Пояснительная записка
к рабочей программе по географии
7 б, в,г классов
Курс географии материков и океанов - второй по счету школьный курс географии. Данная рабочая программа составлена по Программе для общеобразовательных учреждений по географии 6-11 кл.- М.: Дрофа, 2002. (Авт. И.В.Душина).
В содержании курса увеличен объем страноведческих знаний и снижена роль общеземлеведческих.
Основная цель курса - раскрыть закономерности землеведческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды.
Другая важная цель курса - создать у учащихся целостное представление о Земле, как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода познания нашей планеты.
Задачи курса географии:
Образовательно-коррекционные:
— усвоение знаний о географическом положении материков на физической карте, умение сопоставлять расположение географических объектов на карте полушарий.
— усвоение названия материков, океанов, государств, знакомство с их природными условиями, климатом, населением, промышленностью.
Воспитательно-коррекционные:1. Воспитание бережного отношения к природе, растениям, животным.2. Воспитание умения видеть красивое в природе, в человеке.3. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.4. Воспитание таких человеческих качеств, как честность, доброта, сострадание, отзывчивость, настойчивость и т.д.
Коррекционно — развивающие:1. Развитие и коррекция познавательной деятельности учащихся на уроках географии.2. Развитие и коррекция всех видов памяти.3. Коррекция и развитие мышления.4. Развитие и коррекция речи и
эмоционально-волевой сферы. На уроках географии используются такие формы организационной работы как урок в классе, экскурсия (наблюдения в природе, на пришкольном участке), выполнение практических работ.
Средства обучения, используемые на уроке: наглядные, ТСО, дополнительные пособия, изготовленные учителем. Из наглядных средств используются натуральные объекты (гербарии, образцы культурных и дикорастущих растений, коллекции полезных ископаемых, модели, муляжи), учебные картины, таблицы, атласы, фотографии, звукозаписи, раздаточный материал. Дополнительные пособия – карточки для проверки знаний, карточки-загадки с изображением объектов и явлений природы.
Методы и приемы, используемые в ходе обучения: наблюдения, работа с натуральными наглядными пособиями, беседа, работа с учебником, с картами, с изобразительными наглядными пособиями, таблицами, практические задания в контурных картах. Наблюдения – один из основных методов. В ходе изучения курса географии учащиеся наблюдают за погодой и ведут дневники наблюдений, за растениями и животными, трудом людей.
Итак, изучение курса “География” в 7кл. является необходимой частью общекультурного развития учащихся.
Термины и понятия: биосфера, этнос, высотная поясность, заповедники, земная кора: материковая, океаническая, изотермы, карст, крики, морена, платформа, сейсмические пояса резервация, парниковый эффект и др.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов
Учебно-тематический план
по курсу
«ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ»
68 ЧАСОВ
№ |
НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ | КОЛ-ВО час |
ДОМИНИРУЮЩИЕ ЦЕЛИ РАЗДЕЛА |
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ |
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ |
1 | 1. Введение. Что и с какой целью изучают в курсе «География материков и океанов». | 3 | Познакомиться со значением географии материков и океанов. Сформировать представление о делении карт на группы. | Части света, континенты, закономерности | беседа |
2 | 2. Как люди открывали и изучали Землю. | | Основные этапы накопления знаний о Земле | Творческие работы |
3 | 3. Карты материков и океанов. | | Карты материков и океанов. Роль карты | Фронтальный опрос |
4 | I. главные особенности природы земли. 1. Литосфера и рельеф Земли.1.1 Происхождение материков и океанов. | 13 | Сформировать представление об океанической и материковой земной коре, познакомить учащихся с теорией литосферных плит. | Плиты литосферы, платформа, строение земной коры, крупные формы рельефа Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. | Объяснение нового материала, работа с учебником |
5 | 1.2 Рельеф Земли. Удмуртия. | | | Выступы материков, ложе океана | атлас |
6 | 2. Атмосфера и климаты Земли. 2.1 Роль атмосферы в жизни Земли. | 4 | Показать зависимость температуры воздуха и поясов атмосферного давления от географической широты. Познакомить учащихся с климатической картой. | Озоновый слой, озоновые дыры, парниковый эффект | Работа по рядам |
