комплексов. Широтная зональность. Высотная поясность. От географической оболочки к географической среде. Глобальная экологическая проблема

Практические работы – 11

1 Определение по карте географических координат.

2 Определение направлений расстояний по карте.

3 Определение сторон горизонта с помощью компаса и азимута

4 Составление плана участка местности

5 Изменение состояния земной коры под воздействием человека

6 Определение по карте географических объектов

7 Наблюдение погоды и обработка собранных материалов

8 Определение ГП: океаны, моря, реки, озёра

9 Описание ГП одной из рек Земли

10 Ознакомление с растениями и животными своей местности

11 Описание природных зон Земли

2 Планируемые результаты освоения учебного предмета

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

Личностные УУД:

• понимать смысл своей деятельности;

• использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

• приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Регулятивные УУД:

• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии опенки.

Познавательные УУД:

• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

• выявлять причины и следствия простых явлений;

• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

Коммуникативные УУД:

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

  • понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственного, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные результаты

Осознание роли географии в познании окружающего мира:

• объяснять роль различных источников географической информации.

• различать видовое разнообразие компонентов природы в пределах географической оболочки;

• выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

• выделять причины стихийных явлений в геосферах;

• использование географических умений:

• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

• использование карт как моделей;

• определять на карте местоположение географических объектов.

Понимание смысла собственной деятельности:

• формулировать свое отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

• использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

• приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Выпускник научиться:

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • Выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • Составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту

и окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества;

примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Применяется формирующее оценивание с целью помочь учащимся в преодолении трудностей

Критерии оценки устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»: отсутствие ответа.

3 Тематическое планирование

Тема

Кол-во ч.

Основные виды деятельности

1

Земля как планета 

5

объяснять: влияние космоса на жизнь на Земле; географические следствия движений Земли; особенности распределения света и тепла по поверхности Земли.

2

Географическая карта

5

объяснять: свойства географической карты и плана местности; специфику способов картографического изображения; отличия видов условных знаков; отличия видов масштаба; значение планов и карт в практической деятельности человека.

определять: существенные признаки плана, карты и глобуса; классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус; расстояния по карте; азимут по карте и на местности; абсолютную и относительную высоты; читать условные знаки; масштаб карты

3

Оболочки Земли

25

объяснять: особенности внутреннего строения Земли; причины и следствия движения земной коры; действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа; особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах.

объяснять: закономерности географической оболочки на примере атмосферы; вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха с высотой, тепловых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов

объяснять:закономерности географической оболочки на примере гидросферы; выделение существенные признаки частей Мирового океана; особенности состава и строения гидросферы; условия залегания и использования подземных вод; условия образования рек, озер, природных льдов; характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга. объяснять:закономерности географической оболочки на примере биосферы; особенности приспособления организмов к среде обитания; роль царств природы; необходимость охраны органического мира.



Приложение к рабочей программе по географии 6 класс Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока


Тип урока


Инф-мет-е обеспечение

Вид контроля

Дата



1

Введение 1 ч


Вводный

Мультимидийная презентация, таблица



Вводная беседа, ФО



2

Земля и Вселенная

Урок формирования умений и навыков

Мультимидийная презентация, географическая карта



Фронтальный и индивидуальный опрос



3.

Система географических координат. Пр. р. №1 Определение по карте географических координат.


Урок формирования умений и навыков

Мультимидийная презентация, географическая карта



Фронтальный опрос



4.

Времена года.


Урок формирования умений и навыков

Мультимидийная презентация, таблица, географическая карта


Фронтальный опрос



5.

Пояса освещённости.


Урок формирования умений

Географическая карта.


Решение тестовых заданий



6

Географическая карта и её масштаб Пр. р. №2 Определение направлений и расстояний по карте.

Урок формирования умений

Мультимидийная презентация, топографическая карт.



