СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа курса « География: природа России» составлена на 2016-2017 учебный год на основании нормативных документов: действующего Законом об образовании, Федерального базисного учебного плана, Стандарта школьного базового образования первого поколения (от 05.03. 2004г. Приказ МОиН РФ № 1089)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сухинская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» Руководитель МО _____ /______________ ФИО Протокол №____ от «___»_________ 20___г. | «Согласовано» Зам.директора по УВР _____ /______________ ФИО «___»_________ 20___г. | «Утверждаю» Директор школы _____ /______________ ФИО Приказ № ______ от «___»_________ 20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Бабушкиной Татьяны Анатольевны, 1 категория
по курсу «География: природа России»
8 класс
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка.
Программа курса « География: природа России» составлена на 2016-2017 учебный год на основании нормативных документов: действующего Законом об образовании, Федерального базисного учебного плана, Стандарта школьного базового образования первого поколения (от 05.03. 2004г. Приказ МОиН РФ № 1089), . ООП ООО МАОУ «Сухинская СОШ».
Актуальность.
Курс И. И. Бариновой «География: природа России» завершает физико-географическое образование школьников, развивает и углубляет уже имеющиеся у ребят представления о природе Земли, создаёт у учащихся образ своей страны во всём её многообразии и целостности. Требованием времени на сегодня является обеспечение всестороннего развития личности учащегося.
Возрастающий вклад географии в общее образование определяется, прежде всего, современным критическим этапом взаимодействия природы и общества. Школьная география, и в частности курс физической географии, воспитывает у подрастающего поколения географическую культуру, составными компонентами которой являются: знания, научно-географическое мышление, географическая деятельность. Актуальность данной программы заключается еще и в том, что рабочая программа по курсу «География: природа Росси» служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма и интернационализма будущих граждан России.
Цель курса: сформировать у школьников целостное представление о своей Родине, о развитии во времени и пространстве всех компонентов и природных комплексов России, их взаимосвязь и взаимозависимость, знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях.
Задачи:
Образовательные:
Усвоение знаний о закономерностях развития природы на территории нашей страны, о природных ресурсах России и их размещении, о проблемах взаимодействия природы и общества.
Закрепление и развитие знаний, полученных в предыдущих курсах географии.
Дальнейшее изучение связи природных явлений в пространстве.
Раскрытие экологической значимости географических знаний. Развитие и закрепление навыков географического мышления, которое основано на понимании тесной взаимосвязи между различными процессами и явлениями в природе.
совершенствование умений пользоваться различными источниками географической информации, применять приобретённые географические знания в последующей деятельности, включая правила поведения в природе.
Развивающие:
Развитие способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций;
Развитие эмоциональной сферы –эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды;
Развитие волевой сферы- убеждения в возможности решения экологических проблем;
стремление к распространению полученных знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Воспитательные:
Воспитание любви к Родине, любви к своему краю, чувства ответственности за её настоящее, и будущее;
Воспитание чувства патриотизма.
Формирование географической культуры учащихся, которая не позволит использовать во вред людям и природе свои человеческие возможности.
Валеологические:
Создание комфортной обстановки, которая способствует эффективной работе ученика, его творческому самовыражению;
Создание условий, способствующих сохранению и укреплению его здоровья (средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности, обстановка , гигиенические условия в классе и т. д)
Курс «География: природа России» уделяет особое внимание изучению физико-географических процессов, протекающих в географической оболочке, а также процессам взаимодействия между компонентами природного комплекса.
Содержание данной программы в полной мере отражает комплексный подход к изучению природы России в целом и её пространственной дифференциации в условиях разных территорий. В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Содержание курса « География: природа России» формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умение правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации по применению национально – регионального компонента по географии своей республики. Включение его необходимо в связи с тем, что изучение «малой Родины», её географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения своей страны в целом. Таким образом, происходит формирование социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, бережного отношения к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Данная программа составлена с учетом особенностей подросткового возраста. Это дети 13 – 14 лет. Этот возраст является переходным от детства к юности, когда ещё переплетаются черты детства и черты юности. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития учащихся. В этом возрасте наблюдаются периоды подъёма энергии и активности с периодами понижения настроения и упадка энергии. Наблюдаются «срывы» в поведении, что осложняет воспитание и обучение. Поэтому стоит щадить нервную систему подростков, проявлять особую чуткость и оказывать помощь в периоды снижения успеваемости
Для подростков характерны значительные изменения в мышлении и познавательной деятельности. В отличии от младших школьников они стремятся понять причинно – следственные связи, задают много вопросов, требуют от учителя большей аргументации и убедительного доказательства сказанного. Роль пассивного слушателя подростка уже не устраивает. В этом возрасте возникает потребность в самостоятельном приобретении знаний. И очень важно её поддерживать и развивать. При создании программы авторы стремились обеспечить возможность таких форм работы, при которых могли бы реализоваться возникающие в этом возрасте активность, деятельностный характер мышления, стремление к самостоятельности, выполнение которых приносило бы учащимся удовлетворение.
Средний подростковый возраст характеризуется также изменением мотивации учения. Для него важна практическая значимость приобретаемых знаний (внешняя мотивация) либо интерес к изучаемому предмету ( внутренняя мотивация).
Подростки отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и совместная деятельность, хотя в периоды спада настроения возможно обособление от сверстников. Существенной чертой является также стремление к самоутверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Учителю необходимо учитывать особенности взаимоотношений в группе и стараться помочь каждому занять достойное место среди сверстников.
Условия реализации программы.
Успех обучения определяется не только содержанием учебного материала и формой его подачи, но и методами и средствами обучения. Многое зависит от учебно-методического комплекса, используемого в преподавании курса.
Учебно-методический комплекс:
1.Учебник:
Баринова И.И.. География России. Природа. – М.: Дрофа, 2009.
2.Географический атлас.8 класс.- М.: Дрофа, 2008 .
3. Контрольно-измерительные материалы по курсу.
4. Информационные ресурсы (Интернет).
Методы обучения приобретают свою специфику в зависимости от содержания разных курсов школьной географии. Программа курса « Природа России» предусматривает использование не только методов, различающихся по источникам знаний (словесных, словесных и практических), но и методов, которые различаются характером познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения и частично-поисковый). Такие методы необходимы для стимулирования самостоятельной деятельности учащихся, формирования собственной позиции и стремления её отстаивать. Для подростков именно этого возраста (13-14 лет) наиболее актуально решение таких проблем.
Организация образовательного процесса
В связи с разработкой новой концепции образования, стандартов, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения, основанные на деятельностном подходе появилась необходимость обновления и совершенствования методов, средств и форм организации обучения. При изучении курса «Природа России» считаем целесообразным использование элементов следующих педагогических технологий:
Технология (методика) формирования приёмов учебной деятельности, изложенная в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик географических объектов.
Технология листов опорных сигналов (ЛОС). Схемы (разработанные или собственные) помогают управлять познавательной деятельностью школьников, структурировать материал, развивают навыки самостоятельной работы, индивидуальные способности.
Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями и умениями, развитие мыслительных способностей.
Технология проектной деятельности состоит в организации исследовательской деятельности на основе краеведческой работы.
Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребёнка путём согласования с результатами общественно-исторического опыта, т.е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие.
Новые информационные технологии(НИТ) позволяют сделать учебный процесс более продуктивным, наглядным, насыщенным; дают возможность широкого выбора дидактического материала, тестов, справочного материала и т.д.
Сроки и этапы реализации программы.
Данная программа отводит для изучения предмета 68 часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю в течение одного учебного года.
Содержание данной учебной программы предполагает установление содержательных межпредметных связей с другими курсами (природоведение, история, экология, биология, геология, экономика и т. д. ), проведение интегрированных уроков.
Например: Исторический принцип создаёт предпосылки для установления межпредметных связей с историей в теме «История заселения и освоения территории России».
Связь с биологией прослеживается при изучении следующих тем:
«Растительный и животный мир России», «Образование почв и их разнообразие», « Природные зоны России».
