СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 7 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 декабря 2010г. № 1897 

  Содержание рабочей программы соответствует программе И.И. Бариновой, В.П. Дронова, И.В. Душиной  «География», 2012 г

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 7 класс»



Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897

Содержание рабочей программы соответствует программе И.И. Бариновой, В.П. Дронова, И.В. Душиной «География», 2012 г


Целями изучения предмета «Географии» в 7 классе является:

- раскрытие закономерностей землеведческого характера. С тем чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества и решении проблем окружающей среды;

-создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей;

-раскрытие разнообразия природы и населения Земли, знакомство со странами и народами;

-формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.


Задачи

-формирование системы географических знаний как составной части научной картины мира;

-расширение и конкретизация представлений о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации- от планетарного до локального;

-познание сущности и динамики основных природных, экологических, социально- экономических процессов, происходящих в географической среде;

-создание образных представлений о крупных регионах материков и стран с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением в хозяйственной деятельности;

- развитие понимания закономерностей размещении населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными ,

представлений о единстве, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей; социально- экономическими факторами;

-развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

-Воспитывать в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе», развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления, понимать людей другой культуры;

-раскрытие на основе историко - географического подхода изменения политической карты , практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран;

- формирование эмоционально- ценностного отношения к географической среде и экологически целесооброзного поведения в ней;

- развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба, изучение способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

-развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;

-выработка понимания общественной потребности в географических знаний, а также формирование отношения к географии как важной области будущей практической деятельности.

Место курса «Географии» в учебном плане

Согласно учебного плана школы для обязательного изучения географии в 7 классе отводится 2 часа неделю.

Программа рассчитана на 68 часов. Календарный учебный график школы – на 34 недель.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты обучения

Учащийся должен :

осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином России;

осознавать ценность природы, населения и хозяйства Земли, материков, крупных регионов и стран;

Осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;

овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

проявлять эмоционально- ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования;

проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважать историю, культуру, национальные особенности , традиции и обычаи других народов;

уметь оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывать общее решение;

уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения.

Метапредметные результаты

Учащиеся должны уметь:

самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

Организовывать свою познавательную деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;

вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, классификацию, сохранение, передачу и презентацию;

работать с текстом: составлять сложный план, логическую цепочку, таблицу, схему, создавать тексты разных видов (описательные, объяснительные)

Предметные результаты

Учащиеся должны уметь:

показывать материки и части света;

приводить примеры материковых , вулканических, коралловых островов;

давать характеристику карты;

читать и анализировать карту;

называть и показывать по карте крупные формы рельефа и объяснить зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры;

объяснять зональность в распределении температуры воздуха, осадков;

называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики;

делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов;

показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод;

приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков;

приводить примеры природных комплексов;

составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов;

рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей;

читать комплексную карту;

показывать наиболее крупные страны мира;

показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов;

показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках и океанах;

описывать отдельные природные комплексы с использованием карт;

показывать наиболее крупные государства на материках;

уметь давать описания природы и основных занятий населения, используя карты атласа;

приводить примеры воздействия и изменения природы на материках под влиянием деятельности человека;

приводить примеры , подтверждающие закономерности географической оболочки- целостность, ритмичность, зональность;

объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека;

называть разные виды природных ресурсов;

приводить примеры влияния природы на условия жизни людей.


Содержание курса

Введение (2 ч)

Что изучают в курсе географии материков и океанов? Материки (континенты) и острова. Части света.

Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле.

Источники географической информации. Карта — особый источник географических знаний. Географические методы изучения окружающей среды. Карта — особый источник географических знаний. Виды карт. Различие географических карт по охвату территории и масштабу. Различие карт по содержанию. Методы географических исследований.

Практические работы. 1. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

Показывать материки и части света;

Приводить примеры материковых, вулканических, коралловых островов;

давать характеристику карты; читать и анализировать карту.

Главные особенности природы Земли (9 ч)

Литосфера и рельеф Земли (2 ч)

Происхождение материков и океанов. Происхождение Земли. Строение материковой и океанической земной коры. Плиты литосферы. Карта строения земной коры. Сейсмические пояса Земли.