Фронтальный и индивидуальный опрос



7

Виды условных знаков

Урок формирования умений и навыков

Мультимидийная презентация,


Фронтальный и индивидуальный опрос



8

Ориентирование. Практическая работа № 3 Определение сторон горизонта с помощью компаса и азимута


Урок формирования умений и навыков

Географическая и топографическая карта.


Письменный опрос. Решение тестовых заданий



9

Изображение рельефа на карте.


Урок формирования умений

Мультимидийная презентация, географиическая карт


Фронтальный и индивидуальный опрос



10

Изображение рельефа на карте. Прработа № 4 Составление плана участка местности


Урок формирования умений и навыков

Мультимидийная презентация, географическая карта


Фронтальный и индивидуальный опрос



11

Строение земного шара



Фронтальный опрос



12

Виды горных пород

Урок формирования умений и навыков

Мультимидийная презентация, географическая карта


Фронтальный и индивидуальный опрос



13

Полезные ископаемые

Урок формирования умений и навыков


Фронтальный опрос



14

Движение земной коры.


Урок формирования умений и навыков


Фронтальный опрос



15

Выветривание горных пород. Пр работа № 5

Изменение состояния земной коры под воздействием человека


Урок формирования умений и навыков

Мультимидийная презентация, географическая карта


Фронтальный и индивидуальный опрос



16

Рельеф суши и дна Мирового океана. Практическая работа № 6 Определение по карте географических объектов


Урок формирования умений и навыков


Фронтальный опрос



17

Обобщающий урок по теме «Литосфера»

Урок повторения


Индивидуальный письменный опрос.



18

Строение атмосферы.


Урок изучения нового материала

Мультимидийная презентация, таблица


Фронтальный и индивидуальный опрос



19

Температура воздуха.


Урок изучения нового материала

Мультимидийная презентация, таблица


Фронтальный и индивидуальный опрос



20

Атмосферное давление.


Урок изучения нового материала

Мультимидийная презентация.


Фронтальный и индивидуальный опрос



21

Движение воздуха.


Урок изучения нового материала

Мультимидийная презентация.


Фронтальный и индивидуальный опрос



22

Вода в атмосфере.


Урок изучения нового материала

Мультимидийная презентация.


Фронтальный и индивидуальный опрос



23

Погода.


Урок изучения нового материала

Мультимидийная презентация, таблица


Фронтальный опрос



24

Климат. Практическая работа № 7

Наблюдение погоды и обработка собранных материалов


Урок изучения нового материала

Климатическая карта


Фронтальный и индивидуальный опрос



25

Обобщающий урок по теме «Атмосфера»

Урок повторения

Географическая карта, атласы.


Решение тестовых заданий



26

Единство гидросферы.


Урок изучения нового материала

Мультимидийная презентация, карта


Вводная беседа.




27

Воды суши: реки и озера. Практическая работа № 8

Определение ГП: океаны, моря, реки, озёра


Урок изучения нового материала

Мультимидийная презентация, физическая карта.


Фронтальный и индивидуальный опрос



28

Воды суши: реки и озера. Практическая работа № 9

Описание ГП одной из рек Земли


Урок изучения нового материала

Мультимидийная презентация,

Индивидуальный.




29

Царства живой природы

Урок изучения нового материала

Мультимидийная презентация, таблица.


Вводная беседа.




30

Биосфера и охрана природы

Урок изучения нового материала

Мультимидийная презентация, таблица.


Фронтальный и индивидуальный опрос



31

Биосфера и охрана природы Практическая работа № 10 Ознакомление с растениями и животными своей местности


Урок формирования умений и навыков

Зоогеографическая карта Земли.


Фронтальный и письменный опрос.

Работа по карте



32

Почва

Урок изучения нового материала

Почвенная карта

Фронтальный и индивидуальный опрос



33

Природный комплекс

Урок изучения нового материала

Карта «Природные зоны Земли»

Фронтальный и индивидуальный опрос



34

Природные зоны Практическая работа № 11 Описание природных зон Земли

Урок формирования умений

Карта «Природные зоны Земли»

Индивидуальный.




35

Итоговый урок