Связь с экологией проявляется при изучении раздела « Человек и природа».
Формы контроля.
Формы текущего контроля:
Контроль уровня усвоения содержания образования является неотъемлемой составной частью процесса обучения.
Основным видом проверки остаётся индивидуальный устный опрос, когда ученик имеет возможность доказательно и логично построить собственный ответ, развивается его речь, умение работать с настенной картой.
В процессе фронтального устного опроса работает большинство учащихся на первый план выходит общая активность учащегося, а не уровень усвоения учебного материала.
Формы промежуточного контроля (в конце каждой темы )
- тесты, зачеты, терминологические диктанты и проверка номенклатуры – 9 к/р по изученным темам и 1 к/р – административная.
При фронтальной письменной работе (К/р) достигается максимальный охват учащихся проверкой.
Индивидуальная письменная работа предполагает самостоятельную работу учащегося с дополнительной литературой, реферирование и последующую защиту.
Мониторинг качества образования предусматривает использование контрольно-измерительных материалов (КИМ).
Итоговый контроль предполагает проведение в конце учебного года проведение итоговой контрольной работы.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.
В результате изучения географии ученик должен:
Уметь
Называть: площадь и численность населения России; морские и сухопутные границы России; соседние государства; этапы заселения и хозяйственного освоения территории России; основные тектонические структуры; формы рельефа; сейсмически опасные районы России; важнейшие бассейны и месторождения полезных ископаемых; примеры рек, различающихся по типам питания и режима; примеры озер с котловинами различного происхождения; различия климата и растительности в пределах России; основные свойства и распространение главных зональных типов почв; меры по охране окружающей среды, примеры охраняемых природных объектов и территорий России; виды природных ресурсов России, районы их размещения; опасные природные явления и меры их предупреждения; географические районы России.
Определять: координаты крайних точек и крупных городов; протяженность территории с севера на юг и с запада на восток в градусах и в км.; разницу в местном и поясном времени различных пунктов России и других стран; количество суммарной солнечной радиации; распределение рек по бассейнам морей и океанов, тип водного режима реки; коэффициент увлажнения по статистическим данным.
Описывать (характеризовать): географическое положение России; главные особенности компонентов природы; моря, омывающие территорию России; опасные явления природы, их влияние на жизнь человека; охраняемые территории своего населенного пункта.
Объяснять: влияние географического положения на особенности природы России; особенности рельефа и полезных ископаемых различных территорий России; влияние древнего и современного оледенения на рельеф и горные породы; неоднородность климата разных территорий России в связи с различной ролью основных климатообразующих факторов; особенности типов питания и режима рек в связи с климатом и рельефом; образование атмосферных фронтов; различия погоды в циклоне и антициклоне; образование температурных инверсий, полюса холода северного полушария; неоднородность растительного и животного мира разных территорий России; различия в свойствах и плодородии основных типов почв России; особенности мелиорации земель в различных природных зонах.
Прогнозировать возможные последствия колебаний и изменений климата; положительные и отрицательные изменения природных объектов, явлений и процессов под воздействием человеческой деятельности на примере рек, озер, болот, подземных вод, климата, растительности, животного мира, ландшафтов.
Ученик должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Домашнее задание |
| ||||||
Всего часов | В том числе на: | |||||||||
Практ. работы | Контр. работы | |||||||||
| Введение | 1 |
|
|
|
| ||||
1 | Что изучает география России | 1 |
|
| Стр. 3-6,
|
| ||||
| Особенности географического положения России (7 час) | |||||||||
2 | Географическое положение России | 1 |
|
| §1, к/к номенклатура, сообщение |
| ||||
3 | Моря, омывающие территорию России | 1 |
|
| § 2, к/к номенклатура |
| ||||
4-5 | Россия на карте часовых поясов(5- урок - практикум) | 2 | 1 |
| § 3, карточки, сообщения |
| ||||
6-7 | Как осваивали и изучали территорию России | 2 |
|
| §4, таблица, вопр. на стр. 31 |
| ||||
8 | Урок обобщающего повторения по теме «Особенности географического положения России» (к/р № 1) | 1 |
| 1 | номенклатура |
| ||||
Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы (27 часов) | ||||||||||
Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые(7 часов) |
| |||||||||
9 | Особенности рельефа России | 1 |
|
| §5 к/к номенклатура |
| ||||
10-11 | Геологическое строение территории России (11урок - практикум) | 2 | 1 |
| §6, к/к, вопр. на стр. 43 сообщения |
| ||||
12 | Минеральные ресурсы России | 1 |
|
| §7, к/к |
| ||||
13 | Развитие форм рельефа. Стихийные явления | 1 |
|
| §8вопр. на стр. 55 |
| ||||
14 | Урок обобщающего Повторения по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»(к/р №2) | 1 |
| 1 | номенклатура |
| ||||
Тема 2. Климат и климатические ресурсы (6 часов) | ||||||||||
15 | Факторы, определяющие особенности климата России | 1 |
|
| §9, карточки, понятия и термины |
| ||||
16 | Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны | 1 |
|
| §9, таблица понятия и термины |
| ||||
17 | Закономерности распределения основных элементов климата на территории России | 1 |
|
| §10, к/к |
| ||||
18 | Типы климатов России | 1 |
|
| §10таблица, к/к |
| ||||
19 | Зависимость человека от климатических условий (урок – практикум) | 1 | 1 |
| §11, з. на стр. 75 |
| ||||
20 | Урок обобщающего повторения по теме «Климат и климатические ресурсы» (к/р №3) | 1 |
| 1 |
|
| ||||
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы(6 часов) | ||||||||||
21-22 | Разнообразие внутренних вод. Реки (23- урок - практикум) | 2 | 1 |
| §12, к/к номенклатура понятия и термины |
| ||||
23-24 | Озера. Болота. Подземные воды. Ледники, Многолетняя мерзлота | 2 |
|
| §13, к/к номенклатура |
| ||||
25 | Водные ресурсы | 1 |
|
| §14 з. на стр 92 |
| ||||
26 | Урок обобщающего повторения по теме «Внутренние воды и водные Ресурсы» (К/р №4) | 1 |
| 1 | номенклатура |
| ||||
Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (4 часа) | ||||||||||
27 | Образование почв и их разнообразие | 1 |
|
| §15, схемы понятия и термины |
| ||||
28 | Закономерности распространения почв | 1 |
|
| §16 сообщение |
| ||||
29 | Почвенные ресурсы России | 1 |
|
| §12-17 |
| ||||
30 | Урок обобщающего Повторения по теме «Почвы и почвенные ресурсы» (К/р №5) | 1 |
| 1 | З. на стр. 104 |
| ||||
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (5 часов) | ||||||||||
31 | Растительный мир России | 1 |
|
| §18, таблица |
| ||||
32 | Животный мир России | 1 |
|
| §18 таблица |
| ||||
33 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира | 1 |
|
| §19понятия и термины |
| ||||
34 | Природно – ресурсный потенциал России | 1 |
|
| §20понятия и термины |
| ||||
35 | Урок обобщающего Повторения по теме «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» (к/р №6) | 1 |
| 1 | З. на стр. 120-121 |
| ||||
Раздел II. Природные комплексы России (24 часов) | ||||||||||
Тема 1. Природное районирование (6 часов) | ||||||||||
36 | Разнообразие природных комплексов | 1 |
|
| §21 |
| ||||
37 | Моря, как крупные природные комплексы | 1 |
|
| §22 номенклатура |
| ||||
38 | Природные зоны России | 1 |
|
| §23 |
| ||||
39 | Разнообразие лесов России | 1 |
|
| §24 |
| ||||
40 | Безлесные зоны на юге России. Высотная поясность. | 1 |
|
| §21 -26 |
| ||||
41 | Урок обобщающего повторения по теме «Природное районирование»(к/р 7) | 1 |
| 1 | З. на стр. 148-149 |
| ||||
Тема 2. Природа регионов России (18 часов) | ||||||||||
42 | Русская равнина | 1 |
|
| §27 , к/к номенклатура сообщеня |
| ||||
43 | Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы | 1 |
|
| §28, к/к |
| ||||
44 | Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины | 1 |
|
| §29 |
| ||||
45 | Северный Кавказ – самые молодые и высокие горы России | 1 |
|
| §30 сообщение номенклатура |
| ||||
46 | Природные комплексы Северного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека | 1 |