7 | 2.2 Распределение температуры и осадков на Земле. | | Изотермы, атмосферное давление, восходящее и нисходящее движение воздуха | атлас |
8 | 2.3 Климатические пояса Земли. Удмуртия. | | Воздушные массы. Климатические пояса Земли | Конт.карта |
9 | 2.4 Зависимость климата от близости океанов. | | Климатообразующие факторы | Работа по рядам |
10 | 3. Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы.3.1 Воды Мирового океана. | 2 | Формировать представления о Мировом океане, вспомнить важнейшие свойства вод, изучить особенности распределения температур и солености поверхности океана. | Происхождение вод Мирового океана, свойства вод, соленость, промилле. Особенности природы океанов: строение рельефа дна; проявление зональности. | Работа по атласу |
11 | 3.2 Схема поверхностных течений. Жизнь в океане. | | Водные массы, льды в океане, айсберги, течения постоянные. Временные, периодические. Проявление зональности, система течений. Органический мир, освоение и хозяйственное использование океана человеком. | Построение ОК |
12 | 4. Географическая оболочка.4.1 Строение и свойства географической оболочки. | 5 | Энергия Солнца и внутренняя энергия Земли, биологический круговорот, круговорот воды. В.И. Вернадский | Работа в микрогруппах |
13 | 4.2 ПК суши и океана. ПК Удмуртии. | | Природные комплексы, антропогенные комплексы | Сам/работа |
14 | 4.3 Природная зональность. Природная зона Удмуртии. | | Широтная и высотная зональность | Работа в парах |
15 | 4.4 Освоение Земли человеком. Страны мира. Заселение и освоение Удмуртии. | | Расселение человека по материкам | Творческая работа |
16 | 4.5.Обобщающий урок по теме «Географическая оболочка». | | Основные виды хозяйственной деятельности людей | Самост. работа |
17 | II. океаны и материки. 1. Африка.1.1 Африка. ГП. | 12 | Познакомить с ГП Африки, научить давать характеристику ФГП материка. | Географическое положение и исследование Африки русскими путешественниками и учеными. Основные черты природы Африки. | Конт.карта |
18 | 1.2 Исследование Африки. | | Исследование Африки зарубежными путешественниками | конспект |
19 | 1.3 Рельеф и полезные ископаемые. | | Горы и вулканы, великие Восточно-Африканские разломы | Работа с учебником |
20 | 1.4 Климат Африки. Удмуртия. | | Жаркий пояс | Атлас |
21 | 1.5 Климатические пояса Африки. | | Экваториальный, тропический | Сам/работа |
22 | 1.6 Внутренние воды Африки. | | Реки и озера | Работа в парах |
23 | 1.7 Природные зоны Африки. | | Экв. леса. Саванны, троп. пустыни | Творческая работа |
24 | 1.8 Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки. | | Стихийные бедствия. Заповедники и национальные парки | сообщения |
25 | 1.9 Население и страны Африки. | | Африка- прародина человека. Пигмеи, эфиопы, малагасийцы. Многообразие стран, их основные типы. | Работа по учебнику |
26 | 1.10 Страны Северной, Западной и Центральной Африки. | | Алжир, Чад, Нигерия. Столицы и крупные города. | Составление таблицы |
27 | 1.11 Страны Восточной и Южной Африки. ПР №6 | | Эфиопия, ЮАР | Практ. работа |
28 | 1.12 Заключительный урок по теме «Африка». | | Влияние хозяйственной деятельности человека на природу Африки. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы. | Зачет по терминам, номенклатура |
29 | 2. Австралия и Океания. 2.1 ГП. История открытия. | 7 | Познакомить учащихся с историей открытия и исследования Австралии. Раскрыть особенности природы Океании. | А. Тасман, Д. Кук | Доклады |
30 | 2.2 Рельеф и полезные ископаемые Австралии. | | Богатство основными полезными ископаемыми | ОК (опорный конспект) |
31 | 2.3 Климат, внутренние воды. | | Сухой тропический климат | Зачет по карте |
32 | 2.4 Природные зоны и своеобразие органического мира Австралии. | | Своеобразие органического мира Австралии. | Сам/работа |
33 | 2.5 Австралийский Союз. | | Население и хозяйство страны | Творческая работа |
34 | 2.6 Океания. | | Природа, население и страны | Работа в тетради |
35 | 2.7 Обобщение по теме «Австралия и Океания». | | Изменение природы человеком | тест |
36 | 3. Океаны. 3.1 Тихий океан. | 3 | Познакомить с особенностями рельефа дна и взаимодействием Тихого океана с атмосферой. Познакомить с природой Атлантического океана. Изучить особенности Индийского океана и его хозяйственным использованием. | Географическое положение океанов | Работа в микрогруп-пах, ОК (опорный конспект) |
37 | 3.2 Атлантический океан. | | Рельеф дна, особенности строения дна океана | Творческие проекты |
