СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 6 кл.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа составлена на основепримерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. География. Начальный курс – 6 кл.: учебник / Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015. – 140, [4]с.: ил., карт. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 6 кл.»

I. Пояснительная записка

- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2016-2017учебный год;

- Учебный план в 6 классе МБОУ «Комаричской СОШ №1» на 2016 – 2017 учебный год. Количество часов по учебному плану: всего - 70 часов; в неделю - 2 часа.


Программа, на основе которой разработана рабочая программа:

Рабочая программа составлена на основепримерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. География. Начальный курс – 6 кл.: учебник / Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015. – 140, [4]с.: ил., карт. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 70 часов, 2 час в неделю. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков, контурных карт.

Цели и задачи программы:

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения географии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по географии. В ней также заложены возможности формирования у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренные стандартом и основной образовательной программой МБОУ «Комаричской сош№1».


Внесенные изменения в программу: Учебный план в 6 классе МБОУ «Комаричской СОШ №1» на 2016 – 2017 учебный год предусматривает 70 часов 2 часа в неделю. В программу добавлено 0,5 часа для увеличения учебных часов, предусмотренных на изучение географии обязательной частью, в целях создания условий для выполнения ФГОС основного общего образования в полном объеме из части, формируемой участниками образовательных отношений; для изучения модуля «География Брянского края» добавлено 0,5 часа по географии из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.




п/п


Наименование разделов и тем

Часы по программе Бариновой И.И.

Часы по планированию

(рабочей программе)

Модуль

География родного края

В том числе на:


Практические работы


Проверочные (контрольные)

работы


1

Введение

1

2


-


2

Тема 1. Виды изображения поверхности Земли

9

16


3

3

3

Тема 2строение Земли. Земные оболочки

22

31

16

7

3

4

Тема 3.Население земли

3

6

1

-

1





II. Планируемые результаты изучения курса «География. Начальный курс. 6 класс»

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

1. Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач.

2. Анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию.

3. По результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности.

4. Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания.


1. Ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов.

2. Читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.

3. Строить простые планы местности.

4. Создавать простейшие географические карты различного содержания.

5. Моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

6. Различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию.

7. Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий.


Предметные результаты

Учащийся должен уметь:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли;

- объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;

- называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе;

- приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;

- находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

- читать план местности и карту;

- определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;

- производить простейшую съемку местности;

- классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

- определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;

- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;

- объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;

- называть и показывать основные географические объекты;

- работать с контурной картой;

- называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

- приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;

- определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;

- классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;

- объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;

- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;

- составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;

- описывать погоду и климат своей местности;

- называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;

- называть меры по охране природы;

- рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;

- приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;

- составлять описание природного комплекса;

- приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях Метапредметные результаты

Учащийся должен уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- работать в соответствии с предложенным планом;

- участвовать в совместной деятельности;

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

- оценивать работу одноклассников;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

- сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

- высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- классифицировать информацию по заданным признакам;

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

- классифицировать информацию;

- создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные и т. п.)

Личностные результаты

Учащийся должен обладать:

- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью

к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- опытом участия в социально значимом труде;

- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к

другому человеку, его мнению;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве

со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

- пониманием ценности здорового образа жизни;

- основами экологической культуры.



III. Содержание учебного предмета

ВВЕДЕНИЕ (2 ч)

Открытие, изучение и преобразование Земли.Какчеловек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.Земля — планета Солнечной системы.Вращение Земли.Луна.

Виды изображений поверхности Земли (18 ч)

ПЛАН МЕСТНОСТИ (8 ч)

Понятие о плане местности.Что такое план местности? Условные знаки.Масштаб.Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.Изображение на плане неровностей земной поверхности.Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.Составление простейших планов местности.Глазомернаясъемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.

Практикумы.

1.Изображение здания школы в масштабе.

2.Определение направлений и азимутов по плану местности.

3.Составление плана местности методом маршрутнойсъемки.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (10 ч)

Форма и размеры Земли.Форма Земли. РазмерыЗемли. Глобус — модель земного шара.

Географическая карта.Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические

карты.Градусная сеть на глобусе и картах.Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.Географическая широта.Географическая широта. Определение географической широты. Географическая долгота.Географические координаты.Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.Изображение на физических картах высот и глубин.Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.

Практикумы.

4.Определение географических координатобъектов и объектов по их географическим координатам.

Строение Земли. Земные оболочки (44 ч)

ЛИТОСФЕРА (10 ч)

Земля и ее внутреннее строение.Внутреннее строениеЗемли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные порода. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.Движения земной коры.Вулканизм. Землетрясения. Чтотакое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленныевертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.Рельеф суши. Горы.Рельеф гор. Различие гор по высоте.Изменение гор во времени. Человек в горах.Равнины суши.Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени. Человек на равнинах.Рельеф дна Мирового океана.Изменение представленийо рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующиерельеф дна Мирового океана.

Практикумы.

5.Составление описания форм рельефа.

ГИДРОСФЕРА (12 ч)

Вода на Земле.Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.Части Мирового океана. Свойства вод океана.Что такоеМировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойстваокеанической воды. Соленость. Температура.Движение воды в океане.Ветровые волны. Цунами.Приливы и отливы. Океанические течения.Подземные воды.Образование подземных вод. Грунтовыеи межпластовые воды. Использование и охрана подземныхвод.Реки.Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.Озера.Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере.Водохранилища.Ледники.Как образуются ледники? Горные ледники.Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.