|
| §31. вопр. на стр. 181 |
| ||||
47 | Урал: каменный пояс земли русской | 1 |
|
| §32 номенклатура |
| ||||
48 | Своеобразие природы Урала | 1 |
|
| §33, сообщения(презентации) |
| ||||
49 | Природные уникумы. Экологические проблемы Урала | 1 |
|
| §34 |
| ||||
50 | Западно – Сибирская низменность, или равнина: особенности природы | 1 |
|
| §35 номенклатура |
| ||||
51 | Природные ресурсы Западно – Сибирской равнины и условия их освоения | 1 |
|
| §36к/к |
| ||||
52 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы | 1 |
|
| §37 номенклатура |
| ||||
53 | Природные районы Восточной Сибири | 1 |
|
| §38 вопр. на стр. 215, сообщения |
| ||||
54 | Жемчужина Сибири - Байкал | 1 |
|
| §39,к/к |
| ||||
55 | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения | 1 |
|
| §40 номенклатура |
| ||||
56 | Дальний Восток: край контрастов | 1 |
|
| §41. доклады |
| ||||
57 | Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы | 1 |
|
| §42 |
| ||||
58 | Природные ресурсы Дальнего Востока | 1 |
|
| §43 таблица |
| ||||
59 | Урок обобщающего повторения по теме «. Природа регионов России» (к/8) | 1 |
| 1 | карточки |
| ||||
Раздел III. Человек и природа (7 часов) | ||||||||||
60 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека | 1 |
|
| §44 таблица на стр 262 |
| ||||
61 | Стихийные природные явления | 1 |
|
| §44 понятия и термины |
| ||||
62 | Антропогенное воздействие на природу | 1 |
|
| §45, доклад понятия и термины, сообщения |
| ||||
63 | Объекты всемирного природного наследия | 1 |
|
| реферат |
| ||||
64 | Рациональное природопользование | 1 |
|
| §46понятия и термины |
| ||||
65 | Экологическая ситуация в России | 1 |
|
| §47 |
| ||||
66 | Урок обобщающего повторения (К/р №9) по теме «Человек и природа» | 1 |
| 1 | Стр. 280-281 |
| ||||
67 | Урок обобщающего повторения по курсу (К/р 10) «География: природа России» | 1 |
| 1 |
|
| ||||
68 | Резерв | 1 |
|
|
|
| ||||
| Итого: | 68 | 4 | 10 |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. (1 час)
Что изучают в курсе «Природа России». Источники географической информации.
Раздел I. Особенности географического положения России. (7 часов)
В данном разделе курса учащиеся знакомятся с особенностями физико-географического положения России, с морями, омывающими берега России, с различием во времени на территории России, с видами времени (местное, поясное, декретное, летнее), с их ролью в хозяйстве и жизни человека, а также с историей освоения и изучения территории России, с изменением границ страны на разных исторических этапах.
Практическая работа.
- Определение поясного времени для разных городов России.
Творческие работы:
Используя дополнительный материал составить кроссворд на тему «Россия – моя Родина»;
Приготовить презентации на темы « Освоение и изучение территории России», «Великие географы – путешественники нашей Родины»
Раздел II. Природа России. (27 часа)
Во втором разделе дается характеристика каждого компонента природы в отдельности и во взаимосвязи с другими компонентами природы.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. (7 часов)
Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России. Основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Практическая работа:
- Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых
Творческие работы:
Составление характеристики рельефа своей местности. Оценка его влияния на жизнь и деятельность человека.
Климат и климатические ресурсы.(6 часов)
Факторы, определяющие климат России: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Циклон и антициклон. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.
Практическая работа:
- Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
- Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности человека
Творческая работа:
Сообщение (реферат) о неблагоприятных климатических явлениях ( засухи, пыльные бури, заморозки, грозы, ураганы.). Какие из них возможны в нашей местности? Почему?
Внутренние воды и водные ресурсы. (6 часов) Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимости между режимом, характером течения реки, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Практическая работа:
- Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования
Творческие работы:
- Комплексная характеристика реки по плану.
Почвы и почвенные ресурсы. (4 часа)
Почва – особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.
Почвы - национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв: мелиорация земель, своего региона и своей местности.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.(5 часов)
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Практическая работа:
- Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
Раздел III. Природные комплексы России (6 часов).
Природное районирование. Моря, как крупные природные комплексы. Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра, лесные зоны, степи, полупустыни. Высотная поясность.
Раздел IV. Крупные природные районы. (18 часов)
Русская (Восточно-Европейская) равнина. Северный Кавказ. Урал. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Байкал. Дальний Восток.
Практические работы.
Оценка природных условий и ресурсов природного района на основе анализа общегеографических и тематических карт (по выбору).
Творческие работы
- Приготовить презентацию по выбору на темы: «Эндемик Байкала», «Местные ветры», «История происхождения котловины озера», «Гипотезы происхождения названия озера», «История открытия и исследования озера»
Раздел V. Человек и природа. (7 часов)
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления. Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов. Экологические проблемы и экологическая ситуация в России.
Практические работы.
Оценка экологической ситуации одного из регионов России (например, Кабанского района) с помощью данных разных источников географической информации и материалов периодической печати.
Творческие работы: Доклады, рефераты на темы «Заповедники, национальные парки, памятники природы России»(по выбору)
Литература.
Основная:
1. .Учебники:
Баринова И.И.. География России. Природа. – М.: Дрофа, 2009.
2.Географический атлас.8 класс.- М.: Дрофа, 2008 .
Дополнительная:
Учителю:
Алексеев А.И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2004.
Баринова И.И.; Ром В.Я. География России. Методическое пособие.: М. Дрофа.1997.
Дронов В. П. ; Баринова И. М.; Ром В. Я. ; Лобжанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. Дрофа, 2004.
Домогацких Е. М. ; Алексеевский Н.И. Физическая география России. 8 класс.- М.: Русское слово, 2008.
Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии.- М. 2004
Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. М.: Дрофа, 2007.
Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. – М.: Дрофа. 2004.
Моисеева О.П.. Тематический тестовый контроль по географии России. 8 класс. / О. П. Моисеева.- М.: Творческий центр 2002.
Раковская Э.М. Методическое пособие по курсу «География: природа России».-М.: Просвещение. 1999.
Ученику:
Пармузин Ю.П. Живая география. – М.: Просвещение. 1993.
Петров В.В. Растительный мир нашей родины.- Л.: Детская литература.1983
Пришвин М.М. Лесной хозяин.- М.: Правда, 1984
Хрестоматия по физической географии СССР.-М.: Просвещение, 1974
Энциклопедия для детей. Том 12. Россия.- М. : Аванта плюс.
Контрольные работы
Контрольная работа № 1 по теме «Особенности географического положения России»
ФГП РФ __________________________________________ / 8 __ кл.
Что изучает курс географии России 8-9 кл.?
а) общие географические закономерности б) особенности природы, населения и хозяйства России
в) характерные черты географического положения г) комплексную характеристику районов России
Россия имеет преимущественно: а) морские границы б) сухопутные
Распад ССР произошел в ________ году.
По отношению к частям света географическое положение России больше всего похоже на положение:
а) США б) Канады в) Турции г) Китая
Большая часть России расположена в полушарии: а) Северном б) Южном в) Восточном г) Западном
Территория России составляет от площади обитаемой суши: а) 1/8 б) 1/6 в) 1/5 г) ¼
Крайней северной материковой точкой России является мыс: а) Флигели б) Челюскин в) Дежнева г) Нордкин
Координаты крайней восточной островной точки России:
а) 65° с.ш. и 170° з.д. б) 78° с.ш. и 106° в.д. в) 41° с.ш. и 47,5° в.д. г) 54,5° с.ш. и 19,5° з.д.