Рельеф земли. Взаимодействие внутренних и внешних сил — основная причина разнообразия рельефа. Размещение крупных форм рельефа на поверхности Земли.

Практические работы. 2. Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. Описание по карте рельефа одного из материков. Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору).

Атмосфера и климаты Земли (2 ч)

Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы. Климатические карты. Распределение температуры воздуха на Земле. Распределение поясов атмосферного давления на Земле. Постоянные ветры. Воздушные массы. Роль воздушных течений в формировании климата.

Климатические пояса Земли. Основные климатические пояса. Переходные климатические пояса. Климатообразующие факторы.

Практические работы. 3. Характеристика климата по климатическим картам. 4. Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков; оценка климатических условий материка для жизни населения.

Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы (2 ч)

Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. Роль океана в жизни Земли. Происхождение вод Мирового океана. Свойства вод океана. Льды в океане. Водные массы. Схема поверхностных течений.

Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Разнообразие морских организмов. Распространение жизни в океане. Биологические богатства океана. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Географическая оболочка (3 ч)

Строение и свойства географической оболочки.

Строение географической оболочки. Свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Роль живых организмов в формировании природы.

Природные комплексы суши и океана. Природные комплексы суши. Природные комплексы океана. Разнообразие природных комплексов.

Природная зональность. Что такое природная зона? Разнообразие природных зон. Закономерности размещения природных зон на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность.


Практические работы. 5. Анализ карт антропогенных ландшафтов; выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

называть и показывать по карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры;

объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков;

называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики;

делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов;

показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод;

приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков;

приводить примеры природных комплексов; составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов.

Население Земли (3 ч)

Численность населения Земли. Размещение населения. Факторы, влияющие на численность населения. Размещение людей на Земле.

Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Мировые и национальные религии.

Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население. Основные виды хозяйственной деятельности людей. Их влияние на природные комплексы. Комплексные карты. Городское и сельское население. Культурно-исторические регионы мира. Многообразие стран, их основные типы.

Практические работы. 6. Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира. 7. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей; читать комплексную карту; показывать наиболее крупные страны мира.

Океаны и материки (50 ч)

Океаны (2 ч)

Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый океаны. Особенности географического положения. Из истории исследования океанов. Особенности природы. Виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов.

Практические работы. 8. Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций одного из океанов (по выбору). 9. Описание по картам и другим источникам информации особенностей географического положения, природы и населения одного из крупных островов (по выбору).

Южные материки (1 ч)

Общие особенности природы южных материков.

Особенности географического положения южных матери ков. Общие черты рельефа. Общие особенности климата внутренних вод. Общие особенности расположения природных зон. Почвенная карта.

Африка (10 ч)

Географическое положение. Исследования Африки

Географическое положение. Исследование Африки зарубежными путешественниками. Исследование Африки русскими путешественниками и учеными.

Рельеф и полезные ископаемые. Основные формы рельефа. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых.

Климат. Внутренние воды. Климатические пояса Африки. Внутренние воды Африки. Основные речные системы. Значение рек и озер в жизни населения.

Природные зоны. Проявление широтной зональности на материке. Основные черты природных зон.

Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки. Влияние человека на природу. Стихийные бедствия. Заповедники и национальные парки.

Население. Население Африки. Размещение населения. Колониальное прошлое материка.

Страны Северной Африки. Алжир. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Алжира.

Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Нигерии.

Страны Восточной Африки. Эфиопия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Эфиопии.

Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Южно-Африканской Республики.

Практические работы. 10. Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки. 11. Определение по картам основных видов деятельности населения стран Южной Африки. 12. Оценка географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Африки.

Австралия и Океания (5 ч)

Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые. Своеобразие географического положения материка. История открытия и исследования. Особенности рельефа. Размещение месторождений полезных ископаемых.

Климат Австралии. Внутренние воды. Факторы, определяющие особенности климата материка. Климатические пояса и области. Внутренние воды.

Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира. Проявление широтной зональности в размещении природных зон. Своеобразие органического мира.

Австралийский Союз. Население. Хозяйство Австралийского Союза. Изменение природы человеком.

Океания. Природа, население и страны. Географическое положение. Из истории открытия и исследования. Особенности природы. Население и страны. Памятники природного и культурного наследия.

Практические работы. 13. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору). Южная Америка (7 ч)

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Географическое положение. История открытия и исследования материка.

Рельеф и полезные ископаемые. История формирования основных форм рельефа материка. Закономерности размещения равнин и складчатых поясов, месторождений полезных ископаемых.

Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Внутренние воды. Реки как производные рельефа и климата материка.

Природные зоны. Своеобразие органического мира материка. Высотная поясность в Андах. Изменения природы материка под влиянием деятельности человека. Охрана природы.

Население. История заселения материка. Численность, плотность, этнический состав населения. Страны.

Страны востока материка. Бразилия. Географическое положение, природа, население, хозяйство Бразилии и Аргентины.

Страны Анд. Перу. Своеобразие природы Анд. Географическое положение, природа, население, хозяйство Перу.

Практические работы. 14. Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии или Аргентины. 15. Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран.

Антарктида (1 ч)

Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. Природа. Географическое положение. Антарктика. Открытие и первые исследования. Современные исследования Антарктиды. Ледниковый покров. Подледный рельеф. Климат. Органический мир. Значение современных исследований Антарктики.

Практические работы. 16. Определение целей изучения южной полярной области Земли. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем.

Северные материки (1ч)

Общие особенности природы северных материков.

Географическое положение. Общие черты рельефа. Древнее оледенение. Общие черты климата и природных зон.

Северная Америка (7 ч)

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Русские исследования Северо-Западной Америки.

Рельеф и полезные ископаемые. Основные черты рельефа материка. Влияние древнего оледенения на рельеф. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Внутренние воды. Реки как производные рельефа и климата материка.

Природные зоны. Население. Особенности распределения природных зон на материке. Изменение природы под влиянием деятельности человека. Население.

Канада. Географическое положение, природа, население, хозяйство, заповедники и национальные парки Канады.

Соединенные Штаты Америки. Географическое положение, природа, население, хозяйство, памятники природного и культурного наследия США.

Средняя Америка. Мексика. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Мексики.

Практические работы. 17. Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США и Мексики. 18. Выявление особенностей размещения населения, а также географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады, США и Мексики.

Евразия (16 ч)

Географическое положение. Исследования Центральной Азии. Особенности географического положения. Очертания берегов. Исследования Центральной Азии.

Особенности рельефа, его развитие. Особенности рельефа Евразии, его развитие. Области землетрясений и вулканов. Основные формы рельефа. Полезные ископаемые.

Климат. Внутренние воды. Факторы, формирующие климат материка. Климатические пояса. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения. Внутренние воды, их распределение. Реки. Территории внутреннего стока. Озера. Современное оледенение. Многолетняя мерзлота.

Природные зоны. Народы и страны Евразии. Расположение и характеристика природных зон. Высотные пояса в Гималаях и Альпах. Народы Евразии. Страны.

Страны Северной Европы. Состав региона. Природа. На-селение. Хозяйство. Комплексная характеристика стран региона.

Страны Западной Европы. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство, объекты всемирного наследия Великобритании, Франции и Германии.

Страны Восточной Европы. Общая характеристика региона. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия. Румыния и страны Балканского полуострова. Страны Балтии. Белоруссия. Украина. Молдавия.

Страны Южной Европы. Италия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Италии. Памятники всемирного наследия региона.

Страны Юго-Западной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Армении, Грузии и Азербайджана.

Страны Центральной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Монголии.

Страны Восточной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство, памятники всемирного наследия Китая и Японии.

Страны Южной Азии. Индия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индии.

Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индонезии.

Практические работы. 19. Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам. 20. Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном. 21. Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии. 22. Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам.

23. Составление описания географического положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте.

24. Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов;

показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках (горы, возвышенности, реки, озера и т. д.) и в океанах (моря, заливы, проливы, острова, полуострова);

описывать отдельные природные комплексы с использованием карт;

показывать наиболее крупные государства на материках;

уметь давать описания природы и основных занятий населения, используя карты атласа;

приводить примеры воздействия и изменений природы на материках под влиянием деятельности человека.

Географическая оболочка — наш дом (2 ч)

Закономерности географической оболочки. Закономерности географической оболочки: целостность, ритмичность, зональность.

Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Воздействие человека на природу. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране. Практические работы. 25. Моделирование на контурной карте размещения основных видов природных богатств материков и океанов. 26. Составление описания местности; выявление ее геоэкологических проблем и путей сохранения и улучшения качества окружающей среды; наличие памятников природы и культуры.

Информационно-образовательный ресурс

  • Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса

  • ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО»

  • Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей МКОУ «Вяткинская СОШ», утверждено приказом № 29а от 25.05.2016г.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Рабочие программы. География 5-9 классы/ сост. С.В. Курчина. – М.: Дрофа, 2012

Учебник. География материков и океанов 7 класс В.А. Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. – М.: Дрофа, 2017

Методическое пособие. География. В.А. Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. – М.: Дрофа, 2017


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Ноутбук

Принтер

Экран

Мультимедийный проектор


Урочно-тематическое планирование по географии

7 класс

п/п

Название тем

Кол-во часов

Характеристика видов деятельности обучающихся

Введение – 2 часа


1

Что изучают в курсе географии материков и океанов? Как люди открывали и изучали Землю

1

Умение показывать по карте материки и части света. Выделение основных эпох в истории географических открытий.

2

Источники географической информации. Карта – особый источник географических знаний.
П. Р. №1. "Группировка карт учебника и атласа по разным признакам"

1

Характеристика важнейших научных открытий, источников географической информации. Группировка карт учебника и атласа по содержанию и масштабу

Главные особенности природы Земли – 9 часов

Литосфера и рельеф Земли – 2 часа


3

Происхождение материков и океанов

1

Сопоставление строения материковой и океанической коры, физичес-кой карты с картой строения земной коры. Анализ карты литосферных плит, установление границ столкновения и расхождения плит. Анализ карты строения земной коры, влияние закономерности в распределение поясов землетрясений и вулканизма на Земле.

4

Рельеф Земли
П.Р.№2 " Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. Описание по карте рельефа одного из материков. Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору)"

1

Объяснение зависимости между строением земной коры и размещением крупных форм рельефа суши и дна океана. Описание по карте рельефа одного из материков

Атмосфера и климаты Земли – 2 часа

5

Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы

1

Установление по картам зависимости между климатическими показателями и климатообразующими факторами; между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются; закономерностей в проявлении широтной и высотной поясности; характерных черт промышленного и сельскохозяйственного ландшафта по их изображению. Характеристика воздушных масс с разными свойствами; одного из климатических поясов; процесса обмена теплом и влагой между океаном, атмосферой и сушей; строения географической оболочки ; различных комплексов; особенностей размещения природных зон на материках и океанах

6

Климатические пояса Земли
П.Р.№ 3."Характеристика климата по климатическим картам"
П.Р.№ 4 "Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков; оценка климатических условий материка для жизни населения"

1

Объяснение размещения на Земле климатических поясов; взаимодействия ее компонентов; ее основных свойств. Выявление причин выделения климатических областей в пределах поясов; особенностей распространения жизни в океане; Оценка роли климата в жизни людей

Гидросфера. Мировой океан-главная часть гидросферы – 2 часа

7

Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений

1

Объяснение роли Мирового океана в жизни Земли. Доказательство зональности в распределении водных масс. Работа с картой: обозначение круговых движений поверхностных вод; выявление их роли в формировании природы суши.

8

Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей

1

Выявление особенностей распространения жизни в океане. Характеристика процесса обмена теплом и влагой между океаном, атмосферой и сушей.

Географическая оболочка – 3 часа

9

Строение и свойства географической оболочки

1

Характеристика строения географической оболочки. Объяснение взаимодействия её компонентов; её основных свойств.

10

Природные комплексы суши и океана

1

Сравнение территориальных и аквальных комплексов. Характеристика различных комплексов.