38 | 3.3 Индийский и Северный Ледовитый океаны. | | Лоция океана (дно, навигация).История исследования океана, особенности природы, основные виды хозяйственной деятельности | Индивидуальная работа в тетрадях, лоция океанов |
39 | 4. Антарктида. 4.1 ГП, открытие и исследование Антарктиды. | 3 | Сформировать знания о природе Антарктиды и ФГП данного материка | Открытие, первые исследователи. Современные исследования материка | рассказ |
40 | 4.2 Природа Антарктиды. Человек в Антарктиде. | | Ледниковый покров, подледный рельеф | Работа с конт картой |
41 | 4.3 Обобщение по теме «Антарктида» | | Значение современных исследований Антарктики | Творческие работы |
42 | 5. Америка. 5.1 Северная и Южная Америка. ГП, исследования. | 10 | История открытия Америк. Сформировать представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых. Разобрать особенности климата. | Общие особенности природы. Основные черты природы Америки. | Сам/работа |
43 | 5.2 Рельеф и полезные ископаемые Америки. | | Черты рельефа, древнее оледенение | опрос |
44 | 5.3 Климат Южной Америки. | | Климат Южной Америки. | Зачет по карте |
45 | 5.4 Климат Северной Америки. | | Климат Северной Америки. | Работа с учебником |
46 | 5.5 Внутренние воды Южной Америки. | | Внутренние воды Южной Америки | Пересказ по группам |
47 | 5.6 Внутренние воды Северной Америки. | | Внутренние воды Северной Америки | Опрос по карте |
48 | 5.7 Природные зоны Северной и Южной Америки. | | Природные зоны Северной и Южной Америки. | Работа в парах |
49 | 5.8 Население и страны Южной Америки. | | Бразилия, Перу. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города | Зачет по карте |
50 | 5.9 Население и страны Северной Америки. | | Канада, США. Столицы и крупные города. Многообразие стран, их основные типы. | |
51 | 5.10 Обобщающий урок по теме «Америка». | | Влияние хозяйственной деятельности человека на природу Африки. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы. | викторина |
52 | 6. Евразия. 6.1 ГП Евразии. Удмуртия. ПР№1. | 14 | Рассмотреть особенности ФГП материка, учить сравнивать ГП материков. Рассмотреть этапы развития человечества на Земле | Евразия- материк, на котором мы живем, это величайший материк земного шара. Очертания берегов | Пр.раб. |
53 | 6.2 Исследование Евразии. | | Исследования Центральной Азии | сообщения |
54 | 6.3 Рельеф и полезные ископаемые. ПР №2. | | Области землетрясений и вулканов | Пр.раб. |
55 | 6.4 Климат Евразии. ПР №3. | | Климатические пояса | Пр.раб. |
56 | 6.5 Внутренние воды Евразии. ПР №4. | | Распределение внутренних вод, территория внутреннего стока | Пр.раб. |
57 | 6.6 Природные зоны Евразии. ПР №5. | | ПЗ арктического, умеренного поясов. Высотные пояса в Гималаях и Альпах | Пр.раб. |
58 | 6.7 Страны и население Евразии. Удмуртия. | | Швеция, Норвегия, Финляндия. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города | Фронтальный опрос |
59 | 6.8 Страны Северной и Западной Европы. | | Великобритания, Франция, Германия. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города | тест |
60 | 6.9 Страны Восточной и Южной Европы. | | Румыния, Болгария, Албания, Италия. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города | Устный опрос |
61 | 6.10 Страны Юго-Западной и Центральной Азии. | | Монголия, Китай. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города | План- конспект |
62 | 6.11 Страны Восточной Азии. | | Япония | Зачет по карте |
63 | 6.12 Страны Южной и Юго-Восточной Азии. | | Индия, Индонезия. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города | |
64 | 6.13 Обобщающий урок по теме «Евразия». | | Влияние человека на природу | Провер.работа |
65 | 6.14 Годовая контрольная работа. | | | Контрольная работа |
66 | III. Географическая оболочка – наш дом. 1. ГО – наш дом. Закономерности ГО. Глобальные проблемы человечества | 3 | Продолжить формирование представлений о связи компонентов природы. | Географическая оболочка – наш дом. Закономерности ГО | конспект |
67 | 2. Взаимодействия природы и человека. Связь между природными компонентами на примере Удмуртии. | | | Взаимодействия природы и человека. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. | Творческий проект |
68 | 3. Итоговое тестирование по курсу «География материков и океанов». | | Закрепление знаний по политической карте мира и отдельных материков | | Итоговый тест |
Контроль знаний и умений
Устный опрос, составление графиков и таблиц, работа с текстовым материалом, с географической и контурной картами, со статистическими данными, индивидуальные задания проверочные самостоятельные, контрольные работы. Работа в группах и в парах, блиц-опросы, тесты, географические диктанты.