Самый большой российский остров: а) Вайгач б) Сахалин в) Врангеля г) Колгуев
Положение объектов относительно материков, океанов, морей, гор, рек называется:
а) геополитическим положением б) этнокультурным положением
в) физико-географическим положением г) экономико-географическим положением
ФГП РФ ФИ: __________________________________________ / 8 __ кл.
Укажите источник, из которого вы получите наибольшую географическую информацию:
а) диаграмма б) страница текста учебника в) схема г) карта школьного атласа
Укажите главную особенность географического положения России:
а) омывается морями трех океанов б) евроазиатское положение
в) имеет большую площадь г) расположена в умеренном поясе
Северный полярный круг пересекает: а) центральную часть России б) южную часть России в) северную часть России
Какие материки по площади уступают России? ________________________________________________________
Субъект РФ, отделенный от основного массива российских земель территориями других государств:
а) Амурская область б) Республика Адыгея в) Калининградская область г) Республика Калмыкия
Территория России вытянулась с севера на юг более чем на: а) 2 000 км б) 4 000 км в) 5 000 км г) 7 000 км
Крайние северная и восточная островные точки России: а) о. Ратманова и м. Флигели
б) м. Челюскин и о. Рудольфа в) о. Сахалин и о. Врангеля г) о. Ратманова и о. Кунашир
По числу жителей наша страна занимает … место в мире: а) первое б) третье в) восьмое г) десятое
Самый большой на территории России полуостров: а) Камчатка б) Таймыр в) Кольский г) Чукотка
Положение России по отношению к пограничным, соседским государствам называется:
а) микроположением б) макроположением в) мезоположением
ФГП РФ ФИ: __________________________________________ / 8 __ кл.
С какого времени Россия существует в современных границах? а) с 1917 г. б) с 1991 г. в) с 1945 г. г) с 1922 г.
Россия занимает _____________ место по величине территории.
Большая часть России расположена:
а) в Европе б) за Уралом в) за Северным полярным кругом г) в глубине материка
В США есть лишь один район, схожий по географическому положению с Россией:
а) Калифорния б) Аляска в) Гавайские о-ва г) п-ов Флорида
В каких полушариях расположена Россия?
а) в Северном, Южном, Восточном б) в Северном, Западном, Восточном
в) в Северном, Западном, Южном г) в Южном, Западном, Восточном
Территория России вытянулась с запада на восток на: а) 2 000 км б) 4 000 км в) 10 000 км г) 20 000 км
Крайняя западная точка России имеет координаты:
а) 66° с.ш. и 170° з.д. б) 41° с.ш. и 47,5° в.д. в) 78° с.ш. и 106° в.д. г) 54,5° с.ш. и 19,5° в.д.
Самая северная точка России находится:
а) в архипелаге Северная Земля б) в архипелаге Шпицберген в) в архипелаге Земля Франца Иосифа
В общей площади России доля зоны Севера превышает: а) 64% б) 35% в) 20% г) 80%
Оценка места страны на политической карте, ее отношение к различным государствам называют ее ___________________________________ положением.
ФГП РФ ФИ: __________________________________________ / 8 __ кл.
Территория России занимает:
а) северную часть Европы и западную часть Азии б) восточную часть Европы и северную часть Азии
в) западную часть Европы и южную часть Азии г) южную часть Европы и восточную часть Азии
180° меридиан: а) не пересекает б) пересекает территорию России
Крайняя южная точка России расположена на широте: а) 41° с.ш. б) 35° с.ш. в) 45° с.ш. г) 50° с.ш.
Площадь нашей страны близка к площади материка: а) Австралия б) Антарктида в) Африка г) Южная Америка
Россия расположена в:
а) в северном и западном полушариях в) в северном и восточном полушариях
б) в северном, восточном и западном полушариях г) только в северном полушарии
Численность населения России составляет около:
а) 125 млн. чел. б) 141 млн. чел. в) 150 млн. чел. г) 155 млн. чел.
Сколько океанов омывают берега России? а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
Географическое положение России схоже с положением: а) Японии б) США в) Канады г) Вьетнама
Крайняя восточная материковая точка России: а) мыс Челюскин б) мыс Флигели б) Куршская коса г) мыс Дежнева
Выделяют 3 уровня оценки положения: _______________________________________________________
ФГП РФ ФИ: __________________________________________ / 8 __ кл.
Площадь территории России составляет … обитаемой суши: а) 1/5 часть б) 1/6 часть в) 1/7 часть г) 1/8 часть
Сдвиг границ России по сравнению с СССР произошел к __________________ и ____________________
Большинство бывших союзных республик объединились в: а) СССР б) РСФСР в) СНГ
За полярным кругом расположено более … территории России: а) 20% б) 30% в) 40% г) 50%
Сколько материков уступают России по площади? а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
Крайними точками территории России на севере являются:
а) м. Флигели б) м. Челюскин в) м. на острове Ратманова
г) г. Базардюзю д) м. Дежнева е) окончание песчаной косы в Гданьском заливе
На территории России отсутствуют точки, имеющие:
а) северную широту б) южную широту в) западную долготу
Определите государства, которые расположены примерно на тех же широтах, что и Россия:
а) США и Великобритания б) Финляндия и Канада в) Италия и Испания г) Китай и Япония
Самый большой остров России находится:
а) в Северном Ледовитом океане б) в Атлантическом океане в) в Тихом океане г) в Каспийском море
Сколько океанов омывает берега России? а) один б) два в) три г) четыре
ФГП РФ ФИ: __________________________________________ / 8 __ кл.
Какова приблизительно площадь территории России?
а) 16 млн км² б) 17,1 млн км² в) 17,8 млн км² г) 19,1 млн км²
Территория России составляет около 1/3 площади: а) Европы б) Евразии в) Южной Америки
Самая восточная точка России расположена:
а) в западном полушарии б) в восточном полушарии
Положение страны на экономической карте мира по отношению к главным районам и центрам мировой политики, экономике называют ее __________________________________________________________ положением.
Россия пересекается: а) экватором б) с северным тропиком в) с северным полярным кругом
В пределах скольких полушарий размещается Россия? а) одного б ) двух в) трех г )четырех
По две крайние точки Россия имеет:
а) на севере и юге б) на западе и востоке в) на севере и востоке г) на юге и западе
Крайней точкой на юге России является: а) м. Флигели б) м. Челюскин в) г. Базардюзю г) м. Дежнева
По площади территория России:
а) уступает Китаю б) уступает Бразилии в) уступает США г) не уступает никакой стране
Большая часть территории России расположена:
а) севернее Северного полярного круга в) в Западном полушарии
б) южнее Северного полярного круга г) в Южном полушарии
ФГП РФ ФИ: __________________________________________ / 8 __ кл.
Большая часть территории страны находится в: а) арктическом б) субарктическом в) умеренном поясе
Какие горы разделяют Европу от Азии на территории РФ? _________________________
2/3 территории России расположены: а) в Азии б) севернее 50° с.ш. в) в Европе г) за полярным кругом
Широта крайней восточной точки: а) 1700 з. д. б) 1700 в .д. в) 1500 в .д.
Какая часть территории России находится за С.П.К.? а) 1/5 (20%) б) ½ (50%) в) ¼ (25%)
По одной крайней точке Россия имеет:
а) на западе и севере б) на севере и востоке в) на западе и юге г) на юге и востоке
Крайними точками на востоке России являются: а) м. Флигели б) м. Челюскин в) м. на острове Ратманова
г) Базардюзю д) м. Дежнева е) окончание песчаной косы в Гданьском заливе
Россия по площади уступает: а) Китаю б) Канаде в) США г) нет верного ответа
Географическое положение России частично схоже с положением:
а) Бразилии б) Финляндии в) Италии г) Вьетнама
Крайняя южная точка России находится:
а) в горной местности б) на равнинной местности в) на морском побережье г) на берегу реки
Контрольная работа № 2 по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»
ВАРИАНТ 1.