11

Природная зональность
П.Р.№ 5. "Анализ карт антропогенных ландшафтов. Выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов"

1

Выявление связи между природными компонентами зоны. Анализ карты природных зон. Характеристика особенностей размещения природных зон на материках и в океанах. Установление по картам и схемам закономерностей в проявлении широтной зональности и высотной поясности.

Население Земли- 3 часа



12

Численность населения Земли. Размещение населения
П.Р.№ 6 "Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира"

1

Анализ изменения численности населения мира; карты народов мира: изучение территорий проживания народов, относящихся к одним язы-ковым семьям карты религий мира; выявление географии мировых и национальных религий. Определение и сравнение численности насе-ления материков и стран мира. Работа с тематическими картами: опре-деление рождаемости, смертности, естественного прироста, плотности населения.

13

Народы и религии мира
П.Р.№ 7 "Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов"

1

Анализ карты народов мира: изучение территорий проживания народов, относящихся к одним языковым семьям. Анализ карты религий мира; выявление географии мировых и национальных религий.

14

Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население

1

Характеристика разных видов хозяйственной деятельности, выделение основных видов. Выявление по статистическим таблицам стран- лидеров в промышленности и сельском хозяйстве. Описание характерных черт промышленного и сельскохозяйственного ландшафта по их изображению. Выявление таких ландшафтов своей местности .Сравнение образа жизни горожан и жителя сельской местности. Умение различать города по их функциям.

Океаны и материки – 50 часов

Океаны- 2 часа




15

Тихий океан. Индийский океан

1

Определение по картам географического положения океанов, их глубины, крупнейших поверхностных течений; материков и объяснение его влияния на природу. Выявление характера хозяйственного исполь-зования океанов и его влияния на сохранение их природы. Сравнение океанов

16

Атлантический океан. Северный Ледовитый океан
П.Р.№ 8. "Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой рекреационной и других функций одного из океанов (по выбору). П.Р.№ 9 "Описание по картам и другим источникам информации особенностей географического положения, природы и населения одного из крупных островов"

1

Определение по картам географического положения океанов, их глубины, крупнейших поверхностных течений; материков и объяснение его влияния на природу. Выявление характера хозяйственного исполь-зования океанов и его влияния на сохранение их природы. Сравнение океанов.

Южные материки- 1 час



17

Общие особенности природы южных материков.

1

Сравнение географического положения южных материков. Выявление общих особенностей в

компонентах природы. Сравнение материков

по выраженности в их природе широтной зональности и высотной поясности

Африка- 10 часов



18

Географическое положение. Исследование Африки

1

Определение географического положения материка и объяснение его влияния на природу. Оценка результатов исследований

Африки зарубежными и русскими путешественниками и исследователями

19

Рельеф и полезные ископаемые

1

Объяснение преобладания в рельефе материка высоких равнин. Характеристика размещения месторождений полезных ископаемых. Оценка богатства материка полезными ископаемыми. Описание рельефа какой-либо территории материка

20

Климат. Внутренние воды

1

Объяснение влияния климатообразующих факторов на климат материка. Характеристика климата какой-либо территории материка,

анализ климатограмм. Выявление зависимости рек от рельефа и климата. Характеристика одной из рек материка по плану

21

Природные зоны

1

Характеристика природных зон материка.

Выявление изменений природных зон под влиянием хозяйственной деятельности людей

22

Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки

1

Работа с текстом учебника и дополнительными источниками информации. Объяснение изменений, которые произошли в природе

Африки под влиянием хозяйственной деятельности человека. Характеристика стихийных бедствий, происходящих на материке. Работа с картой: анализ заповедников и национальных парков, их

расположения в различных природных зонах.