Атлас география 7 класс - М.: Дрофа, 2014.
Контурные карты.- М.: Дрофа, 2014.
Летягин А.А. Тесты. География 6-10 кл.-М.: Астрель, 2001.
Н.Н. Петрова тесты по географии 6-10 кл.: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2001.
Климанов В.В. География в цифрах. 6-10 кл.: Справочное пособие.–М.:Дрофа,2002.
Пятунин В.Г., Симагин Ю.А. Тестовые задания по географии: 6-10кл.-М. Просвещение, 1999.
Основные требования к знаниям и умениям.
1. Называть и показывать:
все объекты, упоминающиеся в учебнике;
состав географической оболочки;
отличия материковой коры от океанической, крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области;
климатообразующие факторы, основные типы воздушных масс, пассаты, муссоны, западные ветры;
предполагаемые пути расселения человека по материкам, крупнейшие народы Земли, крупнейшие страны, виды хозяйственной деятельности людей;
имена путешественников, крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатические пояса, важнейшие реки и озера, размещение на материке природных зон;
районы повышенной плотности размещения населения.
2. Определять:
географическое положение материка (океана), координаты крайних точек;
географическое положение страны и ее столицы, особенности природы отдельных стран, их природные богатства, состав населения, степень благоприятности природных условий для жизни людей в стране;
по климатическим картам распределение на поверхности Земли температур и осадков.
3. Описывать:
по схемам круговороты вещества, строение природного комплекса;
особенности ГП материка, крупных форм рельефа, реку, климат отдельных территорий, природную зону, смену высотных поясов.
4. Объяснять:
существенные признаки понятий «платформа», «рельеф», «ГО», «ПК», «ПЗ»;
причины зональности, целостности, ритмичности процессов в ГО;
значение природных богатств для человека, их использование и охрану;
роль океана в жизни Земли, свойства вод, образование течений, различие водных масс океана;
особенности рельефа дна океана, его влияние на природу суши;
причины опасных природных явлений.
5. Пргнозировать:
тенденции изменения климата, питания и режима рек, подземных вод, почвенного покрова, растительного и животного мира под воздействием хозяйственной деятельности человека;
тенденции в изменении природы Земли при условии таяния ледникового покрова Антарктики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: книга для учащихся. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии 7 кл.-М: Просвещение 1995.
География в таблицах. 6-8кл.: справочное пособие (авт.- сост. В.В.Климанов, О.А.Климанова). М.: Дрофа, 2010.
География в цифрах.6-10 кла.: Справочное пособие. Авт.-сост. В.В.Климанов, О.А.Климанова. ). М.: Дрофа, 2002
География материков и океанов. 7кл. Атлас.-М.: Дрофа, 2014.
Географический атлас Удмуртской республики. Изд. "ДИК", 2010.
Душина В.И. Школьный практикум. География материков и океанов.7кл.-М.: Дрофа, 2000.
Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. География: Наш дом-Земля. Материки, океаны, народы и страны. 7кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2001.
Контурные карты. География материков и океанов.7кл.М.: Дрофа 2014.