1. В России преобладает рельеф:
а) горный б) равнинный
2. Горы в России расположены в основном:
а) на севере б) юго – западе и востоке б) на востоке и западе
3. Если территория относительно устойчивая, на поверхности находятся породы, залегающие пластами, то это рельеф:
а) горный б) равнинный
4. Установите соответствие:
Горы: Возраст складчатости:
1) Алтай а) байкальской г) альпийской
2) хр. Черского б) герцинской
3) Восточный Саян в) мезозойской
5. Алтай выше Урала из – за того, что:
а) позднее образовался б) сложен более твёрдыми породами
в) испытал дополнительные поднятия
6. В России запасы железных руд расположены:
а) в европейской части б) в азиатской
7. Установите соответствие:
Внешние силы: Формы рельефа:
1) текучие воды а) барханы в) овраги и балки
2) ледник б) моренные холмы и гряды
ВАРИАНТ 2.
1. Наиболее возвышенной частью России является:
а) европейская б) азиатская
2. Равнины расположены в основном:
а) на юго – западе, юге и востоке б) на севере и северо - востоке
в) в центральной части
3. Если территория относительно подвижна, породы в складки, то рельеф:
а) равнинный б) горный
4. Установите соответствие:
Горы: Возраст складчатости:
1) Западные Саяны а) каледонской
2) Урал б) герцинской
3) хр. Верхоянский в) мезозойской г) альпийской
5. Кавказ выше Алтая из – за того, что:
а) позднее образовался б) сложен более твёрдыми породами
в) испытал дополнительные поднятия
6. На платформах могут встречаться полезные ископаемые:
а) только магматического происхождения
б) магматического и осадочного
7. Установите соответствие:
Внешние силы: Формы рельефа:
1) ветер а) овраги и балки в) моренные холмы и озёрные котловины
2) ледник б) барханы
Контрольная работа № 3 по теме « Климат и климатические ресурсы» __________________________ , 8 - _ кл.
Климат - ? ______________________________________________________________________________________
Основной перенос воздуха на территории России - ____________________
Атмосферная циркуляция является климатообразующим фактором:
а) космическим б) планетарным в) географическим
Наибольшее отражение солнечных лучей свойственно:
а) чистому снегу б) поверхности пустыни в) свежевспаханной пашне
Самый большой показатель суммарной радиации в России имеет:
а) юг Сибири б) Северный Кавказ в) юг Дальнего Востока
Какие горы являются препятствием для проникновения ВМ во внутренние районы страны:
а) Дальневосточные хребты б) Урал в) Кавказ
На рисунке 59 изображен атмосферный фронт: а) теплый б) холодный
Величина суммарной радиации, получаемая территорией, ниже при … погоде
а) ясной б) пасмурной в) облачной
Что такое трансформация воздушных масс?
а) изменение свойств воздушных масс под влиянием подстилающей поверхности при перемещении
б) вертикальное перемещение ВМ в) образование холодного атмосферного фронта
г) образование атмосферного вихря
КФ __________________________ , 8 - _ кл.
Виды солнечной радиации: __________________________________________________________________________
ВМ - ______________________________________________________________________________________________
На Дальнем Востоке преобладает _________________ циркуляция воздуха.
Выбери правильный ответ: а) облачность уменьшает прямую солнечную радиацию
б) облачность не влияет на солнечную радиацию в) облачность увеличивает прямую солнечную радиацию
Зимой климат России в наибольшей степени формирует:
а) Арктический мах в) Азиатский мах б) Алеутский мin г) Исландский мin
Подстилающая поверхность является климатообразующим фактором:
а) космическим б) планетарным в) географическим
Наибольшее поглощение солнечных лучей свойственно:
а) чистому снегу б) поверхности пустыни в) свежевспаханной пашне
Отраженная солнечная радиация – это: а) излучение Солнцем тепла и света
б) общее количество солнечной энергии, достигшей поверхности Земли
в) часть суммарной солнечной радиации, отраженная от поверхности Земли в) часть суммарной солнечной радиации, поглощенная земной поверхностью, от которой нагреваются приземные слои воздуха
С холодным атмосферным фронтом связана погода:
а) тихая и солнечная б) облачная и безветренная в) облачная, ветреная с осадками
КФ __________________________ , 8 - _ кл.
Солнечная радиация - ? _____________________________________________________________________________
Какой океан оказывает основное влияние на климат России? _______________________________
Суммарная солнечная радиация – это: а) излучение Солнцем тепла и света
б) общее количество солнечной энергии, достигшей поверхности Земли в) часть суммарной солнечной радиации, отраженная от поверхности Земли г) часть суммарной солнечной радиации, поглощенная земной поверхностью, от которой нагреваются приземные слои воздуха
При движении к экватору величина суммарной радиации: а) уменьшается б) увеличивается в) не изменяется
Преобладающее направление ветра на большей части территории России:
а) северное б) южное в) западное г) восточное
Укажите главную причину, от которой зависит величина суммарной солнечной радиации:
а) близость к экватору б) географическая широта местности
в) расстояние от Земли до Солнца г) циркуляция ВМ
Количество солнечной радиации, получаемое территорией, уменьшается при:
а) уменьшении угла падения солнечных лучей и уменьшении облачности
б) уменьшении угла падения лучей и увеличении облачности
в) увеличении угла падения лучей и уменьшении облачности
г) увеличении угла падения лучей и увеличении облачности
Наибольшее количество солнечной радиации отражает: а) свежевыпавший снег б) песок в) лес г) вспаханное поле
Когда холодный воздух движется в сторону холодного, оттесняя его, образуется:
а) холодный фронт б) тёплый фронт в) циклон г) антициклон
КФ __________________________ , 8 - _ кл.
Суммарная радиация - ? __________________________________________________________
Трансформация ВМ - ? ______________________________________________________________________________
Отепляющее влияние АО ощущается в наибольшей степени: а) зимой б) весной в) летом
На рисунке 61 изображен атмосферный фронт:
а) теплый б) холодный
Т. В. — теплый воздух
Х. В. — холодный воздух
При движении с юга на север количество солнечной радиации, получаемое территорией…
а) увеличивается б) не изменяется в) уменьшается
Полоса, разделяющая различные по своим свойствам воздушные массы называется:
а) атмосферный фронт б) циклон в) антициклон г) радиационный баланс
Когда тёплый воздух движется в сторону холодного, оттесняя его, образуется:
а) холодный фронт б) тёплый фронт в) циклон г) антициклон
Какой перенос ВМ оказывает постоянное влияние на климат европейской части России?
а) западный б) северный в) восточный г) южный
Лучше всего отражают солнечную радиацию: а) влажный чернозем б) леса и поля в) снег и лед г) вода
КФ __________________________ , 8 - _ кл.
Типы ВМ на территории России: _____________________________________________________________________
Атмосферный фронт - ? ____________________________________________________________________________
Воздушные массы Атлантического океана наибольшее влияние оказывают на: а) европейскую часть России б) юг России в) азиатскую часть России г) север России
При движении с запада на восток количество солнечной радиации, получаемое территорией:
а) увеличивается б) не изменяется в) уменьшается
Излучение солнцем тепла и света называется:
а) суммарной радиацией б) солнечной радиацией в) радиационным балансом
Обширная область высокого давления, образующаяся над внутренними районами Азии и оказывающая большое влияние на климат России зимой:
а) Алеутский минимум б) Азиатский минимум в) Азорский максимум г) Азиатский максимум
Поверхности Земли отдает МАХ количество тепловой энергии при:
а) пасмурной погоде б) высокой температуре поверхности и отсутствии облачности в) ясной морозной погоде
На территорию России со стороны АО поступает: а) преимущественно морской воздух умеренных широт
б) арктический воздух в) континентальный воздух умеренных широт
Общее количество солнечной энергии, достигающей поверхности Земли называется:
а) радиационным балансом б) солнечной радиацией в) суммарной радиацией
Контрольная работа № 4 по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»
Терминологический диктант
1 вариант
Половодье. (Ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.)
Падение реки. (Превышение истока реки над устьем.)
Режим реки. (Распределение стока реки в течение года.)
Наводнение. (Стихийное бедствие, сопровождается затоплением местности.)