Анализ экологической карты материка

23

Население

1

Работа с текстом учебника и статистическими материалами. Характеристика изменения численности населения во времени и факторов, влияющих на этот показатель. Анализ карты плотности населения. Определение по карте атласа наиболее крупных этносов, по статистическим показателям ‒ соотношения городского и сельского населения. Анализ политической карты: выявление больших и малых стран, историко-культурных регионов Африки

24

Страны Северной Африки. Алжир

1

Характеристика географического положения региона и стран, расположенных в его пределах. Выявление особенностей природы, природных богатств, этнического и религиозного состава населения и его хозяйственной деятельности. Анализ карты хозяйственной деятельности населения. Характеристика одной из стран региона (по выбору)

25

Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия.
П.Р.№ 10 " Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки"

1

Характеристика географического положения региона и стран, расположенных в его пределах. Выявление особенностей природы, природных богатств, этнического состава населения и его хозяйственной деятельности. Подготовка и обсуждение презентации об одной из стран региона

26

Страны Восточной Африки. Эфиопия.

1

Характеристика географического положения региона и стран, расположенных в его пределах. Выявление особенностей природы и природных богатств региона. Характеристика одной из стран региона. Подготовка и обсуждение презентации о заповедниках и

национальных парках, о странах, о памятниках природного и культурного наследия региона

27

Страны Южной Африки. ЮАР
П.Р.№ 11 "Определение по картам основных видов хозяйственной деятельности населения стран Южной Африки" П.Р. № 12 "Оценка географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Африки"

1

Характеристика географического положения региона и стран, расположенных в его пределах. Выявление особенностей природы, природных богатств и этнического состава населения и основные виды его хозяйственной деятельности. Характеристика одной из стран региона. Анализ экологической карты

Австралия и Океания -5 часов



28

Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые

1

Объяснение причин выровненного рельефа материка. Установление закономерностей размещения месторождений полезных ископаемых на материке. Сравнение географического положения и рельефа

Австралии и Африки

29

Климат Австралии. Внутренние воды

1

Объяснение причин сухости климата на большей территории, бедности поверхностными водами. Анализ климатограмм. Описание одной из рек материка

30

Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира

1

Объяснение причин эндемичности органического мира, особенностей размещения природных зон в сравнении с Африкой

31

Австралийский Союз
П.Р.№13 "Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору)"

1

Описание населения (численности, размещения по территории, этнического состава, соотношения городского и сельского населения). Анализ карты хозяйственной деятельности людей. Оценка степени изменения природы человеком

32

Океания. Природа, население и страны

1

Характеристика географического положения Океании, крупных островов и архипелагов. Объяснение причин своеобразия, уникальности природы Океании. Описание одного из островов. Обозначение на карте наиболее значимых стран Океании

Южная Америка – 7 часов



33

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка

1

Сравнение географического положения Южной Америки, Африки и Австралии.

Формулирование выводов о природе материка на основе оценки его географического положения

34

Рельеф и полезные ископаемые

1

Объяснение причин контрастов в строении рельефа Южной Америки. Работа с картами атласа. Выявление закономерностей в размещении крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Сравнение рельефа Южной Америки и Африки, формулирование вывода по результатам сравнения

35

Климат. Внутренние воды

1

Объяснение причин преобладания влажных типов климата, богатства материка поверхностными водами. Работа с картами

атласа. Сравнение климата и внутренних вод Южной Америки и Африки. Оценка климата и внутренних вод материка для жизни населения

36

Природные зоны

1

Выявление зависимости размещения природных зон от климата. Определение своеобразия каждой из природных зон материка. Сравнение природных зон Южной Америки и Африки. Умение приводить примеры изменения природы материка человеком

37

Население

1

Анализ карт и статистических показателей; описание плотности населения, особенностей его размещения на материке. Группировка

стран материка по различным признакам


38

Страны востока материка. Бразилия
П.Р.№ 14 "Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии или Аргентины"

1

Характеристика географического страны. Описания населения страны. Анализ карты хозяйственной деятельности населения. Анализ экологической карты. Подготовка и обсуждение презентации о стране.

39

Страны Анд. Перу
П.Р.№15 " Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран"

1

Выявление по картам атласа и тексту учебника особенностей природы и природных богатств страны. Описание этнического состава населения и его хозяйственной деятельности. Характеристика памятников Всемирного наследия на территории Андских стран.