Крылова О.В. Уроки географии.7кл. –М.: Просвещение, 1990.
Нестандартные уроки географии. 6-7 классы. сост. Н.Н.Перепечева. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.
Петрова Н.Н. тесты по географии 6-10кл.: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2001.
Пятунин В.Г., Симагин Ю.А. Тестовые задания по геграфии: 6-10кл.-М. Просвещение, 1999.
Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг: Практические занятия для учащихся.- М.: Новая школа, 1996.
Справочник школьника. География.-М., 2013.
Тесты.География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие/ А.А.Летягин.-М.: "изд АСТ" ., 2001.
1 вариант
1. если изображение местности имеет масштаб 1:25 000 000, то это:
1) план;
2) карта.
2. наиболее подробно территория изображена на карте масштаба:
1) 1:25 000;
2) 1:250 000;
3) 1: 25 000 000.
3. на рисунке изображен(а):
1) холм;
2) ровное место;
3) впадина.
4. к обломочным горным породам относятся:
1) гравий;
2) гравий и песок;
3) гравий, песок и известняк.
5. дополните:
На схеме рельефа дна Мирового океана буква А обозначает …
6. у равнинных рек по сравнению с горными скорость течения:
1) выше;
2) такая же;
3) ниже.
7. если река имеет ледниковое питание, то половодье наступает:
1) весной;
2) летом;
3) осенью.
8. летом при ясной погоде наименьшая температура воздуха наблюдается:
1) сразу после захода Солнца;
2) в полночь;
3) перед восходом Солнца.
9. самое низкое атмосферное давление отмечается в точке:
1) А
2) Б
3) В
10. на рисунке изображён ветер, дующий:
1) днем;
2) ночью;
3) зимой.
11. непосредственно из воздуха выпадают:
1) только роса;
2) роса и иней;
3) роса, иней и дождь.
12. 22 декабря лучи солнца падают под прямым углом:
1) на Северный тропик;
2) на экватор;
3) на Южный тропик.
13. в июле к солнцу повёрнуто:
1) Северное полушарие;
2) Южное полушарие.
14. верхняя граница биосферы располагается на уровне:
1) поверхности Мирового океана;
2) озонового экрана;
3) верхней границы тропосферы.
15. в азии в основном проживают представители расы:
1) негроидной;
2) монголоидной;
3) европеоидной.
16. к островным государствам относятся:
1) только Великобритания;
2) Великобритания и Германия;
3) Великобритания, Германия и Бразилия.
17. три океана омывают берега государств:
1) России;
2) России и Канады;
3 России, Канады и США.
2 вариант
1. если изображение местности имеет масштаб 1:2000, то это:
1) план;
2) карта.
2. наиболее подробно территория изображена на карте масштаба:
1) 1:50 000;
2) 1:500 000;
3) 1: 5 000 000.
3. на рисунке изображен(а):
1) холм;
2) ровное место;
3) впадина.
4. к горным породам осадочного происхождения относятся:
1) песок;
2) песок и гравий;
3) песок, гравий и известняк.
5. дополните:
На схеме рельефа дна Мирового океана буква А обозначает …
6. если река имеет широкую долину и извилистое русло, то по характеру течения это река:
1) равнинная;
2) горная.
7. если река имеет снеговое питание, то половодье наступает:
1) весной;
2) летом;
3) осенью.
8. летом при ясной погоде наивысшая температура воздуха наблюдается:
1) до полудня;
2) в полдень;
3) после полудня.
9. самое высокое атмосферное давление отмечается в точке:
1) А
2) Б
3) В
10. на рисунке изображён ветер, дующий:
1) ночью;
2) днем;
3) летом.
11. из облаков выпадают осадки:
1) только снег;
2) снег и дождь;
3) снег, дождь и роса.
12. 21 марта лучи солнца падают под прямым углом
1) на Северный тропик;
2) на экватор;
3) на Южный тропик.
13. в январе к солнцу повёрнуто:
1) Северное полушарие;
2) Южное полушарие.
14. нижняя граница биосферы располагается на уровне:
1) дна Мирового океана;
2) нижней границы земной коры;
3) верхней мантии.
15. в африке в основном проживают представители:
1) негроидной расы;
2) монголоидной расы;
3) европеоидной расы.