Сель. (Грязекаменные потоки.)
Межень. (Низкий уровень воды в реке.)
Водные ресурсы. (Воды суши, пригодные для хозяйственного использования.)
Многолетняя мерзлота. {Слой горных пород, не оттаивающий в течение длительного времени, до тысячи лет.)
Болото. {Переувлажненный участок местности.)
Водохранилище. {Крупные искусственные водоемы созданные на реках.)
II вариант
Уклон реки. (Отношение падения к длине реки или падение реки на километр длины реки.)
Ледник. (Скопление льда.)
Снеговая линия. (Уровень, выше которого снег не тает, накапливается и превращается в лед.)
Подземные воды. (Воды, расположенные в верхней части земной коры.)
Артезианский колодец. (Скважина, по которой поступает на поверхность межпластовая вода.)
Твердый сток. (Переносимый рекой материал: песок, ил.)
Паводок. (Внезапный подъем уровня воды в реке.)
Ледостав. (Время, когда реки покрыты льдом.)
Режим реки. (Распределение стока реки в течении года.)
Исток. (Начало реки.)
Работа по карте
Показать по карте объекты. Учитель называет объекты, соседи показывают на карте атласа, проверяют друг у друга. Учитель контролирует работу. Ученик должен показать объект за 3 секунды, иначе объект не засчитывается.
/ вариант
Волга с Окой и Камой.
Печора.
Дон.
Амур.
Лена.
Озеро Баскунчак
Каспийское
Ладожское
Телецкое
10. Рыбинское водохранилище
Практическая часть «Характеристика реки»
Практическая работа выполняется по плану:
В какой части страны протекает?
Где исток?
Куда впадает (бассейн океана, моря)?
В каком направлении течет?
Падение реки.
Уклон реки.
Характер течения.
Питание и режим реки.
Притоки.
При выполнении работы можно использовать карты атласа; таблицы учебника.
4.Тест
I вариант
1. Большинство рек России имеет питание:
а) дождевое; б) ледниковое; в) снеговое; г) смешанное.
2. Размыв горных пород, почв текущей водой называется:
а) аккумуляция; б) эрозия; в) падение реки.
3. Самая полноводная река России
а) Енисей; б) Лена; в) Амур; г) Волга.
4. Пограничными реками являются
а) Волга; б) Амур; в) Енисей; г) Уссури.
5. Внезапный подъем уровня воды в реке:
а) половодье; б) наводнение; в) паводок.
6. Воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря:
а) эстуарий; б) дельта.
7. Основные причины распространения болот:
а) плоский рельеф; б)расчлененный рельеф; в)коэффициент увлажнения больше 1; г) увлажнение недостаточное; е) многолетняя мерзлота;
ж) близкое залегание грунтовых вод; з) тектонические впадины на земной поверхности.
8. Реки бассейна Тихого океана:
а) Уссури; б) Анадырь; в) Колыма; г) Амур.
9. Реки бассейна внутреннего стока:
а) Урал; б) Дон; в) Кама; г) Северная Двина.
II вариант
1. Наиболее широко в хозяйственных целях используются воды:
а) рек; б) озер; в) подземные; г) ледников.
2. Наиболее сильная заболоченность в России характерна для бассейнов:
а) Волги и Камы; б)Сев. Двины; в)Амура и Уссури; г)Оби и Иртыша.
3. Горной рекой является:
а) Терек; б) Урал; в) Печора; г) Дон.
4. Наиболее лавиноопасным сезоном является:
а) зима; б) весна; в) лето; г) осень.
5. Большинство озер Европейской части России:
а) бессточные и соленые; в) сточные и пресные;
б) бессточные и пресные; г) сточные и соленые.
6. Большинство рек России имеет смешанное питание с преобладанием:
а) дождевого; б) снегового; в) подземного; г) ледникового.
7. Наиболее сильная заболоченность характерна для:
а) Среднерусской возвышенности;
б) Западно-Сибирской равнины;
в) Прикаспийской низменности;
г) Среднесибирского плоскогорья.
8. Самую большую высоту над уровнем моря имеет озеро:
а) озеро Таймыр; б) Ханка; в) Байкал; г) Ладожское.
9. Укажите ошибку. Причиной образования болот является:
а) избыточное увлажнение; б) плоский рельеф;
в) расчлененный рельеф; г) вечная мерзлота.
10. Самые большие площади горное оледенение занимает:
а) на Кавказе; б) на Алтае; в) в Саянах; г) на Урале.
Контрольная работа№ 5 по теме «Почвы и почвенные ресурсы»
1. Общепризнанным основателем научного почвоведения, впервые объяснившим причины различия почв является ______________________.
2. Работы, направленные на улучшение свойств земель, на повышение их производительности называются
А) балка Б) мелиорация В) агломерация Г) эксплуатация
3. Какую почву назвал один из выдающихся русских ученых «дороже золота»:
А) Каштановые Б) Подзолистые В) Черноземы Г) Темно-серая лесная почва
4. Какой из видов земледелия основывается на получении максимального урожая сельскохозяйственной продукции при минимальных затратах труда и средств на единицу площади, сохранение и наращивание плодородия почв:
А) экстенсивный Б) интенсивный Б) залежный Б) подсечно-огневой
5. Перечислите факторы, влияющие на формирование почв
6. Тип почв, занимающий больше половины площади России
А) Каштановые Б) Подзолистые В) Черноземы Г) Темно-серая лесная почва
7. Тип хозяйства, при котором человек находится в полной зависимости, от стихийных сил природы занимаясь при этом сбором плодов и кореньев, охотясь и ловя рыбу.
А) производящий Б) присваивающий В) аграрный Г) сельскохозяйственный
8. Маломощный гумусовый слой характерен для почв
А) каштановых Б) тундровых В) бурых Г) арктических
9. Поддержание плодородия почв называется
А) рекультивацией Б) агротехническими мероприятиями В) механическая обработка
10. Наука, изучающая жизнь и свойства природных территориальных комплексов называется
А) районирование Б) география В) ландшафтоведение Г) почвоведение
11. О чем гласит закон географической зональности?
Контрольная работа № 6 по теме «Растительный и животный мир России».
1 вариант.
1. Закономерное сочетание многих растений, образующих растительный покров территории, называется:
А) растительным сообществом
Б) природной зоной
В) тундрой
Г) тайгой
2. Соотнесите названия растений с растительными сообществами, которым они свойственны:
Растения: Растительные сообщества:
А) лишайник олений 1) пустыня
Б) карликовая береза 2) тундра
В) саксаул 3) широколиственные леса
Г) ковыль 4) степь
Д) кедр 5) хвойные леса
Е) дуб
Ж) осина
З) ель
И) пихта
К) береза
3. Соотнесите названия животных с природными зонами, для которых они характерны:
А) лемминг 1) тайга
Б) серая куропатка 2) пустыни
В) бурый медведь 3) смешанные и широколиственные леса
Г) северный олень 4) степи
Д) глухарь 5) тундра
Е) лось
Ж) суслик
З) варан
И) сайгак
К) заяц-русак
Л) прыткая ящерица
4. К приспособлениям растений к климатическим условиям тундры можно отнести:
А) большие размеры листьев
Б) низкорослость
В) гелиотропизм
Г) мелкие листья, которые не сбрасываются на зиму
Д) преобладание древесных форм
5. К приспособлениям растений к климатическим условиям тайги можно отнести:
А) замену листьев на хвою
Б) преобладание лиственных деревьев
В) преобладание трав и кустарников
Г) холодостойкость
6. К приспособлениям растений к климатическим условиям степей можно отнести:
А) преобладание древесных форм
Б) преобладание трав
В) узкие листья
Г) широкие листья
Д) мочковатая корневая система
7. К приспособлениям растений к климатическим условиям пустынь и полупустынь можно отнести:
А) длинные корни
Б) мочковатые корни
В) мясистые листья
Г) преобладание многолетних форм
2 вариант.