Антарктида- 1 час



40

Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды.
П.Р.№ 16 "Определение целей изучения южной полярной области Земли. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем"

1

Объяснение особенностей природы материка и его влияния на природу всей Земли. Анализ климатограмм. Описание климата внутренних и прибрежных районов материка Оценка природных ресурсов Антарктиды. Объяснение международного статуса материка. Подготовка и обсуждение презентации о материке

Северные материки – 1 час


41

Общие особенности природы северных материков.

1

Работа с картами атласа. Сравнение материков.

Выявление общих особенностей в географическом положении и компонентах природы северных материков

Северная Америка – 7 часов



42

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка

1

Работа с картами атласа. Характеристика географического положения материка и его влияния на природу. Подготовка сообщения о

зарубежном или русском путешественнике и исследователе Северной Америки с использованием дополнительных источников

информации

43

Рельеф и полезные ископаемые

1

Объяснение размещения крупных форм рельефа на материке. Характеристика крупных форм рельефа. Выявление закономерности в размещении крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

44

Климат. Внутренние воды

1

Анализ климатической карты, климатограмм и карты климатических поясов. Характеристика климата отдельных территорий, сравнение их и объяснение причин сходства и различий. Объяснение зависимости рек от рельефа и климата

45

Природные зоны. Население

1

Объяснение причин особого размещения природных зон. Описание отдельных зон. Оценка степени изменения природы материка.

Выявление по карте расположения заповедников и национальных парков

46

Канада

1

Описание и оценка географического положения Канады. Характеристика ее природы и природных богатств. Выявление

особенностей состава и размещения населения, основных видов его хозяйственной деятельности. Оценка степени изменения

природы страны

47

Соединенные Штаты Америки

1

Характеристика географического положения страны, оценка его влияния на жизнь населения и развитие хозяйства.

Доказательство разнообразия и богатства природы страны. Анализ карты хозяйственной деятельности населения: определение

размещения отраслей хозяйства и крупных

городов. Анализ экологической карты: оценка степени изменения природы страны. Подготовка и обсуждение презентации о стране

48

Средняя Америка. Мексика
П.Р.№ 17 "Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США, Мексики"
П.Р. №18 "Выявление особенностей размещения населения, а также географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады, США и Мексики"

1

Выделение общих черт материальной и духовной культуры населения Латинской Америки. Выявление основных отраслей хозяйства страны. Описание по картам атласа

и тексту учебника Мексики и еще одной из

стран Средней Америки

Евразия -16 часов



49

Географическое положение. Исследования Центральной Азии

1

Сравнение географического положения Евразии и Северной Америки.

Формулирование предварительных выводов о природе материка на основе анализа его географического положения. Оценка вклада русских исследователей в изучение Центральной Азии

50

Особенности рельефа, его развитие

1

Объяснение причин контрастов в строении рельефа материка. Выявление закономерностей в размещении равнин,

горных складчатых областей и месторождений полезных ископаемых. Описание по карте крупных форм рельефа. Моделирование на контурной карте форм рельефа и

месторождений полезных ископаемых. Оценка богатства материка минеральными ресурсами

51

Климат. Внутренние воды

1

Объяснение влияния климатообразующих факторов на климат материка. Описание климата поясов и областей. Сравнение климата

Северной Америки и Евразии. Анализ климатограмм. Оценка климата Евразии для жизни и хозяйственной деятельности

населения. Моделирование на контурной карте размещения внутренних вод материка.

Описание реки по плану. Установление связи между режимом рек и климатом. Сравнение рек Евразии

52

Природные зоны. Народы и страны Евразии
П.Р.№ 19 "Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам"

1

Объяснение связи между компонентами природы и особенностями

расположения природных зон на материке. Характеристика природных

зон. Сравнение природных зон Северной Америки и Евразии. Оценка

степени изменения природных зон человеком.