16. к островным государствам относятся:
1) только Япония;
2) Япония и Индия;
3) Япония, Индия и Китай.
17. два океана омывают берега государств:
1) Австралии;
2) Австралии и США;
3 Австралии, США и Канады.
Тест по географии в 7 классе по теме «Океаны»
1.Площадь какого океана составляет 178,6 млн.км2?
А) Атлантический; В) Северный Ледовитый;
Б) Тихий; Г) Индийский.
2.Какой океан омывает берега 4 материков?
А) Атлантический; В) Южный;
Б) Индийский; Г) Тихий.
3. В Атлантической океане находится течение:
А) Куросио; Б ) Гольфстрим;
В) Сомалийское.
4. В Тихом океане находится самая глубочайшая впадина на планете (11022м):
А) Зондский желоб; Б ) Гренландское море;
В) Марианский желоб.
5. -10С; -20С – это средняя температура в поверхностном слое:
А) Северного Ледовитого океана; Б ) Тихого океана;
В) Индийского океана.
6. Теплое Мозамбикское течение является частью:
А) Северного Ледовитого океана; Б ) Атлантического океана;
В) Индийского океана.
7. Какой океан не имеет связи с Северным Ледовитым океаном?
А) Тихий; Б ) Атлантический;
В) Индийский.
8. Про Тихий океан можно сказать:
А) Он самый глубокий, самый древний, имеет множество вулканов, огромный запас тепла;
Б Он протянулся от субарктических широт до Антарктиды, согласно теории литосферных плит – сравнительно молод;
В) самый мелководный, занимает пространство Северного полюса.
9. В бассейн какого океана входит самое соленое море мира (Красное море 42‰)?
А) Атлантический; Б ) Индийский;
В) Тихий.
10. Климат этого океана разнообразен, так как он лежит во всех климатических поясах:
А) Атлантический; Б ) Тихий;
В) Индийский.
11. Самая высокая степень загрязнения нефтепродуктами приходится на:
А) Тихий; Б) Индийский;
В) Атлантический.
12. В каком океане находится море «без берегов» (Саргассово)?
А) Тихий; Б) Индийский;
В) Атлантический.
13. Какие океаны соединяет Панамский канал? (выберите 2 океана)
А) Тихий; Б) Индийский;
В) Атлантический. Г) Северный Ледовитый.
14. К бассейну какого океана относится Средиземное море?
А) Тихий; Б) Индийский;
В) Атлантический. Г) Северный Ледовитый.
15. В каком океане находится аномальная зона, которая называется «Бермудский треугольник»?
А) Тихий; Б) Южный;
В) Атлантический. Г) Северный Ледовитый.
16. Какой океан омывает берега самого холодного континента на планете?
А) Тихий; Б) Южный;
В) Атлантический. Г) Северный Ледовитый.
17. Назовите самый малый по площади океан?
А) Тихий; Б) Индийский;
В) Атлантический. Г) Северный Ледовитый.
18. В каком океане находится остров Мадагаскар?
А) Тихий; Б) Индийский;
В) Атлантический. Г) Северный Ледовитый.
19. Какого океана первым из европейцев достиг Ф. Магеллан и дал ему название?
А) Тихий; Б) Индийский;
В) Атлантический. Г) Северный Ледовитый.
20. По какому океану совершал свое путешествие в Индию, а открыл Новый Свет Х. Колумб?
А) Тихий; Б) Индийский;
В) Атлантический. Г) Северный Ледовитый.
Ответы: 1.Б; 2.Г; 3.Б; 4.В; 5.А; 6.В; 7.В; 8.А; 9.А; 10.А; 11.Б; 12.В; 13.А,В; 14.В; 15.В; 16.Б; 17.Г; 18.Б; 19.А; 20.В.
Контрольная работа по географии 7 класс.
1.Какие типы земной коры располагаются под материками, под ложем океана, под дном океана в районе материкового шельфа?
2.Составьте описание географического положения Африки по типовому плану. ( 1) Положение по отношению к экватору (крайняя северная и крайняя южная точка материка), 2)По отношению к начальному меридиану (крайняя западная и крайняя восточная точка материка), 3) По отношению к океанам, 4) По отношению к другим материкам.)
3.В какой части Северной Америки располагается большинство озёр? Какое происхождение имеют их котловины?