1. Закономерное сочетание многих растений, образующих растительный покров территории, называется:
А) растительным сообществом
Б) природной зоной
В) тундрой
Г) тайгой
2. Соотнесите названия растений с растительными сообществами, которым они свойственны:
Растения: Растительные сообщества:
А) мох 1) хвойные леса
Б) голостебельный мак 2) широколиственные леса
В) саксаул 3) тундра
Г) типчак 4) степь
Д) лиственница 5) пустыня
Е) береза
Ж) ясень
З) кедр
И) кедровый стланик
К) полынь
3. Соотнесите названия животных с природными зонами, для которых они характерны: А) бурундук 1) тайга
Б) полярная куропатка 2) тундра
В) бурый медведь 3) смешанные и широколиственные леса
Г) пятнистый олень 4) степи
Д) глухарь 5) пустыни
Е) лось
Ж) барсук
З) тарантул
И) сайгак
К) заяц-беляк
Л) прыткая ящерица
4. К приспособлениям растений к климатическим условиям тундры можно отнести:
А) большие размеры листьев
Б) низкорослость
В) гелиотропизм
Г) мелкие листья, которые не сбрасываются на зиму
Д) преобладание древесных форм
5. К приспособлениям растений к климатическим условиям тайги можно отнести:
А) замену листьев на хвою
Б) преобладание лиственных деревьев
В) преобладание трав и кустарников
Г) холодостойкость
6. К приспособлениям растений к климатическим условиям степей можно отнести:
А) мочковатая корневая система
Б) широкие листья
В) узкие листья
Г) преобладание трав
Д) преобладание древесных форм
7. К приспособлениям растений к климатическим условиям пустынь и полупустынь можно отнести:
А) преобладание многолетних форм
Б) мясистые листья
В) мочковатые корни
Г) длинные корни
Контрольная работа № 7 по теме «Природное районирование России»
ОТМЕТЬТЕ ВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ
1. Арктические пустыни:
а) зона расположена на островах Северного Ледовитого океана;
б) несколько месяцев длится полярная ночь;
в) избыточное увлажнение, много озёр и болот;
г) значительные площади заняты ледником;
д) лето короткое и прохладное;
е) зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана
2. Зона тундры:
а) средняя температура июля + 5-10 С;
б) выпадает много осадков;
в) увлажнение избыточное;
г) почвы подзолистые;
д) сильные ветры;
е) территория зоны- огромные пастбища домашних оленей.
3. Зона тайги:
а) увлажнение избыточное, много болот, озёр, рек;
б) главная ценность плодородные почвы;
в) преобладают хвойные деревья: ель пихта, сосна;
г) зима холодная, лето тёплое;
д) преобладают подзолистые почвы;
е) самая большая по площади природная зона России
4. Зона смешанных и широколиственных лесов:
а) суровая зима;
б) почвы дерново-подзолистые, серые лесные, бурые лесные;
в) леса сильно пострадали из- за хозяйственной деятельности человека;
г) растут дуб, клён, ясень, липа;
д) увлажнение недостаточное;
е) растения- амурский бархат, женьшень, маньчжурский орех;
5. Зона степей:
а) зона расположена на юге Русской равнины и Западной Сибири;
б) увлажнение недостаточное;
в) значительная часть зоны распахана;
г) почвы чернозёмы;
д) растительность- травы: ковыль, типчак;
е) почвы не плодородны
6. Полупустыни и пустыни:
а) растения: бук, граб, каштан, бамбук;
б) встречаются опасные насекомые: скорпионы, каракурты;
в) почвы представлены солончаками;
г) реки полноводные, много озёр;
д) растения имеют длинные корни, листья превратились в колючки;
2. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
1. Закономерная смена природных зон и природных условий в горах.
2. Безлесная природная зона с растительностью изо мхов, лишайников и стелющихся кустарников.
3. Лесная зона умеренного пояса с преобладанием хвойных деревьев.
4. Природные богатства, которые можно использовать для развития хозяйства.
5. Территория, на которой охраняется в естественном состоянии растительный и животный мир.
6. Органическое вещество, входящее в состав почвы, являющееся продуктом распада остатков растений и животных.
7. Безлесная зона умеренного пояса с преобладанием трав.
8. Территория со схожими почвами, растениями, животными, климатом.
9. Закономерная смена природных зон на равнинах.
10. Найди лишнее. Тайга: лиственница, дуб, сосна, пихта, ель.
11. Найди лишнее. Степь: черника, ковыль, типчак.
12. Найди лишнее. Пустыня: полынь, саксаул, морошка.
1. Основной причиной разнообразия природных зон являются различия в количестве:
А) тепла и влаги Б) микроорганизмов и человека В) растений и животных
2. Общепризнанным основателем научного почвоведения, впервые объяснившим причины различия почв является ______________________.
3. Работы направленные на улучшение свойств земель, на повышение их производительности называются
А) балка Б) мелиорация В) агломерация Г)эксплуатация
4. Наука, изучающая жизнь и свойства природных территориальных комплексов называется
А) районирование Б)географознание В) ландшафтоведение Г) почвоведение
5. Ландшафты, образование которых связанно с хозяйственной деятельностью человека называются ___________________.
6. Назовите ландшафтные зоны на территории России:
1. Арктика 4. Л____________.
2. С______. 5. Т_____________.
3. С_________. 6. Т______________.
7. Какую почву назвал один из выдающихся русских ученых «дороже золота»:
А) Каштановые Б) Подзолистые В)Черноземы Г) Темно-серая лесная почва
8. Какой из видов земледелия основывается на получении максимального урожая сельскохозяйственной продукции при минимальных затратах труда и средств на единицу площади, сохранение и наращивание плодородия почв:
А) экстенсивный Б) интенсивный Б) залежный Б) подсечно-огневой
9.Перечислите наиболее распространенные виды природно-антропогенных ландшафтов
С__________________, Л______________________, П___________________.
10.Природные зоны чаще всего в виде полосы простираются:
А) с запада на восток Б) с севера на юг
11. Верно ли утверждение:
Разные природные зоны обладают разной степенью благоприятности для проживания людей, что, естественно сказалось на количестве и людности поселений, на особенностях быта, ритме жизни, ремеслах, и даже духовной жизни.
А) ДА Б) НЕТ
12. Дайте определение «Культурный ландшафт» _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольная работа № 8 по теме «Природа регионов»
Проверка географических понятий и терминов: горные страны, горный хребет, лакколиты, нагорья, складчатые горы, плато, равнина, глыбовые горы, морена, река, половодье, сели, паводок, межень,, вулканы, гейзеры, старица, меандр, озы, барханы, озеро, ледник, архипелаг, циклон.
Проверка знания номенклатуры: Бырранга, Урал, Кавказ, Верхоянский хр., Корякское н., Алтай, о. Ханка, о.Онежское, о. Ладожское, Лена, Енисей, Обь, Амур, Шилка, Аргунь,Охотское море, Берингов пр., Карское м. Лаптевых, Пр. Лонга, Татарский пр. и др.
С помощью статистических материалов из атласа и тематических карт оформите графически высотную поясность:
1 вариант – Большой Кавказ
2 вариант – Алтай
3 вариант – Южный и Средний Урал
Описать ПТК по плану
1. Географическое положение
2. Геологическое строение и рельеф (возраст территории, характер земной коры, рельеф горный или равнинный)
3. Полезные ископаемые (почему именно такие)
4. Климат (пояс, тип климата, средние температуры января и июля, количество осадков, ветры, особые явления)
5. Воды (реки, озера, болота, мн. мерзлота, подземные воды). Особенности рек – бассейн, питание, режим
7. Природные зоны
8. Почвы
9. Растения и животные
10. Экологические проблемы территории.