53

Страны Северной Европы
П.Р.№ 20 "Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном"

1

Анализ численности населения региона и его размещения. Анализ политической карты, группировка стран по различным признакам. Описание стран, их сравнение

54

Страны Западной Европы. Великобритания

1

Объяснение влияния географического положения на хозяйственную деятельность населения. Комплексная характеристика страны по картам и тексту учебника. Определение особенностей материальной и духовной культуры населения страны, его вклад в развитие мировой цивилизации

55

Франция. Германия
П.Р.№ 21 "Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии"

1

Сравнение географического положения Франции и Германии, их природных ресурсов, состава населения и его размещения,

хозяйства. Установление причин сходства и различия стран. Подготовка и обсуждение презентации о стране

56

Страны Восточной Европы

1

Выявление влияния географического положения стран на развитие их хозяйства. Установление связи между природными ресурсами и развитием отраслей хозяйства стран. Определение особенностей

материальной и духовной культуры населения каждой из стран. Оценка вклада населения стран в развитие мировой цивилизации

57

Страны Восточной Европы (продолжение)

1

Характеристика географического положения стран. Описание стран, их краткая комплексная характеристика

58

Страны Южной Европы. Италия

1

Работа с контурной картой: обозначение наиболее важных географических объектов региона и Италии. Объяснение особенностей природы и природных богатств Италии, ее населения и видов хозяйственной деятельности. Оценка вклада населения страны

в развитие мировой цивилизации

59

Страны Юго-Западной Азии П.Р.№ 22 "Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам"

1

Объяснение историко-культурных особенностей стран региона. Характеристика их географического положения. Выявление своеобразия природы стран, главных природных богатств и особенностей их размещения. Характеристика этнического и

религиозного состава населения стран. Работа с картой: определение видов хозяйственной деятельности населения. Подготовка и обсуждение презентации об одной из стран

60

Страны Центральной Азии

1

Объяснение влияния географического положения стран региона на своеобразие их природы. Определение основных природных богатств стран и связанных с ними видов хозяйственной деятельности. Выявление особенностей размещения населения, географического положения крупных городов. Комплексная характеристика стран по картам. Подготовка и обсуждение презентации об одной из стран региона

61

Страны Восточной Азии. Китай
П.Р.№ 23 "Составление описания географического положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте"

1

Объяснение особенностей географического положения Китая, оценка его влияния на развитие хозяйства страны. Характеристика

компонентов природы и природных богатств Китая. Оценка степени антропогенного изменения природы на востоке и западе страны. Характеристика населения страны. Работа с картой: установление и объяснение развития различных видов хозяйственной деятельности населения. Оценка вклада Китая в развитие мировой цивилизации

62

Япония

1

Характеристика географического положения Японии. Определение своеобразия природы и природных богатств. Объяснение роли моря в

жизни населения. Характеристика населения, основных видов его хозяйственной деятельности. Подготовка и обсуждение презентации о Японии

63

Страны Южной Азии. Индия
П.Р.№ 24 "Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии"

1

Объяснение историко-культурных особенностей региона. Характеристика географического положения Индии. Выявление своеобразия природы отдельных частей страны. Установление главных природных богатств и их размещения.

Характеристика этнического и религиозного состава населения. Работа с картой: определение основных видов хозяйственной деятельности. Подготовка и обсуждение презентации об Индии

64

Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия

1

Работа с контурной картой: обозначение важных географических объектов региона, крупных островов и архипелагов.

Характеристика Индонезии: особенностей ее природы и природных богатств, населения и видов его хозяйственной деятельности

Географическая оболочка- наш дом 2 часа



65

Закономерности географической оболочки

1

Характеристика основных свойств географической оболочки

66

Взаимодействие природы и общества
П.Р.№ 25 "Моделирование на контурной карте размещения основных видов природных богатств материков и океанов". П.Р.№ 26 " Составление описания местности: выявление ее геоэкологических проблем, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды: наличие памятников природы и культуры"

1

Характеристика основных видов природных богатств, объяснение их использования человеком в различных видах хозяйственной деятельности. Умение приводить примеры

влияния природы на жизнь людей. Оценивание состояния природы территорий материков, их крупных регионов, отдельных стран.

Доказательство необходимости охраны природы

67

Повторение и обобщение по курсу: "География материков и океанов"

1


68

Заключительный урок по курсу: "География материков и океанов"

1

Подводят итоги учебной работы за год.

Проводят диагностику результатов обучения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!