4*.Почему в Европе земли, не используемые в хозяйстве, занимают меньше площади, чем в Азии?
Итоговая контрольная работа по географии 7 класс
1вариант.
Часть А.
1. В каком океане находится Марианский глубоководный желоб?
1) Индийском 2) Тихом 3) Атлантическом 4) Северном Ледовитом.
2.Какое из перечисленных морских течений действует в Тихом океане?
1) Гольфстрим 2) Бразильское 3) Гвинейское 4) Куросио.
3.Соболь- животное, обитающее в природной зоне:
1) степей 2) тайги 3) пустынь 4) тундры
4.Одним из основных современных видов хозяйственной деятельности человека в тундре является:
1) заготовка леса 2) добыча полезных ископаемых 3) разведение скота 4) выращивание зерна
5.Среди перечисленных бессточным озером является:
1) Байкал 2) Виктория 3) Чад 4) Онежское.
6. На каком из островов среднегодовое количество осадков максимально?
1) Исландия 2) Калимантан 3) Мадагаскар 4) Тасмания.
7.Месторождения каких полезных ископаемых приурочены к древним платформам?
1) нефти 2) железных руд 3) медных руд 4) полиметаллических руд
8.Кто из перечисленных путешественников внес большой вклад в открытие и изучение Африки?
1) И. Москвитин 2) Д. Кук 3) Д. Ливингстон 4) Ф. Магеллан
9. Умеренный морской климат характерен для:
1) острова Суматра 2) Пиренейского полуострова 3) о.Великобритания 4) п-ова Юкатан
10.Какая из перечисленных горных систем самая протяженная?
1) Кордильеры 2) Урал 3) Альпы 4) Аппалачи
11.На каком из полуостровов в течение года действуют муссоны?
1) Лабрадор 2) Аляска 3) Индокитай 4) Сомали
12. Для какой из перечисленных природных зон характерно наибольшее количество грызунов?
1) тайги 2) тундры и лесотундры 3) степи 4) полупустыни и пустыни
13.На какой из перечисленных рек встречается большое количество порогов?
1) Волга 2) Амазонка 3) Конго 4) Миссисипи
14. Признаком морского типа климата является:
1) лето сухое и жаркое 2) зима влажная и теплая 3) большая амплитуда колебания температур
15. Дуб, мирт, дикая маслина- представители природной зоны:
1) экваториальных лесов2) жестколистных лесов3) тропических пустынь 4) широколиственных лесов
16. Самая высокая вершина мира Джомолунгма расположена в горах:
1) Кордильерах 2) Андах 3) Гималаях 4) Альпах.
17.Какой материк самый жаркий:
1) Африка 2) Австралия 3) Южная Америка 4) Северная Америка
18.Крайняя южная точка Африки:
1) мыс Игольный 2) мыс Доброй Надежды 3) мыс Альмади 4) мыс Рас-Хафун.
19. Климатический пояс Африки с ярко выраженной сезонностью: сухой зимой и влажным летом:
1) экваториальный 2) субэкваториальный 3) тропический 4) субтропический.
20.Самое соленое море относится к бассейну:
1) Тихого океана 2) Атлантического океана 3) Тихого океана 4) Северного Ледовитого
21. Используя график годового хода температур, определите, какой буквой обозначена наибольшая
годовая амплитуда? 1) А 2) Б 3) В 4) Г
22. Какой буквой на карте обозначен вулкан Килиманджаро?
1) А 2) Б 3) В 4)Г
23.Какой буквой на карте обозначен субэкваториальный пояс?
1) А 2)Б 3) В 4)Г
Часть В
1. Распределите климатические пояса Африки в порядке уменьшения густоты речной сети:
1) экваториальный 2) тропический 3) субэкваториальный.
2. Установите соответствие.
Природная зона: Климатический пояс:
1. Влажные леса а) субтропический
2. Саванны б) тропический
3. Пустыни в) субэкваториальный
г) экваториальный.
3.Распределите южные материки по мере увеличения их площади:
1) Антарктида 2) Африка 3) Южная Америка 4) Австралия.
Часть С
1. Почему высшая точка Африки - вулкан Килиманджаро - находится в пределах платформы, а не
складчатой области, как на других материках?
2. Имеются ли в Африке ледники, если да, то в какой части материка?