Практикумы.

6. Составление описания внутренних вод.

АТМОСФЕРА (14 ч)

Атмосфера: строение, значение, изучение.Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.Температура воздуха.Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменениятемпературы воздуха в течение года.Атмосферное давление. Ветер.Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значениеветра.Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман иоблака. Виды атмосферных осадков. Измерение количестваатмосферных осадков. Причины, влияющие на количествоосадков.Погода и климат.Что такое погода? Причины измененияпогоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.Причины, влияющие на климат.Изменение освещения инагрева поверхности Земли в течение года. Зависимостьклимата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.

Практикумы.

7.Построение графика хода температуры ивычисление средней температуры.

8.Построение розы ветров.

9.Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (8 ч)

Разнообразие и распространение организмов наЗемле.Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях иокеанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.Природный комплекс.Воздействие организмов на земныеоболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природныйкомплекс. Географическая оболочка и биосфера.

Практикумы.

10.Составление характеристики природногокомплекса (ПК).

НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (3ч)

Население Земли.Человечество — единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типынаселенных пунктов. Человек и природа. Влияние природына жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.




Календарно-тематическое планирование


№п/п

Название раздела

Название темы урока

Ко-во

часов

дата

план

факт


Введение (2час)




1

Открытие, изучение и преобразованиеЗемли.


1



2

Земля планета Солнечной системы

1




Виды изображения поверхности Земли

14




План местности(8часов)

8



3

Понятие о плане местности


1



4

Масштаб

1



5

Практикум.1.Изображение здания школы в масштабе.




6

Стороны горизонта. Ориентирование.

1



7


Практикум.2. Определение направлений и азимутов по плану местности.

1



8

Изображение на плане местности неровностей зем­ной поверхности

1



9

Составление простейших планов местности.


1



10

Практикум.3.Составлениеплана местности методом маршрутной съемки.

1




Географическая карта(6часов)

6



11

Форма ирамеры Земли. Географическая карта


1



12

Градусная сеть на глобусе и картах

1



13

Географическая широта и географическая долгота.

1




14

Географические координаты

Практикум.4.Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.

1



15

Изображение на физических картах высот и глубин.

1



16

Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображения поверхности Земли»

1




Строение Земли. Земные оболочки

47




Литосфера (6 часов)+ Модуль география родного края( 4часов)

10



17

Земля и её внутреннее строение

1



18

Движение Земной коры. Вулканизм.

1



19

Рельеф суши.Горы.

1



20

Равнины суши

1



21

Равнины суши. Практикум.5.Составление описания форм рельефа.

1



22

Рельеф дна Мирового океана

1




Модуль география родного края

4



23

Физико-географическое положение Брянской области

1



24

Особенности геологического строения Брянской области

1



25

Полезные ископаемые Брянской области

1



26

Рельеф Брянской области

1




Гидросфера(9часов)+ Модуль география родного края(3часа)

11



27

Вода на Земле. Свойства Мирового океана

1



28

Движение воды в океане.

1



29

Подземные воды

1



30

Реки

1



31

Реки

1



32

Озёра

1



33

Практикум.6. Составление описания внутреннних вод




34

Ледники

1




Модуль география родного края

3



35

Реки Брянской области

1



36

Озёра и искусственные водоёмы Брянской области

1



37

Болота и подземные воды Брянской области


1



38

Контроль ная работа№2 по темам «Литосфера и Гидосфера»





Атмосфера (13часов)+ Модуль география родного края(3 часа)

15



39

Атмосфера строение, значение, изучение.

1



40

Температура воздуха

1



41


Температура воздуха.

Практикум.7. Построение графика хода температуы и вычесление средней температуры

1



42

Атмосферное давление.

1



43

Ветер.

1



44

Практикум.8 Построение розы ветров.

1



45

Водяной пар в атмосфере.

1



46

Облака и атмосферные осадки

1



47

Практикум.9. Построение диоараммы количества осадков по многолетним даным.

1



48

Погода

1



49

Климат

1



50

Причины влияющие на климат

1




Модуль география родного края

3



51

Особенности климата

1



52

Сезоны года

1



53

Особенности погоды

1



54

Контроль ная работа№3 «Атмосфера»





Биосфера.Географическая оболочка(4часов)+ Модуль география родного края(6часов)

11



55

Распространение и разнообразие организмов на Земле.

1



56

Распростронение организмов в мировом океане

1



57

Природный комплекс

1



58


Природный комплекс

Практикум.10. составление характеристики природного комплекса(ПК).


1




Модуль география родного края

7



59

Почвы

1



60

Растительный мир

1



61

Животный мир

1



62

Естественные и антропогенные ландшафты

1



63

Охраняемые природные территории и объекты

1



64

Современная экологическая обстановка

1



65

Контрольная работа№3

«Биосфера.Географическая оболочка»

1




НаселениеЗемли(5часа)+ Модуль география родного края(1час)

6



66

НаселениеЗемли.

1



67

Человек и природа

1



68

Человек и природа

1




Модуль география родного края

1



69

Население Брянской области

1



70

Контрольная работа№4 ««География. Начальный курс»

1