1 вариант – Алтай
2 вариант - Северный Урал
3 вариант- Карелия
Контрольная работа № 9 по теме «Человек и природа»
Географический диктант (соотнесите понятие - определение)
мониторинг | Достопримечательные природные объекты, подлежащие охране |
Смог | Система наблюдения и оценки состояния окружающей природной среды под влиянием антропогенных воздействий |
Прогноз | Участки территорий, навечно изъятые из хозяйственного использования, в которых сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс |
Охрана природы | Использование природных ресурсов человеком, в результате которого свойства природной среды не ухудшаются. Оно состоит из охраны природы, рационального освоения и преобразования природы |
Рациональное природопользование | Ядовитый туман |
Стихийные явления | Условия, чрезвычайно неблагоприятные для организма человека |
Экстремальные | Научная разработка представлений о природе будущего |
Заказники | Неожиданные, страшные по своим последствиям для человека нарушения нормального хода природных процессов |
Заповедник | Комплекс мер, направленных на сохранение природы в интересах общества |
Пещера, озеро, дерево, минеральный источник | Охраняемые объекты, в которых разрешается некоторые виды хозяйственной деятельности |
Национальный парк | Охраняемые территории, которые используются для массового туризма и отдыха |
Стихийные бедствия | Естественные природные процессы, приводящие к разрушениям и гибели людей |
Заполните таблицу «Обеспеченность регионов природными ресурсами»
Вид природных ресурсов | Регионы, наиболее обеспеченные природными ресурсами |
Минеральные |
|
Климатические |
|
Водные |
|
Почвенные |
|
Биологические |
|
рекреационные |
|
Приложение 1
Номенклатура
Учащиеся должны уметь показывать следующие географические объекты
Горные хребты: Урал Кавказ Хибины Бырранга Алтай Вост. И Зап. Саяны Срединный хребет Сихотэ – Алинь Верхоянский Черского Джугджур Яблоновый Становой | Равнины Восточно – Европейская Западно – Сибирская Среднесибирское пл. Смоленско – Московская Приволжская Среднерусская Валдайская Прикаспийская Колымская Барабинская Васюганская
|
Озера Байкал Каспийское Ладожское Онежское Ханка Чаны Баскунчак Эльтон Ильмень | Реки Волга Урал Ока Дон Нева С. Двина Печора Обь с Иртышем Лена Ангара Енисей и его притоки Хатанга Индигирка Колыма Кама Анадырь Амур Шилка Аргунь |
Крайние точки М.Дежнева Флигели Челюскин | Моря Баренцево Белое Карское Лаптевых Восточно – Сибирское Чукотское Берингово Охотское Японское Черное Азовское Балтийское |
Горы Эльбрус Базардюзю Победа Казбек Народная Влк. Ключевская Сопка | Острова и архипелаги Ратманов Новая Земля Новосибирские Колгуев Северная Земля Врангеля Шантарские Сахалин Курильские Командорские Шпицберген Земля Франца - Иосифа |
Полуострова Кольский Канин Ямал Гыданский Таймыр Чукотский Камчатка | Проливы Карсвие Ворота Вилькицкого Санникова Маточкин Шар Дм. Лаптева Лонга Берингов Татарский Лаперуза Кунаширский |
Кумо – Манычская вп. Сибирские увалы | Анабарское пл. Путорана пл. Патомское наг. Алданское наг. Колымское Корякское Витимское Северные Увалы Тиманский кряж |
Контрольная работа № 10 по курсу «География: природа России»
Часть 1.
Прочитайте задание и выберите из предложенных ответов один правильный. На бланке ответов запишите номер задания и букву, соответствующую выбранному вами ответу.
№ | Текст задания | Варианты ответа |
1
| Укажите крайнюю северную материковую точку России | A. Мыс Челюскин B. Мыс Диксон C. Мыс Флигели D. Мыс Лопатка .
|
2
| Западная Сибирь, Волго – Уральский район, Европейский Север, шельф Сахалина – это крупные ресурсные районы. Определите, запасы какого полезного ископаемого здесь сосредоточены. | A. угля B. нефти и газа C. железных руд D. руд цветных металлов |
3
| Выявите, какое время показывают часы в Москве (II часовой пояс), если известно, что в г. Норильске (VI часовой пояс) в данный момент 20 часов. | A. 16 часов B. 24 часа C. 2 часа D. 18 часов
|
4
| Определите, геологическое строение какой из платформенных равнин представлено на данном рисунке. |
B. Западно-Сибирская равнина C. Средне-Сибирское плоскогорье
|
5
| Летом в Центральной России установилась прохладная дождливая погода. Укажите, вторжением каких воздушных масс это может быть обусловлено. | A. морской арктический воздух B. континентальный воздух умеренных широт C. морской воздух умеренных широт D. морской тропический воздух |
6
| Определите, какие из перечисленных рек относятся к бассейну Северного Ледовитого Океана. | A. Дон, Кубань B. Волга, Терек, Урал C. Амур D. Лена, Енисей, Обь. |
7
| Какой зональный тип почв формируется под хвойными лесами в условиях избыточного увлажнения и умеренно теплого лета. | A. тундрово-глеевые B. подзолистые C. серые лесные D. черноземные |
8
| Укажите природную зону, которая в настоящее время практически лишена естественной растительности из – за хозяйственной деятельности человека. | A. тундра B. тайга C. зона смешанных и широколиственных лесов D. зона степей |
9
| Выявите, какой из перечисленных факторов в наибольшей степени затрудняет добычу нефти и газа в Западной Сибири. | A. заболоченность территории B. континентальный климат C. островная мерзлота D. обилие кровососущих насекомых |
10
| Укажите причину незначительного распространения многолетней мерзлоты на севере Восточно-Европейской равнины по сравнению с Азиатской частью России. | A. более высокие летние температуры B. большая мощность снежного покрова C. вследствие массовой вырубки лесов |
11
| Определите, какой из типов климата характеризуется следующим набором свойств: годовая амплитуда температур 50 – 60 0С, небольшая (0,2 – 0,3 м) высота снежного покрова, господство антициклональных типов погоды. | A. морской B. умеренно - континентальный C. континентальный D. резко континентальный |
12
| В одной их природных зон растения имеют следующие особенности: стелющиеся и карликовые формы, многолетний цикл развития, преобладают мхи и лишайники. Определите, в какой из природных зон они произрастают. | A. тундра B. тайга C. зона смешанных и широколиственных лесов D. зона степей |
13
| Укажите, какой из природных районов России наиболее обеспечен гидроэнергетическими ресурсами | A. Восточно-Европейская равнина B. Западная Сибирь C. Средняя и Северо-Восточная Сибирь D. Дальний Восток |
14
| Оцените причину массового развития оврагов в Черноземье. | A. вырубка лесов B. распашка земель C. строительство дорог |
15
| Укажите, какой из перечисленных населенных пунктов имеет среднеянварскую температуру воздуха – 240С. | A. Москва B. Мурманск C. Воркута D. Якутск |
16
| Оцените, какой из природных районов практически полностью расположен в зоне распространения многолетней мерзлоты | А.Восточно-Европейская равнина В. Урал С. Западная Сибирь D. Средняя и Северо – Восточная Сибирь |
Часть 2
Прочитайте задание и выполните его письменно на бланке, указав номер задания.
17
| Объясните, почему распашка почв ведет к усилению почвенной эрозии | ||||||||||||
18
| В степной и лесостепной зонах поля ограничены лесозащитными полосами. Объясните их назначение. | ||||||||||||
19
| Дальний Восток и Юг России заняты горными сооружениями. Укажите, почему современные вулканические процессы активно проявляются лишь на Дальнем Востоке. | ||||||||||||
20 | Охарактеризуйте, чем микроклимат крупных городов отличается от микроклимата расположенных в их окрестностях естественных ландшафтов. | ||||||||||||
21 | Сравните набор природных зон Восточно – Европейской и Западно – Сибирской равнин. Найдите черты сходства и различия. Объясните их. | ||||||||||||
22
| Вы собираетесь в августе в поход по территории южной части Дальнего Востока. Объясните выбор вашей одежды и снаряжения особенностями климата данной территории. | ||||||||||||
23 | Исходя из предложенных данных, определите, на какой из рек, впадающих в Тихий океан, наиболее целесообразно строительство ГЭС. Объясните ваш выбор.
| ||||||||||||
24 | Укажите, в чем главные причины большой заболоченности тайги Западной Сибири. | ||||||||||||
25 | Перечислите основные причины большого количества озер в Карелии и на Кольском полуострове. |
33