3. Почему на платформах, как правило, располагаются равнины?
Итоговая контрольная работа по географии 7 класс
2вариант.
Часть А.
1. Какой океан самый теплый по температуре поверхностных вод?
1) Индийский 2) Тихий 3) Атлантический 4) Северный Ледовитый.
2.Самое мощное теплое течение в Мировом океане:
1) Гольфстрим 2) Бразильское 3) Гвинейское 4) Куросио
3.Разнообразные пальмы, фикусы, обилие лиан характерно для природной зоны:
1) саванн и редколесий 2) влажных экваториальных лесов 3) пустынь 4) смешанных лесов
4.Крупнейшая по водности река Африки:
1) Конго 2) Нил 3) Нигер 4) Замбези
5.Среднегодовые температуры на климатической карте изображаются при помощи:
1) изобар 2) изотерм 3) цветовой окраски 4) подписываются цифрами.
6.Месторождения, каких полезных ископаемых приурочены к складчатым поясам?
1) медные руды 2) нефть 3) природный газ 4) каменный уголь
7.Самый освоенный в хозяйственном отношении океан?
1) Северный Ледовитый 2) Тихий 3) Индийский 4) Атлантический
8.Кто из путешественников уточнил береговую линию Африки на юге и обогнул южную оконечность материка?
1) Д. Ливингстон 2) В. Юнкер 3) Васко да Гама 4)Д. Кук
9.Муссонный тип климата характерен для полуостровов:
1) Аравийского 2) Скандинавского 3) Камчатки 4) Индокитая
10.Какая из перечисленных горных систем самая высокая:
1) Гималаи 2) Анды 3) Атлас 4) Кордильеры.
11.Для какой из природных зон характерно безлесье?
1) тайга 2) жестколистные вечнозеленые леса и кустарники 3) саванна 4) тундра
12.Признаком континентального климата является:
1) лето сухое и жаркое 2) зима влажная и теплая 3) большая амплитуда колебания температур
13.Самый влажный материк:
1) Австралия 2) Африка 3) Южная Америка 4) Северная Америка.
14.Крайняя западная точка Африки:
1) мыс Игольный 2) мыс Доброй Надежды 3) мыс Альмади 4) мыс Рас-Хафун.
15. Климатический пояс Африки с ярко выраженной сезонностью: влажной зимой и сухим летом:
1) экваториальный 2) субэкваториальный 3) тропический 4) субтропический.
16.Низкие температуры и пониженное влагосодержание характерны для воздушных масс:
1) экваториальных 2) тропических 3) умеренных 4) арктических
17. Наименьшая соленость вод Мирового океана отмечается там, где количество осадков:
1) превышает испарение 2) равно испарению 3) ниже испарения 4) не зависит от испарения
18.У побережий, омываемых холодными течениями, обычно формируется природная зона:
1) лесов 2) тундр 3) пустынь 4) экваториальных лесов
19.Красно-желтые ферраллитные почвы распространены в природной зоне:
1) степей 2) пустынь 3) экваториальных лесах 4) тайге.
20. Скрэб(заросли колючих кустарников) характерны для материка:
1) Австралии 2) Африки 3) Южной Америки 4) Антарктиды
21. Используя график годового хода температур, определите, какой буквой обозначена наименьшая годовая амплитуда?
1) А 2) Б 3) В 4) Г
22. Какой буквой на карте обозначена гора Аконкагуа?
1) А 2) Б 3) В 4)Г
23.Какой буквой на карте обозначен экваториальный пояс?
1) А 2)Б 3) В 4)Г
Часть В
1.Установите соответствие.
Природная зона: Животные:
1.Степь а) верблюд
2. Пустыня б) лемминг
3.Тундра в) суслик
г) белка.
2.Расположите материки в порядке увеличения площадей территорий с высотной поясностью.
1) Северная Америка 2) Австралия 3) Африка.
3.Распределите океаны по мере уменьшения их площади:
1) Северный Ледовитый 2) Тихий 3) Индийский 4) Атлантический.
Часть С.
1.Почему в складчатых поясах, как правило, располагаются горы?
2.Почему органический мир в Северном Ледовитом океане сосредоточен на шельфе?
3.Почему реки Африки слабо используются как транспортные пути?